Схема разбора спп с несколькими придаточными. Чехов «Вечер в степи

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потёмках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос, вроде удивлённого «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

Сквозь мглу видно всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всё представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждёт и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.

А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далёкое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся чьё-то удивлённое «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в неё, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца!

Скачать в ZIP (5.93 Кб)

Файлы: 1 файл

chehov.doc (33.00 Кб) - Открыть , Скачать

Анализ отрывка из повести А. П. Чехова «Степь»

глава IV

«А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное "а-а!" и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко.

А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна.

Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!

Тпрр! Здорово, Пантелей! Все благополучно?

Слава богу, Иван Иваныч!

Не видали, ребята, Варламова?

Нет, не видали.

Егорушка проснулся и открыл глаза. Бричка стояла. Направо по дороге далеко вперед тянулся обоз, около которого сновали какие-то люди. Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми, а лошади - маленькими и коротконогими».

Данный текст является отрывком из повести «Степь» А.П. Чехова, который был написан в 1888 году.

Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо сознавать, что степь одинока, что «богатства ее и вдохновение гибнут даром». В третьей же части автор возвращает нас от описания природы к действующим лицам и описывает встречу Иван Иваныча, Егора, о. Христофора и Дениса с Пантелеем и ребятами. Таким образом, текст состоит из пяти абзацев, один из которых – диалог. Рассказ в этом отрывке ведется от третьего лица. Слова автора в нем отсутствуют, но чувствуется его оценка в описании степи. Он трепетно и с любовью доносит до читателя все прелести этого края, и ему не безразлично его настоящее и будущее.

Чужая речь в данном тексте представлена диалогом, из которого мы можем понять, что беседую люди, не имеющие свободного времени на разговоры, так как и вопросы Иван Иваныча и ответы Пантелея с ребятами в диалоге односложны.

По типу речи отрывок – повествование с элементами описания, написан в художественном стиле. Предложения последовательно связаны. Каждое предложение дополняет предыдущее по смыслу, отсюда мы можем видеть, что связь предложений в тексте – цепная.

Для описания природы автор использует разнообразные эпитеты: ночь «бледная и темная», небо «бледно – зеленое, усыпанное звездами» и «необъятно глубокое и безграничное». Также присутствуют олицетворения: «природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять…», небо «глядит томно и манит к себе».

Отрывок впечатлил меня не только необычным построения композиции, но и используемыми выразительными средствами. Чехов очень точно и кратко описал каждый образ, используя оригинальные эпитеты и метафоры. Благодаря этому, мы можем ясно представить себе все, что хочет донести до нас автор.

Краткое описание

Данный текст является отрывком из повести «Степь» А.П. Чехова, который был написан в 1888 году.

Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо сознавать, что степь одинока, что «богатства ее и вдохновение гибнут даром». В третьей же части автор возвращает нас от описания природы к действующим лицам и описывает встречу Иван Иваныча, Егора, о. Христофора и Дениса с Пантелеем и ребятами. Таким образом, текст состоит из пяти абзацев, один из которых – диалог. Рассказ в этом отрывке ведется от третьего лица. Слова автора в нем отсутствуют, но чувствуется его оценка в описании степи. Он трепетно и с любовью доносит до читателя все прелести этого края, и ему не безразлично его настоящее и будущее.

И на дорожку медленно сквозит
Из голубых полуоткрытых окон
Печальный силуэт… Упавший локон
По кружеву измятому скользит.

Императрица сумрачна, бледна,
Густые брови сведены сурово.
Она тоскует. Издали видна
Могила сероглазого Ланского…

2. "Последний лебедь в стынущем пруду…"

Последний лебедь в стынущем пруду,
Раскинув крылья, голову наклонит,
Последний отблеск мимолетно тронет
Деревья в зачарованном саду,

И все уснет… Медлителен и хмур,
На мрамор ляжет тканью синеватой
Глубокий снег. У величавых статуй
Стрелу опустит раненый амур.

И зазвучит тогда, невесела,
Неповторимой песней лебединой,
Отходная пленительной, единой
И странной жизни Царского Села.

"Эти странные жуткие сны…"

Эти странные жуткие сны…
Эти полосы бледного света…
Не люблю я шумливой весны
И нарядного яркого лета.

Под окном осыпается клен,
Свежий ветер неровен и волен.
Я тобою, сентябрь, ослеплен,
Я тобой очарован и болен!

Не звенит утомительный плуг,
И река не смывает плотины,
По деревьям развесил паук
Золотую парчу паутины.

Бледный свет обозначил виски,
И глаза улыбнулись смелее.
Неотступное бремя тоски
Надвигается все тяжелее

И безжалостно сводит с ума.
…Но уже неподвижным чернилом
Стали воды… И машет зима
Ледяным и жемчужным кропилом.

Ste-Genevieve des Bois

"Кое-где оставались снега…"

Кое-где оставались снега,
Но уже зеленели посевы.
На высокой колонне строга
Неусыпная тень Приснодевы.

В черной башне потухли огни,
Замолчали в тоске переулки.
Мне осенние вспомнились дни,
Мне припомнились наши прогулки,

И любимые наши места,
Древний крест, потемневший и строгий.
По полям разошлись от креста
Разорвавшейся лентой дороги.

В бледном небе сквозили леса,
Но не грели лучи золотые.
Неотступные эти глаза
В Октябре я увидел впервые.

И за их ослепительный взгляд
Полюбил эту местность и осень.
Только выпив заманчивый яд,
Я заметил, что он - смертоносен.

…Перелески белели, лески,
В горностай разодетые срубы…
А теперь и напиток тоски
Пусть попробуют бледные губы.

После милой короткой зимы
Солнце подняло сонные веки.
На проснувшейся площади мы
Расставались с тобою навеки.

И когда уж совсем занялись
Небеса, согревая посевы, -
Нас покинуло счастье и ввысь
Улетело к ногам Приснодевы!

"Воспоминанием невмочь…"

Воспоминанием невмочь
Душа сегодня истомилась.
По небосклону покатилась
Звезда пылающая в ночь,

И из земного шалаша,
Как друг испуганный к невесте,
К ней сорвалась моя душа
Лететь в неведомое вместе.

"Придти сюда, когда невыносимо…"

Придти сюда, когда невыносимо
Мне у людей остаться одному,
И на меже, среди полей озимых,
О Нем мечтать и каяться Ему.

Глядит на лес и снеговые тучи,
Молчит земля, пустынна и темна,
И только ветер медленный и жгучий
Приносит стук далекого гумна.

И возвращаясь кладбищем унылым,
Не думая о людях, не таясь,
Перед твоей заброшенной могилой
Припомнить всех, кто больше не у нас.

На повороте скрипнула телега…
Окраин низкие и темные дома…
Сегодня саван медленного снега
Опустит ночью ранняя зима…

"Мы на крыше высокой стояли вдвоем…"

Мы на крыше высокой стояли вдвоем,
Мы на бледно-зеленое небо глядели,
А под нами в саду умирал водоем,
И сияла заря, и деревья скрипели.

Бледный отблеск зари, задержавшись, тогда
Наших рук и волос мимолетно коснулся
И растаял в ночи… И потом никогда,
Никогда ни к тебе, ни ко мне не вернулся.

Замолчали последние вздохи струи,
И деревья в саду шелестеть перестали.
Но холодные, бледные руки твои
Холоднее еще и прозрачнее стали…

"Миниатюры Изабэ…"

Миниатюры Изабэ,
Полуистлевшие гравюры,
Дагерротип: на серебре
Едва заметные фигуры,

И весь тот милый, старый хлам,
Что завещали наши предки,
И в парке, строгие, как храм,
И колоннады, и беседки…

Ах, бедный Вертер! Не без слез
Мы расстаемся, верно, с вами.
… И, уходя, букетик роз
Я прикрепил к какой-то раме.

"На блеклом шелке медальоны…"

На блеклом шелке медальоны,
А в них веселые пастушки,
И принц, поймавший Сандрильону
У развалившейся избушки.

Жива идиллия Руссо -
Луга, барашек и качели.
Маркиза катит колесо,
А фавн играет на свирели.

И ночь спускается, шурша
Разлетом темно-синих крылий,
А за стеною камыша
Король ломает стебли лилий…

"За белым домом сонный сад…"

За белым домом сонный сад,
Дубы, зеленые поляны.
Веселый фавн потупил взгляд,
Слегка взволнованный и пьяный.

И между вязов светлый луч
Не устает безмолвно биться,
На небосклоне дымка туч
То застывает, то клубится.

А у воды заснула тишь,
Сковав летящие пушинки.
Неумолкающий камыш
До ночи шепчется с кувшинкой.

Искатель жемчуга

Взлетом упругим и смелым,
Мощью неслыханной полным,
Ринулось смуглое тело
В темно-зеленые волны.

С ним разъяренные гребни
Влились в провалы глухие,
Шепчут испуганно щебни
Гимны холодной стихии.

Ближе надвинулись тучи,
Ждут с затаенным вниманьем -
Выйдет ли снова могучим
Иль уплывет бездыханным?

Вышел… И водные кони
Бьются в беспомощном гневе.
В новой жемчужной короне
Скоро блистать королеве!..

ЭТА ЖИЗНЬ. (Париж. 1932)

"В сущности так немного…"

В сущности так немного
Мы просим себе у Бога:

Любовь и заброшенный дом,
Луну над старым прудом
И розовый куст у порога.

Чтоб розы цвели, цвели,
Чтоб пели в ночи соловьи,
Чтоб темные очи твои
Не подымались с земли.

Немного? Но просишь года,
А в Сене бежит вода,
Зеленая, как и всегда.

И слышится с неба ответ
Не ясный. Ни да, ни нет.

Mahrisch Trubau, 1930

"Мы знаем - любовь бывает…"

Мы знаем - любовь бывает,
Мы знаем - счастье есть,
Но только сердце не знает,
Как сердцу подать весть.

В какой-то стране далекой,
Иль рядом с нами тут,
Знаменья, голоса, срока
Также люди ждут…

Но только годами мимо
Идем, не видя их.
И сыпятся сроки незримо
Песком из рук Твоих.

ВСТРЕЧА

1. "Только раз дается в жизни счастье…"

Только раз дается в жизни счастье,
Только раз и только на мгновенье,
И не в нашей слишком слабой власти
Удержать его прикосновенье.

Дневник VI-49 Плещет бледно-зелёное небо

15 декабря 1999 г. На улицах очень грязно, вероятно, их просто не убирают. Египтяне говорят по-русски почти без акцента. Видела чёрных коз, задрипанных кошек небольшого размера. Раньше они почитались свящёнными, а нынче в загоне.

Около отелей чисто, причудливые растения, цветы. Русские бархотки.

Нинель с удивлением переспросила меня: «Мы должны утром говорить друг другу «доброе утро», а вечером «спокойной ночи»? У неё нет таких привычек.

Слушала вести из России по ТВ.

Родились стихи:

Как печальна жизнь везде –
И в России, и в Египте,
И в Чечне, в Караганде.
Хочется смешных событий.

Но не воспою хвалу:
Взрывы, пытки и расстрелы
Не способствуют тому,
Чтобы расслаблялись нервы.

Плавала в бурном море. Пришёл араб, утащил мой лежак, требовал денег, потом принёс мне тонкий матрасик. Ветер сбил защитные зонты. Солнце светит в упор на меня.

Я заходила в разные лавочки по приглашению арабов, купила маленькие папирусы, долго торговалась. Мальчик взял деньги и ушёл, я стала нервничать, так как он долго не появлялся. Он вернувшись, позвал меня смотреть товары, разложенные на коврике. Я купила чёрную сумку со сфинксом и голубые бусы. У мальчика были повадки взрослого человека, он фамильярно похлопывал меня по плечу.

Набрела я на магазин духов. Молодой продавец долго давал мне нюхать разные виды духов, я с трудом выбрала то, что понравилось, отдала парню 10 долларов. Он поцеловал купюру и прижал её ко лбу. Так выражается благодарность Аллаху. Имя парня Марко, он немного говорит по-немецки. У него очень симпатичное лицо. Он сказал мне, что если я приду опять и приведу своих друзей, и они что-нибудь купят, то он даст мне комиссионные.

По дороге я познакомилась с Наташей из Москвы и её отцом. У Наташи пять лет назад умерла мама. Почувствовав во мне тепло, она потянулась ко мне. Мы зашли в лавку, где продают кольца. Я купила за 9 долларов серебряное кольцо с символом вечности. Наташа взяла меня под руку, и мы двинулись к следующей лавке.

Когда Наташа покупала чай каркаде, продавщица её обманула. Я раскрыла этот обман. Наташа сказала продавщице: «Отдавай мне деньги». Мы пошли дальше.

Всё время происходят приключения с арабами. Они постоянно проявляют ко мне внимание, кое-кто меня начинает защищать, я спасаюсь.

Меня спасли Наташа и её отец, они взяли мне полотенце, я поплавала нормально. Видела птенца потешного - ибиса.

Фирма Rest Trаvel в Москве обманула нас с пляжами. Я поговорили с двумя немками по-немецки по просьбе Наташи, они из Штуттгарта. Володю Бунина они не знают. Они сказали, что я хорошо говорю по-немецки.

Египтяне на лодке приплыли.
Корабли возвращаются в гавань.
На воде, на камнях пляшут блики.
Плещет бледно-зелёное небо.
Никого. Я в пустыне далёкой.

Кто-то бродит, спешит, лицемерит.
Добрых дел насчитала немало,
Равнодушья и скепсиса тоже.
Как же страх одолеть мне надеждой,
Запоздалого счастья дождаться?

По дороге домой меня окликает Марко. Он улыбается мне и протягивает руку, говорит: «Приходи в 8 вечера. Пойдём на дискотеку». Я сказала, что занята.

Мальчик, у которого я купила сумку, узнал меня, протянул руку, здороваясь.

Путь домой занял полчаса. Это приемлемо по времени.

Стихи Якова Полонского:

Перед непризнанной любовью
Я весел был в прощальный час,
Но, Боже мой! С какою болью
В душе очнулся я без Вас.

Какими тягостными снами
Томит, смущая мой покой,
Всё недосказанное Вами
И недослушанное мной!

Стихи мои об А.Н.:

Я выросла в полную меру,
Тебя потеряв. Посмотри,
Как плачет в печали безмерной
Душа, зажигаясь внутри

Твоим представленьям о мире –
Её обнимаю. Позволь
Уверить тебя: нет кумира,
Есть только привычная боль.

Но скоро в любовь претворится
Попытка любить и понять.
Душа – одинокая птица,
И нам – друг без друга летать.

Иллюстрация: фотографии пачки чая со старинным господином.

11-й класс

Орфографический тренинг перед экзаменом. Слитно или раздельно?

Задание А18

Часть 1

I. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. А. Вставши утром, она (Мисюсь) (тот)час же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, (так)что ножки ее едва касались земли.

Б. По лестнице снизу (в)верх (кто)то шел.

В. (На)право, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, (то)же старушка.

(в)виду столяр, загибая так немилосердно спинки, и хотелось думать, что тут виноват не столяр, а какой(нибудь) проезжий силач.

2. А. Взглянешь на (бледно)зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, (по)чему теплый воздух недвижим.

Б. Каждое личное сосуществование держится на тайне, и, быть может, (от)части (по)этому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна.

В. Стоило ему только вглядеться (в)даль, (что)бы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое-нибудь животное.

Г. Лавочник поднял брови, вышел (из)за прилавка и всыпал в карман Егорушки на копейку подсолнухов, (при)чем мерой служила пустая помадная баночка.

3. А. (На)конец раздались шаги вблизи, (кто)то кашлянул.

Б. Природа (как)будто (что)то предчувствовала и томилась.

В. Но вот (на)конец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал (куда)то.

Г. В (полу)версте от станции он сел на камень у дороги и стал глядеть на солнце, которое больше чем (на)половину спряталось за насыпь.

4. А. Саша сидит и придумывает, (что)бы такое сильное и веское сказать (не)навистному дяде.

Б. (Во)время чая, когда уже совсем стемнело и на стене вагона (по)вчерашнему висит фонарь, поезд вздрагивает от легкого толчка и тихо идет назад.

В. Тут всегда, даже в тихую погоду, (что)то гудело в старых амосовских печах, а (во)время грозы весь дом дрожал.

Г. Проходит еще двое суток и (на)конец (в)дали, в смуглом тумане показывается столица.

5. А. Монахи бросились к старику (на)(встречу) и осыпали его вопросами, но он, (в)место того чтобы обрадоваться им, горько заплакал.

Б. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, (что)бы не видеть падающих звезд, которые (почему)то пугали ее.

В. Эта прелестная улица (от)части заменяла сад, (так)как по обе стороны ее росли тополи.

Г. В жизни все зло, мне кажется, от праздности, от скуки, от душевной пустоты, а все это (не)избежно, когда привыкаешь жить (на)счет других.

6. А. Я вставал рано, с рассветом, и (тот)час же принимался за какую(нибудь) работу.

Б. Я помогал Степану, это мне нравилось, и, когда он уходил (куда)нибудь, я охотно оставался (в)место него.

В. (От)чего вы не бываете у меня? – спросила Мария Викторовна, поднимая свои умные, ясные глаза, а я сильно смутился от радости и стоял перед ней (на)вытяжку.

Г. (В)месте мы пили чай, варили кашу или по целым часам сидели молча, ожидая, не утихнет(ли) дождь.

7. А. (В)начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил (на)конец – и потекли ручьи.

Б. Говорят, что Моисей уже купил себе имение с переводом долга и постоянно справляется в банке (на)счет Дубечни, которую (то)же собирается купить.

В. Поезд уже ушел, покинув вас здесь. И шум его слышится (чуть)чуть и замирает (на)конец.

Г. Летом это была мелкая речушка, которую легко переходили (в)брод и которая обыкновенно пересыхала к августу, теперь(же), после половодья, это была река саженей в шесть ширины.

8. А старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, но (за)то часто присылал с земляками гостинцы и письма, написанные (чьим)то чужим почерком.

Б. В саду тихо шумели деревья, и прекрасная вечерняя заря горела (по)праздничному, захватив (пол)неба.

В. (Чего)бы только нельзя наговорить и накричать, если бы с этим ненавистным человеком не была связана (на)веки и безнадежно судьба сестры Веры?

Г. Саша пошла к избе, (что)бы пожаловаться; за нею шла Мотька, которая (то)же плакала.

9. А. На дачу выезжать (не)(за)(чем), так(как) и в городе хорошо.

Б. Егор Семеныч (с)начала ходил важный, надутый, как(бы) желая дать понять, что для него интересы справедливости и порядка выше всего на свете.

В. (И)так, с хозяином мы жили тихо и мирно, но все-таки то нечистое и оскорбительное, чего я так боялся, поступая в лакеи, было (на)лицо и давало себя чувствовать каждый день.

Г. Всматриваясь (по)тому направлению, где в прошлом году показался (в)первые черный монах, Коврин постоял минут двадцать, пока не начала тускнуть вечерняя заря.

10. А. Мы ослабели, опустились, пали (на)конец, наше поколение (в)сплошную состоит из неврастеников и нытиков.

Б. Надо сесть за стол и заставить себя, (во)(что)(бы) (то)(ни)(стало), сосредоточиться на одной какой(нибудь) мысли.

В. Покойный отец, Аким Иваныч, был братом хозяина, а все(таки) боялся старших, (в)роде этого жильца, и заискивал у них.

Г. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что(то) живое жалобно гудело, точно дуло (в)пустую бутылку.

11. А. Большая старая овчарка грязно(белого) цвета… раза три покойно обошла (во)круг лошади.

Б. Топорков… занимался одними только постукиваниями, выслушиваниями и выговорами (за)то, что воздух не чист, компресс поставлен не на месте и не (во)время.

В. Маруся (не)даром начиталась романов, в которых женятся и выходят замуж (на)зло любимым людям.

Г. (Темно)серые, точно грязью вымазанные, облака (в)сплошную заволакивали небо и своей неподвижностью наводили тоску.

12. А. Когда тень вербы начинала отходить (от)того берега, наступал (пол)день.

Б. Евтихий Кузьмич… умывается с мылом, от которого пахнет чем-то таким, (от)чего чихают все в доме, кушает в постные дни скоромное и ищет образованную невесту, а (по)тому считается самым умным жильцом.

В. Птица (на)счет ягод вредная, это верно, но все(таки) тварь.

Г. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в (полу)открытые, неподвижные глаза Варьки и в ее (на)половину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы.

13. А. От бессонницы и (в)следствие напряженной борьбы со мной происходит (не)что странное.

Б. Прошел Топорков через зал, гостиную и столовую, (ни)(на)(кого ) не глядя, важно, (по)генеральски, на весь дом скрипя своими сияющими сапогами.

В. Днем княгиня крепилась, ночью(же) давала полную свободу слезам и плакала всю ночь, (в)плоть до утра.

Г. Марусе хотелось хоть чем(нибудь) успокоить (без)умолку и, как ей казалось, на весь дом стучавшее сердце.

14. А. И мне даже стало досадно на этих детей (за)то, что они чинно ходят и о чем(то) солидно разговаривают.

Б. Я думал, а выжженная солнцем равнина, громадное небо, темневший (в)дали дубовый лес и туманная даль (как)будто говорили мне: “Да, ничего не поймешь на этом свете!”.

В. Было(бы) гораздо умнее, если (в)место чахоточных лип, желтой акации и редкой, стриженой сирени росли бы тут высокие сосны и хорошие дубы.

Г. (В)виду пересмотра “Уложения о наказаниях” не мешало бы, (к)стати, внести в него статьи.

15. А. Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей (за)то, что они (не)герои, может только узкий или озлобленный человек.

Б. Михаил Федорович злословит, Катя слушает, и оба не замечают, в какую глубокую пропасть мало(помалу) втягивает их такое, (по)видимому, невинное развлечение, как осуждение ближних.

В. Приезжая сняла пальто, (от)чего опять сузилась (на)половину, стащила с себя плисовые сапоги и тоже села.

Г. Николай приходит обыкновенно ко мне по праздникам, (как)будто за делом, но больше (за)тем, чтоб повидаться.

Часть II

II. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1. А. Расспрашиваю (на)счет имений (то)же самое.

Б. Холмов уже (не)было, а всюду, куда(ни) взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина.

В. Над травой носился легкий туман, и на небе мимо луны куда(то) (без)оглядки бежали облака.

Г. Что(то) бешеное, злобное, но глубоко несчастное с яростью зверя металось вокруг трактира и старалось ворваться (во)внутрь.

2. А. Казалось даже, что сам воздух трещал, (не)вынося холода; но, (не)смотря на это… озябшая полиция была уже на катке.

Б. Далеко, на том берегу, в непроглядной мгле, горело (в)рассыпную несколько ярко(красных) огней.

В. Егорушке показалось, что солнце было (не)на своем месте, (так)как вчера оно всходило за его спиной.

Г. Я (на)удачу пошел по одной из боковых аллей, насвистывая какой(то) мотив.

3. А. В один из июньских вечеров, когда солнце уже зашло, но широкий след его – багрово(золотистая) полоса еще красила далекий запад и пророчила (на)завтра тихий и ясный день, я подъехал… к флигелю.

Б. Солнце грело (по)летнему, голубое небо ласково манило (в)даль.

В. Должен же был когда(нибудь) ударить гром и брызнуть дождь, что(б) освежить душную атмосферу.

Г. В тот(же) день (во)время вечерних занятий я в лице Зиночки заметил резкую перемену.

4. А. Это было сказано (полу)шепотом, но так, (что)бы я слышал.

Б. Никита бьет (по)чем попало и уверен, что без этого не было(бы) здесь порядка.

В. Алехин простился и ушел к себе (в)низ, а гости остались (на)верху.

Г. Глухой (то)же сидел в лавке или без шапки, заложив руки в карманы, ходил по улице и рассеянно поглядывал то на избы, то (в)верх на небо.

5. А. (В)дали (по)прежнему машет крыльями мельница.

Б. Увидел Егорушка (то)же самое, что видел и до (полу)дня.

В. (Из)за холмов неожиданно показалось (пепельно)седое кудрявое облако.

Г. Набожности Андрей Ефимыч не проявлял и на духовную особу (в)начале своей врачебной карьеры походил (так)же мало, как теперь.

6. А. Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него (ни)какого двора (не)было.

Б. (Пол)минуты Ефрем стоял (не)шевелясь и тупо глядел на скамью.

В. Оба, сапожник и сирота, идут по полю, говорят (без)умолку и (не)утомляются.

Г. Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду (не)ведомый столяр.

7. А. (В)прочем, на одной стене в серой деревянной раме висели какие(то) правила с двуглавым орлом.

Б. (На)право темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что(то) неведомое и страшное.

В. Сиделка принесла чай и побранила Пашку (за)то, что он (не)оставил себе хлеба к чаю.

8. А. Холмов уже (не)было, а всюду, куда (ни)взглянешь, тянулась без конца бурая равнина.

Б. Дымов (ни)кого (не)боялся.

В. Все стали смотреть (в)даль и искать глазами лисицу, но (ни)чего не нашли.

Г. Солнце жгло (по)вчерашнему, воздух был (не)подвижен и уныл.

9. А. Подводчик Степка… в длинной рубахе, без пояса и в широких шароварах (на)выпуск… сбежал (в)низ по крутому бережку.

Б. Щука исчезла под раками, а (в)место нее всплыли (на)верх окуни и линь.

В. Этот улыбающийся человек (не)чувствовал и вкуса каши, потому(что) жевал как-то машинально.

Г. Егорушка (ни)чего (не)понимал в церковном пении и был равнодушен к нему.

10. А. (Не)знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не)красивым.

Б. Около домиков (не)было видно (ни)дворов, (ни)деревьев.

В. Природа (как)будто что(то) предчувствовала и томилась.

Г. Егорушка, давно уже (не)навидевший Дымова, почувствовал, как в воздухе вдруг стало (не)выносимо душно.

11. А. (Ни)кто (не)отозвался.

Б. Около машины (не)подвижно стояла какая(то) девочка.

В. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я (не)делал решительно (ни)чего.

Г. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, (не)надо (ли)послать за доктором.

12. А. И жизнь потекла (по)прежнему, такая(же) суровая, бестолковая.

Б. Хромая Пелагея была больна целый год, (ни)какие доктора и лекарства (не)помогали.

В. Мне (не)хотелось домой, да и (не)(за)(чем) было идти туда.

Г. Егор Семеныч и Таня как (ни)(в)(чем) (не)бывало гуляли рядышком.

13. А. Об Оленьке (ни)кто (не)мог подумать дурно.

Б. (В)первые сутки (не)обращаешь на тайгу внимания.

В. В Ореанде сидели на скамье, (не)далеко от церкви, смотрели (в)низ на море.

Г. (Не)понимая, (от)чего так резко изменились их милые отношения, Таня… жалась к отцу и с тревогой заглядывала ему в глаза.

14. А. В один день можно было много сработать, (при)том время бежало быстро, (не)заметно.

Б. Приобретайте друзей богатством (не)праведным – так сказано, потому(что) вообще нет и не может быть богатства праведного.

В. На (пол)пути я садился и смотрел на город, (не)решаясь подойти к нему близко.

Г. Ефрем раньше (во)всю свою жизнь (не)видал таких лиц.

15. А. Будущее наше рисовалось нам так: (в)начале на Кавказе, пока мы ознакомимся с местом и людьми, я надену (виц)мундир и буду служить.

Б. Но я (не)успел побывать в этом средневековом учреждении, (так)как в сентябре оно было закрыто молодым военным врачом.

В. Сильные морозы зимою и сырость (в)течение всего года… ставят (черно)рабочего в положение иной раз едва выносимое.

Г. Ачмианов (то)же скоро простился с компанией и пошел (в)след за Надеждой Федоровной.

16. А. Здесь есть пахотная земля, есть скот, но (ни)разу (не)было урожая.

Б. Еще (не)давно она (речка Аркай) была настоящей рекою и в ней ловили горбушу, теперь же, (в)следствие лесных пожаров и порубок, она обмелела и к лету пересыхает совершенно.

В. Здесь на открытом месте каждое из деревьев (в)одиночку ведет жестокую борьбу с морозами и холодными ветрами; и каждому приходится… качаться (не)угомонно из стороны в сторону.

Г. (В)прочем (во)время сильных дождей речка разливается.

17. А. (В)заключение (не)сколько слов об японцах, играющих видную роль в истории Южного Сахалина.

Б. (В)начале этого столетия (в)первые обратила внимание на Сахалин и наша дипломатия.

В. (По)видимому, у японцев… возникла мысль о колонии, быть может даже (сельско)хозяйственной.

Г. Рассказывают про семьи, которые (в)течение зимы (не)имели ни куска хлеба и питались одною только брюквой.

18. А. Летом люди, запряженные в бревно в (пол)аршина и толще, а в длину (не)сколько сажен, производят тяжелое впечатление.

Б. Каждый чиновник… (на)сколько я мог убедиться, может брать себе (не)ограниченное число прислуги.

В. Эти партии бродят по совершенно (не)исследованной местности, на которую… (не)ступала нога человека.

Г. Внешностью своей Корсаковка до обмана похожа на хорошую русскую деревушку, (при)том глухую, которой еще (не)коснулась цивилизация.

19. А.Лаевский чувствовал утомление и (не)ловкость человека, который, быть может, скоро умрет и (по)этому обращает на себя всеобщее внимание.

Б. (В)первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много (по)тому, что очень умен.

В. Сидел Топорков в санях (так)же, как и в кресле: важно, держа прямо голову и плечи, (не)глядя по сторонам.

Г. (Небо)склон побледнел, и (во)всю ширь его разлилась бледная, приятная зелень.

20. А. Митя вытащил (из)кармана нумер газеты, подал отцу и ткнул пальцем (в)место, обведенное синим карандашом.

Б. Несется (на)встречу другая тройка и (то)же во весь дух.

В. (В)продолжение всего года дорога остается (не)возможной.

Г. (На)пример, нагрузка и выгрузка пароходов, (не)требующие в России от рабочего исключительного напряжения сил, в Александровске часто представляются для людей истинным мучением.

Ключи к заданиям

1 – В 2 – Б 3 – Г 4 – Г 5 – А
6 – В 7 – Б 8 – Г 9 – В 10 – А
11 – В 12 – Г 13 – А 14 – Г 15 – В