Обложки тайм за все время. Русские на обложке Time. г. Билл Клинтон «Человек года» по версии Time

Модуль поиска не установлен.

История компании KODAK

Сергей Ярошенко

Основатель компании Kodak Джордж Истман родился 12 июля 1854 года в деревне Уотервиль, в 20 милях на юго-запад от г. Ютики (штат Нью-Йорк). Он был самым младшим из троих детей. Когда Джорджу было 5 лет, его отец продал хозяйство и семья переехала в Рочестер. Отец отдал все свои силы основанию торгового колледжа. Но случилось непоправимое - отец Джорджа умер. Строительство колледжа прекратилось и семья попала в трудное финансовое положение.

Чтобы работать и поддерживать семью, в 14 лет Джордж бросил школу. Сначала он работал посыльным в страховой компании с окладом 3 доллара в неделю, годом позже - клерком в другой страховой фирме. По собственной инициативе он принял на себя дополнительные обязанности и стал заполнять страховые полисы, а иногда даже сам их готовил. Его жалованье увеличилось до 5 долларов в неделю.

Но даже это повышение не способно было покрыть все семейные расходы. И поэтому по вечерам он изучал бухгалтерское дело, надеясь получить более высокооплачиваемую должность.

В 1874 году после пятилетней работы в страховой компании его назначили на должность младшего клерка в Сберегательном банке Рочестера. Жалованье Джорджа составляло уже 15 долларов в неделю.

Первые любительские фотографии

Когда Истману исполнилось 24 года, он решил отдохнуть в Санто-Доминго. Его товарищ посоветовал ему зафиксировать свои впечатления об этой поездке и Джордж купил себе фотоаппарат с принадлежностями для приготовления и обработки влажных стеклянных фотографических пластин.

Фотоаппарат по размерам напоминал современную микроволновую печь, а для его установки необходим был тяжелый треножный штатив. Кроме того, с собой надо было носить палатку. Эта палатка предназначалась для нанесения фотоэмульсии на пластины перед экспонированием, для проявления и высушивания. Кроме этого, с собой необходимо было носить химикаты, стеклянные емкости, тяжелый держатель для пластин и кувшин с водой. Только лошадь, по словам Истмана, была в силах донести до места съемки всю эту экипировку.

Однако Истман так и не поехал в Санто-Доминго, но очень заинтересовался фотографией и задумался над тем, как упростить сложный процесс фотографирования.

Из английских журналов Истман узнал, что фотографы сами готовят фотоэмульсию из желатина. Стеклянные пластины, на которые наносилась эмульсия, оставались чувствительными к свету и после высыхания и могли экспонироваться позже. Воспользовавшись рецептом, взятым из этих журналов, Истман приступил к самостоятельному приготовлению желатиновой фотоэмульсии.

Днем он работал в банке, а ночью экспериментировал на кухне. Его мама вспоминает, что иногда он так уставал, что, не раздевшись, спал на полу, на одеяле около кухонной плиты.

После трех лет экспериментов ему, наконец, удалось разработать рецепт новой фотоэмульсии. В 1880 году Истман не только изобрел сухую фотопластину, но и создал машину для массового изготовления таких пластин. Он быстро понял перспективность бизнеса, связанного с изготовлением сухих фотопластин и продажей их фотографам.

Рождение компании

В апреле 1880 года Истман взял в аренду третий этаж здания на улице Стейт в Рочестере и приступил к производству сухих пластин на продажу. Одной из его первых покупок был подержанный двигатель стоимостью 125 долларов.

В период становления молодой компании Истману пришлось однажды испытать полное крушение его надежд, когда в руки покупателей попали некачественные пластины. Истман заменил их хорошими. "Мы потратили на это последние деньги, - вспоминал он, - но приобрели нечто более важное - репутацию".

"Фотография полностью нас поглотила, и мы не только выпускали сухие пластины, но и каждый день стали заниматься фотографией. Мы хотели так упростить процесс фотографирования, чтобы фотоаппаратом можно было пользоваться так же легко, как и обычным карандашом".

Эксперименты Истмана были направлены на поиск более легкой и гибкой основы для эмульсии, чем стекло. Он начал наносить фотографическую эмульсию на бумагу, а затем скручивал ее и помещал в круглую кассету. Эта кассета использовалась в фотоаппарате вместо кассеты для стеклянных пластин.

В 1885 году в газете появилась следующая реклама: "Вскоре вам будет представлена новая светочувствительная пленка - более экономичный и удобный заменитель сухих стеклянных пластин для фотографирования в студии и на улице".

Эта фотографическая система с использованием круглых кассет рулонной бумаги, покрытой фотоэмульсией, имела громадный успех. Однако использование бумаги в качестве подложки для эмульсии имело свои недостатки. Зернистая структура бумаги проявлялась в повышении зернистости фотографического изображения.

Истман решил покрыть бумагу слоем обычного растворимого желатина, а затем слоем нерастворимого светочувствительного желатина. После экспонирования и проявления слой желатина с изображением снимался с бумаги и переносился на лист прозрачного желатина. Далее этот слой покрывался коллодиевым лаком - раствором целлюлозы, образующим при высыхании прочную гибкую пленку.

Совершенствуя технологию изготовления прозрачной рулонной пленки и конструкцию круглой кассеты, Истман полностью изменил направление своей деятельности и создал базу, на основе которой можно было достичь успеха в любительской фотографии.

Позднее Истман вспоминал: "Когда мы начали работать над созданием пленки, мы думали, что фотографы, использующие стеклянные пластины, с большим энтузиазмом воспримут наше изобретение и перейдут на применение пленки. К сожалению, выяснилось, что лишь немногие воспользовались нашим изобретением. Для того чтобы достичь больших успехов в этом бизнесе, мы должны были сделать так, чтобы фотография стала доступной всем".

Реклама

Впервые слово "Kodak" было зарегистрировано как торговая марка в 1888 году. Существует множество красивых теорий по поводу происхождения этого слова. Но оказалось, что Истман просто его придумал. Джордж Истман так объяснял происхождение этого слова: "Я сам придумал это слово. Буква "К" - моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву "К". И слово "КОДАК" - результат моих попыток".

Помощь служащим

С самого начала Истман стал подумывать о дивидендах на зарплату для своих служащих. Так, в 1899 году между своими служащими Истман распределил довольно большую сумму своих денег. Позже он создал фонд "дивидендов на зарплату", из которого каждый служащий, помимо зарплаты, получал ежегодные дивиденды, пропорциональные ежегодной прибыли компании. Таким образом, чистая прибыль от доходов компании распределялась между служащими компании.

Процветание любой компании, по мнению Истмана, зависит не только от изобретений и их оригинальности, но и в большей мере от доброжелательности и лояльности служащих, которые, в свою очередь, должны участвовать в распределении прибыли предприятий.

В 1919 году Истман пожертвовал своим служащим одну треть своих личных средств из фонда компании - 10 млн. долларов. Затем последовало введение пособия по уходу на пенсию, страхование жизни и пособия по нетрудоспособности. Со всеми этими льготами и дивидендами служащие спокойно смотрели в будущее, верили в стабильность своего положения.

Компания Kodak

В 1879 г. Лондон был мировым центром фотографии и фотобизнеса. Джордж Истман приехал в Лондон, чтобы получить патент на изобретение машины для нанесения фотоэмульсии на стеклянные пластины. Американский патент он получил в следующем году.

В 1880 г. Истман наладил производство сухих фотопластин. Успех этого предприятия так вдохновил бизнесмена Генри А. Стронга, что он вложил в него некоторый капитал.

1 января 1881 г. Истман и Стронг основали партнерство по производству сухих фотопластин под названием Eastman Dry Plate Company. Через год Истман уволился с работы в Рочестерском сберегательном банке и все свое время посвятил работе в своей компании. Руководство компанией он успешно сочетал с исследованиями по упрощению технологии фотографического процесса.

В 1883 г. Истман выпустил на рынок рулонную пленку, причем разработанная им кассета с пленкой подходила почти ко всем фотоаппаратам, в которых использовались стеклянные фотопластины. Дж. Истман сделал процесс фотографии доступным для каждого, создав в 1888 г. фотоаппарат с маркой KODAK.

Фотоаппарат KODAK, заряженный пленкой, рассчитанной на 100 экспозиций, был портативен и прост в обращении. Стоил этот фотоаппарат 25 долларов. После экспонирования пленки фотоаппарат необходимо было вернуть на завод в Рочестер. Там пленка проявлялась, с нее делались фотографии, а в фотоаппарат заряжали новую пленку - и все это стоило 10 долларов.

В 1884 г. партнерство Истман-Стронг преобразовалось в новую фирму - компанию по производству сухих фотографических пластин и фотопленки (Eastman Dry Plate and Film Company), включающую 14 держателей акций. В 1889 году эта фирма была переименована в компанию Eastman Company.

В 1884 году была основана компания по производству сухих фотопластин и пленки (Eastman Dry Plate and Film Company)

В 1892 г. компания Джорджа Истмана зарегистрирована в Нью-Йорке под именем Eastman Kodak Company. В 1901 г. эта компания была зарегистрирована в штате Нью-Джерси под именем Eastman Kodak Company of New Jersey, под которым она существует и в настоящее время.

В начале деятельности компании в 1880 г. Джордж Истман был единственным собственником компании. В момент образования компании Eastman Dry Plate Company в 1881 г. ее собственниками были Истман и Стронг. Со времени организации компании Eastman Dry Plate and Film Company в 1884 г. до 1919 г. президентом компании был Стронг. В этот же период Джордж Истман совмещал должности казначея и генерального директора, а также президента холдинговой компании Eastman Kodak of New Jersey. В 1919 году Истман был президентом нью-йоркской компании, в которой он также являлся председателем совета директоров с 1925 г. до самой смерти в 1932 году.

Массовое производство при низком уровне себестоимости продукции

Уже в первые годы деятельности своей компании Истман стремился добиться того, чтобы фотоаппараты и фотопринадлежности стали доступны максимально большому числу людей, т.е. стоимость их была минимальной. Быстрый рост интереса к фотографии обусловил необходимость налаживания массового производства фототоваров. Создание совершенного технологического оборудования и высокоэффективных процессов производства пленки позволило молодой компании наладить выпуск высококачественной продукции с низкой себестоимостью, что сделало ее доступной широкому кругу потребителей.

В 1896 г. был произведен стотысячный фотоаппарат KODAK, а темпы производства пленки и фотобумаги достигли уровня 650 км/месяц. В это время "карманный" вариант фотоаппарата KODAK продавался по цене 5 долларов. Не успокаиваясь на этом, Истман работал над созданием более простого и удобного в обращении фотоаппарата, который бы стоил не более 1 доллара. Результатом этих усилий было создание в 1900 году первой модели фотоаппарата популярной серии BROWNIE.

Выход на мировой рынок

К моменту создания Истманом в 1880 г. сухих фотопластин Европа проявляла большой интерес к фотографии, но ею занимались только профессионалы.

Истман понимал важность и перспективность создания мирового рынка фототоваров для любительской фотографии. Уже через пять лет после создания в США компании по производству сухих фотопластин и пленки в Лондоне открывается торговое представительство компании Eastman Kodak. В течение следующих пяти лет и в особенности после создания Истманом фотоаппарата KODAK и упрощения фотографического процесса, фотография стала настолько популярной, что число фотолюбителей достигло сотен тысяч человек.

В 1889 году в Лондоне появляется компания Eastman Photographic Materials Company, Limited по продаже и распределению фотографических материалов. Сначала эта компания занималась продажей продукции, произведенной на заводах в Рочестере (США). Вскоре спрос на эту продукцию за пределами США возрос настолько, что ресурсов заводов в Рочестере стало не хватать, чтобы его удовлетворить.

В 1891 г. в Хэрроу, пригороде Лондона, было завершено строительство нового завода по производству фотоматериалов. К 1900 г. во Франции, Германии, Италии и других странах Европы были открыты магазины по продаже фототоваров. Рассматривался вопрос об открытии магазина фототоваров в Японии, а после создания канадского отделения компании Kodak - вопрос о строительстве завода фотоматериалов в Канаде.

Производство пленки: искусство и наука

История одной из самых знаменитых компаний в мире по производству фототехники началась в далеком 1879 году, когда работник английского банка Джордж Истмен смог понять, насколько желатиновые пластинки выгодней, нежели коллоидальные - их предшественницы в фотоаппаратном деле. В этом же году был подготовлен патент на массовый выпуск фотопластинки из желатина. Такая инновация открыла двери для фотографирования в повседневную жизнь. Так процесс произведения фото стал намного проще и быстрее.

Всю прелесть нового изобретения для фотоаппарата нельзя было не заметить, и уже в 1881 году Истмен заключает сделку с Eastman Dry Plate Company. Вот тут-то изготовление нового вида пластин разворачивается полным ходом. Только за три года компания получает огромную прибыль, но разработки приспособлений для фотоаппарата на этом не заканчиваются. Уже в 1885 году свету представлена катушечная фотопленка.

А вот само название «Kodak» появилось только в 1888 году. Его разработал сам Истмен специально для выпуска первого фотоаппарата с уже вставленной фотопленкой, состоящей из ста кадров. Стоимость такого агрегата всего 25 долларов. Со временем начинают продаваться фотоаппараты и на 48 снимков.

В 1892 году популярность становится настолько высокой, что корпорация Eastman Dry Plate Company меняет свое имя на Eastman Kodak Company of New York. Вместе с новым именем к компании приходит и новый успех - по всему миру в магазинах начинают появляться первые фотоаппараты с возможностью съемки. Случилось это в 1896 году, а уже в 1898 выпускается прототип всех нынешних широкопленочных фотоаппаратов.

Еще более доступной съемка с помощью продукции Kodak становится, когда в продажу поступают запасные пленки, которые можно купить отдельно от фотоаппарата.

XX столетие - век выпуска большинства различных фотоаппаратов Kodak. Такими стали и фотокамера Cine- Kodak Motion Picture Camera 1923-го года создания, и Kodacolor - цветная кинокамера 1927-го года, и придуманная в 1929-м кинопленка со звуком. Каждая новая модель фотоаппарата существенно отличается по сравнению со своими предшественницами в лучшую сторону. В связи с этим компания, можно сказать, захватывает целый мир. Заводы Kodak размещены в Канаде, Бразилии, Германии, Аргентине, Мексике, Великобритании и еще во многих других странах, а купить продукцию можно даже в самом захудалом городишке Европы и не только.

В самый разгар жестокой Второй мировой войны, в год, когда в нее ввязывается и СССР, Kodak презентует аппарат Ektra Camera и первую цветную фотопленку с возможностью обработать ее в домашних условиях.

На рискованный и вызывающий шаг руководство компании идет, повесив первый в мире диапозитив на вокзале в Нью-Йорке. На экране размером 6 на 20 метров демонстрируют разные фотографии, сделанные при помощи продукции Kodak. Эти снимки не раз вызывали неоднозначную реакцию в прессе. Диапозитив провисел на стенах вокзала до 1989 года.

В период с 1950 по 1957 годы, по подсчетам, компания Kodak изготовила и продала 10 миллионов единиц своей продукции, а с 1963 по 1970 куплено было около 50 миллионов фотоаппаратов.

Каждый последующий год компания вносит новые поправки, доработки и улучшения в продукцию. Постоянно уменьшается и сам размер камеры. Первый выпущенный аппарат был совсем не маленьким, и его неудобно было носить с собой. А вот уже в 1972 году были представлены целых пять видов мини-фотоаппаратов.

Но все это время Kodak развивался не только как компания, представляющая исключительно фотоаппараты в виде развлечения. Например, в 1980 году как раз на свой юбилей, бренд представил свой первый продукт для медицины, а именно для диагностики крови. Анализатор имел название Kodak Ektachem 400 Analyzer.

Чтобы продолжить свое продвижения в сфере медицины, в 1988-м году Kodak покупает фармацевтическую корпорацию Sterling Drug Inc вместе со всей ее инфраструктурой и филиалами. Но покупка не принесла ожидаемого результата и продается уже в 1995-м году. Единственное, что приобрела компания Kodak с помощью Sterling Drug Inc, так это доступ к нескольким новым фотолабораториям. Также в 1995-м бренд объявляет об открытии собственного сайта.

После более чем столетнего производства фотоаппаратов в 2006-м году на собрании директоров было решено прекратить изготовление и продажу всех цифровых фотоаппаратов и передать эстафету производства компании Flextronics, но изготовление пленки неизменно осталось прерогативой Kodak.

Наиболее весомой разработкой компании за несколько последних лет стала система перенесения изображения на пленку при помощи тепла, а не света как раньше.