Ты меня не любишь, не жалеешь

Текст стиха Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь» не может оставить равнодушным никого. Это трогательное лирическое стихотворение, пронизанное чувством горечи и сожаления о зря потраченных годах, поэт написал незадолго до своей трагической и загадочной гибели - 4 декабря 1925 года. Лирика данного периода его творчества отличается фаталистическими нотками. Не является исключением и стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь».

Исследователи считают, что поэт посвятил произведение Ольге Кобцовой, которой был увлечён ещё на заре своей поэтической славы. В это время Сергей Есенин жил в Батуми, где часто встречался с «мисс Оль». Девушка была весьма ветреной особой, никаких отношений у них не получилось, но почему-то именно о ней вспоминал поэт в свои самые тоскливые времена. В стихотворении лирический герой поэта словно проводит параллель между своей разгульной жизнью и пустым существованием девушки-мотылька. В финале произведения появляется сцена встречи бывших партнёров, в которой они делают вид, что едва знакомы. Эта встреча совершенно никак не влияет на чувства героев: она никогда не умела любить, а он утратил эту способность после сближения с ней, перегорел.

Любовь даётся людям как особый дар, как талант. И нельзя его тратить напрасно. Так считает Есенин. Чтобы почитать эту философскую зарисовку, можно скачать стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» на нашем сайте.

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я – они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, –
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: “Добрый вечер!”
Я отвечу: “Добры вечер, miss”.

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, –
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Чего скрывать? Я знаю - ты меня не любишь!..
...Отпустив до дна обиды и тугую боль -
Сухие листья, тонкие, как струны,
Оставить от тебя хоть их ты мне позволь!

Чего скрывать? Я не скрывала вовсе
Ты не заметил, что не доброй я была...

(Стихам на время отдавалась, к прозе
Вернуться я хотела и могла)

Как ты смешон и как ты глуп поныне-
О! Дайте мне платочков море и подушек воз -
Смеяться буду, плакать, хоть и не остынет
А плакать - это так, смеяться лишь до слез!

Ну, что ж...

Ты скажи, что меня крепко любишь,
Что лишь я, всегда нужен тебе.
И со мной лишь, ты хочешь и будешь,
Вместе путь свой, идти по судьбе.

Что лишь я, твоё сердце волную,
Что никто, не сравнится со мной.
Что любовь заслужил я такую,
ПохвалЫ что, я выше любой.

Что достоин с тобой быть я рядом,
И ты хочешь всегда быть моей.
Что для счастья, тебе это надо,
Что меня нет родней средь людей.

Обмани, похвалой меня сладостной,
Но любви пыл вложи в обман свой.
Лишь тогда, жизнь моя будет...

Ты меня не любишь, и не надо,
значит, не достоин я тебя,
видно слишком ценная награда
верность лебединая твоя.
Ты её подаришь дорогому,
он-то сможет сердце разбудить,
и любовь отдашь ему, другому,
на века ему её хранить.
Что же тут поделать мне, заплакать,
Слёз в глазах нет, в сердце пустота,
Ты одна лишь в этом виновата,
Что сгорело всё во мне дотла.
Я уже гореть так не сумею,
Я уже любить так не смогу,
Никому я в жизни не поверю,
Что, мол где-то, лучшую найду

Мне жутко оттого, что я мечтал и верил.
Дороги привели меня в Любви тупик.
Распелись соловьи. Я их не слышу трелей.
И нежных чувств бутон совсем в душе поник.

Мне кажется, что я живу с какой-то тенью.
Тебя со мною нет. Есть только твой двойник.
Стань прежней. Твоего я жду перерожденья,
Запечатляя здесь твой незнакомый лик.

2003 г.
2007 г.

Память душит. Узла не разрубишь.
А во сне силуэты и лица.
Мне приснится, что ты меня любишь,
Ну, и разные там небылицы.

За что меня можно любить?! -
Безумный, нелепый и пьяный!
В душе моей – свет и любовь,
Но для всех эти чувства – изъяны!

Чаще я грустный и нудный,
«Лечу» всех подряд, чем попало.
Выпил с утра ящик пива –
Но мне и этого мало.

Свои руки я режу до крови,
Хотя, умирать и не тянет.
Грозился всё спрыгнуть с моста я,
Но страх душу тисками давит!

Говорил, что люблю, очень часто.
И не врал, в каждой фразе нежность.
Так почему же опять я страдаю?!
Как будто бы в этом потребность...

Кто мной любим - меня не любит,
Кем я любим - мне не мила
Так жизнь нам, очищая, судит
Ошибки прежние, дела,
Что мы творим, не зная сами
Об истине Любви иной,
Ее негаснущее пламя
Из жизни нашей неземной
Мы донести должны с тобою
К Престолу Матери, Отца
Смиренье, радостью, красою
Наполнить страждущих сердца.
Тогда понять мы сможем Волю,
Что нашей воле вопреки,
Доставив нам не мало боли,
Спасти пытаясь от тоски
Непонятого смысла жизни
Нас бережно хранит, ведет
В Небесный храм...

Я хочу, чтоб меня ты любила,
как люблю я родная тебя.
и весна в твоем сердце ожила,
и любовь в душе расцвела.

Образ твой не дает мне покоя,
глазки ясные, чувственный рот.
в тебе, милая, счастье такое,
что хожу сам не свой целый год.

Я страдаю, пишу тебе письма,
в них стихи и любовь о тебе.
как мне быть, дождусь я ответа,
и с надеждой кажется мне.

Что почувствуешь и отгадаешь,
то, о чем не хочу я молчать.
пусть об этом все ты узнаешь,
что любовь у меня не...

Утром приду по дорожке заснеженной,
Путь помню сердцем – его не забыть,
Стану покорною, верною, нежною,
Если научишь меня ты любить.

В теплый наш дом, с занавесками с лентами,
Всюду цветов осмысления вить,
Просто войду и останусь, наверное,
Если научишь меня ты любить.

Свечи зажжем, как на первом свидании,
Рядом вдвоем в неземной тишине
Ночь проведем, и вспугнет ожидание
Юный рассвет на морозном стекле.

Чувства, движенья безропотно плавные,
Будем без слов обо всем говорить...

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,-
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Анализ стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь» Есенина

Любовная лирика Есенина представлена большим количеством произведений. У поэта было множество женщин, каждой из которых он посвящал свои стихотворения. В большинстве случаев есть возможность установить конкретного адресата, учитывая обстоятельства жизни Есенина. Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанное поэтом незадолго до смерти (декабрь 1925 г.), не позволяет с уверенностью говорить о конкретной женщине. Из содержания становится понятно, что поэт имеет в виду простую «ночную бабочку».

С самого начала стиха Есенин показывает ненатуральность и временный характер любовных отношений. Женщина не смотрит лирическому герою в глаза, он сам «не нежен и не груб с ней». По сути любовники глубоко равнодушны друг другу. Их свела вместе животная чувственная страсть, которая не оставит в душе ни малейшего следа. Автор обращается к женщине с риторическими вопросами о том, сколько же мужчин было в ее пустой и холодной жизни.

Есенин не обвиняет женщину, вынужденную таким образом зарабатывать себе на жизнь. Ее воспоминания о многочисленных любовниках не вызывают у него чувства ревности. Он признается, что сам любит ее «не очень». Возможно, поэт чувствует некоторое духовное родство с проституткой. Его пылкие романы также не привели к прочным отношениям. Продолжая беспорядочную жизнь, автор уже не ждет чуда. Он ограничивается мимолетными связями, лишь в воспоминаниях «утопая в дальнем дорогом».

Сергею Есенину бесконечно жаль своей минувшей молодости. Он понимает, что известность и слава развратили его, притупили прежние возвышенные чувства, заставили испытать разочарование в любви. Душевная опустошенность привела к тому, что автор уже чувствует себя глубоким стариком. Он никому не желает повторения своей судьбы, поэтому просит свою опытную подругу «нецелованных не трогать».

Есенин ни разу не называет имени женщины. Становится понятно, что для него это не имеет никакого значения. Скорее всего, это было знакомство на одну ночь. Повториться встреча может только совершенно случайно на улице, когда «ночная бабочка» будет увлечена уже другим партнером. Ироничное обращение поэта «miss» показывает всю ненатуральность таких «любовных отношений».

В финале поэт заявляет «кто сгорел, того не подожжешь». Это значит, что настоящую любовь можно испытать только в молодости. Нужно беречь это великое чувство и не растрачивать свои душевные силы на мимолетные связи.