Пирровы победы. Принципы победителя

В 1984 году Денис Уэйтли написал книгу «Психология победителя», после чего термин стал нарицательным. Впоследствии многие психологи и тренеры пытались дать свои ответы на вопрос, что же это значит.

Одна из главных мыслей Уэйтли такова - победители и проигравшие не конкурируют. Есть четкая, хоть и абстрактная линия между победителями и проигравшими. 1% великих и 99% всех остальных: так было устроено во все времена.

Автор книги делает огромный акцент на привычках. Он утверждает, что победителей возвышают их хорошие привычки, тогда как проигравших тянут на дно плохие. Поэтому вывод напрашивается сам собой: концентрируйтесь на одном, избавляйтесь от другого.

В книге собраны девять привычек, которые должен в себе развить человек, желающий быть успешным. Это тяжело, поэтому таких людей мало. Но настойчивость и терпение способны сделать из аутсайдера .

Самопроецирование

Самопроецирование - это акт четкой и ясной картины того, чего вы хотите достичь. Это также о том, чтобы знать свою конечную цель. Но не только: вместо того, чтобы просто добиваться конечной цели, создайте в своей голове фильм, который покажет как вы ее достигли.

Большинство людей имеет абстрактные цели, о которых даже не думает. Это нечто вроде мысли «Нужно выучить английский язык» или «Хочу открыть свой бизнес». Никаких подробностей, никакой визуализации.

Самопроецирование может также включать медитацию, мантры и аффирмации. Это все развивает шестое чувство, которым обладают победители.

Четкие и определенные цели

Самопроецирование прекрасно, но не само по себе, а в комбинации с другими качествами и умениями. Способность ставить четкие цели - одна из них. Без четкости все ваши великие цели просто мечтания. Мы уже писали о технике поставки целей , которая является одной из наиболее эффективных.

Концентрация на позитивных моментах любого события

Люди, которые терпят неудачу, всегда обеспокоены. Что, если я сделаю это не так? Что, если начальству не понравится мой проект? Что, если я не смогу достичь своих целей?

Эти беспокойства и страх ничего полезного не несут. Они только увеличивают стресс и вероятность того, что у вас действительно ничего не получится.

Намного полезнее и лучше оставаться позитивно настроенным и оптимистичным относительно результатов. Даже если ничего не получится, это не должно вас задевать. Относитесь к неудачам как ученый: «Так, этот способ не сработал, попробуем другой».

Решимость

Вы должны иметь решимость самому определять, что вам нужно и действовать. Нерешительный человек будет вечно работать над планом, просчитывать риски и грязнуть в теории, тогда как решительный потратит на это в десять раз меньше времени и ринется в бой. Победители - решительные люди, они принимают ответственность за решения и действуют.

Осознанность

Победитель всегда понимает, что происходит и какими словами можно описать текущую ситуацию. Он также будет честен с самим собой относительно своей личности: он знает о своих недостатках и неудачах.

Осознанность - это также . Если вы понимаете, что чувствуют окружающие и можете испытывать те же эмоции, это дает вам широкую основу для понимания. Оно может привести к гибкости и готовности к переменам.

Осознанные люди всегда в курсе того, что происходит как с ними, так и с другими людьми. Они быстро разбираются в текущей ситуации и адаптируются к ней.

Самооценка

Адекватная самооценка возникает отнюдь не тогда, когда вы находите подтверждение ей в реальном мире. Несмотря на то, что это приятные моменты, в глубине души вы должны понимать, что самооценка исходит изнутри.

Если вы все правильно делаете, то успех не даст вскружить вам голову, а критика не снизит уверенность в своих силах. Вы знаете о достоинствах и недостатках, поэтому неудачи и победы воспринимаете несколько иначе, чем другие люди.

Самодисциплина

Немногие готовы признать, что успех требует огромного количества работы. Всем хочется получить волшебную пилюлю. Все хотят легких «хаков», не понимая, что «хаки» - это лишь приложение к большому труду, а никак не решение.

Чтобы достичь своих целей, необходимо привить себе сложные привычки, отказаться от многих развлечений и тренировать каждый день.

Разговор с самим собой

Он может происходить как вслух, так и в мыслях. На наших плечах сидят ангел и дьявол и нашептывают нам, что нужно делать.

Дьявол говорит нечто вроде:

  • Прекрати работу
  • Вышла новая серия «Игры престолов»
  • Ты глупый и у тебя ничего не получится
  • Ты неудачник

Ангел говорит:

  • Поработай еще несколько часов, чтобы успеть сделать проект
  • Не ешь эту пищу, она вредная
  • У тебя все получится
  • Развивай новые навыки

Записывайте свои мысли. Это позволит извлечь их из головы и посмотреть на них осознанно.

Цельность

Цельные люди делают только то, во что верят. Они не прогибаются. Подстраиваются, но не прогибаются - и это огромная разница. У них есть убеждения, которые они не предают. Они черпают силы изнутри, а не снаружи.

Желаем вам удачи!

Одним, как волшебникам, дается все: загадали - сбылось, сказали -сделали; а другим, как в плохой сказке, всегда мешают невидимые силы, обстоятельства, рок и всевозможные отговорки. Первых неудачи стимулируют и вдохновляют, вторых любое отступление от задуманного ввергает в шок и уныние.

Умные мысли

Сложно говорить о том, имеют ли здесь силу магия или провидение. Существует мнение, что секрет успеха человека - в его образе мыслей и внутреннем настрое: проиграть или выиграть? Для этого, вступая в борьбу, он, прежде всего, должен выиграть противостояние с собой. Еще древние философы вывели формулу, что мысль становится словом, слово переходит в действие, привычки и характер, а характер формирует судьбу.

Получается, что человек сам выбирает стратегию жизни.

Но было бы слишком просто прочитать пару книг с вдохновляющими названиями «иди и сделай, хочешь - будь» и оказаться в списке «Форбса» или с «Оскаром» в руках. Толк от популярных советов остается под вопросом, как польза таблеток для похудения, чудодейственный эффект которых малозаметен для глаз. Приходится признать, что мгновенных результатов не бывает, а побеждать - это тяжелая работа. с вложением сил, эмоций и времени.

Большинство тех, кто оказался на заветном пьедестале, завоевывают его в процессе преодоления трудностей, роста, расширения границ собственных возможностей из невыполнимого в реальное.

Однако этот путь известен многим, но далеко не всех он выводит в первые ряды. Возможно ли перерождение законченного неудачника в победителя? Как выйти из роли «жертвы» и страдальца в позицию победителя?

Видеть цель, верить в себя

Мечтая победить, необходимо хорошо представлять себе свою задачу. Это может быть успешный бизнес, лицо на обложке глянца или рождение долгожданного малыша после десяти попыток ЭКО. Но важно понимать, что доступность цели напрямую зависит от лично значимой для вас ценности. Бесполезно пытаться заработать миллионы или добиться статуса, если вы делаете это в угоду общественным стереотипам или пытаясь следовать трендам.

У каждого свои планки побед и достижений, но смысл жизни победителя не в цифрах и оценках, а в реализации настоящего душевного желания и мечты. Только тогда он готов идти к цели вопреки всему и верить в успех, даже если все плохо.

Через тернии - к звездам

Еще одна характерная черта победителя - нести ответственность за принятые решения. Не попав в цель, странно винить в промахе мишень. Попадая в трудные условия, непривычные обстоятельства, где уже не работает приобретенный ранее опыт, важно не сопротивляться получению знаний, а наоборот, как можно быстрее нарабатывать навыки, помогающие двигаться к цели с учетом изменений.

Многие из популярных телешоу построены на том, что человека помещают в обстоятельства, требующие мгновенно перестроиться. Побеждает тот, кто меньше всего тратит времени на споры с условиями, а посвящает всего себя пути к успеху.

Пример. В одной из передач девушки из высшего общества и деревенские барышни на несколько дней «меняются жизнями»: одна отправляется в город ходить по салонам красоты, другая - доить коров и «пахать» на грядках.

Удивительно, но редкая «крестьянка» справляется с заданием без проблем. Несмотря на то что героини привыкли к тяжелому труду, они отказываются пробовать новое, рисковать, пересиливать себя. Городских жительниц смущают условия проживания, но куда реже сама работа.

Человек, настроенный на победу, видит в проблемах возможности. Неудачник видит только сами проблемы.

Пример. Томас Эдисон - американский изобретатель лампы накаливания и телеграфа - в возрасте 67 лет потерял свою лабораторию, она сгорела дотла. Великий конструктор стоял и спокойно наблюдал, как горят результаты труда всей его жизни. «Катастрофа очень полезна: сгорели все наши ошибки! Слава Богу, мы можем Начать все с самого начала!»

Принципы победителя

1. Осознавать свою уникальность и исключительность . Придирчиво изучать свои способности, не распыляться на мелочи, сосредотачиваться на сильных сторонах.

2. Просить о помощи, общаться. Жить по принципу - тот, кто спрашивает, выглядит невеждой пять минут, тот, кто не задает вопросов, остается им на всю жизнь.

3. Рисковать. Люди с низкой самооценкой пытаются защитить себя, избегая экспериментов. Чем больше страх неудачи, тем меньше попыток, решений и доверия себе. Дальше уже не возникает желания двигаться, и создается замкнутый круг.

У победителя другая философия - зачем выходить на старт, если в плане нет задачи победить? Победителем невозможно быть наполовину.

4. Действовать. Победитель уважает трудности, потому что они делают его сильнее. Из прошлого он выносит опыт, а не сожаление об упущенных возможностях.

В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.

Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.

Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой , и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.

Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения , так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами.

А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего \"чулана\" ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась. Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения.

Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить. Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению . А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.

Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого. Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе.

То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух. Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, у неудачника – свой. Секрет успешности и мастерства одинаков во всех видах человеческой деятельности . И, если вы усвоите его, вы сможете быть успешны не только в спорте, но и в других областях своей жизни.

Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника. Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело. Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте. Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это \"что-то\" расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это \"что-то\" и как его добиться.

По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.

Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс . Основными характеристиками этого ресурса являются:

  1. наличие сильной внутренней мотивации, отсутствие необходимости во внешней мотивации;
  2. настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить все свои способности в процессе соревнования;
  3. способность видеть различия между количеством заработанных очков в процессе выступления и своей спортивной формой;
  4. готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
  5. позитивное, но реалистичное мышление, способность сохранять позитивный подход к себе и к своему выступлению, способность не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды;
  6. способность владеть своими чувствами;
  7. способность играть только разумом и телом, но не эмоциями (тем более негативными);
  8. способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты (напряжение – это проба сил);
  9. поддержание необходимого уровня концентрации в течение всего выступления;
  10. способность стабилизировать состояние энергичности и бодрости;
  11. способность сохранять уверенность в себе в различных ситуациях соревнования;
  12. способность полностью осознавать свой потенциал;
  13. способность в каждом выступлении проявить весь свой потенциал.
Все вышеперечисленные характеристики дают нам понимание того, из каких компонентов необходимо выстраивать психологию победителя. Если сказать коротко, то, наверное, главное отличие между спортсменом с психологией победителя и спортсменом, не обладающим этим качеством, заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к проигрышу. Принято считать, что все вышеперечисленные качества даются отдельным счастливчикам от рождения, однако, на самом деле всем этим качествам возможно обучить.

Примерами спортсменов, обладающих психологией победителя в полной мере, могут служить Михайлович, Кристиан Вьери, Верон и Альберто Томба. И хотя здесь названы только имена футболистов, в каждом виде спорта есть люди, прочно удерживающие завоеванные высоты, благодаря интуитивному умению грамотно ставить перед собой цели и конструктивному отношению к проигрышу. Они не боятся проиграть, так как расценивают отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить. Ведь спидометр в автомобиле для большинства людей не есть показатель успешности водителя, а есть измеритель, позволяющий водителю корректировать процесс управления автомобилем. Соревнования тоже могут быть расценены как измеритель достигнутого спортсменом уровня спортивного мастерства. В понятие спортивного мастерства в данном случае автор вкладывает и способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.

Продолжение следует...

О зоне уверенности и о прирождённых победителях

В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».

Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.

Верхний порог
ЗОНА УВЕРЕННОСТИ
Нижний порог


Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один выигрыш следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».

Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.

Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности. Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е. информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку. Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку. Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.

Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте.

Это четыре следующие типа:

тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха попыток, людей, выступлений), как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей. Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать. Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний. Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения. Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата. Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом. Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться»; они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало». Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только…». «Если бы только судейство было справедливым…», «Если бы только я так не волновался перед выступлением». Другие их любимые варианты – это « когда…» и «а что, если». « Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и помахнулся…» Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии. Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации. Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой. Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение? Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других и т.п., а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой. В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления. Игрок типа А опасен, особенно в командных видах спорта, где он не только паникует сам, но и заражает своим состоянием других членов команды. Вот уже и работа спортивному психологу появилась.

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Это - способ мышления и реагирования на возникающую ситуацию. Но сначала давайте определимся, кого мы с вами будем считать победителем. Ведь можно вложить совершенно разный смысл в это понятие, что, собственно, и происходит. Для одних победитель - это тот, кто занял первое место, или получает большую зарплату, или тот, кого любят самые красивые девушки, ну и так далее. В нашем контексте победитель - это человек, который ставит перед собой цели и добивается их реализации. Как писал известный психолог Эрик Берн, "победитель определяется как человек, который выполняет свой контракт с миром и самим собой. То есть, он принимается за что-то, говорит, что он собирается сделать, и, в конце концов, делает это. Его цель по контракту может состоять в том, чтобы обзавестись четырьмя детьми, стать президентом корпорации, прыгнуть на шесть метров... Если он достигает своей цели, он - победитель. Если он не имеет детей, остается кладовщиком... ...ясно, что это неудачник. Если он имеет троих детей, становится вице президентом корпорации..., то этот человек, по крайней мере, не неудачник, но и не победитель. ВАЖНО, ЧТО ЦЕЛЬ УСТАНАВЛИВАЕТ ОН САМ. Если принять такое понимание ПОБЕДИТЕЛЯ, тогда вопрос заключается в том, как стать человеком, не просто время от времени занимающим первые места, но человеком, который умеет ставить цель и добиваться ее достижения. И, если ЕГО ЦЕЛЬЮ является СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ в любой области человеческой деятельности, он им становиться. Для практиков, наверное, не так важно, как называется то или иное качество или свойство. Вопрос в другом: КАК его получить? Статистика говорит о том, что среди людей, занимающихся бизнесом так же, как и среди спортсменов, можно, условно говоря, выделить четыре основные группы:

Группа А - высокие амбиции и высокий уровень страха неудачи; группа Б - высокие амбиции и умеренный уровень страха неудачи; группа С - низкие амбиции и высокий уровень страха неудачи и группа Д - низкий уровень и того, и другого.
В большом бизнесе и в спорте высших достижений остаются только первые две группы, причем в соотношении 80:20. Другими словами, 80% людей, обладающих высокими амбициями, страдают от столь же высокого уровня страха потерпеть поражение. И только 20% - готовы рисковать, чтобы реализовать свои высокие амбиции. Эти 20% - прирожденные победители, т.е. люди, рожденные (или воспитанные) с мышлением победителя.

У представителей же групп С и Д отсутствует мотивация для постановки масштабных целей. Их контракты с самими собой и миром не столь глобальны, и, хотя и среди них есть побежденные и победители, нам представляется более интересным поговорить о первых двух группах.

Как становится понятно из контекста, люди относящиеся к группам А и Б, отличаются тем, что ставят перед собой глобальные цели и делают все необходимое для их достижения.

Известна история о том, что Билл Гейтс, будучи учеником младших классов, однажды написал в своем сочинении, что, когда он вырастет, то станет очень богатым человеком. Он во всех подробностях описал, каким домом он будет владеть, как будут обставлены комнаты… Сказка, описанная в сочинении Биллом, была настолько далека о реальности, в которой пребывала его семья в то время, что учительница поставила мальчику двойку и велела переписать сочинение. Но Билл опять написал то же самое…

Четко поставленная цель, видение конечного результата задолго до его реализации, вера в реалистичность поставленной цели и способность неуклонно следовать по пути к ее достижению, - вот что отличает мышление победителя от мышления простого обывателя.

Еще одно очень важное свойство мышления, которым обладает победитель – это его способность быстро обучаться. В эру информационных технологий без этого свойства практически невозможно сделать карьеру, какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово. Но способность к обучению всегда высоко ценилась среди выдающихся личностей потому, что именно с этой способностью мозга связано такое важное для успешного построения бизнеса и карьеры свойство психологии победителя как гибкость. Гибкость в данном контексте – это способность быстро, грамотно и эффективно реагировать на обстоятельства, возникающие на пути достижения цели.

Победитель – это не только первые места, слава и узнаваемость. Это, в первую очередь, внутреннее ощущение, которое неизменно приводит к успеху. Победителями называют тех, кто достиг высот в самоконтроле и научился не проявлять или минимально проявлять эмоции (и вербальные, и невербальные). Удивительно, но психология победителя и следующий за этим успех не связаны напрямую с уровнем интеллекта, финансовым благосостоянием и обстоятельствами. Какими же навыками обладает тот, кто является победителем? Ученые Гарвардского университета выяснили, что у победителей мозг устойчив к стрессам, неудачам и поражениям. Тем, кто хочет стать победителем, стоит освоить несколько навыков.

10 навыков победителя

  1. Познай себя. Очень важно осознать, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь. Даже с недостатками можно стать победителем, если принимать решения с учетом того, что они имеются. Адекватное отношение к самому себе, реальная самооценка – первый шаг к успеху.
  2. Обзаведись мотиватором. Но это не должны быть материальные блага! У каждого человека мотивация индивидуальна. Именно она позволит превращать текущие преграды в долгосрочную программу их преодоления, состоящую из нескольких шагов.
  3. Ставь перед собой цели. Не мечтай, а продумывай этапы их достижения. И не забудь предусмотреть пресловутый план Б на случай, если один из этапов не увенчается успехом. Надо быть готовым к любой ситуации!
  4. Развивай внимательность и умение концентрироваться. Победителя с пути достижения цели не собьет ни фарс-мажор, ни любая другая преграда. После анализа неудачи он снова готов к бою.
  5. Заявляй о себе. Скромность не зря называют наиболее нездоровой формой самооценки. Сомнение в собственных силах, неготовность выйти на первый план – путь вниз, а победитель двигается только вверх, пусть и не всегда с одинаковой скоростью.
  6. Дисциплинируй себя. Если неудачнику нужен постоянный контроль над его действиями, то победитель контролирует себя самостоятельно. Если он устанавливает сроки, то делает все возможное для того, чтобы в них уложиться.
  7. Развивай гибкость. Речь идет об умении использовать сложившиеся обстоятельства в свою пользу. Чрезмерная принципиальность часто свидетельствует о том, что человек просто не готов ничего менять, а это не про победителей.
  8. Не зацикливайся на неудачах. Человек с психологией победителя уверен в том, что это испытание дано для закалки.
  9. Управляй эмоциями. Не позволяй гневу, разочарованию, плохому настроению влиять на результат твоих усилий.
  10. Будь оптимистом. Без веры в успех победить невозможно!