Организация здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования подгорная ольга ефимовна. Понятие «здоровье» как основопо


Особенности ЗПШ позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся; инновационно - творческая основа формирования и реализации всех усилий направленных на повышение эффективности здоровьесбережения; направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства.






Характеристика экологического пространства ориентирован на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов; в центре внимания – субъекты педагогического процесса и сами эти процессы; в педагогическом пространстве существует немало элементов, которые или пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы




Загрязняющее веществоБиологические очистители Оксид углерода(iv)Все растения Фенол Спатифиллум ФормальдегидХлорофитум, драцена, спатифиллум СтиролВсе растения Бензол, толуол, ксилол, этилбензол Хлорофитум, драцена, сансивьера полосатая,плющ обыкновенный Ацетон, этилацетатЛистья и корни всех растений АцетамидВсе растения ВинилхлоридВсе растения ПерборатыВсе растения ГексахлорофенВсе растения Трихлорэтилен Фикус Бенжамена, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая Болезнетворные бактерии Диффенбахия пестрая, гибискус, фикус карликовый, каланхое, цитрусовые ПыльВсе растения, особенно опушенные Источники загрязнения воздуха закрытых помещений и возможности биологической очистки.


Лимон(Citrus limon) –декоративное, вечнозеленое плодовое дерево. Лимон можно вырастить из семян, но их необходимо прививать для плодоношения. Вырастить плоды бывает Слишком трудно, так как лимон очень чувствителен к недостатку влаги в воздухе. Лекарственным действием обладают и листья лимона. Запах лимонных листьев оказывает бодрящее действие, стимулирует вегетативную нервную систему, помогает при ВСД. Листья лимона содержат во много раз больше витамина С, чем плоды: в 100г плодов содержится до 80мг витамина С, а в листьях- до 880мг. Эфирные масла лимона являются противовирусным средством, они помогают при гриппе, ветрянке, герпесе, кори, паротите, вирусном гепатите, стимулируют иммунную систему


Хлорофитум хохлатый- лучшее растение в загрязненных помещениях. Оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Возможности растения изучены не полностью. В ходе эксперимента за 24 часа хлорофитум уничтожил 80% всех микроорганизмов. По подсчетам специалистов, десяти таких растений достаточно, чтобы очистить воздух 20- метровой комнаты от патогенных частиц. Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Мебель, отделка помещений, теплоизоляция нередко сделаны из синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества, например, формальдегиды. По последним данным московских ученых, концентрация этих веществ в воздухе может в 1,5- 4 раза превышать уличную, хлорофитум- поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий. Без него не обойдется ни одна цветочная компания. Простенький, но своей зеленой непосредственностью способен украсить любой интерьер.


Фикус каучуконосный. Для помещений, где в отделке и интерьере применены многочисленные синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества, в том числе формальдегиды, подходят фикусы. Большинство фикусов – это быстрорастущие растения, они поглощают ядовитые для человека вещества, содержащиеся в воздухе (бензол, трихлорэтилен, фенолы), и превращают их с помощью ферментов в аминокислоты и сахара.


Драцена душистая. Из-за одревесневшего, безлистного, неветвистого стебля с пучком листьев на верхушке называют ложными пальмами, но к настоящим пальмам они не имеют отношения. Драцена способна накапливать токсины, поглощать через листья и корни такие яды, как ксилол, бензол, формальдегид, толуол, этилбензол, трихлорэтилен - оказывает терапевтический эффект.


Каланхоэ. Все каланхоэ устойчивы к болезням и вредителям. Обладают антивирусной активностью, на 31% уничтожают стафилококк и на16% сарцины. Циперус зонтичный. Используется для оформления аквариумов, искусственных водоемов, фонтанов. Циперус в 2-3 раза снижает количество болезнетворных бактерий в воздухе и увлажняет его.


Спатифиллум. При соблюдении минимума требований наряден в любой сезон, хорошо зимует в отапливаемых помещениях, любит свет, но терпеливо перенесет и его недостаток. Его широкие листья- отличные помощники в уборке помещений, притягивают на себя пыль, поэтому любит смывать с себя пыль. Имеет фитонцидную активность и обладает терапевтическим эффектом.


Алоэ древовидное. Вечнозеленое, многолетнее растение. Широко распространено по всему миру в комнатной культуре, в России известно под названием «столетник» или «доктор». Стебель прямостоячий, ветвистый. Листья очередные, Мясистые, сочные, темно-зеленые с матовым налетом. В медицине используют сок листьев алоэ, он содержит производные антрацена, ферменты, витамины, противомикробные вещества. Сок алоэ обладает слабительным действием, а также бактериостатическим и бактерицидным действием, снижает в воздухе количество вредных микроорганизмов на 38%.


Герань или пеларгония. Это самое древнее, комнатное, многолетнее растение. Листья герани покрыты волосками, в которых имеются пузырьки с эфирным маслом, поэтому пахнут у герани не цветы, а листья. Растение выделяет пары эфирного масла, чтобы защитить себя от перенагревания или переохлаждения. Герань, благодаря выделению эфирных масел способна убивать болезнетворные и патогенные организмы в воздухе помещений. Ее эфирные масла препятствуют возникновению заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Кроме того, эфирные масла герани успокаивающе действуют на нервную систему, предотвращая стрессы, налаживают здоровый сон.


Эмоционально-поведенческое ЗПШ Характеристики пространства: -уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; -характеристики эмоционально- психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы; -стиль поведения учащихся и учителя на уроке; -формы и характер поведения учащихся на переменах; -забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.





4. Kuchma V. R., Skoblina N. A. Informativnost of an assessment of physical development of children and teenagers at population researches // Vopr. совр. pediatrician. 2008. T. 7. No. 1. Page 26-28.

5. Kriga, A.S. Healthy lifestyle: health care / A.S Kriga, Yu.V. Erofeyev, I.I. Novikova // Health officer. -2012. no 8. Page 58-61.

6. Lisitsin Yu.P. Way of life and health / M., 2009. Page 192.

7. Lyapin V.A., Erofeyev Yu.V., Dedyulina N. V., Neskin T.A. Gigiyenicheskaya assessment of interrelation of environmental pollution and incidence of the children"s population of the large industrial city//Health of the population and habitat. 2006. No. 1. Page 12-15.

8. Lyapin V.A. Improvement of model of a complex and integrated assessment of health of the population in the territory: a method. grant / V. A. Lyapin, O. N. Prudnikova. - Omsk: M-in zdravoohc. Omsk. Region, 2007. - 110 pages.

9. Lyapin, VA. Medico-social and hygienic aspects of formation of health of the population in the large industrial center of Western Siberia: Avtoref. yew.... Dr.s of medical sciences/VA. Lyapin. Omsk, 2006. 26 pages.

10. Novikova I.I. Gigiyenicheskaya assessment of regularities of formation of health of school students of the large industrial center: avtoref. yew.... докт. medical sciences. Omsk, 2006. 40 pages.

11. Novikova I. I. Regularities of formation of population health of children and teenagers of the large industrial center of Siberia. I. Novikova//Ecology of the person. 2006. no 1. Page 17-20.

12. Novikova I.I. Gigiyenicheskaya assessment of influence of habitat of the large industrial city on health of children and teenagers / I.I. Novikova//Health of the population and habitat. 2005. No. 10. Page 38.

© И. И. Новикова, Ю. В. Ерофеев, Д. А. Гришков, О. Г. Торсунов, О. В. Толкунова, О. А. Савченко, 2015

Авторы статьи - Ирина Игоревна Новикова, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены», Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected] Юрий Владимирович Ерофеев, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены».

Денис Александрович Гришков, руководитель ООО «Альпийский», Омская гуманитарная академия. Олег Геннадьевич Торсунов, кандидат медицинских наук, Лечебно-оздоровительный центр «Амрита». Оксана Вячеславовна Толкунова, начальник сан.-эпид. отдела МДЦ «Артек».

Олег Андреевич Савченко, кандидат биологических наук, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: Savchenkoolga [email protected]

И. М. Новикова, Инжиниринговый центр политехнической межотраслевой подготовки, г. Долгопрудный

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО: СТРУКТУРА И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье на основе анализа научной литературы раскрыты сущность здоровьесберегающего пространства и его организация на уровнях целеполагания, реализации и личностно -ценностного смысла. Представлена структура инновационного здоровьесберегающего пространства, разработанного в ходе эксперимента по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни при сетевом взаимодействии образовательных организаций и использовании информационных, культурных, образовательных, развивающих и природоохранных ресурсов мегаполиса.

Ключевые слова: сберегающее здоровье пространство, дошкольники, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Характерная для современного мирового сообщества ситуация неопределённости, которая сопровождается появлением различных проблем под влиянием неожиданных обстоятельств, требует уточнения качественных показателей успешности социальной адаптации и социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из таких показателей, по нашему мнению, являются представления детей о здоровом образе жизни (ЗОЖ), которые наиболее полно

и всесторонне характеризуют ориентировку дошкольников с ОВЗ в окружающем мире, их обобщённые знания, семейные традиции, сформированность мыслительных операций, понимание смысла и ценности происходящего, умение прогнозировать последствия различных событий для здоровья, практические навыки поддержания своего здоровья .

Формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ мы рассматриваем как развёрнутый во времени процесс, успешность которого зависит от организации сберегающего здоровье пространства. Осознать сущность этого пространства и выделить его в образовательной среде нам помогли следующие положения:

Об образовательной среде. Определяя отношения среды обитания человека и образовательной среды как внешнего окружения субъекта воспитательно-образовательного процесса, Ю. С. Мануйлов отмечает, что любое пространство существует независимо от человека и среда может быть выделена субъектом только при наличии личностных смыслов и ценностей. На субъективное определение границ среды указывает В. А. Ясвин и рассматривает образовательную среду как особый результат образования, имеющий «модальность образования».

В соответствии со средовым подходом А. В. Хуторской раскрывает среду как социокультурное окружение, наделённое информационными и коммуникационными свойствами и создающее условия для продуктивной деятельности ребёнка. Включение в образовательную среду совокупности актов деятельности и коммуникации, а также взаимоотношений между сверстниками, детьми и взрослыми как условий формирования личности и возможностей для развития позволило И. А. Бае-вой и В. В. Семикину выделить психологическую сущность образовательной среды.

При профессионально-деятельностном подходе к образовательной среде В. И. Слободчиков указывает на невозможность её предварительного задания и рассматривает как продукт проектирования и строительства субъектами образовательного процесса. Среду как систему материальных объектов и средств ближайшего окружения, которая обеспечивает нравственное и личностное развитие ребёнка, формирование его представлений о мире, рассматривает О. Р. Радионова .

О взаимоотношениях человека и среды. Выделяя социальную ситуацию развития ребёнка, Л. С. Выготский отмечал, что формирование новых свойств личности определено взаимодействием ребёнка со средой, при этом влияние среды зависит от понимания и осознания им происходящих событий. На взаимосвязь восприятия человеком среды и выполняемых в ней действий указывает И. А. Баева ; автором выделены информационная составляющая среды, влияющая на выбор способов действия при осведомлённости об их последствиях, и н е-обходимое для непосредственной деятельности человека в соответствии со структурой среды пространство. Восприятие среды человеком раскрыто как активный процесс, все действия его при этом обусловлены характером среды.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрена организация образовательного пространства, обеспечивающего и поддерживающего различные грани активность ребёнка в игре, познании, при экспериментировании и проявлении творческих способностей, в двигательной деятельности. Таким образом, среда должна быть направлена навстречу ребёнку и способствовать освоению мира .

О структуре среды. В окружающей среде М. Черноушек выделяет следующие компоненты: семейную среду как организацию пространства жилища и взаимоотношений между членами семьи; среду образовательной организации; эмоциональную среду развития ребёнка; непосредственно окружающую среду - этническую, культурную, информационную.

В структуре среды образовательного учреждения С. В. Тарасов раскрывает пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты, а также отмечает условность и вариативность образовательной среды.

О дифференциации понятий «образовательная среда» - «образовательное пространство». Указывая на разное толкование понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство», Л. Н. Волошина, С. В. Кривых, М. С. Якушкина и др. учёные выделяют среду как объективно существующую данность и пространство - как освоенную среду. Образовательное пространство Ю. П. Сокольников рассматривает как результат проектирования и «выращивания» специалистами образовательной организации; к его характеристикам автор относит образовательный потенциал, степень развития воспитательного пространства, управляемость воспитательным процессом.

О здоровьесберегающей среде и здоровьесберегающем пространстве. Здоровьесберегающую среду Ж. В. Шарафуллина и С. А. Уланова раскрывают как уклад деятельности образовательной

организации, который поддерживает ЗОЖ её субъектов и способствует их саморазвитию при осознании ценности здоровья; в структуре здоровьесберегающей среды авторами выделены предметно-пространственный, организационно-стратегический и коммуникативно-технологический компоненты. Здоровьесберегающее пространство И. П. Золотухина рассматривает как освоенную среду, объединяющую педагогические события, способствующие укреплению физического, психического и нравственного здоровья и формированию культуры ЗОЖ.

В. В. Сериков и Л. Н. Волошина указывают, что сущность здоровьесберегающего образовательного пространства характеризуют его формируемость, полицентричность, концентричность, открытость, управляемость, вариативность, структурность.

Об особенностях здоровьесберегающей среды коррекционного образовательного учреждения. Здоровьесберегающую среду коррекционного образовательного учреждения Н. А. Бабушкина характеризует как совокупность обеспечивающих здоровье детей санитарных и гигиенических условий; выделенных в связи с необходимостью согласованного психолого-педагогического сопровождения детей командой специалистов организационных условий; а также реабилитационных и коррекционных условий, обеспечивающих не только социальную адаптацию и социализацию детей, но и поддержание их здоровья.

Выделенные положения позволяют рассматривать здоровьесберегающее пространство детского сада как организуемое в результате целеполагания и планирования психолого-педагогической работы по формированию у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ и обеспечивающее:

Использование материальных ресурсов образовательной организации, необходимых для поддержания здоровья дошкольников с ОВЗ средствами лечебной физкультуры, занятий в бассейне, массажа, физиопроцедур и др.;

Организацию режима дня, прогулок, сна, проветривания и уборки помещений детского сада;

Физическое развитие дошкольников;

Психологическую безопасность и комфортность пребывания детей в детском саду;

Создание в образовательной организации условий для формирования у дошкольников с ОВЗ когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ.

Воспитательную сущность здоровьесберегающего пространства определяют способствующие решению указанных задач взаимосвязанные педагогические события при участии в них дошкольников с ОВЗ, их родителей, педагогов, обслуживающего образовательную организацию медицинского персонала. Развивающий характер здоровьесберегающего пространства обусловлен его положительной эмоциональной насыщенностью и субъектным опытом заботы о здоровье в предметной, игровой, образовательной, коммуникативной средах образовательной организации.

Возможность формировать и вариативно изменять здоровьесберегающее пространство способствует его адаптации с учётом состояния здоровья дошкольников с ОВЗ и их потребности в поддержании здоровья. При акцентировании проблемы сохранения здоровья дошкольников в различных образовательных областях полицентричность здоровьесберегающего пространства расширяет возможности использования среды для формирования представлений о ЗОЖ у детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата (ОДА), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР) при участии учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию, педагогов по музыкальному воспитанию и др. В этом случае проявляется и концентричность единого здоровьесберегающего пространства детского сада, т. к. его образует процесс воспитания и образования дошкольников с ОВЗ.

Мы выделяем три уровня организации здоровьесберегающего пространства, взаимосвязь между которыми представлена на рисунке.

Уровень целеполагания

Уровень лнчностно-ценностного смысла

Уровни организации здоровьесберегающего пространства

Организация здоровьесберегающего пространства детского сада предполагает на уровне це-леполагания:

Выделение в содержании программ воспитания и обучения дошкольников в детском саду и в программе развития образовательной организации направлений здоровьесбережения детей с ОВЗ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

Формулирование целей и задач формирования представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ, а также конечного результата психолого-педагогической работы в этом направлении;

Разработку критериев включённости педагогического коллектива в целом и каждого педагога образовательной организации в отдельности в психолого-педагогическую работу по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников с ОВЗ;

Проектирование здоровьесберегающего пространства - выделение локальных пространств, ресурсы которых будут способствовать здоровьесбережению детей, и определение условий их использования.

Организацию на уровне детского сада команды, объединяющей педагогов, медицинский персонал и родителей, для обеспечения формирования у дошкольников с ОВЗ целостных представлений о ЗОЖ;

Планирование формирования когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и разработку с учётом этого планирования содержания воспитательной, образовательной и коррекционно-педагогической работы с дошкольниками на уровне образовательной организации и группы, а также индивидуальной работы с детьми;

Материальное оснащение здоровьесберегающего пространства детского сада;

Формирование здоровьесберегающего пространства каждой группы детского сада и образовательной организации в целом, расширение последнего при сетевом взаимодействии детского сада с образовательными, медицинскими и др. организациями города;

Формирование у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ при внедрении в воспитательно-образовательный процесс образовательной организации технологий и методик здоровьесбережения с учётом состояния здоровья и образовательных потребностей детей при использовании ресурсов здоровьесберегающего пространства.

На уровне личностно-ценностного смысла:

Осознание педагогами, родителями и дошкольниками с ОВЗ ценности здоровья и значимости ЗОЖ;

Осмысление условий поддержания и укрепления своего здоровья;

Рефлексивное использование этих условий здоровьесбережения.

Представленный теоретический аспект разработки проблемы здоровьесберегающего пространства при формировании у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ способствовал организации инновационного здоровьесберегающего пространства в ходе экспериментальной работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, зрения, ОДА, с ОНР, ЗПР в период с 2001 по 2015 г. при нашем непосредственном участии и научном руководстве на базе детских садов № 154, 2403, 185, 435, 1521, 1245, 1278 комбинированного вида и детских садов № 624, 2664, 908 компенсирующего вида г. Москвы. В исследовании приняли участие 620 детей с ОВЗ, 156 работающих с ними педагогов и 490 родителей.

В структуре этого здоровьесберегающего пространства мы выделяем следующие компоненты.

На индивидуальном уровне - это локальные здоровьесберегающие пространства, обеспечивающие сбережение здоровья каждого ребёнка на основе индивидуальных медицинских рекомендаций с учётом состояния его здоровья. Например, для дошкольников с нарушением зрения важны соблюдение режима зрительных нагрузок, использование средств оптической коррекции зрения, зрительная гимнастика, адаптация наглядного материала и др.; для ребёнка с нарушением ОДА -занятия лечебной физкультурой, физиопроцедуры, в некоторых случаях ношение ортопедической обуви и др.; для ребёнка с нарушением слуха необходимо использование звукоусиливающей аппаратуры, после кохлеарной имплантации - проведение «минут тишины» и др. Однако при некоторых заболеваниях органа зрения необходимо увеличение времени тепловой адаптации при выходе на прогулку и при возвращении с неё, ограничение физической нагрузки. В то же время ограничение физической нагрузки может быть рекомендовано и при дискинезии желчевыводящих путей, возможны рекомендации по замене некоторых продуктов питания при пищевой аллергии и др.

На уровне группы детского сада - это здоровьесберегающее пространство, способствующее сбережению здоровья детей на основе соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН), созданию условий для благоприятной адаптации вновь поступающих дошкольников, а также формированию у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ средствами игровой, проектной и продуктивной деятельности. Например, в сюжет игры «Семья» были введены ситуации ограничения времени просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, выполнения закаливающих мероприятий, влажной уборки и проветривания помещения; в сюжет игры «Путешествие» - ситуации встреч с незнакомой собакой и ежом, отдыха у водоёма, попадания под ливень, знакомства с лекарственными растениями. Долгосрочные детские проекты «Хочу быть здоровым!», «Здоровый образ жизни» и др., при реализации которых были использованы беседы, наблюдения, занятия, игры, экскурсии, знакомство с произведениями детской художественной литературы, театрализованная деятельность, поиск решения в проблемных ситуациях, рисование и плоскостное конструирование, помогли раскрыть детям значимость для здоровья режима дня, гигиены тела, полезного питания, поддержания чистоты в доме, прогулок, своевременного отдыха, подвижных игр, занятий физкультурой, психологического комфорта. Детско-взрослые проекты «Выходной день», «Народные традиции заботы о здоровье», «Физкультура в детском саду и дома» и др. способствовали привлечению внимания родителей к проблеме ЗОЖ и поддержания здоровья своих детей.

На уровне детского сада - это здоровьесберегающее пространство, обеспечивающее:

Подготовку педагогов к формированию у дошкольников с ОВЗ когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ, к приобщению дошкольников к ЗОЖ. Для этого были проведены консультации «Забота о здоровье и социализация дошкольников с нарушением зрения (слуха, ОДА, с ОНР, с ЗПР)», «Представления детей о здоровье и здоровом образе жизни», «Здоровьесберегающее пространство детского сада», «Сотрудничество педагогов при формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни», «Психологический комфорт в детском саду и дома»; обмен опытом «Организация подвижности детей на прогулке», «О здоровом образе жизни в содержании сюжетно-ролевых игр», «Режимные моменты и здоровый образ жизни», «Дидактические игры в формировании представлений детей о ЗОЖ»; проблемный семинар «Телевизор, компьютер и ребёнок».

Повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ и сбережения здоровья детей с учётом особенностей их развития. Для этого были организованы консультации «Окружающая среда и здоровье детей», «Охранительный режим в детском саду», «Интеграция и здоровье школьника с ОВЗ», «Психологический климат семьи и здоровье ребёнка», «Телевизор и компьютер - друзья или враги», «Медицинские и социальные проблемы сбережения здоровья детей»; цикл мастер-классов «Организация единого подхода к питанию детей в условиях детского сада и семьи»; выпуск журнала для родителей «Витаминка» (2 раза в месяц); занятия в детско-родительском клубе «Здоровье»; привлечение родителей к разработке содержания проблемных ситуаций по проблеме ЗОЖ;

Мониторинг промежуточных результатов формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ - тематические выставки детских рисунков и аппликаций, выполненных вместе со взрослыми плакатов; презентации результатов проектной деятельности.

На уровне микрорайона - это здоровьесберегающее пространство, способствующее формированию у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ при использовании информационных, культурных, образовательных, развивающих и природоохранных ресурсов мегаполиса, территориально близко расположенных к образовательной организации. Сотрудничество в рамках договорной деятельности с детскими районными библиотеками № 43 и 112, Петровско-Разумовским заказником, детско-юношеским кинотеатром «Искра», тремя аптеками сети «Самсон-Фарма», детским оздоровительно-образовательным центром «Северный», региональной общественной организацией инвалидов «Мир», ГОУ СОШ № 668 «Школа Здоровья» способствовало формированию интереса детей к заботе о своём здоровье и когнитивных и эмоционально-ценностных представлений о ЗОЖ, а также позволило расширить арсенал средств педагогического воздействия для приобщения дошкольников с ОВЗ к ЗОЖ.

Например, педагогами детского сада № 624 совместно с сотрудниками библиотеки № 43 разработан и проведён с детьми с нарушением ОДА годовой цикл досугов по проблеме ЗОЖ, задача досугов - подведение дошкольников к осознанию значимости ЗОЖ для здоровья. В структуре каждого из них - знакомство с произведениями детской художественной литературы, занимательные викторины, игры малой и средней подвижности, просмотр фрагментов мультипликационных

фильмов, совместная продуктивная деятельность (плоскостное конструирование или коллективная аппликация), сюрпризный момент - игра с литературным персонажем. Все походы в библиотеку проведены при непосредственной помощи родителей, это важно, потому что дошкольники с нарушением ОДА передвигаются по улице с разной скоростью, некоторые дети - в инвалидных колясках. Совместное пребывание дошкольников с разной внешней выраженностью нарушений ОДА в группах этого детского сада является примером безболезненной и успешной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников. Любой выход в город дошкольников с нарушениями ОДА не только знакомит их с социальной действительностью, но и готовит к принятию решений в проблемных ситуациях, мотивирует к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, является ступенькой к социальной адаптации. По нашему предложению участие в досугах стали принимать и дети из массового детского сада № 388, библиотека стала настоящей территорией толерантности.

На уровне города - это здоровьесберегающее пространство, обуславливающее профессиональный рост педагогов, готовых работать с детьми с ОВЗ в условиях интеграции, и повышение их компетентности в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ОВЗ, приобщения детей к ЗОЖ. Этому способствовал мониторинг опыта работы нашей экспериментальной площадки на методических объединениях и городских научно-практических конференциях, а также взаимопомощь педагогов в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций. Например, в одном из детских садов для детей с нарушением ОДА нашей сети было выявлено более десяти дошкольников с сопутствующими нарушениями зрения - косоглазием и амблиопией. Эти дети не были под постоянным наблюдением врача-окулиста в соответствии с профилем детского сада; с ними не проводили лечебные мероприятия, потому что, по словам родителей, в детскую поликлинику по вопросу состояния зрения ребенка они обращались редко и нерегулярно. Педагоги также не владели информацией о возможной помощи этим дошкольникам в детском саду для детей с нарушением ОДА, но в ходе обсуждения наблюдаемой ситуации они выразили желание овладеть знаниями и навыками, которые помогут в сбережении зрения дошкольников. Учитывая большую вероятность повторения ситуации в условиях интеграции в любой образовательной организации, была рассмотрена возможность обучения педагогов всех детских садов - участников экспериментальной площадки. В течение двух месяцев проблема была решена: лекции для педагогов по курсу «Тифлопсихология» были прочитаны нами, практические занятия под нашим руководством организовали и провели тифлопедагоги детского сада № 2403, здоровьесберегающее пространство каждого сада было подготовлено к поддержанию зрения дошкольников.

Таким образом, под здоровьесберегающим пространством образовательной организации мы понимаем совокупность осознанных ресурсов, необходимых для поддержания здоровья детей с ОВЗ и достаточных для формирования у них сберегающего здоровье поведения при личной заинтересованности в ЗОЖ. На каждом уровне своей структуры представленное здоровьесберегающее пространство может быть дополнено новыми компонентами в соответствии с потребностями педагогического сообщества и родителей в организации условий формирования у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ; все компоненты структуры являются самоценными, но любой из них может быть выделен под влиянием внешних условий. Всё это даёт нам основания рассматривать представленное здоровьесберегающее пространство как фактор, оказывающий значимое влияние на формирование у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ.

Библиографический список

1. Новикова, И. М. Готовность старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к социальной адаптации и интеграции / И. М. Новикова. - Методические материалы. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник», 2011 - № 3. - С. 21-28.

2. Мануйлов, В. С. Средовый подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. - М:, Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы. - 2002. - 157 с.

3. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл. - 2001. - 336 с.

4. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эй-дос: интернет-журн., 2005. [Электронный ресурс]. - URL http: //eidos.ru /Эйдос/2005/0901.Ыш

5. Баева, И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И. А. Баева, В. В. Семикин. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2005. - № 12. Т. 5. - С. 7-19.

6. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования /

B. И. Слободчиков. - М. : Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

7. Радионова, О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Р. Радионова. - М., 2000. - 24 с.

8. Выготский, Л. С. Собр. соч. : в 6 т. - Т. 4. Детская психология. Педология подростка. - М., 1984. -

9. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: сборник научных статей / под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой. - М. : МГ1II1У. 2013. - 304 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.; № 30384).

11. Черноушек, М. Психология жизненной среды / пер. с чеш. И. И. Попа. - М. : Мысль, 1989. - 174.

12. Тарасов, С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - № 3. - Т. 3. - 2011. - С. 133-138.

13. Волошина, Л. Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений (методология, теория, практика) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. Н. Волошина. - Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. - 2006. - 46 с.

14. Кривых, С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах / С. В. Кривых. - Мир науки, культуры, образования. - № 2 (27). - 2011. - С. 106-111.

15. Якушкина, М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки / М. С. Якушкина. - Человек и образование. - № 2 (35). - 2013. - С. 66-69.

16. Сокольников, Ю. П. Теория воспитательных пространств / Ю. П. Сокольников // рец.: Е. В. Тонков, И. П. Прокопьев, В. Л. Холод; АПСН, Отд. методологии и теории воспитательно -образовательных систем, Ассоциация «Воспитание», БелГУ. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. - 42 с.

17. Шарифуллина, Ж. В. Средовой подход к здоровьесбережению школьников / Ж. В. Шарифулли-на, С. А. Уланова. - Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 32-37.

18. Золотухина, И. П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения / Международный журнал экспериментального образования. -№ 10. - 2012. - С. 57-58.

19. Сериков, В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

20. Бабушкина, Н. А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекци-онным общеобразовательным учреждением: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Бабушкина. - Тула: [Б. и.], 2005. - 22 с.

I. M. Novikova, Profit organization of additional vocational training «Engineering Center Polytechnic interdisciplinary training», Dolgoprudny

SAVES HEALTH SPACE AS A FACTOR FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES

On the basis of analysis of scientific literature revealed the essence of space and its health-based organizations goal-setting, implementation and student-valuable sense. The structure of innovative health-space, developed in the course of the experiment on formation at preschool children with disabilities representations about a healthy lifestyle in the networking of educational institutions, and use of information, cultural, educational, developmental and environmental resources of the metropolis.

Keywords: Health-saving space, preschoolers, children with disabilities

1. Novikova I.M. Ready senior preschool children with disabilities to social adaptation and integration.

Metodicheskie materialy. Prilozhenie k zhurnalu «Doshkolshnik. Mladshiy shkolnik», 2011, no. 3, pp. 21-28.

2. Manuylov V.S. Sredovyy podkhod v vospitanii . Moskva, N.Novgorod, 2002, 157 p.

3. Yasvin V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu Moskva, 2001, 336 p.

4. Khutorskoy A.V. Model of the educational environment in remote heuristic learning. Eydos: internet-zhurn, 2005. URL http: //eidos.ru /Eydos/2005/0901.htm

5. Baeva I.A., Semikin V.V. Safety of the educational environment, psychological culture and mental health of schoolchildren. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2005, vol. 5, no.12, pp.7-19.

6. Slobodchikov V.I. O ponyatii obrazovatelnoy sredy v kontseptsii razvivayushchego obrazovaniya . Moskva, 2000, 230 p.

7. Radionova O.R. Pedagogicheskie usloviya organizatsii razvivayushchey predmetnoy sredy v doshkoltnom obrazovatelnom uchrezhdenii . Avtoref. dis. kand. ped. Nauk. Moskva, 2000, 24 p.

8. Vygotskiy L.S. Detskaya psikhologiya. Pedologiya podrostka . Moskva,1984, vol. 6, no. 4, pp. 258-259.

9. Baeva I.A., Vikhristyuk O.V., Gayazova L.A. Bezopasnost obrazovatelnoy sredy: psikhologicheskaya otsenka i soprovozhdenie . Moskva, 2013, 304 p.

10. Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart doshkol"nogo obrazovaniya (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g.; prikaz zaregistrirovan v Ministerstve yusticii Rossijskoj Federacii 14 noyabrya 2013 g.; N 30384).

11. Chernoushek M. Psikhologiya zhiznennoy sredy . Moskva, 1989, 174 p.

12. Tarasov S.V. Educational environment: concept, structure, typology. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 2011, vol.3, no.3, pp.133-138.

13. Voloshina L.N. Razvitie zdorovesberegayushchego obrazovatelnogo prostranstva doshkolnykh uchrezhdeniy (metodologiya, teoriya, praktika) . Avtoref. dis. doct. ped. nauk, Yekaterinburg, 2006, 46 p.

14. Krivykh S.V. Relationship between concepts «environment» and «space» in the social, cultural and educational aspects. Mir nauki, kulturyi, obrazovaniya, 2011, no. 2 (27), pp. 106-111.

15. Yakushkina M.S. Educational environment and educational space as the concepts of modern pedagogy. Chelovek i obrazovanie, 2013, no. 2 (35), pp. 66-69.

16. Sokolnikov Yu.P. Teoriya vospitatelnykh prostranstv . Belgorod, 1998, 42 p.

17. Sharifullina Zh.V., Ulanova S.A. Environmental approach to school health preservation. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2013, vol. 2, no.1, pp. 32-37.

18. Zolotukhina I. P. On the issue of health-pedagogical modeling of the space educational institution. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya, 2012, no. 10, pp. 57-58.

19. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost: teoriya i praktika proektirovaniya obrazovatelnykh sistem . Moskva, 1999, 272 p.

20. Babushkina N. A. Proektirovanie zdorovesberegayushchey sredy kak funktsiya upravleniya korrektsionnym obshcheobrazovatelnym uchrezhdeniem. Avtoref.dis.kand. ped.nauk . Tula, 2005, 22 p.

Рецензенты:

И. В. Евтушенко, доктор педагогических наук, Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова.

Г. А. Бутко, кандидат педагогических наук, Государственное автономное общеобразовательное учреждение г. Москвы Школа ШИК 16.

Радикальные изменения приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, затронули действие всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к появлению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. Здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. От того, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. В зарубежной педагогике в начале 90-х гг. доказано, что формирование культуры здоровья и позитивное изменение образа жизни воспитанников связано с оздоровлением всего образовательного пространства школы.

В этих условиях актуализируются задачи создания здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях, и в средней школе в частности, как возможной альтернативы в воздействии на сознание подрастающего поколения, формирования иерархии ценностей, созидательного, конструктивного отношения к окружающей действительности.

Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью. Здоровье и качество жизни учащихся признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся, российские исследователи Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.

Целостное восприятие человека диктует адаптационный подход в решении проблемы сохранения его здоровья. В современных условиях развития отечественной средней школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепление здоровья студентов во многом зависит от интеграции усилий всех участников учебно-воспитательного процесса.

Анализ научной психолого-педагогической литературы, собственный педагогический опыт, результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволяют выделить следующий комплекс организационно- педагогических условий, обеспечивающий педагогическое содействие реабилитации детей, больных сахарным диабетом, научно-организационное обеспечение адаптационного и здоровьесберегающего подходов к процессу реабилитации детей, больных сахарным диабетом: 1) установление гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса в процессе совместной деятельности; 2) создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе; 3) включение в образовательный процесс реабилитационного курса «Школа диабета».

Вторым организационно-педагогическим условием является создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе.

Проблема педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарным диабетом, аккумулирует в себе не только проблему здоровья с точки зрения медицины, но также предполагает психическое здоровье, социальное, физическое, духовно-нравственное. Медико-психологические, социальные и педагогические исследования (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева, О.И. Ковалева, О.В. Рихтер, У.Л. Семенова и др.) содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья детей больных сахарным диабетом, за период обучения в образовательных учреждениях. Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью.

С позиции адаптационного подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Существует множество определений феномена «здоровье». Наиболее общее определение, сформулированное в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г. Сигерист: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Эксперты ВОЗ в 80-х г. ХХ столетия определили, что здоровье человека на 15–20% определяется генетическими факторами, на 20–25% зависит от состояния окружающей среды, на 10–15% – от медицинского обеспечения и на 50–55% зависит от образа жизни.

На основе контент-анализа психолого-педагогической литературы (Н.П. Абаскалова, Л.С. Елькова, В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, С.В.Попов, Л.Г.Татарникова и др.) под здоровьесберегающим пространством образовательного учреждения мы понимаем систему управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на сохранение и укрепление социального, физического, психического здоровья и адаптации учащихся на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.

Воспитательная ценность здоровьесберегающего образовательного пространства состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести: гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства; учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; всемерное развитие творческой личности; организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий; содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; оздоровительную систему физического воспитания; разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

Традиционные формы сохранения и укрепления здоровья учащихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, классные часы, беседы со специалистами и др. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривающие:

Воздействие на эмоциональную сферу ученика, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

Пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;

Представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма. Учащийся должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здлоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в рамках социума образовательного учреждения - это управляемый педагогический процесс. Рычаги управления этим процессом должны находиться в руках общественности – координационного совета по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни детей, в который должны войти представители местных органов исполнительной власти, общественных и коммерческих организаций, СМИ, действующих в радиусе педагогического влияния общеобразовательного учреждения, а также, учитывая ограниченные возможности здоровья детей, больных сахарным диабетом, представители специализированных медицинских учреждений и фармацевтических компаний.

Акоповой Нины Александровны (учителя русского языка и литературы)

на педагогическом совете по теме (30.12.13 г.)

«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения».

Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе.

Герберт Спенсер

Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни - от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.

Рассматривая здоровье подростка как высшую ценность, следует, прежде всего сказать о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель - формирование культуры здоровья подростков в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Здоровьесберегающее пространство представляет собой многокомпонентную систему гармоничного развития подростка, которым является специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и на формирования у них культуры здоровья

Правильная организация пространства по сбережению здоровья подростка может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ребенок является не только объектом, на которого влияют, но и субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания - формированию культуры здоровья.

В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.

Основными компонентами рассматриваемого здоровьесберегающего пространства выступают: здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья, культурно-образовательное учреждение, организованное детское общественное движение, органы местного самоуправления и администрация образовательного пространства сельской школы, санитарно-просветительский общественный орган.Таким образом, грамотно продуманное моделирование здоровьесберегающего пространства может способствовать решению многих задач:

созданию благоприятных условий для формирования личности школьника, способствующих конструированию его индивидуального воспитательно-образовательного пути;

формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни;

разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого учащегося; привлечению родителей к здоровьесберагающей работе в школе;

согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию.

К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести:

Гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства;

Учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

Всемерное развитие творческой личности;

Организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;

Содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

Оздоровительную систему физического воспитания;

Разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
Особенности здоровьесберегающего пространства
1.Позитивная основа ЗПШ, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность ЗПШ.
2.Инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.
3. Направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.
Так в своей работе я стараюсь использовать следующие технологии:

а)использование положительной мотивации;

б) использование технологий игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности;

в)гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

г)формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;

д)проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;

е)использование работы в парах и в малых группах;

ж)при появлении признаков утомления у учащихся на уроке – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников;

з)подведение итогов урока на последних минутах;

и)для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз, шеи и др.

Здоровьесберегающие мероприятия:

1. Консультации приглашенных специалистов (классный час и профессия – врач).

2. Тренинги:

    «Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье»

    «Формирование молодежной субкультуры, базирующейся на социально позитивных ценностях личности, ценности культуры здоровья»

    «Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию»

    «Обучение подростка отстаивать свою точку зрения с позиций формирования и сохранения здоровья»

    «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»

    «Предупреждение употребления психоактивных веществ»

3. Классные часы:

    «Режим дня подростка»

    «Какой я?»

    «Я и моя семья»

    «Гигиенические правила и нормы»

4. Коррекционно-диагностические мероприятия (тестирование): «Анализ ценностных ориентацией иерархии ценностей» (Здоровье, друзья, признание, семья, любовь, материальное положение).

5. Фотоколлажи «Мы счастливы, потому что мы вместе».

6. «Весёлый футбол с учителями».

Следует обратить особое внимание и к уроку с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Поза учащихся, чередование позы.

8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни.

9. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

10. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
11. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

Так в своей практике обращаю внимание на следующие оздоровительные моменты на уроке:

    Гимнастика для глаз.

    Динамическая смена поз.

    · Дыхательная гимнастика.

    Массаж активных точек.

    Самомассаж.

    Специальные упражнения, рассчитанные на исправление нарушения осанки.

    Релаксирующие упражнения на снятие психоэмоционального и психофизического напряжения.

    Комплекс упражнений на развитие чувства ритма и ориентации в пространстве.

    Динамические паузы (физминутки) с использованием музыкального сопровождения, с использованием стихотворных форм, комплекс общеразвивающих упражнений.

    Темп окончания урока:
    - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
    - спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
    - задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Древние врачи говорили, что человек есть “храм здоровья и красоты” (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек – хранитель своего храма.

Поэтому важнейшая обязанность семьи, школы, отдельного учителя и самого ребенка – забота о сохранении здоровья учащихся. Решение этой задачи возможно при тесном взаимодействии между учащимися, родителями и педагогами.

Литература

1.Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи: пособие для педагогов/ Р.И. Купчинов. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.

2.Лебедева Н.Т., Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Універсітэцкае, 1998. – 221 с.

3.Система работы учреждения образования по формированию здорового образа жизни: метод. Пособие/ сост. Т.И. Бойко, Е.Г.Прокопчик, М.Ю. Савенок; ГУО «Минск. Обл.ин-т развития образования». – Минск: МОИРО, 2009. – 162 с. – (педагогическая мастерская).

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Выступление Зыковой Г.В.,

заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 23 г. Липецка

на обучающем семинаре 22.11.2013

Добрый день уважаемые коллеги!

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека.

Одной из основных проблем последнего столетия, и особенно в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.

В народном образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности - это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. К сожалению, в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье учащихся в образовательном процессе. В этой связи современная ситуация характеризуется наличием ряда противоречий, которые отражают объективно существующую проблему поиска необходимых и достаточных условий внутришкольной деятельности, направленной на развитие здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе.

Эффективность управления развитием здоровьесберегающей среды обеспечивается развитием здоровьсберегающих человеческих ресурсов, мотивацией учителя к поддержанию здоровья учащихся, установлением результативного взаимодействия со специалистами других областей, связанных со здоровьем школьника, позволяющие получать качественно новые продуктивные результаты учебного процесса.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-Р (п 2) приоритетными задачами ставит создание условий для повышения качества общего образования.

Сегодня на школу и учителя возлагается, казалось бы, несвойственная им задача - забота о здоровье учащихся. Это определено следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в образовательном процессе.

В-третьих, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем, так как изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе.

Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, - педагог.


1. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

1.1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

    это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

    это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

    это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

    это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

    специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

    показатели роста и развития;

    текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;

    наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

    уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

    благоприятное социальное окружение;

    духовно-нравственное благополучие;

    оптимальный двигательный режим (культура движений);

    закаливание организма;

    рациональное питание;

    личная гигиена;

    отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

    положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.


2. Подходы к созданию здоровьесберегающей среды

2.1. Классификация здоровьесберегающих технологий

В образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения:

здоровьеформирующие образовательные технологии направлены на воспитание у воспитанников и учащихся культуры здоровья и интерес к занятиям по физической культуре.

здоровьесберегающие технологии: 1 - раскрывают рациональную организацию образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; 2 - создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

1. Образовательная подсистема, реализующаяся учебно-воспитательный процесс.

2. Служба здоровья как подсистема сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Системообразующая роль принадлежит компоненту управления, который включает в себя научно-методический центр здоровья и административный центр по политике содействия здоровью.

Все центры имеют свои функции.

В организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий выделяются следующие направления деятельности:

1. формирование здоровьесберегающей пространственной среды;

2. формирование здоровой образовательной среды;

3. рациональная организация учебно-воспитательного процесса;

4. организация рационального питания;

5. физкультурно-спортивная деятельность.

6. здоровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни;

7. оздоровительная деятельность;

8. диагностика состояния здоровья воспитанников и учащихся.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

    быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

    спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

    задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
    Результаты:

    создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;

    повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса;

    обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.

Заключение

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физическо го (соматического), психического (душевного) и духовно-нравствен ного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, забо тясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимо применять комплексный подход.

Современное образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья школьников.

Список использованной литературы

    Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

    Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

    Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

    Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61

    Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61.

    Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

    Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

    Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

    Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

    Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

    Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45