Понятие биогеоценоз ввел. Понятие биогеоценоза. Почему биогеоценозы сменяют друг друга

(от лат. radicalis - коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципи­альное изменение общества и политической структуры средствами реши­тельных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватиз­му, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и органи­зационных действий.Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необхо­димость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляю­щие активность в том или ином направлении и создающие новую форму об­щества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобра­зований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадя­щими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экс­тремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преоб­разования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радика­лизм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радика­лизм активизируется в переломные исторические моменты, когда социаль­ные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой не­легального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм на­ходится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения не­гативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и соци­альную ситуацию.

Введение...................... .............................. .............................. ........3

1.1 Сущность политического радикализма................... .5

      Признаки политического радикализма................... ....6
      Психологические предпосылки и исторические условия существования политического радикализма..................6
      Формы проявления политического радикализма…..8
Глава 2. Традиции радикальной политической мысли. Своеобразие политического радикализма в России…………………………10
Глава 3. Политический радикализм на современном этапе
развития общества............. .............................. .....................25
Заключение.................... .............................. .............................. ..33
Список использованной литературы.................... .................35

Введение
Политический радикализм – практическая и идеологическая ориентация политики, целью которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.
Основаниями радикализма являются: стремление некоторых слоёв населения изменить своё социально – политическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политико - культурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий.
В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.
В России в 90-е годы было много споров о том, какой радикализм для страны более опасен и более актуален: левый или правый. Тогда больше внимания уделялось именно левому радикализму: споры о возможном коммунистическом реванше, политические спекуляции (особенно в период президентской кампании в 1996 году) по поводу «красной угрозы» и т.д. создавали ощущение, что именно левый радикализм способен наращивать свой потенциал. Тем более, это казалось вероятным на фоне непростых либеральных реформ и ощутимого падения уровня жизни населения. А вот перспективы правого радикализма, напротив, занижались. Во-первых, власть не видела в нем серьезного политического противника – субкультура фашизма в России пока является одной из наиболее «равнодушных» к действующей власти. Во-вторых, считалось, что в стране, победившей фашизм, правых радикалов не потерпит общество: до тех пор, пока сильна историческая память.
Однако как показывают последние год-полтора, в России правый радикализм получил более широкое распространение, чем левый. Тому есть фактические подтверждения: участившееся число нападений на иностранцев и вообще преступлений на почве национальной неприязни.
Правый радикализм в молодежной среде вызывает гораздо больше отклика и одновременно предоставляет более широкий инструментарий для самовыражения. В значительной степени это связано с тем, что крайне правые смогли найти тему, которая считается значимой представителями различных социальных и возрастных групп – тему миграции, возможного изменения этнического состава населения страны.
Для современного общества наиболее опасна крайняя форма нелегального радикализма – терроризм, который находится вне закона. Он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения негативных последствий нуждается в сдерживании, и, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Поиск именно такого подхода к феномену политического радикализма подчёркивает актуальность данной работы.
Объём исследования данной работы является работы является политический радикализм в тех формах, которые проявились в России на различных этапах её исторического развития.
Целью данной работы является анализ радикализма как идейно-политического течения и его влияния на общественную жизнь России. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
1. определить идейные истоки политического радикализма;
2. рассмотреть основные концепции политического радикализма;
3. выявить основные причины распространения политического радикализма в России;
4. определить основные угрозы современного правого радикализма в России.

Глава 1. Радикализм как идейно-политическое течение
1.1 Сущность политического радикализма
Радикализм (от лат. "радикалис" - коренной) - идейно-политическое течение и политическая деятельность, требующие решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества. В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий - антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности. Как идейно-политическое течение, система убеждений определенной группы людей, метод решения локальных экономических и социально-политических задач радикализм является необходимым компонентом политической жизни. Выделяют два варианта политического радикализма- левый радикализм, направленный на максимально быстрое и тотальное разрушение существующего общества либо политической системы (анархизм, большевизм), и правый радикализм с агрессивной консервативно-охранительной направленностью (разновидности фашизма или национализма).
Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом. Но с другой стороны, радикализм как один из способов деятельности, играет в обществе дестабилизирующую роль, способствует конфронтации политических сил, провоцирует углубление деструктивных проявлений, ведет к разбалансировке системы управления. Вместе с этим, в условиях обострения политического кризиса радикализм может способствовать пересмотру правящей элитой своего политического курса, препятствовать накоплению негативной энергии внутри общества.
1.2 Признаки политического радикализма
Понятие радикализм в политике имеет несколько признаков.
Во-первых, это психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели.
Во-вторых – это политическое движение, придерживающееся крайних средств достижения цели.
В-третьих – это социокультурная традиция, обусловленная соответствующим типом личности и национальными особенностями общества и государства. Центральным элементом их социокультурной традиции является так называемый «джихад» или война с неверными.
В основе радикализма находятся факторы, детерминирующие отношение субъекта политики к политической действительности. Собственно радикализм выступает одним из способов выхода из реальной социальной ситуации, наиболее негативным средством разрешения политической проблемы.

1.3 Психологические предпосылки и исторические условия существования политического радикализма
Понятие “радикализм” в современной политической психологии имеет несколько значений, а именно - как психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели; политическое движение, придерживающееся крайних средств достижения цели; социокультурная традиция, обусловленная соответствующим типом личности и национально-цивилизационными особенностями общества и государства.
В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившемуся политическому феномену, а во-вторых, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. В то же время радикализм нельзя отнести к каким-либо определенным политическим позициям. Политические процессы в мире свидетельствуют о том, что политический радикализм был и остается их неотъемлемым компонентом, существенно влияющим на характер и динамику развития общества. Будучи обусловлен историческими, географическими, политическими, социальными, психологическими особенностями развития страны, радикализм в свою очередь и сегодня оказывает воздействие на характер функционирования всех сфер общества, менталитет, чувства, настроения, привычки индивидов и социума, на модели поведения, формы политического участия и взаимодействия людей.
С этих позиций политический радикализм раскрывается как социокультурный феномен, обусловленный особенностями исторического, религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политических целей. В устойчивых социальных системах консервативные, либеральные, радикальные компоненты находятся в сбалансированном взаимодействии. В переходных системах расширяются объективные и субъективные причины, стимулирующие радикалистское поведение. Масштабы распространенности, степень остроты проявлений радикалистских ценностных ориентации политических субъектов будут уменьшаться с экономической и политической стабилизацией в стране. Но политические власти могут ослабить воздействие радикализма на политическую жизнь, нейтрализовать последствия его проявлений. Революция - это результат неумения правящей элиты выйти из кризиса. В переломные исторические периоды, когда подвергаются существенной трансформации основы жизнеустройства людей, идеалы, ценностные установки, особенно необходимо взвешенное отношение к этому феномену. В этом случае политический радикализм - это реальность, с которой следует считаться.
Радикализм мысли предполагает, что любые социальные построения (анархия, социализм, индивидуализм и т.д.) могут быть лишь выводами, а не аксиомами. Он предполагает такие действия, которые на практике ведут к реализации базовых ценностей. Так, смысл сидения на трубах, воспитания детей и писания статей определяется не актуальностью каждого из этих занятий, а тем, в какой мере оно способствует расширению сферы свободы и солидарности максимального числа людей.

1.4 Формы проявления политического радикализма
Радикализм может проявляться в различных формах: нигилизм, экстремизм, терроризм, революционаризм. Остановимся на каждой из этих форм поподробнее.
Нигилизм (от лат.nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм - сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Существует нигилизм социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой нигилизм проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму.
Экстремизм (лат. extremus - крайний) - означает приверженность крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей. В политике Э. проявляется в стремлении подорвать стабильность существующих общественных структур и политических институтов. Это делается с помощью демагогии, призывов к насилию, террористических актов и приемов партизанской войны. Для Э. характерна бескомпромиссность, действия по принципу "все или ничего".
Революционаризм - неоправданная, преувеличенная, гипертрофированная приверженность революционным идеям, заключающимся в смене одного социально-экономического строя другим, или замене одного политического режима другим, без изменения строя.
Терроризм – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия. Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».

Глава 2. Традиции радикальной политической мысли
2.1 Своеобразие политического радикализма в России
Вера в самостоятельность России ее особый путь развития в целом не противоречила идее революционного переустройства общества. Условия для распространения радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав.
Идея революционного низвержения самодержавия вызревала давно, а впервые сформулировал ее в виде теории писатель и философ А.Н. Радищев - родоначальник революционной традиции в России, сторонник установления республиканского демократического строя. Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру древнего Новгорода и Пскова. Демократическое народное правление, по мнению, соответствует “человеческому естеству”, поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Во главе федерации, по его мнению, должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Он утверждал, что цари никогда не поступятся своей властью ради «вольности» и объявил условием освобождения «страждущего общества» восстание народа.
После А.Н. Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабри сты. Монархия, по проекту П.И. Пестеля (1793-1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но полагал, что высшие органы власти (Народное Вече, Державная Дума, Верховный Собор) должны формироваться посредством всеобщего избирательного права.
Во второй половине 19 в. политическая мысль России испытала значительное влияние европейского социализма, анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся формы государственности. Однако теперь представители радикальной политической мысли стали больше уделять внимание не столько формированию идеалов государственного устройства, сколько определению средств реализации своих идеалов.
На смену радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно - политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующего революционный террор, привел Россию в 1917 году к невиданной катастрофе и государственному крушению.
На каждом этапе развития русского радикализма выделяются ключевые, знаковые фигуры, выражающие сущность тех или иных идеологических тенденций. Среди декабристов это прежде всего Н.М.Муравьев и П.И.Пестель, среди народников - А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев, среди марксистов - Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. При всем различии конкретных программ и целей, они едины в своем неприятии самодержавия и стремлении к революционному преобразованию российской действительности.
А.И.Герцен сформулировал теорию «русского», крестьянского социализма, которая опиралась на его представление о крестьянской общине, как зародыше социалистического будущего: «человек будущего в России - это мужик, точно так же, как во Франции работник». Его теория допускала возможность того, что Россия может миновать капиталистическую фазу развития. Будучи революционером по своим убеждениям, он, в то же время полагал, что насилием и террором можно только расчищать место для будущего, но не создавать новое. Для социального созидания, полагал он, необходимы «идеи построяющие», нужна сила, нужно народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри».
Русский радикализм развивается под флагом «освободительного движения» и проходит через три основных этапа: дворянский, народнический и марксистский. Дворянский этап ознаменовывается выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Дворянские революционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие - за установление республиканской системы и унитаризм. Идеологией народничества становится социализм, который они связывают с крестьянской поземельной общиной. Народники искренне верят в стихийный революционаризм «угнетенных масс» и спешат воспользоваться «благоприятной» ситуацией. Этим объясняется их отрицательное отношение к крестьянской реформе 1861 г., сбившей, на их взгляд, накал народного протеста и заставившей радикальную интеллигенцию добиваться власти путем террора и насилия. Трагедии и неудачи приводят к разложению народничества: одни отходят от борьбы и примиряются с монархией, другие начинают пристально всматриваться в потенциальные возможности зарождающегося русского пролетариата. Так возникает «русский марксизм» - партийно-организационное движение, свершившее «октябрьский переворот» 1917 г. и создавшее советскую политическую систему.
Нигилизм как российский культурно-исторический феномен связан с движением русской радикальной общественной мысли 1860-х (Чернышевский Н.Г., Писарев Д.И.). Русский нигилизм включал в себя и критически-разрушительное отношение к современному обществу, и программу радикальных реформ. Утилитаризм как составная часть нигилизма стремился заменить абстрактные понятия добра и зла учением о пользе как основном критерии морали.
Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно- исторического развития. Нигилист - представитель разночинной интеллигенции к. 1860-х, отрицавший крепостнические порядки, выступавший против царизма, дворянского быта и нравов, а так же все духовные ценности окружавшего их общества, в т.ч.традиционные представления о чести, любви, семье, обязанностях и т.д. В статье известного публициста Писарева Д.И. говорилось: "Вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не м.б.". Власти использовали слово как бранное против революционной демократии. Часто слово "нигилист" было бранной кличкой в адрес участников революционного движения 1860-1870-х, вообще студентов, "интеллигентов" в очках и с длинными немытыми волосами.
С. Г. Нечаев - представитель нигилистов, революционер XIX в. Лидер "Народной Расправы". Фанатик-свободолюбец с жестким сектантским кодексом революционера и убежденностью, что сильная личность имеет право преступить закон и мораль.
В сентябре 1869 основал революционное « Общество народной расправы», имевшее отделения в Петербурге, Москве и других городах. Нечаев был членом центрального комитета. Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная.
«Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе («Катехизис революционера»), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».
«Земля и воля»
Вдохновителем общества был Чернышевский. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин, А. А. Серно- Соловьёвич и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева. Одним из важнейших требований, выдвигавшимися членами организации, было созыв бессословного народного собрания. Летом 1862 год царские власти нанесли серьезный удар по организации, арестовав его лидеров - Чернышевского и Серно-Соловьёвича, а также радикального журналиста Д. И. Писарева, связанного с революционерами. В 1863 году в связи с истечением срока действия уставных грамот члены организации ожидали мощное крестьянское восстание, которое они хотели организовать в сотрудничестве с польскими революционерами. Однако польские подпольщики вынуждены были организовать восстание раньше обещанных сроков, а надежды на крестьянский бунт не оправдались. Кроме того, либералы большей частью отказались поддерживать революционный лагерь, веря в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Под влиянием всех этих факторов «Земля и воля» вынуждена была самоликвидироваться в начале 1864 года. Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя таких деятелей как А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д. А. Лизогуб, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, А. И. Желябов, Н. С. Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.
Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние название: "Северная революционно-народническая группа", "Общество народников". Организация просуществовала до 1879 года, после чего распалась.
«Народная воля» - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Учредителями "Н. в." были профессиональные революционеры - сторонники политической борьбы с самодержавием.
Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II.
В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа.
Народовольцы создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимова, М. Н. Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп. В 1879-83 народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.
"Народная воля" проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты "Народная воля", "Рабочая газета" стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом " Теперь или никогда!"
После убийства 1 марта 1881 Александра II "Н. в." переживала идейный и организационный кризис. Наиболее значительные попытки возрождения "Н. в." связаны с деятельностью Г. А. Лопатина (1884), П. Ф. Якубовича (1883-84), Б. Д. Оржиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга (1885) и С. М. Гинсбург (1889). Особое место в народовольческом движении занимает "Террористическая фракция ""Народной воли""" А. И. Ульянова (1886-87), стремившаяся внести в программу "Н. в." отдельные марксистские положения. Народнические организации 90-х гг. (группа народовольцев Петербурга, группа старых народовольцев в эмиграции) по сути отказались от многих революционных принципов "Н. в.".
Деятельность "Н. в." стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879-80. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.
В конце XIX века, в связи с развитием рабочего и революционного
движения, важную роль в политической мысли России стали играть
социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым – основоположником первой русской марксистской
организации «Освобождение труда», созданной в 1883 году в Женеве, и В.И. Лениным – одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудав “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” в этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России.
Георгий Валентинович Плеханов - теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».
В 1876 вступил в народническую организацию «Земля и воля», участник демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876. Получил известность как теоретик, публицист и один из руководителей «Земли и воли».
В 1879, после раскола «Земли и воли», организатор и руководитель «Чёрного передела». В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда».
В конце 1894 - начале 1895 по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал- демократов за границей». В 1900-1903 участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 Плеханов - один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов.
С конца XIX в. широкое распространение в России получает социал-демократическая политическая мысль. Сторонники данного течения, но, прежде всего, большевизма, также пренебрегали государственностью как ценностью, приобретаемой и совершенствующейся поколениями. Свидетельством разрыва политической традиции служит, в частности, большевистская концепция государства диктатуры пролетариата, разработанная В.И.Лениным (1870-1924), утверждение принципа революционного релятивизма и возведение политического насилия в ранг основного инструмента строительства нового общества.
Революционно-социалистический радикализм Ленина формировался постепенно. Показательно, что в 1887 г., когда был казнен старший брат Александр за участие в подготовке покушения на императора Александра III, его внимание почти не занимала политическая проблематика. Однако семейная драма, наряду с чтением «демократической литературы», послужила толчком для невосприятия власти и восприятия революционных идей. Так, молодого Ленина привлек тезис Н. Г. Чернышевского, что всякий правильно думающий и порядочный человек должен быть революционером, который во главу ставит не личные, а общие интересы.
Крайний радикализм большевиков, считавших себя
последовательными марксистами, проистекал из их представлений о
предпочтительности революции перед реформами и убеждения в том, что в России начала XX века, в силу непримиримости противоречий между капитализмом и остатками крепостничества, а также политической слабости и контрреволюционности буржуазии, нет иных возможностей глубокого демократического преобразования общества, отвечающего интересам пролетариата.
Большевизм явился продолжением радикальной линии в российском
освободительном движении и вобрал в себя элементы идеологии и практики революционеров 2-ой половины XIX в. (Н.Г. Чернышевского, П.Н. Ткачева, С.Г. Нечаева); в то же время он абсолютизировал (следуя не
столько идеям К. Маркса, сколько К. Каутского и Г.В. Плеханова) опыт
Великой французской революции, прежде всего, периода якобинской диктатуры (по словам Ленина, «якобинец, связанный с пролетарскими массами, это и есть социал-демократ»; большевикам-«якобинцам» он противопоставлял меньшевиков-«жирондистов»).
Партия социалистов- революционеров (эсеры) - революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР.
Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий.
Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского.
Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года в № 46 «Революционной России». Проект с незначительными изменениями был утвержден в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов. Эсеры использовали тактику индивидуального террора. Индивидуальный террор ставит перед собой защиту путем убийства отдельных лиц, вызвать политическое движение и даже политическую революцию.
Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).
Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного пра
и т.д.................

Идеи радикализма лежат в основе политических действий, нацеленных на коренное, радикальное, быстрое изменение существующих социальных и политических институтов. Нередко понятия «радикализм» и «экстремизм» употребляются как синонимы, однако между ними есть различия. Радикализм - это теоретическое обоснование политического действия, а не само действие, он вообще может быть не связан с политикой, а представлять собой лишь абстрактную теорию. Экстремизм же проявляется в практической политической деятельности, в использовании крайних, преимущественно насильственных средств политической борьбы. Радикализм всегда представляет собой какое-либо идеологическое течение, а экстремизм может быть полностью безыдейным.

Политический радикализм подразделяется на два типа - правый и левый. Такое его деление соответствует разделению на левые и правые политические идеологии и движения.

Леворадикальные течения основываются на идеологических концепциях, резко критикующих неравенство и несправедливость, и призывают к быстрым и резким способам достижения социального равенства и социальной справедливости. Праворадикальные движения основываются на представлениях об имманентном превосходстве какой- либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся закрепить привилегированное положение таких групп. К леворадикальным идейно-политическим течениям относят анархизм, марксизм и такие его разновидности, как маоизм, троцкизм. К праворадикальным течениям относятся фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм. И левый, и правый радикализм способны воспроизводить экстремизм и быть идеологической основой политического насилия и терроризма.

Одной из первых леворадикальных идеологических концепций был анархизм, возникший как направление политической мысли в середине XIX в. У его истоков стояли французский философ П. Ж. Прудон и немецкий философ М. Штирнер. Известными анархистами были также русские мыслители М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Основной принцип анархизма - отрицание государства и его отдельных институтов, а также всякой насильственной власти в целом. Анархисты призывали к освобождению человека, обладающего внутренней потребностью к свободе, от всех форм экономического, политического и духовного порабощения. Главным инструментом этого порабощения они считали государство и официальную религию, поэтому весь пафос отрицания направляли против них.

Анархизм включает в себя три основных течения: анархо-комму- низм, анархо-индивидуализм и анархо-синдикализм. Представители анархо-коммунизма считали, что на смену государству должна прийти децентрализованная конфедерация самоуправляющихся коммун, основанных на общественной собственности. Анархо-индивидуалисты выступали против государства и против капиталистических форм организации крупного производства, но считали возможным существование частной собственности для мелких производителей - крестьян и ремесленников, полагая, что социальной гармонии можно достичь организацией справедливого товарообмена. Анархо-синдикалисты выражали надежду на деятельность революционных профсоюзов, поскольку в них видели зародыш будущего децентрализованного, эгалитарного и неиерархического общества.

Большинство анархистов отрицали легальные формы политической борьбы и были сторонниками революционного насилия. В середине XIX в. анархисты отдавали предпочтение организации массовых восстаний, а позже перешли к тактике индивидуального террора. В конце XIX - начале XX в. в Западной Европе и Северной Америке именно они более всего использовали революционный террор. После Второй мировой войны классический анархизм утратил свое значение, но его идеи оказывают некоторое влияние на деятельность левоэкстремистских организаций и группировок.

Марксизм в целом было бы неверно отождествлять только с леворадикальной идейной традицией, поскольку это учение содержит в себе множество идей философского, экономического, социологического характера, не утративших своего важного значения для современной науки и общественной практики. Но революционная доктрина марксизма нашла свое выражение в ряде леворадикальных концепций, возникших в рамках коммунистического движения XX столетия. Одной из таких концепций был троцкизм - леворадикальное идейно-политическое течение, связанное с именем одного из руководителей Октябрьского переворота 1917 г. в России Л. Троцкого. После смерти В. Ленина Л. Троцкий потерпел поражение во внутрипартийной борьбе, был отстранен от руководства, исключен из большевистской партии и выслан из СССР. В эмиграции он пытался продолжать борьбу со

Сталиным и пропагандировал свои взгляды среди зарубежных коммунистов и других левых радикалов.

Центральное место в концепции Л. Троцкого занимала так называемая «теория перманентной (непрерывной) революции». В соответствии с этой теорией русская революция, начавшись как «буржуазная», должна была привести к образованию «рабочего правительства», которое непременно вступит в конфликт с крестьянским населением страны. И этот конфликт может разрешиться только «на арене всемирной революции пролетариата». Мировая революция должна развиваться до своей полной победы во всемирном масштабе. А пока это не произошло, могут существовать лишь «рабочие государства», каким и был для Л. Троцкого Советский Союз. Но и Советскому Союзу незавершенность мировой революции грозит перерождением, поскольку «рабочая демократия» уступила место, по его мнению, диктатуре бюрократии. Причем бюрократическое перерождение произошло не только в Советском Союзе, но и в Коммунистическом Интернационале, поэтому Троцкий предпринял попытку объединить своих сторонников в новый, IV Интернационал.

После смерти Л. Троцкого единое организованное движение его сторонников перестало существовать. Троцкистские идеи пользовались популярностью у некоторой части левых радикалов. Троцкистские группы либо использовали тактику энтризма (внедрения в другие левые партии и организации), либо действовали самостоятельно, проявляя склонность к экстремизму и террористическим методам.

Леворадикальным течением XX в., возникшим на марксистской основе, был маоизм. Этим термином принято обозначать совокупность идей, концепций и практику их осуществления, связанных с именем председателя ЦК Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна. Идейное наследие Мао Цзэдуна противоречиво. В нем можно найти как воспроизведение догм сталинского «марксизма-ленинизма», так и оригинальные суждения и мысли самого лидера китайских коммунистов. В разное время Мао Цзэдун высказывал прямо противоречащие друг другу мысли, часто отклоняясь то «влево», то «вправо» от ортодоксальной коммунистической доктрины. Особенности интерпретации и практического использования идей Мао Цзэдуна отличались в самом Китае, в странах Юго-Восточной Азии и в странах Западной Европы и Латинской Америки.

По отношению к Китаю применение термина маоизм не совсем корректно, поскольку этот термин имеет некитайское происхождение. В современных официальных документах КПК используется термин «марксизм - ленинизм - идеи Мао Цзэдуна», суть которого определяется как «соединение всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции». Сегодня идеи Мао Цзэдуна разделены на «правильные» и «неправильные». К «неправильным» отнесены некоторые левацкие установки времен «большого скачка» и «культурной революции». К «правильным» - те, которые обосновывают курс экономических реформ в КНР.

В Юго-Восточной Азии местные коммунисты использовали те идеи Мао Цзэдуна, в которых говорилось о приоритете вооруженного насилия («винтовка рождает власть»), о партизанских формах вооруженной борьбы (теория «народной войны») и о ведущей роли крестьянства в этой борьбе (теория «окружения города деревней»). Коммунистические партии, вставшие на путь «идей Мао Цзэдуна», втянулись в затяжные, многолетние партизанские войны, часто сопровождавшиеся террористическими акциями. Но, потеряв в 1980-е гг. поддержку Китая, они исчезли как реальная политическая сила.

В Западной Европе маоизм стал популярен у леворадикальной молодежи в конце 60-х гг.

XX в. Ее привлекала ультрареволюционная риторика тогдашней китайской пропаганды, призывы к бескомпромиссной борьбе с мировым империализмом. Руководство КПК, пытаясь перехватить лидерство у КПСС в коммунистическом движении, выделяло деньги на создание и содержание ориентировавшихся на Китай леворадикальных организаций. На некоторых европейских левых интеллектуалов большое влияние оказала китайская «культурная революция», в которой они увидели народное восстание против бюрократического сталинского режима, а также утверждение в Китае принципов крайнего эгалитаризма. Высказывание Мао Цзэдуна «Бунт - дело правое», обращенное к китайским хунвейбинам и цзаофаням, вдохновляло многих участников студенческих волнений в конце 1960-х гг. в Западной Европе и Северной Америке. Радикальные идеи и экстремистские установки, характерные для западноевропейской версии маоизма, подталкивали ее сторонников на прямые насильственные действия, в том числе и к терроризму.

В Латинской Америке маоистскими идеями также увлекались крайне левые в региональном коммунистическом движении. Здесь на китайские деньги пытались создавать альтернативные по отношению к просоветским компартиям структуры. Но в Латинской Америке левые радикалы пытались связать китайский и кубинский опыт партизанской войны. Подобный синтез подтолкнул многих латиноамериканских левых к использованию вооруженного насилия в разрешении многочисленных социально-политических конфликтов, традиционно присущих странам этого континента.

Наиболее характерным примером праворадикальной идеологии и политической практики в XX в. стал фашизм. Этот термин употребляется в трех значениях: 1)

для обозначения одного из видов праворадикального движения и присущей ему идеологии; 2)

для обозначения конкретной формы такого движения и идеологии в Италии; 3)

как название одного из основных типов тоталитарного политического режима.

Термин фашизм происходит от латинского и итальянского слова /озсю, что означает «связка прутьев» - один из символов власти в Древнем Риме, а также «союз, объединение» сторонников каких-либо общественных или политических целей. Оба значения данного слова были использованы Б. Муссолини в Италии после окончания Первой мировой войны. Бывший лидер крайне левого крыла Итальянской социалистической партии Б. Муссолини, перешедший во время войны на крайне националистические позиции, создал объединившую вете- ранов-фронтовиков организацию, которая получила наименование «Союз бойцов». На основе этой организации вскоре возникла политическая партия, сохранившая в своем названии корень «фаши» - «Национальная фашистская партия». Итальянские фашисты активно использовали политическую символику Римской империи, в том числе и изображение связки прутьев с выглядывающим из нее топором. Вскоре термин фашизм приобрел международное значение и стал обозначать движения, схожие по своей идеологии и политической практике с итальянской фашистской партией.

Для всех разновидностей фашизма присущи некоторые общие черты. В идеологии - это крайний национализм и шовинизм, антилиберализм и антимарксизм. В представлении сторонников фашистских идеологических концепций интересы нации, ее величие и чистота являются главным приоритетом, а человек по своей природе - существо иррациональное, ничем не отличающееся от животных. Фашизм обосновывал культ силы и отрицал либеральные принципы политической демократии и марксистские представления о возможности экономического и социального равенства. Невозможность равенства объяснялась врожденным неравенством между отдельными индивидами, нациями и расами. Марксистским идеям классовой борьбы фашисты противопоставляли идеи социального мира внутри нации, с одной стороны, и идеи неизбежных конфликтов и борьбы между нациями, расами и государствами - с другой.

Фашизм отрицал демократию и стремился к утверждению тоталитарной модели политического устройства. Важнейшим принципом его идеологии и политической практики был культ вождя, который должен был обладать абсолютной властью и непосредственно руководить нацией, минуя парламентские механизмы, через массовые митинги и демонстрации. Фашистской идеологии была присуща антика- питалистическая направленность, поскольку капиталистическая конкуренция раскалывает нацию, а свобода международной торговли способствует ее подчинению внешним плутократическим силам. Утверждая приоритет интересов нации, фашисты ставили общее благо выше личного, декларировали презрительное отношение к богатству и погоне за прибылью. Итальянские и германские фашисты осуществляли широкомасштабные меры по государственному регулированию экономики с целью ее милитаризации и подготовки к войне. Отвергая равноправные международные экономические связи, фашисты делали ставку на создание автаркического, т. е. изолированного, замкнутого на себя, хозяйства и захват обширных колониальных владений, которые обеспечивали бы получение любых видов сырья, дешевой рабочей силы и возможности сбыта готовой продукции.

Социальной базой фашистского движения 20-30-х гг. прошлого века был низший слой среднего класса, отличавшийся невысоким уровнем образования, обремененный различными суевериями и предрассудками, одинаково ненавидевший крупный капитал и организованное рабочее движение. Фашистские лидеры активно пользовались политическим опытом своих противников. У европейских социал-демократов и коммунистов они заимствовали практику создания массовых партий и движений, у русских большевиков - технологию захвата власти и создания однопартийной диктатуры. Фашистские партии и движения появились в период между Первой и Второй мировыми войнами во многих европейских странах, но более всего фашизм ассоциируют с германским национал-социализмом, или нацизмом.

В отличие от Италии, в Германии фашистское движение имело более глубокие идеологические и политические корни. Еще до Первой мировой войны здесь распространялись правоконсервативные концепции националистического, «почвеннического», антисемитского толка. Эти концепции пытались противопоставить марксистскому социализму немецкий, самобытный эквивалент. Такой попыткой было создание в начале XX в. в Богемии, входившей тогда в состав АвстроВенгерской империи, «Немецкой рабочей партии». Руководители этой партии противопоставляли интересы немецких и чешских рабочих и утверждали, что социализм должен развиваться на национальной основе. После окончания Первой мировой войны эта партия перенесла свою деятельность на территорию Германии, в город Мюнхен, приняв в 1918 г. название «Германская национал-социалистическая рабочая партия». Возглавивший партию в 1919 г. А. Гитлер сумел превратить ее из маргинальной правоэкстремистской организации, которых было много в послевоенной Германии, в многочисленную и влиятельную партию.

Идея о взаимосвязи и единстве всех явлений природы привела к формированию экосистемного подхода и разработке понятия «экосистема» за рубежом и к возникновению новой научной дисциплины в бывшем СССР.

Такой дисциплиной, зародившейся в недрах лесной геоботаники и оформившейся впоследствии в фундаментальную науку со своими задачами и методами, является биогеоценология (от греч. bios — жизнь, geo — земля, koinos — общий). Основоположником биогеоценологии стал выдающийся отечественный геоботаник, лесовод и эколог, академик В.Н. Сукачев, предложивший собственную трактовку структурной организации биосферы. В.Н. Сукачев посвятил свою жизнь разработке общих вопросов фитоценологии — науки о растительных сообществах (фитоценозах). Он придавал большое значение изучению межвидовых и внутривидовых взаимоотношений растений в растительных сообществах.

Важнейшей теоретической разработкой В.Н. Сукачева является идея единства и взаимосвязи живых организмов (биоценоза) и среды его обитания (биотопа). Биогеопенология предполагает разносторонний комплексный подход к исследованию живого покрова Земли, основанный на изучении взаимодействия слагающих его компонентов. Задача биогеоценологии — расшифровка связей и взаимодействий между живыми и косными компонентами природы — биогеоценозами, которые ученый назвал элементарными ячейками поверхности Земли.

По определению В.Н. Сукачева, биогеоценоз — это однородный участок земной поверхности, где природные явления (атмосфера, горная порода, растительность, животный мир, микроорганизмы, почва, гидрологические условия) имеют однотипный характер взаимодействия между собой и объединены обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.

Сущность биогеоценоза В.Н. Сукачев видел в процессе взаимного обмена веществом и энергией между составляющими его компонентами, а также между ними и окружающей средой. Важная особенность биогеоценоза — то, что он связан с определенным участком земной поверхности.

Исходным понятием при определении биогеоценоза был геоботанический термин «фитоценоз» - растительное сообщество, группировка растений с однородным характером взаимоотношений между ними самими и между ними и средой. Еще одним природным компонентом, с которым непосредственно контактируют растения, является атмосфера. Для характеристики биогеоценоза важны также условия увлажнения. Кроме того, любой фитоценоз всегда населен разнообразными животными.

Объедив все указанные составляющие в одно целое, мы получим структуру биогеоценоза (рис. 10). Она включает фитоценоз — растительное сообщество (автотрофные организмы, продуценты); зооценоз — животное население (гетеротрофы, консументы) и микробоценоз — различные микроорганизмы (бактерии, грибы, простейшие (редуценты). Живую часть биогеоценоза Сукачев относил к биоценозу. Неживую, абиотическую часть биогеоценоза слагают совокупность климатических факторов данной территории — климатом, биокосное образование — эдафотоп (почва) и условия увлажнения (гидрологические факторы) — гидротоп. Совокупность абиотических компонентов биогеоценоза носит название биотоп. Каждый компонент в природе неотделим от другого. Главным созидателем живого вещества в пределах биогеоценоза является фитоценоз — зеленые растения. Используя солнечную энергию, зеленые растения создают огромную массу органического вещества. Состав и масса такого вещества зависят главным образом от особенностей атмосферы и почвенных условий, которые определяются, с одной стороны, географическим положением (зональность, обусловленная существованием определенных типов биомов), а с другой — рельефом местности и расположением фитоценоза. От состава и характеристики растительности зависит существование комплекса гетеротрофов. В свою очередь, биоценоз в целом определяет состав и количество органического вещества, попадающего в почву (степные богатые черноземы, слабогумусированная почва бореальных лесов и крайне бедные почвы влажного тропического леса). Животные в процессе жизнедеятельности также оказывают разнообразное влияние на растительность. Исключительно важны взаимодействия между микроорганизмами и растительностью, микроорганизмами и позвоночными и беспозвоночными животными.

Рис. 10. Структура биогеоценоза и схема взаимодействия его компонентов

Биогеоценоз и экосистемы

Биогеоценоз как структурная единица биосферы сходен с предложенной А. Тенсли трактовкой экосистемы. Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не одинаковые. Биогеоценоз следует рассматривать как элементарную комплексную, т.е. состоящую из биотопа и биоценоза, экосистему. Каждый биогеоценоз является экосистемой, но не каждая экосистема соответствует биогеоценозу.

Прежде всего, любой биогеоценоз выделяется только на суше. Биогеоценоз имеет конкретные границы, которые определяются границами растительного сообщества — фитоценоза. Образно говоря, биогеоценоз существует только в рамках фитоценоза. Там, где нет фитоценоза, нет и биогеоценоза. Понятия «экосистема» и «биогеоценоз» тождественны только для таких природных образований, как, к примеру, лес, луг, болото, поле. Для природных образований, меньших или больших по объему, нежели фитоценоз, либо в тех случаях, где фитоценоз выделить нельзя, применяется понятие «экосистема». Например, кочка на болоте, ручей — экосистемы, но не биогеоценозы. Только экосистемами являются морс, тундра, влажный тропический лес и т.п. В тундре, лесу можно выделить не один фитоценоз, а совокупность фитоценозов, представляющих собой более крупное образование, нежели биогеоценоз.

Экосистема может быть и меньше, и крупнее биогеоценоза. Экосистема — образование более общее, безранговое. Это может быть участок суши или водоема, прибрежная дюна или небольшой пруд. Это также вся биосфера в целом. Биогеоценоз заключен в границы фитоценоза и обозначает конкретный природный объект, занимающий определенное пространство на суше и отделенный пространственными границами от таких же объектов. Это реальная природная зона, в которой осуществляется биогенный круговорот.

Подумайте о своем доме и обо всех предметах и жителях в нем. У вас, вероятно, есть мебель, книги, еда в вашем холодильнике, семья и, возможно, даже домашние животные. Ваш дом состоит из множества живых организмов и неживых предметов. Как и дом, любая экосистема являет собой сообщество живых особей и неживых вещей, которые сосуществуют в одном пространстве. Эти сообщества имеют границы, которые не всегда ясны, и часто трудно понять, где заканчивается одна экосистема и начинается другая. Это и есть главное отличие ее от биогеоценоза. Примеры тех и других систем мы и рассмотрим далее более подробно.

Экосистема: определение

Подобно двигателю автомобиля, состоящему из нескольких частей, работающих вместе, экосистема имеет взаимодействующие элементы, которые поддерживают её работу.

Согласно определению В. Н. Сукачева, экосистема - это совокупность на определенной территории однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая особую специфику взаимодействий этих составляющих и определенный тип обмена веществ и энергией (между собой и с другими явлениями природы) и представляющая собой внутреннее противоречивое единство, находящееся в постоянном движении и развитии.

Живые существа - это биотические черты, а неживые - абиотические. Каждая экосистема уникальна, но все они имеют три основных компонента:

  • Автотрофы (производители энергии).
  • Гетеротрофы (потребители энергии).
  • Неживая природа.

Растения составляют большинство автотрофов в экосистеме, в то время как большинство гетеротрофов - животные. Неживая природа - это почва, отложения, листовая подстилка и другие органические вещества на земле или на дне водоемов. Существует два типа экосистем - закрытые и открытые. К первым относятся те, которые не имеют каких-либо ресурсов (обмен энергией из окружающей среды) или результатов (обмен энергией изнутри экосистемы). Открытые - это те, которые имеют как обмен энергией, так и результаты внутреннего обмена.

Классификация экосистем

Экосистемы бывают разных форм и размеров, но их классификация помогает ученым лучше понимать протекающие в них процессы и управлять ими. Их можно классифицировать различными способами, но чаще всего они определяются как наземные и водные. Существует очень много типов экосистем, но три из них, называемые еще биомами, являются основными. Это:

  1. Пресноводные.
  2. Морские.
  3. Наземные.

Пресноводные экосистемы

Если говорить о пресноводных экосистемах, можно назвать следующие примеры природных биогеоценозов:

  • Пруд - относительно небольшой водоем, который включает в себя различные типы растений, земноводных и насекомых. Иногда в прудах водится рыба, которая часто искусственно вводится в эти среды людьми.
  • Речная экосистема. Поскольку реки всегда связаны с морями, они, как правило, содержат растения, рыбу, земноводных и даже насекомых. Это пример биогеоценоза, который может также включать птиц, потому что птицы часто охотятся в воде и вокруг нее на мелких рыб или насекомых. Пример биогеоценоза водоема пресноводного - это любая пресноводная среда. Наименьшая живая часть пищевой цепи здесь - это планктон, который часто едят рыбы и другие мелкие существа.

Морские экосистемы

Океанские экосистемы относительно сдержанны, хотя они, как и пресноводные экосистемы, также включают некоторых птиц, которые охотятся за рыбой и насекомыми на поверхности океана. Примеры естественного биогеоценоза этих экосистем:

  • Мелководье. Некоторые мелкие рыбешки и кораллы живут только недалеко от суши.
  • Глубокая вода. Большие и даже гигантские существа могут жить глубоко в водах Мирового океана. Некоторые из самых странных созданий в мире обитают прямо на дне.
  • Теплая вода. Более теплые воды, например, в Тихом океане, содержат одни из самых впечатляющих и сложных экосистем в мире.
  • Холодная вода. Менее разнообразные холодные воды также поддерживают относительно сложные экосистемы. Планктон обычно образует основу пищевой цепи, следуя за мелкой рыбой, которую поедает более крупная рыба или другие представители животного мира, такие как тюлени или пингвины.

Планктон и другие растения, которые облюбовали океанические воды вблизи поверхности, ответственны за 40 % всего фотосинтеза, который происходит на Земле. Также встречаются растительноядные существа (например, креветки), которые питаются и планктоном. Их самих затем обычно съедают более крупные особи - рыбы. Интересно, что в глубоком океане планктон не может существовать, потому что фотосинтез там невозможен, поскольку свет не может проникнуть настолько далеко в толщу вод. Именно здесь существа приспособились к условиям вечной темноты весьма интересным образом и относятся к числу самых увлекательных, страшных и интригующих живых существ на Земле.

Наземные экосистемы

Приведем примеры биогеоценозов, встречающихся на земле:

  • Тундра - это экосистема, встречающаяся в северных широтах, таких как Северная Канада, Гренландия и Сибирь. Это сообщество знаменует точку, называемую древовидной линией, потому что именно там холод и ограниченный солнечный свет затрудняют полноценный рост деревьев. Тундра обычно имеет относительно простые экосистемы из-за суровых условий жизни.
  • Тайга является немного более благоприятной для роста деревьев, потому что она лежит ниже по широте. И все же она все еще довольно холодная. Тайга встречается в северных широтах и ​​является самой большой земной экосистемой на Земле. Типы деревьев, которые прижились здесь - это хвойные (елки, кедры и сосны).
  • Умеренный лиственный лес. Его основу составляют деревья, листья которых окрашиваются в красивые цвета - красный, желтый и оранжевый, прежде чем осыпаться. Этот тип экосистемы встречается в широтах ниже тайги, и именно там мы начинаем наблюдать чередующиеся сезонные изменения, такие как теплое лето и холодные зимы. Существует множество различных видов лесов по всему миру, включая лиственные и хвойные. Их населяет множество видов животных и растений, поэтому и экосистема здесь весьма богата. Сложно перечислить все примеры естественных биогеоценозов в рамках такого сообщества.
  • Тропические леса - обычно имеют чрезвычайно богатые экосистемы, потому что на довольно маленькой территории существует очень много разных видов животных и растений.
  • Пустыни. Это пример биогеоценоза, который является противоположностью тундре во многих отношениях. Хотя это тоже суровая в плане условий экосистема.
  • Саванны отличаются от пустынь количеством осадков, которые выпадают там каждый год. Следовательно, биологическое разнообразие здесь шире.
  • Луга (пастбища) поддерживают широкий спектр жизни и могут иметь очень сложные и вовлеченные экосистемы.

Поскольку существует так много различных типов наземных экосистем, сложно сделать обобщения, которые охватывают их всех. Примеры биогеоценоза в природе настолько разнообразны, что их сложно обобщить. Тем не менее схожие черты имеются. Например, большинство экосистем содержат травоядных, которые едят растения (а они, в свою очередь, получают питание от солнца и из почвы), и у всех есть плотоядные животные, которые едят травоядных и других плотоядных. Некоторые регионы например, Северный полюс, в основном населяют хищники. Растительность в мире снежного безмолвия отсутствует. Многие животные и растения в наземных экосистемах взаимодействуют также с пресноводными, а иногда и океанскими сообществами.

Сложные системы

Экосистемы обширны и сложны. Они включают цепи животных - от крупнейших млекопитающих до самых маленьких насекомых - наряду с растениями, грибами и различными микроорганизмами. Все эти формы жизни взаимодействуют и влияют друг на друга. Медведи и птицы едят рыбу, землеройки едят насекомых, а гусеницы едят листья. Все в природе пребывает в тонком балансе. Но ученым нравятся технические термины, поэтому этот баланс организмов в экосистеме часто упоминается как гомеостаз (саморегуляция) экосистемы.

В реальном мире сообществ ничто идеально сбалансированным быть не может. Таким образом, когда экосистема находится в равновесии, это значит, что она в относительно стабильном состоянии: популяции различных животных остаются в одинаковом диапазоне, их численность может увеличиваться и уменьшаться на определенном этапе, но нет общей тенденции "вверх" или "вниз".

Условия постепенного изменения

Со временем условия в природе меняются, в том числе численность той или иной популяции. Это происходит постоянно, так как одни виды конкурируют с другими, зачастую подобное происходит из-за изменения климата и ландшафтов. Животные должны адаптироваться к окружающей среде. Важно понимать, что в природе эти процессы протекают медленно. В течение определенного геологического периода изменяются даже скалы и ландшафты, и системы, которые вроде бы находятся в стабильном равновесии, на самом деле таковыми не являются.

Когда мы говорим о гомеостазе экосистемы, то фокусируемся на относительных временных рамках. Приведем сравнительно простой пример биогеоценоза: львы едят газелей, а газели едят дикие травы. Если в один конкретный год популяция львов увеличится, то количество газелей уменьшится. Следовательно, увеличится травяной покров диких растений. В следующем году, возможно, больше не будет достаточно газелей для пропитания львов. Это приведет к тому, что число хищников уменьшится, а с появлением большего количества травы будет расти популяция газелей. Так будет продолжаться в течение нескольких непрерывных циклов, которые заставляют популяции перемещаться вверх и вниз в определенном диапазоне.

Можно привести примеры биогеоценозов, которые будут не таким равновесными. Это происходит из-за воздействия антропогенного фактора - вырубки деревьев, высвобождения парниковых газов, которые согревают планету, охоты на животных и проч. В настоящее время мы можем наблюдать самое быстрое исчезновения определенных форм в истории. Всякий раз, когда какое-либо животное исчезает, или его популяция быстро уменьшается, можно говорить о неравновесности. Например, с начала 2016 года в мире осталось всего 60 амурских леопардов, а также только 60 носорогов Джавана.

Что необходимо для выживания?

Какие важные вещи необходимы для выживания? Есть пять элементов, которые необходимы всем живым существам:

  • солнечный свет;
  • вода;
  • воздух;
  • пища;
  • среда обитания с правильной температурой.

Что такое экосистема? Это специфическая область либо в воде, либо на суше. Экосистемы могут быть маленькими (место под скалой или внутри ствола дерева, пруд, озеро или лес) или большими, такими как океан или вся наша планета. Живые организмы в экосистеме, растения, животные, деревья и насекомые взаимодействуют с неживыми составляющими, такими как погода, почва, солнце и климат, и зависят друг от друга.

Пищевые цепи

В экосистеме все живые существа нуждаются в пище для получения энергии. Зеленые растения называются производителями в пищевой цепи. С помощью солнца они могут производить собственную еду. Это самый первый уровень пищевой цепи. Первичные потребители, такие как насекомые, гусеницы, коровы и овцы, потребляют (едят) растения. Животные (львы, змеи, дикие кошки) являются вторичными потребителями.

Экосистема - термин, очень часто используемый в биологии. Она, как уже упоминалось, представляет собой сообщество растений и животных, взаимодействующих друг с другом в данной области, а также с неживой средой. Неживые составляющие включают в себя климатические и погодные условия, солнце, почву, атмосферу. И все эти разные организмы живут в непосредственной близости друг от друга и взаимодействуют друг с другом. Пример лесного биогеоценоза, где есть и кролики, и лисы, наглядно показывает, в каких отношениях пребывают эти представители фауны. Лиса съедает кролика, чтобы выжить. Эта связь оказывает влияние на других существ и даже на растения, которые живут в тех же или подобных условиях.

Примеры экосистем и биогеоценозов

Экосистемы могут быть огромными, со многими сотнями разных животных и растений, которые живут в тонком балансе, или они могут быть относительно небольшими. В суровых местах, особенно на полюсах, экосистемы относительно просты, потому что там существуют только несколько видов, способных противостоять сложным условиям жизни. Некоторые существа могут жить в нескольких разных сообществах по всему миру и пребывать в разных отношениях с другими или подобными себе существами.

Земля как экосистема выделяется во всей Вселенной. Существует ли возможность управления экологическими системами? На примере биогеоценозов можно увидеть, как любое вмешательство может спровоцировать массу изменений, как положительных, так и отрицательных.

Целую экосистему можно уничтожить, если повысить температуру или уровень моря, изменить климат. Можно повлиять на естественный баланс и нанести вред живым организмам. Это может произойти из-за антропогенной деятельности, такой как вырубка лесов, урбанизация, а также природных явлений - наводнений, штормов, пожаров или извержений вулканов.

Цепи питания биогеоценоза: примеры

На базовом функциональном уровне биогеоценоз обычно включает первичных производителей (растений), способных собирать энергию от солнца благодаря процессу, называемому фотосинтезом. Эта энергия затем протекает через пищевую цепь. Далее идут потребители: первичные (травоядные) и вторичные (плотоядные). Эти потребители питаются захваченной энергией. Декомпозиторы работают в нижней части пищевой цепи.

Мертвые ткани и отходы жизнедеятельности имеют место на всех уровнях. Мусорщики, детриворы и разлагающие вещества не только потребляют эту энергию, но и разрушают органику, расщепляя ее на составляющие. Именно микробы заканчивают работу по разложению и производят органические компоненты, которые могут снова использоваться производителями.

Биогеоценоз в лесу

Прежде чем привести примеры лесного биогеоценоза, вернемся еще раз к понятию экосистемы. В лесу наблюдается обилие флоры, поэтому его населяет большое количество организмов, существующих в рамках относительно небольшого пространства. Плотность живых организмов здесь довольно высока. Чтобы убедиться в этом, следует рассмотреть хотя бы несколько примеров лесных биогеоценозов:

  • Тропический вечнозеленый лес. Получает внушительное количество осадков в год. Основной характеристикой является наличие густой растительности, которая включает высокие деревья на разных уровнях, каждый из которых является убежищем для разных видов животных.
  • Тропический лиственный лес составляют кустарники и плотные кусты наряду с широким разнообразием деревьев. Этот тип характеризуется большим разнообразием фауны и флоры.
  • Умеренный вечнозеленый лес - здесь довольно много деревьев, а также мхов и папоротников.
  • Умеренный лиственный лес расположен во влажных умеренных широтах с достаточным количеством осадков. Лето и зима четко определены, а деревья теряют листья в осенние и зимние месяцы.
  • Тайга, расположенная непосредственно перед арктическими регионами, характеризуется вечнозелеными хвойными деревьями. Температура низкая (ниже нуля) в течение полугода, и жизнь в это время здесь будто замирает. В остальные периоды в тайге полно перелетных птиц и насекомых.

Горы

Еще один яркий пример естественного биогеоценоза. Горные экосистемы отличаются большим разнообразием, здесь можно найти большое количество животных и растений. Главная особенность гор — зависимость климата и почв от высоты, то есть высотная поясность. На внушительных высотах обычно преобладают суровые условия окружающей среды и выживает только безлесная альпийская растительность. Животные, которые там встречаются, имеют толстый шерстяной покров. Нижние склоны обычно покрыты хвойными лесами.

Влияние человека

Вместе с термином «экосистема» в экологии применяют сходное понятие - «биогеоценоз». Примеры с описанием впервые были даны в 1944 году советским экологом Сукачевым. Он предложил следующее определение: биогеоценоз - это взаимодействие между совокупностью организмов и территорией обитания. Им были приведены первые примеры биогеоценоза и биоценоза (живой составляющей экологической системы).

Сегодня биогеоценоз рассматривается как относительно однородный участок земли, на котором обитает определенный состав живых существ, пребывающих в тесных взаимоотношениях с элементами неживой природы и связанных с ней обменом веществ и энергией. Примеры биогеоценоза в природе разнообразны, но все эти сообщества взаимодействуют в четких рамках, определяющихся однородным фитоценозом: луг, сосновый лес, пруд и так далее. А можно ли как-то повлиять на ход событий в экосистемах?

Рассмотрим на примере биогеоценозов возможности управления экологическими системами. Человек всегда является главной угрозой для окружающей среды, и несмотря на то, что существует множество природоохранных организаций, защитники природы будут на шаг позади в своих усилиях, когда сталкиваются с крупными корпоративными предприятиями. Развитие городов, возведение плотин, осушение земель - все это способствует постоянно нарастающему разрушению различных природных экосистем. Хотя многие бизнес-корпорации были предупреждены об их разрушительном влиянии, не все воспринимают всерьез эти проблемы.

Любой биогеоценоз - это экосистема, но не каждая экосистема - это биогеоценоз

Ярким примером биогеоценоза является сосновый лес. А вот лужа на его территории - это экосистема. Она не является биогеоценозом. Но весь лес также можно назвать экосистемой. Таким образом, оба эти понятия являются сходными, но не тождественными. Примером биогеоценоза служит любая экосистема, ограниченная определенным фитоценозом - растительным сообществом, включающим в себя совокупность растительного видового разнообразия, обусловленную экологическими условиями окружающей среды. Интересным примером является биосфера, являющаяся огромной экосистемой, но не биогеоценозом, поскольку сама состоит из многочисленных кирпичиков - разнообразных по форме и содержанию биогеоценозов.