Первые полеты человека. «Первый полёт человека в космос

12 апреля 1961 года, ранним весенним утром, мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. Этот день навсегда вошел в историю человечества. Каким был этот день и что он дал советскому народу - в воспоминаниях современников, которыми делятся сегодня участники проекта "Ты - репортер" и блогеры.

Первая послевоенная радость

"Моей маме тогда было 12 - и она сегодня расплакалась, когда рассказывала мне о 12 апреля 1961 года. И в воспоминаниях Юрия Левитана я читала, что он с трудом сдерживал слезы 2 раза в жизни - когда объявлял о безоговорочной капитуляции немцев 9 мая 45 года, и когда Гагарин в космос полетел" - рассказывает anichchka .

Гордость переполняла людей. Открывались совершенно иные миры. Наверное, это была первая всеобщая послевоенная радость. В Магнитогорске, например, в это время маленькая девочка Ольга Хаенко очень боялась войны: "Я очень боялась войны, но никто не знал о моих тайных переживаниях. Вдруг - позывные "Широка страна моя родная" и торжественно-тревожный голос Левитана (кто ж его не знал!)...Не дожидаясь продолжения, уверенная, что сейчас будет ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ, я выскакиваю во двор и застываю с вытаращенными глазами и дико бьющимся сердцем. Двор стал заполняться веселыми соседями, которые выскакивали, уже зная о полете Гагарина. Тут и я узнала эту новость и сильно обрадовалась".

Всеобщий праздник

"Нашу соседку, Евгению Алексеевну Серебрякову, тоже переполняли высокие чувства. И она, детский воспитатель, под впечатлением полета Гагарина задумала собирать материалы о космосе. Мы, соседи, ласково называли ее "космонавткой". Она не обижалась и смело заявляла, что если бы не годы, обязательно составила конкуренцию Валентине Терешковой - первой женщине, побывавшей на околоземной орбите" - поделился своими воспоминаниями Владимир Баятов из Ростова-на-Дону.

"Мне мама рассказывала, что люди в тот день высыпали на улицу: совсем незнакомые друг другу - обнимались, плакали)) Во дворы вытаскивали столы и несли на них кто что мог, вместе отмечая ТАКОЕ событие!", - пишет в ЖЖ vodani4_ey .

В Бресте, как и во многих других городах, в этот день до ночи с главной площади не уходили люди. "Когда узнали о полете Гагарина, то на площадь потянулись люди. В основном студенты Брестского педагогического института. Они что-то радостно кричали, все взбудораженные, праздничные. В воздух взлетали бенгальские огни. Позже кто-то из взрослых рассказывал, что одна такая тлеющая свеча упала на белое пальто девушки и то ли подожгла его, то ли просто измазала сажей. Ближе к вечеру, когда достаточно стемнело, на площадь приехала кинопередвижка. На столб повесили экран и показывали фильмы про Циолковского" - цитирует Татьяна Мухоровская заметку в областной газете того времени.

Большие и маленькие подвиги

Несмотря на то, что 12 апреля пришлось на середину рабочей недели, народ выходил на улицы, у всех было праздничное настроение, все радовались, веселились. В стране наступил праздник. По воспоминаниям бабушки Дмитрия Ясенкова , "руководство киностудии "Мосфильм" объявило всем работникам на киностудии, что этот прекрасный день - знаковый день для нашей страны. А за выполнение и перевыполнение плана за 12 апреля 1961 года полагалась даже повышенная премия".

О перевыполнении планов в честь этого праздника рассказывает и Георгий Андреев из Вологды: "12 апреля, услышав радостную новость о полете Гагарина, старший машинист Михаил Шмаргунов, помощник машиниста Сергей Воробьев и кочегар Юрий Цветков решили посвятить этому событию тяжеловесный рейс. Бригада в тот день провела поезд, превышающий норму на 400 тонн, с опережением графика…в редакцию "Красного Севера" в 10.30 позвонил слесарь Сергей Курков. - Восхищен достижениями нашей науки! Сейчас горы свернуть хочется!...Стихийный митинг возник и на ступеньках у главного здания судоремонтного завода. - Теперь мы с удесятеренными силами перевыполним задания!- решили рабочие. - Будем и мы бороться за освоение нашего "речного космоса"!"

"Студент медицинского училища Юрий Сицило после объявления по радио успел записать частоты корабля-спутника, включил свой приемник и передал радостную весть в Сталинградскую область, другу из Болгарии, знакомому из Венгрии и услышал слово "Луна". Нас поздравляли иностранные радиолюбители, многие говорили, что теперь недолго и до высадки СССР на Луну", - пишет Георгий Андреев.

"Мне было 6 лет, жила в Куйбышеве. Мама пришла за мной в детский сад радостная-радостная и рассказала, что Гагарин в космос полетел. По дороге домой она мне сообщила, что и я в этот день должна сделать нечто выдающееся. Посему, придя, домой, я впервые сама спичкой зажгла комфорку", вспоминает 4may .

Известия об этом событии срывали даже уроки в школах, Владимир Соколов рассказал, как это было: "Передали сообщение, тут же началась трансляция с Красной площади. Люди несли плакаты "Юрий - герой", "Все в космос". Конечно, никаких занятий в школе почти не было, учителя только отбивались от наших вопросов. Нас отпустили по домам где-то на урок раньше. Было ощущение абсолютной нереальности происходящего, как во сне, когда ждешь, что разбудят".

Также в школе застало это событие и блогера jkl_jkl : "Посреди уроков всех собрали на линейку. Включили на полную мощность репродуктор, из которого послышался задорный, почти мальчишеский голос: "Дорогие соотечественники!" Голос понравился. Наверное, он очень красивый, этот майор Гагарин! И тут директор школы объявляет, что все занятия на сегодня отменяются, и все могут идти домой и смотреть телевизор.

"Мои мама и отец поженились 12.4.61. Тогда был такой порыв, что они вышли из загса и сказали одновременно, что у них родится космонавт. Но через 3 года родилась я.:)" - пишет orang_m .

51°16′14″ с. ш. 45°59′50″ в. д. H G Я O L Длительность полёта 1 час 48 минут Количество витков 1 Пройденное расстояние 41 тысяча км. Апогей 302 км Перигей 175 км Наклонение 65,0° Период обращения 89,2 минуты Масса 4725 кг NSSDC ID 1961-012A SCN Полётные данные экипажа Членов экипажа 1 Позывной «Кедр» Посадка 1 Место посадки к северо-западу от д. Смеловка (Саратовская обл.) Длительность полёта 1 час 48 мин. Количество витков 1 Фотография экипажа Связанные экспедиции
Предыдущая Следующая
Спутник-10 Восток-2

«Восток-1» («Восток» ) - космический корабль из серии «Восток », первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту .

Экипаж

  • Экипаж корабля - Юрий Алексеевич Гагарин
  • Дублирующий экипаж - Герман Степанович Титов
  • Экипаж поддержки - Григорий Григорьевич Нелюбов

Выбор космонавта

Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике С. П. Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало - это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты - люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст - около 30 лет, рост - не более 170 см, вес - до 68-70 кг .

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н. С. Хрущёв . По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток» , которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев . Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт , подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным :

«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Н. П. Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина , а Титова утвердить запасным космонавтом.

Конструкция

  • Масса аппарата - 4,725 т;
  • Диаметр герметичного корпуса - 2,2 м;
  • Длина (без антенн) - 4,4 м;
  • Максимальный диаметр - 2,43 м.

В мае 1959 года по инициативе заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Д. Ф. Устинова было принято решение Совета Министров СССР об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток».

Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью носителя «Восток»

Связь

С космонавтом устанавливалась и поддерживалась двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта во время полёта.

Опасения за космонавта

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление.

Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи вменяемым. Однако перед полётом Гагарину всё же сказали этот код .

Ход миссии

Время (МСК) Событие Переговоры
Перед стартом:
03:00 На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал главный конструктор Сергей Павлович Королёв.
5:30 Евгений Анатольевич Карпов вошёл в спальню и потряс Гагарина за плечо: «Юра, пора вставать…» Поднялся и Герман Титов. Доктор удовлетворенно покачал головой - космонавты были бодры. После физзарядки был завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, потом черносмородинового джема и кофе.
06:00 Началось заседание Государственной комиссии. Оно было очень коротким: «Всё готово». После заседания было окончательно подписано полётное задание Космонавту № 1.
06:50 Гагарин вышел из автобуса. Многие провожающие знали его лично. Всех охватило волнение. Каждый хотел на прощанье обнять первого Космонавта.
Циклограмма запуска :
07:10 голос Гагарина появился в эфире.
08:10 объявлена 50-минутная готовность.
08:30 объявлена 30-минутная готовность.
08:50 объявлена 10-минутная готовность. Вас понял - объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт. Все нормально, самочувствие хорошее, к старту готов.
09:00 объявлена минутная готовность. Королев: Минутная готовность, как вы слышите?

Гагарин: Вас понял - минутная готовность. Занял исходное положение…

09:01:51 команда «Минутная готовность»
09:03:00 команда «Ключ на старт»
09:03:06 команда «Протяжка-1»
09:03:16 команда «Продувка»
09:03:51 команда «Ключ на дренаж»
09:05:51 команда «Пуск»
09:06:41 команда «Протяжка-2»
09:06:51 команда «Зажигание»
09:07 включение зажигания Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».

Гагарин («Кедр»): Вас понял - даётся зажигание.
Королёв: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъём!
По громкой связи космонавт кричит: Поехали!

Полёт:
09:09 отделение первой ступени
09:22 Радиосигналы советского космического корабля запеленгованы американской радарной станцией Шамия
09:52 получение данных по полученным данным с борта космического корабля «Восток-1», космонавт, находясь над Южной Америкой , передал: Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.
09:57 Гагарин передал, что пролетает над Америкой.
10:15 получение данных пролетая над Африкой , передал с борта космического корабля «Восток-1»: Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо.

Перед стартом

Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах . Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди . Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

Спуск и посадка

В 10:25:34 (МСК), после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка (ТДУ). В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.

Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области , неподалёку от Энгельса , к северо-западу от села Смеловка .

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин.

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королёвского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия ». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки. Сейчас спускаемый аппарат выставляется в павильоне «Космос» ВДНХ .

Международная реакция

Главы государств

В Кремль шли поздравления и от руководителей западных стран .

  • Президент США Джон Кеннеди написал: «народ Соединенных Штатов разделяет удовлетворение народа Советского Союза в связи с благополучным полётом астронавта, представляющее собой первое проникновение человека в космос. Мы поздравляем Вас и советских ученых и инженеров, сделавших это достижение возможным. Я выражаю искреннее пожелание, чтобы в дальнейшем стремлении к познанию космоса наши страны могли работать вместе и добиться величайшего блага для человечества»;
  • Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан , поздравляя Н. С. Хрущёва «по случаю величайшего успеха ваших учёных, техников и астронавтов в осуществлении полёта человека в космос», назвал происшедшее «историческим событием»;
  • Президент Франции Шарль де Голль писал, что «успех советских учёных и астронавтов делает честь Европе и человечеству».

Историческое значение

Полёт Юрия Гагарина часто сравнивают с такими важными событиями, ставшими историческими вехами, как плавание Христофора Колумба , приведшее к открытию Америки , или первый перелёт через Атлантический океан , совершённый Джоном Алкоком и Артуром Брауном.

В Советском Союзе успешное осуществление первого пилотируемого космического полёта также рассматривалось как большой триумф в холодной войне против Соединённых Штатов .

Запуск космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года подтвердил высокий технический и научный уровень СССР и ускорил развитие космической программы в США . Полёт показал возможность нормального пребывания человека в космическом пространстве . Юрий Алексеевич Гагарин стал одним из самых известных людей планеты .

21 ноября 1783 года исключительный День не только в истории воздухоплавания, но и во всей человеческой истории. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре .

Интересно, что за год до этого очень известный французский математик и астроном, сделавший немало открытий, академик Лаланд (1732-1807) писал: "Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе. Добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела ".

Но видимо не прислушались Жозеф и Этьенн Монгольфье к словам авторитетного ученого. И правильно сделали. Медленно, но уверенно: шаг за шагом они продвигались к Мечте .

В ноябре 1782 года братья впервые сшили и наполнили горячим воздухом шелковую оболочку объемом 1 куб.м. Нагреваемый над огнем шелковый воздушный шар поднялся на высоту около тридцати метров. А уже 5 июня 1783 года братья продемонстрировали своё изобретение публике своего города. Воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.

19 сентября 1783 был осуществлен полёт монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах.

Вся публика Парижа обсуждала возможность свободного полёта воздушного шара с человеком на борту. Предполагалось, что люди могут задохнуться на высоте более километра, если до этого не умрут от разрыва сердца. Но разве могло это отпугнуть и остановить отважных и целеустремленных мужчин? Конечно, нет.

Тем не менее, на следующий строящийся монгольфьер Людовик XVI приказал посадить двух преступников, приговоренных к смертной казни. Это с неодобрением было воспринято дворянством. Общественное мнение было настолько возбуждено, что Людовик XVI заколебался. После долгих переговоров государь наконец дал разрешение дворянам подняться в воздух. Для полета был выбран Пилатр де Розье. Для сохранения равновесия необходим был еще один пассажир. Им стал армейский офицер маркиз д"Арланд, активно отстаивающий права дворян на первый полёт.

Полёт состоялся 21 ноября 1783 года . Стартовав около 14.00 от замка ла Мюетт в Буллонском лесу (парк на западной окраине Парижа) воздушный шар поднялся на высоту около 3000 футов (1 км). Корзина пассажиров была разделена на три части: по обеим сторонам - места для пассажиров, по середине - горелка. При необходимости пассажиры могли подбросить в огонь топливо и таким образом контролировать высоту полета. Для поддержания необходимой теплоты жгли сырую солому, обрезки старой ткани и испортившееся мясо. Пилатр прекрасно знал, как надо управлять шаром. Он точно чувствовал, когда необходимо погреть воздух, а когда позволить ему охладиться. Маркиз де Арланд был менее активен, его больше интересовало полюбоваться Парижем с высоты птичьего полета.

Пролетев около пяти миль (9 км) за 25 минут, перелетев Сену, первые воздухоплаватели приземлились на холме Бют-о-Кай между ветряными мельницами невдалеке за городским валом. Народ их приветствовал как национальных героев. Братья Монгольфье и всё человечество праздновали победу. Именно в этот день было доказано, что любая мечта, любое стремление человека может осуществиться при достаточном приложении упорства, мужества, знаний и целеустремленности. Этот день - это Победа оптимизма и романтики над пессимизмом и серостью.

Наблюдая за полётами птиц, Леонардо да Винчи проектировал различные варианты искусственных крыльев для полёта человека

Сказки и легенды говорят о том, что человек, подобно птице, мог парить в воздухе. Находились и в жизни смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев. Одни из них привязывали самодельные крылья и прыгали с колоколен или скал, другие изобретали летательные аппараты: махолёты, винтокрылы, планёры, аэростаты и дирижабли, и, наконец, аэропланы, самолеты и вертолёты. Но все эти летательные аппараты позволяют летать человеку только в воздушном пространстве, недалеко от земли. Космос – это «безвоздушное пространство». А где кончается воздух и начинается космос? Международная авиационная федерация в качестве рабочей границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км от поверхности Земли.

А. Соломатин "Портрет К.Э. Циолковского". Калужский Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Полететь в космос к звездам, преодолев земное притяжение, удалось только в середине XX века. Этому предшествовали годы научной работы Константина Эдуардовича Циолковского, великого русского ученого. Он обосновал теорию космических полётов, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Его уважительно называют отцом космонавтики.

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство". К. Циолковский.

Спутник-1

Чтобы преодолеть силу земного притяжения и вывести космический корабль на орбиту вокруг Земли, ракета должна разогнаться до скорости 7,9 км в секунду. Такую скорость называют первой космической скоростью. Впервые этого удалось добиться в России (тогда страна называлась СССР – Советский Союз). 4 октября 1957 г. советские ученые во главе с генеральным конструктором Сергеем Павловичем Королевым запустили на орбиту первый искусственный спутник Земли. Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник-1).

С тех пор дата запуска считается началом космической эры человечества. Кроме того, в России ежегодно 4 октября отмечается День Космических войск. В дальнейшем Сергей Королёв руководил разработкой и запуском первых межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», первых пилотируемых кораблей.

Собака Лайка в капсуле космического корабля

Вскоре, через месяц после запуска Спутника-1, был запущен второй советский искусственный спутник Земли (Спутник-2), но уже с пассажиром на борту. Это была собака Лайка. Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки узнавали с помощью приборов, установленных в спутнике.

Вслед за ней на орбите побывали и другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка, Звёздочка, белые крысы и мыши. Учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время.

Сергей Королёв в окружении космонавтов первого отряда

А как поведёт себя в космосе человек? Долго ли можно жить в невесомости? Можно ли работать в космосе? Представитель какой профессии должен был лететь в космос первым: врач, моряк, инженер или лётчик? Ближе всего к мечте побывать в космосе оказались лётчики-истребители. Такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Программа подготовки космонавтов первого набора отличалась предельной жесткостью. Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос - 20 человек - первый отряд космонавтов СССР. Из двадцати кандидатов отобрали шестерых.

Испытания на центрифуге

Всем летчикам пришлось пройти строжайший медицинский отбор, испытания на центрифуге, в барокамере, на вибростенде, вращающемся кресле, а также пройти испытания на полную изоляцию в так называемой «камере тишины» размером примерно три шага в длину и полтора - в ширину. Юрий Гагарин наравне со всеми успешно прошел испытание в период с 26 июля по 5 августа 1960 года

Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов

Претендентов, кто полетит в космос, определили в последний момент. Дублером, который имел возможность в любое время до старта заменить Гагарина, стал Герман Титов. Для подстраховки был также назначен запасной космонавт - Григорий Нелюбов.

Юрий Алексеевич Гагарин стал первым лётчиком, побывавшим в космосе (Космонавт № 1). Он стартовал с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года на корабле «Восток». Вторым космонавтом, побывавшим в космосе, стал Герман Титов. (Космонавт № 2). Его полёт состоялся через 4 месяца и был первым продолжительным. Позже в космосе побывали и другие космонавты.

Ракета-носитель «Восток 8К72К» на старте

Старт корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени. Он был осуществлен с первого стартового комплекса космодрома Байконур. Ракета-носитель «Восток 8К72К» вывела на околоземную орбиту космический корабль, пилотируемый первым советским космонавтом. Позывной Гагарина был «Кедр». Корабль «Восток-1» облетел Землю за 108 минут и благополучно вернулся.

Юрий Гагарин. Космонавт № 1

Конечно, полет Юрия Гагарина сопровождался огромным риском. И никто не мог дать гарантию, что пилот выживет. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое - «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане - «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье - «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым. Ведь всё происходило впервые и хотя ученые всё проверили, но никто не знал, что может получится… Профессия космонавта и сейчас одна из самых опасных.

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» был выбран ряд не лучших, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Вид Земли из космоса (Фото)

На орбите Гагарин выполнил простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать и сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он наговаривал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. Гагарин постоянно переговаривался с «Зарёй», с конструктором Сергеем Королёвым о работе ракеты и своем самочувствии, о том, как выглядит Земля из космоса – воскликнул: «Как красиво!»

Спускаемый аппарат корабля "Восток" после приземления

Система «Востока» даже не предполагала возможности приземления космонавта внутри спускаемого аппарата: обгоревший «шарик» просто грохался о землю. Для человека такой удар был бы смертельным. Поэтому в корабле была установлена специальная катапульта. На высоте люк открывался, и пороховой заряд «выстреливал» космонавта. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток).

После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. - "Клапан, когда надевали, попал под демаскирующую оболочку... - сообщал потом Юрий Алексеевич комиссии. - Минут шесть я все старался его достать. Но потом расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил... тросик и открыл его".

Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области в районе села Смеловка. На космонавте был яркий оранжевый скафандр, чтобы его легче было обнаружить, ведь на полях ещё лежал подтаявший апрельский снег. Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых и любимых людей в мире. С миссией мира и дружбы он посетил многие страны мира.

Но в марте 1968г. Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте.

Имя Гагарина присвоено родному городу героя Гжатску, улицы Гагарина есть во многих городах мира. Наша школа в городе Грязовец также расположена на улице им. Гагарина.

Память о нем навсегда в истории нашей страны и всего человечества.

12 апреля во всем мире празднуют День космонавтики. Ровно 55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос — на корабле «Восток-1» он облетел вокруг Земли. Как проходила первая космическая экспедиция, как отмечают День космонавтики и чего боялись советские ученые, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Когда был совершен полет?

Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Именно тогда космонавт Юрий Гагарин сказал свое легендарное «Поехали!».

Нужно отметить, что в СССР первый искусственный спутник Земли был отправлен еще раньше — 4 октября 1957 года, а 19 августа 1960 года совершили полет и вернулись на Землю собаки Белка и Стрелка.

На каком корабле человек был запущен в космос?

Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. Иллюминатор был выполнен из особого кварцевого стекла, который создавала специальная лаборатория при заводе города Гусь-Хрустальный.

Корабль был запущен в космос на ракете-носителе «Восток». Максимальное удаление орбиты корабля от Земли составило 327 км.

Системы жизнеобеспечения рассчитывались ровно на 10 суток, а за самим полетом и состоянием здоровья космонавта постоянно следили с помощью радиотелеметрической и телевизионной систем.

Чем прославился и кем был Юрий Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин был советским летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, кавалером высших знаков отличия многих государств.

Но именно 12 апреля 1961 года он стал первым в мировой истории человеком, который совершил полет в космос. Космическая экспедиция проходила на корабле «Восток-1», который был запущен с космодрома Байконур. В общей сложности полет Юрия Гагарина продолжался 108 минут. Корабль пролетел над Советским Союзом, Магеллановым проливом в Южной Америке, Атлантическим океаном и Африкой. После его завершения космонавт успешно приземлился в Саратовской области, вблизи города Энгельса. Сразу после этого Гагарину было присвоено звание майора.

Начиная с 12 апреля 1962 года, день полета Гагарина в космос стал праздником — Днем космонавтики.

Юрий Гагарин после завершения полета сразу приобрел статус мировой знаменитости. По приглашениям зарубежных правительств и различных организаций он посетил около 30 стран. После своего легендарного полета он был не только командиром отряда советских космонавтов, но и вел общественно-политическую работу: являлся депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК ВЛКСМ.

Мало кто знает, что в свободное время Юрий Гагарин любил кататься на водных лыжах и коллекционировал кактусы.


Фото: ИТАР-ТАСС

27 марта 1968 года легендарный космонавт погиб в авиационной катастрофе во Владимирской области. Он выполнял учебный полет на самолете МиГ-15УТИ под руководством инструктора. До сих пор подробности его гибели остаются не до конца выясненными.

Безусловно, больше всего ученые боялись за жизнь и здоровье первого космонавта. Нужно сказать, что полет проходил полностью в автоматическом режиме, а сам Юрий Гагарин выступал в роли пассажира. Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль. Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код.

Какие задачи стояли перед космонавтом?

В ходе полета космонавт обязан был проверить все системы пилотируемого корабля, изучить воздействие невесомости на организм человека и его психологическое и физиологическое состояние. Для этого Юрия Гагарин постоянно фиксировал свои ощущения и наблюдения на бортовой магнитофон.

«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос