Открытые уроки по сольфеджио. Открытый урок по сольфеджио
Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на уроке сольфеджио.
Задачи урока:
- Закрепить теоретические знания учащихся.
- Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
- Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
- Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
- Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактические материалы:
- карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого
- плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого
- карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика - Семицветика”
- карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.
Ход урока
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От каждого класса представлено 2 – 4 человека.
Организационный момент, настройка внимания учащихся.
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:
Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени, устойчивые и неустойчивые ступени.
Игра лото “Азбука музыки” .
Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о разрешении ступеней:
Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.
Вторая в первую, четвертая в пятую,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.
Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в До мажоре .
Повторяем названия длительностей.
- Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой” .
- Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” .
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:
- Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки, используя карточки лото “Азбука музыки” .
- Ритмическая игра “Подарок другу” .
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:
- Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой рук .
- Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”. Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами следующие мелодические фразы :
Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две команды.
- Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.
- Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери аккорд” .
Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме “Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся 2 класса .
Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с использованием инструментов К. Орфа.
Учебно-методические пособия.
- С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
- Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П., 2006
- Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004
- Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002
- О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003
- Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках. – С.–П., 1999
- Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. – М., 1967
- В. Середа Каноны. – М., 1997
Работа на хоровом отделении детской музыкальной школы отличается своей спецификой. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, хоровые отделения, как правило функционируют, на базе общеобразовательных школ, а значит территориально находятся отдельно от основной школы. Это обстоятельство меняет отношение учеников к занятиям: они ошибочно начинают считать, что это обыкновенный кружок, что, в какой-то степени, делает их отношение к занятиям менее серьёзным. Иногда это приводит к случаям невыполнения домашнего задания, поэтому работа педагога на хоровом отделении должна осуществляться в тесном контакте с родителями.
Во-вторых, не секрет, что на хоровое отделение практически отсутствует конкурсный отбор, берут всех желающих учиться. И естественный отбор происходит уже в процессе учёбы: кто-то отсеивается из-за потери интереса к занятиям, кто- то не справляется с программой хорового отделения. В итоге нередко к концу седьмого класса до выпускных экзаменов доходит только половина. Таким образом, педагогам приходится учитывать специфику хорового отделения и находить такие формы работы и общения с детьми, которые были бы для них интересны, полезны и не очень обременительны.
Тема: Доминантсептаккорд
Цель:
Показать умение и навыки учащихся, закрепление пройденного ранее материала - Д7.
Задачи:
Образовательные
Научиться определять на слух Д7 в мелодии.
Знать определение и строение Д7.
Уметь строить в тетради, на доске и на инструменте Д7.
Тип урока:
урок-закрепление
Форма работы:
практическая, групповая.
Ход урока:
1. Приветствие.
2. Разминка. Викторина «Вопрос-ответ: тональности до 4-х знаков и их параллельные тональности». Викторины - привычная и любимая учащимися форма работы, устраиваемая в начале каждого урока. Кроме тональностей до 4-х знаков и их параллельных тональностей, таким же образом повторяются интервалы, аккорды и др. «Повторение - мать учения», а в нашем случае это очень актуально.
3. Распевание: интонационная настройка в тональности А dur, определение ключевых знаков, интонирование вводных ступеней, главных трезвучий тональности и их обращений. Затем переходим к септаккорду, построенному на V ступени - доминантептаккорду.
4. Септаккорд, определение Д7 (интервальный состав: б 3 +м 3 +м 3). Пение песенки о доминантсептаккорде. Это самое приятное занятие для учащихся, они очень любят петь песенки на разные темы. Это облегчает восприятие и усвоение темы. Поэтому любой урок сольфеджио всегда включает много песенного материала, тем более, что работа ведётся с учащимися хорового отделения.
5. Построение Д7
на фортепиано и разрешение его очень сложно дается ребятам, так как ребята хорового отделения не все имеют общий инструмент: фортепиано. Кто-то учится игре на домре, баяне, гитаре и т. д. Тем не менее, регулярное включение этой формы работы в общий ход урока даёт свои плоды.
Построение Д7 на инструменте, интонирование и разрешение его в мажоре и одноименном миноре в тональностях: G dur-g moll, F dur–f moll, D dur– d moll и т.д.
6. Аккордовые последовательности
также строятся на уроках в разных тональностях.
Построение аккордовых цепочек на доске и в тетради:
а) T35 - S46 - T46 - D7 - T3; б) T35 - T6 - T46 - D7 - T3.
7. Диктант
неполный, подготовлены заранее заготовки. На них педагогом написаны только головки нот, а ребята выполняют другие задачи.
Музыкальный диктант из сборника Н. Новицкой. Задача: определить лад, тональность, расставить длительности и разделить на такты.
8. Чтение с листа
. Определение лада, тональности, размера. № 150 и 154 из учебника А. А. Варламовой и Л. В. Семченко.
Чтение с листа - не самая любимая форма работы у ребят на уроке, поскольку они ощущают определённые сложности с чтением нот в правильном темпе и дирижировании.
Тем не менее, такой вид сольфеджирования обязательно должен присутствовать на уроке, навыки чтения с листа постепенно нарабатываются.
9. Игра наоборот - самое любимое занятие ребят на уроках. В чистом виде игра остаётся на самый конец занятия, но часто элементы игры вплетаются в разные виды работы, что делает урок увлекательным и интересным. Игра развивает в детях коммуникативные качества, соревнование стимулирует к достижению лучшего результата, играя ребёок легко вступает в контакт и начинает легче общаться.
Игра «Угадай-ка».
Ученики делятся на 2 группы: каждой группе, по очереди, педагог играет интервалы, трезвучия, аккорды. Учащиеся определяют из на слух, а затем строят на доске. Кто всё правильно определил и построил, тот победитель.
1 группа: б 2 -ч4 - М35 - D7; 2 группа : м 3 - ч8 - Б35 - D7.
В школе искусств формирование навыков сольфеджио происходит практически на всех уроках: сольфеджио, хоре, общем инструменте, вокале, музыкальной литературе др. Любой урок в конечном итоге направлен на воспитание духовной культуры учащихся разными средствами музыки.
Литература:
1. Г. Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. - М., 2007
2. А. А. Варламова. Л. В. Семченко. Сольфеджио 3 класс. - М., 2010
3. Н. Новицкая. Музыкальные диктанты. - СПб., 2000
4. Т. Сиротина. Музыкальная азбука. - М., 2014
Открытый урок по предмету «Сольфеджио» 4 класс
ТЕМА:
Тритоны в ладу
Цель урока:
сформировать понятие «тритоны» (увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов, музыкальный слух, навыки интонирования, воспитать чувство лада.
Задачи урока:
1.Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в
ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал «тритон»
3. Закрепить знания об интервалах.
Ход урока:
1. Музыкальное приветствие и распевка.
2. Проверка домашнего задания. (повторение знаний об интервалах)
3. Объяснение нового материала:
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть сегодня на нашем уроке. Тема урока «Тритоны». Это интервалы. Новые интервалы, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Задание было повторить тему «Интервалы», всё что связано с интервалами. Это повторение поможет нам в работе с новой темой. И первый вопрос: Что такое интервал?
(С латинского – промежуток, сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно).
Какие бывают интервалы по ступеневой величине? По звучанию?
Интервалы бывают приятные слуху и бывают резкие, неприятные. Как называются? (Консонансы и диссонансы).
Всё верно. Помимо того, что интервалы бывают консонирующими и диссонирующими они ещё различаются по способу исполнения. Когда мы нажимаем на инструменте два звука одновременно, (проигрывается), то такое исполнение называется? (гармоническим), а когда мы их проигрываем поочерёдно и можем спеть, например терцию, кварту? (мелодическим). Поём.
А ещё интервалы бывают узкие и широкие (пример на доске Ре – Си) Что будет основанием? (Ре), а звук Си? (вершиной).
Ну вот, мы вспомнили что такое интервалы, а теперь перейдём к нашей теме «Тритоны». Это интервалы. Но почему они называются так? Тритоны?
4. Слуховой анализ.
По названию вы уже догадались, что тритон – это интервал, содержащий три тона. Но пока мы не знаем что это за интервалы, как звучат, на каких ступенях строятся, как разрешаются. И чтобы ответить на все эти вопросы, для начала я предлагаю вам послушать небольшое произведение итальянского композитора Арканжело Корелли. Произведение называется «Сарабанда» написаное в 17 веке. Перед вами лежат ноты этого произведения. Слушая, проследите как движется мелодия:(поступенно или в ней встречаются скачки). Слушаем.
Итак, слушая произведение вы следили за мелодией по нотам. С какого интервала начинается пьеса? (с кварты). А много таких скачков в мелодии? (Да). Пропеваем мелодию до репризы.
5. Работа по нотам.
А теперь отметьте карандашом все широкие скачки до конца произведения. Определим ступеневую величину всех выделенных интервалов. Пропеваем все квартовые ходы мелодии. Мы встретили множество чистых кварт и две увеличенные на 0,5 тона(3 тона), которые насыщают мелодию диссонансами, придают музыке необычное звучание.
6. Работа в тетради (построение)
Итак, увеличеная кварта – это тритон, но тритон не единственный в ладу. Чтобы найти ему пару, сделаем обращение ув.4 (работа на доске). Какой интервал получился? Сколько в нём ступеней и тонов? Это уменьшеная квинта. В ней тоже 3 тона в отличии от чистой квинты, в которой 3,5 тона.
Таким образом, тритоны – это пара интервалов Ув.4 и Ум.5, дающие друг друга в обращении. Мы уже знаем, что на каждой ступени гаммы можно построить любой интервал. Но пока мы не знаем, на каких ступенях в мажоре строятся Ув.4 и Ум.5. Чтобы выяснить это, предлагаю построить в тональности До мажор кварты на всех ступенях, начиная с 1 ступени. Строим и пропеваем их. Мы видим, что на всех ступенях ч.4, а на 4 ступени – Ув.4. Сделаем обращение Ув.4 и найдём в ладу Ум.5, она строится на 7 ступени мажора.
Ребята, а как звучит тритон? Устойчиво или нет?
(Тритоны – это интервалы, которые звучат неустойчиво, требуют разрешения)
7. Работа у доски.
Разрешаем Ув.4 и Ум.5. Выясняем, что Ув. интервалы становятся шире при разрешении, а уменьшенные – уже.
Чтобы закрепить разрешение данных интервалов предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. (Построить и разрешить Ув.4 и Ум.5 в тональности Ре мажор). Проверка работы.
Я вижу вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть вмести с весёлыми героями.
8. Физминутка.
9. Разбор примеров из классической музыки.(характеристика музыкального образа интервала «тритон»)
Продолжим наш урок. Предлагаю послушать произведение, которое написал русский композитор П.И. Чайковский. В своей музыке он создал образ сказочного героя. Попробуйте представить что это за герой. Коротко его охарактеризовать. Слушаем.
Итак, что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Музыка страшная, нервная, напряженная, беспокойная). Опишите образ сказочного героя словами. Кого вы представили себе? Бабу Ягу – хитрую, нахальную, злую. Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П.И.Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. А как вы думаете, что использовал композитор для воплощения образа? Давайте заглянем в ноты. Начало, первая строчка. (Исполнение на фортепиано).
Звучат тревожные звуки. Следя по нотам, мы наблюдаем, что композитор использовал множество тритонов для передачи образа Бабы Яги. Именно данные интервалы придают музыке необычное звучание и очень впечатляют.
Давайте послушаем пьесу ещё раз. Пьеса называется «Баба Яга» - это одно из 24 пьес «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского, написанная в 1878 году. Этот альбом он посвятил племяннику Володе Давыдову. Альбом был предназначен для домашнего музицирования. А теперь послушаем и посмотрим иллюстрации к музыке(рисунки детей). (Во время прослушивания рассказываю содержание пьесы). Недаром Чайковский использовал тритоны для воплощения образа тёмной силы. Тритоны считают дьявольским сочетанием двух музыкальных звуков. Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат 3 тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные законы относительно данного созвучия, то мог попасть в тюрьму. Прошло время и тритоны стали широко применять русские композиторы: Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский.
10. Определение на слух.
Теперь вы знаете, как звучат тритоны и сможете отличить их от чистых кварты и квинты. И сейчас мы проверим это на практике. Я буду играть различные интервалы и конечно же тритоны. Слушаем.(Проверка).
Очень хорошо, ребята.
11. Итог урока
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми интервалами. Назовите их. В чем их особенности? Чем они сходны? (Тоновой величиной – 3 тона). Но Ув.4 охватывает 4 ступени, а Ум.5. – 5 ступеней. И в отличии от чистых интервалов Ув.4 будет шире чистой кварты на 0,5 тона, а Ум.5 – уже чистой квинты тоже на 0,5 тона. В этом отличие диссонирующих тритонов от чистых кварты и квинты.
12. Решить кроссворд
И - Этот музыкальный интервал образован двумя звуками с одинаковым названием и обозначается цифрой 1, бывает унисоном. (Унисон - от итальянского слова unisono, от латинского unus - один и sonus - звук - это одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты: например, в хоре или вокальном ансамбле преподаватель добивается пения в унисон, чтобы голоса сливались друг с другом). (прима)
Н - Этот музыкальный интервал состоит из двух ступеней и обозначается цифрой 2. (секунда)
Т - Этот музыкальный интервал содержит 6 ступеней. (секста)
Е - Музыкальный интервал из семи ступеней. (септима)
Р - Этот интервал содержит 2 тона. (терция)
В - Интервал из пяти ступеней. (квинта)
А - Интервал из шести тонов. (октава)
Л - Этот интервал наименьший из всех интервалов. В кроссворде не хватает интервала из 4 - х ступеней. Это... (полутон).
Оценки за урок.
13Домашнее задание:
Строить и петь тритоны с разрешением в тональностях: ми бемоль мажор и соль мажор.
Найти тритоны в пьесах, исполняемых в классе специального музыкального инструмента или сочинить мелодию с тритоном самостоятельно.
1.Предмет «Сольфеджио», 1 класс (7 –летнее обучение: пианисты, скрипачи,
домристы, гитаристы),
2.Тема урока: развитие чувства ритма на уроках сольфеджио на начальном
этапе обучения
3.Цель: показать современный подход к воспитанию чувства ритма,
разнообразные методы и формы работы, применяемые на сольфеджио,
ритмике, хоре, ансамбле, слушании музыки и специальности.
4.Задачи урока:
а) учебно – образовательные
Формирование у обучающихся основ знаний в области метроритма
(понятия: метр, пульс, доли, сильная и слабая доля, размер, такт, тактовая
черта, ритмический рисунок и т.д.);
Выработка умений, способствующих воспитанию чувства ритма
(музыкально – слуховые представления, воспроизведение метрических
долей в различных темпах и размерах, отстукивание и чтение ритмических
рисунков, сольфеджирование, игра в шумовом оркестре и т.д.);
Координация межпредметных связей, способствующих интенсификации
обучения;
б ) воспитательные
На основе музыки различных жанров и стилей (Марш Д.Кабалевского,
Полька М. Глинки, Вальс Ф.Шуберта, песня «Неприятность эту мы
переживём» Б.Савельева, русская народная потешка «Растворились ворота»
и др.) сформировать эстетические, нравственные чувства
Привить любовь к изучаемому предмету
Развить личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,
ответственность, дисциплинированность, активность, сообразительность,
наблюдательность и т.д.
в) развивающие
Формирование умений и навыков учебной, практической и умственной
деятельности (отражение в движении долей, игра в ансамбле, ритмизация,
запись ритмического рисунка,сольмизация,сольфеджирование и т. д.)
Развитие познавательных процессов обучающихся (восприятие на основе
включения народной, классической русской и западно – европейской, а
также отечественной музыки; мышление, внимание в воспроизведении
ритмических упражнений, прослушивании музыкальных произведений;
память, речь в ответах учащихся)
Умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение,
классификация, систематизация, обобщение в заданиях, связанных с
формированием музыкально – слуховых представлений, в теоретических
знаниях и практических навыках)
Развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности
в выполнении упражнений, связанных с ритмо – двигательными навыками,
ансамблевыммузицированием, творческими заданиями и т. д.;
Развитие комплексных способностей, включающих восприятие, понимание,
воспроизведение.
5. Тип урока:
Урок закрепления знаний, умений, навыков
6 .Оснащение урока:
Фортепиано;
Ритмические кубики, таблицы и карточки;
Учебные пособия:
Н. Баева, Т. Зебряк Сольфеджио 1 -2 класс
Ж.Металлиди и А.ПерцовскаяСольфеджио.Мыиграем, сочиняем и поём1класс
А.ВарламоваЛ.Семченко Сольфеджио 1 класс
В.Жилин «Занимательные игры для чтения с листа»
О.Берак «Школа ритма» т.2
Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио
Шумовые инструменты: треугольник, маракас, бубен, барабан, ложки.
I Организационный момент. Перекличка учащихся, готовность обучающихся
к занятию, определение темы, цели и задач урока.
1.Проверка домашнего задания: запись в тетрадиритма песни В.Блага
«Чудак»
2.Проверка знаний и умений обучающихся:
Закрепление понятий метр, пульс, сильная и слабая доли, размер, ритм на
основе анализа музыки иритмо - двигательных упражнений (Марш Д.
Кабалевского, чешская народная песня «Аннушка»);
Ритмическая игра «Эхо» (ребята маршируют доли и повторяют за
преподавателем ритм, проговаривая его ритмослогами);
Исполнение ритмического аккомпанемента с одновременным пением
песни «Неприятность эту мы переживём» Б.Савельева (ансамблевое
музицирование, включающее 3 группы обучающихся: 1-я хлопает доли, 2 - я
– топает на сильную долю, 3 -я -отстукивает ритм карандашами).
Чтение ритмического рисунка ритмослогами по ритмическим кубикам и
таблицам с одновременным вышагиваниемдолей в 2-х и 4-х дольном
размере;
Исполнение ритмических танцев в 3-х дольном размере (на сильную долю
хлопок, на две слабые – попеременные прыжки на каждой ноге отдельно);
Игра ритмического аккомпанемента (на сильную долю – хлопок, на слабые
Шлепки поколеням).
II .Постановка цели перед обучающимися:
Работа по освоению различных ритмических рисунков в 3-х дольном
размере в графической записи, как наиболее сложном в освоении
учащимися.
1.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение
исходных знаний:
Пение гаммы соль мажор четвертными нотами в 3 –х дольном размере с
ритмическим аккомпанементом (к примеру, та –ти –ти – та или та - та – ти –ти и т. д.);
Ритмизация потешки «Растворились ворота» в 3-х дольном размере
(работа по карточке);
Предварительный анализ и сольмизация попевки «В огороде» (из
современного пособия В.Жилина «Занимательные игры для чтения с листа»);
Сольфеджирование песни «Чудак» с ритмическим аккомпанементом,
остинато (работа по карточке), пение ритмо – мелодического канона (1 –й
вариант – ритмическое сопровождение опережает мелодию, 2 –й -
ритмический аккомпанемент запаздывает).
Сочинение текста к заданным ритмам (к примеру, та – ти - ти – та, та – та -
ти–ти, ти – ти– та – та и т.д.);
Сочинение и импровизация ритмического остинато к песне
Чтение с листа ритмического рисунка ритмослогами с попеременным
движением левой и правой рукой, стараясь при этом удерживать единый
темп, представление вариантов различной интерпретации текстана основе
упражнения №5 из 2-й тетради «Школы ритма» О.Берак)
III . Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее
усвоенных знаний.
Анализ ритма пьесы Вальс Ф.Шуберта, исполнение по нотамнашумовых
инструментах)
1.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый
Вопросы к классу:
Что такое доли, сильная доля, размер, такт, тактовая черта, в каком
размере пишутся марши, вальсы; что такое ритм?
Какие варианты ритмического рисунка возможны в 3-х дольном размере?
2.Домашнее задание к следующему уроку:
Повторить правила;
Записать ритмический рисунок припева песни«У каждого свой
музыкальный инструмент»;
Сочинить ритмическое остинато к песне «Чудак».
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся проявили активность, хорошее мышление и реакцию. Они, в
основном, справились с предлагаемыми заданиями, показав при этом
хорошее владение теоретическими понятиями, слуховыми навыками;
вместе с тем, у некоторых учащихся намечались определённые трудности в
импровизации и записи ритмического рисунка, а также в чтении с листа
ритмических блоков в едином темпе.
План - конспект открытого урока
1.Предмет сольфеджио , 5 класс народное отделение (баян,
домра,аккордеон), преподаватель Прусова Л.Л., 16. 02. 2012 г.
2. Тема урока : «Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио»
3.Цель урока : с учащимися старших классов показать разнообразие
методов, приёмов и форм работы, способствующих применению
знаний, умений и навыков на практике
4. Задачи урока :
а) учебно – образовательные
- сформировать у обучающихся знания и навыки, связанные с
развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства
ритма и уметь применять их в конкретной практической
деятельности
б) воспитательные
- на примере образцов из художественной литературы, включающей
народную, классическую и современную, отечественную и
зарубежную музыку различных времён и стилей, воспитывать
нравственные, патриотические и эстетические чувства;
- развивать личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,
успешность,уверенность, убеждённость,способность к самооценке,
критичность, принципиальность, взаимосотрудничество,
взаимопомощь и взаимоконтроль
в) развивающие
- научить чисто петь одноголосные и многоголосные музыкальные
элементы, включающие интервальные и аккордовые цепочки, точно
воспроизводить ритм и отражать его а записи;
- развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление,
внимание, воображение, восприятие;
- уметь применять логические операции: анализ, синтез, сравнение,
классификацию, систематизацию, обобщение;
- развить волю, эмоции, интерес, способности и дарование личности.
5.Тип урока :
интегрированный
6 . Оснащение урока :
- фортепиано;
- таблицы, карточки, схемы;
- учебные пособия:
- А.Андреева От примы до октавы Сольфеджио 5 класс;
- Л.Варламова, А. Семченко Сольфеджио 5 класс;
- Т.Калужская Сольфеджио 6 класс;
- О. Берак Школа ритма Т.3;
- Н.Ладухин Вокализы;
- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио;
-В.Флис, Я.Якубяк Сольфеджио 7 класс;
- Ж.Металлиди, А.Перцовская Двухголосные музыкальные диктанты;
- В.Жилин Занимательные игры для чтения с листа;
- партитуры пьес для народного оркестра (В.Андреев Полонез
В.Купревич «Тульский самовар»);
- шумовые инструменты.
Основные этапы современного урока
I . Организационный момент
Готовность учащихся к уроку, перекличка
обучающихся, объявление темы, цели и задач
II .Проверка домашнего задания
1. Построение (письменно) и пение:
Гаммы D dur 2-х видов;
Отдельных ступеней, тритонов и характерных интервалов в D dur ;
Всех известных аккордов от звука « d ».
2. Проверка знаний и умений обучающихся:
Слуховой анализ ступеней в произвольном порядке;
Пение интонационных упражнений для усвоения интервалов
(мелодическая цепочка вверх и вниз в тональности от тоники и
доминанты по предложенной схеме, записанной на доске);
«Танцуй, танцуй»);
Пение и слуховой анализ септаккордов и аккордовых цепочек;
Теоретическая разминка (работа в командах).
III . Организация восприятия и осмысления новой информации
1.Увоение исходных знаний:
Гармонический анализ 2 - й пары тритонов (на 2-й и 6-й ступенях) и
характерных интервалов (ув 5 и ум 4) на материале фрагментов из
музыки Ф.Листа «Утешение», Р.Шумана «Отзвуки театра»;
Чтение с листа ритма со слигованными и синкопами по современному
пособию О.Берак «Школа ритма» (Т.3 №7).
2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа
деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе
ранее усвоенных знаний и умений:
Слуховой анализ аккордов на примере образцов из музыкальной
литературы (главная партия из симфонии №5 Л. Бетховена – Д65, Р.Глиэр
Вальс - Д43, Д. Тухманов «День Победы» - Д 2, М.Мусоргский «Венчание
царя Бориса на царство» - сочетание Д 65 и Д 2 в низком регистре,
имитирующих колокольный звон);
Игра на шумовых инструментах I периода пьесы В.Андреева Полонез,
исполняемого в оркестре русских народных инструментов;
Создание тематического сценария (анализ и сольфеджирование
музыкального примера №5 из сборника «Вокализы» Н.Ладухина).
3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее
усвоенных знаний:
Анализ ритма I периода пьесы В. Купревича «Тульский самовар»,
исполнение на шумовых инструментах ритмической партитуры, а затем
оформление ритма по записанной на карточке мелодии по памяти;
Анализ обучающимися одной из пьес по специальности.
4.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый
преподавателем и обучающимся, оценка знаний.
Вопросы к классу:
Что такое родственные тональности, перечислить их для D dur , e moll ;
Что такое период, предложение, фраза, каденция?
Какие аккорды строятся на IV , VI , VII ступенях тональности?
IV .Домашнее задание к следующему уроку :
Построить и петь все изученные аккорды от звука « e »;
Сочинить и записать 8 тактов ритма с синкопами и слигованными нотами;
Сольфеджировать музыкальные примеры №№ 83, 84 из сборника Л.
Варламовой, А.Семченко Сольфеджио 5 класс.
V .Подведение итогов урока
На занятии были представлены все основные разделы предмета
«Сольфеджио»:
Вокально - интонационные навыки;
Сольфеджирование и пение с листа;
Воспитание чувства метро – ритма;
Воспитание музыкального восприятия;
Музыкальный диктант;
Воспитание творческих навыков;
Теоретические сведения.
На уроке в традиционных формах работы были показаны следующие
приёмы педагогической техники:
Использование опорных сигналов (клавиатуры, карточки, схемы, таблицы);
Повторение с расширением;
Пересечение тем (межпредметные связи);
Работа в командах;
Взаимоопрос, опрос по цепочке, идеальный опрос;
Применение практических навыков в конкретной деятельности;
Обмен мнениями, оценками.
На уроке использовались следующие современные технологии:
Проблемно – развивающая;
Личностно – ориентированная;
Перспективно – опережающего развития;
Сотрудничества.
Урок проведен в соответствии с современными требованиями:
Цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;
Темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой
построения;
Задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с
учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и
темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;
Использование музыкальных фрагментов различных композиторов,
стилистических направлений и жанров способствовало расширению общего
художественного кругозора, развитию интеллекта и воспитанию
эмоционального восприятия учащихся;
Обучащиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и
умение применять их в комплексе, при исполнении музыкального
материала, в творческих формах музицирования, что помогло
расширить их исполнительские и слушательские возможности,
необходимые как для будущих любителей музыки, так и для музыкантов –
профессионалов.
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио
2 класс
ТЕМА: "Закрепление понятий "тон-полутон". Изучение интервала секунда"
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
Закрепить ранее полученные знания, умения о музыкальных интервалах, понятия тон-полутон.
Научить сравнивать и эмоционально воспринимать малую и большую секунду.
Развивающие:
Развитие гармонического слуха и музыкальной памяти.
Приобретение навыков музыкально-творческой деятельности.
Развитие воображения учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание слухового внимания.
Воспитание эмоциональной памяти.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока 45 минут.
План урока.
Ход урока
Слуховые навыки и музыкальная грамота
Содержание урока
Музыкальный и наглядный материал
1.Повторение интервалов. Повторение строения натурального мажора.
Закрепление интонаций полутона и тона
Пение гаммы До мажор. Пение гаммы по два звука с фиксацией тонов и полутонов.
Гамма, записанная на доске. Фортепианная клавиатура.
2.Малая и большая секунда.
Интонация интервала в мелодическом и гармоническом звучании. Обозначение интервала.
Пение попевок. Игра «Попрыгунчики».
Видеоматериал к уроку.
3.Музыкальный диктант(устно).
Интонация секунды. Размер. Длительности.
Работа с ритмическим рисунком песни «Куклы-неваляшки» и закрепление интервала.
Ритмические карточки.
4.импровизация на фортепиано.
Закрепление секунды в гармоническом звучании.
Прослушивание музыкальной пьесы.
Б.Заходер «Ёж» Д.Каболевский «Ёжик».
Организационный момент.
а)проверка учащихся по журналу.
б)проверка домашнего задания.
Содержание и ход урока.
1.Повторение интервалов.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Давайте вспомним их названия.
Учащиеся: Терция, кварта, секста, октава, секунда, септима, квинта, прима.
Преподаватель: Вы очень хорошо запомнили интервалы. Что помогло вам запомнить их?
Учащиеся: Нам помогла песенка про интервалы.
Преподаватель: Давайте споем эту песенку.
Преподаватель: Какие незнакомые интервалы нам встретились?
Учащиеся: Нона и децима.
Преподаватель: Правильно. Это составные интервалы, с ними мы продолжим знакомство в старших классах. Ну а сейчас скажите что такое интервал?
Учащиеся :В музыке это два звука, это расстояние между звуками.
Преподаватель : Правильно ребята, интервал- это сочетание двух звуков, Взятых последовательно или одновременно. Если мы возьмем два звука вместе, то получится гармонический интервал, а если один за другим -мелодический. Послушайте несколько интервалов.
Одинаково или по-разному они прозвучали?
Учащиеся: Они разные, одни интервалы звучали мягко, красиво, другие резко.
Преподаватель: Действительно, все интервалы имеют свою окраску, свой характер...
Сейчас споем гамму- До мажор и наше упражнение: До-Ре -то тон, Ре-Ми-это тон, Ми-Фа-полутон, Фа-Соль-это тон, Ля-Си-это тон, Си-До-полутон. Ребята, сколько раз в гамме нам встретился полутон?
Учащиеся: Два раза. Это ми-фа и си-до.
Преподаватель: Верно! Вспомните нашу считалочку о строении мажорной гаммы.
Учащиеся: Тон-тон, полутон,3 тона полутон.
Преподаватель: Молодцы!
2.Малая и большая секунда.
Преподаватель: А теперь споем вместе знакомые нам песенки.
На скольких звуках построена эта песенка?
Учащиеся: На двух звуках: соль и ля бемоль.
Преподаватель: Это правильно, ребята. На двух соседних ступенях, которые образуют интервал Секунду.
Споем теперь вторую песенку.
На каких звуках построена эта песенка?
Учащиеся: На нотах фа и соль.
Преподаватель: Верно, но давайте сравним наши секунды. Какое расстояние между ними.
Учащиеся: Одна секунда "Фа-соль" была величиной в целый тон, а вторая "Соль-ля бемоль" "сжималась" до полутона.
Преподаватель: Значит, секунда в один тон- большая, а секунда в полтона?
Учащиеся: Маленькая.
Преподаватель: Мы будем называть ее - малая. Послушайте большую и малую секунды еще раз и вслушайтесь в их характер. Как они звучат?
Учащиеся: Малая секунда звучит "жалобно", "осторожно", а большая секунда шире и "смелее".
Преподаватель: Вы правильно заметили это. Обозначать их мы будем так: Б.2 -большая секунда, М.2 - малая секунда. А сейчас от разных звуков мы будем строить секунды у доски (дети строят большие и малые секунды от нот:До, ми, соль, ля, ре, фа).
Теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру "Попрыгунчики". Разделимся на две группы, одна группа - малые секунды, вторая - большие. (Группы встают по парам, услышав свой интервал(в мелодическом звучании) подпрыгивают один раз).
3.Музыкальный диктант.
Преподаватель: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушайте отрывок песни "Куклы - неваляшки". (Преподаватель исполняет отрывок песни с аккомпанементом). Какой характер у песни?
Учащиеся: Веселый, задорный.
Преподаватель: Верно, ребята. На следующем уроке мы разучим с вами эту песню, а пока послушайте ее еще раз внимательно, и прохлопайте ритмический рисунок. "Динь-дон, дили- дон что за странный перезвон." Какой размер в мелодии?
Учащиеся: 2/4
(учащиеся хлопают ритм и выкладывают его ритмическими карточками, один ученик работает у доски.)
Преподаватель: Ребята, а какой интервал повторяется в мелодии?
Учащиеся: Секунда!
Преподаватель: Правильно, мы услышали большую секунду, которая звучала смело, весело. Начинается песня от звука Си бемоль. Спойте большую секунду от этой ноты.
(Дети поют секунду "Соль-Ля". Затем сольфеджируют мелодию и хлопают ритмический рисунок. Один ребенок играет ее на фортепиано, еще один показывает на доске).
5.Импровизация на фортепиано. Секунда в гармоническом звучании.
Преподаватель: А сейчас, ребята послушайте стихотворение:
-"Что ж ты, еж, такой колючий"?
-"Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи" /Б. Заходер/
Теперь послушайте пьесу Дмитрия Кабалевского.
(Преподаватель играет пьесу, не называя ее.)
Кого изображает музыка - лисицу, волка, или ежа?
Учащиеся: Ежа!
Преподаватель: А почему ежа?
Учащиеся: Потому что музыка колючая, как ежик.
Преподаватель: Правильно. А какой интервал помогает его изображать?
Учащиеся: Секунда!
Преподаватель: Давайте мы с вами попробуем изобразить ежика из стихотворения?
Учащиеся: ДА! Давайте!
Преподаватель: Подходите к фортепиано и мы вместе попробуем. Для начала мы сочиним мелодию, а затем сыграем ее в секунду.
Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы еще лучше узнали интервал секунду. Какие бывают секунды? Чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся: Мы узнали малую секунду, в ней две ступени и полтона, а большая секунда - две ступени и целый тон. Мы научились различать на слух и даже изображать с помощью секунд колючего ежика.
Преподаватель: Молодцы ребята! Подводя итоги нашего открытого урока, можно сказать, что мы вполне справились с заданиями, и прошли без трудностей все испытания. Ну а на следующем уроке мы продолжим знакомство с интервалами.