Сценарии «Дети Войны

День Победы для детей 6-9 лет

Детям, пережившим ту войну, Поклониться нужно до земли!

Описание: Данный материал будет полезен учителям начальных классов и музыкальным руководителям детских садов. Материал предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал может быть применен на классных часах, открытых уроках, праздниках в детском саду.
Задачи: Прививать уважительное отношение к войнам, к армии, людям пережившим войну, детям войны. Воспитывать и развивать патриотические чувства. Укреплять в мировоззрении идею мира во всём мире. Учить бережно и уважительно относиться к людям старшего поколения, ветеранам. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой народ, сумевший выстоять в страшной войне.

Роли:
Ведущая
Девочка
Репертуар:
-«День Победы»
-Инсценировка: «Ой, Мишка, как же страшно мне!» Л Тасси
-Песня о мире
-Танец «Синий платочек»
-«Три танкиста»
-Хореографическая композиция
-Мы рисуем голубя.
Атрибуты:
Платочки для танца,
Конверты памяти,
Мультимедийный проектор.

Дети под музыку «День Победы» входят в зал.

Ведущая: Добрый день, дорогие дети, добрый день, дорогие гости.
Мы собрались в нашем зале, в преддверии самого большого и важного праздника, праздника Победы. Много лет назад отгремел салют победы, но боль и горечь той войны забывать нельзя. Страшная война затронула всех людей разных профессий и возрастов. Даже самые маленькие дети испытали все ужасы войны.

Дети рассаживаются на места, звучит попури «Песни военных лет» Слайд «Горящая изба».

Инсценировка «Ой, Мишка, как же страшно мне!»
Ведущая: Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка: «Не плачь, не плачь…Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
Ведущая: … Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Девочка: Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я…»
Ведущая: … А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
Девочка: «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Ведущая: Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
Девочка: «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
Ведущая: … Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна,
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!

Ведущая: Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны.

Дети выходят, читают стихи

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы


Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,


В гетто умирали и в печах.

Было неуютно, страшно, сыро,

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.

Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Девочки и мальчики войны!

Дочери страны! Ее сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!

Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям


Доброты, душевного тепла!

Все: Хотим, чтоб всюду на планете войны совсем не знали дети!

Песня о мире

Ведущая: Праздник Победы - это праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра
Воспоминания о тех, кто себе
Целью поставил, чтоб впредь этот день
Символом стал всех стараний людей-
В мире и счастье растить малышей!

Ведущая: Вся страна от мала до велика встала на защиту своей Родины. Каждый помогал, чем мог. Дети сразу повзрослели, потому, что надо было помогать взрослым

Слайд «мальчик и токарный станок».

Ведущая: Дети и подростки работали на заводах, становились на табуретку или ящик, чтоб доставать до станка. В любую погоду в неотапливаемом помещении они работали. Такие вот Вани и Сани, Пети и Вовы в тылу ковали патроны, гранаты, винтовки.
…. Чтоб строчил пулемётчик за синий платочек, за дом свой родной..

Танец «Синий платочек»

Ведущая: Маленькие жители страны видели, как устают мамы от тяжелой работы в тылу. Как ждут долгожданного сообщения по радио о событиях на фронтах. Всей душой им хотелось помочь взрослым, своей стране.

Слайд танк «Малютка»

Ведущая: Однажды в редакцию одной газеты («Омская правда») пришло письмо …Я, Ада Зименина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычовка Смоленской области. Я хочу домой Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, что бы они тоже отдали свои деньги на танк! И назвали его «Малютка» Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой. Ада.

Ведущая: И редакцию завалили тысячи детских писем!

Читают дети

1.Мне папа с фронта прислал 135 рублей на новые сапоги, но я ещё похожу в старых ботиночках. Адик Солодов, 6 лет
2 Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 10 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова
3Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага! Таня Чистякова.

Ведущая: Танк был сделан и воевал на нём сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк.
Ведущая: И таких писем, таких историй было очень много. Потому, что с первых часов ВОВ рассматривалась всеми советскими людьми, как Священная народная Отечественная война.

Песня «Три танкиста»

Ведущий: Несмотря на сопротивление, фашистские войска захватывали наши села, наши города. Шли ожесточенные бои.
Но наш народ не сдавался. Все верили в победу!

Слайд Отец и сын партизаны

Ведущая: А вы знаете, кто такие партизаны? Это старики, женщины, дети, которые не хотели оставаться на территории занятой немцами, в оккупированных деревнях и посёлках. Они уходили в леса. Жили в землянках. Взрывали заводы и железнодорожное полотно, чем моли помогали красной армии. Дети сражались наравне с взрослыми многие стаи героями

Слайды: «Володя Козьмин», «Лёня Голиков», «Марат Козей», « Лара Миженко», «Валя Котик», «Зина Портнова», «Таня Морозова», «Витя Коробков»

Все они погибли ради того, что бы жили вы.

Ведущая: Вот пацан-партизан, в телогреечке,
Он фашистам долг отдал до копеечке
За родных, за мать с отца, за сестрёночку,
Поджигает партизан фитиль спичечкой
Побежал огонёк, убежал паренёк
Прогремел мощный взрыв, рельс случился разрыв
Под откос эшелон крики выстрелы, стон
Ты, как думал фашист, будешь брит?
Будешь чист? Слышишь свист, видишь ад?
Атакует тебя партизанский отряд
Что, страшны тебе, гадина, мстители-
Партизаны: пацаны и родители!

Хореографическая композиция

Ведущая: Девочки собирали посылки с тёплыми вещами, писали письма бойцам. Получит боец письмо и вспомнит свой дом, свою сторону. И станет ему на душе легче и знает солдат, за что он воюет. За свою семью, за свой дом, За Родину, за страну!
А письма были не обычные, без конвертов. Мы в нашем саду решили провести акцию памяти. «Письмо памяти» В этом письме мы с благодарность вспоминаем всех тех, кто защищал нашу Родину, наше будущее. И сколько б ни прошло лет, с той далёкой войны, мы будем вспоминать о ней, о тех людях, которые принесли нам победу, вечная им слава и низкий поклон! И большое спасибо за мирное небо над головой в нашей России!

Песня «Мы рисуем голубя»

Ведущая: На этом наш утренник заканчивается. Нам бы очень хотелось, что б после всего услышанного и увиденного вы помнили о том страшном времени, о людях, которые сумели всё это выстоять, вынести ради нас с вами.
Дети войны
Светлана Сирена.

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Слёзы в глазах от обид застывали.
Кровь и расстрелы. Горела страна…
Долго ее из руин поднимали,
Жить лучше мечтали… Снова война.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали… Война…
В детских глазах испуг все читали.
Как же понять, что такое война?..
Взрослые дяди в них просто стреляли,
Их убивали, сжигали дотла.
Чёрные дни от пожаров и гари –
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни?
Дети войны быстро взрослыми стали.
Их детство украли фашисты-враги,
Дети войны игрушек не знали,
Книг не читали, прожить не могли.
Многих спасли, но другие пропали:
От голода, пуль они полегли…
Братья и сёстры друг друга теряли,
Кого-то в детдом поместить помогли.
Позже друг друга годами искали…
Время бежало, взрослели и мы.
Может, всю жизнь этой весточки ждали,
Слёзы душили от разной молвы.
Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!.
Сколько же лет разделяли людей!
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и солнечных дней!

О детях войны
Валентина САЛИЙ
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

(Сцена задрапирована алым бархатом, приглушенный свет. На сцене - накрытый белоснежной скатертью стол, на нем горит свеча, лежат красные гвоздики, солдатская пилотка. На переднем плане слева - Ведущий (1), справа - Ведущий (2), в центре Чтецы (1)-(3). Во время действия с левой стороны сцены находятся декорации землянки, в центре которой стоит грубо сколоченный деревянный стол. На нем лежат треугольники фронтовых писем, стоит солдатский котелок с водой. Вокруг стола расположены три деревянных чурбана, на которых сидят Юноши (1)-(3) в военной форме. В центре сцены - колонна рейхстага.

Открыта правая сторона сцены. На сцене Ведущие (1) и (2).

Через видеопроектор демонстрируются слайды: первая бомбардировка; женщина держит на руках ребенка на фоне пожарища; люди слушают сводку Совинформбюро. Звучит аудиозапись обращения Ю. Левитана: «Внимание, говорят все радиостанции Советского Союза. Граждане и гражданки. Сегодня, 22 июня в 4 часа утра войска фашистской Германии атаковали наши границы. Были подвергнуты бомбардировке советские города...»

Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная!».)

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

(В центре сцены Юноша (1) в форме пехотинца, его провожает на войну Девушка. Фоном звучит аудиозапись «Марша славянки».)

На вольном, на синем, на тихом Дону

Походная песня звучала.

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала.

ЮНОША (1):

Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернусь ли домой - неизвестно.

ДЕВУШКА:

Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала.

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся.

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою к ним возвращайся.

В. Гусев «На вольном, на синем, на тихом Дону...»

ВЕДУЩИЙ 1: Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в большую жизнь выпускников, только вчера в газете написали, что в Германию ушел советский состав с сахаром и мукой. Да, еще такая дружественная была страна... И вот вместо танцев и гармошки - слезы прощания с родными и близкими. Может быть, навсегда. И вот уже сотни бомб и снарядов сброшены на советские города, гибнут люди...

ВЕДУЩИЙ 2: По стране объявлена всеобщая мобилизация. На фронт, на передовую забирают всех мужчин, кому уже исполнилось 18 лет. Восемнадцати-, девятнадцати-, двадцатилетние - это они первыми ушли на фронт, это они первыми встали на пути врага. Никто тогда еще не знал, что война будет страшной и долгой, что она унесет миллионы жизней, и что самый сильный ее удар придется на плечи тех, кому от 16 до 20... Вчерашние школьники...

(Через видеопроектор демонстрируется слайд: призывники уходят на фронт. Звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».)

ВЕДУЩИЙ 1: Горечью и болью наполнялись людские сердца, когда провожали на фронт таких молодых ребят. Самых лучших, самых умных - будущее страны. Но верили в то, что они не отступят, не сдадутся, не дрогнут перед врагом. Ведь теперь они были солдатами, вставшими на защиту Родины.

(Открывается занавес. Слева - Юноша (2) в офицерской форме.)

ЮНОША (2):

Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.

В широкой армейской шинели

Мы ростом казались малы,

Мы песни заливисто пели,

Скребли, провинившись полы. Когда же, идя на ученья,

Мы путали ногу подчас.

25-го года рожденья! -

С усмешкой кивали на нас.

Но фронт наступил! Мы мужали

В сражениях день ото дня

С соседом до битвы сдружаясь,

Друзей после битв хороня.

Е. Винокуров. 25-го года рожденья

ВЕДУЩИЙ 2: Статистика тех лет говорит, что из призывников 1941 года назад не вернулся почти никто...

Отрывок из романа К.Симонова «Русские люди»

Сафонов -Иван Никитович, командир автобата

Ильин - политрук

Васин - Александр Васильевич, пожилой, очень высокий, сутуловатый, с бородой

Валя - молодая девушка

Шура - машинистка

Панин - корреспондент центральной газеты

ВЕДУЩИЙ 1: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме. Я не хочу также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня» (Юлиус Фучик).

«Женский батальон» (отрывок из повести «А зори здесь тихие» Б.Васильева)

Танец Журавлей.

ВЕДУЩИЙ 2: Война всколыхнула всю страну. Весь народ встал на ее защиту. С первых дней войны военкоматы работали круглосуточно. С заявлением на фронт шли все, кто мог держать оружие в руках. Те, кто не попали в первые дни на фронт, поступили учиться в различные военные училища, чтобы получить там военную специальность. На места родителей за станок, на трактор становились их дети. Рабочий день был по 12- 16-18 часов. На всех фронтах были сыны и дочери полка. Во всех партизанских отрядах были дети, которые ходили в разведку и приносили важные сведения о противнике.

«Сын полка». В.Катаев (отрывок из повести)

ВЕДУЩИЙ (1): Мир помнит несгибаемое мужество Брестской крепости, Москвы, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы и Смоленска, Мурманска и Сталинграда. Но города становятся героями лишь тогда, когда героями становятся их защитники.

ВЕДУЩИЙ (1): Многострадальная Сталинградская земля. Сколько тебе пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать, невозможно сеять хлеб. Чего в ней было больше - металла или земли? Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России - ее величайшей победой.

Отрывок из романа К.Симонова «Дни и ночи»

ВЕДУЩИЙ (1): Отгремела война, а никак не отпустит тревожную память бойца... Мы никогда не забудем наших мужественных героев, тех, кто принес нам великую Победу! Эта Победа стала данью павших, наградой живым.

«Встреча»

ВЕДУЩИЙ (2): 9 мая 2010 года каждый будет вспоминать не вернувшихся с поля боя. Это наша память, память поколений. Память вышедшего из огня, и у которой соленый вкус. Великие жертвы принес наш народ. Но судьба нашей Родины в надежных руках, потому и никогда не кончится Россия. Все мы сплочены самым крепким братством на земле, потому и не стареет этот светлый праздник - День Победы!

Или (На заднем плане сцены крупным шрифтом написаны две даты)

Ведущий 1-й:

Две странички календаря. Два дня жизни Планеты Земля. Два дня Истории Человечества. Ведущий 2-й: Они отмечены в календаре разными цветами: один - черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой - красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются:

Ведущий 1-й: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг.

Ведущий 2-й: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Ведущий 1-й: Два дня календаря. А между ними... 1418 ДНЕЙ

(В помощь ведущим выходят 6 участников, одетых в форму: 1-й - пехотинца, 2-й - летчика, 3-й - моряка, 4-й - рабочего, 5-й - хлебороба-землепашца, 6-й - партизана, что символизирует единение фронта и тыла. Участники поочередно читают стихотворение А.Николаева «1418 дней»).

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою -

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Наградила нас она

Фронтовым содружеством,

Не было содружества

Крепче и родней.

Под огнем, под пулями

Закалялось мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Сколько горя вынесло

Наше поколение,

Каждый день теряли мы

Фронтовых друзей,

Каждый день, задумайтесь,

День поминовения,

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю,

Самому мне встретилась тысяча смертей,

Только майский светлый день увенчал Победою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Нами было сделано все во имя Родины,

И еще послужим мы Родине своей,

Все теперь под силу нам, если нами пройдены

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Александр Николаев

Песня «Ах, эти тучи в голубом»

1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе!

В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.

Вот основные из них:

22. 06. 1941г. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Героическая оборона Брестской крепости.

10. 07. 1941г. Начало Смоленского сражения.

30. 08. - 08. 09.1941 г. Ельнинская операция. Освобождение г. Ельня.

18.09.1941г. Создание первых гвардейских частей Красной Армии. Рождение Советской Гвардии.

24.10.1941г. Начало героической обороны Тулы.

30. 09.1941 г. - 20.04.1942 г. Битва под Москвой.

05. -06.12.1941 г. Контрнаступление под Москвой. Провал немецкого блицкрига (т.е. молниеносного захвата Москвы).

10.07.1941 г.09.08.1944 г. Битва за Ленинград.

10.07.1941 г. Начало героической обороны Ленинграда

08.09.1941 г. - 27.01.1944 г. Ленинград в кольце блокады.

18.01.1943 г. Прорыв советскими войсками блокады Ленинграда.

27.01.1944 г. Полное снятие блокады.

09.08.1944 г. Полное освобождение Ленинграда от врага.

17.07.1942 г. - 02.02.1943 г. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны.

19.11.1942 г. Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом.

25.07.1942 г. - 09.10.1943 г. Битва за Кавказ.

19.08.1942 г. - 16.09.1943 г. Битва на Малой Земле. Освобождение Новороссийска.

05.07.1943 г. - 23.08.1943 г. Курская битва.

12.07.1943 г. Танковое сражение под Прохоровкой

05.08.1943 г. Освобождение городов Орел и Белгород. Первый салют в Москве в честь этого события.

Август-декабрь 1943 г. Битва за Днепр. Разгром немецких армий «Юг» и «Центр».

24.12.1943 г-17.04.1944 г. Наступательная операция по разгрому немецких войск и освобождение Правобережной Украины.

06.11.1943 г. Освобождение Киева.

25.09.1943г. Освобождение Смоленска.

23.06.1944 г. - 29.08.1944 г. Белорусская наступательная операция.

03.07.1944г. Освобождение Минска.

05.08.1941 Г.-14.04.1944 г. Героическая оборона и освобождение Одессы

16.11.1941 г.11.04.1944 г. Героическая оборона и освобождение Керчи.

30.10.1941-09.05.1944 г. Героическая оборона и освобождение Севастополя.

Октябрь 1941 Г.-29.10.1944 г. Героическая оборона и освобождение советского Заполярья.

Середина июля 1944 г. Выход советских войск к западным границам СССР. Начало освобождения Европы от фашистской оккупации.

13.07.1944 Г.-29.08.1944 г. Львовско-Сандомирская наступательная операция.

20.08.1944 г 29.08.1944 г. Ясско-Кишиневская наступательная операция. Освобождение Молдавии и Румынии.

Сентябрь-октябрь 1944 г. Балканская наступательная операция.

Освобождение Болгарии и Югославии.

12.01.1945г. 03.02.1945 г. Висло-Одерская наступательная операция. Освобождение Польши.

13.01.19451 Г.-25.04.1945 г. Восточно-Прусская операция. Освобождение Австрии, Венгрии.

16.04.1945 г-08.05.1945 г. Берлинская наступательная операция.

30.04.1945 г. Советские войска водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

02.05.1945 г. Советские войска полностью овладели столицей фашистской Германией, Берлином.

08.05.1945 г. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции.

06.05.1945 г.11.05.1945 Пражская наступательная операция. Освобождение Чехословакии.

Период отступления и обороны со стороны Красной Армии, накопление резервных сил, перестройка тыла на военный лад;

Переход от обороны к контрнаступлению, начало коренного перелома в ходе войны;

Начало изгнания врага с нашей страны, освобождение глубинных, центральных территорий СССР;

Освобождение от врага крайних приграничных территорий СССР на юге, западе и севере;

Начало освобождения Европы и окончательный разгром врага на его же собственной территории.

Для детей старшего дошкольного возраста
9. для старшеклассников
10.

«Дети войны»

У нас и детства не было отдельно
А были вместе детство и война.

Ведущий:
Слово учителю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль, отклик у Эха нашла.

Ведущий.
А мы не стали памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских - седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запом­нить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.

Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.

Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.

Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились - не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!

Показ видеоролика или фотографий детей - воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.

Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.

Ведущий.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блока­да, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке - блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.

Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Боль­шой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма.

Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя - это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
— Доброте, чтобы
-Чтоб забыла планета Земля,
-Что такое вражда и война.

Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.

Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы поста­раетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.

Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)

Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День Победы, предложим вашему вниманию стихи, посвященные Дню Победы.

День Победы - 9 Мая

Праздник Победы — это праздник

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра.

ПОБЕДЫ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ

Саша достал своё игрушечное ружьё и спросил Алёнку: «Хороший из меня военный?» Алёнка улыбнулась и спросила: «Ты в таком виде пойдёшь на парад ко Дню Победы?» Саша пожал плечами, а потом ответил: «Нет, на парад я пойду с цветами — подарю их настоящим воинам!» Эти слова услышал дедушка и погладил Сашу по голове: «Молодец, внучек!» А потом сел рядом и начал рассказывать о войне и победе.

9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими были годы войны.

Вторая мировая война началась в 1939 году. Она охватила более 60 стран мира! В нашу страну она пришла страшным утром 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, люди отдыхали, планировали свой выходной. Как вдруг громом ударила новость: «Началась война! Фашистская Германия без объявления войны начала наступление...» Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. Те, кто остался, пошли в партизаны, чтобы бороться с врагом в тылу.

Долгие военные годы люди не могли жить спокойно. Каждый день приносил потери, настоящее горе. Более 60 миллионов человек не вернулись домой. Половина погибших — жители бывшего Советского Союза. Почти каждая семья потеряла дедушку, отца, брата или сестру...

Дорогую цену заплатил русский, белорусский, украинский и другие народы СССР за участие в этой ужасной войне. Война не жалела ни стариков, ни детей.

Нападающие издевались над жителями захваченных городов и сёл. Смело боролись наши воины с захватчиками. Не могли они простить сожжённые дома, разрушенные памятники национальной культуры. А ещё больнее им было за погибших родных и друзей. Не боялись солдаты ни голода, ни холода. Возможно, им тоже было страшно. Но мечта о победе, мирной жизни постоянно поддерживала их.

Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к победному концу. Наши бойцы сражались, насколько хватало сил. Весной наша армия подошла к столице фашистской Германии — городу Берлину.

Битва за Берлин продолжалась до 2 мая. Особенно отчаянным был штурм рейхстага, где собрались руководители Германии. 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны. Враг сдался. День 9 мая стал Днём Победы, большим праздником всего человечества.

Теперь в этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.

Стихи ко Дню Победы для детей

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Вместе с дедушкой

Растаял утренний туман,

Красуется весна...

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что ещё болят

С далёких дней войны.

Ещё тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Помни

(Отрывок)

Помни, как гремели орудий раскаты,

Как в огне умирали солдаты

В сорок первом, сорок пятом —

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,

Мы за счастье и слёзы в ответе,

На планете наши дети —

Поколение юных живёт.

Солдаты

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

От жары, от злого зноя

Гимнастёрки на плечах повыгорали;

Своё знамя боевое

От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили,

Защищая отчий край — страну родную;

Одолели, победили

Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

Шли с войны домой советские солдаты.

Всероссийский фестиваль
педагогического творчества
2016-2017 учебного года
Номинация: Материалы для преподавателей
Рубрика: Праздники и мероприятия
Название работы: Сценарий митинга к 9 мая «Дети войны»
Автор: Ганьшина Валентина НиколаевнаМесто выполнения работы: МБОУ «Белореченский лицей», пос. Белореченский, Усольский район, Иркутской области

Сценарий митинга к 9 мая «Дети войны»
Ведущий 2. Внимание! К выносу Флагов Российской Федерации и Белореченского лицея приготовиться! Флаги внести!
Ведущий 1. Сегодня мы собрались в преддверии одного из самых значимых праздников нашей страны – Дня победы в Великой Отечественной войне. Разрешите митинг считать открытым!
Гимн РФ
Ведущий 2. Сегодня мы посвящаем этот митинг людям, чьё детство пришлось на страшные годы войны!
Ведущий 1. Муса Джалиль в стихотворении "Против врага" писал:
В черный уголь немало стран превратив,
Груды тел разбросав по дорогам, полям,
Злобный Гитлер, жадный до крови зверь,
Тянет грязные лапы теперь и к нам,
Хочет он нашу землю испепелить,
А свободный народ превратить в рабов,
Хочет он, чтоб богатства нашей страны
Растащила свора фашистских псов.
Ведущий 2. Перед нападением на нашу страну Гитлер так напутствовал своих солдат-завоевателей: "Жестокость является благом для будущегоВойну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия. Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай", - каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. 22 июня.Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось, все невозможное, чтобы выстоять и победить. И немалую лепту для победы внесли дети. Дети войны! Ведущий 3. Степан Щипачёв. «22 июня 1941 года
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
(звучит «Довоенный вальс» в исполнении И. Кобзона)
Ведущий 1. 22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия.
Ведущий 2-й: Великая Отечественная война... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины. Но ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санитарками на полях сражений, кто-то заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях». Так писала Светлана Алексиевич в своей книге "У войны не женское лицо". Но если не женское, то тем более не детское. Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь.
Ведущий 3-й: Да, война – не детское дело. Но эта война была особеннойОна и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. Ведущий 1. Глаза девчонки семилетней, Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска. Она молчит, о чем не спросишь, Пошутишь с ней – молчит в ответ. Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет. (А. Барто. "Глаза девчонки семилетней")
Ведущий 3. Дети войны. Так часто называют тех, кто в начале сороковых еще ходил в школу, тех, кто очень рано встал у станка, тех, кто помогал в госпиталях ухаживать за ранеными, тех, кто стал сынами полка, кто воевал рядом со взрослыми.
Ведущий 2. В те годы дети быстро взрослели. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. В тылу врага ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на фабриках и заводах своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай.
Ведущий 3. 12-летняя Валя Иванова с согласия своего отца, который командовал батальоном, была зачислена на должность санинструктора, а в тринадцать лет стала квалифицированной сестрой хирургической группы, прошла всю войну.
Ведущий 4. Леня Голиков был бригадным разведчиком в партизанском отряде, ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Ведущий 5. Зина Портнова была членом подпольной комсомольской организации "Юные мстители", ей также было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Ведущий 6. Имена детей-героев можно называть долго, всех имён не перечесть: Валя Котик, Володя Дубинин, Марат Казей, Юта Бондаровская, Василий Коробко, Александр Бородулин, Галина Комлева, Виктор Хоменко, Александр Кобер, Лариса Михеенко.
Ведущий 2. После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Одна из этих историй – о Тане Савичевой, ленинградской школьнице. Ведущий 1. На берегу Невы, В музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок. Его писала Савичева Таня. Он каждого пришедшего влечет. Ведущий 3. Пред ним стоят сельчане, горожане, От старца – До наивного мальца. И письменная сущность содержанья Ошеломляет Души и сердца. Ведущий 4. Это – всем живущим в назиданье, Чтобы каждый в суть явлений вник, - Время возвышает образ Тани И ее доподлинный дневник. Ведущий 5. Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки. И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки. Ведущий 6. В каждом слове – емкость телеграммы, Глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе Ведущий 2. Это смертный приговор убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это – боль, которая клубится. Это – сердце, что летит сюда Время удлиняет расстоянья Между всеми нами и тобой. Ведущий 1. Встань пред миром, Савичева Таня, Со своей немыслимой судьбой! Пусть из поколенья в поколенье Эстафетно Шествует она, Пусть живет, не ведая старенья, И гласит Про наши времена! (С. Смирнов. "Таня Савичева") Ведущий 3. Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в том, что она написала блокадную историю своей семьиБольшая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей Ведущий 4. Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в Горьковскую область. Но из-за сильного истощения и нервного потрясения она не смогла выжить. Умерла Таня Савичева 23 мая 1944 года. Ведущий 5. Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться!" (И. Малышев) (звучит ария "Аве, Мария!")
Ведущий 3. Сегодня у нас в гостях человек, который выучил половину нашего посёлка, Нэля Александровна Антонова. Она тоже в годы войны была совсем еще ребёнком.Ведущий 2. Почтим минутой молчания всех, кто погиб от этой страшной войны.
Ведущий 4. ВойнаКак она изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты. Ведущий 5. Фашистами были созданы целые комбинаты смерти: Освенцим, Саласпилс, Майданек, Маутхаузен, Бухенвальд. Среди заключенных были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов – на лямках возить груженные разным грузом повозки. Они отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали дети с 4 часов утра. Ведущий 6. Детей закапывали живыми, душили газом в газовых камерах. У детей в лагерях выкачивали кровь для немецких солдат. Бывшая узница Саласпилса рассказывала: "В Саласпилсе детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирали по сто пятьдесят человек". Ведущий 2. Дети войны! Мальчики и девочки!..Их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. 22 июня 1941 года – этот день не забыть ни взрослым, ни детям. Ведущий 1. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, Любовь обещала, Родина. Ведущий 1. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти. Родина? Ведущий 3. Тихо сказала: "Вставайте на помощь" - Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина. Ведущий 4. Самое лучшее, дорогое – Родина. Горе твое – Это наше горе, Родина. Правда твоя – Это наша правда, Родина. Слава твоя – Это наша слава, Родина! (Роберт Рождественский. "Реквием", гл. вторая) 2. Ведущий Все дальше в историю уходит от нас победный май сорок пятого года, но, сколько бы лет ни прошло, мы вновь и вновь сверяем, и будем сверять свои стремления, мысли и дела с тем, что сделано и создано поколением военного времени. Пусть будет мир. Пусть мы всегда будем помнить о детях военного времени, о тех, кто отдал за нас жизнь. Помнить, что самая большая ценность на свете – ценность человеческой жизни. Я желаю всем нам никогда не знать ужасов войны. Посмотрите сегодня на своих родных бабушку или дедушку или соседских, может быть, именно они были детьми войны. Подойдите, расспросите их! А может быть им нужно чем-то помочь?
Ведущий 2. Внимание! К выносу Флагов Российской Федерации и Белореченского лицея приготовиться! Флаги вынести!
Ведущий 1. Митинг считать закрытым!