Почему мы так боимся смерти. «Смерть — это повод для жизни». Онкопсихолог о том, почему не надо бояться умирать и отпускать близких. — Симптомы боязни конца жизни

— Танатофобия: навязчивый боязнь смерти
— Основные факторы страха летального исхода
— Симптомы боязни конца жизни
— Причины опасения перед смертью
— Рекомендации по снижению тревожности
— Дополнительные методики, которые помогут перестать бояться вечного покоя
— 4 совета, как избавиться от паники гибели
— Заключение

Отдельную нишу в группе тревожных расстройств занимает танатофобия – генерализированный страх смерти. Этот патологический, неконтролируемый, навязчивый и необъяснимый страх – один из самых распространенных в современном мире, причем он является сравнительно сложной для лечения фобией.

Найдется очень мало людей, которым чужд страх перед смертью. В первую очередь, это объяснимо тем, что человеку не суждено знать, что представляет собой смерть.

Парадокс патологического страха смерти заключается в том, что страдающий танатофобией боится постоянно, даже без источника опасности для существования. Хотя смысловое направление тревоги – предвкушение факта собственной смерти, однако больной конкретно не ведает, что провоцирует и является объектом его тревоги. Некоторые страшатся неизвестности, которая ожидает после смерти, другие боятся мучительного, по их мнению, процесса умирания.

Как и у иных человеческих страхов, у танатофобии имеются и позитивные намерения. Патологический страх смерти – уникальный базис для самосовершенствования, позволяющий символически покончить с ложной, бессмысленной жизнью и приобрести новое подлинное «Я».

Подтверждение тому стремления большинства танатофобов: обращаясь за медицинской помощью, они еще не знают, что предпринять, чтобы избавиться от владеющей их разумом тревоги и как жить дальше, но осознают, что вести существование, которое было раньше – нельзя.

При диагностике расстройства необходимо учитывать, что патологический страх смерти свойственен больным, у которых наличие навязчивой бредовой идеи связано с основным психическим заболеванием. В любом случае для подтверждения диагноза «танатофобия» необходима консультация специалиста. В случае с танатофобией самолечение – категорически нежелательно!

— Основные факторы страха летального исхода

1) Страх болезни или тяжелой кончины.
Многие люди боятся именно этого. В основе их фобии лежат телесные ощущения. Такие пациенты боятся боли и агонии. Эти фантазии могут подкрепляться каким-то заболеванием или определенным негативным опытом, который испытал человек в прошлом.

2) Бессмысленный уход.
Большинство пациентов опасаются умереть, не оставив следа. То есть не сделать в жизни чего-то значительного. Такие люди все время опаздывают. Они гонятся за удачей. Хотят добиться чего-то значимого, чтобы их оценили. Боязнь ухода без успешно выполненной задачи для них хуже телесных мук.

3) Утрата контактов.
Данному фобическому расстройству подвержены люди, страдающие от одиночества. При этом они боятся умирать, оставшись наедине с собой. Такие пациенты не могут долго находиться одни. Здесь причиной служит сниженная самооценка и нарушение социализации.

4) Религия и суеверия.
Люди, которые погружены в какие-либо убеждения, боятся умирать из-за того, что после смерти они попадут в какое-то страшное место. Боязнь ада часто намного сильнее, чем самой смерти. Многие ждут смерти с косой или чего-то подобного.
Почему люди бояться смерти? Ответить можно однозначно. Люди в первую очередь боятся жизни. Оба страха являются тождественными.

Вас может заинтересовать статья « «.

— Симптомы боязни конца жизни

Страх смерти симптомы имеет разнообразные. В первую очередь появляется повышенная чувствительность к любому раздражителю. Человек опасается практически всего. Он боится смертельно заболеть. Появляются сопутствующие фобии, которые провоцируют ряд серьезных психо-неврологических расстройств.
Люди, опасающиеся за свою жизнь, часто сидят дома и избегают каких-либо перемен. Предстоящий полет на самолете может вызвать у них обморочные состояния и панические атаки. Второй вид расстройств заслуживает особого внимания.

Панические атаки, страх смерти при которых часто лежит в основе, являются сложным соматическим расстройством. При этом совершенно внезапно у человека появляются одышка, головокружение, тахикардия, подскакивает артериальное давление, возникает тошнота. Может также проявляться расстройство стула, учащенное мочеиспускание и сильный страх, который приводит в панику. Пациентам с подобными расстройствами кажется, что они вот-вот умрут, но это всего лишь проявления вегетативной нервной системы, которая таким образом реагирует на фобии.

Боязнь гибели при этом достигает пика интенсивности. Человек может впасть в отчаяние. Приступы панических расстройств могут возникать в разное время. Иногда они случаются по ночам, у некоторых людей проявляются в общественных местах или при каких-то резких изменениях.

Танатофобия часто сопровождается тревожными расстройствами. Человек не может расслабиться. Он находится в постоянном тонусе. В результате чего нервная система истощается, ухудшается кровообращение в различных органах и системах. Люди с постоянным чувством тревоги часто ощущают болезненные проявления в желудке и кишечнике, страдают от колитов, гастритов и язвенных дефектов слизистой оболочки. В результате повышенной тревожности происходит стимуляция выработки желудочного сока, что негативным образом сказывается на стенках органа.

Нередко возникают расстройства стула. Человека могут мучить постоянные приступы поноса или запора. Нередко возникает отсутствие аппетита. Пациенты с таким страхом теряют вес и работоспособность вследствие зацикленности на фобии.

— Причины опасения перед смертью

1) «Информационный избыток».
Телевидение - главный рассадник танатофобии

Информационный поток, обрушивающийся на человека, который вознамерился «привести жизнь в порядок», поражает своими масштабами. Чтобы разобраться в одном конкретном вопросе, необходимо потратить огромное количество времени, изучая источники, анализируя мнения специалистов. Времени на полноценное погружение в проблему нет. Приходится или идти вперед, невзирая на недостаток опыта, знаний, или остановиться в отчаянии от невозможности сделать еще хоть шаг. «Промедление смерти подобно» и мысли о никчемности бытия начинают посещать все чаще.

2) «Все бессмысленно».
Невротическое расстройство может быть обусловлено мыслью «бессмысленно что-то делать», ведь успеть можно немного нет необходимых ресурсов для качественной жизни и любым другим поводом, который подчеркивает отсутствие стремления что-либо построить в жизни.

3) «Популяризация бессмертия».
Страх смерти – фобия, которая может развиться под влиянием СМИ, где преподносят факт смертности человека под различными соусами, в том числе – и коммерчески выгодными (закладывание в подсознание идеи бессмертия). К слову, чем выше частотность статей в научно-популярных газетах о теориях бессмертия («оцифровка» личности и другие варианты вечной жизни), тем больше людей вовлекается в панику под названием танатофобия.

4) «Ложное благополучие».
Не глядя на возросшую безопасность жизни и создание максимального количества комфортных условий для человека, страхи тревожат чаще. При низком уровне медицины частая смертность воспринималась скорее как норма и не вызывала сильных эмоций. Сегодня событие окрашено чрезвычайно драматическими тонами.

В сознании человека существует категория «безопасно, комфортно, безболезненно», но реалии демонстрируют другую сторону – опасную, неудобную и довольно болезненную. На стыке двух крайностей часто возникает невроз. Мы слишком привыкли к «благополучию» и не соглашаемся с обратным. Смерть в 21 веке начинает вызывать шок и неприятие.

5) «Истинное благополучие».
В отдельную группу необходимо выделить людей, боязнь умереть которых обусловлена не «ложной жизнью», а истинной. Страх одномоментно потерять все прекрасное (идеальную семью, финансовое благосостояние, великолепное здоровье), лишает человека радости. Соответственно не только «отжившее человеческое естество» порождает танатофобию. Причина может лежать в области благополучной жизни, но можно ли в этом случае утверждать об удовлетворенности ею?

1) сосредоточение на вопросе самореализации: определение незадействованных аспектов, которые могут быть реализованы, поиск ответа на вопрос «как я действительно хочу жить, кем хочу быть?»;

2) изменение своей жизни с учетом «потенциальных сожалений»: что необходимо сделать, чтобы через несколько лет не сокрушаться о содеянном/не содеянном;

3) понимание, что смерть лишь усиливает ценность жизни, предоставляя все возможности для ее чувственного, эмоционального и другого обогащения: наполнять каждое мгновение действием, поступком, чувством;

4) осознание «волнового эффекта»: ваши добрые дела станут продолжением вашей жизни;

5) утешение можно найти в религиозных течениях, но это напоминает попытку уйти от решения вопроса, отрицание смерти, ее «обессмерчивание», что не есть адекватное к ней отношение.

— Дополнительные методики, которые помогут перестать бояться вечного покоя

1) Необходимо ответить на вопрос, что самое страшное в смерти. Затем проанализировать свой ответ. Если это боль и мучения, то попытаться вспомнить аналогичные ситуации. Когда в основе лежит чувство одиночества, то уже необходимо решать проблему социализации.

2) Боязнь смерти - фобия, которая поражает почти 80% людей на планете. Чтобы жить с этим, нужно осознать свое присутствие в реальном мире, а не в облаке своих негативных фантазий.

3) Когда возникает состояние обострения, и мысль начинает душить, рекомендуется представить себя со стороны. Посмотреть на свое состояние с позиции врача и сделать вывод.

5) Держите под рукой эфирное масло мяты или нашатырный спирт. Когда возникает ощущение начала приступа, нужно просто вдохнуть перечисленные средства и сразу станет легче.

6) Правильное дыхание. Если сердце бьется очень сильно, то необходимо постараться успокоить себя. Для этого можно медленно походить по комнате, включить расслабляющую музыку или любимый фильм.

7) Как бороться со страхом смерти правильно, подскажет врач-психотерапевт после предварительной консультации. При этом очень важна оценка состояния пациента.

1) Надвигающаяся старость.

Вы не повторите ошибок своей бабушки, заранее подумаете об обеспечении своей старости и выход на пенсию используете для путешествий, новых увлечений и прочих радостей жизни.

2) Я просто исчезну…

Глубоко верующим людям гораздо легче: они верят, что после смерти их ожидает Рай, поскольку они вели праведный образ жизни.

А вот сомневающимся и неверующим лучше заранее узнать, как избавиться от страха смерти, ведь они не могут убедить себя, что после кончины наиболее важная частичка – душа – продолжает жить, а значит, человек боится просто исчезнуть, попасть в небытие.

Поверьте в Бога, реинкарнацию, лучшие миры, сказочные страны. Придумайте сами, куда попадет ваша душа после смерти.

3) Моя жизнь бессмысленна!!!

В детстве мы мечтали о своей взрослой жизни. Мы представляли, что когда вырастем, у нас будет много денег, большой дом, красивая машина, семья, детки и прочие атрибуты успешного человека. И вот мы уже совсем взрослые, а ничего этого нет.

А годы бегут, уже не за горами – старость и т.д. и т.п.

Если вы еще не на смертном одре, то у вас куча времени, чтобы все исправить: найти хорошую работу, привести в порядок лицо и фигуру, начать зарабатывать достойные деньги, заняться поиском своей второй половинки. Вам под силу сделать свою жизнь такой, как мечтаете.

4) На кого же я все оставлю?

Людям, достигшим многого в жизни, есть что терять.
Любимчики фортуны любят жизнь, поэтому страшно боятся с ней попрощаться.
Что делать: Взглянуть на проблему философски.
Пока вы живы, не стоит думать о смерти.

— Заключение

Страх перед смертью мучает многих людей. даже если их жизни ничего не угрожает. Однако пока вы хотите жить, вы не умрете. Поэтому не стоит забивать свою голову мыслями о скорой кончине. Такие мысли ни к чему хорошему не приведут.

Подумайте сами, ваши мысли о смерти только испортят вам настроение и скорее всего приблизят ее приход. Сейчас вы живы и это самое главное. Радуйтесь тому, что есть сейчас. Ведь весь мир у ваших ног. Думаю, когда вы умрете, вам уже будет все равно. Так что не вижу причин переживать по этому поводу.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

«Все мне позволительно!» — заносчиво доказывает злой раб себе и всему миру. «Но не все мне полезно», — добавляет раб благоразумный и верный. Его благоразумие проявляется не в примерном поведении или особенном внешнем виде, а в постоянном хранении памяти смертной. За любым занятием он старается помнить, что впереди его ждет кончина, которую нельзя отменить медицинскими процедурами, чудодейственными лекарствами или любыми иными способами.

Подготовку к смерти благоразумный человек расценивает как основное делание своей жизни. Он стремится соотносить с этим событием все свои поступки, слова и мысли. Говоря евангельским языком, человек приучает себя «бодрствовать» (см. Мф. 24, 42). Это отличает раба благоразумного от злого, который с пьяницами пьет и веселится и не ожидает прихода своего Господина. Злой раб тоже понимает, что смерть неизбежна, но пока, как говорится, «пить будем, гулять будем, а смерть придет — помирать будем». Зачем ему негативные мысли, вызывающие депрессию, к чему мучительный страх смерти, отравляющий и без того короткую жизнь?

Что удивительно, даже святые призывают нас не бояться смерти, правда, совершенно в ином ключе. Преподобный Антоний Великий утверждает, что надо опасаться не физической смерти, а погибели души, которая есть неведение Бога. Этот святой говорит о смерти как о процессе перехода из временного существования в жизнь вечную, чего не надо страшиться, если человек с Богом.

В Евангелии многократно звучит та же мысль. Господь говорит, что верующий в Единородного Сына Божия «не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18). Людей, не заботящихся о познании Бога, Он называет духовными мертвецами (см. Мф. 8, 22). Верующие во Христа Спасителя не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (см. Ин. 3, 15), ибо таковые уже перешли «от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). То есть человеку, уже здесь живущему единой жизнью со Христом и для Христа, переход в иной мир не страшен, ведь и там его связь с Господом сохраняется. На земле стяжавший Бога остается с Ним и после смерти, поэтому смерть ему не страшна.

Определение преподобным Антонием погибели души как неведения Бога следует из слов Христа: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Ведение вечного Бога и воплотившегося для спасения людей Богочеловека Иисуса Христа — это жизнь нетленная, а неведение, наоборот, — ее отрицание: погибель, кончина, смерть. Святой Антоний Великий, по сути, ссылается на Евангелие, но говорит немного иными словами.

Из этого определения следует, что основным занятием в жизни человека является богопознание. Чтобы познать Бога, недостаточно совершать молитвенное правило по утрам и вечерам, изучать книги по богословию и даже читать святоотеческую литературу. Познание Бога — это опыт жизни в Боге. Например, если нет возможности прочесть полное правило, можно молиться кратко: «Господи, помилуй» или «Боже, милостив буди мне, грешному», читать «Отче наш» или Иисусову молитву. Надо обращаться к Богу на всяком месте: во время уборки квартиры, за приготовлением пищи, при выполнении любых повседневных, бытовых дел, в пути, на работе.

Жизнь в Боге достигается через постоянный внутренний труд, который направлен на то, чтобы научиться всегда помнить о присутствии Божием и обращаться к Господу хотя бы немногословно, но в любой момент времени. Так постепенно, день за днем, мы будем укреплять память смертную — память о грядущей встрече со Христом, о том, что Господь задаст каждому из нас вопросы, а мы должны будем на них ответить, а не стоять перед Ним, как истуканы, в растерянности или испуге.

В житии преподобного Сисоя Великого есть такой эпизод. Когда он умирал и уже видел светлых ангелов, которые пришли за его душой, святой начал умолять Господа отложить его смерть хотя бы на день. В этот момент отнюдь не биологический страх смерти мучил преподобного, а мысль, что он предстанет перед Богом неготовым, не очищенным покаянными слезами. Лежа на смертном одре, он говорил: «Поистине не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию моему», в то время как братия даже не дерзали смотреть на его лицо, источавшее сияние чистоты и святости, готовности к жизни вечной.

Преподобный Сисой переживал не о том, что сейчас окончится его земная жизнь, а каким он предстанет перед Богом. Для святого человека это важно. Нам же не так страшна наша неготовность ко встрече с Господом, как сам процесс смерти — каким он будет: безболезненным или мучительным, мгновенным или долгим, застанет ли он нас в одиночестве или в окружении близких и так далее. А у святых подобные размышления отходят на второй план, если не на десятый. Они заботятся, чтобы принести Христу покаяние и встретить Его максимально подготовленными. Для них главное — очищение своей души от грехов, а не то, сколько лет они проживут и будут ли физически страдать в момент кончины.

Нам надо по возможности приобретать ту готовность к смерти, которая была у святых, искренне полагавших: «Когда, Господи, Тебе надо будет, тогда это свершится. У меня здесь нет дел, кроме Тебя». Это не означает, что человек может не выполнять своих повседневных дел, не заботиться о чистоте, ходить в неряшливой одежде, жить в неубранной комнате и тому подобное. Напротив, память смертная учит полноценной жизни. Человеку следует прикладывать все усилия, чтобы его жизнь была достойной. Он должен обслуживать себя и своих домочадцев, обеспечивать семью и помогать нуждающимся, делать все, что необходимо в его положении. Но при этом он, как верный раб, понимает, что все это — некая дань своей ветхости, которую нужно отдать, расплатиться и отправиться из гостиницы в свой родной, прекрасно обустроенный дом — вечную жизнь.

Такой суровый аскет, как святитель Игнатий Брянчанинов, в одном из писем укоряет свою сестру за то, что она носит безвкусные, неизящные вещи и ходит в храм только в черном платье. Святитель советует живущей в мире женщине одеваться со вкусом, согласно стандартам, которые приняты в ее окружении. Верующему человеку не надо что-то изображать из себя, выделяться поведением или внешним видом. Надо идти путем внутренних изменений, стараться приучать себя к памяти смертной. Но это не значит ходить угрюмым и печальным, одетым в подчеркнуто «аскетическую» одежду, а стараться привести себя и свою жизнь в соответствие с Евангелием. Тогда вера будет восприниматься нами правильно - не как система запретов и ограничений, а как способ приблизиться к Богу, Который есть любовь (см. 1 Ин. 4, 16), как свобода жить в единстве с сотворившим нас Богом, Который делает все, чтобы удержать нас от зла и спасти для жизни вечной.

Как терять и горевать, как умирать и при этом продолжать жить, как найти силы поддержать тех, кому может быть ещё хуже, чем тебе? Всему этому не учат ни в одной школе мира, поэтому KYKY встретился с онкопсихологом Дмитрием Лицовым и попросил дать ответ, почему смерть – это не трагедия, а повод для жизни.

Изначально темой этого интервью должен был быть «страх смерти», но во время разговора с Дмитрием Лицовым картина приобрела совершенно другие очертания. Дмитрий - онкопсихолог, психотерапевт, руководитель психологического центра VITALITY рассказал, почему не стоит бояться смерти, даже если это твоя ближайшая перспектива, и почему не надо подбадривать больных людей ужасной фразой «всё будет хорошо». Дмитрий работает с людьми, больными раком, он сам пережил смерть двух самых близких родственников. «О чём спросить его?» – думала я. Но во время подготовки к интервью мне попалась книга Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», я выписала оттуда цитату, с которой мы и начали наш разговор: «Лично я часто находил утешение в мысли, что два состояния небытия – до нашего рождения и после смерти – совершенно одинаковы, но мы тем не менее так боимся второй черной вечности и там мало думаем о первой…»

«Защищаясь от смерти, мы начинаем защищаться от жизни»

Дмитрий Лицов

Дмитрий Лицов: Однажды я проводил семинар в Москве для группы из 15 человек. По ходу развития действия оказалось, что 5-6 человек из присутствующих сейчас болеют раком, 2-3 человека находятся в ремиссии, остальные потеряли близких либо проживают рядом с ним этапы принятия и борьбы с болезнью. На тот момент лично меня в жизни это ещё не коснулось. Знаете, говорят, мы все умрём от онкологии, но не все до нее доживём.

Быть в таком количестве страдающих людей очень непросто, это такой интенсив проживания боли. После первого дня работы я вышел с семинара совершенно опустошенным: не понимал, как завтра буду работать, знал, что предстоящая ночь будет непростой для всех нас. Это был октябрь или ноябрь, станция ВДНХ, я брёл, куда глаза глядят, и наткнулся на старое кладбище. Как говорят психотерапевты, «я вдруг обнаружил себя» стоящим возле могилы. Там был похоронен какой-то художник – к сожалению, не помню фамилию, но она была армянская. На надгробии, с меня ростом, я прочёл надпись: «Живые закрывают глаза мёртвым, мёртвые открывают глаза живым». Я стоял, думал и там, наверное, я осознал главную фразу всей своей деятельности, главную идею, которая ориентирует меня в профессии: смерть – это повод для жизни.

Утром на семинар я пришёл на удивление живой. Такой «живой», что участники группы позже говорили мне: «Дима, ты заразил нас жизнью». Такой парадокс, когда могила не просто дышит в спину, а прямо сейчас смотрит в лицо. И вдруг - заражение жизнью. Как? Кто-то из умных и великих говорил: тот, кто видел смерть, жизни может не бояться.

На эту тему: Если бы нужно было описать онкодиспансер одним словом – это было бы слово «коридор»

Главная проблема, связанная с онкологией, – это не страх смерти, как многие думают, это страх жизни. Вся суть невроза – это способ убежать от жизни. Кто-то убегает в алкоголь, наркотики, кто-то убегает в работу, в деструктивные отношения или болезни, кто-то в социальные сети. А жизнь - это ведь столько вопросов, столько нюансов, понимаете? Защищаясь от смерти, человек начинает защищаться от жизни. Жизнь сужается до одной тропинки, туннеля, подвала. Теряется широта восприятия мира. Меня не посадить, я сам себе тюрьма – поет Высоцкий.

Итак, человек получает диагноз - рак. У него какие-то неясные перспективы, остался месяц (год, два – неизвестно), отчаяние, бессилие и его, и близких. Онкология - это болезнь бессилия.

Поднимается всё, что до этого тихо посапывало внутри: все страхи, все фобии. Это ужас. Но весь этот ужас не отталкивает от жизни, а напротив – бодрит. Не в смысле выброса адреналина, а в том смысле, что именно осознание собственной конечности позволяет мне ощутить полноту бытия. Человек, боясь смерти, пытается проконтролировать собственную жизнь, контролировать завтрашний день и прочие данности, которые не поддаются контролю. Завтрашний день вызывает тревогу, поскольку мы не знаем, что и как там будет. Контроль – это и есть иллюзорный способ, которым мы нередко уходим от реальной жизни в виртуальную. Мы боимся того, чего нет, и пытаемся «соломку подстелить» не зная, где упадем. Мы весьма изощренны в том, как не жить.

Перед встречей с вами посмотрел в зеркало и обнаружил, что голова-то седая. Вся. Я думаю, что в этом главный страх человека. Он чувствует в своей жизни присутствие тетки с косой и, желая спрятаться от смерти, начинает прятаться от жизни. А потом умничает: быть или не быть – вот в чем вопрос... Да не вопрос. Быть, конечно. Истинный вопрос – как быть.

На эту тему: Как остаться в живых, если твой близкий идет к смерти

Помните фильм «Любимая тёща» с Катрин Денёв: хорошая комедия, много параллелей, несколько плоскостей. Простая история, тёща и зять влюбляются. Однажды они случайно пересекаются в аэропорту, и, чтобы избежать неловкой ситуации, она предлагает поесть мороженого. И вот вопрос, который она задаёт: А как вы едите мороженое? Сначала съедаете самое вкусное или наоборот? А если вы, не дойдя до самого вкусного, умрёте? Как обидно умирать на устах со вкусом того, что вы не любите.

«Гибель сына – это такое горе, что лучше умереть самому»

KYKY: Я знаю, что вам все же довелось пережить смерть мамы. Существует ли разница между теорией и практикой? Придерживались ли вы профессиональной схемы, когда это стало личным?

Д.Л.: Я обнаружил, что никакой теории, на самом деле, нет. Коллеги могут со мной поспорить, но я не работаю с онкологией как с болезнью, я работаю с живым человеком. Когда умирала моя мама, я нутром осознал, что такое «будь собой»: у тебя слёзы - плачь, возьми маму за руку, если хочешь сказать: «мама не уходи, ты мне нужна», - скажи об этом. Она хочет говорить о смерти - не избегай, говори. У меня получилось быть рядом с мамой очень естественным: вот таким собой - с болью, страхом, надеждой. Без всяких «психологических штучек» из серии «как правильно и как не правильно».

Важно честно отвечать на вопрос: а кто перед тобой? Это объект или субъект? Если объект, то я даю какие-то инструкции, методики, что-то делаю с ним. Предлагаю арт-терапию, или ещё что-то. А если субьект - тогда я просто выхожу к нему на уровень «человек-человек». В первом случае я что-то с ним делаю, а во втором - я просто рядом. Работа с онкобольными считается одной из самых сложных. Наверное, потому что это требует «включения». Ведь если мне как психотерапевту трудно работать с клиентом, значит я не смог решить вопрос конечности жизни для себя, не смог решить вопрос страха смерти. С человеком страдающим, умирающим ты ощущаешь собственное безграничное бессилие. С этим нужно учиться быть.

Психологу легче спрятаться за приёмами: арт-терапия, НЛП, да что угодно – и при этом можно избегать «контакта», «встречи». Это не осуждение. Такова реальность. Отсутствие перспектив на излечение - это ситуация, в которой человек становится совершенно одиноким. После получения диагноза он замыкается, у него рвутся связи с людьми. Как раньше, уже не будет, как будет – неизвестно, все вокруг напуганы: человек отдаляется от окружения, уходит вглубь себя. Когда маму привезли домой после больницы, она попросила меня взять ручку и бумагу и начала диктовать имена и фамилии своих подруг, человек 5-10. Я записал, и мама мне говорит: «Будут звонить эти, скажи им, что меня нет. Я где угодно: в магазине, в кино, на свидании…» На тот момент мама уже практически не ходила. Я спросил: «Почему?» Это кажется странным, но только на первый взгляд. Мама ответила: «Они будут говорить мне всякую фигню». И это правда - будут, всегда говорят. Из страха и беспокойства люди просто дают позитивные установки: держись, всё будет хорошо, расслабься, не нагнетай или молись. А у человека совершенно другие проблемы, и он с ними одинок: болезнь и неизвестность – это его настоящее, его «сегодня».

KYKY: И его нужно как-то проживать?

На эту тему: «Времени хуже юности не помню». Культуролог Чернявская и бизнесмен Эзерин – о том, что происходит с человеком после 50 лет

Д.Л.: Совершенно верно, и люди впервые «учатся» жить в настоящем. Потому что от боли невозможно укрыться в прошлом или будущем. Душа болит прямо сейчас, тело болит прямо сейчас. И надо как-то с этим быть. Быть прямо сейчас. Когда мы не знаем, что делать, мы начинаем переживать – и с этим труднее всего справиться. Самое тупое, что можно сделать, – позвонить и сказать: «Все наладится, не нервничай, не плачь!». А человеку-то фиговато, и не без повода.

KYKY: А что было бы уместно сказать?

Д.Л.: Что-то настоящее, что-то вроде: «Я с тобой, и мне тоже страшно». Но мы чаще всего не можем этого сказать. Болеющий человек задевает нас своим страданием, и мы несознательно стремимся этого избегать. Спрятаться за позитивной установкой – хороший способ «избегания».

В 1999 году у меня погиб сын, ему было 10 лет. Я знаю, что такое ад, я был в аду.

Момент, который я помню ярче всего: мы на отпевании в храме, я смотрю в гроб, где лежит мой сын - а оттуда на меня смотрит бездна. Невозможно передать, что чувствуешь, когда хоронишь своего ребенка. Попробуйте представить, что вы стоите на краю пропасти, бездны, мимо вас летят ледяные глыбы, и вы ждете, когда одна из них даст вам по голове и унесет с собой в бездну. Ждете, как спасения.

Я подымаю взгляд и вижу улыбку священника, который тоже смотрит на ребёнка в гробу. Он смотрит на моего сына и улыбается, от него исходит такое умиротворение, такое спокойствие. Меня пронзила мысль, что священник – молодой парень, возможно, знает или видит что-то, чего не вижу и не понимаю я. В следующее мгновение я почувствовал что-то вроде объятий, прикосновение чего-то самого главного, что вообще может быть. При всём ужасе и отчаянии, которые обрушились на меня, я ощутил невероятную любовь. Хотя я человек больше верующий, чем религиозный. Через шесть лет я пошёл учиться на психолога. Я был в аду, я был на дне, и я точно знаю, что именно на этом дне зарождается жизнь.

KYKY: Что по сути своей страшнее: умирать или терять?

Д.Л.: Я терял и видел, как умирали другие. Терять больно, а умирать, наверное, страшнее. Хотя, если погрузиться лично в мои переживания, то, что я пережил с гибелью сына (не с мамой, именно с сыном) – это такое горе, что лучше умереть самому. Нет ничего страшнее, чем терять детей – это противоречит нормальному ходу событий, это против нашей природы. Мама умирала у меня на руках, в какой-то момент взгляд её стал такой... Это был взгляд бездны, которую я видел, когда хоронил ребёнка. Я видел ужас в её глазах, но у меня ужаса не было. Звучит дико, но я понимал, что в происходящем есть исполнение неизбежного, что так надо, так должно быть. За несколько секунд до смерти мамин взгляд прояснился, и она посмотрела поверх меня. Её лицо посветлело так, как если бы кто-то подсветил его специально, и она поймала мой взгляд, улыбнулась, покачала головой, словно хотела сказать: «Нет, дорогой, ты не увидишь, это только для меня». Это был последний вдох-выдох.

«Раком болеть стыдно»

На эту тему: Пост дня. Мазохизм – это не про секс, а про родителя, который пытается отдать особенного ребенка в обычную школу

Человеку обычно нужен кто-то, кто его отпустит. Кто-то сам принимает решение и уходит, кто-то ждёт, что его отпустят, и может долго жить в муках. Мы выиграли четыре месяца. Ровно столько мама прожила после постановки диагноза. Я её обманул. Врачи сказали мне, что у мамы рак, а ей я не сказал. Сообщил, что либо это язва, либо доброкачественная опухоль, либо злокачественная. Я знал правду. Но эта ложь позволила маме собраться духом и бороться. Когда стало понятно, что она угасает, мама поросила: «Отпусти меня, я очень устала». Я спросил: «Мама, а что ты хотела сделать для меня, но не сделала за всю жизнь?» Тут она и говорит: «Я много раз хотела дать тебе по башке». Близко к 40-му дню я выходил из кафе, садился в машину и разбил себе бровь – была огромная шишка и синяк. В два часа ночи услышал голос: «Получил?» Был ли это сон? Получил, мама.

KYKY: Вы маму обманули. Давайте об этом поговорим: человек имеет право знать диагноз, а имеет ли право «не знать»?

Д.Л.: Ответьте себе на этот вопрос: вы хотели бы знать? В России бывает по-разному, часто диагноз сообщают родным, а не пациенту. В Латвии, где я живу, другая практика. Человеку сообщают диагноз, предлагают тактику лечения. Но все люди разные, и не всякая психика готова к адекватному восприятию. У нас в группе поддержки была одна женщина, у неё в лёгких обнаружили метастазы. Мы с коллегой об этом знали.

Она приходит на очередную встречу и говорит: «Знаете, у меня в лёгких обнаружили какие-то узелки». Эта женщина держит в руках выписку, где черным по белому написано - метастазы.

Но её психика не воспринимает этого слова, у неё в лёгких узелки, которые, вероятно остались там после перенесённой в детстве пневмонии. Мы с коллегой переглядываемся и не возражаем. Я спрашиваю: «Ты будешь лечиться от этих узелков?» Она отвечает утвердительно, говорит, что ей назначили схему лечения и она будет принимать лекарства. Через полгода «узелки» рассасываются, она приходит в группу и говорит: «Знаете, а у меня оказывается были метастазы, и они прошли». Как я должен был поступить? Я не признался, что знал о метастазах, я поддержал её, и искренне (это слово я хочу подчеркнуть) был рад исчезновению узелков. Что касается мамы – знай она, что больна раком, мы не имели бы тех четырёх месяцев, которые нам обоим понадобились на принятие. Иногда, пациент имеет право не знать.

KYKY: У меня для вас тоже есть история. Молодой мужчина, неоперабельный рак желудка. Врачи «открывают» его и понимают, что операция невозможна из-за множественных металлических поражений органов брюшной полости. Назначают химиотерапию, сообщают информацию только жене. Этому человеку остаются месяцы, но он об этом не знает. Об этом не знает его сын, не такой уже маленький, чтобы не понимать происходящего. Мужчина живёт и думает, что получил второй шанс, а на самом деле - умирает. Наступает последняя пятница, у него поднимается температура, которая не сбивается жаропонижающими, и человек думает, что подхватил грипп. На самом деле, это конец. О том, что это агония, мужчина узнает за три дня до смерти. Он уходит в боли, злости, жена не может понять его агрессии. За окном мороз, окна открыты, в комнате кошмарный холод – а он кричит, что ему жарко. Так он встречает смерть.

Д.Л.: Это ужасная история. Этот человек ушёл преданным, а близким будет тяжело справиться с чувством вины. Но ни вы, ни я, ни его близкие не знаем ответа на вопрос, что было бы, знай он, что умирает. Может, он не прожил бы эти месяцы? В этой истории жена и близкие, кроме чувства вины, наверняка будут испытывать еще и гнев. Гнев по отношению к умирающему тоже понятен, люди часто испытывают такие чувства к тому, кто умирает. Ведь умер - это бросил. Звучит ужасно, но это правда. Не все это озвучивают и даже распознают в себе. А ещё стыд. Одинаково стыдно и болеющему, и родным.

KYKY: Стыд?

На эту тему: Быть матерью-одиночкой или признаться, что ты гей. Десять вещей, делать которые уже не стыдно

Д.Л.: Да. Много стыда у болеющих. Стыдно раком болеть. Моя клиентка, 40-летняя женщина, скрывает о своих родителей, что у неё онкология. Она придумывает фантастические истории про командировки, из которых звонит им по скайпу и пишет смс. Женщина уже носит парик, у неё нет бровей. В её ситуации всё очень неоднозначно. Скажет ли она им? Как? Когда? Я не знаю. Она поступает так по двум причинам: стыд и страх их ранить. Но ведь переживать за того, кого любишь, нормально. Чувства, которые могли бы испытать её родители, естественны. Это больно, но это естественно и очень по-человечески. К сожалению, в современном обществе люди считают нужным скрывать свой внутренний мир, свои переживания, за этим стоит страх быть отверженным и стыд. На самом деле, легче пережить всё это, когда кто-то рядом. Я считаю, что «помочь пережить» – это «помочь отстрадать». Чувства, которые переживает болеющий, не нуждаются в разбавлении оптимизмом. Любые эмоции имеют конечный объём, свою меру. На смену страдания всегда приходит следующая фаза. Всегда.

Просто побыть рядом, помочь поплакать - вот и всё. Всё это типа «не бойся» – это же фигня. Как не бояться? «Бойся, если страшно. Я тоже боюсь, но я буду рядом». Мы не придаём значения близости, но одна из главных функций близких отношений - психотерапевтическая. Быть рядом - это уже колоссальная поддержка больного.

Но быть рядом тоже страшно из-за мифов, из-за онкофобии. У меня часто спрашивают: «Ты общаешься с онкобольными, а ты не боишься заразиться?» Без комментариев.

«Причина рака – употребление мяса?» – Нет. Одна клиентка говорит мне: «Но я большую часть жизни была вегетарианкой! Как так-то?» Это звучит, как «Я же переходила на зеленый свет». Ежи Лец, кажется, говорил, что каждого из нас можно посадить в тюрьму лет на пять, и в глубине души мы будем знать, за что. Рак – это кара? Можно до бесконечности искать причину. Рак разрушает иллюзии, гарантии, ломаются наши опоры. Кажется, что ничего не осталось. Но это неправда. Остается вера и любовь, вера не в религиозном смысле. У нас в офисе на кухне висит такая табличка: «Психолог, сегодня твоя помощь мне не нужна. Бог».

«Жизнь - это то, что происходит прямо сейчас»

KYKY: Принять неминуемость смерти сложно?

Д.Л.: Смерть проста. Мы ее усложняем, придумываем – а в момент, когда ей будет удобно, она придёт и заберет своё. Один из моих любимых фильмов – «Седьмая печать» Бергмана – там, если помните, рыцарь играет в шахматы со смертью, и он знает, что проиграет, и смерть знает, что она выиграет. Но смерть игры состоит в самой игре. Принять ужасную реальность сложно, да. Но без этого принятия невозможно возродиться к жизни, сколько бы её ни осталось.

Люди всегда ищут способ спрятаться от жизни и не жить. Например, приходят в церковь, чтобы спрятаться. Один мой знакомый священник говорит, что процентов 75 прихожан – это невротики, а 25 – те, кто действительно ищет ответ.

KYKY: Вы верите в жизнь после смерти?

На эту тему: «Депрессивных легко любить – они удобны»

Д.Л.: У меня нет ответа. Однажды я был на радио, мы говорили об онкологии, о групповой терапии – и тут звонок. Звонит мужчина, и в какой-то истерике кричит: «Как вы можете говорить о таких пустяках! Кругом коррупция, жулики во власти, выборы фальсифицируются!» Я сижу там, в студии, и понимаю, что это как прорыв из другой реальности. Это на меня никак не влияет. Жулики во власти никак не влияют на мою повседневную жизнь. Точно так же и с жизнью после смерти. На меня это никак не влияет. Я от этого независим.

Когда ко мне приходит онкобольной, я помогаю не просто пережить проблему, я помогаю ожить. Человек начинает злиться или испытывать нежность или радость. Жизнь - это то, что происходит прямо сейчас. Мы с вами говорим о прошлом, о маме, о сыне, но мы делаем это «в сейчас, в сегодня». Мы с вами живём, вместе переживаем этот момент. Основной вопрос психоанализа: «Почему?». Это вопрос про прошлое. А я хочу спросить: «Почему бы нет?». Это про настоящее.

KYKY: Как это – «жить»?

Д.Л.: Очень просто. Говорить «да», когда хочешь сказать «да»; «нет», когда хочешь сказать «нет»; «пошли вы по известному адресу», когда это есть в душе. Не застревать в прошлом, не придумывать будущего. Делать сейчас, изменять то, что можно изменить, принимать то, что изменить нельзя. Принять то, что мы абсолютно все смертны, и пить жизнь до последнего глотка, как чашку какао, где весь шоколад всегда внизу. Я думаю, тот не боится смерти, кто живёт.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Здравствуйте. С вами Оксана Манойло и обсудим вопросы: Как не бояться смерти. Что такое смерть и стоит ли ее бояться? Мы не первый раз возвращаемся к теме , т.к многих она волнует.

Смерть всегда была источником страха для живых существ, включая и людей. Она не разделяет их по деяниям, ей не важно кем они были и что сделали, насколько они одарены, или знамениты. Она просто делает свое дело.

Ее можно интерпретировать с великого множества точек зрения, известных в наше время. Однако, действительно ли смерть то, что мы себе представляем? Это конец всего и дальше лишь пустота? Или может быть, нас ждут райские кущи, или глубины преисподней, в зависимости от наших деяний? В этой статье я постараюсь рассказать вам, что такое смерть с точки зрения эзотерики и стоит ли бояться ее.

Что такое смерть на самом деле?


Если отбросить все предрассудки и домыслы, то остается лишь прекращение функционирования физического тела. Что происходит в этот момент с сознанием, достоверно уже не известно, но многие считают, что раз уж сознание это следствие работы мозга, то оно также исчезает.

Однако действительно ли сознание всего лишь следствие, а не причина? Тело человека – это, по сути, всего лишь его транспортное средство для души в этом мире. бессмертна, и после смерти тела она покидает его, получив определенный опыт из жизни. Где находится душа во время промежуточной фазы, никто не знает. Это может быть совершенно другое измерение, где реальность не трехмерна и восприятие не ограничено лишь нашими нынешними знаниями.

Проведя некоторое время, если конечно оно там существует, в тонком мире, душа, исходя из полученного из прошлых жизней опыта, кармических долгов (о них ниже), а также опыта, который она еще только желает получить, задает конфигурацию новой жизни, выбирая время и место рождения, а также дальнейшую судьбу. Далее она начинает свою новую жизнь, предварительно заблокировав всю память о прошлых жизнях и безграничных знаниях, чтобы они не мешали получению нового опыта.


Разумеется, есть техники, с помощью которых можно вспомнить свои предыдущие воплощения, но хоть это и дает определенные преимущества, также имеет и определенные недостатки. Бывали случаи, когда вспомнив свою прошлую жизнь, человек уже не мог спокойно проживать нынешнюю, постоянно мучаясь призраками прошлого, которого уже не существует. Поэтому заниматься подобными практиками вы можете только на свой страх и риск.

Страдает ли душа, находясь в тонком мире, в зависимости от своих поступков при жизни? Скорее всего, нет.

Душа в тонком мире чувствует бесконечные потоки энергий космоса, путешествует сквозь время и пространство, и имеет еще очень много возможностей, которые нам не понять и не осмыслить в виду ограниченности нашего сознания.

Вряд ли это можно назвать страданием.

Законы вселенной

Однако это не значит, что можно творить абсолютно любые непотребства, и это ничем вам не аукнется. Два закона вселенной все еще очень действенно и неизменно наказывают людей за преступления: закон бумеранга и закон кармического долга.


Про бумеранг, я полагаю все уже известно. Что бы вы ни сделали, все вернется вам назад. Это не просто предостережение, которым родители пугают детей, а действующий закон вселенной. За негатив, который вы причиняете другим людям, он вернется вам с торицей, может и не сразу и не в том виде, в котором был послан, и может быть вообще с виду никакого отношения к этому не имеющий, но непременно вернется. К счастью, закон бумеранга работает не только на плохие поступки, но и на хорошие. Доброта, любовь, нежность и тоже возвращаются. Да еще как. Помните об этом.

Что касается кармы, то об этом также многим уже известно. На карму влияют практически все наши поступки, и возможно даже мысли, если они направлены во вред другим людям. Накапливая грехи во время одного из своих воплощений, душа будет вынуждена их искупить в следующем, если не успеет в нынешнем, а может и в следующих, если грехов хватило на десять жизней вперед.

Причем именно так, как вы согрешили по отношению к другому человеку, отнесутся и к вам. Примеров можно привести довольно много: своровал – потеряешь свое имущество, убил – поплатишься своей жизнью, имеешь красивую внешность и играешь с чувствами людей – жди проблем с ними в следующей жизни, постоянно пьешь, или употребляешь наркотики – попрощайся со здоровьем и поздоровайся с хроническими заболеваниями, причем не только в этой жизни. Не стоит накапливать кармические долги. Избавляться от них тяжело, долго и неприятно.

Почему не нужно торопить смерть


Некоторые могли подумать, что раз уж после смерти душа просто начинает новую жизнь, то, может быть суицид действительно выход из сложной жизненной ситуации? Мол, всего лишь зайду на следующий круг, там повезет больше.

Спешу вас заверить, что это не так. Самоубийство – одно из тяжелейших преступлений, ведущих к огромному кармическому долгу. Во время перерождения на вас возлагается миссия – ваше , и самовольный уход из жизни является прямым отказом выполнять ее. Вы остаетесь должны Вселенной и своей собственной душе, а это даром для вас не пройдет, будьте уверены.

После самоубийства ваша душа не получает опыт, который она собиралась получить, и поэтому ваша жизнь повториться заново с небольшими изменениями и не факт, что в лучшую сторону. Обычно в таких ситуациях меняется пол и сексуальная ориентация, или наоборот. Плюс обстоятельства, вынудившие вас покончить с собой, порой становятся лишь хуже, чтобы вы смогли научиться преодолевать их. Поэтому не советуем вам поспешно уходить из жизни, ведь лучше от этого никому не станет, а вам в особенности. Итак, стоит ли бояться смерти? Разумеется, нет. Страх перед смертью чем-то напоминает боязнь темноты. Когда нам страшно перед тьмой, мы боимся не саму темноту, а того, что может в ней скрываться. Человек склонен бояться неизвестности. Однако теперь-то вам все известно, не так ли?

Конечно, существует еще инстинкт самосохранения, который самостоятельно вызывает в опасных для жизни ситуациях, но с ним бороться не стоит, ибо он скорее помогает, нежели мешает.

Знания – это великая привилегия и получить ее в ваших силах. Подробнее о душе и ее заблокированных возможностях вы можете узнать из или прочих статей на нашем сайте.

Смерть – это неотъемлемая часть жизни, и без нее существование мира невозможно. Бояться ее нет смысла, ведь она неотвратима и никаких страданий после нее нет. Только купание в энергиях вселенной и осознание всех своих прошлых воплощений в течение некоторого времени, а потом новая жизнь. Не бойтесь ее, но и не спешите с ней встретиться. Всему свое время. И когда оно придет, встретьте ее без сожалений и страха в сердце, и с улыбкой на лице.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Почему-то у меня в голове всплывает фраза: «Кто не курит и не пьет - тот здоровеньким помрет!» Это, конечно, шутка, но всё же, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки, а всё остальное — правда. Согласитесь, что эта фраза, как ни крути, а справедлива. Посмотрите вокруг: сегодня вошли в моду различные диеты, лечебные голодания, разные виды оздоровительного дыхания - холотропное дыхание, ребёфинг и прочее. Есть целые движения последователей Порфирия Иванова и даже есть движение «Солнцеедов» (людей, якобы годами ни принимающих твёрдую пищу), вегетарианцев, «йогистов», различных школ естественного движения и прочее.

И спрашивается: «А зачем всё это? Ведь результат-то всё равно один - тело умрёт и его закопают или сожгут, или, что предпочтительнее, отдадут для анатомических исследований (какая-никакая, а всё же польза для общества). Так почему же так много людей тратят своё время и внимание на занятия различными оздоровительными техниками? Неужели только лишь для того, чтобы прожить на 5-10 лет дольше, чем сосед, который курит и выпивает? Или под желанием заниматься оздоровлением своего тела кроется какой-то подсознательный страх, например, страх смерти? Этот вопрос лично мне стал очень интересен, потому как я сам увлекался различными видами спорта, туризмом и знаком со многими системами естественного оздоровления человека… Давайте попытаемся вместе разобраться, что движет человеком в его желании потратить своё время и внимание на оздоровление собственного тела и каково истинное предназначение нашего тела.

Начнем со страха смерти. Не знаю у кого как, но лично я столкнулся со страхом смерти, когда умер близкий мне человек. До этого момента, я как-то не обращал внимания на этот страх, ну умирают себе люди и умирают. Но когда столкнёшься со смертью близкого человека, начинаешь понимать, что ты однажды тоже умрёшь. И от этого понимания рождается какой-то животный страх. Мне даже показалось, что расстроился я не из-за смерти близкого человека как таковой, а из-за понимания, вернее осознания того факта, что смерть меня не минет. Именно этот страх натолкнул меня впоследствии на изучение различных техник оздоровления и занятия спортом…

Я думаю, всем будет интересно и познавательно узнать о том, что думают молодые люди о смерти. Ниже приведен опрос, проведённый среди российских студентов Тверского государственного технического университета. В опросе участвовали 90 парней и 60 девушек в возрасте 18-20 лет. На вопрос молодым людям «Что такое по-вашему смерть?», ребята отвечали чаще всего так: «это переход в другой, более совершенный мир» (так ответили 19,3% респондентов); «это — процесс отделения души от тела» (около 18%); «это — прекращение биологического существования» (около 12%); «смерть — это подведение итогов всей жизни» (около 7,3%); другие варианты ответов: «это — начало вечной жизни», «это — жизнь после жизни», «смерть — это свобода».

Интересно также, что американские студенты, в соответствии с данными, полученными при проведении подобного теста в США (результаты взяты — из специализированной литературы), отвечали чаще всего так: «Смерть ― это остановка работы функций человеческого тела», «это — прекращение существования», «смерть — это конец всего», «это начало и конец одновременно».

Но вернемся всё же к нашим, славянским, студентам.

На прямой вопрос респондентам: «Смогли бы Вы представить себе собственную смерть?» 30% респондентов дали положительный ответ, 54,7% - отрицательный; а 3,3% опрошенных молодых людей и вовсе заявили о том, что даже не хотят такое представлять, что им страшно и думать об этом, а ещё 2% отвечающих признали, что «нынче мы все живем в такое непростое время, что нельзя практически ничего предугадать заранее ― вполне можно умереть как от старости, так и уйти в мир иной неожиданно и с пулей в шальной голове». Также опрос показал, что только единицы опрошенных собираются так сказать «умереть достойно». Другие видят окончание своего существования «в глубокой старости, в семейном кругу, в окружении детей, внуков и правнуков».

Как показывает статистика, страх перед смертью испытывают всего около 28% всех опрошенных и лишь 39,3% респондентов его отрицают. Также получены следующие комментарии от студентов: «от смерти никуда не уйдешь, надо радоваться её приходу», что «в последнее время многие и жить-то боятся», или «я боюсь самого процесса умирания, но не смерти как таковой», «вообще бессмысленно бояться, легче от этого никому не станет, да и позже положенного срока она не придет». По-видимому, это является характерным для молодых людей — они боятся не самой смерти, а разрыва отношений с близкими. Опрос показал, что в бессмертие нынче верят 36,7% опрошенных, ну а не верят ― 44,7%. И только 2% опрошенных видят своё бессмертие как продолжение в детях и внуках. А большинство всё же верит в бессмертие самой души. Вполне очевидно, что именно поэтому в ответ на вопрос: "А верите ли Вы в то, что у Вас есть душа?" утвердительно ответило подавляющее большинство опрошенных — 87,3%.

Давайте узнаем, что же говорят ведущие мировые религии о смерти?

Христианство

Считается, что после смерти тела, души праведников спасаются и попадают в преддверие рая "Умер нищий (Лазарь), и отнесен он был ангелами на лоно Авраамово" (от Луки 16:22) , ну а души грешников попадают в ад и проводят время "в аду, в муках" (от Луки 16:23) . Окончательное разделение людей на спасённых и не спасённых произойдёт на так называемом страшном Суде, когда "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Даниила 12:2) .

Ислам

В исламской религии для каждого мусульманина, который достиг совершеннолетия, очень важно упоминание в учении о смерти. Это напоминает ему о скоротечности жизни и отвлекает от привязанности ко всему материальному. Всевышний Аллах через Коран упоминает о смерти аж 164 раза! Это говорит, кончено, о важности и значимости этого вопроса в Исламе. Вот лишь некоторые цитаты из Корана по этому поводу:

На страницах Священного Корана Всевышний Аллах говорит так: «Скажи: “Поистине, та смерть, от которой вы все убегаете, всё равно непременно настигнет вас. Но затем вы все будете воскрешены и возвращены ко Всевышнему, который ведает и о тайном, и о явном, и, воистину говорю, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на этой земле, и вы будете там отвечать за все свои деяния здесь”» (сура «Аль-Джуму‘а», аят 8) . Далее в священном Коране так сказано: «Каждая живая душа вкусит смерть. В Судный день сполна воздастся всем вам: тот, кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, тот постигнет успех. Вся жизнь в этом мире - это всего лишь обманчивое наслаждение» (сура «Алу ‘Имран», аят 185) . Да и в других аятах священного Корана по этому же поводу говорится так: «Всякая душа живая вкусит смерть; в этой жизни Аллах испытывает всех вас вашими добрыми и плохими деяниями, а на том свете вы будете воскрешены и возвращены ко Мне и будете отвечать за все свои дела» (сура «Аль-Анбияъ», аят 35) .

Буддизм

Считается, что после смерти физического тела человека его душу могут ожидать три варианта: мгновенное перерождение, попадание в ад (время до вселения бессмертной души в новое тело) и уход в нирвану (мир бога). Вот некоторые из выражений Будды, дошедшие до наших дней: «Я прошел через сансару многих перерождений». «Рожденье вновь и вновь - горестно». «Бессмертие может быть достигнуто только непрерывными деяниями доброты». «Одни возвращаются вновь в материнское лоно, другие же, делающие зло, попадают за это в преисподнюю, праведники идут на небо, ну а лишённые желаний достигают Нирваны».

Так мы видим, что многие мировые религии верят в дальнейшую жизнь души после смерти тела. Причём почти все религии говорят о том, что праведников ждёт рай, а грешников — ад. Праведники — это те, кто придерживается заповедей, ну а грешники, соответственно, те, кто не придерживается оных. Безусловно, за всеми этими мудрыми, ассоциативными изречениями скрывается глубокий духовный смысл.

Давайте проанализируем всё вышесказанное:

1. В молодости люди редко думают о смерти, ведь они ещё так молоды и полны энергии, у них вся жизнь впереди!

2. Мысль о том, что ты умрёшь, приходит нам в голову после того, как потерял кого-то из близких родственников, тогда же приходит и осознание того, что ты тоже когда-то умрёшь. Именно в этот момент многие люди начинают заниматься различными системами оздоровления, хотят как можно дольше прожить в теле.

3. И хотя большинство мировых религий и говорят о жизни после смерти, люди не верят в неё и предпочитают жить здесь, а не задумываться о жизни после смерти. Как многие говорят, «оттуда ещё никто не возвращался», поэтому иллюзорные мысли им рисуют обман и ведут к тому, что надо взять от жизни всё.

4. И наконец, люди, которые занимаются разными оздоровительными техниками, занимаются ими только лишь для того, чтобы жить, не болея и чтобы прожить побольше. На вопрос: «А зачем Вы стремитесь прожить больше?», внятно ответить никто не может.

А действительно, зачем? И в чём смысл нашего существования? И что будет с нами после смерти?

Давайте попытаемся вместе разобраться и в этом. В Интернете и на книжных полках сейчас горы литературы эзотерического характера. В поисках ответа на этот вопрос, я изучил её множество, прочёл книги таких известных авторов, как Ошо, Ричард Бах, Пауло Коэльо, Крайон, Энтони де Мэйло, Ден Милман, Костанеда и многих других. Все они говорят об одном и том же, о необходимости саморазвития и познания себя. Образно говоря, после прочтения подобной литературы (эзотерической и религиозной) можно сделать вывод, что вся она о том, что главная цель в жизни человека это самосовершенствование. Например, через молитву или медитацию и делание добрых дел. Вот только непонятно, что такое самосовершенствование и где же конечная цель? Эзотерики говорят, что цели нет, есть только путь. Лично для меня это утверждение показалось не слишком убедительным, потому что, по моему мнению, если у человека нет конкретной цели, то он идёт в никуда. Другими словами, я не видел ясных и чётких ответов на вопросы: «Что такое самосовершенствование и духовное развитие?» И уж, конечно, мне очень хотелось узнать, что такое душа и какое отношение я имею к ней.

Чёткий и ясный ответ на эти вопросы я получил совсем недавно. Вышла в свет книга «АллатРа» Анастасии Новых. Прочтение этой книги стало для меня открытием целого мира. Но, обо всём по порядку.

Из книги я понял, что главная, и единственная цель любого человека — это слиться со своей душой. Сейчас я расшифрую это в своём понимании... В любом человеке есть личность и душа. И цель личности, во что бы то ни стало слиться со своей душой. Если это происходит, то в духовном мире рождается новое духовное существо. Приведу наглядный ассоциативный пример. Есть женская яйцеклетка - это душа, есть сперматозоид - это личность, если сперматозоид-личность достигнет души-яйцеклетки, то родится новое существо. Если не достигнет, то сперматозоид-личность погибает, а душа-яйцеклетка продолжает существовать. И потом новая личность, после перерождения души в новое тело, будет пытаться оплодотворить клетку - душу.

Я понял следующее. У меня, как у личности, есть только одна цель - достигнуть своей души. Что для этого делать? В книге даны чёткие инструкции: контролировать свои мысли и эмоции, пробуждать в себе глубинные чувства, чётко разделять свои желания от духовного и материального мира, нарабатывать глубинные чувства посредством медитативных техник и в повседневной жизни жить от души, а не от животного разума, осознавать, что весь видимый материальный мир ― это школа испытаний для личности, это вотчина Животного разума, который сделает всё возможное, чтобы отвлечь личность от своей истинной цели - слиться с душой. Согласитесь, инструментов у него для этого предостаточно, приведу лишь основные: деньги, власть, манипуляция, секс, эгоизм, гордыня и прочие. Главная задача меня, как личности, игнорировать все ловушки материального и стремиться только к душе. Это не значит, конечно, что надо уйти в пещеру и целыми днями медитировать. Просто надо чётко понимать, что главное в твоей жизни, а что - нет…

Еще несколько слов о книге «АллатРа». Всё, что я рассказал выше - это моё мнение и мои рассуждения. Я просто уверен, что вы будете потрясены, прочитав эту книгу. А прочитав, сможете понять многие вещи, начиная от устройства Вселенной и заканчивая устройством человека и духовного мира. Но самое главное, вы сделаете выбор, в какую сторону держать курс в своей жизни. Вам станет понятным, на что вы тратите свою жизнь, придёт понимание того, нужно ли заниматься разными оздоровительными техниками. Мне кажется, что вы сами ответите себе на вопрос, стоит ли тратить на них столь пристальное внимание вашей жизни, или же за это время сделать много полезных дел для людей и своей души.

Владимир Кочеров