Социальное неравенство и стратификация. Социальная мобильность. К. Маркс о происхождении неравенства. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы

При рассмотрении классово-стратификационной теории, раскрывающей процесс расслоения общества на социальные классы и слои, мы видим, что в основе этого расслоения лежит неравный доступ людей к материальным благам, власти, образованию, престижу, что и способствует иерархическому строению общества, т. е. размещению одних слоев выше или ниже других. Таким образом, проблема равенства и неравенства и характеризует процесс стратификации.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и др.

На вопрос о том, что является причиной неравенства в социологии, нет единого ответа. Представители философских и социологических направлений пытаются со своих позиций объяснить этот процесс.

Так, марксизм объясняет существующее в обществе социальное неравенство его экономической организацией. С точки зрения марксизма неравенство является результатом того, что люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом средства производства, богатство и власть), извлекают выгоды для себя. Такое положение может порождать недовольство и приводить к классовой борьбе. Это так называемая теория конфликта .

Не согласны с марксисткой теорией сторонники теории функционализма. Они рассматривают социальное неравенство как условие существования общества, дающее возможность поощрять наиболее полезные виды труда и лучших представителей общества. Так, М. Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» один из первых объясняет неравенство тем, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Все функции общества - закон, религия, семья, труд и т. д. - образуют иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. Да и сами люди талантливы в разной мере. В процессе обучения эти различия усиливаются. Для привлечения лучших и одарённых общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

М. Вебер свою теорию неравенства основывает на понятии статусных групп , которые пользуются почётом и уважением и имеют неодинаковый социальный престиж.

По П. Сорокину, причиной социального неравенства являются собственность, власть, профессия.

Своеобразный подход к объяснению социального неравенства - в репутационной теории Л. Уорнера. Он определял принадлежность людей к той или иной страте, исходя из оценки их статусов другими членами общества, т. е. репутации. Проводя исследование, он пришёл к выводу, что люди сами привыкли делить друг друга на высших и низших. Таким образом, причиной неравенства является психика людей. (См.: Рязанов, Ю. Б. Социальное неравенство / Ю. Б. Рязанов, А. А. Малыхин // Социология: учеб. пособие. - М. , 1999. - С. 13).

Констатируя факт социального неравенства в обществе и раскрывая его причины, многие социологи, и не только функционалисты, оправдывают его. Так, П. Сорокин отмечал, что неравенство - не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнивание в доходах, в отношении к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, самореализации, самоутверждению, а общество - единственного энергетического источника развития. Но жизнь доказывает, что есть разное неравенство, когда один работает, мягко говоря, имеет всё и даже больше, а другой, работая, еле влачит нищенское существование. Такое неравенство нельзя спокойно оправдывать.

С точки зрения марксизма, социальное неравенство есть явление, возникшее в определенных исторических условиях. Деление общества на классы – это результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Классы определяются исходя из факта владения или невладения частной собственностью (земля, капитал и т.д.). В любой классовой общественно-экономической формации существуют два антагонистических класса, например, при капитализме – это буржуазия и пролетариат. Классовые отношения с необходимостью предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт, который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.

Основы современного многомерного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером.

Веберовский подход к стратификации построен с учетом марксистской теории, но существенно модифицирует и развивает ее. Существует два главных различия между теорией М. Вебера и теорией К. Маркса. Во-первых, по М. Веберу, классовое деление проистекает не только от контроля (или его отсутствия) за средствами производства, но и от экономических различий, прямо не связанных с собственностью. Такие источники включают профессиональное мастерство или квалификацию, которые влияют на виды работ, получаемой людьми. Например, квалифицированным работникам гарантирована более высокая заработная плата. Во-вторых, наряду с экономическим аспектом стратификации М. Вебер учитывал такие аспекты как власть и престиж.

Таким образом, М. Вебер полагал, что социальную структуру общества определяют три автономных и взаимодействующих фактора: собственность, власть и престиж. По его мнению, различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а различия в «почестях» - дают статусные группы, или страты. Он выделял следующие классы:

1. Позитивно-привилегированный класс – это класс собственников, которые живут на доходы от собственности.

2. Негативно-привилегированный класс включает в себя тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке труда.

3. Средние классы – это классы, состоящие из независимых крестьян, ремесленников, чиновников, занятых в частном и общественном секторах, лиц свободных профессий, а также рабочих.

Помимо классов М. Вебер выделял в обществе также страты. Страта – общность людей, занимающих относительно близкое положение в профессиональной, социально-экономической и политической иерархиях и обладающих сходным уровнем влияния и престижа.

Функционалистская теория К. Дэвиса и У. Мура. С их точки зрения, стратификация представляет собой неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. Наиболее существенные положения функционалистской теории сводятся к следующему.

    Социальная дифференциация, во-первых, является неотъемлемой чертой всякого общества, а во-вторых, она функционально необходима, ибо выполняет в обществе функции стимулирования и социального контроля.

    В результате развивающегося разделения труда индивиды реализуют в данном обществе какие-то полезные функции и, соответственно, занимают разные социально-профессиональные позиции. Это одновременно и разделяет, и связывает их воедино.

    Людям свойственно ранжировать социально-профессиональные позиции, давая им моральную оценку. Почему одни профессии кажутся нам престижнее других? В основе ранжирования лежат два фактора: функциональная важность для общества (степень содействия общественному благу) и дефицитность выполняемой роли. Дефицитность же профессии, в свою очередь, определяется необходимостью получения особой квалификации. Например, профессия шофера куда менее дефицитна, чем профессия врача, поскольку получение последней сопряжено со значительно более длительным периодом обучения.

    Те позиции, которым приписывается более высокий ранг в соответствии с их важностью и дефицитностью, обеспечивают их обладателям в среднем и более значительные вознаграждения: доходы, власть и престиж.

    Существует конкуренция за более престижные места, в результате которой их занимают наиболее дееспособные представители данного общества. Таким путем и достигается функциональность общественного организма.

Структурный функционализм как социологическая парадигма

Структурный функционализм - направление социологической мысли,

социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении

элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в

бульшей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных

Основопожники:

I. Альфред Редклифф-Браун


Основные идеи:

· Социальный порядок поддерживается социальными институтами Социальные институты - нормы поведения – поддерживаются постоянными практиками. Практики не должны мешать друг другу. В некоторых случаях они поддерживают друг друга. Возникает процесс «коадаптации» .

· Функционализм – это способ организации практик для поддержания стабильности в обществе.

· Социальная структура – это совокупность устойчивых социальных отношений. Существует «тотальная социальная структура», которая воспроизводится устойчивыми практиками Эволюционизм vs. Диффузионизм. Как изучать общество?

Необходимо сравнение практик в обществах разного типа


II. Бронислав Малиновский 


Основные идеи:

v Включенное наблюдение

· Необходимо изучать мировозрение и культуру людей, чтобы понять, как возможно общество

v Взаимность, принцип взаимности:


· -Общая


· -Симметричная


· -Негативная

v Социальное действие можно объяснить только по средствам

· понимания потребностей людей. Необходимо понимать их культуру,

· их ценности и способ удовлетворения потребностей в данной

· культуре. 


III. Тэлкотт Парсонс

· Мир системен, поэтому изучать его нужно в системном порядке



· Система есть целостное образование. Ее аспекты – структурность и процессуальность.

· Системы существуют во взаимодейтвии со средой, с которой они находятся в обменных отношениях.

· Структура – это совокупность стандартизованных отношений между элементами системы.

· Элемент социальной системы – действующий человек (актор)

· Роль – это ожидаемое поведение, соответствующее статусу и социальной позиции индивида

Количественные и качественные методы в современной социологии

Методология социологических исследований - это совокупность методов

социологических исследований, способов и подходов к их применению.

Все методы социологических исследований можно условно разделить на две

1) методы сбора данных

2) методы обработки социологических данных

Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две

1) количественные методы

2) качественные методы социологического исследования. 


Поэтому существуют такие виды социологических исследований как

количественные и качественные.

Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть

какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько

массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно

для общества.

К количественным методам исследования относятся:

· - социологический опрос

· - контент анализ документов

· - метод интервью

· - наблюдение

· - эксперимент

Качественные методы социологии:

· - фокус группа

· - исследование случая («кейс стади»)

· - этнографические исследования

· - неструктурированные интервью.

К. Маркс о происхождении неравенства

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного

положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной

структуре общества, то есть основой образования классов является

общественное разделение труда.

В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами

выступает источником социального развития.

1. Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост

производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а

общая собственность на средства производства сменяется частной

собственностью.

2. С появлением частной собственности становится неизбежным

имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи

богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от

первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие

родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

3. Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают

прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают

города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя

возникает классовое общество, характерной чертой которого является

антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых.

4. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней

мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать

труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств

производства.

5. Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг

друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-

антагонистического общества. При первых двух способах классовой

эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был

юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца

средств производства. В этих обществах «... различия классов фиксировалось и

в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого

юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на

классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в

первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы

бессословные»


Таким образом основой неравенства общества по Марксу является

экономическое развитие общества. Чем более развито общество экономически

Тем больше ощущается классовое неравенство.

В статье поговорим о том, что такое социальная стратификация и социальное неравенство. Это довольно животрепещущий вопрос, который до сих пор остается актуальным и популярным в современном мире. Неравенство существовало с самого начала времен, но оно меняла свои формы и преобразовывалось. Мы попробуем подробно рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

О чем идет речь?

Рассматривать вопросы о социальном неравенстве и стратификации общества следует только после того, как мы четко разберемся в терминологии. Интересно, что далеко не все люди знают о том, что сам термин, которому посвящена наша статья, был позаимствован из геологии. Там он означает то, что земля состоит из разных пластов.

Социальная стратификация - это разделение общества на отдельные слои при помощи разнообразных социальных инструментов. Чаще всего это социальный статус, который дает понятие о достижениях и значимости того или иного человека в нашей системе ценностей. Критериев для разделения на самом деле существует очень много. Мы постараемся упомянуть все из них.

Образно говоря, можно представить прямую, которая разделена на протяжении всей своей оси. Стратификации в том, что между разными координатами разные дистанции. Вертикальная прямая очень показательно демонстрирует то, как формируется стратификация. Чаще всего деления на ней отображают финансовое состояние человека, количество его власти, образование, способы проведения досуга, меры потребления и так далее.

Почему мы такие разные?

Очень многие люди негативно воспринимают социальную стратификацию и социальное неравенство. Причина заключается в том, что они считают, будто бы на этой почве возникают все конфликты в обществе. Однако это не так. Даже ребенок замечает, что все люди разные. Мы все очень непохожи по характеру, по внешности, по интеллектуальным способностям. Конечно, не всегда хочется это признавать и акцентировать на этом внимание, но это так. Другой вопрос в том, что понятие социального неравенства и социальной стратификации подвергается стольким нападками из-за того, что люди даже понимая свои недостатки не хотят их преодолевать. Они просто негативно относится к тем, кто находится на более высшей ступени социальной иерархии. Но разумные люди понимают, что совершенно бессмысленно завидовать и очернять тех, кого природа наделила талантом художника, музыканта, предпринимательской смекалкой и так далее. При этом каждый человек может попытаться развить в себе эти качества и стать лучше. Но надо учитывать свои психологические и физиологические особенности, чтобы реально оценивать ситуацию.

База распределения

Сейчас мы поговорим о базовых критериях, по которым происходит разделение общества. Как мы знаем, неравенство социальных групп отражает социальная стратификация, но углубимся в основные индикаторы.

Во-первых, это доход. Деньги всегда были ключевым фактором, поскольку они дают власть и позволяют ее удерживать. На данный момент деньги не являются единственно ключевым фактором стратификации, но до сих пор они играют огромную роль в обществе. И это нормально. Следующий показатель — это образование. Здесь дело не в том, получили ли вы высшее образование, сколько ВУЗов вы закончили и есть ли у вас красный диплом. Речь идет скорее о том, насколько образованный человек, как он может поддерживать беседу, как решает логические задачи, как ориентируется в сложных ситуациях, как избавляется от стресса и так далее. Все это позволяет нам судить о том, насколько этот человек интеллектуален, и как с ним строить отношения.

Власть

Следующий показатель — это власть. Очень часто она зависит от семейных связей и дохода, а также от интеллектуальных способностей, но не всегда. Иногда власть может быть врожденным качеством человека. То есть, он может уметь вести за собой людей, убеждать их в чем-то, корректировать их точки зрения и влиять на решения. Это тоже вид власти, который оказывает довольно сильное влияние на большие группы населения. Из следующих базовых показателей отметим престиж, то есть показатель нашего статуса. Все люди понимают, что у них есть недостатки и преимущества, но кто-то умеет выгодно это преподнести, а кто-то создает впечатление неуверенного и нерадивого ребенка. Дело в том, даже если вы очень умный талантливый - этого мало. Необходимо уметь демонстрировать свои качества, отстаивать свою точку зрения, а самое главное быть собой в любых ситуациях. Смелость быть собой тоже приносит определенную власть и престиж, что в будущем отражается на репутации и отношениях в группе.

Причины

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, но также она дает объяснение тому, почему все происходит именно так и не иначе.

Отметим, что без социального неравенства обществу было бы очень трудно существовать. Другими словами, начался бы обычный хаос, так как не было бы никакой иерархии. Ответить конкретно на причины стратификации социология не может, но она предлагает разные варианты и точки зрения, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, социальная стратификация и социальное неравенство объясняются тем, что каждый человек или определенная группа людей выполняет определенную функцию в обществе. Другими словами, у каждого есть своя определенная задача и, естественно, какие-то задачи более важные, а какие-то менее важны. Исходя из этого уже происходит деление людей на тех, кто занят более конкретными серьезными делами, и тех, помогает им в этом. Можно провести параллель с производством. Так, например, есть основные работники, которые заняты непосредственно в самом процессе производства. А есть те, кто помогает обслуживать этот процесс и в этом заключается их основная работа. Точно также с обществом. Для того, чтобы все могли существовать в нормальных условиях каждый должен заниматься своим делом и выполнять свою роль. Но проблема современности в том, что ввиду большого количества мотивационных книг, тренингов, видео, фильмов и т. д. многие люди решили отказаться от своей роли и попробовать себя в чем-то большем. На самом деле в этом нет ничего плохого, это наоборот, очень хорошее развитие событий. Но есть одна большая проблема. Все мотивационные стимулы влияют даже на тех людей, которых устраивает их положение. То есть, им нравится жить в определенном городе, выполнять определенную работу, возвращаться в свою семью, или же жить самим и заниматься каким-то ремеслом, возможно жить только целями общества и т. д. Но современное общество все это критикует и нацеливает всех на единую цель - на достижение счастья через самореализацию. Все это сбивает людей с толку, и они перестают следовать своим настоящим желаниям, идут на поводу у маркетологов.

Мы немного отступили от темы функциональных причин неравенства. На самом деле она ведет нас к следующей причине, которая заключается в разном статусе людей. То есть, если вы занимаете определенное место, то у вас появляется определенный статус. Неравенство в статусе ведет к тому, что появляется в принципе дифференциация населения.

Экономическая точка зрения

Очень важно рассмотреть этот вопрос и с такого угла зрения. Социальная структура, социальное неравенство, социальная стратификация - все это подробно рассмотрено в трудах марксистов. Они говорят о том, что расслоение общества началось с того, как появилась частная собственность. Естественно, это преувеличение, которое, тем не менее, снискало себе множество поклонников по всему миру. Но доля истины в этом все же есть.

Дело в том, что экономическое неравенство вызвано тем, что люди по-разному относятся к процессу создания и накопления благ, а также к собственности. Кто-то уделяет больше внимания своей настоящей жизни и хочет получать максимальную отдачу в настоящем, а кто-то больше откладывает деньги, а затем умело их инвестирует и получает еще больше прибыли. Другим же деньги просто достаются в наследство или вследствие успешно проведенной операции. Другими словами, причин неравенства может быть очень много, но они есть.

Личностные качества

Социальная стратификация и социальное неравенство также вызвано тем, что каждый человек имеет свою индивидуальность. Это значит, что каждый обладает личным набором качеств, которые являются союзом преимуществ и недостатков. Но кто-то сосредотачивается на своих минусах, таким образом немного стопорясь на своем жизненном пути. Другие же сосредотачиваться на своих достоинствах, стараясь решить проблему своих недостатков, то есть как-то бороться с ними или научиться мирно существовать. Такие люди достигают большего, потому что они знают, что является их основным оружием.

Социальное неравенство: теория социальной стратификации

Это теория принадлежит Уильяму Уорнеру, который предложил идею о том, что расслоение строится на престиже разных слоев населения, а также на том, что люди думают друг о друге. Но он исследовал западное общество, и выделил 6 групп населения, которые он обнаружил в разрезе социального деления:

  • Аристократы.
  • Миллионеры, которые сами добились высоких результатов.
  • Интеллектуальная элита.
  • Образованные люди.
  • Работники.
  • Люди без образования, без собственного дома, нищие и преступники.

Теория неравенства М. Вебера

Макс Вебер считал, что главным критерием стратификации, который определяет положение человека в жизненной иерархии, является не его принадлежность к определенной группе, а его личные качества и статус, которые позволяют ему самостоятельно поднять или понизить себя на социальной лестнице. Вторым важным фактором стратификации Макс Вебер считал уважение и репутацию, которые человек получает в процессе своей деятельности. Именно хорошее положение в обществе очень часто обеспечивает быстрое и качественное продвижение человека.

Социальная стратификация, неравенство, мобильность - все это рассматривалось исследователем, как факторы, на которые сам человек способен оказывать влияние при желании. Он говорил о том, что классификация людей, исходя из того, какого они класса или касты, давно ушла в прошлое.

Теория П. Сорокина

Ученый изложил свои мысли в труде «Социальная мобильность», написанном в 1927 году. Отметим, что в социологии это работа считается классической. По его определению социальная дифференциация представляет собой разделение людей на определенные группы в рамках определенной иерархической системы. Сущность в том, что все распределяется неравномерно - права, привилегии, обязанности власть, и т. д. Все это никогда не распределяется в равных частях и таким образом, чтобы хватило всем и каждому.

Три формы дифференциации

Также особенность работы Сорокина в том, что он выделил три основные формы дифференциации, а именно политическую, экономическую и профессиональную. Социальную группу, социальную стратификацию, социальное неравенство он рассматривал только в разрезе этих трех сфер жизни человека. При этом он отмечал, что они очень сильно переплетены, и именно на их основе строятся взаимоотношения во всех других сферах.

Также он выделял в профессиональной стратификации межпрофессиональную и внутрипрофессиональную дифференциацию. Другими словами, он делил людей по рангу, который они занимают в рамках своей профессии. То есть, они наемные рабочие, предприниматели или служащие высшего звена. Что касается межпрофессиональной стратификации, то он выделял важность профессии для общества в целом и уровень интеллекта, который необходим для занятия той или иной деятельностью.

Подводя итоги статьи, отметим, что социальная группа, социальная стратификация, социальное неравенство - это понятия, с которыми тесно переплетена жизнь современного человека. Тем не менее, идеи гуманизма на данный момент настолько распространены, что неравенство постепенно отходит на второй план, что говорит о позитивных изменениях в жизни общества.

Определение критериев неравенства и социальной стратификации является одной из важнейших методологических проблем теории стратификации. Еще до возникновения социологии делались попытки описать структуру общества на основе положения различных групп по отношению к государству, власти, авторитету, по доступу к распределению жизненных благ и т.д. Первым глубокое и систематическое обоснование критериев социального неравенства дал К. Маркс , с именем которого прочно связаны понятия "класс" и "классовый подход" в современной социологии и социальном знании.

Основанием и главным критерием социального неравенства и социальной стратификации К. Маркс считал разделение труда, обусловливающее неравное положение индивидов в общественном производстве, различие выполняемых ими ролей и размеров получаемой ими доли общественного богатства. В процессе развития общества происходила профессиональная специализация, разделение на квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий, физический и умственный труд. С возникновением частной собственности связано разделение на тех, кто ей обладает, и кто ее лишен и находится в разных формах зависимости от собственников. Так, в рабовладельческом обществе рабы сами являются собственностью рабовладельцев; в феодальном обществе, где основным фактором производства является земля, происходит разделение на собственников земли (феодалов) и зависимых крестьян, вынужденных платить ренту за использование земли. В буржуазном обществе классу собственников-капиталистов К. Маркс противопоставлял наемных рабочих, лишенных собственности и поэтому вынужденных продавать свой труд. Конкретные исторические классы зависят от способа производства, лежащего в основе социальной системы.

Вследствие общности позиции в системе общественного производства классам, по мнению К. Маркса, присущи общие экономические интересы, из которых следует и общность интересов политических и т.д. При этом интересы классов, позиции которых противоположны (собственники и те, кто собственности лишен), присущи и противоположные интересы. К. Маркс и его последователи назвали такие классы антагонистическими, т.е. непримиримыми. Поэтому классам свойственны конфликтные отношения друг с другом, и борьба между классами рассматривается марксистами как главная движущая сила общественного развития. Однако классы не всегда и далеко не сразу осознают свои интересы. Класс в период становления, еще не осознавший объективной общности интересов, вытекающей не из конкретных локальных обстоятельств, а из единства положения в экономическом способе производства, называется классом-в-себе. После того как класс вырабатывает единое "классовое сознание" и происходит осознание объективных интересов, они оформляются в идеологию, политическую позицию и политическую организацию, он становится классам-для-себя.

Многие последователи, а также и противники, признававшие большую эвристическую ценность теории классов К. Маркса, критиковали его за отсутствие четких определений, и пытались дать свои интерпретации класса. Широкое распространение получило определение, данное В. И. Лениным в работе "Великий почин" (1918): "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Предложенная К. Марксом классовая теория социальной стратификации может быть применена к любому обществу, в котором есть развитое разделение труда и частная собственность. Она не отрицает другие типы стратификации, например сословную, но переносит фокус исследовательского интереса на анализ отношений собственности на средства производства, объясняя все остальные формы неравенства как вторичные. В то же время классовая теория в марксовой интерпретации рассматривает все многообразие социальных групп и их отношений сквозь призму отношений собственности на средства производства. Тогда социальные группы, статус которых прямо не выводим из таких отношений (духовенство, интеллигенция, бюрократия, военные и т.д.), приходится рассматривать как "вторичные" по отношению к "основным" классам: например, интеллигенция как "прослойка" в буржуазном обществе, и т.д. Такой подход приводит к схематизации, известному упрощению реальной социальной структуры и заставляет предполагать, что по мерс развития того или иного способа производства происходит кристаллизация основных классов: в капиталистическом обществе мелкие самостоятельные производители, ремесленники либо разоряются и пополняют ряды пролетариата, либо богатеют и становятся буржуа.

М. Вебер обосновал теорию стратификации, основанную на плюрализме критериев. Основания стратификации М. Вебер классифицирует следующим образом.

  • 1. Неравенство в распределении экономических благ и реализации экономических интересов, которое обусловливает деление общества на классы. Под классами он, в отличие от К. Маркса, понимает множества людей, объединенных общностью "шансов" получения прибавочного продукта на рынке товаров и услуг, а также жизненным опытом и возможностями "распоряжаться товарами или квалификацией в целях получения дохода в рамках данного экономического порядка". Важнейшим фактором появления "шансов" в условиях рыночного хозяйства является собственность – как мы видим, в этом М. Вебер соглашается с К. Марксом. Собственность обусловливает возможности заниматься предпринимательской деятельностью и успешно конкурировать за присвоение прибавочного продукта. Те, кто лишен собственности (рабы, крепостные, наемные работники разного рода) делятся на классы в зависимости от их квалификации и способности предоставлять на рынке те или иные услуги. Представители класса имеют множество разнообразных интересов, обусловленных их "шансами" в рамках данного экономического порядка, однако они не обязательно выражаются в неком едином "классовом интересе", определяющем совместные действия принадлежащих к классу индивидов. Напротив, интересы, определенные "шансами" на рынке, чаще приводят, по М. Веберу, к совместным действиям представителей разных классов для реализации их целей, например, предприниматели и наемные работники на капиталистическом предприятии должны договариваться между собой для достижения своих экономических целей. Главные противоречия, возникающие в отношениях между классами, по М. Веберу, определяются неравенством возможностей реализации собственных "шансов" на рынке, например, в формировании приемлемой цены рабочей силы, обеспечении доступа к кредитам, и т.п., а не в принципиальном вопросе наличия или отсутствия собственности. Таким образом, класс, по М. Веберу, отражает экономическую стратификацию, которая не является единственной, и дополняется другими формами.
  • 2. Коррекция классовых ситуаций отношениями "статусных групп", или страт, в основе которых лежит неравенство престижа, "почестей", предоставляемых обществом той или иной группе, которые М. Вебер еще называет "социальным оцениванием". Немецкий социолог подчеркивает, что классовые и статусные принадлежности не обязательно совпадают, не обязательно самые богатые пользуются наибольшим престижем. Нередко оказывается, что в одну и ту же статусную группу входят как имущие, так и неимущие. Основным содержанием "почести" М. Вебер называет общность стиля жизни тех, кто принадлежит к одной статусной группе, например джентльменов, посещающих один клуб. Эта общность и является границей статусной группы, выражающейся в отказе от отношений с представителями других групп, например от вступления в брак. Социальными маркерами принадлежности к статусной группе могут быть привилегии использования тех или иных предметов, товаров, совершение каких-либо действий: ношение костюмов и украшений, употребление "особых" кушаний и напитков, развлечения, занятия искусствами и т.д. Таким образом, статусные группы связаны с обособлением различных социальных кругов, с выделением "престижных" и "непрестижных". М. Вебер отмечает, что в современном ему обществе к "дисквалифицированным" группам относятся те, которые связаны с физическим трудом в той или иной его форме, в особенности с тяжелым и грязным.

"Социальным статусом" М. Вебер называет "реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни; б) формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни; в) престиж рождения и профессии".

Таким образом, М. Вебер практически отождествляет понятие социального статуса с принадлежностью к страте и отличает его от классовой принадлежности как выражения экономических шансов и интересов. Страта и класс не тождественны друг другу, хотя связаны между собой множеством разнообразных зависимостей. Так, само по себе наличие собственности или менеджерской позиции еще не гарантирует высокого статуса, хотя и может способствовать его приобретению. Существуют наследственные статусы, определяемые передачей по наследству привилегий и престижа.

3. Неравное распределение власти, обусловливающее деление на "политические партии ". В партии объединяются люди сходных убеждений, которые не обязательно детерминированы классовой и статусной принадлежностью, и они не обязательно ориентированы на реализацию интересов определенных классов или страт. Однако партии возникают лишь в обществах (сообществах), имеющих рациональную организацию власти, и отражают борьбу за власть внутри сообщества.

Трехмерная модель социальной стратификации М. Вебера лежит в основе современных подходов, предполагающих учет множества оснований и критериев деления общества на классы.

Еще одной классической теорией стратификации является теория П. А. Сорокина , который был последовательным критиком одномерной теории К. Маркса.

П. А. Сорокин выделял три основные формы стратификации:

  • 1) экономическую, состоящую в неравномерном распределении материальных благ;
  • 2) политическую, обусловленную неравномерным распределением власти;
  • 3) профессиональную, основанную на неравной ценности разных профессий для общества и на неравенстве их престижа и размеров получаемого вознаграждения.

Все три формы стратификации обладают относительной автономией: политический лидер не обязательно является собственником огромного капитала, а крупный предприниматель, обладатель многомиллионного состояния, не обязательно непосредственно участвует в политической жизни и занимает высокие посты. Однако все же три формы стратификации находятся во взаимосвязи друг с другом: представители высших политических кругов, как правило, имеют высокую квалификацию и престижную профессию и обладают немалым состоянием, а представители крупного бизнеса, так или иначе, имеют и политическое влияние. И наоборот: неимущие, как правило, имеют непрестижные профессии и не занимают высокие позиции в политической сфере.

П. А. Сорокин полемизировал с К. Марксом и его последователями, настаивая на универсальности социальной стратификации, которую считал неустранимым и необходимым атрибутом социальной жизни. Любая социальная группа стратифицирована в той или иной форме. Ни одна из попыток уничтожить экономическую, политическую или профессиональную стратификацию ни разу на протяжении человеческой истории не увенчалась успехом.

С представлением о многомерной стратификации у П. А. Сорокина связано и введенное им понятие "социальное пространство", в принципе отличающееся от пространства геометрического или географического. Господин и раб могут физически находиться рядом, однако социальная дистанция между ними будет огромной. Перемещение в географическом пространстве далеко не всегда ведет к изменению социальной позиции, и наоборот, изменение социальной позиции не всегда приводит к перемещению в географическом пространстве.

Развитие социологических теорий социальной стратификации в XX в. шло в направлении усложнения системы критериев, позволяющих описывать социальную структуру общества более точно и детально.