Презентация на тему химия и экология. Экологическая химия

Целью нашего семинара является Определение взаимосвязи экологической науки с химической наукой. Определение взаимосвязи экологической науки с химической наукой. Выявление точек соприкосновения этих наук в курсе изучения Химии в средней школе. Выявление точек соприкосновения этих наук в курсе изучения Химии в средней школе. Возможно ли более глубокое взаимопроникновение этих наук в системе внеклассной работы. Возможно ли более глубокое взаимопроникновение этих наук в системе внеклассной работы.


Перед вами раздаточный материал Пожалуйста, сформулируйте определение: Экология………. Пожалуйста, сформулируйте определение: Экология………. Подумайте, что понимает под термином «Экология» рядовой обыватель. Подумайте, что понимает под термином «Экология» рядовой обыватель. Почему эти определения не совпадают? Почему эти определения не совпадают?


Э к о л о г и я Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экологию называют также научной основой рационального природопользования и охраны живых организмов. Экологию называют также научной основой рационального природопользования и охраны живых организмов.


Особенности современного экологического кризиса. Современный глобальный экологический кризис уже не первый в длительных геологических эпохах Земли. Современный глобальный экологический кризис уже не первый в длительных геологических эпохах Земли. Ранее глобальные экологические катастрофы в истории Земли вызывались разными естественными планетарными и космическими причинами (причины их во многом до конца не установлены). Ранее глобальные экологические катастрофы в истории Земли вызывались разными естественными планетарными и космическими причинами (причины их во многом до конца не установлены). Теперь же главнейший фактор глобального экологического кризиса на Земле – ЧЕЛОВЕК. Теперь же главнейший фактор глобального экологического кризиса на Земле – ЧЕЛОВЕК.


Какие проблемы считают глобальными? Какие из них породила химическая индустрия? Глобальные экологические проблемы Урбанизация Радиоактивное загрязнение Электромагнитн ое загрязнение Загрязнение воды Смог Лесные пожары Исчезновение лесов Отходы Загрязнение воздуха Загрязнение почвы Уменьшение озонового слоя Сохранение Видового разнообразия


Каково место экологии в системе наук? Как самостоятельная дисциплина Экология в школе не преподается. Как самостоятельная дисциплина Экология в школе не преподается. Экология рассматривается как составная часть Биологии. Экология рассматривается как составная часть Биологии. Острейшие экологические проблемы при этом сводятся лишь к вопросам загрязнения атмосферы и гидросферы, причем виновата всегда Химия. Острейшие экологические проблемы при этом сводятся лишь к вопросам загрязнения атмосферы и гидросферы, причем виновата всегда Химия.






Давайте поразмышляем….. Объемы производства полимеров во всем мире огромны, например, мировое производство одного из наиболее распространенных полимеров – полиэтилена достигает десятков миллионов тонн в год. (Если его весь переработать в обычной толщины пленку – можно покрыть территорию всей Франции). Учитывая многолетнее производство этого полимера, можно предположить…….. Объемы производства полимеров во всем мире огромны, например, мировое производство одного из наиболее распространенных полимеров – полиэтилена достигает десятков миллионов тонн в год. (Если его весь переработать в обычной толщины пленку – можно покрыть территорию всей Франции). Учитывая многолетнее производство этого полимера, можно предположить……..


Как поступить с отработанным полимером? Утилизировать. Сжечь. Утилизировать. Сжечь. Однако при этом в лучшем случае получатся углекислый газ и вода (…а что в худшем?), исходные мономеры вернуть не удастся. Углекислый газ способствует парниковому эффекту. Вторичная переработка. Вторичная переработка. Однако получаются «грязные» изделия товарный вид которых и потребительские качества не смогут конкурировать с первичными изделиями.


Давайте вспомним о второй жизни автомобильных покрышек. Шины не выбрасывают а измельчают до частиц в 1 мм и более. Эти частицы добавляют в материалы для покрытия дорог. Шины не выбрасывают а измельчают до частиц в 1 мм и более. Эти частицы добавляют в материалы для покрытия дорог. Частицы размером около 0,01 мм. добавляют в каучуки при производстве новых шин, причем качество таких шин не уступает исходным. Частицы размером около 0,01 мм. добавляют в каучуки при производстве новых шин, причем качество таких шин не уступает исходным.


Как быть с полиэтиленом? Загрязненные изделия из полиэтилена можно переработать в….. Пластины для кровельного материала Пластины для кровельного материала Поддоны Поддоны Упаковочный материал для строительных смесей Упаковочный материал для строительных смесей …….. ……..


Проблема для химиков будущего Синтез «экологически чистых полимеров» и изделий из них (речь идет о полимерах и материалов из них, способных более или менее быстро разлагаться в природных условиях). Должен соблюдаться принцип НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ТО, ЧТО ПРИРОДА СПОСОБНА РАЗРУШАТЬ. Синтез «экологически чистых полимеров» и изделий из них (речь идет о полимерах и материалов из них, способных более или менее быстро разлагаться в природных условиях). Должен соблюдаться принцип НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ТО, ЧТО ПРИРОДА СПОСОБНА РАЗРУШАТЬ.


Задание 4-м творческим группам (8,9,10,11 кл.) Какие темы курса Химии могли бы включать элементы экологии? Какие темы курса Химии могли бы включать элементы экологии? Какие темы курса обязательно должны их включать. Почему? Какие темы курса обязательно должны их включать. Почему? Обсудите в группе такую возможность (какой материал надо подобрать, как включить в систему уроков по теме, какое время на уроке отвести, какова должна быть рефлексия учащихся на данное включение), приведите конкретный пример. Обсудите в группе такую возможность (какой материал надо подобрать, как включить в систему уроков по теме, какое время на уроке отвести, какова должна быть рефлексия учащихся на данное включение), приведите конкретный пример.


Спасибо за работу! Напоминаю, что срок сдачи зачетной работы по составлению надпредметных ситуационных задач истекает Напоминаю, что срок сдачи зачетной работы по составлению надпредметных ситуационных задач истекает

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Домашняя экология «МОУ «Виноградовская СОШ» Учитель: Фомичева З.А.

Цель: показать влияние прогресса и цивилизации на природную среду и объяснить, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Никогда еще так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причем для этого совершенно не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество попользуется природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли это пользование рационально?

Домашнее хозяйство – это тоже потребление природных ресурсов и, изменив его в экологическую сторону, каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых.

Рассмотрим это на примере воды, которая является невосполнимым продуктом. Мы потребляем много воды, в среднем 300 литров в день. Но нам необходимо выпивать лишь около 5 литров чистой воды, все остальное расходуется на другие бытовые нужды. А ведь на каждый литр воды, проходящий через кран, затрачены большие ресурсы.

Вполне реально каждому сократить потребление воды на 20%. Например, при мытье в ванне расходуется 150-180 литров, а если принимать душ, воды потребуется в три раза меньше. А еще можно пользоваться стаканом для полоскания рта при чистке зубов, мыть посуду не под струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой, обязательно устранить течи в кранах и других сантехнических приборах. Так за год вы можете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра

Кроме того, вы также экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку. И ни в коем случае нельзя сливать в канализацию остатки красок, растворителей, машинных масел. Это также ведет к загрязнению воды.

Но более подробно поговорим о самом главном - мусоре Ежедневно в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем, а значит необходимо тратить на его уничтожение все больше денег. А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли быть разбиты парки, расти леса.

Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора? К тому же многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды. Например, батарейки, пластмассы, автомобильные аккумуляторы. Попадая в природную среду они начинают выделять ядовитые вещества, которые попадают в реки и грунтовые воды. Попав на свалки, многие химические соединения, из которых состоит мусор, например, полиэтилен, разлагаются крайне медленно, а при сжигании выделяют в атмосферу диоксиды- ядовитые вещества.

Откуда же берется мусор? Его производит сам человек, вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Есть продукты длительного потребления-автомашины, телевизоры, холодильники, велосипеды и т.д.

А есть те, что используются от года до пяти лет. Это обувь, одежда, предметы домашнего обихода. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда всего один день. Это электролампочки, тюбики с зубной пастой и т.п. Все эти вещи рано или поздно становятся отходами.

Как уменьшить количество отходов? Надо отказаться от ненужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более долговечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждающимся те вещи, которыми вы не пользуетесь.

Как уменьшить количество отходов? Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это поможет также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратится намного меньше.

Пищевые и садовые отходы – прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений

Кроме этого, Постарайтесь не покупать дополнительный мусор. Если вы будете иметь с собой дополнительную сумку, то не будете использовать полиэтиленовые пакеты, 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и др. газов, создающих парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке или в упаковке, подлежащей переработке.

Не стоит покупать вещи, содержащие ядохимикаты, а постараться найти им замену. Заменить обычные лампочки на люминесцентные – более долговечные. При совершении покупок нет выбрасывайте полиэтиленовые пакеты, используйте их повторно, этим вы также уменьшите загрязнение природы.

Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились знаки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избегать покупки таких товаров.

Маркировка может выглядеть, например, вот так

И самое главное: Не надо разбрасываться мусором. Для утилизации мусора - твердых бытовых отходов (ТБО) существуют специальные полигоны, но для того, чтобы мусор туда попал, его надо собрать в специально установленный контейнер. Следовательно, когда вы выходите в места отдыха – пляжи, парки, лес, нельзя оставлять там мусор. Он будет отравлять землю и воду.

Посмотрите вокруг, почему бы не сделать свой двор, микрорайон более чистым и более зеленым. Объединившись с соседями, вы можете преобразить свой микрорайон и свой город. А соблюдение всех перечисленных правил позволит вам не только внести большой вклад в дело охраны природы, но и существенно сэкономить свои деньги.

Используемая литература: И.Т. Суравегина, В.М.Сенкевич «Экология и мир» Журнал «Классный руководитель» № 6 2002 г.

Спасибо за внимание!