Самиздат литературный журнал. Перестройка и освобождение слова. Периодические самиздатские издания и репрессии

Повесть Верный Руслан (1974) Георгия Владимова , история караульной собаки, тоже распространялась в самиздате.

Помимо художественных произведений, в самиздате широкое хождение имели воспоминания и документальные свидетельства бывших узников. Крутой маршрут Евгении Гинзбург – автобиографические рассказы и заметки о жизни в лагере. Диссидент Анатолий Марченко в подробных документальных мемуарах Мои показания (1967) описывает устройство лагерей.

В трех книгах своих Воспоминаний , написанных в 1960–1970, Надежда Мандельштам размышляла о том, почему значительная часть русской интеллигенции приняла советский строй.

За границей продолжали печататься и переправляться по каналам самиздата в СССР запрещенные цензурой книги. Была издана вторая часть романа Юрия Домбровского Факультет ненужных вещей (1978), печатались повести уехавшего на Запад Василия Аксенова Ожог , Остров Крым . Кроме того, в списках ходили произведения официально публикуемых писателей, которые были напечатаны ограниченными тиражами, например, Улисс , Улитка на склоне братьев Стругацких . В жанровом отношении в самиздате 1960–1980-х выходили поэзия, проза, правозащитные и религиозные издания, публицистика, рок-журналистика, эзотерическая литература и т.д.

В самиздате впервые читатели могли познакомиться с прозой обэриута Даниила Хармса .

Самиздат можно рассматривать и как сумму неподцензурной литературы, и как одно из течений литературного процесса 1950–1980-х, не включенное в деятельность официальной литературы. Авторы андеграунда требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики они были свободны, мнение и требования редакторов их не волновали.

В 1980-е меняется характер, способ распространения текстов и их ассортимент. Так, на заре самиздата при тиражировании преобладал «ручной труд» – рукописные, машинописные и фотокопии произведений, имеющихся в небольшом или единичном количестве у узкого круга лиц. Самиздат же 1980-х представлял собой уже вполне сложившийся и отлаженный механизм рынка определенного книжного ассортимента. По большей части это были издаваемые на Западе на русском языке журналы и правозащитная литература, произведения писателей-диссидентов. Кроме того, широкий спрос имели произведения философов и психологов, не издававшихся в СССР – Хайдеггера , Юнга , Фрейда , Бердяева , Флоренского . В 1980-е преобладала книжная продукция, изданная за рубежом и размножаемая на ксероксе в СССР. С оригиналами можно было ознакомиться у распространителей самиздата, заказать и приобрести ксероксную копию, по желанию покупателя – оформленную в твердый переплет

В 1979 группа прозаиков и поэтов (Викт. Ерофеев, В.Аксенов, А.Битов, Ф.Искандер, Е.Попов, Б.Ахмадулина, А.Вознесенский и др.) подготовили альманах Метрополь . Ничего крамольного в сборнике не было, но требование авторов печатать все без цензуры власти не приняли. После неудавшихся попыток издать его на родине, его отправили за границу, что вновь вызвало скандал.

После перестройки неофициальная литература прекратила существование. Опальные ученые (Андрей Сахаров) становились центральными политическими фигурами, запрещенные писатели (Александр Солженицын) открыто публиковались. Тем не менее, вхождение самиздатских авторов в нормальную литературу было процессом непростым. Удалось это далеко не всем.

На первый взгляд, с отмиранием цензуры самиздат становился не нужен, т.к. фактически любой человек мог напечатать любой текст. С другой стороны, появилось другое затруднение – угроза тотальной коммерциализации публикуемых произведений. Диктат коммерческой выгоды привел к засилью востребованных массовым читателем популярных жанров – детективов, женских романов и т.д., что приводило к фактическому размежеванию литературной продукции на коммерческую и интеллектуальную, рассчитанную на сравнительно узкий круг потенциальных читателей. Т.е. в эпоху демократии диктат цензуры сменился диктатом рынка.

Начиная с 1990-х тексты перекочевывают на электронные сайты.

Журналы Самиздата.

Журналы Самиздата. В 1951 в Ленинграде на филфаке одновременно появились два рукописных альманаха: «Брынза» и «Съедим брынзу» – стихи, статьи, полемика. В Москве в 1960 выходят три номера одного из первых самиздатских журналов, «Синтаксис », тиражом 200–300 экземпляров. В 1978 в Париже выходил журнал под этим же названием под редакцией А.Синявского и М.Розановой.

В 1961 возник издаваемый Ю.Галансковым и Н.Горбаневской московский альманах «Феникс», характер альманаха – социально-критический. В 1965 вышел первый номер журнала СМОГа «Сфинксы». В Ленинграде в 1966 стал выходить альманах «Фьоретти», в котором доминировал пародийный тон, абсурдистские интонации.

В Ленинграде в 1970-е начинают издаваться независимые толстые литературные журналы. С 1976 по 1981 выходил журнал поэзии «37». Здесь печатались стихи Сапгира, Седаковой, Жданова, Пригова, неизданные тексты поэтов Серебряного века. С 1976 по 1990 вышло 80 номеров по 250–300 страниц журнала «Часы». Здесь больше места было уделено прозе. Журналы «37» и «Часы» порой вели друг с другом полемику в духе западников и славянофилов 19 в.

Журнал «Обводный канал» публиковал самиздатскую прозу, социологические и философские статьи, поэзию с интеллектуально-философским уклоном. Изысканно оформленный журнал «Северная почта» (ред. С.Дедюлин, В.Кривулин) был посвящен поэзии и проблемам теории и практики поэтического языка.

С 1985 в Ленинграде стал выходить прозападный «Митин журнал», который был ориентирован на культуру постмодерна. Это один из немногих журналов, которые выдержали испытание временем и выходят в типографском исполнении до сих пор. Из самиздатского в малотиражное издание превратился и журнал «Сумерки».

В Москве регулярных самиздатских изданий было меньше. Альманах «Московское время» был скорее коллективным сборником стихов. С середины 1980-х до начала перестройки выходит альманах «Эпсилон-салон». Альманахи «Вавилон», «Пост», выходившие в 1990-е, стали последними отзвуками уходящей эпохи самиздата.

«Грани » и «Континент » – наиболее известные журналы «тамиздата», как в СССР начали называть бесцензурные издания на русском языке, публикуемые за границей. Здесь преобладала правозащитная тематика – статьи и репортажи, литературное творчество русских диссидентов, печатались материалы из культурного наследия и литературные новинки.

К началу «перестройки» в СССР литературные самиздатские журналы стали массовым явлением, количество их названий даже перекрывало список официальных периодических изданий.

Ирина Ермакова

САМИЗДАТ В ПОЭЗИИ

Подпольное распространение текстов естественно для любой страны, в которой существует цензура. Но как правило список таких текстов ограничивается сочинениями прозаическим, а из поэзии – лишь узким кругом политической сатиры (плюс эротика и порнография). Отчасти такая ситуация наблюдалась и в России времен Николая I, когда был первый всплеск того, что впоследствии назвали «самиздатом». Правда, тогда широко переписывали и неполитические, в том числе опубликованные стихи, но это объяснялось дефицитом и дороговизной печатных изданий.

Для того, чтобы посреди 20 в. в России для поэзии наступила «догутенберговская эпоха», необходимы были два условия: во-первых, желание власти целиком контролировать культурно-эстетическую сферу общественной жизни, во-вторых – ее неспособность полностью реализовать свои претензии. Поэтому в сталинские времена, хотя и распространялись в списках стихотоврения Ахматовой , Мандельштама , поэтов «серебряного века », «самиздат» как общественное явление только зарождался: было слишком страшно, и всякая несанкционированная рукопись могла «потянуть» на долгие годы лагеря.

Таким образом мы имеем полное право сказать, что «самиздат» в своем, так сказать, классическом виде – дитя «оттепели». Кстати, широкому распространению этого явления, кроме очевидных общественно-политических процессов, способствовали два, не оцененных до сих пор фактора: распространение печатных машинок и отдельных квартир (где можно было перепечатывать тексты, не боясь доноса соседей).

Окончание сталинской эпохи привело к бурному всплеску интереса к поэзии. Можно сказать, что в 50-е советская молодежь заново открывала для себя современную мировую культуру, прежде всего культуру поэтическую. Не случайно это открытие началось с «лучшего, талантливейшего советского поэта», служившего как бы официальным мостиком между советской культурой и миром авангарда. В 1958 на Триумфальной площади в Москве был открыт памятник Маяковскому , и тотчас вокруг него стала собираться по вечерам молодежь, читавшая стихи Маяковского, других современных поэтов и, наконец, свои собственные. Власти сначала не знали, как реагировать, потом усилили контроль и наконец, после начала «завинчивания гаек» в области культуры – разогнали (1962).

К тому моменту, однако, поэтический самиздат давно уже стал свершившимся фактом. Слово это (в форме «Самсебяиздат») изобрел, как известно, Николай Глазков (1919–1979), который печатался мало. Одно из лучших и наиболее глубоких его произведений – популярное в «самиздате» стихотворение:

Я на век взираю из-под столика.

Век двадцатый, век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней .

По иронии судьбы это крамольное стихотворение было опубликовано, и не где-нибудь, а в «Правде» – разумеется, в контексте ругательной статьи.

Среди других «пионеров» «самиздата» следует назвать Александра Есенина-Вольпина и Наума Коржавина , чьи произведения уже в сталинские годы были полны общественно-политическим звучанием и предвосхищали будущую «диссидентскую» поэзию. Собственно, это – стихотворная публицистика. Есенин-Вольпин несколько «наивно» и прямолинейно выражает в стихах мысли и чувства диссидента:

...Если вынесу войну и голодок,

Может быть, я подожду еще годок,

Посмотрю на те невзрачные места,

Где я рос и где боялся так хлыста (...)

А когда пойдут свободно поезда –

Я уеду из России навсегда!

(О сограждане, коровы и быки , 1952–1953. Имеется в виду поражение СССР в предполагаемой войне с США).

Стихи Коржавина интеллектуальны, наполнены историко-философским содержанием, и представляют собой рефлексию на злободневные политические темы, например, оправданности насилия в истории:

Если кровь, то Спасу нет,

Ставь хоть церковь на крови

Не с того ль твоя судьба?

Смертный выстрел – для любви,

С Богом – дворников толпа,

Церковь Спаса – на крови…

(Церковь Спаса на Крови , 1968)

Его же стихотворение Памяти Герцена , представляющее собой шутовское прощание с идеалами революции и «истинного ленинизма» (Какая сука разбудила Ленина... ), – быстро стало популярной песней.

Из более молодого поколения поэтов, начинавших на «Маяковке», следует отметить Владимира Ковенацкого (1938–1986) и Глеба Горбовского (р. 1931). Последний, специально приезжавший на «Маяковку» из Ленинграда, писал стихи, стилизованные под блатные, из которых наибольшую популярность приобрело ставшее песней Лежу на нарах, как король на именинах...

Во времена «оттепели» важное значение для поэтического мира приобретают те «живые ниточки», которые еще связывали современность с «Серебряным веком»; молодежь восстанавливает преемственность со своими поэтическими «дедами и бабками» как бы через головы непосредственно предшествовавшего поколения. С миром авангарда связывал современность Алексей Крученых , на квартире которого собирался ряд начинающиих поэтов (Владимир Казаков, Геннадий Айги); другими центрами для творческой молодежи были дома философа Якова Друскина в Ленинграде (Друскин был ближайшим другом Хармса и Введенского) и историка-античника А.Н.Егунова, связанного с Константином Вагиновым и обэриутами . Продолжателем традиций авангарда был поэт и художник Евгений Кропивницкий, живший тогда еще в поселке Лианозове; вокруг него со временем сформировалась «лианозовская школа», или школа «барачной поэзии»: Игорь Холин, Генрих Сапгир, Всеволод Некрасов.

Молодые люди, тяготевшие к классической традиции, группировались, с одной стороны, вокруг Надежды Мандельштам и медиевиста Леонида Пинскера (Юрий Карабчиевский, Наталья Горбаневская, Ольга Постников и др.), с другой стороны – вокруг Анны Ахматовой (Евгений Рейн (р. 1935), Дмитрий Бобышев, Анатолий Найман и, конечно же, Иосиф Бродский – ленинградский кружок, члены которого получили название «ахматовских сирот»). Важную роль в этом процессе «трансляции традиции» играли также Арсений Тарковский и Леонид Пастернак , вокруг которого (в отличиее от Тарковского) не составилось постоянного кружка.

После смерти Анны Ахматовой в Ленинграде главными центрами притяжения для молодых поэтов стали Давид Дар и Глеб Семенов. По выражению их ученика, поэта Виктора Кривулина, они воспитали «целую плеяду поэтов и прозаиков, часть из которых составила впоследствии костяк так называемой второй, или неофициальной, культуры (Олег Охапкин, Алексей Шельвах, Елена Шварц, Александр Ожиганов и др.)». Наконец, в начале 1960-х сформировался царскосельский кружок (Юрий Алексеев, Борис Куприянов, Петр Чейгин, Константин Кузьминский, Елена Игнатова). Кружок собирался на квартире Татьяны Гнедич, которая вела литобъединение при одной из местных библиотек.

Из молодых поэтических имен 1950-х самым значительным было имя Станислава Красовицкого, которого Ахматова считала «безусловно гениальным». Красовицкий был членом студенческого кружка, собиравшегося на квартире Галины Андреевой; кроме него, видную роль в кружке играли Леонид Чертков и Николай Шмелев. Кружок распался в 1957 после ареста Черткова.

В те же годы в Ленинграде существовал своеобразный неофутуристический кружок, ориентированный на поэтикуВелимира Хлебникова и абсурдизм. Он сложился вокруг студентов филфака ЛГУ: Эдуарда Кондратова, Сокольникова, Михаила Красильникова и Юрия Михайлова, которые еще в 1951 были исключены из университета за поразительную для тех времен акцию (они явились в университет в русских рубашках и смазных сапогах и принялись хлебать тюрю, декламируя Хлебникова). Впоследствии они были восстановлены в университете и стали центром кружка, в который вошли также Александр Кондратов (брат Эдуарда), Сергей Кулле, Владимир Уфлянд, Леонид Виноградов, Михаил Еремин и Алексей Лифшиц (Лев Лосев). Кружок распался в конце 1956 после ареста Л.Виноградова (который во время демонстрации 7 ноября поднял плакат, осуждающий вторжение в Венгрию).

Пожалуй, самой знаменитой неофициальной поэтической группой 1960-х являлся СМОГ, что обыкновенно расшифровывалось как «Самое Молодое Общество Гениев», или «Сила, Мысль, Образ, Глубина». Группа состояла из совсем молодых людей: студентов-первокурсников и школьников старших классов. Центром и инициатором создания группы был поэт Леонид Губанов (1946–1983). Смогисты откровенно афишировали свое неприятие казенного искусства и всего официального мира: например, выступали в мешках и с петлей на шее. 14 апреля 1965 (в день смерти Маяковского) они прошли по Москве с лозунгами: «Будем ходить босыми и горячими!», «Лишим соцреализм девственности!» и т.д. Власти, естественно, тотчас отреагировали, и СМОГ распался. Из участников этого объединения особо важную роль в дальнейшем развитии неофициальной поэзии сыграл Юрий Кублановский (р. 1946); оттуда же вышел прозаик Саша Соколов.

В начале 70-х образовалась группа «Московское время », виднейшими членами которой были Александр Сопровский (1953–1990). Бахыт Кенжеев (р. 1950), Сергей Гандлевский (р. 1952) и Алексей Цветков.

Кружки литераторов и поэтов, оппозиционно настроенных к официальному искусству, существовали во многих местах, особенно в крупных городах (Риге, Харькове, Львове и др.).

Из поэтов, не принадлежавших ни к какому кружку или объединению, особо следует отметить Леонида Аронзона (1939–1970) и Ольгу Седакову. В середине 70-х на авансцену поэтической жизни выходит новое поколение поэтов андеграунда, среди которых: Иван Жданов, Александр Парщиков и Александр Еременко, провозглашенного поэтическим подпольем «королем поэтов».

Ослабление, а затем и ликвидация цензуры при Горбачеве быстро свели на нет и «самиздат» как явление, и советский андеграунд как особую субкультуру. Многие поэты, начинавшие в качестве поэтов андеграунда, в 1980–1990-х благополучно вошли в истеблишмент (как Бахыт Кенжеев, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов (р. 1940), Тимур Кибиров (р. 1956); впрочем, они еще до перестройки получили широкое признание на Западе). Возникшие с конца 80-х годов литературные салоны перевели прежнюю полуподпольную форму общения поэтов в, так сказать, легальное русло. В настоящее время, «самиздат», в том числе поэтический, в классическом виде невозможен.

Павел Шехтман

История самиздата в России

Хотя само слово самиздат появилось лишь в середине XX века, с древнейших времен запрещённые произведения передавались друг другу рукописным способом. В XVIII веке именно так по России распространялись сатиры Сумарокова . Потом, в первой половине XIX века, когда Россия буквально кишела тайными обществами, - воззвания будущих декабристов , а позже - и «народников» . На следующий же день после смерти Пушкина , настигшей его 28 января (9 февраля) 1837 года, весь Петербург (а вслед за ним и Москва) читал ходившие по рукам многократно переписываемые строчки стихотворения Лермонтова «На смерть поэта ». В то время это называлось «хождением в списках». Так, «в списках», ходила комедия Грибоедова «Горе от ума », запрещённая цензурой на долгое время. Лишь после смерти автора (1829), в 1831 году была разрешена постановка полного текста комедии, без купюр, сначала в Петербурге, потом в Москве (вне столиц пьеса официально была запрещёна до 6 июля 1863; первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году ). Во второй половине XIX столетия всю Россию наводнили листочки с едкими поэмами вологодского опального священника Василия Сиротина (более всего известного как автора песни «Улица, улица, ты, брат, пьяна»). Также, в рукописных изданиях ходили произведения Баркова , Некрасова и т. д. XX столетие уже широко использовало для самиздата новшества научно-технического прогресса: печатные машинки и др. устройства, ротапринты, магнитофоны… С конца XX века для этой цели широко используется Интернет.

В XXI веке слова самиздат и тамиздат используются также в качестве названий зарегистрированных изданий; они печатаются или распространяются в Интернете открыто, доступны, и уже в силу этого, такие издания не являются ни самиздатом, ни тамиздатом в исходном значении этих слов.

Дискутируется вопрос о том, следует ли журналы, выходившие в последнее десятилетие XX века, да и любую не преследуемую издательскую деятельность, называть самиздатом .

Возникновение терминов

Название самиздат появилось в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде Госкомиздат , Политиздат и т. п. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово «самсебяиздат» употребил поэт Николай Глазков , уже в 1940-е гг. ставивший это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетённых машинописных сборниках своих стихов .

Также «Самиздатом» в 70-е, начале 80-х XX века назывались книги, собранные из светокопий страниц журналов популярной литературы (из-за малых тиражей не попадавших на прилавок). Например - «В августе 44-го», «Царь-рыба», «Белая Гвардия» и т. д. Данный «Самиздат» мог преследоваться не за содержание, а за «расхищение социалистической собственности», то есть бумаги, ресурса светокопира (были все только в госсобственности), материала переплёта (отсутствие в свободной продаже).

Согласно Александру Даниэлю, самиздат - это специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде .

В виде самиздатовских копий впервые получили хождение:

  • многие выдающиеся произведения литературы, в частности «Доктор Живаго » Б. Пастернака , «Архипелаг ГУЛАГ », «Раковый корпус » и «В круге первом » А. Солженицына , «Зияющие высоты », «Светлое будущее » и «Желтый дом » А. Зиновьева , «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича и «Опустелый дом» Л. Чуковской .
  • стихи Иосифа Бродского , О. Мандельштама , А. Галича ,
  • книги авторов, которые формально не были запрещены (или запрет формально был отменён), но издавались крайне мало и не могли попасть ко многим читателям, например, стихи и проза М. Цветаевой , Андрея Белого , Саши Чёрного , А. Ахматовой , B.Шаламова , Хармса , некоторые произведения братьев Стругацких , «Мастер и Маргарита » М. А. Булгакова и др.,
  • переводная иностранная литература (художественная, научная, социально-политическая, например, Джилас).
  • таким же образом по Москве и Ленинграду «ходили» записанные анекдоты Игоря Губермана, эпиграммы на советских политиков и известных коммунистических литераторов, например, эпиграммы Зиновия Паперного .

Правда, таким же способом любители распространяли порнографию .

Термины самиздат и тамиздат стали интернациональными , как и некоторые другие слова, пришедшие из СССР, например, спутник , КГБ , перестройка , гласность . В 70-х годах самиздат был столь широко распространён, что про него был сочинен анекдот: Бабушка для внука перепечатывает на машинке роман «Война и мир» Толстого - внучек ничего, кроме самиздата, не читает.

Периодические самиздатские издания и репрессии

Распространителей самиздата преследовали через прокуратуру и КГБ . Антология преследований (как и других репрессий) называлась Хроника текущих событий и тоже распространялась в самиздате; распространение информации о репрессиях подавлялось особенно жестоко и тоже попадало в «хронику».

Преследование самиздата противоречило международным соглашениям, подписанным Советским Союзом в Хельсинки. Были организованы группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, см., например, Московская Хельсинкская группа . Документы Хельсинкских групп выходили как в самиздате, так и в тамиздате . Изготовление и распространение этих документов преследовалось властями; участников Хельсинкских групп выгоняли с работы, арестовывали и подвергали принудительному лечению (карательная психиатрия) .

Несмотря на репрессии, поток самиздата ширился. Председатель КГБ Андропов в 1970 году в секретном сообщении ЦК отмечал: «За период с 1965 года появилось свыше 400 различных исследований и статей по экономическим, политическим и философским вопросам, в которых с разных сторон критикуется исторический опыт социалистического строительства в Советском Союзе, ревизуется внешняя и внутренняя политика КПСС, выдвигаются различного рода программы оппозиционной деятельности» .

Не только диссиденты

Возникновение советского самиздата послесталинской эпохи было в значительной степени связано с художественной литературой, запрещённой в СССР не по политическим, а по эстетическим и другим причинам. Так, Лилианна Лунгина вспоминает:

Поскольку книги величайших русских поэтов двадцатого столетия не переиздавались и их имена были вычеркнуты из истории культуры, Леонид Ефимович Пинский взял на себя инициативу разыскать старые книжки или заграничные факсимильные переиздания, чтобы сделать копии. Стихи Цветаевой , Мандельштама , Гумилёва , Ходасевича перепечатывали на машинке в четырёх экземплярах, а то и переписывали от руки, переплетали в маленькие брошюрки и их передавали друг другу. Многие из наших друзей последовали этому примеру .

В дальнейшем наряду с откровенно диссидентскими трудами в самиздате распространялись и политически безобидные, но по тем или иным причинам не вошедшие в официальную «обойму» произведения, например переводы книг Туве Янссон и Дж. Р. Р. Толкина .

В самиздате распространялись также кулинарные рецепты и рецепты алкогольных коктейлей и самогоноварения. Копировались и перекопировались топографические карты , порнографические материалы, модельные лекала и выкройки из западных журналов (например, Плейбой , Бурда-моден) и прочее. Были достаточно широко известны также самиздатные материалы и труды (например, В. Г. Ажажа) по неприветствовавшейся и засекреченной теме НЛО и уфологии .

Особая тема - рок-самиздат: журналы «Рокси» , «Ухо», «Зеркало» и другие журналы, рассказывавшие об отечественной и зарубежной рок-музыке. Журналы печатались на пишущей машинке.

Бытовал мелкий коммерческий самиздат по продаже (особенно в поездах) тех же рецептов, выкроек, календариков (например, с портретами опального Сталина , эротики, животных).

Во времена усиления «Борьбы с пьянством и алкоголизмом» «Самиздат» - жаргонное название самогона .

Технологии самиздата

Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага . При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г/м²) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки - пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа.

Перестройка и освобождение слова

С начала 1990-х и до настоящего момента для изготовления первой копии издания используется лазерный принтер, а потом оно размножается на ксероксе или на ризографе . В связи с общедоступностью оргтехники и расходных материалов на лазерном принтере может быть распечатан и весь тираж издания (уже с середины 80-х на Западе получили распространение т. н. «персональные издательства»). Машинописный самиздат сейчас практически не встречается, зато некоторые рукописные издания сами по себе являются художественными произведениями.
В середине 1990-х, в связи с массовым распространением персональных компьютеров и неразвитостью глобальных сетей были единичные попытки распространения самиздата на дискетах в виде интерактивных журналов с ASCII-картинками , однако электронная форма передачи быстро вытеснила как бумажные, так и магнитные носители.

Самиздатские журналы

  • «Грааль»
  • «Мария»
  • «Обводной канал»
  • «Северная почта»
  • «Транспонанс»

См. также

  • Samizdat : And Other Issues Regarding the "Source" of Open Source Code - книга, на английской вики.

Примечания

  1. «China’s ruling families: Riches exposed. Communist Party leaders struggle to manage a tense transition» The Economist Nov 3rd 2012
  2. Есть магнитофон системы «Яуза»… Сборник текстов магнитиздата / Сост. Алексей Уклеин. - Калуга: ПО «Полиграфист», 1991. - 254 с.
  3. Георгий ЯНС. «САМ- И ТАМИЗДАТ». Одинцовская НЕДЕЛЯ, 05.03.2007, 13:25
  4. Театральная энциклопедия
  5. Самсебяиздат
  6. Александр Даниэль. Истоки и смысл советского Самиздата. Антология самиздата
  7. Владимир Буковский «И возвращается ветер…», NY, Хроника, 1978, стр.126
  8. Йосиф Зисельс. «Если я только для себя…» главы из книги, josifkniga, 13-Sep-2002
  9. N.Cornwell, Soviet Literature - Samisdat, Tamisdat and Gosizdat publishing (1917-1991), The Literaty encyclopedia
  10. By Linda Mastalir. From Samizdat to Tamizdat: a Vienna meeting Радио Прага, 19-09-2006
  11. С. В. Калистратова . Заступница. Е. Печуро (составитель). «Звенья», 2003.
  12. Доклад Андропова о самиздате в ЦК КПСС, Протокол от 21 декабря 1970 г.
  13. Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. - М.: Астрель, CORPUS, 2010. - С. 247.
  14. Е. Дёготь. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000. - С. 186.
  15. Игорь Халымбаджа, «Фантастический самиздат» , журнал «Если» № 9, 1998.
  16. Лекция 4. Дешевые вина СССР и самогон
  17. Хорошевский А. Ю. 100 знаменитых символов советской эпохи. Харьков: ФОЛИО, 2006. С.412-418
  18. Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Любая книга священника - это часть его дела, его пастырского послушания» / Интервью / Патриархия.ru
  19. Samizdat russo

Литература

  • Константинова М. Глава III. Параллельный мир: самиздат //

Самиздат (СИ, сайт samlib.ru) – один из самых популярных литературных сайтов. Причем если лет пять назад он был в основном сайтом для авторов, где пишущие люди общались меж собой, то сейчас он стал сайтом для читателей. Очень многие авторы СИ – люди публикующиеся. И возможность ознакомиться с новыми произведениями до , как и бесплатно почитать жанровые истории новичков, привлекает на Самиздат огромное количество читателей.

Именно Самиздат для многих становится стартовой площадкой: здесь автор знакомится со своими первыми читателями, получает первые , участвует в первых конкурсах и находит критиков. А также – получает первые предложения от издательств. Последние имеют на ресурсе свои разделы и постоянно мониторят новинки в поисках талантов.

Конечно, раскрутить свое произведение на СИ очень непросто. На момент написания статьи в Самиздате начитывалось авторов — 89 529, произведений различных форм и – 1 132 688. Впрочем, часть разделов принадлежит «мертвым душам» (тем, кто зарегистрировался и забросил СИ), часть – это разделы читателей, которые «дружат» с разделами любимых авторов, чтобы отслеживать новинки. Но активных конкурентов все равно много. 🙂 И новичку нужно суметь выделиться из общей массы и заявить о себе.

(Скрины справа клибельны).

Завести раздел на СИ несложно – система регистрации довольно простая, как и функции управления разделом.

Экспериментируйте, изучайте, узнавайте. На Самиздате можно добиться много – издательства с удовольствием приглашают к сотрудничеству раскрученных авторов.

Но в самиздатного раздела есть множество правил и подводных камней. И вашему вниманию предлагается перечень «чужих граблей». 🙂

Основные ошибки новичков Самиздата:

1. Ожидание, бездействие и надежда, что читатели сами найдут ваши произведения.

Поймите одно – вас там никто не ждет. Жестоко, но это факт. Ваши произведения тоже пока никому не нужны – на СИ есть, что почитать. И бездеятельное ожидание чревато низким посещением, читательским молчанием и вашим болезненным разочарованием. На СИ, как и в жизни, важно постоянно проявлять себя и быть очень активным. Если, конечно, вам нужны отзывы и критика. И подробнее о хитростях самиздатного мы еще поговорим.

2. Выкладка всего творчества сразу и сплошным списком.

На СИ есть возможность создавать разделы с аннотациями и иллюстрациями. Систематизируйте свое творчество, создайте разделы, напишите к ним интересные – да, и к разделам, и к произведениям. Даже если вы выкладываете стихи, аннотацией прицепите красивую строчку. Также есть возможность создавать архивы – подразделы. На главной странице должно отображаться самое интересное, а не список из 145 стихов, в котором теряешься.

И не публикуйте сразу все – выберите самое интересное и цепляющее, а процентов тридцать-сорок оставьте в заначке. Читателей постоянно надо «кормить» новинками, и заначка может пригодиться тогда, когда у вас не будет времени писать, а читатели соберутся и потребуют нового.

Что касается иллюстраций – аватарок к разделам (группам), то на СИ есть люди, специально занимающиеся созданием аватарок. Самый известный сайт – agitki.ru. Также есть аватарки «живой» статистики – счетчики, карты посещений. Ссылки на них можно найти в чужих разделах, просто нажав на иконку той же карты. Плюс есть сайт для загрузки и создания собственных аватарок (radikal.ru).

3. Невозможный черно-синий фон подложки и нечитаемый, хотя и красивый готический шрифт.

На Самиздате есть возможность изменить подложку раздела и шрифты по шаблонам, которые разрабатывают авторы СИ, но хорошо бы этим не злоупотреблять. Понятное и читаемое всегда лучше, чем красивое, но неудобное. К вам приходят читать, а не смотреть.

4. «Черный» пиар и нещадный троллинг.

Данное явление прослеживается у большинства начинающих: они приходят в популярный раздел, ругают первое попавшееся произведение, а потом – «тут фигня и бред, а вот я пишу… а вот у меня… да вы почитайте и поймете, что я лучше!..»

Помните: зависть никому не делает чести. И в ответ на «черный» пиар вы получите бан и массу негатива от постоянных читателей. И лишь один процент из них, может быть, заглянет молча к вам в раздел.

На чужой территории будьте вежливыми и корректными, не приводите себя в пример и пиарьтесь только там, где это официально разрешено владельцем раздела.

5. Звездная болезнь и боязнь/неприятие критики.

Читатели на СИ в основном доброжелательные. И, поддерживая начинающих, зачастую пишут исключительно хорошие отзывы. И у новичка быстро развивается синдром гения. К читателям он начинает относиться небрежно, на коллег смотрит свысока, а критику не воспринимает вообще, даже вежливую и конструктивную. А ведь хорошая критика – это не попытки унизить ваше творчество, а возможность для вас — увидеть собственные ошибки и учиться, развиваться.

Боязнь критики – еще одна ошибка. Многие либо «ведутся» на критику, считая, что у него все плохо, заранее боясь строгих разборов. Либо, как было сказано выше, отвергают ее изначально, полагая свое произведение гениальным. И то и другое только вредит. Не стоит считать мнение критика единственно верным и бояться указания на ошибки, и не стоит отвергать чужой взгляд. Это, повторюсь, .

Впрочем, на СИ много и тех, кого называют «крЫтиками». Это люди, мнящие себя литературоведами. Они любят разносить произведение в пух и прах, тыкать автора носом в ошибки, но зачастую цепляются к мелочам и не могут обосновать свою позицию. « кривой», « слабые» — вот и вся их аргументация. А почему что-то криво и слабо, они на примерах доказать уже не могут. И относиться к подобным мнениям нужно соответственно: перечитать и подумать, так ли все криво и слабо, как малюет «крЫтик». Главное, не верить слепо и не расстраиваться.

И бороться со звездной болезнью, конечно же. И любить своих читателей. 🙂 На СИ читатели молчаливые, и поначалу у вас появится один-два активиста – в лучшем случае. Не ждите большего. Цените то, что есть. И находите возможность поговорить с ними – даже просто о погоде. Ибо они – ваше будущее . 😉

филолог, писатель-фантаст

Привет, друзья! Вы на Блоге о фэнтези и фантастике! Сегодня у нас рецензия на свеженькую книгу с самиздата – «Душа или жизнь», автор Александр Гикало (на СИ — Plattark).

Заметил я эту книгу сперва на Лит-Эре, там же и прочёл всё, что на тот момент было написано (8 глав), и в её добавил.

Первая книга уже завершена (от 04.05.2017), и полный текст выложен на СИ и Лит-Эре – 612 кб. по счётчику СИ. Вторая пишется.

Давайте сначала определимся с жанровой принадлежностью, а потом разберёмся уже более конкретно в мире книги и в сюжете.

Аннотация правильно сообщает нам, что мы собираемся читать РеалРПГ (ответвление ) с элементами игры «Dark Souls». Запомните это, дальше пригодится.

В идеале, стоило бы всё это сделать завтра. День Дурака был бы вообще идеальным вариантом… жаль я об этом подумал уже после рассылки книги.

Теперь буду как следует присматриваться к издательствам и писать синопсис.

Теперь о планах в блоге и писанине.

Здравствуйте, дорогие подписчики и читатели Блога о фэнтези и фантастике!