Происхождение понятия «виртуальная реальность. Окружающая среда. Виртуальная реальность. Аспекты и трудности

Уже долгое время имеет место быть в современном мире. Только не всем оно до сих пор ясно. Кроме того, трудно представить человека, который хоть раз не упоминал о виртуальности. Так что, данное слово уже стало частью жизни общества. Виртуальный - это какой? Об этом нам предстоит поговорить далее.

Понятие

Вообще, многим нравится фантазировать. Придумывать то, чего не существует на самом деле. В принципе, виртуальный - это не существующий "объект" в реальной жизни. Обычно данный термин применяется к компьютерам и компьютерным сферам деятельности. В этом случае его значение несколько иное.

Какое именно? Виртуальный - это не существующий в реальности, но в целом имеющийся. Нечто заменяющее аналог реальной жизни. Например, есть виртуальное общение. По сути, это тот же самый диалог, но в виде переписки или связи по интернету. Так что, данный термин обозначает нечто косвенно существующее в мире, а не простую выдумку, которая "взбрела в голову" человеку.

Реальность

Недавно в мире появился термин "виртуальная реальность". Что это такое вообще? Как нетрудно догадаться, это искусственная, компьютерная "жизнь". То есть мир, который был создан посредством технологий. Он не существует на самом деле, но пользователи имеют возможность и пользоваться.

Особой популярностью стали пользоваться консоли и Они создают у человека иллюзию полного присутствия в выдуманном компьютерном мире. Данное понятие чаще всего применяется к играм. Для них виртуальная реальность - это часть жизни. Не путайте выдумку с виртуальностью. И тогда можно не опасаться данного понятия. В противном случае, виртуальная реальность может "затянуть" вас в свой мир, где у пользователя есть масса возможностей, отсутствующих в действительности. И от этой зависимости придется лечиться.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно попасть, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Термин «виртуальность» возник в классической механике 17 в. как обозначение некоторого математического эксперимента, совершаемого преднамеренно, но стесненного объективной реальностью, в частности, наложенными ограничениями и внешними связями. Понятие «виртуальный мир» воплощает в себе двойственный смысл – видимость, кажимость и истинность.

Технологические достижения последних лет заставили по-иному взглянуть на виртуальный мир и существенно корректировать его классическое содержание. Специфика современной виртуальности заключается в интерактивности, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим художественный объект. Превращение зрителя, читателя и наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания. Модификация эстетического созерцания, эмоций, чувств, восприятия связана с шоком проницаемости эстетического объекта, утратившего границы, целостность, стабильность и открывшегося воздействию множества интерартистов-любителей. Суждения о произведении как открытой системе теряют свой фигуральный смысл. Герменевтическая множественность интерпретаций сменяется мультивоздействием, диалог – не только вербальным и визуальным, но и чувственным, поведенческим полилогом пользователя с компьютерной картинкой. Роли художника и публики смещаются, сетевые способы передачи информации смещают традиционные пространственно-временные ориентиры.

В теоретическом плане виртуальная реальность – одно из сравнительно новых понятий неклассической эстетики. Эстетика виртуальности концептуально шире постмодернистской эстетики. В центре её интересов – не «третья реальность» постмодернистских художественных симулакров, пародийно копирующих «вторую реальность» классического искусства, но виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность.

Виртуальный артефакт – автономизированный симулакр, чья мнимая реальность отторгает образность, полностью порывая с референциальностью. В нем как бы материализуется идея Деррида об исчезновении означаемого, его замене правилами языковых игр. В виртуальном мире эта тема получает своё логическое продолжение. Означающее также исчезает, его место занимает фантомный объект, лишенный онтологической основы, не отражающий реальность, но вытесняющий и заменяющий её гиперреальным дублем. Принципиальная эстетическая новизна связана здесь с открывшейся для воспринимающего возможностью ощутить мир искусства изнутри, благодаря пространственным иллюзиям трехмерности и тактильным эффектам погрузиться в него, превратиться из созерцателя и протагониста. Виртуальные авторские перевоплощения, половозрастные изменения, контакты между виртуальным и реальным мирами (голографические, компьютерные проекции частей тела как их искусственное «приращение» и т.д.) усиливают личностную, волевую доминанту художественных экспериментов.

Новая эстетическая картина виртуального мира отличается отсутствием хаоса, идеально упорядоченной выстроенностью, сменившей постмодернистскую игру хаосом. Но игровая и психоделическая линии постмодернизма не только не исчезают, но и усиливаются благодаря «новой телесности»: современные трансформации эстетического восприятия во многом связаны с его отелесниванием специфически компьютерным телом (скафандр, очки, перчатки, датчики, вибромассажеры и т.д.) при отсутствии собственно телесных контактов.

Несомненное влияние на утверждение идей реальности виртуального в широком смысле оказывают новейшие научные открытия: доказательность предположения о существовании антивещества активизировала старые споры об антиматерии, антимире как частности многомерности, обратимости жизни и смерти. Взаимопереходы бытия и небытия в виртуальном искусстве свидетельствуют не только о художественном, но и о философском, этическом сдвиге, связанном с освобождением от парадигмы причинно-следственных связей. В виртуальном мире возможности начать все сначала не ограничены: шанс «жизни наоборот» связан с отсутствием точек невозврата, исчезновением логистической кривой. Толерантное отношение к убийству как неокончательному факту, не носящему необратимого ущерба существованию другого, лишенного физической конечности, - одно из психологических следствий такого подхода.

Мнимо-подлинность виртуальных артефактов лежит в основе многообразных эстетических опытов с киберпространством. В продвинутом экспериментальном искусстве «дигитальная революция» наиболее бурно протекает в кинематографе. Дигитальный экран, электронные спецэффекты во многом изменили традиционную киноэстетику. Так, если в компьютерной графике, позволяющей обойтись без дорогостоящей бутафории («Челюсти», «Кинг-Конг»), момент искусственности иронически обыгрывается, то в компьютерном «нелинейном, виртуальном) монтаже, заменяющем последовательную организацию кадров их многослойным наложением друг на друга, искусственность трюков тщательно камуфлируется. Морфинг как способ превращения одного объекта в другой путем его постепенной непрерывной деформации лишает форму классической определенности. Становясь текучей, оплазмированной в результате плавных трансформаций, неструктурированная форма воплощает в себе снятие оппозиции прекрасное-безобразное. Возникающие в результате морфинга трансформеры свидетельствуют об антииерархической неопределенности виртуальных эстетических объектов. Композиунг, заменяющий комбинированные съемки, позволяет создать иллюзию непрерывности переходов, лишенных «швов»; заморозить» движение; прекратить двумерный объект в трехмерный; показать в кадре след от предыдущего кадра; создавать и анимировать тени и т.д. Виртуальная камера функционирует в режиме сверхвидения, манипуляруя остановленным «вечным» временем, дискретностью бытия, проницаемостью, взаимовложенностью вещного мира. Немалую роль играют и новые способы управления изображением – возврат, остановка, перелистывание и другие.

Виртуальным миром называют бескрайние просторы Интернета. Но на сегодняшний день виртуальный и реальный миры так переплетаются между собой, что, порой уже трудно определить, где какой на самом деле. Возьмем знакомства. Раньше, еще лет 15-20 назад, где знакомились молодые люди? На дискотеках, в барах, учебных заведениях, библиотеках (да, да!). А теперь все больше становится приверженцев знакомств через сеть интернет. Многочисленные сайты знакомств, социальные сети, программы по обмену сообщениями в реальном времени (icq, skype) стали тем местом, куда приходят люди, чтобы найти себе друзей, любовников, супругов.

Чем так привлекает виртуальное знакомство? Как говорят активные соискатели своих виртуальных половинок, через интернет знакомится проще: «Лежишь на удобном диване, просматриваешь фотографии, если кто-то заинтересует, можно написать все, что захочешь. Такое общение легко дается даже самым стеснительным, которые в реальной жизни ни за что не смогут подойти к понравившемуся человеку и познакомиться». Появляется возможность при всем богатстве выбора найти наиболее понравившегося (по внешним данным) партнера. Потом начинается переписка. Действительно, написать можно все, что угодно: рассказать о себе все самое лучшее, даже если это не совсем правда. Интернет общение более откровенное, чем реальное: не каждый сможет сказать что-то личное и сокровенное в глаза партнеру, а вот написать на экране намного проще. У людей теряется навык общения лицом к лицу, все так уже привыкли использовать для этих целей удобного посредника – экран компьютера, телефона, ipedа, планшетника…

Еще немаловажен тот факт, что мужчинам и женщинам, нацеленным на карьеру и работающим чуть ли не круглыми сутками, некогда ходить куда-то и искать свое счастье в реальной жизни. Для них интернет становится единственной возможностью познакомиться с представителями противоположного пола.

Познакомиться, это понятно, а вот как на счет любви? Можно ли ее найти в бескрайних сетях интернета? Опрошенные люди разделились на два лагеря – те, кто верит в виртуальную любовь и те, кто ее категорически отрицает.
Противники виртуальной любви приводят свои доводы.

Ирина 27 лет, менеджер : «Ну, это все фигня. Там все не настоящее, начиная с того, как человек себя описывает, как позиционирует. Внимательный человек спустя некоторое время сможет без труда уловить все нестыковки. Туда идут те, кто в реале не реализовал себя, у кого, ну может, не комплексы, а определенные заморочки есть».

Алина 31 год, домохозяйка : «Я не уверена, что виртуальная любовь счастливая и браки такие долговечны. Ведь виртуальность не заменишь реальным общением, возникают бытовые проблемы, которые через компьютер не заметишь. Две мои подруги вышли замуж по знакомству через социальную сеть. Так у них кризис уже налицо. Одна пара – он во Франции, она – в Москве. Есть ребенок, но они так и живут в разных странах. Она не смогла бросить своих родителей, он – свою работу. Так и продолжают общаться в основном, через интернет. Не знаю, долго ли продержится такой брак… А вообще, мне кажется, что через виртуальное знакомство можно легко нарваться на «женатика» с кучей детей, который просто решил поразвлечься».

Лариса 32 года, домохозяйка : «Я бы, честно скажу, не знакомилась через интернет. Кто его знает, кто тебе пишет? Может и не мальчик вовсе. И фотку можно, какую хочешь поставить. Ты думаешь: с мачо переписываешься, а это — Вася ни лица, ни фигуры».

Инга 42 года, учитель : «Виртуальный роман, конечно, быть может… И есть примеры у подруг: начиналось все с простой переписки, а закончилось свадьбой. Но не всегда хороший конец, иногда разбитые сердца. Ведь, все равно, общение вживую, намного больше может рассказать о человеке, показать его истинное лицо. А, значит, и отношения строятся прочней при общении не виртуальном, а реальном».

Сторонники виртуальной любви не боятся возможных трудностей с ней связанных, а уверенно штурмуют просторы интернета в поисках настоящих отношений. И преград для поисков нет – локальная сеть позволяет заглянуть в любой уголок Земли: от соседней улицы, до страны, находящейся в другом конце мира. Что бы ни говорили противники интернет знакомств, а сегодня все больше виртуальных романов, которые перерастают в реальную и вполне удачную женитьбу.

Анна 28 лет, домохозяйка : «Моя подруга познакомилась через интернет со своим будущим мужем. Сначала они переписывались, просто общались долгое время в сети. Потом увиделись в реале, стали встречаться, потом жить вместе. Сейчас у них растет сын. А подруга старше своего мужа на 12 лет, но это не мешает им быть счастливыми!»

Люда 32 года, менеджер по туризму : «У меня было виртуальное знакомство на форуме по интересам. Это знакомство переросло в отношения, которые спустя три года закончились неудачной беременностью и полным разрывом. Но на момент, когда это начиналось, и с моей стороны было стопроцентное увлечение этим, пока еще малознакомым человеком — я четко помню один момент (когда у нас не совпадали графики), он уходил из дома — от аськи — в 10 утра, а я в 10 утра только приходила на работу. Так вот, чтоб поболтать с ним по аське с утра я начала приходить на работу к 9-00, чем очень удивляла сослуживцев. Вообще, в этом общении в сети — что-то есть… Человека ты не знаешь и не видишь, но тебе интересны его мысли, суждения, высказывания. Потом, спустя какое-то время виртуального общения, он присылает тебе фотку и ты прыгаешь от восторга, хоть он и не большого роста и русоволос, а тебе всегда нравились худощавые высокие брюнеты. Просто за это время общения он тебе уже весь нравится и внешность его тоже как-то заранее нравится. Ну, у меня это не закончилось счастливой свадьбой и детьми, но опыт взаимоотношений был хороший».

Познакомиться виртуально можно самыми различными способами. Некоторые даже умудряются завязать знакомство через смс-сообщения, которое потом вполне благополучно приводит к свадьбе. Не остаются забытыми и специальные сайты знакомств. Здесь тоже можно встретить как партнера на несколько ночей, так и половинку на всю жизнь.

Валерия 33 года, психолог : «Моя знакомая, ей 30 лет, заходит на сайт знакомств, чтобы познакомиться с мужчинами для секса. Мотивирует это она тем, что не в метро же знакомиться! Она была замужем, но развелась, есть дочь. Разочаровавшись в браке она уже не хочет никаких обязательств. Ее интересуют только романтические отношения и чувство влюбленности. Сайты знакомств подходят для этих целей как нельзя лучше».

Катерина 30 лет, менеджер : «Я познакомилась с Олегом два года назад на сайте знакомств. Я еще жила в другом городе, а он – в Москве. Вначале мы были настроены просто на флирт, но потом все стало серьезно. В итоге – в апреле у нас свадьба. Хотя никто от нас такого не ожидал».

Конечно, часто случаются и неудачи, разочарования. Но они легко могут быть и с партнером, с которым познакомишься в реальной жизни. От ошибок никто и нигде не застрахован. Одному моему другу (очень хорошему, доброму парню) по фотографиям понравилась девушка из социальной сети. Ему 30, ей 22. Несмотря на то, что она живет в другой стране, они долго переписывались, часто общались по телефону (представляете, какие счета приходили за получасовые международные разговоры по мобильному!). В конце концов, он решился на поездку к ней с весьма серьезными намерениями. Но пообщавшись с девушкой вживую, мой друг очень разочаровался. На деле его возлюбленная оказалась не мягкой и покладистой домашней девочкой, а властной и самолюбивой женщиной. С разбитым сердцем друг вернулся домой. Но он не отчаялся, а вновь пустился в виртуальные поиски своей второй половинки.

Если вдруг кто-то «постучится» к вам, не игнорируйте его, а вдруг, это начало виртуального романа, который сможет перерасти в реальную любовь на всю жизнь.

Миф массового сознания приписывает возникновение термина «виртуальная ре­альность» Жарону Ланье (или, на английский лад, Джарону Ланьеру), создателю фирмы, начавшей в начале 80-х годов прошлого века выпускать бытовые компью­теры, строящие виртуальные миры. Так в массовом сознании понятие «виртуал» тесно увязалось с компьютерными технологиями. Но это совершенно неверно! Оши­бочное представление, что все родилось вместе с нами, лишает любое понятие при­сущей ему глубины, упрощает его культурный смысл, а это - самый короткий путь к культивированию «усеченных» представлений, свойственных «масскульту». На самом деле понятию «виртуал», «виртуальная реальность» исполнилось теперь по меньшей мере шестнадцать веков.

Понятие «виртуал» возникло в IV веке в ранневизантийской философии. Васи­лий Великий писал в своей книге «Беседы на шестиднев»: «Некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сво­диться к законам порождающей реальности». Исаак Сирин считал, что мир уст-роен по принципу «матрешки», то есть содержит в себе реальности разного иерар­хического уровня. Николай Кузанский допускал виртуальное присутствие дерева в семени, а семени в исходном Начале. Фома Аквинский видел в растениях веге­тативную душу, в животных - соединение души вегетативной и души чувствен­ной, а в человеке полагал виртуальное сосуществование души растительной, души животной и собственно человеческой, то есть мыслящей, души. При этом человек волен переходить внутри себя с одного душевного уровня на другой. Все это спра­ведливо и для современных представлений о виртуале.

154 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»______________

В дальнейшем категория виртуальности активно разрабатывалась в средневеко­вье. Она была необходима для разрешения ключевых проблем схоластической философии, таких как возможность сосуществования реальностей разного уров­ня, образование сложных вещей из простых, энергетическое обеспечение акта дей­ствия, соотношение потенциального и актуального. Средневековый логик Дуне Скотт придал термину «virtus» тот смысл, который и стал после него традицион­ным. Он использовал его для примирения в своей теории единой реальности кон­цептуальных положений с разнообразным, неупорядоченным опытом отдельного человека. Он утверждал, что реальная вещь содержит в себе свои качества вирту­ально, отдельно от эмпирических наблюдений. Многообразие качеств вещи скла­дывается из ее восприятия множеством людей, воспользовавшихся для ее понима­ния своим субъективным опытом. Все качества вещи никогда не могут проявиться в ней одновременно, однако они постоянно в ней присутствуют. Значит, вещь вир­туально содержит в себе весь набор своих свойств - иначе они не закрепились бы в ней как принадлежащие этой вещи.


В схоластике средневековья категория «виртуальное» жестко противопос­тавлялась категории «субстанциональное», где первое мыслилось как пре­дельная божественная реальность, а второе - как нечто пассивное, неразви­вающееся, существующее в собственном, не связанном с высшей реальностью, времени и пространстве. Такое схоластическое, антитетическое представле­ние об устройстве мира оказывает влияние и на дальнейшее развитие фило­софии европейского типа. Картина мира Нового времени (рационализиро­ванной эпохи Просвещения) пошла по пути еще большего упрощения (от жесткого диалога - к монологу): было провозглашено, что все сущее при­надлежит реальности единого типа и может быть объяснено едиными «миро­выми законами» - космическими или природными.

Философия ньютонианского типа основана на моноонтичном («моно» - один, «онтос» - сущее) сознании, которое воспринимает мир с единственно возмож­ной внешней позиции, он внеположен наблюдателю и являет собой объект для его размышлений. В таком миропонимании субъект всегда противопоставлен объекту, сущность - явлению, а потенциальное - актуальному.

В отличие от этого в философии, утвердившейся в европейской культуре с 80-х го­дов прошлого века, развиваются представления о полионтичности бытия, скла­дывается предположение, что существует множество типов разнородных объек­тов, принадлежащих одной и той же реальности. Иными словами, в соответствии с новыми представлениями устройство всего сущего мыслится структурно более сложным, в нем допускается сосуществование реальностей разного уровня, обла­дающих различными, не сводимыми друг к другу свойствами, утверждается мно­жественность разных сущностей, составляющих одну реальность. Однако такое миропонимание представляется столь новым и необычным лишь в сравнении с картиной мира последних столетий классической европейской философии. На самом деле в ней возрождаются и находят свое развитие на современном уров­не представления древних культур и те представления, которые всегда существо­вали за пределами миропонимания европейского типа.

Уже на уровне выяснения этимологии (первичных значений) терминов вирту­альный, виртуальная реальность, обнаруживается некий парадокс.


Происхождение понятия «виртуальная реальность» 155

В отношении слова «реальность» все определенно: «realis» означает «веществен­ный», «действенный», «существующий в действительности».

Что же касается ключевого понятия «virtus», то здесь существуют разные версии, например:

Латинская: virtualis - «возможный», «потенциальный», «мнимый», «такой,
который может или должен появиться». Латинской слово «virtus» обозначает
также понятия «истина», «доблесть», «добродетель», «сила», «энергия».

Английская: virtual - «фактический», «действительный», «являющийся чем-
либо по существу, реально».

Отсюда понятие «виртуальная реальность» может означать и «возможная реаль­ность», и «существующая реально, но не вещественно», но также и «истинная ре­альность», «энергетическая реальность» или «действительная реальность», «реаль­ность по существу». В любом случае термин предполагает наличие иерархических уровней реальности.

Показательно, что следы этого термина прослеживаются в самых неожи­данных смысловых контекстах. В старославянском глагол «верьти» озна­чает «кипеть», «бурлить» (имеется в виду «кипение родника»), то есть ко­рень vrt обозначает событие, творимое, порождаемое чьей-то активностью сейчас, в данный момент. Это соотносится с современными представлени­ям о виртуальной реальности, которая может существовать лишь актуаль­но, «здесь и теперь», и исчезает сразу же после прекращения процесса по­рождения.

Далее: «...слово «врач» происходит от слова, имеющего в качестве корня vrt, то есть "врать". Врачом в древности называли колдуна, заклинателя, кото­рый мог врать, то есть заговаривать, лечить» . И это тоже соотно­сится с представлением о виртуальной реальности как измененной форме сознания, погружение в которую традиционно применяется при лечении (на­пример, введением в гипнотическое состояние).

Глаголы с этим же корнем в буддизме, как и в европейской схоластической философии, обозначают мгновенную беспрепятственную актуализацию пси­хического акта в психике йогина (приверженца практики йоги) или средне­векового исихаста (христианского мыслителя, получающего высшее знание путем озарения).

Итак, не только само рассматриваемое явление существует столько, сколько су­ществует осознающий мир разум, но и понятие «виртуал» появилось задолго до компьютерных технологий. Однако следует различать наше мнение о том, что какое-либо явление «виртуально», и действительно состоявшийся переход созна­ния на иной уровень реальности. Например, для древнего человека реальность мифов не являлась виртуальной, поскольку он осознавал ее как подлинную. Но исходя из теперешних наших представлений, мифы продуцировали виртуальные миры, и можно сказать, что «в конечном счете, результатом виртуального разви­тия является цивилизация людей, в которой мы живем». «...Процессы мышления, изменения состояний сознания субъектов, возникновение и взаимодействие об­разов, символов, смыслов - это тоже бытие, но не материальное». Так что «циви­лизация людей всегда была частично виртуальной. Феномен виртуальности не


156 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»

Есть изобретение последнего времени, а, как и рефлексия, является одним из важ­ных и неотъемлемых свойств развития» (И. Г. Корсунцев).

Мало того, психолог Чарльз Тарт утверждает, что даже привычное, самое обыден­ное наше мировосприятие несет черты виртуальности. Он пишет: «Нормальное восприятие физической реальности не является восприятием реальности per se (как она есть), но, скорее, достаточно произвольная конструкция виртуальной реаль­ности, но специфическая виртуальная реальность, имеющая в своем основании культурные презумпции. ...Различные физические энергии, подобные свету, звуку, не воспринимаются непосредственно. Скорее они запускают электромеханические процессы в различных рецепторах... Конечный паттерн нервных событий, который мы осознали, и другие нервные события, ведущие к этому, есть наш персональный Процессуальный Симулятор Мира, наш механизм порождения ВР (виртуальной реальности. - И. Р.), в которой мы реально живем» [цит. по 42, с. 37].

Так что переход от осознания мира как предметно-пространственной среды к осоз­нанию его как среды «взаимодействия образов, символов, смыслов» па самом деле не столь уж резок. Он более последователен, чем смена представлений о космосе, подчиняющемся единым законам механики, - на системно-вероятностные пред­ставления, допускающие, что привычный вид за окном поставляется нашим персо­нальным Процессуальным Симулятором Мира. Восприятие информации с дисп­лея компьютера, возможность интерактивного взаимодействия с ней, философия медиадизайна в еще большей степени отвечает новому отношению к миру. И это естественно, поскольку «нервная система сформирована так, что она приспособле­на к взаимодействию не с самими предметами, а с их информационным кодом» . «Виртуальное пространство - как противоположность естественному те­лесному пространству - содержит информационный эквивалент вещи» автора Ющук Евгений Леонидович

Архив сайтов Internet Archive Wayback Machine Электронный адрес – http://web.archive.org.Каждый, кто собирал информацию по интересующей его проблеме за достаточно длительный период, знает, как порой бывает важно найти сведения, опубликованные на сайте несколько лет назад. Иногда это просто

Архив сайтов Internet Archive Wayback Machine

Из книги Противодействие черному PR в Интернете автора Кузин Александр Владимирович

Архив сайтов Internet Archive Wayback Machine Очень часто нападение черных пиарщиков происходит неожиданно для вас. В таком случае вы впервые сталкиваетесь с необходимостью пристального изучения противника. В случае если вы даже предполагали подобное развитие событий (например, в

4.9. Резервное копирование с помощью Time Machine

автора Скрылина Софья

4.9. Резервное копирование с помощью Time Machine Операционная система Mac OS X Leopard позволяет выполнять регулярное резервное копирование данных на вашем компьютере с помощью приложения Time Machine (Машина времени). После соответствующих настроек приложение автоматически будет

4.9.2. Создание первой резервной копии с помощью Time Machine

Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

4.9.2. Создание первой резервной копии с помощью Time Machine Прежде чем перейти к созданию первой резервной копии, следует вставить внешний диск или иметь свободный раздел жесткого диска, отведенный только для резервного копирования.При подключении внешнего диска размером,

4.9.4. Использование Time Machine

Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

4.9.4. Использование Time Machine Когда необходимые настройки Time Machine выполнены и создано некоторое количество резервных копий, можно приступить к поиску и восстановлению ранних версий файлов. Для этого:1. Откройте окно Finder и выделите файл, необходимый для восстановления.2. Если