Тимуровское и волонтёрское движение: черты сходства и различия. Тимуровцы XXI века

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Основная общеобразовательная школа" с. Константиноградовка

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности разновозрастного тимуровского отряда "Добрые руки"

1. Общее положение

1.1. Разновозрастный тимуровский отряд является добровольным, самостоятельным, самодеятельным, гуманистическим общественным объединением детей и взрослых при МОБУ ООШ с. Константиноградовка, представляющим и защищающим интересы и права своих членов, с ярко выраженной социально значимой и личностно ориентированной направленностью своей многопрофильной деятельности.
1.2. В своей деятельности отряд руководствуется Уставом МОБУ ООШ с. Константиноградовка и Уставом детского объединения "Страна знаний", пользуется правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для общественных объединений.
1.3. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему), законы и речёвку.
1.4.В рамках, установленных законодательством, отряд свободен в определении своей внутренней структуры, форм и методов деятельности.
1.5. Деятельность отряда является гласной, а информация о её учредительных и программных материалах - общедоступной.
1.6. Отряд вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, выступать с инициативами по вопросам оказания помощи нуждающимся, осуществлять благотворительную деятельность: трудовые рейды не запрещённую действующим законодательством.

2. Цель

Воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.
Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

  • способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;
  • формировать социальный опыт детей;
  • осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
  • организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;
  • осуществлять волонтёрскую деятельность.

3. Права и обязанности членов (участников) отряда

3.1. Члены (участники) отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях, сборах; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда; свободно выходить из состава отряда.
3.2. Члены (участники) отряда обязаны: соблюдать законы отряда, участвовать в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.
3.3. Члены (участники) отряда могут быть исключены из него за деятельность, противоречащую целям и задачам отряда, а также за действия, дискредитирующие отряд, наносящие ей моральный и материальный ущерб.
3.4. Исключение из членов отряда принимается советом отряда простым большинством голосов. Решение об исключении может быть обжаловано на сборе отряда, решение которого является окончательным.

4. Законы разновозрастного тимуровского отряда

  • Закон точности (закон "ноль-ноль"): все дела начинать вовремя, не опаздывать.
  • Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.
  • Закон равенства: все идеи равны, будь они предложены директором, классным руководителем, командиром или ребёнком.
  • Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
  • Закон добра: будь добр к ближнему: добро вернётся к тебе.
  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.
  • Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай их.
  • Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
  • Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.
  • Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.
  • Закон свободы: каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.
  • Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

5. Структура отряда

5.1. Отряд делится на звенья по количеству обучающихся в 5-9 классах. В каждом звене определяется свой командир.
5.2. Высшим органом отряда является сбор, который проводится один раз в учебную четверть. На сборе принимается план работы, решаются вопросы деятельности, выдвигаются и принимаются кандидатуры командиров.
5.3. В период между сборами деятельностью отряда руководит совет отряда, который собирается не реже одного раза в месяц.

6. Приём в члены отряда

6.1. Прием в отряд осуществляется с 10 лет.
6.2. Ритуал приёма проводится на торжественной линейке в начале учебного года.
6.3. Координатор звена является классные руководители.
6.4. Вступающие в отряд дети, дают обещание :

"Я, ............., вступая в тимуровский отряд обещаю:
Быть честным и справедливым человеком,
оказывать помощь нуждающимся в ней,
работать на благо моего села, района, области,
моей Родины, быть её достойным гражданином".

7. Символика тимуровского отряда

1. Эмблема

2. Галстук в виде зелёной ленты - символ жизни

3. Девиз:

Добрые руки, горячие сердца - вот девиз тимуровца!

4. Речёвка:
Раз, два, три, четыре -
Жить всегда мы будем в мире!
Пять, шесть, семь, восемь -
Никого в беде не бросим!

5. Песня

"Дорога добра"
Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда

8. Карта-схема зоны тимуровской работы "Добрые руки"


п/п
Наименование работы Ответственные
Сентябрь
1. Создание тимуровского отряда Президент ДШО,
кл. руководители
2. Беседа с членами Тимуровского отряда. Чтения плана на месяц. Президент ДШО, тимуровский отряд
3. Закрепление улиц за звеньями тимуровского отряда
4. Закрепление тимуровцев за ветеранами ВОВ, ветеранами педагогического труда и престарелыми людьми Президент ДШО, командир тимуровского отряда, звеньевые отрядов
5. Оказание помощи престарелым людям в уборке огорода, двора Тимуровский отряд
6. Организация и участие в акции "Примите наши поздравления" Тимуровский отряд
7. Распространение листовок "Позвони бабуле" 1 звено
8. Акция "Пожилые люди" 2 звено
Октябрь
1. Организация и участие в акции "Ветеран живет рядом" Тимуровский отряд, президент ДШО
2. Уборка памятника 3 звено
3. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров с Днем Учителя Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ и пожилых людей с Днем пожилого человека 4 звено
5. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с днем рождения 5 звено
Ноябрь
1. Оказание помощи престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
2. Уход за памятником 1, 2 звено
3. Организация поздравления на дому женщин-ветеранов с Днем Матери Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с Днем народного единства Тимуровский отряд
Декабрь
1. Акция "Спешите делать добро", посвященная Дню инвалида Тимуровский отряд
2. Поздравление на дому ветеранов ВОВ с Новым Годом 3 звено
3. Тимуровский отряд
Январь
1. Уборка на дому. Акция "Акция георгиевская ленточка" 4 звено
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи ветеранам ВОВ и престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
3. Уборка памятника 5 звено
4. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
5. Акция "За чашкой чая …" посещение пожилых людей Тимуровский отряд
Февраль
1. Акция "Бессмертный полк" 1 звено
2. Встречи с участниками боевых действий 2 звено
3. Организация и участие в месячнике военно-патриотического воспитания Тимуровский отряд
4. Организация и участие в операции " С Днем защитников Отечества" Тимуровский отряд
Март
1. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров и женщин-ветеранов с Днем 8 Марта Тимуровский отряд
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи престарелым людям Тимуровский отряд
3. Акция "За чашкой чая …" посещение на дому ветеранов войны и труда Тимуровский отряд
Апрель
1. Организация и проведение субботника Тимуровский отряд
2. Уборка памятников 3 звено
3. Акция "Ветеран живет рядом" Оказание помощи ветеранам ВОВ Тимуровский отряд
4. Трудовой десант "Мы за чистое село" Тимуровский отряд
5. Операция "Домик пернатому другу" Тимуровский отряд
Май
1. Акция "Милосердие" Оказание помощи в уборке двора Тимуровский отряд
2. Встреча с ВОВ, организация праздника для них Тимуровский отряд
3. Участие в акции "Вахта памяти", "Георгиевская ленточка" Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с праздником Днем Победы Тимуровский отряд
5. Уборка памятника 4, 5 звено
6. Трудовой десант "Чистое село" Тимуровский отряд
7. Уборка лесопосадок Тимуровский отряд
8. Помощь администрации села в благоустройстве детских площадок Тимуровский отряд
9. Работа в школьной библиотеке. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
10. Работа на дому у ВОВ Тимуровский отряд
11. Поход Тимуровского отряда Президент ДШО, звеньевые
12. Подведение итогов по звеньям 1-5 звенья. Президент ДШО
  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь.
  • Живи для улыбки других.
  • Красота, но без прикрас и добро не напоказ - вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай людей, нуждающихся в помощи.
  • Думать коллективно - работать оперативно.
  • Спорить доказательно для всех обязательно.

10. Приоритетные направления в работе

1. Формирование здорового образа жизни.
2. Гражданское и патриотическое воспитание.
3. Эстетическое воспитание.
4. Экологическое воспитание.

11. Поощрения и наказания

Член тимуровского отряда поощряется за:

  • учебу;
  • общественную работу;
  • трудолюбие и отвагу.

Вид поощрения и порядок их присуждения определяется на общем собрании тимуровского отряда (награждение грамотой, благодарностью).
Член тимуровского отряда может быть наказан за нарушение положения. К нему могут быть применены следующие меры:

  • выговор или замечание;
  • лишение права участвовать в общих делах.

12. Педагогическое руководство

Педагогическое руководство отрядом осуществляется ответственным за тимуровское движение и классными руководителями, которые обладают правом совещательного голоса на сборе.

13. Порядок прекращения деятельности отряда

Прекращение деятельности отряда осуществляется путём его реорганизации или ликвидации. Решение об этом принимается простым большинством голосов членов отряда, участвующих в работе сбора.

Президент ДШО ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.

Руководитель тимуровского отряда ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.

В годы Великой Отечественной войны возникло тимуровское движение - массовое патриотическое движение школьников и пионеров, идеология которых призывала быть полезным Родине. «Тимуровец» - звание, которое обязывало ребят быть дисциплинированным, вызывало в них благородные и патриотические поступки. Их деятельность имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

Тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков: ремонтировали квартиры, ухаживали за больными и детьми, помогали по хозяйству. Одним из важнейших аспектов своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы.

Нельзя не отметить работу этого движения в подшефных госпиталях. Ребята организовывали концерты художественной самодеятельности, дежурили в госпиталях, писали письма по просьбе раненых, выполняли разные хозяйственные работы. У каждого тимуровца было свое дело.

В августе 1941 года сельскохозяйственным трудом было занято 5 тысяч школьников. Подростки 11-13 лет трудились на полях колхозов, учились жать рожь, собирали оставшиеся колоски и вязали снопы. Из металлолома, собранного тимуровцами был построен и отправлен на фронт танк «Таня», названный так в честь подвига отважной девушки 3ои Космодемьянской.

В годы войны предприятия выпускали: ящики для мин, тормозные колодки для танков, саперные лопатки, лыжи, противопехотные мины, корпуса для авиационных бомб, стволы для минометов, маскировочные сети, ложки, солдатские котелки. За всем этим стоит труд детей-тимуровцев, которые заменили у станков ушедших на фронт мужчин.

Патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, весьма высокую оценку Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, волевых усилий и практических дел - было горячее желание ребят отдать Родине все свои силы.

Герои-Пионеры

Во время Великой Отечественной войны многие пионеры были в составе партизанских отрядов. Там их использовали для заданий, которые не могли выполнить взрослые. Например, их отправляли на разведку. Подростки, оборванные и изможденные, не вызывали подозрений у немецкой администрации. Они свободно могли появляться в городах и приносить необходимую информацию о расположении войск, количестве охранников на важных объектах, и т.д. Партизаны их использовали также для диверсий. Они участвовали в подрыве поездов и отравляли пищу на немецких солдатских кухнях. Дети часто участвовали в подпольной деятельности.

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

Леонид Голиков

Родился 17 июня 1926 в деревне Лукино, которая расположена на берегу реки Поло. Окончил 5 классов. Когда его родное село оккупировали фашисты, мальчик ушел в партизанский отряд.

Леня не раз бывал в разведке, участвовал в поджогах вражеских складов и поездов. Одной из самых важных схваток в его жизни, был бой один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная Голиковым, подбила вражескую машину из которой выбрался гитлеровец с портфелем и отстреливаясь, бросился бежать. Не растерявшись мальчик бросился за ним. Спустя километр погони, Леня убивает генерала. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг.

На счету разведгруппы, в которой состоял Голиков насчитывалось: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Леонид Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области, где особенно лютовал враг чувствовав скорую расправу.

2 апреля 1944 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

МБОУ «Яконурская средняя общеобразовательная школа»

Тимуровский отряд

9 класса

«Забота»

Руководители отряда: Бадакин Артем, Ороев Алан

Адрес: Усть-Канский район село Яконур, ул.Улагашева 14А

Контактный телефон: 25-3-16 (школа)

Классный руководитель: Сабина Маргарита Викторовна

Творческий отчет о деятельности тимуровского отряда «Забота»

Наш девиз: Твори добро сегодня и сейчас

Цель :

    Пропаганда идеи тимуровского движения.

    Развитие у учащихся чувства сопереживания к проблемам общества.

Задачи:

    Воспитывать у учащихся понимание сущности добровольной помощи людям.

    Вовлечение детей в различные виды положительной деятельности.

    Популяризация трудовой деятельности детей.

    Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Законы объединения:

дружба и товарищество

честь и совесть

забота и милосердие.

Общий сбор: Разрабатывает, обсуждает и утверждает:

заповеди тимуровца;

основные планы совместных действий;

новых ребят на посвящение в члены отряда;

кандидатуры для поощрения.

Тимуровец всегда готов:

Нести добро людям.

Защитить слабого.

Спасти утопающего.

Учить хорошему малышей.

Организовать акцию, операцию

по тимуровской работе.

В нашей школе существует тимуровский отряд «Забота» В тимуровской работе ребята оказывают посильную помощь пожилым людям, ветеранам войны и труда которые нуждаются в помощи.

В своей работе ребята стараются разглядеть чужую беду, умело и быстро прийти на помощь, понять человека, которому нужна помощь, почувствовать его боль, вникнуть в его проблемы. Ребята следуют тимуровской заповеди: « Чужой беды не бывает » . Наша тимуровская команда начала свою работу с 5-го класса. За все эти годы тимуровцы проделали много хороших дел: оказывали помощь учителям-ветеранам нашей школы, ветеранам труда и тыла.

Мы хотим рассказать о ветеране педагогического труда, кавалере ордена Ленина, вдове ветерана ВОВ, замечательной женщине, труженице, многодетной матери, доброй и милой бабушке и прабабушке многих внуков и правнуков Варваре Ивановне Шарковой накануне 70-летия Великой Победы. Ей в 2014 году исполнилась 90 лет, поэтому наша помощь ей очень необходима. Заранее созваниваемся и уточняем время встречи, виды работ. Особенно весной и осенью, когда надо привести в порядок огород, ухаживать за саженцами, складывать дрова, а осенью помогаем собирать урожай. В конце работы мы все дружно садимся за стол и пьем чай с вареньем.

«Я с нетерпением ожидаю часа, когда ребята приходят ко мне. После встречи с ними, будто я возвращаюсь в детство» - говорит Варвара Ивановна.

Варвара Ивановна прожила долгую и сложную жизнь. Все большие и малые события, происходившие в истории страны, так или иначе коснулись ее семьи, ее самой и оставили свой неизгладимый след в ее жизни.

Из воспоминаний Варвары Ивановны

«Моя мать из рода Шиловых была дочерью крестьян, которые в голодные годы 19 века из Центральной России оказались в наших краях в поисках лучшей доли. Осели они в селе Черный-Ануй, здесь их старшая дочь вышла замуж за Степана Стенина и родила ему в браке четырех дочерей. В годы первой мировой войны ее мужа забрали, он только раз побывал дома в отпуске, больше не вернулся. Осталась она одна с дочерями: Анной, Степанидой, Евдокией, Марией. Свекор со свекровью были людьми зажиточными, справедливыми и по-крестьянски рассудительными, относились к овдовевшей снохе и внучкам хорошо и посоветовали ей выйти замуж во второй раз за работника в их доме Юстукова Яшу. Яша был из рода тонжан, старшим сыном многодетной семьи из села Верх-Бело-Ануй, имел трёх братьев и сестру. Братья его Эчен и Сырга впоследствии погибли в Великой Отечественной Войне. В то время православной женщине брак разрешался только с крещенным, поэтому молодой человек принял крещенье, после чего он стал Шарковым Иван Лаврентьевичем по крестному отцу. В этом браке родились еще две сестры –Варвара и Прасковья Ивановы – в семье, уже пререехавшей в село Верх-Бело-Ануй. Ныне из сестёр осталась одна я.»

Труд учителя, почётный и уважаемый во все времена, является неоценимым для будущего страны. Трудовую деятельность в качестве учителя Варвара Ивановна начала в 1941 году, после окончания 9 класса, Бело-Ануйской школы. Как вспоминает она, когда получив документы об окончании 9 класса, выпускники вышли на улицу, увидели большое скопление телег, бричек, верховых лошадей. Началась война, всех мужчин призывали на войну. Так она из вчерашней ученицы, рано повзрослев в 16 лет, стала учительницей 1-3 классов Верх-Бело-Ануйской начальной школы. В 1942-1943 учебном году перевели в Яконурскую семилетнюю школу.

В годы войны, по ее воспоминаниям, они трудились днём и ночью. После занятий в школе учителя пешком обходили ближние лога, учили детей, которые не могли посещать уроки в школе, после работы вязали снопы, косили сено, молотили зерно вручную, объезжали полевые станы с агитбригадой, доводили информацию с фронта. Все жили под девизом «Всё для фронта, всё для победы» Это всё закаляло характер человека, навсегда привило большое чувство ответственности, долга, помощи слабым, внутренней стойкости к любым трудностям.

П
осле войны в 1946 году она закончила Горно-Алтайское педучилище, по специальности учитель начальных классов. Варвара Ивановна более 33 лет проработала в школе, имеет многочисленные поощрения и награды, среди них высокое призвание ее заслуг – Орден Ленина. Но самой высокой наградой остаётся живая память ее благодарных учеников.

Дети интересуются и стараются помочь ей. Она всегда рада ребятам. Варвара Ивановна не раз благодарила наш тимуровский отряд за оказанную помощь в газете «Голос времени» от 2012г., 2013г.,2014г.



Уборка картофеля

Складирование дров

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.
Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к истории организации


Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.
Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.


Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства

О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.
В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши


В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.
Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

«Отечество - 2013»

Из истории детского движения

Городская научно-практическая туристско-краеведческая конференция «Отечество», посвященная 270-летию основания г. Оренбурга

Тимуровское и волонтёрское движение: черты сходства и различия


г. Оренбург

С одержание


Введение……………………………………………………………………

3

1.

Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество ………………………………………………………......

4

2.

Тимуровское движение …………………………………………………...

7

3.

Волонтёрское движение…………………………………………..………

11

4.

Волонтёрское движение Оренбуржья……………………………………

14

5.

Результаты социологического опроса школьников…………………......

17

Заключение…………………………………………………………….......

19

Список использованных источников.……………………………………

20

Приложение………………………………………………………………..

21

Введение


Книгу А.П. Гайдара «Тимур и его команда» знают многие. Имя Тимур мы связываем сразу с «тимуровцами», то есть оно стало как бы нарицательным. А слово «команда» - синоним слову «друзья». Получается под названием книги «Тимур и его команда» подразумевается «тимуровцы, друзья».

О тимуровцах я узнал ещё в детстве. Смотрел художественный фильм «Тимур и его команда». А вот о волонтёрах я узнал совсем недавно, когда к нам в школу пришел выпускник нашей школы Байрамов Фариз. Именно он познакомил меня со своей деятельностью. Отряд волонтёров проводит различные акции, разрабатывает и реализует социальные проекты.

На «Первом форуме добровольцев» я узнал, что существует множество других подобных организаций. Там же я узнал о том, что начало волонтёрского движения уходит глубоко в историю. Именно поэтому мне и стала интересна эта тема.

Данная работа связана с изучением добровольческих организаций, а именно волонтёров и тимуровцев.

Цель работы: найти сходства и различия между этими движениями.

Объект исследования: тимуровское и волонтерское движение.

Предмет исследования: роль тимуровского и волонтерского движений в общественной жизни.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

Определить характер тимуровского и волонтерского движений;

Изучить исторические аспекты развития тимуровского и волонтерского движений;

Провести социологический опрос учащихся;

Провести анализ результатов социологического опроса;

1. Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество

Добровольничество основано на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем. Но часто возникает вопрос: добровольчество – это новое или хорошо забытое старое?

Термин «добровольчество» в современном его понимании или, тем более, «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военное время, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну. Так было и в первую мировую войну, и в Великую Отечественную. Практика многопланового толкования этого термина существовала и за рубежом. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством».

И в нашей стране в советское время была масса людей, которые добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа.

Сегодня мы вкладываем в термин «добровольчество» нечто другое. Существует Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг работ, выполняемых добровольцами, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение.

Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем.

Но для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

Случается, что термин «доброволец» оказывается связанным с другими реалиями нашей жизни. В декабре 1996 г. на Новосибирском радио был проведен прямой эфир. Передача называлась «Почему люди работают бесплатно?». Название передачи некоторыми радиослушателями было связано с многомесячными задержками выплаты заработной платы. Люди звонили и говорили о своем тяжелом положении, требовали призвать к ответу директоров предприятий и правительство. Многие в возникшей дискуссии называли себя добровольцами. Их аргумент был следующий: «Мы работаем и не получаем за это оплату, следовательно, мы - добровольцы». Но можно ли людей, которым задерживают заработную плату, называть добровольцами? Я уверен, что нет.

Отличительной особенностью добровольца является то, что, выполняя ту или иную работу, он осознанно идет на полное отсутствие денежного вознаграждения или же соглашается на значительно заниженную оплату своего труда, имея при этом реальную возможность за свои услуги в это же время получить более высокий заработок. Согласились бы люди, звонившие во время радиопередачи, работать бесплатно, отказавшись даже от надежды получить причитающиеся им деньги в будущем? Вероятно, нет. Задержки выплаты заработной платы - очень тяжелая проблема, но с добровольчеством у нее ничего общего нет.

Сегодня добровольчество продолжает оставаться в обществе сравнительно новой идеей, воспринимаемой неоднозначно. Одни воспринимают как стартовую площадку, другим оно кажется непонятным и, следовательно, не очень нужным.


  1. Тимуровское движение

Тимуровское движение - массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло оно в СССР в начале 40-х гг. ХХ века под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Тимуровское движение - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.

Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны в 1940 году кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма заключалась в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 миллионов человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.

Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. В одной лишь Челябинской области в 1942-1943 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тысяч учащихся, помогали свыше 15 тысячам семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тысячи тимуровских команд ремонтировали квартиры семье фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тысяч школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941-1942 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тысяч пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941-1942 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943-1944 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тысяч школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тысяч тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тысяч теплых вещей, 6 тысяч индивидуальных посылок.

Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходили традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артеке состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития тимуровского движения. Даже в настоящее время в некоторых регионах нашей страны сохранились тимуровские отряды, в которых ребята хотят помогать людям.


  1. Волонтёрское движение

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

Волонтерское движение можно разделить на 4 вида деятельности:

1. Военное волонтёрство.

2. Трудовое волонтёрство.

3. Миссионерское волонтёрство.

4. Общественное волонтёрство.

В данной работе я рассматриваю общественное волонтёрство.

В последние два года в российском волонтерском движении произошли изменения в направлении деятельности волонтеров. Сейчас большинство волонтерских движений делится на три группы:

первая (самая многочисленная) – профилактическая работа по борьбе с ВИЧ/СПИДом, заболеваниями, передающимися половым путем;

третья (новое направление) – просветительская деятельность, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, работа проводится с теми категориями населения, которых волонтеры могут заинтересовать и способствовать формированию у них культуры здорового образа жизни. Волонтерское движение уходит корнями глубоко в историю. Еще английский гуманист и писатель Томас Мор, пытаясь определить суть идеальных взаимоотношений личности и общества, подчеркивал их неразрывную связь и ее добровольный характер: «Эти двое – общество и индивид - неразрывны. У вас не может быть подлинного общества, если оно не состоит из истинных индивидуумов, и вы не можете быть индивидуумом, если вы не вовлечены свободно глубочайшим образом в дела общества».

Словарь Вебстера дает такое определение волонтерству: «Добровольное (на основе собственного побуждения) участие в каком-то действии или системе».

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что не одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство - понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором им довелось родиться и жить.

Добровольческая помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности и т.д.

В некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий. Например, в Великобритании такой способ комплектования армии оставался до 1961 года.

В России волонтерство связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служением немощным, больным, неимущим.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая. Никакого закона о добровольческом труде не было. Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России приобрело конкретную форму только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. 7 июля 1995 года появился закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает определение волонтера: «Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

4. Волонтерское движение Оренбуржья

Большинство волонтеров России - в Оренбуржье.

В 2012 году областной молодежной общественной организацией «Союз оренбургских студентов» был проведен ряд мероприятий, основными показателями которых стала поддержка молодежных советов, как на предприятии, так и в учебных заведениях в области.

В рамках содействия студенческой молодежи были проведены молодежные образовательные лагеря «Активация», «Первый шаг», «Лагерь-сбор для руководителей молодежных общественных объединений», а для развития творческого потенциала фестивали «Любимая песня» и «На Николаевской». Для работающей молодежи были проведены III областной образовательно-туристический слет работающей молодежи, ряд тренингов на развитие личностного роста, профессиональной коммуникабельности и творческого потенциала.

Завершающем мероприятием стало участие Оренбургской области в XII Всероссийском Фестивале творчества и спорта работающей молодежи «ЮНОСТЬ», на котором делегация области получила Гран-при фестиваля и 1 места в творческих и спортивных направлениях фестиваля.

Кроме того, Оренбургская область занимает 1 место в рейтинге регионов Российской Федерации по развитию добровольческого движения и объединяет 35 429 волонтера.

Ярким примером является работа волонтёров в Реабилитационном клубе «Радуга» Оренбургской клинической психиатрической больнице № 1 и в клубе «Эдельвейс» Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2. Волонтёры способствуют активному вовлечению в социум больных, особенно утративших социальные связи.

При более частом взаимодействии студенты получают и закрепляют навык установления контакта, ведения беседы с душевнобольным, раскрытия его внутренней картины болезни. Последующее обсуждение в группе волонтёров под руководством специалиста способствует не только закреплению знаний полученных по учебной программе, но и расширению понимания психологического состояния пациента. Опытные волонтёры проводят занятия с вновь пришедшими студентами-волонтёрами, тем самым, передавая собственные навыки, формируя преемственность клубной работы и систематизируя собственные знания («уча - учимся»).

В реабилитационном клубе существует 7 кружков пациентов, пять из которых ведут студенты-волонтёры с опытом групповой досуговой работы с пациентами от 1 до 4 лет.

Кроме внутрибольничной работы, волонтёры вместе с пациентами участвуют в мероприятиях, проводимых за пределами больницы. Здесь их роль особенно велика, так как любой выход из привычных условий является для пациентов стрессовой ситуацией. Волонтёры помогают пациентам подготовиться, заранее обсуждают с ними возможные трудные ситуации, а затем сопровождают их и поддерживают. Ярким примером подобного сотрудничества явилась городская спартакиада для инвалидов. Пациенты больницы, при поддержке волонтёров, активно участвовали в спортивных соревнованиях и завоевали пять призовых мест.

Во время встреч пациент и волонтёры вместе посещали магазины, рынки, делали покупки, оплачивали коммунальные услуги, ходили в кино, в театры, музеи, гуляли, общались с другими людьми. Отношения с добровольцами являлись образцом, по которому пациенты в дальнейшем могли реконструировать социальные и практические навыки, необходимые члену сообщества (например, умение договариваться о встречах, налаживать контакты, планировать какую либо деятельность, посещать общественные учреждения, самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя).

Подводя итоги опыта волонтёрского движения в Оренбургской области необходимо отметить значительную пользу, как для пациентов, так и для самих студентов-волонтёров, а именно:

1) в процессе волонтёрской деятельности студенты определяются с выбором своей будущей профессии, приобретая первые навыки работы с душевнобольными уже со студенческой скамьи, тем самым решается проблема пополнения психиатрической службы молодыми кадрами;

2) несмотря на то, что волонтёрство в психиатрии в России - относительно новый вид психосоциальной помощи, развитие этого движения является одной из основных составляющих формирования «психиатрии с опорой на сообщество»;

3) активное участие волонтёров создаёт возможность применения новых прогрессивных форм и методов психосоциальной работы, которые осваивают студенты;

4) происходит расширение социальных связей пациентов через возможность организации их досуга, улучшается социальное функционирование и качество жизни больных;

5) снижается уровень самостигматизации пациентов, а поскольку волонтёры несут психиатрическую культуру в общество, то они тем самым способствуют снижению стигматизации психиатрии в социуме в целом;

6) улучшается компетентность пациентов к различным формам психосоциальной реабилитации, в результате чего, повышается эффективность лечения.

Следует отметить, что в июне 2010 на базе Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2 (заведующий д.м.н. Бабин С.М.) состоялось учредительное заседание Общественного Совета по психическому здоровью Оренбургской области, который призван объединить усилия общественных организаций нашего региона, работающих в области психического здоровья. Одной из приоритетных задач Совета и является активная поддержка развития волонтёрского движения в психиатрии.


  1. Результаты социологического опроса школьников

В ходе работы был проведён опрос учащихся 9-11 классов нашей школы. В опросе принимало участие 43 человека. Вопросы были следующими:

Слышали вы о тимуровском движении?

Чем, по вашему мнению, занимались тимуровцы?

Слышали ли вы о волонтёрском движении?

Чем, по вашему мнению, занимаются волонтёры?

Как вы думаете, тимуровцы и волонтёры - это одно и то же?

Считаете ли вы понятие «тимуровцы» устаревшим?

Какими качествами должен обладать волонтёр?

Цель данного опроса - узнать, что думают о тимуровском и волонтёрском движении ученики и знакомы ли они с этими понятиями вообще.

Проводя социологический опрос, мне хотелось узнать, какими качествами, по мнению моих сверстников, должен обладать волонтёр. После опроса учеников, у меня получились следующие результаты. Самым важным качеством волонтёра оказалось трудолюбие. Также немаловажными качествами оказались доброта, милосердие, жалость, отзывчивость, понимание, добросовестность, общительность, бескорыстность, благородство, щедрость, ответственность. Ребята решили, что такие качества, как сочувствие, ум, честность, целеустремлённость и патриотизм тоже не помешали бы волонтёру. И лишь единицы считают, что волонтеру свойственны раскованность, терпеливость, самостоятельность, искренность, пунктуальность, чувство юмора, идейность и сила воли. К сожалению, среди качеств волонтёров лишь небольшое количество ребят назвали сочувствие. На мой взгляд, большая часть опрошенных ребят нашей школы не смогут помогать тяжелобольным или инвалидам.

Результаты показали, что только 21% опрошенных имеют понятие о волонтёрах, в то время как 70% имеют понятие о тимуровском движении. Стоит отметить, что многие знают о тимуровцах из книжки Гайдара.

Самый распространённый ответ на вопрос «Чем занимаются тимуровцы?» был «помогают людям и переводят бабушек через дорогу». К сожалению, многие не знают, чем занимаются волонтёры. Среди ответов на вопрос «Чем занимаются волонтёры?» были такие ответы: «Может быть, защищают природу» и «Ездят по разным странам или по России, помогают собирать урожай, например. За это бесплатно отдыхают». Действительно, существуют такие люди и их тоже называют волонтёрами.

На вопрос «Тимуровцы и волонтёры это одно и то же?» 72% ответили отрицательно. 5% опрошенных считают, что понятия «волонтёры» и «тимуровцы» значат одно и то же. А 23% не знают, похожи ли эти движения или нет. Возможно, это связано с тем, что ученики незнакомы с особенностями каждого из движений.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что немного ребят в нашей школе знакомы с тимуровским, а особенно, волонтёрским движением. Именно поэтому, я планирую познакомить ребят нашей школы с основными направлениями деятельности тимуровского и волонтёрского движений.

Заключение

Изучив историю, направления деятельности и проведя опрос среди школьников, я сделал вывод, что понятия тимуровцы и волонтёры различны, хотя направления их деятельности иногда совпадают. Волонтёрское движение не является продолжением тимуровского движения, каждое из этих движений имеет свою собственную историю.

Подводя итоги, хотелось бы указать сходство волонтёрского и тимуровского движения.

1. Деятельность этих движений направлена на оказание помощи, которая носит общественный характер.

2. Помощь оказывается людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: пожилым, детям, больным и др.

3. Дух романтизма пронизывает оба эти движения.

В наше время тимуровское движение не столь широко распространено, как в 40-70 годы прошлого столетия. Волонтерское движение развивалось и развивается в настоящее время в разных странах мира.

Список использованных источников
Литературные источники

1. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. 2-е изд. - Новосибирск: «Ин-кварто», 2002. - 98 с.

2. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - Москва, 1961.

3. Камов Б. К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар).- М.: Молодая гвардия, 1971. - 415 с.

4. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - Москва, 1975.

5. Школьный французско-русский и русско-французский словарь.

Материалы Интернет-сайтов

6. www.webster.ru -- Электронный английский толковый словарь

7. www.kdm56.ru – молодежный информационный портал Оренбургской области

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Сбор информации

Встреча с волонтером Байрамовым Фаризом

Приложение 4

Социологический опрос учащихся школы