Трудный путь к торжеству королевской власти презентация. Трудный путь к торжеству королевской власти

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 19. Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и во Франции

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Усиление королевской власти в XII в. В XII в. во Франции начинается процесс государственной централизации. Вначале он развертывается в Северной Франции, где для него существовали экономические и социальные предпосылки. Политика королевской власти, направленная на

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки

Из книги Ришелье автора Левандовский Анатолий Петрович

ПРЕСТИЖ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ Ибо несть власти не от Бога. Святой Павел Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как он него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Происхождение королевской власти у германцев Одной из самых дискуссионных проблем в истории древних германцев является вопрос о происхождении власти, обозначаемой обычно в качестве королевской. Существует несколько версий происхождения термина, который в русском

Из книги Влияние морской силы на историю 1660-1783 автора Мэхэн Алфред

автора

Усиление королевской власти Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти.Помимо

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Укрепление королевской власти Государственно-политические тенденции, наметившиеся в развитии властных структур к XIII в., получили дальнейшее продвижение в XIV–XV вв. Хотя общественная жизнь страны была отягчена такими разорительными и малоспособствующими укреплению

Из книги Английские короли автора Эрлихман Вадим Викторович

1. Символы королевской власти Регалии английских королей, обычно именуемые «драгоценностями короны» (Crown Jewels), выставлены на всеобщее обозрение в Лондонском Тауэре. Большая часть их используется монархом лишь однажды - при коронации. Они не такие древние, как думают

автора

Положение королевской власти Начнем с общей характеристики положения королевской власти в Германии в X – XII вв. и постараемся выяснить, какими средствами политического, юридического и хозяйственного характера она располагала для проведения своей общегосударственной

Из книги Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII века) автора Колесницкий Николай Филиппович

Законодательные функции королевской власти Характер законодательства и права. Законодательная власть, как впрочем и вся политическая власть в период феодальной раздробленности, не являлась функцией одной только монархии. Законодательствовали в той или иной мере все

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

О воплощении королевской власти Людовик был подготовлен к тому, чтобы рассматривать церемонию в Реймсе как ключевой момент своей жизни. Его поведение во время этих волнующих событий показывает, что все уроки были усвоены молодым королем. Но каким бы ни было значительным

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

«Секреты королевской власти» Выступая с речью перед академией 3 февраля 1671 года, Поль Пеллиссон воскресил в памяти «Наставления, или Мемуары», написанные Людовиком XIV в воспитательных целях для наследника, - эти тексты содержали, по его высказыванию, «секреты


Сегодня мы побываем сразу в трех европейских государствах. Тема урока: Трудный путь к торжеству королевской власти. План:1. Герцогство Бургундское: возникновение и расцвет.2. Людовик XI и Карл Смелый.3. Война Алой и Белой розы.4. Завершение Реконкисты и объединение Испании.5. Религиозная политика Католических королей.

1 . Что произошло с королевской властью во Франции после Столетней войны? Усилилась. Теперь предстояло преодолеть сопротивление крупных феодалов и завершить объединение страны. Сыну Карла VII Людовику XI (1461-1483) пришлось вести трудные войны против феодальной знати, заключившей против него союз с целью сохранить своё могущество. Во главе этой оппозиции выступило герцогство Бургундское, созданное в таком виде в XIV в. самой же французской короной.

Вскоре после битвы при Пуатье король Иоанн II передал Бургундское герцогство своему сыну Филиппу в награду за верность и храбрость, проявленные в битве. Его преемники успешно расширяли свои владения. Часть своих земель герцоги держали как феоды от французского короля, а другие владения входили в состав империи. Герцоги надеялись получить от императора королевский титул и перестать быть вассалами французского короля. Особенно активную деятельность в этом направлении развернул Карл Смелый.

2. Читаем с. 208. Сравним черты характера Карла Смелого и Людовика ХI. Какие методы они использовали? Чьи действия оказались более эффективными? Как Людовик завершил объединение страны? Что такое централизация? Централизация – подчинение местных органов власти – единому центральному – королю.

3. Теперь отправляемся в Англию. Какая династия правила Англией, начиная с 1154 года? При короле Генрихе VI из династии Ланка стеров (боковая ветвь Плантагенетов) фактически правила его жена – француженка. Это вызвало недовольство родственника короля герцога Йоркского. Родовой эмблемой Ланкастеров была алая роза, Йорков – белая. Поэтому вспыхнувшая война получила название войны Алой и Белой розы (1455-1485) .

Эта война отличалась редкой жестокостью. Горючим элементом выступали многочисленные профессиональные солдаты, которые после поражения в войне с Францией оказались не у дел и, находясь в больших количествах в пределах Англии, представляли серьёзную опасность для королевской власти. Война была для этих людей привычным ремеслом, поэтому они охотно нанимались на службу к крупным английским баронам, значительно пополнившим за их счёт свои армии. Король Франции и помогали Йоркам и Ланкастерам в их борьбе против друг друга. Предоставляли им вооружённые силы и финансовую помощь. Зачем? Хотели предотвратить появление сильной и объединённой Англии, ставшей бы их противником. В результате войны почти вся английская родовитая аристократия была уничтожена.

Ситуацией воспользовался дальний родственник Ланкастеров, Генрих Тюдо р. В битве под Босуортом он разгромил войска Ричарда Йорка и был коронован прямо на поле боя. Так в Англии возникла новая династия Тюдоров, правившая Англией до начала XVII века.Женившись на представительнице династии Йорков, Генрих VII отчасти примирился с их сторонниками и объединил в своём гербе обе розы – алую и белую.

Чем отличалась Война Алой и Белой розы от борьбы между Карлом Смелым и Людовиком XI? (Отличий много, но главное то, что в первом случае речь шла о попытке Бургундии, а за ней и других феодальных владений сохранить свою обособленность от королевской власти, во втором - кто именно и на каких условиях будет править страной, которая давно уже объединена.)

4 . Испания. Какие испанские королевства вы знаете? (Кастилия и Арагон.) Кем был захвачен Пиренейский полуостров в 8 веке? Арабами. На развитие средневековой Испании огромное воздействие оказала Реконк и ста (отвоевание) – растянувшееся почти на восемь веков отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.На освобождавшихся от власти арабов территориях возникали христианские государства: Кастилия, Арагон, Португалия и другие. Столетия Реконкисты не были временем непрерывных сражений. Войны сменялись мирными контактами, и христиане многому научились у испанских мусульман. К середине XIII века под властью арабов остался лишь небольшой Грана дский эмират, который отличался процветавшей экономикой и удивительно высоким уровнем культуры. Он уже не представлял реальной опасности для христиан.

В 1469 году кастильская принцесса Изабелла вышла замуж за арагонского принца Фернандо (Фердинанда). Вскоре Изабелла унаследовала кастильский трон, а Фернандо стал королём Арагона. Такое объединение двух монархий под единой властью супружеской четы называют династической у нией (от латинского слова «унио» - объединение). Уния Кастилии и Арагона не означала окончательного образования единого государства (при отсутствии сына-наследника и повторном браке одного из супругов она могла распасться), но стала важнейшим шагом на пути его создания.

Завершив объединение страны, Фернандо и Изабелла добились немалых успехов и в деле централизации. Заполняем схему (с. 214).

Данные об авторе

Ширяева Зинаида Вячеславовна

Место работы, должность:

МОУ-ООШ с. Золотая Степь, Учитель высшей категории

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Цель урока:

Путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, Испании раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах. Продолжать формирование общеучебных умений.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе:

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемое оборудование:

Экран, мультимедийный проектор, компьютер

Используемые ЦОР:

презентация "Трудный путь к торжеству королевской власти"

Краткое описание:

Урок истории средних веков с применением мультимедийной презентации

1. Организация класса.

2. Проверка знаний:

А. Тест- график из 10 вопросов. После ответов (вопросы высвечиваются на экране) в виде плюсов или точек на позициях "да", "нет", они соединяются линией и сдаются учителю. На экране высвечиваются правильные ответы, на доске демонстрируется график ответа на тест.

Б. Вопрос: (устный ответ) В чем отличие Столетней войны от предыдущих войн Средневековья?

План ответа: (на доске) - длительность,

За что шла борьба,

Отношение народа и рыцарей к войне,

Методы ведения войны.

Предполагаемые ответы: самая долгая в истории, борьба шла за Родину, за

независимость, за объединение страны, яркие

проявления патриотизма, партизанские методы

ведения войны.

В. 2 - 3 учащихся в это время отвечают по карточкам "Начало…" и

"Окончание Столетней войны".

3. После проверки знаний следует предварительное подведение итогов и оценивание, мотивация дальнейшей деятельности. В дальнейшем на протяжении всего урока участие детей в работе (ответы, их вопросы и т.д.) поощряются карточками, которые к концу урока превращаются в полноценную отметку (красная - 5, желтая - 4, зеленая - 3). Важные понятия, имена, даты записываются в тетради.

4.Изучение нового материала.

Открываются карты Франции, Англии, Испании.

Во всех этих странах в конце XV века завершилось объединение. Нам знакомо начало этого процесса во Франции и Англии XI - XII веков. Что же мы можем узнать о его окончании? (Предполагаемые ответы: как оно закончилось, какие трудности, особенности объединения можно отметить в разных странах.)

Да, это наша цель на сегодняшний урок - путем сравнения раскрыть трудностии особенности завершения объединения европейских государств.

Открывается карта Франции.

Символом Франции издавна является лилия. Но посмотрите на карту - контуры страны напоминают цветок, но эта лилия некрасивая, незаконченная

У короля Франции, несмотря на победу в Столетней войне, оставалось много проблем, связанных с укреплением власти, подчинением крупных феодалов. Посмотрите на владения графов Бургундских: если эти земли войдут в состав страны, то контур лилии получит полное завершение (цветок сформируется), а страна закончит объединение. Графы Бургундские были вассалами французского короля (вспомните их поведение во время Столетней войны), но вассальную клятву они не соблюдали. Королю же необходимо было завершить создание своего прекрасного "цветка".С кем ему приходилось бороться?

Открываются слова "Он…" и портрет Карла Смелого.

Ум, великодушие, личная храбрость, высокомерие, горячность, склонность к принятию необдуманных решений. Все ли черты характера Карла положительные? Что могло ему помешать в борьбе за самостоятельность?

Продолжается работа с картой на экране, в учебнике (стр. 253). Отмечается, что часть земель графов Бургундских находилось в пределах Священной Римской империи (Люксембург, Лотарингия). Озвучиваются претензии графа на корону империи. Появляются слова "Он не рисковал…"

Об одном человеке или о разных людях идет речь? (О разных).

Да, это характеристика Людовика XI , французского короля, прозванного Пауком. (изображения)

Давайте определим, верным ли было это прозвище?

Ведется работа с учебником. (Учащиеся находят соответствующую характеристику).

Какие черты характера могли помочь Людовику XI в борьбе с Карлом Смелым?

Показываются кадры победы при Нанси и цветок лилии.

На что были нацелены действия короля Франции? (На объединение страны, создание единого государства).

Но собрать земли вместе - это полдела. Необходимо провести Ц Е Н -

Т Р А Л И З А Ц И Ю страны.

Проводится работа над новым понятием.

Открывается карта Англии.

После окончания Столетней войны в Англию вернулись тысячи разочарованных людей, для которых война была делом их жизни. Обстановка в стране резко обострилась, любое ослабление королевской власти грозило беспорядками. Борьба за усиление королевской власти вылилась в войну Алой и Белой розы.

Идет работа с экраном, цветами, портретами, датами.

Что удалось сделать Генриху VII Тюдору? (Объединить страну).

Продолжается работа с понятием "централизация".

- Что схожего было в истории двух государств: Франции и Англии во второй половине XV века? (Ответы: закончилось объединение, была проведена централизация, что она в себя включала, действовали энергичные личности не всегда правыми средствами).

Открывается карта Испании.

Примерно в то же время, что и во Франции, завершилось объединение Испании. Оно шло на фоне Реконкисты.

Идет работа с новыми понятиями, с картой, датами, портретами правителей Кастилии и Арагона, отмечаются особенности объединения Испании. Заключительные кадры рисуют попытку королей Испании создать единоверие, как залог единства и прочности страны и полученный обратный результат.

- (Главный вопрос) Что общего было в развитии Франции, Англии, Испании во второй половине пятнадцатоговека?

5.Подведение итогов урока, результат выполнения цели, оценки учащихся.

6.Задание на дом: § 26, ответить на вопросы; индивидуальные задания- подготовить сообщения о Карле Смелом, Людовике XI и (опережающее) Казимире Великом.

Карточки: Вставьте пропущенные слова, даты.

"Начало Столетней войны"

В ________ году началась самая долгая в истории человечества война. Французские короли пытались завершить объединение страны, английские короли стремились вернуть себе Анжуйскую державу. Война шла для французов неудачно. В 1346 г. англичане одержали победу при ___________.

Владения английского короля во Франции постепенно росли. Настоящей бедой для французов стал английский принц Эдуард, прозванный "_____________________________" за цвет своих доспехов. Он одержал множество побед, постоянно совершал грабительские набеги вглубь Франции. В сентябре 1356 года около города ______________ его отряд настигло войско во главе с самим королем Франции. Рыцари во главе с __________ пошли в атаку. _____________ принц умело расположил своих лучников, в то время как французы действовали разрозненно. В результате французы потерпели сокрушительное поражение. Несколько тысяч рыцарей во главе с __________ попали в плен.

Ответы: 1337; Креси; "Черный принц"; Пуатье; Иоанном II ; английский; королем (вариант - Иоанном II ).

"Окончание Столетней войны"

В августе ______ года король Англии Генрих V возобновил войну. В октябре 1415 года две армии встретились под городом ______________. Французы потерпели сокрушительное поражение.

Особенно тяжелым положение Франции стало после того, как герцог __________________, изменив интересам Франции, заключил союз с англичанами. Над Францией нависла угроза утраты __________________________________.

Однако сын Карла VI объявил себя королем Карлом VII .Вокруг него сплотились все патриоты Франции. В стране разгоралась партизанская война.В 1428 году к королю явилась крестьянская девушка по имени ___________. Во главе войска, доверенного ей Карлом, она смогла всего за 10 дней снять осаду с важного города _____________.

Воодушевленные патриоты выступили против захватчиков по всей стране. Англичане терпели одно поражение за другим. Обвинив в колдовстве, Орлеанскую деву сожгли на костре в 1431 году. Но это не повлияло на исход войны. Она закончилась в ______ году.

Ответы: 1415; Азенкуром; Бургундский; национальной независимости; Жанна Д"Арк; Орлеана; 1453.

ДинастияВАЛУА

1328 - 1589.

Филипп IV Красивый - брат Карл Валуа..


ДочьФилипп VI

Эдуард III

Английский корольИоанн II -передал сыну Филиппу Храброму

герцогство Бургундское

Генрих V Карл V

Умер в 1420г.

Карл VI сын

Карл VII сын Филипп Добрый

Людовик Х1Карл Смелый

1461-1483гг.1433-1477гг.

  • Что общего было в развитии Франции, Англии и Испании во второй половине XV века?

§ 22.1. Звёздный час Бургундии

После окончания Столетней войны усилившаяся королевская власть во Франции стремилась преодолеть сопротивление крупных феодалов и завершить объединение страны. Сыну Карла VII Людовику XI (1461 - 1483) пришлось вести трудные войны с феодальной знатью, заключившей против него союз с целью сохранить своё влияние. Душой этого союза были могущественные герцоги Бургундские.

Вскоре после битвы при Пуатье король Иоанн II передал Бургундию своему сыну Филиппу в награду за верность и храбрость, проявленные в битве. Благодаря выгодной женитьбе Филипп Храбрый приобрёл Фландрию. Его преемники успешно расширяли свои владения.

Гробница Филиппа Храброго. Начало XV в.

Часть земель герцоги держали как феоды от французского короля, а другие владения входили в состав империи. Герцоги надеялись получить от императора королевский титул и разорвать узы зависимости от французского короля. Последний из герцогов, Карл Смелый, мечтал даже об императорском титуле и создании великой державы от Северного до Средиземного моря. Его государство было тогда, возможно, самым богатым в Европе.

Кубок герцога Бургундии Филиппа Доброго. XV в.

    Бургундский двор утопал в роскоши, его пышному церемониалу подражали другие монархи. Здесь сохранялись рыцарские идеалы, устраивались турниры. В реальной жизни для этих идеалов оставалось всё меньше места. На войне сражались теперь совсем не так, как на турнирах, так что запоздалый век рыцарства при бургундском дворе был своего рода возвышенной игрой.