Технологии работы психолога с дошкольниками. Материал на тему: Психолого - педагогические технологии в работе психолога. Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками

Наталья Лаптева
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ

Я работаю педагогом- психологом в детском саду . Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад . Для меня это не только помощь другим, но и мой собственный путь к самосовершенствованию.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

Психологическая диагностика детей родителей и педагогов .

Развивающая и коррекционная работа с детьми .

Психологическая профилактика .

Консультативная работа .

Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Дошкольный возраст приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин , где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы, например «Дерево дружбы» . В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Этот метод я успешно использую с дошколятами. У меня есть мои помощники, которые я сделала своими руками. Это Ослик Плаксик, Зайка Обижайка и Зайка Улыбайка. Мои помощники помогают детям осознавать и переживать свои подавленные эмоции, учатся рассказывать о себе. Развиваются такие навыки, как коммуникативность, эмпатия и самопрезентация. Приобретенные навыки способствуют успешной социализации будущей личности дошкольника, а также психическому и физическому здоровью ребенка. Такие методы работы предполагают создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности. В результате, ребенок чувствует поддержку взрослого, которая ему так необходима.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики . Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Игровые упражнение доставляют детям массу удовольствия. Так же использую в работе с дошкольниками кинезиологические упражнения, способствующие активному развитию обеих полушарий головного мозга. Благодаря кинезиологическим упражнениям улучшается как настроение, так и самочувствие выполняющего их ребенка. Комплекс упражнений использую как в групповых занятиях, так и индивидуально.

Консультативное направление моей работы проходит на двух уровнях :

1. Родители. Это индивидуальные и групповые консультации. Родительские собрания, тренинги. Разработка информационных листов на интересующие вопросы, памятки, рекомендации.

2. Педагоги . Групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги. Индивидуальное консультирование.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

Название: Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу

Должность: педагог-психолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Месторасположение: г. Сергач, Нижегородская обл.

Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ.

Должность: педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка», г.Сергач, Нижегородская обл.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию.

В нашем ДОУ обогащение содержания образовательного процесса идет за счет освоения новых гуманистических и личностно-развивающих технологий. Личностно-развивающая технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС ДО. Данные технологии успешно реализуются мною в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми. Гуманистические и личностно-развивающие технологии призваны раскрыть творческий потенциал ребенка и направленны на всестороннее развитие личности.

Форма деятельности: небольшими подгруппами и индивидуально.

Подгруппы детей формируются по результатам индивидуальной диагностики, запросам педагогов и родителей.

Структура взаимодействия с детьми:

  • приветствие,
  • основная часть,
  • прощание.

Приветствие и прощание проводится с детьми в кругу. Это дает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие и взаимопонимание. Форма круга создает у каждого участника чувство принадлежности к группе, позволяет ощутить особую общность. Взаимодействие с детьми построено в форме мини-тренингов с применением сказкотерапии, арт-терапии, используются игры и упражнения на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков, психогимнастика, релаксация. Содержание взаимодействия педагога-психолога с детьми не имеет строгих рамок, оно адаптируется под интересы самого ребенка, инициатива со стороны детей всегда приветствуется. Ребенку предлагаются варианты игр, упражнений и заданий для самовыражения, педагог стимулирует развитие творческой ситуации вопросами.

Дети с нарушениями поведения, с негативными психическими состояниями особенно нуждаются в поддержке педагога. Поддержка – неотъемлемая часть взаимодействия педагога с ребенком, она выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.

Комната психолога в ДОУ оборудована таким образом, что ребенок чувствует себя в ней уютно. Мягкое ковровое покрытие позволяет взаимодействовать с детьми сидя на ковре, располагаясь в удобной позе. Дети и педагог могут разуться – это дает ощущение свободы и комфорта. Располагаясь на ковре, педагог взаимодействует с детьми на равных, «глаза в глаза».

Комфортность среды дополняется художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие ощущения. Пребывание в такой среде способствуют снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов для творчества.

На стене в комнате психолога располагается «Кошечка», у которой в кармашках платья находятся разноцветные бабочки. Каждый ребенок выбирает самую красивую бабочку и украшает платье кошечки. Это пособие имеет диагностическую цель: педагог-психолог сразу видит с каким эмоциональным настроем пришел ребенок на занятие и предлагает ребенку соответствующую деятельность.

В комнате психолога дети очень любят отдыхать в мягких креслах для релаксации и смотреть на пузырьковую колонну под спокойную музыку и звуки природы. Дети с нарушенными формами поведения учатся чувствовать свое состояние покоя и комфорта, учатся концентрировать внимание на своих ощущениях.

В комнате педагога-психолога активно используется световые эффекты. Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний, благотворно влияет на душевное состояние, которое во многом определяет и здоровье и благополучие ребенка. Цветная подсветка комнаты используется педагогом в зависимости от цели коррекционно — развивающего воздействия. Для гиперактивных детей, агрессивных рекомендуется использование подсветки синего, зеленого цвета. Для детей замкнутых и малоактивных можно использовать активизирующие цвета (например красный, желтый).

Особо полюбились детям милые игрушки-антистресс. Упражнения с этими игрушками дети выполняют сидя в уютных креслах для релаксации. Замкнутые и агрессивные дети учатся доброжелательному и внимательному отношению к людям сначала через взаимодействие с игрушкой-антистресс (пожалеть игрушку, поздороваться с ней, попрощаться, сделать игрушке «массаж» и т.п.) а потом через взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Одно из самых любимых занятий детей в комнате – игра с песком. В нашей комнате есть специально оборудованный для этого столик с подсветкой.

Работа с песочным столиком позволяет развивать у ребенка творчество, фантазию, восприятие. В столике есть ящичек с мелкими игрушками, растениями для создания волшебной страны на песке. Так же столик используется и для арт-терапии: на гладкой, стеклянной поверхности дети создают свои маленькие шедевры пальцами. Если что-то не получается, можно легко стереть рисунок ладонью и нарисовать новый. Это помогает тревожным и замкнутым детям снять напряжение и повысить самооценку. Создание картины затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет.

Педагогические технологии на основе гуманизации в работе педагога-психолога ДОУ помогают раскрывать индивидуально-творческий потенциал ребенка, стимулируют его творческую активность, формируют адекватную самооценку, развивают эмоциональную и познавательную сферу, помогают предупредить нежелательные личностные особенности, способствуют появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний.

«Использование психолого-педагогических технологии в деятельности школьного психолога»

РК, ВКО, г.Семей

КГУ «Приреченская СОШ»

педагог-психолог

Жунуспаева Лаура Ауельбековна

Организация эффективного обучения в современной школе предполагает интеграцию академических и инновационных форм и методов взаимодействия учителя и обучаемых. Такой подход имеет массу преимуществ. Прежде всего, он позволяет повысить конкурентоспособность обучаемых. При такой системе обучения личность имеет возможность улучшить свой вербальный и визуальный имидж, развить харизматический потенциал, научиться вести конструктивные переговоры,овладеть техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией, раскрепоститься и приобрести уверенность в себе, формировать внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию и саморазвитию и др.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же психолого- педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:

    информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

    операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

    технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

    эвристические - на развитие творческих способностей личности.

    прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии

В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога : диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

Создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

Выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on -line ,

Проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

Организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

Организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

Организацию школ дистанционного обучения

Проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

Проведение опросов целевых групп

Организацию психологического практикума для целевых групп

Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

Одним из направлений использования информационной технологии в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.

В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

    Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;

    Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

    Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Р оль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

    Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

    Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

    Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

    Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

    Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

    Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию , где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

    Игровая терапия

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

    Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

    Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205

    Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

Интернет-ресурсы:

    Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования

    Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

    Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

Описание психолого-педагогической технологии

педагога-психолога

номинация «Педагог-психолог-2018»

Коноваловой Оксаны Николаевны

МАДОУ д/с №36 города Тюмени

Тюмень 2018

Описание психолого–педагогической технологии работы

педагога-психолога Коноваловой Оксаны Николаевны

Воспитание представляется сложным и трудным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспитывать своих детей или кого бы то ни было…

Л.Н.Толстой

Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, как и в целом психологической службы образования, является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка.

Реализация данной цели в нашем детском саду достигается решением комплекса задач:

    Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

    Развивать индивидуальные особенности ребенка.

    Создать благоприятный психологический климат для развития ребенка в детском саду;

    Выявление, предупреждение и коррекцию поведенческих и эмоциональных расстройств у детей,

    Оказывать своевременную психологическую помощь детям, родителям, педагогам.

    Разрабатывать и реализовывать психологические программы, направленные на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников, трудностей в адаптации, обучение и воспитание, содействовать индивидуализации образовательного маршрута.

Решение данных задач отражается в направлениях психолого-педагогической деятельности: психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными является АРТ-терапия, песочная терапия, музыкатерапия, мандалатерапия, сказкатерапия, фотосказкатерапия, Леготерапию, тренинговые занятия и проективные методы и методики, чаще всего использую для снятия мышечного напряжения АКВАтерапию, где применяем мотивационные игры в воде и с водой.

Сейчас коротко о каждой технологии применяемой педагогом-психологом в МАДОУ №36.:

Фотосказкатерапия помогает строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы.

Эмоциональное проживание, идентификация с героев кинофильмов и сказок дают детям уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт. Фильмы и сказки позволяют воспитанникам закреплять навыки, полученные в обучающей программе, а взрослым- лучше понимать детей и их потребности.

АРТ-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

Комплекс арт-терапевтических методик;

Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

Методики для проективной диагностики.

Мандалотерапия - одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции.

Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировке на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать. Всё это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или желаемым состоянием. Данная техника одинаково эффективно на уровне бессознательного работает как для взрослых, так и для детей.

Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).

Песочная терапия - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит от реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной в психологической песочнице. Метод песочной терапии базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии. Песочная терапия одинаково успешно подходит как для работы с взрослыми, так и с детьми.

В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала интересной и захватывающей игрой. На этом принципе построена моя авторская программа, разработанная для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет «Волшебный песок».

В своей работе я использую кварцевый, цветной, кинетический, живой песок. Также как для развивающих, так и для коррекционных занятий, имеет большое значение работа с сухим и мокрым, кинетическим песком. Множество техник построены на отреагировании чувств, эмоциональных состояний, развитии восприятия с помощью различных свойств песка.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии :

    Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

    Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

    Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

    Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной .

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

    Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

    Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

    Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Все эти формы музыкотерапии можно успешно применять в рамках релаксации.

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Сказкотерапия и фотосказкатерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности для коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

    о жизненно важных явлениях;

    о жизненных ценностях;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие «ловушки», искушения, трудности, можно встретить в жизни и как с ними справляться, какими ценностями нужно руководствоваться в жизни и т.д.

4. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, предают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

АКВАтерапия- это метод психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции различного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором применяется вода.

Цель: Организация разнообразной увлекательной деятельности с воспитанниками способствующей коррекции личности и психических функций; Внедрение инноваций в содержание воспитательно-образовательного процесса.

Задачи: Корригировать и развивать психические функции, мелкую моторику, эмоциональную сферу, расширять сенсорный опыт воспитанников; Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, гармонизации отношений с окружающими; Создавать условия для продуктивной досуговой деятельности, для удовлетворения потребности у воспитанников в творческой самореализации, выражении своих мыслей, чувств.

Актуальность темы в том, что мотивационные игры в воде и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. С помощью мотивационных игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в организма.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, изо льда? А может, с подземных ключей бьет она. И всем она жизнь и цветенье дает.

Все описанные мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми. Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет достигать поставленных целей.

Моя работа в данном направлении включает в себя широкий спектр форм и методов работы.

Индивидуальная

форма (индивидуальные психокоррекционные занятия)

Групповая форма (групповые психокоррекционные занятия)

Беседа


Наблюдение

Сказкотерапия

Игровая терапия

Арт-терапия

Развивающая работа проводится мною с целью формирования механизмов эмоционально-личностной адаптации ребенка. Она включает в себя развитие эмоционально-личностной сферы детей, коммуникативных навыков, снятию эмоционального напряжения.

Задача игровых сеансов:

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Развитие восприятия, общей и мелкой моторики, координации движений, произвольности поведения, умение подчиняться правилам

Активизация речевых процессов

Формирование детско-родительских отношений.




Анализ развивающей работы показывает, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Динамика снятие эмоционального напряжения при помощи АКВАтерапии:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применяемые мною в работе психолого-педагогические технологии содействуют созданию условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

В настоящее время для реализации ФГОС в образовательном процессе необходима активная и комплексная работа всего педагогического коллектива. Огромная роль в данной работе отводится педагогу – психологу. А именно: создание системы социально – психологических условий, способствующих развитию личности воспитанников, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка, оказание своевременной психологической помощи детям, педагогам, родителям.

Я в своей практической деятельности использую следующие технологии: адаптивное обучение и воспитание, модульное и дистанционное обучение, информационно – коммуникативные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические технологии в работе педагога – психолога.

В настоящее время для реализации ФГОС в образовательном процессе необходима активная и комплексная работа всего педагогического коллектива. Огромная роль в данной работе отводится педагогу – психологу. А именно: создание системы социально – психологических условий, способствующих развитию личности воспитанников, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка, оказание своевременной психологической помощи детям, педагогам, родителям.

Я в своей практической деятельности использую следующие технологии: адаптивное обучение и воспитание, модульное и дистанционное обучение, информационно – коммуникативные технологии.

Технология адаптивного обучения и воспитания позволяет создать гибкую систему организации коррекционно – развивающих занятий с учетом индивидуально-психологических и соматических особенностей воспитанников. Применение технологии модульного обучения позволяет стремиться к достижению нескольких дидактических целей в коррекционно-развивающей работе с детьми и родителями. Дистанционное обучение активно применяю при составлении программы для родителей, что позволяет формировать психолого-педагогическую культуру у родителей воспитанников. Для этого используются различные материалы в электронном и печатном видах, что можно отнести и к ИКТ – технологиям.

Использование адаптивной технологии позволяет проводить коррекционно – развивающую работу, как в групповом режиме, так и индивидуально: при этом осуществляется учет индивидуально –психологических и соматических особенностей воспитанников. Я варьирую задачами, дидактическим материалом (игры, упражнения) в зависимости от возраста детей, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Применение технологии адаптивного обучения и воспитания дает положительный результат в психо – коррекционной работе с детьми: созданы комфортные условия для обучения и воспитания детей, в результате чего видна положительная динамика их развития.

Технология модульного обучения. Использование данной технологии позволяет мне разбить тематику коррекционно – развивающих занятий на модули:

1. По направлениям психо – коррекционного воздействия (эмоциональная и познавательная сферы);

В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психо –эмоционального развития. К ним можно отнести такие проявления, как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. В этом направлении работаю по программе "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" Крюковой С.В., Слабодяник Н.П. Основные цели программы: первичное знакомство с различными чувствами и эмоциями; развитие умения у детей адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние других детей.

Познавательная сфера дошкольников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь) – это сложное психическое образование, которое обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие ребенка в окружающем мире. Реализую коррекционно – развивающую работу в данном направлении по программе Куражевой Н.Ю. и Козловой И. А. «Цветик – семицветик». Занятия данной программы направлены на развитие всех психических процессов дошкольников, проходят в интересной игровой форме, доступной для детей определенного возраста (в соответствии с возрастной группой). Кроме того данная программа содержит графические задания что, считаю особо необходимым при подготовке руки ребенка к письму.

2. По темам: «Игрушки»; «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «В лесу», «Одежда и обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Части тела», «Зима», «Новогодний праздник», «Зимние забавы», «Домашние животные», «Домашние животные и их детеныши», Дикие животные», «Дикие животные и их детеныши», «День защитника Отечества», «Домашние и дикие животные», «Мамин праздник», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Наш дом», «Наша семья», «Транспорт», «Весна. Растения луга и сада», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

Технология дистанционного обучения тесно связана с ИКТ – технологиями, используется мной в качестве предоставления домашних заданий для воспитанников, с целью наиболее полного изучения и запоминания пройденных тем, на развитие познавательной сферы. Данная технология может осуществляться как виде графических заданий на бумаге, так и через предоставление родителям разнообразной информации на CD –дисках, USB флеш – накопителях, задания по электронной почте, компьютерные развивающие игры (на развитие восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы дошкольников) и т.д.

В нашем детском саду работает консультационный пункт, для детей, не посещающих дошкольное учреждение. Консультирование родителей провожу при посещении, а иногда пользуюсь электронной почтой, или общаюсь по видео или аудио связи.

ИКТ технологии использую не только в дистанционном обучении, но и в обычных занятиях с детьми (групповых и индивидуальных). Некоторые игры и пособия показываю на большом экране, с помощью презентации, что очень нравится детям, и дает положительный результат в работе. Например, выскакивание и ли исчезновение картинки, gif – анимации оживляют и делают интереснее задание. В моей «ИКТ копилочке» есть и диагностический материал (цветовой тест Люшера; диагностический материал к пособию «Коррекционно – развивающие занятия: старшая, подготовительная группы». В.Л Шарохина Л.И. Катаева), а так же индивидуальные психо–коррекционные задания и упражнения («Найди отличия», «Что лишнее?», «Последовательные картинки», «Что де лежит?», «Куда едет такая машина?» и др.).

Технологии, применяемые в моей работе, строятся по направлениям: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая), коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая), консультирование (индивидуальное и групповое), психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

Диагностику провожу как индивидуально, так и в группе, по запросу родителей (индивидуальные запросы), педагогического коллектива и администрации. По результатам диагностики получаю информацию об уровне психологического развития и эмоционального состояния ребенка, что ложится в основу составления плана работы с детьми.

Значительную часть своей работы посвящаю профилактическим (групповым), коррекционно – развивающим занятиям, которые провожу индивидуально, и в малых подгруппах. Группы объединяю, с учетом общей проблемы, эмоционально – волевой сферы, зон актуального и ближайшего развития. К сожалению, в настоящее время мы часто сталкиваемся с детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Для них коллегиально разрабатываем специальную индивидуальную программу, с учетом потенциальных возможностей и имеющихся проблем или трудностей.

В коррекционно – развивающих, профилактических занятиях использую такие методы, как: игры, элементы сказкотерапии, элементы пескотерапии, куклотерапия, релаксационные упражнения, психогимнастика.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. С помощью игры у детей развиваю психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание. В своей практической деятельности использую такие игры, как: «Присядьте те, кто..», «Ключики», «Найди и зачеркни», «Лабиринт», «Найди отличия», «Кто первый назовет», «Соедини по точкам» и др. – внимание; «Найди пару», Игра «Разрезные картинки», «Путаница». игра «Контуры», игра «Что забыл нарисовать художник?», игра «Испорченный телефон», игра «Узнай по звуку» - зрительное и слуховое восприятие; «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Нарисуй, что назову», «Чего не хватает на картинке?» и др. - зрительная и слуховая память; и гра «Последовательные картинки», «Логические цепочки», «Логический квадрат», «Что лишнее?», «Противоположности», «Залатай коврик», «Аналогии» и др. – мышление. «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Клякса», «Оживление предмета» и др. – воображение. Играя, ребенок передает свои и учится распознавать чужие эмоции: игра «Я страшилок не боюсь в кого хочешь превращусь», игра «Мостик дружбы», игра «Клубочек», игра «Делай как я», «Кто кем будет?», «Театр настроения», «Веселый – грустный», «Страна настроений», «Азбука эмоций», «Кубик настроения», «Подбери эмоцию», и др.

Игра у детей является средством отражения окружающей действительности и взаимоотношений людей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Сказкотерапия – это клад в работе с детьми по проявлению и коррекции личностных проблем ребенка: повышение самооценки, снятие тревожности, способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию агрессивных проявлений. В сказке легче принять и проработать проблему. Для героя, ребенок сам придумывает выход из сложившийся ситуации, помогает решить ее.

Используя пескотерапию, помогаю детям в регулировании эмоциональных состояний и проявлений. Наряду с тактильными ощущениями дети учатся прислушиваться к себе, к собственному миру, проговаривать свои ощущения.

Куклотерапию использую, как средство решения конфликтов, социальной адаптации ребенка, при коррекции проявлений тревожности, страхов, эмоциональной возбудимости. Ребенок, неосознанно использует игрушку для «выплескивания» своего состояния, проигрывая сюжет, проживает свои эмоции, а иногда дает волю чувствам (горько плачет или наоборот хохочет).

Релаксация – один из любимых детьми методов, так как здесь так же присутствует элемент игры. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, сконцентрировать внимание. Для более глубокого эффекта я подбираю музыкальный репертуар очень тщательно. Музыка способствует спокойствию и умиротворению: пение птиц, шум дождя, плеск волн и т.д. , помогает расслабится и постепенно подготовиться к другому виду деятельности.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В своей работе я предпочитаю одного из признанных авторитетов в этой области - М.И.Чистякову. Все занятия провожу в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы: «Магазин игрушек», «В гостях у Бабы Яги», «Садовник», «Насос и мяч», «Бабочка» и т.д. Источником сюжетов для игр и упражнений являются не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи. В заключительную часть занятия обязательно включаю упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы привести детей в состояние эмоционального равновесия.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

Специфика работы психолога состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Я иду в ногу со временем и овладеваю современными технологиями, что дает положительный результат в моей работе с детьми

Педагог – психолог: М.В Писарева.