Роль географического прогнозирования в географической науке.  Географическое прогнозирование

В данном документе представлена работа по формированию умения прогнозировать у учащихся на уроках и во вне урочной деятельности. Представлены этапы реализациии умения прогнозировать, анлиз результатов, методические средства развития прогностической деятельности, этапы и приемы решения прогностических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маленкова Л.А., учитель географии МБОУ« СОШ №6», г. Нефтеюганск

Выступление на МО географии по теме : «Формирование умения прогнозировать у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» .
Все мы сегодня принимаем участие в реализации концепции модернизации российского образования. Поэтому при определении своей роли, своих целей и задач я исходила из социального заказа, заявленного в Концепции.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия…»
Умение прогнозировать помогает ученикам почувствовать значительность работы, предвидеть развитие географических явлений, планировать исследование, осуществляя его по этапам (формировать гипотезу, высказывать предложение), приобщает к пониманию глобальных проблем, способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности. Отвечая на вопрос: «Что я, как учитель географии, могу сделать, выполняя социальный заказ?» - я определила задачу: «организовать образовательный процесс, позволяющий сформировать у учащихся умение прогнозировать». Таким образом, цель моей работы: ученик , владеющий умением прогнозировать.

За счет чего я реализую эту цель?
-использование методики решения прогностических заданий;
-применение интернет - технологий;
-организация внеурочной деятельности в НОУ, факультатива;
-применение умения сравнивать.

Как это выглядит на практике?
Для формирования умения прогнозировать у учащихся я создала систему мер, включающую следующие этапы.

Этапы реализации умения прогнозировать:
1 этап – анализ ситуации (сентябрь)
2 этап – разработка системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь)
3 этап – практическое внедрение системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь-май)
4 этап – диагностика уровня сформированности данного умения (2 раза в год)
На 1 этапе определяю условия, при которых возможно достижение цели, изучаю состояние и качество умения прогнозировать у учащихся (провожу 1 срез по темам)
На 2-3 этапе:
1 – мотивация (заинтересованность), анализ заданий, их разбор (срез)
2 – осмысление сути прогнозирования и правил его реализации (составление алгоритма)
3 – выявление уровня сформированности умения прогнозировать у учащихся (дидактические приемы: задания в письменной форме, эвристическая беседа).
Умение прогнозировать зависит от уровня развития учащихся, сложности заданий, их характера.
4 – создание условий для практики (дается задание: н-р, в группах) применение умения прогнозировать в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах; при решении познавательных задач
5 – накопление опыта прогнозирования
6 – перенос с одного предмета на другой и на внеурочную деятельность (применение умения прогнозировать в различных условиях для решения задач)
1-2 четверть – все этапы
3-4 четверть – практика, диагностика
Анализ результатов внедрения (май):
- какие новые идеи, трудности, ошибки, условия ее наиболее эффективного применения;
Н-р:- способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности
- готовность отдельных учащихся к формированию умения прогнозировать
- осуществлять переход от теоретического уровня к практическому.

Самый сложный для усвоения уровень требований предлагает ученику составить прогноз развития географического события или явления. Категория «прогнозировать» выражена через конкретные учебно-познавательные действия, которые ученики выполняют во время текущего и итогового контроля.

Прогностическая деятельность – это особый, специфический вид когнитивной (познавательной) деятельность человека, требующего определенной подготовки (исходной умелости), мыслительных усилий, волевого, эмоционального напряжения, психологической устремленности на поиск.


Итак, для выяснения особенностей прогностической деятельности школьников и условий эффективного управления ее развитием в процессе обучения школьной географии я ввожу основные понятия и термины , употребляемые в теории прогностики.

Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо изучаемого объекта или явления в будущем.
Прогноз как видовой термин определяется через более общие термины: предвидение и предсказание . При предвидении прогноз строится на неизвестных многим широким кругам теориям. Предсказание проще, чем предвидение, базируется на таких процедурах умственной деятельности, как: описание и объяснение предполагаемого состояния объекта или явления.
Предвидение имеет несколько форм конкретизации: 1) предчувствие (простое предвосхищение); 2) предугадывание (сложное предвосхищение); 3) прогнозирование (исследование)

Географический прогноз – предвидение изменений в развитии разнообразных природных, производственных, социальных, природно- общественных систем.

В зависимости от целей исследование прогнозирование бывает: прогноз в природопользовании – это предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах; и прогноз воздействия на среду – это предсказание изменений в природной среде, происходящих в результате прямого и косвенного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Прогноз является результатом прогнозирования : это совокупность приемов, позволяющих вынести достоверное суждение о будущем состоянии географического объекта или процесса.

При составлении географического прогноза я использую следующие методы :
1) Ретроспективное прогнозирование – предсказание будущего на основе детального изучения прошлого состояния системы
2)
Географическая аналогия . Для прогноза используется возможное сходство одной, лучше изученной системы, с другой – хуже изученной.
3)
Экспертные оценки . При составлении прогноза учитываются мнения экспертов-специалистов.

4) Моделирование . Основан на создании пространственно-временной модели системы с применением методов математической статистики.

Для обеспечения прогностической деятельности школьников в процессе обучения географии я:
1) Осуществляю прогнозирование на разных уровнях сложности, поэтапно.
2) При проектировании прогностической деятельности в системе уроков учитываю разные виды географического прогнозирования.
3) В процессе решений прогностического задания ориентирую ученика на выбор адекватного содержания задания метода прогнозирования.

При проектировании процесса обучения я ориентируюсь на выделенные уровни прогностической деятельности в структуре обучения.
1) Предваряющий уровень осуществляется в форме предугадывания ; достижение этого уровня требует от учащихся меньших умственных усилий, но в то же время способствует развитию познавательного интереса к предмету изучения.
2)
Первый основной уровень осуществляется в форме предсказания ; достижение этого уровня требует от учеников больших умственных усилий , связанных с поиском убедительных теоретических положений , на основе которых выстраивается прогностическое суждение. В данном случае используем методы экспертных оценок и ретроспективных .
3) Второй основной уровень осуществляется в форме конкретизации предвидения ; это наиболее сложный уровень деятельности, который требует не только умственных усилий, но и интуиции. На 2 уровне используем методы аналогии и моделирования .
Максимальный познавательный и развивающий эффект обеспечивает обучение, где все уровни рассматриваются во взаимосвязи, расположенные от простого к сложному. При таком подходе реализация этой технологии на практике способствует целенаправленному развитию прогностической функции географического мышления.

Основным методическим средством развития прогностической деятельности школьников являются учебные задания , которые различаются по степени сложности и обеспечивают развитие действий предугадывания, предсказания и собственно прогнозирования (предвидения)
При конструировании заданий такого рода я использую следующий
алгоритм деятельности .
Алгоритм конструирования и использования в процессе обучения учебного задания прогностического типа.
1.Членение, структурирование теоретического знания учебной темы, уже изученной в учебном процессе.
2.Подбор, разработка учебной ситуации, в которой будет использоваться та или иная часть теоретического знания.
3. Деформация ситуации (разрыв определенной географической связи) с целью создания неопределенности, касающейся соответствующего знания.
4. Формулирование вопроса относительно деформированной ситуации.
5. Предложение задания ученику.
6. Вовлечение учащихся в процесс решения прогностической задачи.
7. Контроль правильности решения задачи; выявление затруднений в самостоятельном поиске или коллективной мыследеятельности; выявление потребности в подсказке.

Кроме этого учитываю этапы и приемы решения учащихся прогностического задания.
На первом этапе я сообщаю условия задачи, анализируя которые учащиеся включаются в ее решение. Приступая ко второму этапу решения задачи, ученики, пользуясь тематическими картами, текстом учебника, другими источниками информации, собирают данные по решению задачи, затем формулируют гипотезы . После четкой формулировки гипотез организую третий этап решения задачи – проверка правильности гипотез (аргументы), где предлагаю найти ученикам дополнительные фактические данные в заранее подготовленных текстах, схематических рисунках и объяснить теоретически наблюдаемую картину. На третьем этапе решения задачи стараюсь избегать у учащихся репродуктивного изложения дополнительных данных; интерес вызывает сообщение «специалистов» или анализ разных текстов в группах. Обсуждение новых дополнительных сведений убеждает учащихся в правильности верного предположения, на основе которого и формулируется итоговое прогностическое суждение .
Успешность решения
прогностической учебной ситуации зависит во многом от умения учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать ранее изученный материал так, чтобы сформировать прогностическое суждение .

При построении прогностических заданий я имею в виду, что перестройка географической оболочки и региональных геосистем измеряется геологическими масштабами и составляет тысячелетия. И зменение же локальных геосистем могут происходить на глазах человека (например: формирование карьерно - отвальных комплексов, зарастание болот и др.). Поэтому они и выбираются мною в качестве важных объектов прогнозирования.

Я определяю три возможных уровня сформированности умения прогнозировать:
1 уровень – ученик затрудняется при выдвижении гипотезы и поиске аргументов
2 уровень – выдвигает аргументы, частично доказывающие гипотезу
3 уровень – выдвигает аргументы, доказывающие правильность гипотезы
Контрольные срезы на уровень сформированности умения прогнозировать провожу один раз в полгода , например:
В 6 классе
Задание 1 по теме «Литосфера»
- Что произойдет, если Уральские горы расположились широтно на севере Евразии?
Задание 2 по теме «Гидросфера»
- Составьте прогноз возможных изменений внутренних вод ХМАО-Югра в результате хозяйственной деятельности человека.
В
8 классе
Задание 1 по теме «Высотная поясность»
- Ваш прогноз: если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?
Задание 2 по теме «Природопользование и охрана природы»
- Как вы думаете, уменьшится или увеличится по сравнению с настоящим временем зависимость человека от природных условий. Приведите доводы и аргументируйте свой ответ.
в
10 классе
Задание 1 по теме «Население мира»
- Подумайте, как изменится доля трудоспособного населения в странах экономически развитых и развивающихся через 20-30 лет. Обострение каких проблем вызовет такое изменение количества трудовых ресурсов?
Задание 2 по теме «Африка»
- Составьте прогноз экономического развития стран Северной Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Как вы думаете, какие из североафриканских стран имеют наибольшие перспективы успешного развития? Почему?

Классы

Задание 1

Задание 2

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

При решении прогностических заданий использую компьютерные технологии для:
- демонстрации материалов: наглядных пособий и карт;
- самостоятельной работы учащихся.
Например: для урока по теме «Реки» в 6 классе я подготовила презентацию при решении задания «Возможно ли в будущем построение ГЭС на реке Обь?»
По теме «Вулканы» в 6 классе – «Как вы думаете, могут ли на территории ХМАО быть вулканы в будущем?»
Исследования
Исходя из Концепции образования, предусматривающей формирование навыков исследования на основе систематизации знаний, анализа и
прогнозирования , я развиваю у учащихся умение прогнозировать тенденции развития экологической ситуации в городе во внеурочной деятельности в рамках НОУ. Несколько лет мы с учащимися НОУ работаем над темой «Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения»:учащиеся выступали на городской конференции «Шаг в будущее» по теме «Загрязнение атмосферы над г.Нефтеюганском и влияние на здоровье населения» (3 место); принимали участие в конференции в г.Сургуте; по теме «Влияние качества питьевой воды на здоровье населения г.Нефтеюганска». Сейчас работаю над темой «Санитарное состояние почвы и здоровье населения г.Нефтеюганска». Результатом работы учащихся будет составление экологического прогноза развития города .

Формированию умения прогнозировать способствует факультатив по теме «Страноведение»
При изучении природы, населения, хозяйства крупных стран, особенностей жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях учащиеся выполняют различные прогностические задания: раскрывают изменения практики природопользования, динамику нарастания экологических проблем отдельных стран и решениях их в будущем, прогнозируют основные тенденции развития природных, социально-экономических и экологических процессов применительно к конкретным странам.
Например :
- Предположите, будет ли меняться возрастной состав населения Германии?
- Составьте прогноз экономического развития Бразилии на базе рационального использования природных ресурсов.
Формирование умения прогнозировать у учащихся как в урочной так и во внеурочной деятельности происходит на основе умения сравнивать . С этой целью я составила программу педагогического поиска « Формирование метапредметных умений у учащихся: сравнение ». Данный прием направлен на изучение существенных признаков, но посредством сопоставления объектов друг с другом. Он помогает углублять и уточнять изучаемый материал. Т.о., изучаемые объекты познаются гораздо более полно. Данный прием обеспечивает оптимальный результат в формировании мышления школьников, в том числе при прогнозировании. Я использую различные виды заданий на сравнение :
а) – самостоятельные работы после прохождения тем; 7 класс – сравнение ПЗ по 40 ° параллели в Евразии и Северной Америке
б) –
познавательные работы на сравнение: 6 класс – «По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 метров. Приведите аргументы.»
8 класс: - Как изменится численность населения РФ в 2020 году по сравнению с настоящим временем?
- Предположите, будет ли меняться состав трудовых ресурсов в нашем округе?
в) –
упражнения на сравнение по образцу (алгоритму): 6 класс – Объясните, чем различаются магматические и осадочные горные породы. Пользуясь необходимыми картами, определите черты сходства и различия в местоположении Миссисипской низменности и Западно – Сибирской равнины. Предложите, изменится ли их местоположение через 250 млн. лет. Аргументируйте свой ответ.
г) –
несложные исследовательские работы ; например, по теме «Климат своей местности» (сравнение по месяцам: сентябрь и февраль).

Ежегодно учащиеся НОУ принимают участие в конференции « Шаг в будущее », имеют дипломы и грамоты.


(Документ)

  • Зеленков А.И. Философия в современном мире (Документ)
  • Петровский Г.Н. (отв. ред. и сост.) Актуальные проблемы социализации молодежи в современном мире (Документ)
  • Адам әлемі. Философский и общественно-гуманитарный журнал 2012 №01 (51) (Документ)
  • Миграционная ситуация и миграционная политика в современном мире. Материалы международной школы-семинара. Сборник статей. Часть 1 (Документ)
  • Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире (Документ)
  • Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география (Документ)
  • Шевченко В.Н. (ред.) Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни (Документ)
  • Исаченко В.В., Мартиросов М.И., Щербаков В.И. Сопротивление материалов. Руководство к решению задач. Часть 1 (Документ)
  • Соколова Р.И., Спиридонова В.И. Государство в современном мире (Документ)
  • Проблема преступности и терроризма в современном мире (Документ)
  • n1.doc

    4. Географическое прогнозирование

    Вряд ли правомерно приступать к разработке рекомендаций по оптимизации природной среды на более или менее длительную перспективу, не представив себе заранее, как поведут себя в будущем геосистемы в силу присущих им естественных динамических тенденций и под влиянием техногенных факторов. Иными словами, необходимо составить географический прогноз, цель которого, по определению академика В. Б. Сочавы, заключается в разработке представлений о природных географических системах будущего. В способности научного предвидения должно состоять, пожалуй, наиболее весомое свидетельство конструктивного характера географии.

    Проблемы географического прогнозирования достаточно сложны и многообразны. Этого и следовало ожидать, зная о сложности и многообразии самих объектов прогнозирования – геосистем различных уровней и категорий. В точном соответствии с иерархией самих геосистем оказывается и иерархия прогнозов, их территориальных масштабов. Различаются прогнозы локальные, региональные и глобальные. В первом случае объектами прогноза служат морфологические подразделения ландшафта вплоть до фаций, во втором – речь идет о будущем ландшафтов и региональных систем высших рангов, в третьем – о будущем всей ландшафтной оболочки. Можно утверждать, что сложность задач прогнозирования нарастает по мере перехода от низших ступеней геосистемной иерархии к высшим.

    Как известно, всякая геосистема относительно более низкого уровня функционирует и развивается как составная часть систем высших рангов. Практически это означает, что разработка прогноза «поведения» в будущем отдельных урочищ должна осуществляться не иначе как на фоне вмещающего ландшафта, с учетом его строения, динамики, эволюции. А прогноз для всякого ландшафта следует разрабатывать на еще более широком региональном фоне. В конечном счете географический прогноз любого территориального масштаба требует учета глобальных тенденций (трендов).

    Разработка прогноза всегда ориентируется на определенные расчетные сроки, т. е. ведется с заранее заданной заблаговре-менностью. Можно говорить, следовательно, и о временных масштабах прогноза. По этому признаку географические прогнозы делят на сверхкраткосрочные (до 1 года), собственно краткосрочные (до 3–5 лет), среднесрочные (на ближайшие десятилетия, чаще до 10–20 лет), долгосрочные (на ближайшее столетие) и сверхдолгосрочные, или дальнесрочные (на тысячелетия и далее). Естественно, что надежность прогноза, вероятность его оправдываемости тем меньше, чем отдаленнее его расчетные сроки.

    Принципы географического прогнозирования вытекают из теоретических представлений о функционировании, динамике и эволюции геосистем, включая, разумеется, и закономерности их антропогенной трансформации. Исходными основаниями географического прогноза являются те факторы, или предикторы, от которых могут зависеть предстоящие перемены в геосистемах. Эти факторы имеют двоякое происхождение – природное (тектонические движения, изменения солнечной активности и др., а также процессы саморазвития ландшафта) и техногенное (гидротехническое строительство, хозяйственное освоение территории, мелиорации и т. д.).

    Существует определенная связь между основаниями (факторами) прогноза и его пространственными и временными масштабами. Дальность подлинно комплексного географического прогноза ограничивается нашими более чем скромными возможностями предвидеть пути общественного и технического прогресса (писатели-фантасты в счет не идут). А это означает, что географические прогнозы за пределы обозримого будущего могут основываться только на учете самых общих природных факторов, таких, как тренд тектонических движений и большие климатические ритмы. Поскольку эти процессы отличаются широким радиусом действия, пространственные масштабы прогноза должны быть также достаточно широкими – глобальными или макроре-гиональными. Так, И. И. Краснов попытался наметить общепланетарные природные изменения климата на 1 млн. лет вперед, основываясь на изученных палеогеографических закономерностях. В. В. Никольская разработала региональный прогноз для юга Дальнего Востока на 1000 лет вперед, также опираясь на палеогеографические данные.

    Прогноз на самые короткие сроки – в пределах года – основывается тоже на природных факторах, на ходе сезонных процессов. Например, по характеру зимы можно судить о ходе последующих весенних и летних процессов; от условий увлажнения данной осени зависят особенности вегетации растений весной следующего года и т. д. Учет техногенных факторов в данном случае мало актуален, так как их косвенное воздействие ощутимо скажется на структуре природного комплекса лишь через годы и даже десятилетия.

    Возможность наиболее полного учета факторов предстоящих изменений в геосистемах, как природных, так и техногенных, реализуется при средне- и отчасти долгосрочном географическом прогнозировании, т. е. на ближайшие годы и десятилетия. Оптимальными территориальными объектами в этих случаях следует считать ландшафты и их региональные объединения порядка ландшафтных подпровинций, областей.

    Географическое прогнозирование базируется на применении различных взаимодополняющих методов. Один из наиболее известных – экстраполяция, т. е. пролонгирование выявленных в прошлом тенденций на будущее. Но этот метод следует применять с осторожностью, так как развитие большинства природных процессов протекает неравномерно, а тем более недопустимо распространять на будущие современные темпы роста населения и производства, современные тенденции развития технологии и т. д.

    Метод географических аналогий заключается в переносе закономерностей, установленных в каких-либо ландшафтах, на другие, но обязательно аналогичные ландшафты. Например, результаты наблюдений над влиянием существующих водохранилищ на прилегающие урочища и местности используются для прогноза возможных географических последствий от проектируемых водохранилищ в однотипных (например, таежных или пустынных) ландшафтах.

    Метод ландшафтной индикации основан на использовании частных динамических признаков для суждения о предстоящих существенных переменах в структуре ландшафта. Например, понижение уровня озер, наступление леса на болота могут свидетельствовать о более общих трендах в развитии ландшафтов, связанных с усыханием климата или устойчивыми тенденциями тектонических движений. Для сверхкраткосрочного локального прогноза перспективно использование фенологических индикаторов. Известно, что между сроками наступления различных фенологических явлений существует достаточно устойчивая связь (фенологический лаг). Это дает возможность прогнозировать наступление ряда природных явлений по наблюдениям некоторых фенологических индикаторов (например, начало пыления ольхи или березы, цветения рябины или липы) с опережением до одной – пяти недель.

    Как известно, между географическими явлениями нет такой жесткой детерминированности, какая существует в небесной механике или в часовом механизме, поэтому географический прогноз может быть только вероятностным (статистическим). Отсюда следует значение методов математической статистики, позволяющих выразить в численной форме корреляции между компонентами геосистем, цикличность процессов и их тренды на расчетные сроки прогноза.

    Несколько лет назад как в ученых кругах, так и в среде широкой общественности вспыхнула бурная дискуссия вокруг предполагавшейся переброски части стока северных рек на юг. Взгляды как сторонников, так и противников «поворота» рек основывались не столько на строгих научных расчетах, сколько на эмоциях. Между тем перед нами типичная задача географического прогнозирования: требовалось ответить на вопрос о возможных негативных для природной среды последствиях в случае осуществления проекта. И некоторые географические коллективы работали над разрешением этого вопроса, хотя, к сожалению, результаты исследований остались практически недоступными для общественности. Проблема оказалась настолько объемной, что сколько-нибудь подробно изложить ее здесь невозможно. Ограничимся лишь одним примером.

    Прежде всего, следует четко обозначить пространственные и временные масштабы подобного прогноза. По временным масштабам его можно определить как среднесрочный – в данном случае прогноз на ближайшие 10–20 лет или несколько дальше наиболее актуален и наиболее надежен. Что касается пространственных масштабов, то здесь может идти речь о всех трех уровнях.

    Локальный прогноз затрагивает геосистемы, непосредственно примыкающие к гидротехническим сооружениям – плотинам, водохранилищам, каналам. Механизм локальных техногенных воздействий относительно прост, и его радиус действия охватывает преимущественно геосистемы на уровне урочищ. Основные его проявления – затопление и подтопление береговой полосы, размыв и всплывание торфяников, некоторое изменение местного климата (например, уменьшение годовой амплитуды температур на 1–2 °С). Эти изменения заметно скажутся в полосе шириной в сотни метров, но в разных ландшафтах по-разному. Например, на низменных заболоченных озерно-ледниковых равнинах, примыкающих к озерам Лача, Воже, Кубенское, уровень которых предполагалось повысить в случае осуществления проекта отъема части стока из бассейнов рек Онеги и Сухоны, все природные процессы, связанные с переувлажнением, усугубятся. В средней части отрезка долины Сухоны эффект подтопления почти не скажется, несмотря на заполнение долины водохранилищем: река врезана здесь на глубину 50–60 м и зеркало водохранилища оказалось бы на 10–20 м ниже бровки долины; берега сложены прочными верхнепермскими породами, так что их размыв не должен быть значительным. В верхней же части долины Сухоны, где расположена знаменитая вологодская пойма, ожидается снижение уровней весеннего половодья, сокращение продолжительности поемного затопления, понижение грунтовых вод, высыхание части поемных озер, деградация заливных лугов.

    Все эти и многие другие конкретные локальные последствия гидротехнического строительства наиболее точно и подробно отражаются на прогнозной ландшафтной карте, передающей ожидаемое состояние урочищ на расчетный срок (например, к 2000 или 2010 г.). Но разработкой локального прогноза решение вопроса отнюдь не исчерпывается. Необходимо выяснить, не произойдет ли каких-либо неожиданных нарушений природных процессов в региональных масштабах, т. е. на территории, охватывающей бассейны рек-доноров, в частности Северной Двины, Онеги, Невы. Речь, следовательно, идет о территории нескольких ландшафтных провинций (Северо-Западной таежной, Двинско-Мезенской таежной и части соседних). Фактически же в прогнозный анализ приходится вовлекать природные процессы, охватывающие еще более обширные пространства. Изъятие части речного стока дает импульс цепным реакциям, которые могут затронуть систему взаимодействий между сушей, океаном и атмосферой.

    Первым толчком в этой цепи процессов окажется недополучение окраинными арктическими морями (Белым и Баренцевым) ежегодно десятков кубических километров относительно теплой и пресной речной воды. Дальнейший эффект этого явления противоречивый: с одной стороны, уменьшение притока тепла должно стимулировать ледообразование, с другой – ослабление распреснения речным стоком морских вод приведет к увеличению их солености и, следовательно, ослабит ледообразование (соленая вода замерзает при более низких температурах, чем пресная). Оценить суммарный эффект этих двух противоположно направленных процессов крайне затруднительно, но примем худший вариант, т. е. усиление ледовитости. Теоретически это обстоятельство должно способствовать понижению температуры формирующихся над поверхностью окраинных морей воздушных масс. В свою очередь, поступая благодаря активной циркуляции атмосферы на сушу Европейского Севера, эти морские воздушные массы приведут к охлаждению климата в регионе (а также к сокращению количества осадков).

    Такова чисто качественная, теоретическая схема. Если ж.е обратиться к некоторым цифрам, то окажется, что техногенно обусловленная составляющая рассмотренных процессов не идет ни в какое сравнение с природным фоном. На ледовый и температурный режим омывающих север Европы морей решающее влияние оказывает поток теплых вод из Северной Атлантики. Его средняя годовая величина составляет более 200 тыс. км 3 , тогда как весь объем годового речного стока в Северный Ледовитый океан равен 5,1 тыс. км 3 . Если бы величина изъятия речного стока достигла даже 200 км 3 (а проектом первой очереди предусматривалось 25 км 3), то это было бы на три порядка ниже притока (адвекции) атлантических вод. Только годовые колебания этого притока, т. е. возможные отклонения от среднего, достигают 14 тыс. км 3 , т. е. в десятки или сотни раз перекрывают объем предполагаемого изъятия стока из бассейнов северных рек. Таким образом, ожидать сколько-нибудь ощутимого регионального, а тем более глобального эффекта в данном случае нет оснований. Однако если построить аналогичные расчеты для системы бассейн Оби – Карское море, то мы получим существенно иные результаты, ибо там доля речного стока в формировании солевого, теплового и ледового режимов морских вод значительно выше, и можно ожидать более ощутимых изменений в климате прилегающей суши.

    Дорогие ползователи! В этой главе вы узнаете, что такое прогноз, прогнозирование, географический прогноз и прогнозирование, ме­тоды прогнозирования, глобальные, региональные и местные гео­графические прогнозы.

    В процессе своей хозяйственной деятельности человек интере­суется не только существующими на данный момент природными условиями, его также заботят изменения, которые могут произой­ти в будущем. А следовательно, изучение и предварительное про­гнозирование природных условий имеют также большое значение с точки зрения удовлетворения нужд человека. Изучая главы дан­ной темы, вы ознакомитесь с понятием географический прогноз, его методами, видами и вопросами оценки изменений природных комплексов Узбекистана.

    Понятие о географическом прогнозе

    Прогнозирование состояния географической оболочки в буду­щем, научное обоснование вопросов предупреждения пагубного влияния человеческой деятельности на природную среду в услови­ях научно-технической революции являются одной из приоритет­ных задач современной географии.

    В науке способность предвидеть и предсказывать явления или изменения состояния какого-либо объекта, могущие иметь место в будущем, называют прогнозом.

    На современном этапе развития существуют понятия прогно­зирования и прогноза. Прогнозирование - это процесс сбора дан­ных об изменениях состояния изучаемого явления или объекта. Прогноз представляет собой заключительный итог исследований, полученных в результате прогнозирования. В принципе, под про­гнозом понимают характеристику будущего состояния изучаемого объекта или явления.

    Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и изменении природной и социально-экономической среды.

    Под географическим прогнозом понимают научно обоснованное предсказывание основных направлений в изменениях природной среды и территориальных производственных структур.

    В последнее время, в результате ускорения темпов научно-технического развития, научные изыскания в области прогнозиро­вания ведутся также интенсивно. Резко сократилось время, необхо­димое для внедрения научных идей в практику, что конечно уве­личило и масштабы влияния на окружающую среду. В итоге изме­нилось и время обратного влияния окружающей среды на человека. И это влияние обычно носит негативный характер. И тем более важное значение приобретает теперь умение предсказывать подоб­ные причинно-следственные процессы в природе. В противном слу­чае, экологические катастрофы из разряда локальных переходят в региональные и глобальные. В качестве примера приведем траге­дию Арала.

    Географические прогнозы осуществляются несколькими вари­антами. Например, проект по изменению русел Сибирских рек и направлению их в Центральную Азию и Казахстан разрабатывался в нескольких вариантах с учетом возможных экологических по­следствий. Существовало 5-6 вариантов, из них впоследствии был отобран самый оптимальный, на основе которого и велись все расчеты.

    Географические прогнозы составляются на периоды разной продолжительности, соответственно различают следующие группы: оперативный прогноз (составляется на один месяц), кратковремен­ный (от одного месяца до одного года), прогноз средней длитель­ности (от 1 года до 5 лет), длительный (от 5 лет до 15 лет), сверх-длительный (свыше 15 лет).

    Для проведения природного географического прогноза опреде­ляют свойства компонентов природных комплексов, подлежащих оценке. Рельеф, горные породы, почва, вода, растительность и животный мир каждого региона - строго специфичны. Все сведе­ния, отражающие эти свойства компонентов природных комплек­сов, широко используются в процессе географического прогнози­рования.

    Рельеф . Впадины скапливают в себе техногенные продукты (отходы). Возвышенности, наоборот, способствуют их рассеива­нию. Склоны предгорий способны оказывать положительное или отрицательное влияние на плотность этих продуктов, способность расщепляться, а также их поведение при попадании в подземные воды.

    Горные породы . Водопроницаемые и водонепроницаемые породы, их толщина влияет на состояние внешней среды.

    Вода. Имеют значение количество растворенных в ней орга­нических веществ, годовой объем и скорость течения. Чем больше скорость течения, соответственно, тем быстрее уносятся загрязняющие воду вещества. Растворенные в воде органические вещества способствуют быстрому растворению тяжелых металлов.

    Почва. Окислительно-восстановительные, кислотно-щелоч­ные условия. Они определяют способность почвы к самоочищению.

    Растения. Виды, поглощающие вредные (загрязняющие) вещества. Учитывая вышеуказанные свойства, можно прогнозировать из­менения внешней среды.

    Запомните!

    Под географическим прогнозом понимают научно обос­нованное предсказывание основных направлений в изме­нениях природной среды и территориально-производ­ственных комплексах.

    Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и из­менении природной и социально-экономической средьи.

    А знаете ли вы?

    Представим себе, что будет, если средняя тем­пература поднимется на 3-4°С. Произойдет сдвиг климатических регионов на сотни километров, гра­ницы земледелия достигнут северных районов, произойдет таяние ледников. Льды Ледовитого океана летом сойдут на нет, что создаст благоприятные условия для навигации. С другой стороны, климат Москвы и близлежащих террито­рий будет сходен с настоящими климатическими условиями Закавка­зья. Экваториальная зона сдвинется к северу, к Сахаре. Растают льды и Антарктиды, и Гренландии, что повлечет за собой увеличение уровня океана на 66 м, и, следовательно, это обстоятельство станет причиной того, что 25% суши уйдет под воду.

    По оценкам экспертов ООН, население Земли к 2010 г. достигнет 7 млрд, к 2025 г. - 8,5 млрд, а к 2040 г. может достигнуть цифры в 10 млрд чел .

    Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.

    С общенаучных позиций прогноз чаще всего определяют как гипотезу о будущем развитии объекта . В случае если человек не может воздействовать на объект прогнозирования, такой прогноз называют пассивным (например, прогноз погоды). Активный прогноз подразумевает обратные связи и возможности управления объектом прогнозирования. Такой прогноз свойствен географической науке.

    В самом общем виде географическое прогнозирование – это специальное научное исследование конкретных перспектив развития географических явлений. В его задачу входит определение будущих состояний интегральных геосистем, характера взаимодействий природы и общества.

    Основные операционные единицы географического прогнозирования – пространство и время – рассматриваются в сопоставлении с целью и объектом прогноза, а также с местными природно-хозяйственными особенностями конкретного региона. Успешность и надежность географического прогноза определяются многими обстоятельствами, в том числе правильностью выбора главных факторов и методов, обеспечивающих решение проблемы.

    Географическое прогнозирование состояния природной среды многофакторно, и эти факторы физически разные: природа, общество, техника и т. д. Эти факторы могут быть внешними и внутренними.

    Классификация прогнозов по аспектным признакам (по В. А. Лисичкину )

    Признаки Типы прогнозов и их характеристика
    Отношение специалистов, разрабатывающих прогноз (предиктора) к объекту прогноза Активные (конструктивные и деструктивные) – предиктор воздействует на объект прогноза Пассивные – предиктор не вступает во взаимодействие с объектом
    Цель прогноза Конфирмативные (утвердительные) – подтвердить или опровергнуть гипотетические представления об объекте Планификационные – создать фундамент для планирования
    Назначение прогноза Общего назначения Специального назначения Управленческие – для решения относительно управления объектом
    Степень осознанности и обоснованности Интуитивные – сделанные на основе неосознанных методов Логические – имеющие логическое обоснование методов
    Форма выраженности результатов прогноза Количественные – с исчисленными параметрами Качественные – без количественных выражений
    Система знаний, на которых основан метод прогнозирования Бытовые – основаны на простом повторении событий Научные – на основании законов, действующих в мире
    Метод прогнозирования Получаемые общенаучными методами Получаемые интернаучными методами Получаемые специальными научными методами
    Количество методов Симплексный – применен один метод Дуплексный – применено два метода Комплексный – применено более двух методов
    Время упреждения прогнозируемого события Долгосрочные: экономические (10 – 13 лет), развития науки и техники (5 – 7 лет), погоды (10 – 100 суток), гидрологические (10 – 30 суток), морской (10 суток), лавин (2 – 5 суток) Среднесрочные – соответственно 2 – 5 лет, 3 – 5 лет, 3 – 10 суток, до 1 суток, 15 – 48 часов Краткосрочные – соответственно: до 2 лет, 1 – 3 года, 1 – 2 суток, до 1 суток, 1 – 24 часа, 2 – 15 часов
    Характер процесса прогнозирования Непрерывные Дискретные
    Природа объекта прогноза Естественнонаучные и научно-технические Экономические, социальные и политические Природных ресурсов
    Структура объекта прогнозирования Однозначно детерминированные Вероятностные
    Устойчивость объекта во времени Стационарных объектов Нестационарных объектов
    Масштабность объекта прогнозирования Сублокальные Локальные Суперлокальные Субглобальные Глобальные Суперглобальные
    Число прогнозируемых объектов Сингулярные – прогнозы одного объекта одного масштаба Бинарные – прогнозы двух объектов одного масштаба Мультиплетные – прогнозы более двух объектов одного масштаба
    Характер связи прогнозируемого объекта с другими объектами Условные – прогнозы событий, которые произойдут при условии, если произойдут другие события Независимые – произойдут независимо от других


    Разработка географических прогнозов представляет собой последовательность нескольких логически взаимосвязанных этапов , включающих:

    1. Постановку цели и задач исследования.

    2. Определение хронологических и территориальных рамок исследования.

    3. Сбор и систематизация всей информации о функционировании и развитии территориальных систем и их функциональных подсистем.

    4. Построение «дерева целей», выбор методов прогнозирования, выявление ограничений и инерционных аспектов развития прогнозируемого объекта или процесса.

    5. Разработка частных географических прогнозов: природных ресурсов, территориальной организации производительных сил, межотраслевых комплексов, население и системы расселения и т. п.

    6. Синтез частных географических прогнозов.

    7. Разработка основных вариантов прогноза.

    8. Построение предварительного прогноза.

    9. Экспертиза и составление окончательного прогноза.

    10. Корректировка прогноза.

    11. Использование результатов прогнозирования для решения теоретических и практических задач географии.

    Основное назначение географического прогнозирова­ния заключается в получении достоверных данных о будущем состоянии природных и социально-экономических территориальных систем, обеспечение лиц и организаций, принимающих решения информацией, необходимой для перспективной оценки условий жизни человека и размещения про­изводства.

    При составлении географического прогноза должны исследоваться два основных вопроса – как человек воздействует на природу и как измененная человеком природа влияет на его жизнь и на производство в будущем. В соответствии с этим перед географическим прогнозированием стоит задача выявления тенденций разви­тии ландшафтной оболочки Земли в целом и ее отдельных регионов и компонентов под влиянием трех основных факторов - абиогенных, биогенных и антропогенных .