Отчет по педагогической практики. Кирилл чувствует себя уверенно на уроках в школе и обычно в жизни. Он считает себя уравновешенным, энергичным, любознательным. Он обладает средним уровнем развития личности

0

ОТЧЕТ

по педагогической практике

Введение. 3

  1. Организация образовательного процесса. 4

Информационная справка о школе. 4

Характеристика внеурочной воспитательной работы школы.. 6

Образование и воспитание в среднем звене 5-9 классы.. 7

  1. Психолого-педагогические особенности учебного коллектива 11
  2. Проведение различных форм воспитательной деятельности. 12

Заключение. 13

Список использованных источников. 15

Приложение 1. Сценарий внеклассного мероприятия. 15

Приложение 2. Конспекты уроков. 16

Введение

Педагогическая практика проходила на базе МОБУ «Лицей №3» с 4 сентября по 13 октября 2012 года. Директором лицея являлась Игнатьева Т.А. Руководителем практики от образовательного учреждения была Иштерякова Р.Х. - учитель химии высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Российской Федерации.

Передо мной были поставлены следующие задачи:

Воспитать в себе любовь и уважение к профессии преподавателя;

Приобщиться к непосредственной практической деятельности, сформировать у себя профессиональные умения и навыки, необходимые для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоения современных технологий обучения и воспитания;

Установить и укрепить связь теоретических знаний, полученных мной при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, с практикой;

Ознакомиться с современным состоянием образовательного процесса в учебно-воспитательном учреждении, с передовым педагогическим опытом, оказать помощь в решении задач обучения и воспитания учащихся;

Изучить индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

Выработать у себя творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности, приобрести навык анализа результатов своего труда, сформировать потребность в самообразовании и научно-педагогической деятельности;

Научиться составлять планы и конспекты уроков, самостоятельно заниматься календарно-тематическим планированием.

Главная цель педагогической практики состояла в овладении основными функциями педагогической деятельности учителя, становлении и развитии педагогической компетентности, формировании профес-сиональных качеств личности учителя.

Основные функции педагогической деятельности учителя следующие: конструктивная, мобилизационная, организаторская, коммуникативная, информационная, ориентационная, развивающая и исследовательская.

1. Организация образовательного процесса

Информационная справка о школе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей № 3» зарегистрировано по юридическому адресу: Лицей №3 - первое в городе общеобразовательное учреждение начавшее работать в экспериментальном режиме. Лицей был открыт на базе средней школы № 43, основанной в 1977 году. С сентября 1991 года школьный коллектив начал работать по экспериментальной программе дифференцированного обучения, школа стала экспериментальной. С 12.09.95г. - получила официальный статус «Школа - лицей №43», с 15.09.97г. является МОБУ «Лицей №3».

Лицей №3 - социокультурный центр микрорайона, в его окружении находятся 4 детских сада, 3 домовых клуба, станция юных техников, юридический и архитектурный факультеты, ДК «Россия», спортивный комплекс «Прогресс», плавательный бассейн «Пингвин», театр кукол «Пьеро», конно-спортивная база, больница имени Пирогова, шахматный клуб «Ладья», кинотеатр «Сокол». Лицей, активно используя всю инфрастуктуру микрорайона, создает условия для формирования интеллектуальной, конкурентоспособной и творческой личности.

Лицей №3 - инновационное, конкурентоспособное, повышенного уровня учреждение, осуществляющее принцип непрерывного образования.

Лицей №3 - это единое сообщество учителей, учащихся, родителей и выпускников, с устоявшимися традициями, высоким профессиональным имиджем, развитой корпоративной культурой, собственной символикой атрибутикой и ритуалами.

Лицей №3 - школа с многолетним, устоявшимся и продуктивным сотрудничеством с ВУЗами города. Образовательная деятельность лицея тесно связана с высшими учебными заведениями города: , С лицеем сотрудничают 6 докторов наук, 28 кандидатов наук.

Лицей №3 - дважды Лауреат Всероссийского конкурса воспитательных систем (2000г, 2006г). Воспитательная работа лицея ведется по программе «Создаем себя». Организуют работу объединения: «Интеллект», «Отечество», «Красота», «Здоровье», «Природа», «Труд» и «Дом», которые имеют свою структуру. Неотъемлемой составной частью воспитательного процесса лицея являются традиции.

Лицей №3 - школьный дом в главе с детскими ученическими органами самоуправления. В лицее работают: детское патриотическое объединение «Родимцевец», детские органы самоуправления: «Альтернативная администрация», «Лидер», «ШКИД», в организацию деятельности которых положена методика КТД.

Лицей №3 - особая воспитательная среда, сформированная в результате интеграции основного и дополнительного образования. На базе лицея открыто более 30 кружков от ДТиМ, СТДТ Промышленного района, ЦДТ Дзержинского района, центра «Славяне», ДЮСШ, станции туризма и краеведения.

Лицей №3 - первый лицей в городе, реализующий программу профильного обучения в зависимости от потребностей учащихся и родителей. С 1991 года профили лицея формируются в зависимости от социального заказа. На данный момент обучение ведется по четырем направлениям: физико-математическому, социально-экономическому, химико-биологическому.

Лицей №3 - стартовая площадка научно-исследовательской работы учащихся. 60% учеников 9-11 классов занимаются данным направлением. В лицее проведено 14 научно-практических конференций, в которых приняло участие 4150 учеников, написано 1150 научных работ, из них: 57 учеников стали Лауреатами городских конференций; 135 учеников - дипломантами региональных и городских научно-практических конференций; 32 человека - Лауреаты всероссийских конференций; 162 человека - Лауреаты Обнинской научно-практической конференции; 15 человек - Лауреаты именных премий за достижения в различных областях; 21 человек - Лауреаты Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги»; 10 человек - призеры городской конференции «Отечество», 2 ученицы - удостоины медали Галуа и одна ученица обладатель 3-х сертификатов на изобретение.

Лицей №3 - инновационная, экспериментальная городская площадка. Лицей является инновационной площадкой допрофильного и профильного обучения муниципального уровня; методической площадкой для учителей биологии, химии, психологии и ОБЖ г. а; ресурсным центром инновационных технологий, базой прохождения студенческой практики кафедр ВУЗов города. В лицее реализуются 34 авторские программы; работает экспериментальная творческая студия изобразительного искусства «Сказки в красках».

Лицей №3 - «Народный лицей». В лицее обучаются без конкурсного отбора дети микрорайона, которые составляют 60% контингента учащихся. Лицей расположен в спальном районе города со стареющим населением. В микрорайоне наблюдается ситуация серьезного демографического спада, но не смотря на это резкого снижения численности обучающихся не происходит.

В Лицее №3 890 учеников. По численности учащихся данное учебное учреждение занимает второе место в Северном округе города а.

Лицей №3 - это высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив.

На данный момент в лицее работает учителей высшей категории, 4 Заслуженных учителя, 5 Почетных работников общего образования, Народного просвещения, 14 учителей обладателей Гранта в рамках реализации национального проекта «Образование», Лауреаты Гранта губернатора и мэра города а, «Лучшая женщина года - 2009» - Чернова Е. И., заместитель директора по УВР Кириллова Е.Н. - Человек года 2011, победитель в номинации «Герой нашего времени» (2011), победитель областного конкурса проектов «Растим патриотов России» (2009), учитель математики Колесникова С.В. - II место в XIII конкурсе профессионального мастерства «Учитель города а 2009», учитель географии Ильина Н.И. - Лауреат премии администрации ской области (2005), лучший учитель города а (2010), Призер областного конкурса министерства образования ской области на лучшего педагога-эколога (2010), дважды победитель ПНПО. 18 учителей, подготовивших призеров Всероссийского молодежного чемпионата по разным предметам (2009-2011). Лицей №3 - первое в городе общеобразовательное учреждение начавшее работать в экспериментальном режиме.

Характеристика внеурочной воспитательной работы школы

Цель воспитательной системы лицея: создание единого воспитательного пространства как условия присвоения личностью общечеловеческих ценностей, развитие ее духовно-нравственного и интеллектуального потенциала, удовлетворение потребности в самореализации.

В соответствии с поставленной целью были выделены задачи:

  1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребёнка;
  2. Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования; лицея и социума; лицея и семьи;
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в лицее, создание блоков дополнительного образования;
  4. Развитие форм ученического самоуправления;
  5. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, уважения к ценностям демократического общества;
  6. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  7. Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих сплочению общешкольного коллектива и украшающих его жизнь.

Образование и воспитание в среднем звене 5-9 классы

Цель воспитательной системы : создание единого воспитательного пространства как условия присвоения личностью общечеловеческих ценностей, развитие ее духовно-нравственного и интеллектуального потенциала, удовлетворение потребности в самореализации.

Цель ступени: воспитать члена коллектива, готового к профессиональному самоопределению.

Цель работы классного руководителя: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, через коллектив.

Задачи, стоящие перед классным руководителем, для реализации задач ученика:

  1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
  5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

В МОБУ «Лицей №3» в течение всего учебного года проводится огромное количество всевозможных мероприятий, направленных на всестороннее развитие учащихся. Каждый месяц учебного года проходит под определенным лозунгом. Мероприятия осуществляются по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, , туристско-краеведческое. Каждый месяц проводится работа с родителями учащихся, , , методическая деятельность и административный контроль.

Сентябрь: «Все начинается со школьного звонка»

Октябрь: «Лицеистом быть почетно»

Ноябрь: «Виват, наука!»

Декабрь: «В зимнюю сказку пригласила зима»

Январь: «Наше здоровье - в наших руках»

Февраль: «Помнить, чтобы жить»

Март: «В союзе с красотой»

Апрель: «Живая душа природы»

Май: «Вот и стали мы на год взрослей»

Направление

Деятельность

СЕНТЯБРЬ

«Все начинается со школьного звонка»

Спортивно-оздоровительное

Спортивный праздник «Золотая осень» 2-8кл.

Президентские игры 1-11 кл.

Кросс наций 7-11 кл

Проведение месячника «Осторожно дети» 1-11кл

Научно-познавательное

Ознакомление учащихся с правилами поведения для учащихся и Уставом школы 1-11кл

Проведение классных часов и уроков, посвященных Дню знаний 1-11 кл

Операция «Всеобуч» 1-11 кл

Художественно-эстетическое

Проведение линейки, посвященной Дню знаний 1-11 кл

Праздник Посвящение в первоклассники

Проведение операции «Мир твоих увлечений», набор в кружки и секции 1-11 кл

Военно-патриотическое

Торжественное заседание ДПО 5-11 кл

Военно-патриотическая игра «Зарница» 9-11 кл (в рамках коммунарского сбора)

Создание штаба «Зарница»

Разработка и вручение поисковых заданий по классам

Общественно-полезная (производственная) деятельность

Организация дежурства по школе

Общешкольный субботник

Туристско-краеведческое

Изготовление поделок и природного материала 5-8 кл

Осенние экскурсии

Работа с родителями

Диагностика семей первоклассников, семей вновь прибывших учащихся 1-11 кл

Составление социального паспорта школы

Операция «Подросток»

Рейд «Микрорайон»

Рейд «Материальное положение многодетных семей»

Родительский всеобуч «Роль семьи в воспитании детей»

Выборы родительского актива в совет лицея

Индивидуальные консультации для родителей

Работа с органами ученического самоуправления

Выборы органов ученического самоуправления 1-11 кл

Планирование работы органов ученического самоуправления 1-11 кл

Творческая учеба актива старшеклассников «Коммунарский сбор» 9-11 кл

Творческая учеба актива среднего звена 5-8 кл

Оформление классных уголков 1-11 кл

Аналитико-диагностическая деятельность

Диагностика уровня воспитанности школьников 1-11 кл

Изучение затруднений в работе классного руководителя

Психолого-педагогическое наблюдение за первоклассниками, пятиклассниками, девятиклассниками

Выявление проблемных учащихся

Проведение августовского педсовета

Проведение МО классных руководителей

Программы и тематическое планирование (пдо), комплектование групп

«Лицеистом быть почетно»

Спортивно-оздоровительное

Первенство лицея по футболу «Кожаный мяч» 5-11 кл

Спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания» 1-11 кл

Президентское многоборье 5-9 кл

Научно-познавательное

Подготовка к школьной НПК

Художественно-эстетическое

День учителя

День лицеиста

Посещение театров, музеев, выставок

Месячник по профилактике правонарушений

Правовая клиника

Военно-патриотическое

День пожилого человека

Операция «Ветеран»

Операция «Ценим, почитаем, уважаем»

Участие в окружном военно-патриотическом соревновании «Зарница», огневая подготовка

Общественно-полезная (производственная) деятельность

Работы по уборке школы

Общешкольный субботник

Операция «УЮТ» по благоустройству классных комнат

Туристско-краеведческое

Конкурс фотографий о природе 7 кл.

Работа с родителями

Рейд по микрорайону «Проблема свободного времени учащихся группы «риска» и неуспевающих детей»

Родительский всеобуч «Отец и мать - первые воспитатели»

Классные родительские собрания

Работа с органами ученического самоуправления

Учеба руководителей органов ученического самоуправления по теме «Планирование»

Выпуск школьной газеты «Как мы живем» 5 кл.

Аналитико-диагностическая деятельность

Занятость учащихся во внеурочное время

Изучение социализованности личности учащегося

Методическая деятельность, административный контроль

Проведение семинара для начинающих классных руководителей по оказанию методической помощи в проведении воспитательной работы в классе

Изучение деятельности классных руководителей: 5-х (10-х) классов по адаптации учащихся; 9-х, 11-х классов - по профориентации выпускников

2. Психолого-педагогические особенности учебного коллектива

Характеристика

на 9 Б класс

МОБУ «Лицей №3»

В 9 Б классе 29 учеников, из них 17 девочек и 12 мальчиков. Возраст 14-15 лет. В классе четверо ребят из неполных семей (Аушев Константин, Грязнов Александр, Жуков Артём, Юдин Александр). Все учащиеся класса 1996-1997 г.г. рождения что, безусловно, оказывает большое значение на их взаимоотношения. В классе нет ребят с хроническими болезнями, все ученики относятся к основной группе здоровья. Никому из учеников не противопоказаны занятия физкультурой и трудовые нагрузки. Все эти обстоятельства мт свидетельствовать о том, что класс ведет активный образ жизни, ученики всегда ставят перед собой цели, которых непременно достигают.

Ребята с большим уважением относятся ко всем без исключения учителям, но особенно ученики прислушиваются к мнению своего учителя истории и классного руководителя Доронцовой И.П. Она всегда готова помочь ребятам в решении различных вопросов, не только учебных, но и касающихся жизни вне школы. Наблюдая за их отношениями видно, что учитель и, тем более, учащиеся дорожат этой дружбой.

В классе существует актив. Дети принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Любят конкурсы, спортивные мероприятия. Учащиеся по характеру спокойные. В целом класс дружный. За первую учебную четверть в классе не было случая нарушения общешкольного распорядка. В классе нет учащихся, которые стоят на внутришкольном контроле.

3. Проведение различных форм воспитательной деятельности

За время педагогической практики было проведено внеклассное мероприятие «Химический брейн-ринг» (Приложение 1).

Внеклассное мероприятие «Химический брейн-ринг» проводилось в МОБУ «Лицей №3» между 9А и 9Б классами, студентами группы 08-Хим химико-биологического факультета Колесниковой Г.И., Сухоруковой А.В., Шарыгиной К.Р., Шмойловым А.С. 13 октября 2012 года.

Цели внеклассного мероприятия были следующие:

  1. Обобщение полученных за 8 класс знаний;
  2. Развитие познавательных интересов, творческих способностей, быстроты реакции, логического мышления учеников;
  3. Воспитание умения работать в команде, дисциплинированности, внимательности, ответственного отношения к себе и окружающим, уважения друг к другу, терпимости, умения слушать мнение другого.

При подготовке к проведению брейн-ринга учитывались уровень знаний учащихся, их склонность к командной форме взаимодействия и необходимость пропаганды техники безопасности.

Внеклассное мероприятие проводилось в актовом зале школы на седьмом уроке (с 13.40 до 14.20) в виде интеллектуальной игры. Из классов были выбраны 4 команды по 8 человек («Галогены», «Халькогены», «Металлы» и «Неметаллы»), из оставшихся учеников были сформированы 2 команды для выполнения творческого задания («Теоретики» и «Экспериментаторы»). В каждой команде был выбран капитан, которому вручили сигнальный флажок.

Под руководством ведущих команды выполняли задания на знания химии, эрудицию и логику. Право ответа на вопросы в конкурсах давали капитаны команд. За каждый правильный ответ начислялись баллы (в виде звездочек, которые крепились на ватман). Во время интеллектуального соревнования команды «Теоретики» и «Экспериментаторы» занимались подготовкой жертв кислоты, щелочи, любопытства и взрыва из представленных средств (цветная бумага, ватман, цветные карандаши и фломастеры, ножницы, скотч, клей, туалетная бумага). По окончании брейн-ринга они представили «Парад жертв» на суд учителя химии высшей квалификационной категории, заслуженного учителя РФ Иштеряковой Р.Х. Каждая жертва оценивалась по пятибалльной шкале.

Заработанные по итогам турнира баллы суммировались для каждого класса. Капитанам команд были вручены грамоты и сладкие призы в виде конфет.

Команды работали слаженно. Ученики выполняли задания с удовольствием, активно обсуждали принимаемые решения. Все ребята стремились к победе и не нарушали дисциплину.

Мероприятие проведено успешно, отклонений от сценария не было. Поставленные цели достигнуты, ученики остались довольны. Мероприятие позволило учеником самостоятельно обучать друг друга приёмам техники безопасности и её соблюдения, позволила активизировать знания, полученные ими в 8-ом классе.

ОТЧЕТ

по педагогической практике

студентки филологического факультета

спец. «Русский язык и литература»

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Я, .., в период в период с 18 октября по 25 декабря 2010 г. находилась на педагогической практике в МОУ № 26 в 10 «а» классе. Это школа с гуманитарным уклоном, поэтому преподаванию филологических дисциплин здесь уделяется наиболее пристальное внимание.

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературы, а также двух внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков русского языка и литературы: так, на уроках русского языка теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературы изобилуют наглядностью и построены на проблемной основе. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 20 учебных занятий (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, тем более, что, как правило, тексты художественных произведений ребятами прочитаны не были. Поэтому часть материала всегда «пропадала», и мне приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление. В подготовке внеклассных мероприятий, когда весь акцент я поставила на самостоятельную работу учащихся, трудившихся в группах, было много неувязок и даже конфликтов, потому что школьники неоднократно проявляли инертность, недисциплинированность, вялость во внеклассной работе. Они оказались абсолютно неприученными к групповой, коллективной деятельности. Особой помощи со стороны учителей мне также оказано не было. Поэтому слаженности в работе коллектива мне так и не удалось добиться. В будущем следует больше внимания уделять мотивационному компоненту при организации любой деятельности учащихся.

Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало. С родителями учащимися, кроме оглашения результатов текущей успеваемости на собраниях, никакой работы я не проводила.

Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Я, …, проходила педагогическую практику в МОУ № 26 г. Саранска. В данном учебном заведении имеются два девятых класса, по 23-26 учеников в каждом. Обучение русскому языку проводится по традиционным программам авторов М. Т. Баранова, Т. Д. Ладыженской и др. и учебникам названных авторов, обучение литературе осуществляется по программе под редакцией В. Я. Коровиной (5-11-й классы). Для данной гимназии характерно углублённое изучение предметов гуманитарного цикла в определённых классах. С этой целью используются дополнительные учебные пособия.

Педагогическая практика проходила в период с 18 октября по 25 декабря 2010 года.

За время педагогической практики мной в общей сложности было проведено 20 уроков (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы). Во время прохождения практики были также проведены внеклассные мероприятия. Кроме того, я выполняла обязанности классного руководителя в 9 «а»: проводила запланированные классные часы, проверяла тетради по русскому языку и литературе, дневники и выставляла оценки.

Мои первые впечатления от учебного заведения, школьной администрации, учителей были только положительными. На протяжении всей практики и педагоги, и методисты оказывали мне значительную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Методисты из института тоже всегда были рядом и подсказывали, как лучше поступить в том или ином случае. Неоценимую помощь мне оказал учитель-словесник: она тщательно редактировала все конспекты уроков, вносила необходимые критические замечания, многое рассказала об особенностях вверенного мне класса. В распоряжение нашей группы практикантов были выданы необходимая документация и учебные пособия, просьбы по техническому оснащению уроков также не оставались без внимания.

Первые впечатления от класса также были позитивными: ребята показались мне веселыми, активными, инициативными, ответственными, дисциплинированными. Первые впечатления оказались не обманчивыми: ребята практически на каждом уроки хорошо отвечали, аккуратно выполняли мои задания, всегда предлагали что-то новое, что-то свое. «Трудных» учеников в этом классе не было. Контакт с классом был установлен почти сразу. Думаю, что это благодаря моему желанию подружиться с ребятами, стать для них помощником и другом.

Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение опыта преподавания русского языка и литературы ученикам среднего звена, привлечение внимания учащихся к урокам русского языка и литературы, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Поставленные цели помогли реализовать методы и приемы развивающего обучения, проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, использование схем и таблиц, привлечение сведений из научно-популярной литературы. Из творческих заданий я чаще всего использовала мини-сочинения, а также продумывание декораций к тому или иному фильму по художественному произведению. Учащиеся всегда хорошо откликаются на такие формы работы с ними.

Старалась следовать личностно-ориентированному обучению, использовать индивидуальный и дифференцированный подход: предлагала индивидуальные и вариативные задания, дополнительные задания для учащихся, проявивших интерес и быстро справлявшихся с работой.

Однако было много и трудностей. Что касается проведения уроков, мне сложно было предположить, сколько времени займет выполнение каждого упражнения, поэтому часто сценарий урока оказывался скомканным. Во внеклассную работу я хотела включить как можно больше учащихся, но некоторые из них оказались беспомощными в этом отношении: так, к классному часу, посвященному профориентированию, они подобрали слишком сложные тесты, отчего классный час затянулся и показался учащимся слишком утомительным. Однако задачи по сплочению коллектива были реализованы: все-таки большинство учащихся хотели помочь и помогали друг другу, чувствуя личную ответственность за общее дело.

Внеклассная работа предполагала не только подготовку и проведение мероприятий, но и организацию школьного дежурства, проведение родительских собраний. Поскольку это уже не первая моя педагогическая практика, то особых трудностей в этом я не испытывала.

Педагогическая практика многому меня научила. Благодаря доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе школы я чувствовала себя свободно, многое хотелось попробовать и реализовать из того, чему нас учили на занятиях в университете. Благодаря помощи методистов и учителей мне удалось преодолеть робость и скованность, быть более внимательной на уроках, сочетать разные формы работы, чтобы достичь поставленных целей. Особых замечаний к организации практики у меня нет. Пожелание: обеспечить прохождение всех педагогических практик студенту в одном учебном заведении, это значительно нам облегчит выполнение столь ответственного задания.


Российский Университет Дружбы Народов

Юридический факультет

Кафедра судебной власти, правоохранительной

и правозащитной деятельности

ОТЧЕТ

о прохождении педагогической практики

Выполнила: студентка

5 курса группы МЮ-511

Рустамова Эллада Роман Кызы

Руководитель практики от кафедры:

Мустафаева Марьям Мустафаевна

Оценка _________________

Подпись________________

ОТЧЕТ

о прохождении педагогической практики

Педагогическая практика студента является составной частью учебного плана и одним из важнейших условий по подготовке высококлассных специалистов. Прохождение практики позволяет полнее раскрыть свой творческий потенциал, осуществить осознанный выбор деятельности в одной из сфер практической психологии, реально представить себе личные и деловые качества, необходимые для преподавания в реальных условиях.

С целью более качественного осуществления педагогической деятельности, было принято решение вузовские занятия проводить в паре. Время проведения одного занятия на одного человека составляет 45 минут.

Ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебно-воспитательных учреждений;

Выполнение учебно-практических и научно-исследовательских заданий;

Проведение серии уроков по предмету правоведение;

Ведение учебной документации.

Цели педагогической практики:

Развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формировали исследовательского подхода к работе;

Подготовка к целостному выполнению функций учителя предметника, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;

Отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструктивных умений.

Во время прохождения практики мною была проведена следующая работа: разработаны и проведены семинарские занятия по предмету Правоведение в группах МЛ-122 и МЛ-124.

Во время практики я обсуждала с руководителем практики темы лекций, составляла план предстоящего занятия. Встречалась с руководителем практики для обсуждения проведенных занятий, подведения итогов педагогической практики. А также наблюдала за работой преподавателя Мустафаевой М.М. с целью выявления основных методических приемов организации обучения.

Мустафаева М.М ознакомила меня с методикой написания научных статей, и дала Практические рекомендации по написанию научных статей.

Для себя я поняла, что следует четко составлять план работы на предстоящее занятие, рационально распределять время, использовать приемы смены видов деятельности во время занятия, чтобы удерживать внимание учащихся, снижать их утомляемость, общаться с аудиторией.

Было трудно переложить теоретический материал на практику, на конкретную группу.

Отношения с учащимися сложились доброжелательные, студенты охотно шли на общение, обсуждение конкретных вопросов.

Отношения с преподавателем, руководителем практики Мустафаевой Марьям Мустафаевной, также сложились доброжелательные.

За время практики я научилась общаться со студентами на уровне преподаватель-студент, удерживать внимание аудитории, рационально распределять предлагаемый материал по времени занятия. А также научилась составлять характеристику группы, студента.

Дневник практики

Встреча с руководителем практики Гуровой О.С., ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебного учреждения, знакомство с группой, составление плана работы в соответствии с расписанием группы.

Обсуждение с руководителем практики тем предстоящих семинаров, составление плана. Поиск материалов для составления плана семинара.

Посещение занятий с целью наблюдения за поведением группы. А также наблюдение за работой преподавателя Гуровой О.С. с целью выявления основных методических приемов организации обучения.

Проведение лекции на тему «Развитие малой группы»

Проведение лекции на тему «Социально-психологические характеристики малой группы»

Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции, положительных и отрицательных моментов в работе.

Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. Подготовка к лекции, составление конспекта лекции.

Проведение лекции на тему «Трудовой коллектив как малая группа». После занятия - встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции. Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. А также обсуждение темы, плана работы практического занятия.

Проведение лекции на тему «Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности»

Проведение практического занятия на тему «Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп»

Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенных занятий, подведение итогов педагогической практики.

Составление отчетной документации по пройденной педагогической практике.

Характеристика

Рустамова Эллада Роман Кызы, студентка 5 курса группы МЮ-511 юридического факультета проходила педагогическую практику в Российском Университете Дружбы Народов в период с 07.02.2013 г. по 25.03.2013 г. За это время ею проведена активная работа по подготовке, организации и проведению занятий со студентами медицинского факультета группы МЛ-122 и МЛ-124. Цели и задачи практики выполнены полностью.

На основании анализа проведенных занятий можно утверждать, что Рустамова Эллада обладает достаточно высоким уровнем готовности в сфере коммуникаций с учебной аудиторией. Проведенные самостоятельно занятия показали также высокий уровень теоретической подготовки по рассмотренным на занятиях темам. Информация на занятиях подавалась в весьма доступной форме для студентов, активно применялся метод обратной связи с аудиторией. Учебная нагрузка и время на занятиях были распределены рационально.

Следует отметить энергичность, заинтересованность, высокую трудоспособность, точность, целеустремленность практиканта.

Работа заслуживает оценки _________________

Руководитель практики Мустафаева

Марьям Мустафаевна

Специальность «030100 - Информатика» Института образования и социальных наук Северо-Кавказского Федерального Университета

Андреева Светлана Николаевна.

Отчёт о педагогической практике студентки 6 курса в 7-х классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края (с 27.09.2013 г. по 19.01.2014 г.)

В период с 27.09.2013 г. по 17.01.2013 г. я, Андреева Светлана Николаевна (фото 1) проходила педагогическую практику на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края в 7-х классах. Коллектив данного общеобразовательного учреждения, оказался очень добрым, отзывчивым, искренним, творческим и позитивным (фото 2).

В процессе педагогической практики, согласно плана посетив уроки, я смогла ознакомиться с педагогическим опытом учителей школы, который помог мне вырабатывать творческий, исследовательский подход к моей будущей профессиональной деятельности.

Не без помощи методиста, благодаря учебной практике я научилась планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и тематическим планом, овладела навыками методической обработки материала и его письменного изложения (в форме тематического, поурочного планирования, конспекта урока).

В ходе педагогической практики, я научилась ставить конкретные цели каждого урока, и формулировать учебные задачи, обоснованно конструировать и реализовывать выбранные объём, логическую структуру, выбирать различные типы уроков, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, различая их частные и общие цели, организовывать деятельность учащихся на уроке, управлять ею и оценивать ее результаты.

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики (фото 3) присутствуют одиннадцать компьютеров, девять из которых находятся в рабочем состоянии, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

  • закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;
  • получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;
  • развитие собственных педагогических способностей;
  • овладение современными технологиями обучения и воспитания;
  • научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников в 7-х классах (фото 4). Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя - это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя в 7 “a” классе (фото 5). Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

Во время прохождения практики меня очень сильно интересовала жизнь школы в целом. Мне пришлось немного отклониться от плана практики. Это мне позволило увидеть много интересного. Я с интересом побывала на занятиях кружка “Казачий двор”, который посещают дети 7 “a” класса, здесь был показан “Обряд сватовства” (фото 6). Меня очень заинтересовал элективный курс в 3 классе “Образовательная робототехника”, где ребята с интересом слушают о создании робототехники, о видах роботов, воспроизведение звуков и управление звуком, о движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания и многое другое.С наибольшим интересом ребята во время элективного курса увлекаются программированием и функционированием робота. Меня так увлекло занятие робототехникой, что я просто не смогла удержаться и сама решила, вмести с ребятами собрать очередную модель робота (фото 7, 8, 9, 10).

Мною были проведены:

  • 24 урока информатики в 7-х классах: из них 2 зачетных;
  • Викторина “Лучший информатик”.
  • Игра “КВН по информатике”
  • Новогоднее представление “Восточная страна”
  • Родительское собрание на тему: “Возрастные особенности подростков”.
  • Классный час на тему “Как избежать конфликта в семье”.

Мною были подготовлены:

1. Отчёт о педагогической практике;

2. 12 планов-конспектов проведенных уроков;

3. письменный педагогический анализ одного посещенного урока;

4. 2 сценария мероприятия по информатике;

5. сценарий классного часа;

6. дневник педагогической практики;

7. индивидуальный план с отметкой методиста о его выполнении;

8. психолого-педагогическая характеристика класса;

В процессе проведения этих мероприятий совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

07.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована викторина «Лучший информатик» (фото 11). Основные цели мероприятия - проверка знаний учащихся по математике и информатике, популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, развитие у учащихся командного духа, навыков общения и совместной деятельности, привитие интереса к информатике как элементу общечеловеческой культуры.

Передо мной стояли следующие задачи: создать условия для повышения познавательного интереса к предмету, формировать культуру общения «учитель» - «ученик», «ученик» - «ученик». Все цели и задачи были выполнены в ходе викторины, большую помощь в этом оказало применение ИКТ. Всё мероприятие проходило на высоком эмоциональном уровне, все учащиеся команд активно приняли участие в викторине. Засядько Ирину заинтересовал 1 тур викторины «Математическая разминка», Сахно Ивану и Беднову Вячеславу понравился 2 тур викторины конкурс капитанов «веселые вопросы», Исаджиевой Сабринее и Авторхановой Индире понравился 3 тур викторины «Занимательные задачи», особенно интересным для всех ребят, принимающих участие в викторине, оказался 4 тур викторины «Инфомарофон». В конце викторины каждый участник получил сладкий приз, так как победила дружба.

24.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована игра «КВН по информатике» (фото 12). Основные цели - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу информатики.

Задачи: развитие памяти, эрудиции, творческих способностей, логического мышления учащихся; воспитание у учащихся взаимовыручки, умение работать в команде, ответственности в достижении цели.

Для игры участникам команд были предложены карточки для разминки, задание для капитанов (Камышанов Андрей и Лукьянцов Константин), вопросы для конкурса «Кто кого» (Николайчук Андрей и Гнездилов Иван), рисунок для творческого конкурса (Исаджиева Сабрина и Логвинова Анастасия, вопросы для болельщиков.

В творческом конкурсе рисунков нарисованный с помощью графического редактора Pain был лучшим признан рисунок Исаджиевой Сабрины (фото 13).

Самой дружной командой оказался 7 класс, который стал победителем игры «КВН по информатике».

14.01.2014г.на одном из зачетных уроков (фото 14, 15, 16) в компьютерном классе был проведен урок познаний в 7-м классе «Документ как информационный объект». Основной целью данного урока познаний было познакомить учащихся с новыми терминами, сформировать навыки использования компьютерной техники, развивать творческие способности, внимание, память, логическое мышление, интерес к современным информационным технологиям, воспитывать творческое восприятие мира через технические средства обработки документальной информации. На уроке использовалась презентация по данной теме урока.

Учащиеся всего класса приняли активное участие в уроке познаний. На уроке учащиеся вспомнили прекрасную пору - это пору детства, когда появившийся на свет младенец такой маленький, беззащитный и беспомощный. Он не умеет ни говорить, ни ходить. Мы с ребятами на уроке выяснили, какой самый первый в жизни и очень важный документ, только что родившийся малыш получает? (СВИДЕТЕЛЬСТВО)

Затем мы с ребятами поняли, что существуют и другие немало важные документы, которые удостоверяют личность при достижении 14-летнего возраста (ПАСПОРТ), а также существуют другие документы, которые содержать необходимую информацию (СПРАВКА ОТ ДОКТОРА, ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ, ДИПЛОМ, АТТЕСТАТ и другие). Ребята благодаря этому уроку познаний запомнили, что документы принято оберегать от воды и от огня, от порчи и расхищения, так как они являются источниками информации, хранят исторические, технические, медицинские и другие данные. В документах содержатся текстовые, числовые и графические данные.

Учащиеся класса на уроке познаний познакомились с такими новыми терминами, как документ и электронный документ.

Для того, чтобы на уроке познаний ребята почувствовали себя настоящими программистами я им предложила поработать над интересными электронными заданиями за компьютером. Ведь многие из них понимают, что для того чтобы научиться работать за компьютером, необходимо владеть всеми его устройствами.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Введение
Глава 1. Современные формы обучения в вузе
1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении
1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании
Глава 2. Работа в БСС Главбух
2.1 Основные понятия о системе Главбух
2.2 Описание методики проведения лабораторных работ
Заключение
Список использованных источников

Введение

Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в высшем учебном заведении, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей.

Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского и педагогического потенциала, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, проверка профессионально-теоретических знания, получаемых студентами в вузе.

Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств. Полученные навыки помогут студентам, если те стремятся построить свою карьеру в качестве преподавателей.

Основными задачами педагогической практики в вузе являются:

1) приобретение различных практических навыков студентами в учебной работе с учащимися;

2) получение опыта профессиональной деятельности преподавателя в разработке программ теоретического и практического обучения студентов;

3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами с профессионально-педагогической деятельностью;

4) изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения;

5) участие студента в педагогической и методической работе, проводимой кафедрой.

Глава 1 Современные формы обучения в вузе

1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении

На сегодняшний день учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше признается как средство для достижения такого уровня производства, который наилучшим образом удовлетворит все возрастающие человеческие потребности, развитие духовное богатство личности. Таким образом, нынешняя ситуация в обучении требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях. Основные характеристики выпускников любого учебного заведения является его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент в изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной деятельности студента .

На данный момент традиционное обучение, которое сосредоточено на повышении уровня знаний и навыков в предметной области, все больше и больше не соответствует современным требованиям. В основе современного образования должны стоять не только академические дисциплины, но и способы мышления и деятельности студентов. Целью любого высшего учебного является не только выпускники, которые получают высокий уровень подготовки, но и включение студентов в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий, адаптируя их к реалиям производственной среды .

Существуют три основные формы обучения:

1) Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей;

2) Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах;

3) Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует

Активные методы обучения являются наиболее успешными для того, чтобы студенты могли усваивать знания. Существуют следующие активные формы взаимодействия преподавателя и студентов.

Лекция предполагает, что лектор, излагая материал, активно взаимодействует со студентами, отвечает на задаваемые вопросы, либо сам задает вопросы, предполагая получить ответ. Также преподаватель может вначале поставить проблему перед студентами, решение которой нужно получить в конце лекции.

Учебные семинары и учебные дискуссии предполагают коллективное обсуждение той или иной проблемы, либо определенной темы. Дискуссии помогают учиться спорить и отстаивать свою точку зрения.

Учебные встречи за «круглым столом» подразумевают приглашение различных специалистов, которым студенты выдвигают проблемы и формулируют ряд вопросов по интересующей теме. А те, в свою очередь, дают разъяснения.

Интерактивное обучение также является успешным для подготовки высококвалифицированных специалистов и относится к так называемому инновационному обучению. Такое обучению помогает студентам мыслить нестандартно и гибко, быстро реагируя на изменения в мире. К интерактивным формам обучения относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги и т.п.

1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании

Современные технологии, прежде всего, подразумевают компьютеризацию учебного процесса.

Технические средства находят свое применение во многих видах обучения. Они повышают производительность работы учащихся, позволяя намного быстрее искать и работать с информацией и различными материалами. Современные технологии позволяют получить консультации по различным вопросам и проблемам и повышать свои знания и навыки, используя разнообразные программы и средства Интернет сети .

Однако у компьютеризации существует рад проблем, которые преодолеваются довольно медленно, такие как: техническая оснащенность учебных заведений, недостаток специалистов, которые обладают достаточными навыками работы с техническими средствами, большое количество информации, которое еще не оцифровали.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения (ДО) .

Все компоненты электронной составляющей являются довольно перспективными и удобными средствами и могут значительно повышать учебный процесс .

Например, Система Главбух является справочником по различным бухгалтерским, налоговым и правовым вопросам. Доступ к ней может иметь любой пользователь Интернета. И данная система достаточна эффективна для обучения не только для студентов, но и для разнообразных специалистов вне зависимости от профессии.

Глава 2. Работа в БСС Главбух

2.1 Основные понятия о системе Главбух

Система Главбух представляет собой справочно-информационную программу, которая помогает найти различную актуальную на сегодняшний день информацию в области бухгалтерского и налогового учета (в том числе последние обновления в законодательстве, нормативно-правовых актах и в других документах).

Систему могут использовать не только организации, предприниматели, юристы, работники бухгалтерской службы, но и студенты. Ежегодно Главбух организовывает олимпиаду для студентов, по итогам которой призерам вручаются подарки, денежное вознаграждение, а также сертификаты участников.

Данная система подойдет для:

1) различных бюджетных организаций;

2) любых коммерческих организация вне зависимости от их системы налогообложения (ОСН, УСН и т.д.);

3) некоммерческих организаций;

4) различных предпринимателей, бухгалтеров, юристов, которые стремятся усовершенствовать свои знания и познать все тонкости бухгалтерского и налогового учета;

5) студентов высших учебных заведений .

Система Главбух обладает различными необходимыми и дополнительными материалами для работы организаций. В связи с этим обладает рядом преимуществ:

1) Только в этой системе пользователь получает разъяснения и консультации по различным вопросам от специалистов из Минфина, ФНС, Минтруда и т.п.;

2) Система Главбух обновляется ежедневно, поэтому для пользователя доступна актуальная на сегодняшний день информация;

3) Главбух представляет собой электронную систему, поэтому пользоваться ей можно с любого компьютера с выходом в Интернет;

4) Уникальная экспертная поддержка: онлайн-помощник и письменные консультации экспертов – в зависимости от сложности вопросов – ответы могут даваться моментально, либо в течение суток;

5) Система содержит самые популярные бухгалтерские издания, как свежие номера, так и полные архивы;

6) Главбух располагает большой базой образцов документов с различными подсказками и комментариями по их заполнению;

7) Пользователи получают возможность создавать электронную отчетность, а также получаю сервис по отправке этой отчетности в различные фонды и налоговую;

8) Пользователи системы могут дистанционно обучаться в высших школах, подтверждая свои знания и получая сертификаты .

Таким образом, в любое удобное время можно получить консультации экспертов по различным вопросам, самостоятельно найти информацию в сфере бухгалтерского и налогового учета или ознакомиться с последними законодательными или правовыми новостями.

2.2 Описание методики проведения лабораторных работ

Работа в БСС Главбух – лабораторные работы.

Проводились 27.04.2016 и 18.05.2016. Проводились на потоке студентов 2к. направление 38.03.01 – экономика, профиль «Финансы и кредит», гр. 884 1-2 .

Присутствовали: студенты в количестве 30 чел.; от кафедры – Васильковская Наталья Борисовна, к.э.н., доцент кафедры экономики.

Мероприятие состоит из двух лабораторных работ. Первая лабораторная работы заключается в поиске документов в Системе Главбух, вторая – в поиске информации в Системе Главбух.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа – форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса .

Перед проведением лабораторных работ были поставлены следующие задачи:

1) первичное овладения студентов знаниями о системе Главбух;

2) контроль знания путем выполнения самостоятельных работ;

3) формирование студентами навыков использования справочными системами для получения необходимой информации.

Проведение лабораторной работы №1 «Практические занятия по поиску документов в Системе Главбух»

Этап №1 – поиск документов с помощью поисковой строки и карточки поиска.

Вначале было кратко изложено то, что из себя представляет поисковая строка, карточка поиска и как ими пользоваться.

Поисковая строка в Системе Главбух - это универсальное средство поиска, которое есть в каждом разделе Системы. Она состоит из поля для ввода запроса и кнопки «Найти». Карточка поиска представляет собой поиск «По реквизитам…», которая расположена чуть правее поисковой строки.

1) Вы сами оплачиваете стоимость обучения в университете по 50 000 руб. за год. Во время каникул вы подрабатываете. И ваша зарплата за этот год составила 80 000 руб., включая налог, удержанный на предприятии. Заполните декларацию по доходам физических лиц (от своего имени) для получения вычета по расходам на собственное обучение. До какого срока вы можете подать декларацию (3-НДФЛ), чтобы вернуть удержанный налог?

2) Вы пишете дипломную работу на тему налогового контроля. Найдите для использования в работе все статьи журнала «Учет. Налоги. Право» за последние два года о показателях налоговой нагрузки, которые использует налоговая инспекция для назначения проверок.

3) Найдите видеосеминар на тему бухгалтерского учета командировочных расходов.

Этап №2 – поиск документов через рубрикаторы.

Вначале была кратко изложена сущность рубрикатора.

Рубрикатор обеспечивает быстрый поиск неизвестных документов по обобщающим темам. Он особенно эффективен, если требуется просмотреть подборку документов по какой-то общей тематике. В каждом разделе Системы в левом нижнем углу экрана всегда располагаются кнопки перехода в рубрикаторы разделов: «Все рекомендации», «Все формы», «Все справочники», «Все кодексы и ПБУ» и др.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

2) Найдите ПБУ, которое устанавливает правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

3) Найдите статью в номере 5 журнала «Главбух» за 2014 год о том, какими документами нужно оформлять предоставление скидок, чтобы не вызвать налоговых споров.

В ходе проведения лабораторной работы№1 студентами были сделаны следующие выводы:

1) Документы можно искать и не по реквизитам, достаточно лишь ввести в поисковую строку вид документа с номером или его заголовок;

2) Поисковая строка неэффективна при поиске документов на темы слишком общего характера (например «НДС», «Акцизы»).

4) Для сбора сведений общего характера более эффективен рубрикатор, а не поисковая строка.

Проведение лабораторной работы №2 «Практические занятия по поиску информации в Системе Главбух»

Вначале было кратко изложено, что представляет собой рекомендация и как искать информацию с помощью рекомендаций.

Каждая рекомендация в отдельности - это тематическая подборка сведений и ссылок на нормативные акты, бланки, образцы заполнения форм, справочные таблицы и т. д. По каждому вопросу в рекомендации есть готовый анализ законодательства и арбитражной практики, размещены предупреждения обо всех опасностях, рассмотрены все варианты решений, сделаны выводы, дан совет, а практические действия расписаны со всеми подробностями и с примерами. В результате методом поиска через рекомендацию все можно найти гораздо быстрее. Как в энциклопедии.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите нормативный акт, которым установлен порядок расчета больничного пособия.

Этап №2 – поиск информации в формах и образцах.

Вначале было кратко изложено, как искать информацию при помощи форм и образцов.

Когда нужный бланк известен и изучать порядок документального оформления операций не нужно, можно обойтись без поиска в рекомендациях. Сам бланк или образец его заполнения лучше искать в разделе «Формы». Там известные формы и образцы можно быстро найти как отдельные документы. К ним будут прилагаться приказы об утверждении формы.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

1) Найдите образец заполнения платежного поручения на перечисление НДС в бюджет;

2) Найдите бланк расчета взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форму4-ФСС).

Этап №3 – поиск справочной информации и поиск информации в правовой базе.

Вначале было кратко изложено, что собой представляет справочник системы и как с его помощью найти ту или иную информацию, а также как искать информацию в правовой базе.

Справочники Системы – это краткий конспект правовой базы для бухгалтера о ставках налогов, размерах штрафов, составе отчетности, о датах разных событий в жизни бухгалтера, обзоры изменений законодательства по годам и т. д. В таких справках информация представлена в очень удобном для восприятия табличном виде. К каждому тезису справочной таблицы всегда прилагаются ссылки на нормативный акт-основание. Найти справочную информацию можно несколькими способами. Например, с помощью поисковой строки в разделах «Рекомендации» и «Справочники». Справочные таблицы добавлены к поиску в разделе «Рекомендации». И если ключевые слова запроса точно соответствуют названию и содержанию справочного документа, результат выдачи в этих разделах может быть почти одинаковым.

Поиск информации в законодательстве – это особый, самый сложный метод поиска, который требует определенной профессиональной подготовки. в каждом документе (законе и подзаконном акте) размещены обратные ссылки на все материалы Системы, в которых этот документ упомянут. Обратные ссылки в Системе открываются кнопкой в виде цифры в квадратике. Цифра означает количество ссылок. Обратные ссылки значительно ускоряют поиск всех связанных между собой материалов.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите справку о случаях возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств.

В ходе выполнения лабораторной работы №2 студентами были сделаны следующие выводы:

3) Через рекомендацию удобно искать не только описание документального оформления операций и нормативные инструкции к заполнению бланков, но и сами бланки, и образцы их заполнения. Особенно, если неизвестно, какой бланк применять;

4) Поиск известного бланка в разделе «Формы» более эффективен, чем поиск через рекомендацию. Даже если запрос окажется довольно общего характера, в результатах поисковой выдачи будет минимум лишнего;

5) Если известно точное наименование бланка или даже ключевые слова, которые точно характеризуют бланк, то искать его можно хоть в «Формах», хоть в «Рекомендациях». Кроме того, в любом разделе при вводе названия формы в поисковую строку появляются подсказки, которые служат прямым переходом на нужную форму.

Заключение

В ходе прохождения педагогической практики были освоены навыки в научно-педагогической деятельности. На начальном этапе происходило ознакомление со спецификой организации учебного процесса. В последующем принималось участие в методической и педагогической работе кафедры, получен колоссальный опыт преподавательской деятельности.

Основными сложностями в работе оказались работа со студентами, которых нужно было настроить на восприятие себя в качестве преподавателя, а также, в связи с тем, что практика подразумевала под собой использование современных технических средств, возникли трудности с использованием технологии программы Системы Главбух. Но все проблемы были преодолены и студенты активно участвовали в учебном процессе, отвечая на вопросы и выполняя задания.

Студенты также приобрели навыки работы со справочно-информационной Системой Главбух и повысили свои знания в области бухгалтерского и налогового учета, законодательства РФ.

В ходе практики были получено не только навыки профессионально-педагогической деятельности, но также навыки коммуникации, взаимодействия преподавателя и студентов.

Список использованных источников

1. Современные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/ conference/2012/138/sovremennye_metody_obucheniya_v_vuze/ (дата обращения 25.02.2017)
2. Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе. / Учебное пособие / М.К. Горбатова, М.А. Назипова. Н.Новгород: ННГУ – 2012. – 53 с.
3. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения 25.02.2017)
4. Современные технологии обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://moluch.ru/archive/92/17764/ (дата обращения 25.02.2017)
5. Теория обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part31-144.php (дата обращения 25.02.2017)
6. Инновационные формы и методы обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34868 (дата обращения 25.02.2017)
7. БСС «Система Главбух». [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://kgermak.ru/sistema-glavbuh (дата обращения 25.02.2017)
8. Бухгалтерская справочная система. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.1gl.ru/about/ (дата обращения 25.02.2017)
9. Лабораторная работа. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://studynote.ru/studgid/pomosch/chto-takoe-laboratornaja-rabota/ (дата обращения 25.02.2017)

Отчет педагогической практике в ВУЗе обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру