Не лучше ль на себя кума. Басня «Зеркало и обезьяна»: анализ произведения
Мартышка и Медведь ведут непринужденную беседу в басне Крылова Зеркало и обезьяна. Читать басню Крылова дети любят по ролям или заучивать наизусть – она короткая и совсем не сложная.
Басня Зеркало и обезьяна читать
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Мораль басни Зеркало и обезьяна
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Мораль басни Зеркало и Обезьяна Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои.
Басня Зеркало и обезьяна - анализ
Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки» своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.
Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова
Сегодня в программе басня «Зеркало и Обезьяна» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова ; несколько страниц из удивительной книги «Занимательная физика» Якова Исидоровича Перельмана , иллюстрированных шедеврами мировой живописи; рисунки к диафильму «Басни дедушки Крылова» Репкина и несколько качественных задач по физике «Плоское зеркало» с ответами;-)
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А, ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». –
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
1815 г.
Иван Андреевич Крылов
(13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович
(1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Басня «Зеркало и Обезьяна»
в исполнении Игоря Ильинского
к сожалению, тег audio
не поддерживается Вашим браузером:-(
Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.
Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Безумно хороша басня дедушки Крылова «Зеркало и обезьяна» – «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» :-) Вроде как всё понятно, однако, у меня для вас есть предложение от которого, надеюсь, будет очень трудно отказаться;-) Предлагаю читателям зелёных страничек окунуться с головой в мою обожаемую физику и разобраться по полной программе с очень интересным вопросом: Кого мы видим глядя в зеркало?
КОГО МЫ ВИДИМ, ГЛЯДЯ В ЗЕРКАЛО?
«Разумеется, самих себя, – ответят многие, – наше изображение в зеркале есть точнейшая копия нас самих, сходная с нами во всех подробностях».
Не угодно ли вам убедиться в этом сходстве? У вас на правой щеке родинка – у вашего двойника правая щека чиста, но на левой щеке есть пятнышко, которого у вас на этой щеке не имеется. Вы зачёсываете волосы направо – ваш двойник зачёсывает их налево. У вас правая бровь выше и гуще левой; у него, напротив, эта бровь ниже и реже, нежели левая. Вы снимаете перчатку с левой руки, а ваш двойник тем временем снимает её с правой…
Камиль-Леопольд Лассаль (Camille-Leopold Cabaillot Lassalle; 1839–1888) – французский живописец.
Вы носите кошелёк в правом кармане жилета, а записную книжку в левом кармане пиджака; ваш зеркальный двойник имеет иные привычки: его записная книжка хранится в правом кармане пиджака, кошелёк – в левом жилетном. Обратите внимание на отражение в зеркале циферблата часов, которые висят на стене у вас за спиной. У вас таких часов никогда не бывало: расположение и начертание цифр на них совершенно необычайное; например, цифра восемь изображена так, как её нигде не изображают – IIX, и помещена на месте двенадцати ; двенадцати же нет совсем; после шести следует пять, и т.д.; кроме того, движение стрелок на часах, висящих за спиной вашего двойника, обратно обычному.
Наконец, у вашего зеркального двойника есть специфическая особенность – он левша. Пишет, шьёт, ест он левой рукой, и если вы выразите готовность с ним поздороваться, он протянет вам левую руку.
Нелегко решить, грамотен ли ваш двойник. Во всяком случае грамотен как-то по особенному. Едва ли удастся вам прочесть хоть одну строку из той книги, которую он держит в руках, или какое-нибудь слово в тех каракулях, которые он выводит своей левой рукой.
Таков тот человек, который притязает на полное сходство с вами! А вы хотите судить по нему о внешнем виде вас самих… При этом кто-то недоволен своим изображением в зеркале (особенно по утрам;-), а кто-то от него без ума;-)
Альфред Эмиль-Леопольд Стевенс (Alfred Emile Leopold Stevens; 11.03.1823– 29.08.1906) – бельгийский живописец.
Огюст Тульмуш (Auguste Toulmouche; 21.09.1829–16.10.1890) – французский живописец.
Шутки в сторону: если вы думаете, что, глядя в зеркало, видите самих себя, – вы заблуждаетесь. Лицо, туловище и одежда у большинства людей не строго симметричны
(хотя мы этого обычно не замечаем): правая половина не вполне сходна с левой. В зеркале все особенности правой половины переходят к левой, и наоборот, так что перед нами является фигура, производящая зачастую совсем иное впечатление, чем наша собственная.
Ещё не факт, что вы смогли бы узнать девушку, изображённую на картине Филиппа Осиповича Будкина по её отражению в зеркале, особенно если бы она одела другой кокошник и бусы;-)
Будкин Филипп Осипович (1806–1850) – русский портретный живописец, академик.
РИСОВАНИЕ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
«Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман
Нетождественность зеркального отражения с оригиналом ещё заметнее выступает в следующем опыте. Поставьте перед собой отвесно на стол зеркало, положите перед ним бумажку и попробуйте нарисовать на ней какую-нибудь фигуру, например прямоугольник с диагоналями. Но не смотрите при этом прямо на свою руку, а следите лишь за движениями руки, отражённой в зеркале.
Вы убедитесь, что столь лёгкая на первый взгляд задача почти невыполнима. В течение многих лет наши зрительные впечатления и двигательные ощущения успели прийти в определённое соответствие. Зеркало нарушает эту связь, так как представляет глазам движения нашей руки в искажённом виде. Давнишние привычки будут протестовать против каждого вашего движения: вы хотите провести линию вправо, а рука тянет влево, и т.п.
Рисование перед зеркалом это не только весьма увлекательное, правда по началу, безумно раздражающее занятие;-), но и прекрасное упражнение для вашей нервной системы и непостижимых и ещё мало изученных связей в головном мозге… Настоятельно рекомендую его тем, кто хочет до глубокой старости сохранить живость ума без использования могучей, но иногда непредсказуемой химии и её подруги фармакологии;-)
Выныриваем из моей обожаемой физики;-) и окунаемся в восхитительные иллюстрации к басне «Зеркало и Обезьяна» в исполнении советского художника-мультипликатора Петра Петровича Репкина . Вашему вниманию рисунки к советскому диафильму «Басни дедушки Крылова» .
БАСНЯ «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА» ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА
«Басни дедушки Крылова»
Производство студии «Диафильм», 1986 год
Художник П. Репкин
Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.
Не знаю, как читателям зелёных страничек, а мне страшным образом любопытно, как относятся к своему отражению в зеркале животные – узнают ли они себя?
ЖИВОТНЫЕ У ЗЕРКАЛА
В сети интернет «гуляет» множество забавных видеороликов, в которых коты выплясывают перед своим отражением в зеркале неподражаемый тыгыдык-тыгыдык с выгнутой дугой спиной… Однако, наш кот игнорирует зеркало. Даже по своей молочной и довольно хулиганской молодости он не проявлял к своему отражению ни малейшего интереса.
Очень может быть, что нашего кота тоже смущает его отражение в зеркале, но он не считает нужным на него реагировать;-) В конце концов этот ушастый и хвостатый, там в зеркале, на хозяйскую кровать не претендует, вкусностями в любимой мисочке не интересуется, ничем подозрительным не пахнет, следовательно, никаких обонятельных эмоций не вызывает… Ну и пусть себе живёт там, в своём зазеркалье;-) К тому же он из зеркала и не выходит никогда – знает своё место! :-)
Клод Джозеф Бейл (Claude Joseph Bail; (1862–1921) – французский живописец.
Желаю Вам приятного и полезного чтения!
Зеркало и обезьяна рисунок
Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Зеркало и обезьяна - Мораль басни Ивана Крылова
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна
Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.
Анализ басни Зеркало и обезьяна
В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.
Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.
Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.
Герои басни
Обезьяна
Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других
Медведь
Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.
Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна
Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна
Звуковой диафильм. Читает Ильинский
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" в других словарях:
Союз. 1. Присоединяет оборот или придат. предл. со значением сравнения, сопоставления кого, чего л. с тем, о чём говорится в главном. Разговаривать громче, чем обычно. На юге звёзды ярче, чем на севере. Горы были выше, чем кто то предполагал. 2 … Энциклопедический словарь
ОБОРОТИТЬСЯ, оборочусь, оборотишься, совер. (к оборачиваться) (прост.). То же, что обернуться во всех знач., кроме 7, и обратиться в 1 и 2 знач. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.» Крылов. «Тут он в точку… … Толковый словарь Ушакова
Союз. 1. сравнительный. Вводит в состав простого предложения сравнительный оборот, поясняющий какой л. член этого предложения, выраженный формой сравнительной степени прилагательного или наречия, а также словами: „другой“, „иной“, „иначе“ и т. п … Малый академический словарь
Чужую кровлю кроет, а своя течет. Ахал бы дядя, на себя глядя. Ср. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. Крылов. Зеркало и Обезьяна. Ср. Willst du fremde Fehler zählen, heb an deinen an zu zählen: Ist mir recht,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.
Читать текст басни:
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,Тихохонько Медведя толк ногой:
\"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть\". -
\"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?\" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Мораль басни Зеркало и Обезьяна:
Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.