Никитин и его творении. Иван никитин - биография, фотографии. Болезнь и смерть

Никитин И. С. родился в 1824-м году в небогатой мещанской семье. Его отец занимался продажей свечей. Ваня начинал своё обучение в 1839 году в Воронежской семинарии, давшей ему богатый жизненный опыт и хорошее образование, однако скучное, что было ему не по нраву. Позже, он напишет об этом в "дневниках семинариста". В 44-м году его отец, на одной из улиц Воронежа, купил постоялый двор и начал жить там с семьёй. Но постоянное пьянство отца в последствии разорило семью Никитиных, в результате чего юноше пришлось бросить учебу в семинарии и самому стать содержателем постоялого двора.

Никитин был человеком развитым всесторонне, много времени посвящая саморазвитию и изучению иностранных языков (французский, немецкий), он также любил читать, особенно Шекспира и Гёте. Первые стихи Никитина получили признание местной интеллигенции, он сдружился с такими поэтами как Второв Николай Иванович Де-Пуле Михаил Фёдорович, также Никитина считают приемником Кольцова. Первые из его сохранившихся стихов датируются 1849-годом. Дебютировал Никитин стихотворением "Русь" написанным в 1851 году, но публикованным только в 1853 году, а в 1859 году вышел первый сборник его стихов, получивший много противоречивых отзывов.

Позднее, в 59-году поэт занял 3000 рублей у крупного мецената Кокорева, и открыл читальню в центре города, которая в последствии пользовалась популярностью у местного населения. Здоровье Никитина А.С. 16 октября 1861 года пошатнулось в результате чахотки и не справившись с болезнью, поэт умер. Был похоронен в городе Воронеже. Спустя годы на месте погребения Никитина построили цирк, но захоронение его и ещё нескольких человек, одним из которых является захоронение Кольцова А.С. не тронули. В настоящее время это место называют "Литературным некрополем".

3, 4, 5 класс с фото

Биография Никитина Ивана о главном

В десятом месяце далекого 1824 года в мещанской семье, которая жила в полном достатке, родился наследник. При крещении имя мальчику дали Иван, как и многим другим его ровесникам. Важно отметить, что семья, о которой идет речь, проживала в славном городе Воронеже.

До пятнадцати лет Ванюша воспитывался дома. После пятнадцатилетия батюшка определил отпрыска на учебу в Духовную семинарию. В этом учебном заведении Иван проучился четыре года.

Говорят, что человек предполагает, а Бог располагает. Так и получилось в семье Никитиных. Ивану не пришлось получить образования, потому что отец его потерпел разорение или, как сейчас говорят, банкротство.

Вместо сана духовного Ивану пришлось стать содержателем постоялого двора, чтобы семья как-то существовала.

Немаловажная деталь: еще во время учебы Ивану нравилось сочинительство. Он перечитал почти все книги, которые были в семинарской библиотеке и даже стал самостоятельно слагать вирши.

Все проходит. Так в 1853 году Иван отправил свои стихи в местную воронежскую газету. И, как ни странно, они были напечатаны. Так Иван Никитин приобрел известность в качестве стихотворца в родном городе.

Приобретя известность, Никитин стал членом литературного кружка в родном городе. Он постоянно повышал свой уровень способом самообразования и, конечно же, занимался любимым делом – писал литературные произведения.

В скором времени кружок по интересам распался и Иван, как говорят, испытал кризисную ситуацию в творчестве. Чтобы не впасть в депрессию он предпринял попытку попробовать свои силы в новом жанре – поэме. Написал ее достаточно быстро. Назвал «Кулак». Стоит сказать, что критики одобрили ее

Учеба, пусть и не законченная, в учебном заведении с духовным уклоном дала о себе знать. В творчестве Никитина стали проскальзывать религиозные нотки. А вскоре он посвятил Богу целый цикл произведений. Этот период его жизни датируется примерно 1953 годом.

Материальный кризис в семье Никитиных длился примерно до 1859 года. После жить стало полегче, и Иван смог позволить себе открыть книжный магазин и при нем библиотеку. Эти заведения, принадлежащие Ивану, можно назвать культурным центром Воронежа того времени.

В этот период творчества Никитин тяготеет к реализму. Он в своих текстах пишет о трудной доле женщин, тяжелой крестьянской работе, грустной судьбе городских жителей.

После пятидесятых годов девятнадцатого века Иван создает стихотворение «Русь». О нем стоит сказать особо, потому что оно без всякой правки сразу было опубликовано. Затем его растиражировали, что дало возможность Ивану Никитину заработать денег.

В шестидесятые годы Никитин, будучи уже маститым писателем, обращается к созданию прозаического текста. Тема, как уже было упомянуто, семинария. Его проза – это в некотором роде мемуары о его времени обучения. Стоит заметить, что прозаический опыт Ивана был опубликован.

Также сквозной темой творчества Никитина можно назвать тему красоты русского пейзажа. Он мастерски воспроизвел такие родные и знакомые до боли каждому русскому человеку пейзажные зарисовки.

Стихотворения Ивана Никитина необыкновенно звучны, поэтому очень их большое количество положено на музыку.

К великому сожалению, в девятнадцатом веке медицина была не столь развита, как сегодня. По этой причине в октябре 1861 года Иван Никитин скончался от чахотки или, как говорят сегодня туберкулеза. Похоронен в родном городе.

3, 4, 5 класс интересные факты

Интересные факты и даты из жизни

Иван Никитин, биография которого вызывает искренний интерес у почитателей настоящей глубокой поэзии, - русский самобытный поэт 19 века. Его творчество ярко описывает дух того далекого времени.

Никитин Иван Саввич: биография для детей

Родился Иван Саввич в городе Воронеже 3 октября 1824 года в семье зажиточного мещанина, торговавшего свечами. Грамоте выучился рано благодаря соседу-сапожнику, в детстве много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения. В возрасте восьми лет поступил в духовное училище, далее продолжил обучение в семинарии.Внезапное окончание учебы обусловило разорение отца, его пагубная страсть к алкоголю и смерть матери, что вынудило юношу взять на себя заботу о близких. Иван, отчисленный по причине частого отсутствия на занятиях в классе и слабой успеваемости, стал вместо отца работать в свечной лавке, которая потом вместе со свечным заводом была продана за долги, а на эти деньги приобретен полуразвалившийся постоялый двор.

Трудности бытия

Биография Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, описывает его трудную однообразную жизнь. Но несмотря на тяжелые обстоятельства, юноша не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца. Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту, - Никитин Иван Саввич. Краткая биография для детей передает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. Иван Никитин, биография которого описывает его истинную в творчестве проявил себя как талантливейший пейзажист.

Любовь к народу - одна из главных тем в творчестве

Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.

Иван Никитин: краткая биография поэта-самородка

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв (ученый-краевед) ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год). Иван Никитин, биография для детей которого рассказывает о нарастающей популярности поэта в то время, по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему. К тому же, как описывает биография, Никитина начали одолевать болезни. Летом 1855 года он простудился во время купания, сильно ослабел и долго не вставал с постели. В такие тяжелые минуты на помощь ему пришла вера, побудившая к появлению стихотворений с религиозной тематикой.

Религиозные мотивы в поэзии Никитина

Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики. На стихи Ивана Никитина написано более шести десятков замечательных песен и романсов. В 1854-1856 годах поэт работал над собственным самообразованием, занимался изучением французского языка и много читал. После отъезда из Воронежа в 1857 году Второва, ставшего ему близким другом, а также после распада второвского кружка поэт с щемящей остротой почувствовал тяжесть семейной и жизненной обстановки, пессимистическое настроение захватило его с большей силой.

Книжный магазин Ивана Никитина

В 1858 году вышла большая поэма Никитина «Кулак», ярко описывающая мещанство, сочувственно воспринятая критиками и имевшая успех у публики. Тираж произведения разошелся меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой, из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». Гонорары от публикации стихов, сбережения, накопленные в течение нескольких лет, и заем в 3000 рублей у В. А. Кокорева позволили ему в 1859 году приобрести книжный магазин, ставший любимым местом встреч жителей города, своего рода литературным клубом. Далее - новые надежды и планы, творческий подъем, новый сборник стихов, встреченный несколько прохладно, но жизненные силы были уже на исходе.

Последние годы жизни поэта

Биография Никитина была очень трудной: поэт постоянно болел, особенно остро в 1859 году. Состояние его здоровья постоянно чередовалось, короткое улучшение сменялось продолжительным ухудшением. Во второй половине 1860 года Никитин много работал, из-под его пера вышло произведение «Дневник семинариста», написанное в прозе. В 1861 году посетил Петербург и Москву, принимал участие в местной культурной работе, в формировании общества распространения грамотности в Воронеже, а также в учреждении воскресных школ.

В мае 1861 года поэт сильно простудился, что вызвало обострение туберкулезного процесса. 28 октября 1861 года от чахотки скончался Никитин Иван Саввич. Биография для детей интересна тем фактом, что за короткую жизнь поэтом было написано около двух сотен прекрасных стихотворений, три поэмы и повесть. Ему было 37 лет. Похоронен на Ново-Митрофаньевском кладбище, рядом с Кольцовым.

Вклад Ивана Никитина в русскую литературу

Жизнь и биография Ивана Никитина ярко переданы в его творчестве, где поэт стремится осмыслить свое существование, понимает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности представления; успокоение он находил в природе и религии, примирявших его на время с жизнью. В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. Биография Никитина и сегодня интересна молодому поколению, желающему почувствовать дух ушедшего времени и хотя бы через слово поэта прикоснуться к нему. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.

Иван родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина ( -).

Творчество

Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году , многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские ведомости» со следующим комментарием:

Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову ? .

В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвятянин», «Отечественные записки» и других изданиях.

В первый отдельный сборник () вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году . Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» ().

Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова . Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.

Поэма «Кулак»

Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).

Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером» . В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.

Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:

Несколько потрясающих по своему драматизму сцен, местами же неподдельный комизм и всегда тёплое чувство общечеловеческой любви… живая передача действительности, типически очерченные характеры и чудные описания природы довершают очарование, производимое этим свежим и истинно поэтическим созданием молодого, но уже шибко развернувшего творческие силы свои писателя .

Поэзия Никитина и русская музыкальная культура

На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник , Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.

Память

  • В Воронеже в 1911 году на Никитинской площади был установлен памятник поэту по проекту скульптора И. А. Шуклина.
  • В Воронеже , в доме, где поэт жил с 1846 года , с 1924 года действует литературно-мемориальный Дом-музей Никитина (Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина).
  • В честь Ивана Саввича названа улица в городе Воронеже.
  • Воронежская областная универсальная научная библиотека носит имя поэта.
  • В Липецке есть улица Никитина.
  • В Новосибирске есть улица Никитина. Многие новосибирцы ошибочно полагают, что название улицы посвящено Афанасию Никитину.
  • В Воронеже функционирует гимназия имени И. С. Никитина.
  • В и 1974 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением И. С. Никитина.
  • В 2011 году к 425-летию Воронежа Почта России выпустила открытку с изображением памятника И. С. Никитину (скульптор И. А. Шуклин).
  • В Барнауле есть улица Никитина.
  • Почтовые марки СССР

Напишите отзыв о статье "Никитин, Иван Саввич"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • на

Отрывок, характеризующий Никитин, Иван Саввич

Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей.
– От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора!
Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие!
Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.
Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина.
Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам.
Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах.
Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.
Эти фразы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ничтожные светские люди удобно могли запоминать их и переносить из гостиных в гостиные. И действительно, les mots de Bilibine se colportaient dans les salons de Vienne, [Отзывы Билибина расходились по венским гостиным] и часто имели влияние на так называемые важные дела.
Худое, истощенное, желтоватое лицо его было всё покрыто крупными морщинами, которые всегда казались так чистоплотно и старательно промыты, как кончики пальцев после бани. Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии. То у него морщился лоб широкими складками, брови поднимались кверху, то брови спускались книзу, и у щек образовывались крупные морщины. Глубоко поставленные, небольшие глаза всегда смотрели прямо и весело.
– Ну, теперь расскажите нам ваши подвиги, – сказал он.
Болконский самым скромным образом, ни разу не упоминая о себе, рассказал дело и прием военного министра.
– Ils m"ont recu avec ma nouvelle, comme un chien dans un jeu de quilles, [Они приняли меня с этою вестью, как принимают собаку, когда она мешает игре в кегли,] – заключил он.
Билибин усмехнулся и распустил складки кожи.
– Cependant, mon cher, – сказал он, рассматривая издалека свой ноготь и подбирая кожу над левым глазом, – malgre la haute estime que je professe pour le православное российское воинство, j"avoue que votre victoire n"est pas des plus victorieuses. [Однако, мой милый, при всем моем уважении к православному российскому воинству, я полагаю, что победа ваша не из самых блестящих.]
Он продолжал всё так же на французском языке, произнося по русски только те слова, которые он презрительно хотел подчеркнуть.
– Как же? Вы со всею массой своею обрушились на несчастного Мортье при одной дивизии, и этот Мортье уходит у вас между рук? Где же победа?
– Однако, серьезно говоря, – отвечал князь Андрей, – всё таки мы можем сказать без хвастовства, что это немного получше Ульма…
– Отчего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
– Оттого, что не всё делается, как предполагается, и не так регулярно, как на параде. Мы полагали, как я вам говорил, зайти в тыл к семи часам утра, а не пришли и к пяти вечера.
– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.
Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба.
– Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme [очарование] французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.

Ivan Nikitin Карьера: Писатель
Рождение: Россия» Воронежская область» Воронеж, 21.9.1824
Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами.

В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и выказывать свой крутой нрав. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мама Никитина. В доме создалась чертовски тяжелая атмосфера, и Никитин нимало забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая всего ничего внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось немедленно же потом выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить ещё больше. Его здание, свечной предприятие и лавочка были проданы. На вырученные капиталы папа Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла осознать его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в "Воронежские Губернские Ведомости". Одно из них - патриотическое "Русь" - доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе "Воронежских Губернских Ведомостей" Н.И. Второв и К.О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся примерно них круг местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали являться в "Москвитянине", "Отечественных Записках", "Библиотеке для чтения". Печать отнеслась к поэту сильно сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское касательство Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, как собак нерезаных работал. Но жизнерадостное расположение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась прохладно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в "Современнике". Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и позже 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 - 56 годы немного улучшились; ситуация постоялого двора в настоящее время уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу от всего сердца расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 - 56 годы Никитин основательно работал над своим самообразованием, как собак нерезаных читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, тот, что стал самым близким другом Никитина, и позже распадения Второвского кружка стихотворец с чрезвычайной остротой почувствовал сызнова тягота жизненной и семейной обстановки, пессимистическое расположение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина - "Кулак". Критика встретила "Кулака" крайне сочувственно; с громадный похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; таковый же счастливый момент "Кулак" имел и у публики: менее чем посредством год потом его выхода он уже разошелся, принеся Никитину достаточно немаловажный барыш. Несмотря на угнетенное расположение и болезненное состояние Никитин в 1857 - 58 годы по-прежнему продолжал участливо присматривать за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гёте, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 - 58 годы стихотворец сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Русской Беседе". При содействии В.А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный шоп и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил свежеиспеченный сборник стихотворений, встреченный критикой значительно холоднее, чем "Кулак". Весь 1859 г. стихотворец проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его самочувствие стало поправляться, расположение сделалось больше жизнерадостным, литературная производительность поднялась, заинтересованность к общественной жизни сызнова повысился. Летом 1860 г. стихотворец побывал в Моск

ве и Петрограде. Книжная торговлишка Никитина шла достаточно благополучно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя неплохо, невпроворот работал, написал большое прозаическое произведение "Дневник семинариста", напечатанный в "Воронежской Беседе на 1861 г." и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. самочувствие Никитина к началу 1861 г. опять улучшилось, наступил сызнова взлет сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося рядом М.Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 - 1861 годы Никитин помещал свои произведения в "Отечественных Записках", "Народном Чтении", "Русском Слове" и "Воронежской Беседе". В мае 1861 г. Никитин очень простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный ход, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни стихотворец испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был папа, продолжавший, несмотря на тяжелую хворь сына, новости давний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 - 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая существование привлекала всего ничего внимания. Игнорируя ее, стихотворец другой раз рисовал то, чего ни при каких обстоятельствах не видел, в частности, море ("Ночь на берегу моря", "На западе светило пылает", "Когда Невы, окованной гранитом..."). В поэзии Никитин за тот самый отрезок времени времени ослепительно проявились влечение осмыслить бытие, ощущение неудовлетворенности ею, терзание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали натура и религиозная вера, которые примиряли его на время с жизнью ("Поле", "Вечер", "Когда закат прощальными лучами...", "Когда единственный, в минуты размышленья...", "Новый Завет" и др.). Но Никитин все-таки в 1849 - 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы ("Тишина ночи", "Оставь невеселый твой рассказ", "Певцу", "Мщение", "Нужда"). Никитин ещё не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен ("Русь"), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта биться с ним ("Оставь нерадостный твой расклад...", "Певцу"). В 1849 - 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее здорово было воздействие Кольцова, в особенности в отношении формы ("Весна на степи", "Русь", "Жизнь и смерть", "Успокоение", "Песня", "Наследство" и др.). Никитин великолепно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову ("Весна на степи", "Русь"). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 - 1853 годов обнаруживается воздействие Лермонтова ("Ключ", "Когда закат прощальными лучами...", "Юг и Север", "Засохшая береза", "Я помню счастливые годы...", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.), Пушкина ("Лес", "Война за веру" и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников весьма проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали достаточно видное местоположение в его поэзии 1849 - 1853 годов. В этих стихотворениях страсть сколько искусственности, риторики ("Дума", "Развалины", "Кладбище", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.). Личные переживания играют видную образ в творчестве Никитина и затем 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается крупный заинтересованность поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали кроме того выражаться в известной степени тутошний колорит, этнографический ингредиент, заинтересованность к истории местного края. Казенно-патриотическое расположение, захватившее Никитина ещё до 1854 г., проявляется и следом ("Новая борьба", "Донцам", "Уж как был молодчина.

..", "На взятие Карса"), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 - 1953 годов, достаточно шибко проявилась в 1854 г. ("Моление о Чаше", "Сладость молитвы", "С.В. Чистяковой"), но затем пропала. В поэзии Никитина в 1854 - 1856 г., так же, как и раньше, видно воздействие других поэтов: Кольцова ("Измена", "Не широк мой двор...", "Бобыль", "Уж как был молодчина...", "Отвяжися, депрессия...", "У кого нет думы..."), Лермонтова ("Друг"), Пушкина ("Кулак", "Новая борьба") и др., но в значительно меньшей степени, чем прежде, все больше обнаруживается тяготение сходить своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 - 1856 годов большую образ сыграло воздействие Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже целиком определился как стихотворец. В его поэзии после этого этого года общественные мотивы занимали видное местоположение, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное участливость личным переживаниям и природе; социальный ингредиент не подавил художественного. Развивавшиеся понемногу поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но кончина прервала тот самый расцвет; они не успели обнаружиться совершенно. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное местоположение в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ослепительно выразилась самая искренняя, глубокая влюбленность к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное охота улучшения его положения. Но вкупе с тем Никитин трезво смотрел на народонаселение, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных бес народного характера, в частности, грубости, семейного деспотизма ("Упрямый отец", "Порча", "Дележ" и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, посреди крестьян, в условиях их быта он ни в жизнь не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал строй хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, справедливо подмечены характерные черты народной психологии и нравов ("Мщение", "Старик-другоженец", "Ссора", "Жена ямщика", "Упрямый отец", "Купец на пчельнике", "Бурлак", "Порча" ("Болезнь"), "Рассказ крестьянки", "Дележ", "Выезд ямщика", "Староста", "Полночь", "Темно в горенке...", "Нищий", "Деревенский бедняк", "Пряха", "Ехал из ярмарки ухарь-купец...", "Мертвое тело", "Старый слуга", "За прялкой дама в поняве сидит..."). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимательность мещанству, посвятив ему поэму "Кулак". Она сверх меры растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы - мещанин-кулак, очерчен великолепно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную образ сыграл Некрасов, но его воздействие не являлось той главной силой, которая дала ориентация поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было крайне значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней без малого отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. грубо отрицательным касательство к нему, выразившимся в стихотворении "Поэту-обличителю".) Поэт-общественник, Никитин дал немного стихотворений, которые приподнято стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема ("Разговоры", "Опять знакомые виденья!..", "Постыдно гибнет наше время!.."). В изображении субъективны

х переживаний Никитину удавалось добиваться здоровенный прочувствованности, силы и красоты, как, в частности, в знаменитом стихотворении "Вырыта заступом яма глубокая...", которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, мог слиться с ней, чувствовать ее душу, распознавать оттенки ее красок и дал строй прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом ("Вечер после этого дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", "Рассыпались звезды, дрожат и горят...", "Смеркает день. В бору темнеет...", "В темной чаще замолк соловей...", "Помнишь? - с алыми краями..." и др.). "Дневник семинариста", оставшийся единственной попыткой Никитина изведать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное местоположение посреди современных ему бытописателей-реалистов. "Дневник семинариста", напечатанный прежде знаменитых "Очерков бурсы" Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил без малого незатронутую тогда ещё область. Творчество Никитина узко связано с его жизнью и личностью, в нем хоть отбавляй автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, только с небольшими и немногими просветами, бытие Никитина, зачастую обострявшаяся и мучившая его немочь наложили основательный отпечаток на его творчество: в нем преобладают нерадостные тона, красной нитью проходят глубокая депрессуха и скорбь ("Еще единственный потухший день...", "Я помню счастливые годы...", "С суровой долей я раньше времени подружился...", "В лесу", "В саду", "Лампадка", "Незаменимая, бесценная утрата!..", "Детство веселое, детские грезы...", "Бедная юность, дни невеселые...", "Вырыта заступом яма глубокая..." и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая существование с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина весьма неравноценны: посреди его стихотворений, в особенности до 1854 г., есть достаточно невпроворот слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть строй стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был весьма крупной величиной, но его поэзия приподнято стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта край поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (9 октября н.с.) 1824 года в Воронеже в зажиточной мещанской семье.

И. Никитин учился в Воронежском духовном училище (1833-1849 ) и духовной семинарии (1839-1843 ), но не окончил ее. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Разорение отца и тяжелое семейные обстоятельства вынудили И. Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 году И. Никитин открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа.

Печататься Иван Никитин начал в 1853 году . В начале литературного пути Никитина в нем принял участие кружок воронежских интеллигентов во главе с Н.И. Второвым. Первые стихи И. Никитина проникнуты религиозными и идиллическими мотивами. С 1854 г . стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения».

С начала 50-х годов в его творчестве все более проявляется стремление к реализму. Стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи» (1854 ) и др. посвящены горестной судьбе городского труженика, деревенского бедняка, крестьянки. В стихотворении «Мщение» (1853 ) он говорит о расправе крестьянина с жестоким и развратным барином-крепостником. Чувством любви к родине исполнены ранние стихи поэта («Русь», 1851 ; «Встреча зимы», 1854 ).

Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г . содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854-56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854-56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г . из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании.

Решающую роль в формировании эстетических взглядов И. Никитина и его реалистического метода сыграл общественный подъем 60-х годов. Суровый отзыв Н.Г. Чернышевского о первом сборнике стихотворений (1856 ), в котором критик осудил поэта за подражательство, способствовал идейно-творческому росту И. Никитина. В 1857 году была закончена поэма «Кулак», в которой глубоко раскрыта власть нужды, тяжесть семейно-бытовых отношений, трагизм бесправия женщины. Следую демократическим принципам критического реализма, Никитин ввел в поэзию новое лицо из мещанской среды – духовно обедненного, изуродованного общественным устройством мелкого торгаша-перекупщика, кулака. Н.А. Добролюбов оценил поэму «Кулак» как оригинальное произведение.

Весь 1859 г . поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. С начала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г . Никитин чувствовал себя хорошо, много работал.

Поэт рисовал в своих стихах правдивые картины беспросветной жизни крестьянина, нищего пахаря: «Ночлег в деревне» (1857-1858 ), «Пахарь» (1856 ), «Нищий» (1857 ), «Пряха» (1858 ), «Соха» (1857 ), «На пепелище», «Поминки» (1860 ) и др. Страдания городской бедноты описаны в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь» (1860 ). В некоторых произведениях выражен прямой социальный протест: «Староста» (1856 ), поэма «Тарас» (1860 ) и др. Резкая оценка общественного строя дается в стихотворениях «Опять знакомые виденья…» (1858 ), «Хозяин» (1861 ). Революционно звучали стихи «Постыдно гибнет наше время!..», «Тяжкий крест несем мы, братья…», «Падет презренное тиранство…», широко распространенные в нелегальных списках и впервые напечатанные лишь в 1906 году. Никитин писал о крепостнической Руси как о царстве «взяток и мундира», «скорби и цепей».

В историю русской прозы И. Никитин вошел как автор «Дневника семинариста» (1860 ), где вопросы воспитания тесно связываются с вопросами формирования нового человека.

Иван Никитин – мастер русского поэтического пейзажа. С проникновенным лиризмом он воспроизвел картины родной земли с ее неповторимыми красками.

В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Иван Саввич Никитин 16 октября 1861 г .