Ошеломленная она неотрывно смотрела на него. Обособленные определения

Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу. Это своего рода благословление на труд.

Выезд

София

Взяв подорожную, наш путешественник отправляется к комиссару за лошадьми, но лошадей не дают, говорят, что нет, хотя в конюшне стоит до двадцати кляч. Двадцать копеек возымели действие «на ямщиков». За спиной комиссара они запрягли тройку, и путешественник отправился дальше. Извозчик тянет заунывную песню, а путешественник размышляет над характером русского человека. Если русский хочет разогнать тоску, то идет в кабак; что не по нем, лезет в драку. Путешественник спрашивает у Бога, почему он отвернулся от людей?

Тосна

Рассуждение об отвратительной дороге, которую невозможно преодолеть даже в летние дожди. В станционной избе путешественник встречает неудачника-литератора - дворянчика, который хочет ему всучить свой литературный труд «о потере привилегий дворянами». Путешественник дает ему медные гроши, а «труд» предлагает отдать разносчикам на вес, чтобы те использовали бумагу для «обвертки», т.к. для иного она не пригодна.

Любани

Путешественник видит пашущего в праздник крестьянина и интересуется, не раскольник ли тот? Крестьянин православный, а вынужден работать в воскресенье, т.к. шесть дней в неделю ходит на барщину. Крестьянин рассказывает, что у него трое сыновей, да три дочери, старшему только десятый годок. Чтобы семья не голодала, ему приходится работать и ночью. На себя он работает усердно, а на барина - кое-как. В семье он один работник, а у барина их много. Крестьянин завидует оброчным и государственным крестьянам, им легче жить, потом перепрягает лошадей, чтобы они могли отдохнуть, а сам работает без отдыха. Путешественник мысленно клянет всех помещиков-эксплуататоров и себя за то, что обижал своего Петрушку, когда тот был пьян.

Чудово

Путешественник встречается с приятелем по университету Челищевым, который рассказал о своем приключении в бушующей Балтике, где чуть было не погиб, потому что чиновник отказался послать помощь, сказав: «Не моя то должность». Теперь Челищев покидает город - «сонмище львов», чтобы не видеть этих злодеев.

Спасская полесть

Путешественник попал под дождь и попросился в хату обсохнуть. Там он слышит рассказ мужа о чиновнике, любящем «устерсы» (устрицы). За исполнение его прихоти - доставку устриц - он дает чины, награждает из государственной казны. Дождь кончился. Путешественник продолжил путь с напросившимся попутчиком. Попутчик рассказывает свою историю, как был он купцом, доверившись нечестным людям, попал под суд, жена умерла при родах, начавшихся из-за переживаний на месяц раньше. Друг помог этому несчастному бежать. Путешественник хочет помочь беглецу, во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. Этот сон являет ему странницу Прямовзору, она снимает с его глаз бельма, мешающие видеть правду. Автор заявляет, что царь слыл в народе «обманщиком, ханжою, пагубным комедиантом». Радищев показывает несоответствие между словами и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи скрывает за собой ужасные картины угнетения. Прямовзора обращается к царю со словами презрения и гнева: «Ведай, что ты… первейший разбойник, первейший предатель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого». Радищев показывает, что хороших царей нет, они изливают свои милости лишь на недостойных.

Подберезье

Путешественник встречается с юношей, идущим в Петербург к дяде учиться. Здесь даются рассуждения юноши о пагубном для страны отсутствии системы образования. Он надеется, что потомки будут счастливее в этом плане, т.к. смогут учиться.

Новгород

Путешественник любуется городом, вспоминая о его героическом прошлом и о том, как Иван Грозный вознамерился уничтожить Новгородскую республику. Автор возмущен: какое право имел царь «присвоять Новгород»?

Путешественник далее отправляется к приятелю, Карпу Дементьичу, который женил сына. Все вместе сидят за столом (хозяин, молодые, гость). Путешественник рисует портреты хозяев. А купец рассказывает о своих делах. Как «пущен был по миру», теперь сын торгует.

Бронницы

Путешественник отправляется на священный холм и слышит грозный голос Всевышнего: «Почто захотел познать тайну?» «Чего ищешь чадо безрассудное?» Где некогда был «град великий» путешественник видит лишь бедные лачуги.

Зайцеве

Путешественник встречает своего приятеля Крестьянкина, некогда служившего, а потом вышедшего в отставку. Крестьянкин, очень совестливый и сердечный человек, был председателем уголовной палаты, но оставил должность, видя тщету своих стараний. Крестьянкин рассказывает о некоем дворянине, начавшем свою карьеру придворным истопником, повествует о зверствах этого бессовестного человека. Крестьяне не выдержали издевательств помещичьей семьи и убили всех. Крестьянкин оправдал «виновных», доведенных помещиком до смертоубийства. Как ни боролся за справедливое решение этого дела Крестьянкин, ничего не получилось. Их казнили. А он вышел в отставку, дабы не быть соучастником этого злодейства. Путешественник получает письмо, где рассказывается о странной свадьбе между «78-летним молодцом и 62-летней молодкой», некоей вдовой, занимающейся сводничеством, а на старости лет решившей выйти замуж за барона. Он женится на деньгах, а она на старости лет хочет называться «Вашим высокородием». Автор говорит, что без бурындиных свет не простоял бы и трех дней, он возмущен абсурдом происходящего.

Крестцы

Видя расставание отца с сыновьями, отправляющимися на службу, путешественник вспоминает, что из ста служащих дворянчиков девяносто восемь «становятся повесами». Он горюет, что и ему скоро придется расстаться со своим старшим сыном. Рассуждения автора приводят его к выводу: «Скажи по истине, отец чадолюбивый, скажи, истинный гражданин! Не захочется тебе сынка твоего удавить, нежели отпустить в службу? Т.к. на службе все радеют о кармане своем, а не о благе родины». Помещик, призывая в свидетели путешественника как тяжко ему расставаться со своими сыновьями, говорит им, что они ничем ему не обязаны, а должны трудиться на благо отечества, для этого он растил и нежил их, обучал наукам и заставлял думать. Он напутствует сыновей не сбиваться с пути истинного, не потерять души чистой и высокой.

Яжелбицы

Проезжая мимо кладбища, путешественник видит душераздирающую сцену, когда отец, кинувшись на гроб сына, не дает его похоронить, плача о том, что не хоронят его вместе с сыном, дабы прекратить его муки. Ибо он виновен, что сын родился немощным и больным и сколько жил, столько страдал. Путешественник мысленно рассуждает, что и он, вероятно, передал своим сыновьям болезни с пороками юности.

Валдай

Этот древний городок известен любовным расположением незамужних женщин. Путешественник говорит, что всем известны «валдайские баранки и бесстыжие девки». Далее он рассказывает легенду о грешном монахе, утонувшем в бурю в озере, переплывая к своей возлюбленной.

Едрово

Путешественник видит много нарядных баб и девок. Он восхищается их здоровым видом, упрекая дворянок в том, что они уродуют свои фигуры, затягиваясь в корсеты, а потом умирают от родов, т.к. годами портили свое тело в угоду моде. Путешественник разговаривает с Аннушкой, которая вначале держит себя сурово, а потом, разговорившись, поведала, что отец умер, живет она с матерью да сестрой, хочет замуж. Но за жениха просят сто рублей. Ванюха хочет идти в Питер на заработки. Но путешественник говорит: «Не пускай его туда, там он научится пьянствовать, отвыкнет от крестьянского труда». Он хочет дать деньги, но семья их не берет. Он поражен их благородством.

Хотилов

Написан от лица другого путешественника, ещё более прогрессивного в своих взглядах, чем Радищев. Наш путешественник находит бумаги, оставленные его собратом. Читая их, он находит сходные своим мыслям рассуждения о пагубности рабства, злонравии помещиков, отсутствии просвещения.

Вышний Волочок

Путешественник любуется шлюзами и рукотворными каналами. Он рассказывает о помещике, который относился к крестьянам как к рабам. Они все дни работали на него, а он им давал только скудную еду. Своих наделов и скотины у крестьян не было. А «варвар» этот процветал. Автор призывает крестьян разорить имение и орудия труда этого нелюдя, относящегося к ним как к волам.

Выдропуск (опять написано по чужим запискам)

Автор говорит, что цари возомнили себя богами, окружили себя сотней слуг и воображают, что они полезны отечеству. Но автор уверен, что этот порядок надо менять. Будущее за просвещением. Только тогда будет справедливость, когда люди станут равны.

Торжок

Путешественник встречается с человеком, который хочет открыть вольную типографию. Далее следует рассуждепие о пагубности цензуры. «Какой вред будет, если книги печататься будут без клейма полицейского?» Автор утверждает, что польза от этого очевидная: «Не вольны правители отлучать народ от правды». Автор в «Кратком повествовании о происхождении цензуры» говорит, что цензура с инквизицией одни корни имеют. И рассказывает историю книгопечатания и цензуры на западе. А в России… в России что происходило с цензурой, обещает рассказать «в другой раз».

Медное

Путешественник видит хоровод молодых баб и девок. А далее идет описание позорной публичной продажи крестьян. 75-летний старик ждет, кому его отдадут. Его 80-летняя жена была кормилицей матери молодого барина, безжалостно продающего своих крестьян. Тут же 40-летняя женщина, кормилица самого барина, и вся крестьянская семья, включая и младенца, идущая с молотка. Страшно путешественнику видеть это варварство.

Тверь

Путешественник слушает рассуждения трактирного собеседника «по обеду» о поэзии Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Собеседник читает отрывки из оды «Вольность» Радищева, якобы написанной им, которую он везет в Петербург, чтобы опубликовать. Путешественнику стихотворение понравилось, но он не успел об этом сказать автору, т.к. тот спешно уехал.

Городня

Здесь путешественник видит рекрутский набор, слышит крики и плач крестьян, узнает о многих нарушениях и несправедливостях, творящихся при этом. Путешественник слушает историю дворового Ваньки, которого воспитывали и учили вместе с молодым барином, называли Ванюшей, отправили за границу не рабом, а товарищем. Но жаловал его старый барин, а молодой ненавидел и завидовал успехам. Старик умер. Молодой хозяин женился, а жена возненавидела Ивана, всячески унижала, а потом решила женить на обесчещенной дворовой девке. Иван назвал помещицу «бесчеловечной женщиной», тогда его отправили в солдаты. Иван рад такой участи. Потом путешественник увидел троих крестьян, которых помещик продал в рекруты, т.к. ему понадобилась новая карета. Автор поражен беззакониями, творящимися вокруг.

Завидово

Путешественник видит воина в гренадерской шапке, который, требуя лошадей, грозит старосте плетью. По распоряжению старосты у путешественника отняли свежих коней и отдали гренадеру. Путешественник возмущен таким порядком вещей. А что сделаешь?

Клин

Путешественник слушает скорбную песню слепца, а потом дает ему рубль. Старик удивлен щедрым подаянием. Он рад больше праздничному пирогу, чем деньгам. Ибо рубль может ввести кого-нибудь в искушение, и его украдут. Тогда путешественник отдает старику свой платок с шеи.

Пешки

Путешественник угощает ребенка сахаром, а его мать говорит сыну: «Возьми барское кушанье». Путешественник удивлен, почему это барская еда. Крестьянка отвечает, что ей не на что купить сахар, а баре употребляют, потому что не сами деньги достают. Крестьянка уверена, что это слезы рабов. Путешественник увидел, что хозяйский хлеб состоит из трех частей мякины и одной части несеяной муки. Он впервые огляделся и ужаснулся убогой обстановке. С гневом он восклицает: «Жестокосердный помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных!», призывает эксплуататоров одуматься.

Черная грязь

Путешественник встречает свадебный поезд, но очень грустный, т.к. под венец едут по принуждению господина.

Слово о Ломоносове

Автор, проходя мимо Александро-Невской лавры, зашел в нее, дабы почтить своим присутствием могилу великого Ломоносова. Он вспоминает жизненный путь великого ученого, стремящегося к знаниям. Ломоносов жадно учился всему, что можно было узнать в то время, занимался стихосложением. Автор приходит к выводу, что Ломоносов был велик во всех делах, к которым прикасался.

А вот уже и Москва! Москва!!!

Здесь автор отмечает, что нередко несчастья происходят из-за того, что человек не привык смотреть на вещи прямо, как оно есть на самом деле. Автор также выказывает надежду на то, что книга придется по душе его читателям или хотя бы некоторым из них.

Выезд

Рассказчик (он же главный герой произведения, среднего возраста мужчина, дворянин) отправляется в путь из Санкт-Петербурга до Москвы.

София

В город герой прибывает ночью. Лошади ехать устали, и рассказчик просит у комиссара новых. Тот отказывает, мотивируя тем, что лошадей нет, в то время как в конюшне находится около 20 животных. Комиссару просто лень в позднее время подниматься со своего места, чтобы выполнить прямые обязанности. Тогда автор обращается за помощью к ямщикам, которые за небольшую плату втайне от начальства запрягли, наконец, лошадей, и главный герой смог поехать дальше.

Тосна

Рассказчик недоволен тем, какая плохая стала дорога между Петербургом и Москвой. Ранее дорогу уже ремонтировали, но только для того, чтобы по ней проехала свита Екатерины II. Спустя недолгое время дорога испортилась. В Тосне главный герой знакомится с одним чиновником, который занимается тем, что якобы исследует древние дворянские роды, а также пишет об этом книгу. Автор считает это занятие глупым и не приемлет «хвастовство древней породой».

Любани

Автор устает от поездки по плохим дорогам и решает отправиться пешком до города. Здесь он встречает мужика, который в самый разгар летнего пекла работает в поле. На вопрос рассказчика, почему он пашет в праздничный день, мужик ответил, что барин заставляет его работать 6 дней в неделю. После слов крестьянина автору стало стыдно за всех помещиков и за себя в том числе. Ведь он не раз относился слишком строго к своему слуге Петрушке.

Чудово

В этом городе рассказчик узнает от своего приятеля историю о том, как тот побывал на морской прогулке. Прогулка получилась просто ужасной, потому что в самом ее разгаре судно застряло в камнях и стало тонуть. Когда Павел, рулевой корабля, доплыв до берега, обратился за помощью, то ему отказали. Оказывается, в этот момент начальник спал, а будить его не захотели. В итоге Павел все же смог найти людей, которые согласились помочь. После этого приятель рассказчика пришел к тому начальнику, что спал днем, и предъявил претензии. В ответ же получил спокойное объяснение, что в его должностные обязанности не входит спасение людей.

Спасская крепость

В этой главе рассказываются сразу три истории. В первой автор знакомится на станции с присяжным заседателем, поведавшем ему об одном наместнике, который души не чаял в устрицах. Своих подчиненных он постоянно отправлял в командировки за устрицами, а за хорошо выполненную работу повышал в должности. Другая история рассказывает об одном человеке, который в результате бездействия чиновников потерял все свои сбережения, лишился семьи и утратил положение в обществе. Теперь он и вовсе преследуется законом и его разыскивает полиция. В последней истории говорится о сне рассказчика.

Ему приснилось, будто он стал главой государства и уверен в том, что в стране дела идут отлично. Но вдруг среди толпы он видит женщину по имени Истина. С ее помощью герой сна прозревает и видит, что был обманут чиновниками и своими подчиненными. На самом деле, в стране никакого порядка нет, а народ живет плохо.

Подберезье

Здесь автор встречает молодого семинариста, и тот рассказывает ему, что мечтает перебраться в Петербург и получить высшее образование. В местной семинарии учеба идет плохо, поскольку все занятия проходят на латинском языке, и ученики не могут получить по-настоящему полезные и нужные знания. Время просто-напросто уходит впустую.

Новгород

Оказавшись в этом городе, рассказчик начинает размышлять об истории Новгорода. Когда-то город был очень богатым и славился своим демократическим строем. Однако ситуация изменилась, когда город был завоеван Иваном Грозным и в итоге им же разорен. Автор задумывается над таким вопросом: Было ли у Грозного право захватывать город и есть ли вообще необходимость в праве, когда есть сила и могущество.

В Новгороде автор беседует со знакомым купцом. Он известен тем, что взяв плату за товар, вещи в итоге не поставляет. Чтобы не попасть под действие закона, он переписал дом на супругу. Подобного рода дела проворачиваются по всей стране, поскольку законодательство в этой сфере проработано очень плохо и нуждается в серьезном реформировании.

Бронницы

Остановившись в этом городе, рассказчик отправляется на гору, где некогда находился старинный языческий храм. Оказавшись на месте, герой начинает размышлять о жизни и Боге. По мнению автора, Бог даровал людям жизнь, но каждый должен самостоятельно выстраивать свою судьбу, а не уповать лишь на помощь Всевышнего.

Зайцово

Здесь рассказчик встречает своего давнего знакомого Крестьянкина. Однажды ему пришлось рассматривать дело об убийстве помещика. Хозяин всячески издевался над своими крестьянами, мучил их тяжелой работой, постоянно избивал. Тогда крестьяне не выдержали подобного обращения и, в конце концов, убили своего барина, а в придачу и его сыновей. Крестьянкин, рассматривая данное дело, не признал за крестьянами вину. Однако его коллеги были не согласны с таким решением и требовали наказания. Чтобы не стать участником несправедливого суда, Крестьянкин покинул службу.

Еще одна история, которая произошла с автором в Зайцеве, заключалась в следующем. Этим же днем герой получает письмо от своего знакомого, где говорится, что на днях в Петербурге одна пожилая пара заключила брак. Женитьба, разумеется, была основана совсем не на любви. Барон был заинтересован в богатстве своей супруге, а дама вышла замуж, чтобы не остаться совсем одной под конец жизни. Женщина, к слову разбогатела за счет того, что в молодости активно занималась непристойной деятельностью, а чуть позже обзавелась собственным «домом терпимости».

Крестьцы

Здесь рассказчик становится свидетелем того, как отец прощается с сыновьями, которые покидают родной дом и готовятся строить собственную жизнь. Данная сцена производит на автора сильное впечатление и наводит на размышления об отношениях отцов и детей.

Яжелбицы

Перед глазами автора предстает печальная картина – отец хоронит собственного сына. В его смерти он считает виноватым себя, так как сын родился, будучи уже больным. Рассказчик понимает суть происходящего, поскольку в молодости, переболев венерическим заболеванием, лечился ртутью. А вещество это, как известно, является ядом и может влиять на здоровье будущего потомства. Все это наводит автора на мысли о проблеме разврата в обществе и серьезности его последствий.

Валдаи

Развратный городок, известный тем, что проезжающие часто здесь останавливаются и встречаются с женщинами легкого поведения.

Едрово

Здесь автор знакомится с крестьянкой по имени Анна. Она рассказывает ему о своей жизни и о том, что они с ее женихов Ванюшкой не могут пожениться, так как у них нет денег на выкуп. Рассказчик предлагает им свою помощь, но вскоре выясняется, что выкуп не требуется. Тогда автор предлагает деньги на новую жизнь молодоженов, но мать Анны отказывается их принять. Известно, что дворяне делают подобные подарки простым девушкам с целью загладить свою вину за непотребные действия. Мать не хочет выставлять свою дочь в плохом свете. История наводит автора на размышления о проблеме неравных браков. Такие союзы главный герой считает недопустимыми.

Хотилов

Сделав небольшую остановку, автор замечает на земле бумажный сверток. Текст, изложенный на нем, был посвящен вопросу крепостного права. Автор указанных рассуждений называет крепостничество злом и вопиющим нарушением человеческих прав, а также он призывает к его отмене. Главный герой узнает в повествователе своего приятеля.

Вышний Волочок

Оказавшись в городе, рассказчик наблюдает картину из прекрасных полей и кораблей с товарами. Не секрет, что за всем этим внешним благополучием стоит тяжелый труд несчастных крестьян. В этот момент в памяти автора всплывает одна история о предприимчивом помещике, который нашел способ увеличить свои доходы в несколько раз. Он заставил своих крепостных работать целый год без единого выходного дня, а также забрал у крестьян всю землю и скот. Примечательно, что именно таких помещиков общество выставляет образцовым примером для других, в то время как, по мнению автора, их следует приравнивать к варварам и наказывать соответственно содеянному.

Выдропуск

Рассказчик изучает рукописи, где говорится о придворных чинах. В них утверждается, что правители всегда окружают себя богатством и свитой, притом, что главное в таких людях – это поступки.

Торжок

Рассказчик встречает человека, который направляется в Петербург, чтобы добиваться отмены цензуры в своем городе. По его мнению, в развитом государстве с демократическим строем цензура неуместна, так как лучшим цензором является народ. Однако в России того времени книгопечатная сфера полностью отслеживается правительством.

Краткое повествование о происхождении ценсуры

История возникновения цензуры уходит корнями в ХV век. Также как и книгопечатание, она зародилась в немецком городе Майнце. Все началось с того, что в 1486 году местный служитель церкви установил контроль над переводами иностранной литературы. Если правила нарушались, виновника ждали проклятие и уплата штрафных санкций. Следовательно, зачинателем цензуры явилась церковь, а первыми цензорами стали священники.

Медное

Продолжая свое путешествие, рассказчик читает небольшую статью о продаже имения и крестьян на торгах. Многие помещики ведут разгульный образ жизни и нередко пропивают свое состояние. Задолженность компенсируется за счет продажи их имущества на торгах. Довольно часто происходит так, что при продаже семью крестьян разделяют и продают разным хозяевам. Для них это становится настоящим горем и трагедией, однако закон никак не защищает их права.

Тверь

В городе автор заводит знакомство с одним гражданином, «новомодным поэтом». Он сетует на то, что в России поэзия никак не развивается, стихи слишком просты и неинтересны. Господа изъясняются на французском, забывая свой родной язык – русский. Поэт знакомит рассказчика со своим творчеством, в частности, одной «Вольность». В скором времени гражданин рассчитывает ее напечатать.

Городня

Рассказчик наблюдает, как крестьяне уходят в армию. Вот мама прощается со своим сыном, который был единственным помощником в семье, и без него она обречена на голодную смерть. А вот крестьянин Ванюша, для которого служба в армии сродни спасению от бесконечных унижений помещиков. Здесь же стоят закованные в кандалы трое крестьян. Помещик продал их незаконно в армию, и теперь сможет, наконец, приобрести новую карету. Неподалеку стоит француз. Что ему только не приходилось делать в жизни. По профессии он был парикмахер, но работал он и матросом, и лакеем, и даже учителем французского языка. Но как он ни старался, на жизнь ему все равно не хватало, тогда он взял и продал себя за 200 рублей и стал крестьянином, а затем подался в солдаты.

Завидово

Рассказчик наблюдает следующую сцену. Наглый офицер велит подать 50 лошадей для его превосходительства. Он до такой степени перешел все границы, что начал требовать у рассказчика, чтобы то отдал ему своих лошадей. Но автор не растерялся, уверенно и категорически отказав наглецу. В тот момент, когда начальство уже было на месте, ямщики в один момент меняют лошадей и отправляют путников в дорогу. Эта история навела автора на мысли о том, что недалекие люди всегда готовы прислуживать и пресмыкаться перед вышестоящими чинами. Умные же люди понимают, что за внешнем лоском и важной напыщенностью прячется самое обыкновенное ничтожество, не достойное и капли уважения.

Клин

На городской станции рассказчик видит слепого старца, поющего песни. Нищие прохожие дают старику по 5 копеек. Автор хотел было дать рубль, да только старик отказался его принять. Вместо этого он попросил подарить ему что-нибудь нужно, что могла бы согреть его в такой сильный холод, например, платок. Рассказчик с удовольствием отдает старику свой платок. Спустя время он узнает, что до самых последних дней старец носил этот платок, в нем же его и похоронили. Автору было приятно осознавать, что вещь пригодилась старику в последние дни его жизни.

Пешки

В городе автору довелось пообедать в обычной крестьянской избе, хозяйка которой поведала рассказчику о тяготах крестьянской жизни. О том, что им приходится есть плохой хлеб, о том, что совсем не видят сахара, в то время как именно крестьяне производят и то, и то другое. Это несправедливо. Автор становится свидетелем нищего убранства дома и задумывается о том, почему помещики так поступают со своими крестьянами. Он совсем не думают об их благополучии и нормальных условиях жизни. Автор пытается достучаться до совести читателей-помещиков, призывая прекратить издевательства над несчастными людьми.

Черная грязь

Рассказчик становится свидетелем очередного печального события. Двое крестьян вынуждены жениться поневоле, выполняя указание барина. Автор задумывается о проблеме таких союзов и о том, что они никому не приносят счастья и по своей сути являются преступным деянием.

Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса

  • Краткое содержание Маяковский Облако в штанах

    Молодой человек ждет, стоя у окна, девушку, которую он любит. Он отмеряет часы, нервы его раскалены до предела. Она должна была появиться часам к четырем, но уже вечер, а ее все нет.

  • Краткое содержание В круге первом Солженицына

    А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание

  • На рассвете мать тряслась в почтовой бричке по размытой осенним дождем дороге. Дул сырой ветер, летели брызги грязи, а ямщик, сидя на облучке вполоборота к ней, задумчиво и гнусаво жаловался: — Я ему говорю — брату то есть, — что ж, давай делиться! Начали мы делиться... Он вдруг хлестнул кнутом левую лошадь и озлобленно крикнул: — Н-но! Играй, мать твоя ведьма!.. Жирные осенние вороны озабоченно шагали по голым пашням, холодно посвистывая, налетал на них ветер. Вороны подставляли ударам ветра свои бока, он раздувал им перья, сбивая с ног, тогда они, уступая силе, ленивыми взмахами крыльев перелетали на новое место. — Ну, обделил он меня. Вижу я — нечем мне взяться, — говорил ямщик. Мать слышала его слова точно сквозь сон, память строила перед нею длинный ряд событий, пережитых за последние годы, и, пересматривая их, она повсюду видела себя. Раньше жизнь создавалась где-то вдали, неизвестно кем и для чего, а вот теперь многое делается на ее глазах, с ее помощью. И это вызывало у нее спутанное чувство недоверия к себе и довольства собой, недоумения и тихой грусти... Всё вокруг колебалось в медленном движении, в небе, тяжело обгоняя друг друга, плыли серые тучи, по сторонам дороги мелькали мокрые деревья, качая нагими вершинами, расходились кругом поля, выступали холмы, расплывались. Гнусавый голос ямщика, звон бубенцов, влажный свист и шорох ветра сливались в трепетный, извилистый ручей, он тек над полем с однообразной силой... — Богатому и в раю тесно, — такое дело!.. Начал он жать, начальство ему приятели, — качаясь на облучке тянул ямщик. Когда приехали на станцию, он отпряг лошадей и сказал матери безнадежным голосом: — Дала бы ты мне пятак, — хоть бы выпил я! Она дала монету, и, встряхнув ее на ладони, ямщик тем же тоном известил мать: — На три — водки выпью, на две — хлеба съем... После полудня, разбитая, озябшая, мать приехала в большое село Никольское, прошла на станцию, спросила себе чаю и села у окна, поставив под лавку свой тяжелый чемодан. Из окна было видно небольшую площадь, покрытую затоптанным ковром желтой травы, волостное правление — темно-серый дом с провисшей крышей. На крыльце волости сидел лысый длиннобородый мужик в одной рубахе и курил трубку. По траве шла свинья. Недовольно встряхивая ушами, она тыкалась рылом в землю и покачивала головой. Плыли тучи темными массами, наваливались друг на друга. Было тихо, сумрачно и скучно, жизнь точно спряталась куда-то, притаилась. Вдруг на площадь галопом прискакал урядник, осадил рыжую лошадь у крыльца волости и, размахивая в воздухе нагайкой, закричал на мужика — крики толкались в стекла окна, но слов не было слышно. Мужик встал, протянул руку, указывая вдаль, урядник прыгнул на землю, зашатался на ногах, бросил мужику повод, хватаясь руками за перила, тяжело поднялся на крыльцо и исчез в дверях волости... Снова стало тихо. Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле. В комнату вошла девочка-подросток, с короткой желтой косой на затылке и ласковыми глазами на круглом лице. Закусив губы, она несла на вытянутых руках большой, уставленный посудой поднос с измятыми краями и кланялась, часто кивая головой. — Здравствуй, умница! — ласково сказала мать. — Здравствуйте! Расставляя по столу тарелки и чайную посуду, девочка вдруг оживленно объявила: — Сейчас разбойника поймали, ведут! — Какого же это разбойника? — Не знаю... — А что он сделал? — Я не знаю! — повторила девочка. — Я только слышала — поймали! Сторож из волости за становым побежал. Мать посмотрела в окно, — на площади явились мужики. Иные шли медленно и степенно, другие — торопливо застегивая на ходу полушубки. Останавливаясь у крыльца волости, все смотрели куда-то влево. Девочка тоже взглянула на улицу и убежала из комнаты, громко хлопнув дверью. Мать вздрогнула, подвинула свой чемодан глубже под лавку и, накинув на голову шаль, пошла к двери, спеша и сдерживая вдруг охватившее ее непонятное желание идти скорее, бежать... Когда она вышла на крыльцо, острый холод ударил ей в глаза, в грудь, она задохнулась, и у нее одеревенели ноги — посредине площади шел Рыбин со связанными за спиной руками, рядом с ним шагали двое сотских, мерно ударяя о землю палками, а у крыльца волости стояла толпа людей и молча ждала. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела, — Рыбин что-то говорил, она слышала его голос, но слова исчезали без эха в темной дрожащей пустоте ее сердца. Она очнулась, перевела дыхание — у крыльца стоял мужик с широкой светлой бородой, пристально глядя голубыми глазами в лицо ей. Кашляя и потирая горло обессиленными страхом руками, она с трудом спросила его: — Это что же? — А вот — глядите! — ответил мужик и отвернулся. Подошел еще мужик и встал рядом. Сотские остановились перед толпой, она всё росла быстро, но молча, и вот над ней вдруг густо поднялся голос Рыбина. — Православные! Слыхали вы о верных грамотах, в которых правда писалась про наше крестьянское житье? Так вот — за эти грамоты страдаю, это я их в народ раздавал! Люди окружали Рыбина теснее. Голос его звучал спокойно, мерно. Это отрезвляло мать. — Слышишь? — толкнув в бок голубоглазого мужика, тихонько спросил другой. Тот, не отвечая, поднял голову и снова взглянул в лицо матери. И другой мужик тоже посмотрел на нее — он был моложе первого, с темной редкой бородкой и пестрым от веснушек, худым лицом. Потом оба они отодвинулись от крыльца в сторону. «Боятся!» — невольно отметила мать. Внимание ее обострялось. С высоты крыльца она ясно видела избитое, черное лицо Михаила Ивановича, различала горячий блеск его глаз, ей хотелось, чтобы он тоже увидал ее, и она, приподнимаясь на ногах, вытягивала шею к нему. Люди смотрели на него хмуро, с недоверием и молчали. Только в задних рядах толпы был слышен подавленный говор. — Крестьяне! — полным и тугим голосом говорил Рыбин. — Бумагам этим верьте, — я теперь за них, может, смерть приму, били меня, истязали, хотели выпытать — откуда я их взял, и еще бить будут, — всё стерплю! Потому — в этих грамотах правда положена, правда эта дороже хлеба для нас должна быть, — вот! — Зачем он это говорит? — тихо воскликнул один из мужиков у крыльца. Голубоглазый медленно ответил: — Теперь всё равно — двум смертям не бывать, а одной не миновать... Люди стояли молчаливо, смотрели исподлобья, сумрачно, на всех как будто лежало что-то невидимое, но тяжелое. На крыльце явился урядник и, качаясь, пьяным голосом заревел: — Это кто говорит? Он вдруг скатился с крыльца, схватил Рыбина за волосы и, дергая его голову вперед, отталкивая назад, кричал: — Это ты говоришь, сукин сын, это ты? Толпа покачнулась, загудела. Мать в бессильной тоске опустила голову. И снова раздался голос Рыбина: — Вот, глядите, люди добрые... — Молчать! — Урядник ударил его в ухо. Рыбин пошатнулся на ногах, повел плечами. — Связали руки вам и мучают, как хотят... — Сотские! Веди его! Разойдись, народ! — Прыгая перед Рыбиным, как цепная собака перед куском мяса, урядник толкал его кулаками в лицо, в грудь, в живот. — Не бей! — крикнул кто-то в толпе. — Зачем бьешь? — поддержал другой голос. — Идем! — сказал голубоглазый мужик, кивнув головой. И они оба не спеша пошли к волости, а мать проводила их добрым взглядом. Она облегченно вздохнула — урядник снова тяжело взбежал на крыльцо и оттуда, грозя кулаком, исступленно орал: — Веди его сюда! Я говорю... — Не надо! — раздался в толпе сильный голос — мать поняла, что это говорил мужик с голубыми глазами. — Не допускай, ребята! Уведут туда — забьют до смерти. Да на нас же потом скажут, — мы, дескать, убили! Не допускай! — Крестьяне! — гудел голос Михайлы. — Разве вы не видите жизни своей, не понимаете, как вас грабят, как обманывают, кровь вашу пьют? Всё вами держится, вы — первая сила на земле, — а какие права имеете? С голоду издыхать — одно ваше право!.. Мужики вдруг закричали, перебивая друг друга. — Правильно говорит! — Станового зовите! Где становой?.. — Урядник поскакал за ним... — Пьяный-то!.. — Не наше дело начальство собирать... Шум всё рос, поднимался выше. — Говори! Не дадим бить... — Развяжите руки ему... — Гляди, — греха не было бы!.. — Больно руки мне! — покрывая все голоса, ровно и звучно говорил Рыбин. — Не убегу я, мужики! От правды моей не скроюсь, она во мне живет... Несколько человек солидно отошли от толпы в разные стороны, вполголоса переговариваясь и покачивая головами. Но всё больше сбегалось плохо и наскоро одетых, возбужденных людей. Они кипели темной пеной вокруг Рыбина, а он стоял среди них, как часовня в лесу, подняв руки над головой и, потрясая ими, кричал в толпу: — Спасибо, люди добрые, спасибо! Мы сами должны друг дружке руки освободить, — так! Кто нам поможет? Он отер бороду и снова поднял руку всю в крови. — Вот кровь моя, — за правду льется! Мать сошла с крыльца, но с земли ей не видно было Михайлы, сжатого народом, и она снова поднялась на ступени. В груди у нее было горячо, и что-то неясно радостное трепетало там. — Крестьяне! Ищите грамотки, читайте, не верьте начальству и попам, когда они говорят, что безбожники и бунтовщики те люди, которые для нас правду несут. Правда тайно ходит по земле, она гнезд ищет в народе, — начальству она вроде ножа и огня, не может оно принять ее, зарежет она его, сожжет! Правда вам — друг добрый, а начальству — заклятый враг! Вот отчего она прячется!.. Снова в толпе вспыхнуло несколько восклицаний. — Слушай, православные! — Эх, брат, пропадешь ты... — Кто тебя выдал? — Поп! — сказал один из сотских. Двое мужиков крепко выругались. — Гляди, ребята! — раздался предупреждающий крик.

    Обособленные определения

    Выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в функции определения. Обособленные определения бывают: а) согласованные и б) несогласованные. А. Обособление согласованных определений зависит от степени их распространенности, места, занимаемого по отношению к определяемому существительному, морфологической природы определяемого слова. Обособляются:

    1) распространенное определение, выраженное причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящее после определяемого существительного. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Толстой). Мать протолкалась вперед и смотрела на сына снизу вверх, полная гордости (Горький). Не обособляются определения этого типа, если определяемое существительное само по себе в данном предложении лексически не выражает нужного понятия и нуждается в определении. Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный (Тургенев) (сочетание приняла вид не имеет законченного смысла);

    2) два нераспространенных определения, стоящие после определяемого существительного (обычно если атому существительному предшествует еще одно определение). А театр осаждало людское море, буйное, напористое (Н. Островский). Потом пришла весна, яркая, солнечная (Горький). Но; Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой (Лермонтов) (при отсутствии препозитивного определения обособление не обязательно);

    3) одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (указывает на состояние, причину и т. д.). Алеша, задумчивый, направился к отцу (Достоевский). Люди же, изумленные, стали как камни (Горький);

    4) определение, оторванное от определяемого существительного другими членами предложения, что усиливает его полупредикативную роль. Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (Горький). И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота (Шолохов);

    5) определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, если, помимо атрибутивного значения, имеет также обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.). Увлеченная книгой, Тоня не заметила, как кто-то перелез через гранитный выступ (Н. Островский). Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина (Горький);

    6) определение, относящееся к личному местоимению, вследствие их синтаксической несочетаемости, не позволяющей образовать словосочетание. Необыкновенно тощий, он страшно много ел (Фадеев). Не хотелось ей, бедной, постригаться (Солоухин). Б. Обособление несогласованных определений связано со степенью их распространенности (объемом обособляемой группы), морфологическим их выражением, лексическим значением определяемого слова, синтаксическими условиями контекста. 1) Обособляются определения в форме косвенных падежей существительных (обычно с предлогами), если они содержат добавочное сообщение и выражают полупредикативные отношения. Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора. (Чехов). Жасминовый куст, весь в белом цвету, мокрый от росы, был у самого окна (Горький).

    Чаще всего обособляются несогласованные определения, выраженные предложно-падежной формой;

    а) при собственном имени, так как оно, являясь носителем индивидуального названия, само по себе, как правило, достаточно конкретно обозначает лицо или предмет, поэтому указание на признак имеет в этом случае характер добавочного сообщения. Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех (Тургенев). Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около котла (Чехов);

    б) при личных местоимениях, которые, имея весьма общее значение, в условиях контекста конкретизируются. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Толстой);

    в) при названиях лиц по степени родства, профессии, должности и т. п., так как благодаря известной определенности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения. Папаша, в жилетке и с засученными манжетами, водрузил руки на толстый том иллюстрированного журнала (Федин). Сотский, со здоровой палкой в руке, стоял сзади него (Горький);

    г) при сочетании в качестве однородных членов с обособленными согласованными определениями. Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тургенев) (ср. необособление несогласованного определения при отсутствии предшествующего согласованного определения: Я увидел мужика с длинной бородой).

    2) Обычно обособляются распространенные несогласованные постпозитивные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда (Тургенев). Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А. Н. Толстой).


    Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

    Смотреть что такое "обособленные определения" в других словарях:

      Обособленные определения

      Обособленные определения - 1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в с середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого… … Справочник по правописанию и стилистике

      Обособленные приложения Справочник по правописанию и стилистике

      Обособленные приложения - 1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) … Справочник по правописанию и стилистике

      обособленные члены - Слова или группы слов, вычлененные в составе предложения в ритмико интонационном или смысловом аспекте, имеющие ослабленную синтаксическую связь с другими членами, выражающие добавочное сообщение по поводу одного из слов или всего предложения.… …

      обособление определения - Один из продуктивных приемов осложнения простого предложения. Признак, выражаемый О.о., актуализируется, содержание О.о. приобретает характер дополнительного микровысказывания о предмете, обозначенном определяемым существительным. В соответствии… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      обособление определения - Один из продуктивных приемов осложнения простого предложения. Признак, выражаемый О.о., актуализируется, содержание О.о. приобретает характер дополнительного микровысказывания о предмете, обозначенном определяемым существительным. В… … Синтаксис: Словарь-справочник


    Марина Дубова , доктор филологических наук,

    профессор кафедры русского языка

    Московского областного социально-гуманитарного университета

    Любовь Чернова , доктор филологических наук,

    профессор кафедры русского языка

    Московского областного социально-гуманитарного университета

    Учимся анализировать обособленные определения

    Как известно, обособлением называется смысловое, интонационное и пунктуационное выделение одиночного или распространённого второстепенного члена предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Например: Ошеломлённая, мать неотрывно смотрела на Рыбина (М. Горький); На дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла избочасъ другая лачужка, менее и древнее первой (М. Лермонтов).

    На письме обособление обозначается запятыми, в редких случаях используется тире. Например: В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её (Н. Гоголь); Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником (К. Паустовский).

    Обособляются только второстепенные члены предложения: определения (На картинах, написанных масляными красками, в золотых рамах, были виды Крыма... А. Чехов); приложения (Иногда по вечерам приходил к ней полковой ветеринарный врач Смирнин, молодой человек, квартировавший у неё во флигеле. А. Чехов); дополнения (Все принимали участие в общем разговоре, кроме Кати и Левина. Л. Толстой); обстоятельства (Григорий, прислушиваясь к вспышкам орудийного гула, тревожно поглядывал на часы... М. Шолохов).

    Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они, по сравнению с необособленными членами, приобретают больший смысловой и синтаксический вес, а также стилистическую выразительность в предложении. Сравним, например, пары предложений: Над Волгой занималось мглистое и туманное утро. - Над Волгой занималось утро, мглистое и туманное (В. Короленко). В первом предложении необособленное определение служит только для характеристики предмета. Во втором предложении согласованное определение выполняет имеет характер добавочного сообщения, приближается по смысловой нагрузке к сказуемому, а само осложненное предложение к сложноподчиненному: Над Волгой занималось утро, которое было мглистым и туманным.

    Интонационное оформление обособленного члена предложения выражается повышением голоса, паузой, фразовым ударением.

    Способность второстепенного члена выражать добавочное значение является главным семантическим условием обособления. Например: Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский). Сравним: Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. На сборных пунктах сходились москвичи, ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу (К. Симонов). Сравним: На сборных пунктах сходились москвичи, которые были ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу.

    При этом обособленный» член предложения в основном должен выражаться оборотом, состоящим из нескольких знаменательных частей речи или из знаменательной части речи и служебной. Это может быть причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами, однородный сочинительный ряд прилагательных, деепричастный оборот, существительное с зависимыми словами, существительное с предлогом. Например: В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады (М. Шолохов); Сильный в слабости своей, Василий Максимович не нуждался в утешении (В. Ажаев); Настала ночь, лунная, ясная (И. Тургенев); Чувствуя близкий конец скитаний, Алексей пополз, не жалея сил, не отдыхая (Б. Полевой); Этот человек, с его обликом и манерами коренного волжанина, сразу напомнил Кате ветлужских плотовщиков (А. Рыбаков); Стремясь из последних сил к жилью, он не замечал, что, кроме этой изгороди и мёрзлой колеи, всё отчётливее и отчётливее проступавшей из-под талого снега, ничего не говорит о близости жилья (Б. Полевой); Несмотря на усталость, Анатолий был радостно возбуждён (А. Фадеев).

    В качестве поясняемых (опорных) слов для обособленных членов предложения служат имена существительные, личные местоимения, глаголы, сочетания глагола-связки со знаменательной частью речи.

    При синтаксическом анализе обособленных членов предложения важно учитывать следующие их параметры (признаки):
    1. Способ морфологического выражения обособленного члена.
    2. Степень его распространённости.
    3. Позицию по отношению к опорному слову.
    4. Наличие добавочного значения у обособленного члена.
    5. Способ морфологического выражения поясняемого (опорного) слова.

    Образец анализа.
    Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков... (И. Тургенев).
    Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый - обособленное согласованное определение, выражено однородным рядом одиночных прилагательных, обозначает признак предмета («цвет»), стоит после опорного слова (существительного), имеет характер добавочного сообщения (Цвет небосклона, который был лёгким, бледно-лиловым, не изменяется во весь день и кругом одинаков); равносильно сказуемому к существительному «цвет», выделяется запятыми.

    Существуют также грамматические условия обособления, которые называются главными, или общими:
    1. нетипичное расположение второстепенного члена предложения по отношению к поясняемому члену, например, расположение согласованного определения после определяемого существительного (Маленькое грозовое облако превратилось в зловещую тучу, похожую на наковальню. К. Паустовский); несогласованного определения - перед определяемым существительным (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький); приложения - после определяемого существительного (Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка. А. Чехов); обстоятельственного оборота с предлогом - перед сказуемым (Несмотря на болезнь, Чехов любил всякие шутки, пустячки, приятельские прозвища. Н. Телешов);
    2. расширенный состав второстепенного члена (Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. В. Короленко).

    При отсутствии главных условий обособления действуют дополнительные условия, разные для различных членов. Например, определение с обстоятельственным значением обособляется перед определяемым существительным: Довольный произведённым впечатлением, Жиров пустился в подробности (А. Толстой). В этом примере обособленное определение имеет обстоятельственное значение причины.

    Рассмотрим виды обособленных определений, условия их обособления и постановки знаков препинания.
    Обособленное согласованное определение - это выделяемые запятыми причастный оборот или одиночное причастие, а также оборот с прилагательным и зависимым словом или одиночное прилагательное. Оно отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

    Согласованные определения обособляются в следующих условиях:
    - после определяемого существительного (Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный... И. Тургенев);
    - перед определяемым существительным в случае обозначения определением обстоятельственного оттенка значения (Крайне огорчённый преждевременным отъездом из хутора, Прохор ехал молча. М. Шолохов; Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. А. Пушкин);
    - в составе однородного сочинительного ряда одиночных определений (В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. М. Горький);
    - при личном местоимении в любой позиции (А он, мятежный, просит бури... М. Лермонтов).
    Обособленное несогласованное определение - это выделяемое запятыми существительное с предлогом - е зависимыми словами или без них, а также сравнительная степень имени прилагательного.
    Несогласованные определения обособляются в следующих условиях:
    - перед определяемым словом при отделении от него другими словоформами (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький);
    - после определяемого существительного, если перед ним есть согласованное определение (Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома. И. Бунин);
    - после определяемого существительного, если после несогласованного определения следует обособленное согласованное определение (Матрёна, в тёмном шёлковом платье, испуганная и раскрасневшаяся, вела его под руку... К. Паустовский).

    Обособленное приложение - это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя существительное с зависимыми словами, которое стоит в том же падеже, что и опорное слово, отвечает на вопросы «кто именно такой? что именно такое?» и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение.

    Приложение обособляется в следующих условиях:
    - если представляет собой словосочетание и находится после определяемого слова (Лёгкий туман, предвестник осени, стлался над озером. Э. Казакевич);
    - при личных местоимениях в любом положении (Женщина смелая, самостоятельная, она хорошо разбиралась в людях. А. Фадеев);
    - если присоединяется при помощи союза «как», находится перед определяемым существительным, при этом имеет обстоятельственный оттенок причины (Как истинный художник, Пушкин не нуждался в наборе поэтических предметов для своих произведений. В. Белинский).

    Вопросы для повторения:
    1. Что такое обособление?
    2. Какими знаками на письме обозначается обособление?
    3. Какие члены предложения обособляются?
    4. Чем обособленные члены предложения отличаются от необособленных?
    5. Как оформляется обособление в устной речи?
    6. Чем в основном выражаются обособленные члены предложения?
    7. Чем выражаются опорные слова при обособленных членах предложения?
    8. Какие грамматические условия влияют на обособление?
    9. Какие условия обособления действуют при отсутствии главных (общих) условий?

    10. Что такое обособленное согласованное определение?
    11. В каких условиях согласованные определения обособляются?
    12. Что такое обособленное несогласованное определение?
    13. В каких условиях несогласованные определения обособляются?
    14. Что такое обособленное приложение?
    15. В каких условиях приложение обособляется?
    16. В чем разница между приложением и несогласованным определением?
    17. Какие определения и приложения не обособляются?
    18. Какие другие члены предложения, сходные по форме с определениями, не обособляются?

    Практические задания
    Задание № 1. В примерах, извлечённых из повести А.И. Куприна «Гамбринус», дайте характеристику выделенных обособленных определений: по способу морфологического выражения, по структуре, по степени распространённости, по позиции по отношению к опорному слову, по способу морфологического выражения опорного слова.
    1. Являлась, например, закутившая компания воров после хорошего дела, каждый с возлюбленной, каждый в фуражке, лихо заломленной набок, в лакированных сапогах с изысканными трактирными манерами, с пренебрежительным видом. 2. Плясать они (воры) считали ниже своего достоинства, но их подруги, все недурные собой, молоденькие, иные почти девочки, танцевали «Чабана» с визгом и щёлканьем каблуков. 3. Они туда вламывались огромные, осипшие, с красными лицами, обожжёнными свирепым зимним норд-остом, в непромокаемых куртках, в кожаных штанах и в воловьих сапогах... 4. Сашка играл им ихние рыбацкие песни, протяжные, простые и грозные, как шум моря... 5. Сашка действовал на них, как Орфей, усмиряющий волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, звероподобный мужчи-нище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни: Ах, бедный, бедный, я, мальчишечка, / Что родился рыбаком... 6. Должно быть, сознание того, что они (моряки) находятся в стране, отягощенной вечным рабством, придавало особенно гордую торжественность этому гимну английской свободы. 7. Коренастый боцман с серьгой в ухе и с бородой, растущей, точно бахрома, из шеи, подходил к Сашке с двумя кружками пива, широко улыбался, хлопал его дружелюбно по спине и просил сыграть джигу. 8. Старые посетители любили рассказывать о легендарном побоище между русскими военными матросами, уволенными в запас с какого-то крейсера, и английскими моряками. 9. Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта (Сашки), весело лучившаяся из его глаз, спрятанных под покатым черепом?

    Задание № 2. Чем выражены выделенные определения, с какой целью они используются автором повести «Гамбринус»? Найдите обособленные определения, которые характеризуют Сашку, Гамбринус и его посетителей. Как изображаются посетители? Что их объединяет?
    1. Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая цветами национальных мелодий. 2. Лицо Сашки с напруженным подбородком и низко опущенным лбом, с глазами, сурово глядевшими вверх из-за отяжелевших бровей, совсем не бывало похоже в этот сумеречный час на знакомое всем гостям Гамбринуса оскаленное, подмигивающее, пляшущее лицо Сашки. 3. Но вот мало-помалу набиралась публика, приходил аккомпаниатор, покончивший какое-нибудь стороннее занятие у портного или часовщика, на буфете выставлялись сосиски в горячей воде и бутерброды с сыром, и, наконец, зажигались все остальные газовые рожки. 4. К десяти - одиннадцати часам Гамбринус, вмещавший в свои залы до двухсот и более человек, оказывался битком набитым. 5. И только неутомимая скрипка Сашки, сидевшего на своём возвышении, торжествовала над духотой, над жарой, над запахом табака, газа, пива и над оранием бесцеремонной публики. 6. Женщины, склонные, как и все женщины, восхищаться людьми эстрады, кокетничать, отличаться и раболепствовать перед ними, звали его воркующим голосом с игривым, капризным смешком. 7. С потолка лило, некоторые из гостей уже плакали, ударяя себя в грудь, другие с кровавыми глазами ссорились из-за женщин и из-за прежних обид и лезли друг на друга, удерживаемые более трезвыми соседями, чаще всего прихлебателями. 8. Лакеи чудом протискивались между бочками, бочонками, ногами и туловищами, высоко держа над головами сидящих свои руки, унизанные пивными кружками. 9. Мадам Иванова, ещё более бескровная, невозмутимая и молчаливая, чем всегда, распоряжалась из-за буфетной стойки действиями прислуги, подобно капитану судна во время бури. 10. Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно. 11. А рядом другая компания, стараясь перекричать первую, очевидно враждебную, голосила уже совсем вразброд... 12. Они тоже заказывали Сашке свои восточные песни, состоящие из унылого, гнусавого однообразного воя на двух - трёх нотах, и с мрачными лицами, с горящими глазами готовы были петь их по целым часам.

    Задание № 3. Найдите обособленные определения. Какие добавочные значения выражаются ими в следующих примерах? Трансформируйте обособленную конструкцию в придаточную часть сложного предложения.
    1. Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей.., сразу обрушила на них ворох городских новостей (А. Фадеев). 2. Мать, всегда такая аккуратная, почему-то сидит на разобранной ко сну постели в платье и причёске... (А. Фадеев). 3. Внутренне взволнованная и растревоженная, Родионовна держалась строго и спокойно (В. Ажаев). 4. Но он не краснел, уличённый в чудовищных своих измышлениях, и врать не переставал (М. Шолохов). 5. В коричневом байковом костюме и красной вязаной шапке, с вещевым мешком и свёрнутой телогрейкой за спиной, она походила на участника многокилометрового лыжного перехода (В. Ажаев). 6. Надя, уже в шляпе и пальто, пошла наверх, чтобы ещё раз взглянуть на мать, на всё своё (А Чехов). 7. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступить не могу (А. Пушкин).

    Задание № 4. Почему не выделяются знаками препинания отмеченные конструкции? Какими членами предложения они являются?
    1. Я встал с постели весь разбитый, едва держась на ногах (А Куприн). 2. Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня тоска в стороне глухой и отдалённой (А Пушкин). 3. Мальчишки и все бывшие во дворе проводили его глазами молча (И. Тургенев). 4. В марте зерно лежало ссыпанное в закрома (М. Салтыков-Щедрин). 5. Однажды он пришёл домой непривычно шумный и разгорячённый (Г. Николаева). 6. Попытки писать просто приводили к результатам печальным и смешным (М. Горький). 7. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость (А Пушкин).

    Задание № 5.
    Текст 1. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Три встречи».
    Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами... С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, бледно-ярким светом; с другой - они стояли все чёрные и непрозрачные; странный, сдержанный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как будто звали на пропадавшие под ними дорожки...
    Объясните причины обособления согласованных определений в одних случаях и причины отсутствия обособления в других случаях в тексте 1.

    Текст 2. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Поэзия садов».
    Деревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце XVIII и начале XIX в. еще стригли кусты, то только вблизи дома.
    «Темные аллеи» русских усадеб - это результат художественного освоения переставших поддерживаться регулярных садов. В XIX в. «темные аллеи» уже сажались для имитации регулярного сада, переросшего свою стрижку. В этом была имитация истории: намек на то, что старый сад родился еще в недрах другой эпохи - в середине XVIII в. Прямые и узкие аллеи углублялись от дома на значительное расстояние и составляли обычно его самую характерную особенность: прямые, но не стриженные и с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Западной Европе не прибегали. Делалось это в русских усадебных парках, чтобы дать спокойный приют птицам. Ястреб не мог камнем упасть на певчую птицу, спрятавшуюся от него среди тесных рядов лип. Аллеи лип бывали действительно темные и прохладные. Кроме аллей устраивались и «зеленые гостиные»: липы тесными рядами садились вокруг площадки, где можно было поставить стол и скамейки-сиделки.
    Побывавший во всех знаменитых парках Европы И.С. Тургенев писал в письме к П.В. Анненкову: «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов - и нигде на свете нет такого запаха и такой зелено-золотой серости...»
    Найдите в тексте 2 определения, выраженные причастиями. Объясните, почему одни из них обособляются, а другие нет.
    Сравните тексты 1 и 2 по тематике и по стилю. Определите пространственно-временную позицию автора - где автор находится в том же пространстве, которое изображает, а где - снаружи; где время наблюдения и речи совпадают, а где нет наблюдения, изображаемое время и пространство предшествуют времени речи. Объясните роль определений в каждом из текстов.
    В текстах 1 и 2 найдите сложные прилагательные. Как вы понимаете их значения, кто их автор?
    Почему выражение «темные аллеи» взято в кавычки в тексте 2? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, у какого писателя есть цикл рассказов «Темные аллеи». Откуда родом автор? Сравните с И.С. Тургеневым. Прочитайте стихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть», в котором присутствуют строки:

    Вблизи шиповник алый цвел,
    Стояла темных лип аллея.

    Чему посвящено это стихотворение и цикл рассказов «Темные аллеи» ?

    Обратите внимание, как начинаются и чем кончаются рассказанные в этих произведениях истории.
    Каково прямое значение выражения «темные аллеи» и какая метафора
    связана с ним?
    Прочитайте рассказ И.С. Тургенева «Три встречи». Чему он посвящен?

    Задание № 6. Напишите мини-реферат по одной из предложенных тем:
    1. Обособленные и необособленные согласованные определения: сопоставительный анализ.
    2. Обособленные и необособленные несогласованные определения: сопоставительный анализ.
    3. Обособленные и необособленные приложения.

    При написании мини-реферата используйте следующий план:
    1. Дайте определение анализируемой синтаксической конструкции.
    2. Опишите способы выражения анализируемого члена и опорного слова.
    3. Охарактеризуйте условия употребления анализируемого члена.
    4. Объясните наличие - отсутствие знаков препинания.
    5. Подберите примеры из художественных текстов.

    "Русский язык и литература для школьников" . 2014 . - № 5 . - С. 30-38.