Урок по фгос разряды количественных числительных. Проверка домашнего задания. по значению и грамматическим признакам

Конспект урока по теме: Количественные числительные в 6 «В» классе

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» Бухонкина Анна Викторовна

Цель:

    сформулировать понятие "Количественные числительные";

    закрепить умения и навыки в склонении числительных, употреблении в устной и письменной речи, в различении числительных и других частей речи;

    воспитывать любовь к родному краю, формировать чувство сплоченности в детском коллективе, развивать творческие способности учащихся.

1.Оргмомент. Здравствуйте, ребята!

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу,

И улыбку не забудь!

Улыбнитесь друг другу, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Актуализация знаний, определение темы, постановка целей урока. Начнем с загадки, о какой части речи в ней говорится?

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду. (Числительное) Слайд №2

Внимание на слайд. Слайд №3 Задание: Формулировка понятия количественные числительные.

– Посмотрите на слайд, предложите к нему задание. Двадцать пять литров , семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны , столетие, одиннадцать игроков , тройка лошадей, полное одиночество, один шанс , двойной удар, удвоить усилия, семь дней , играть в пятнашки, тридцать три богатыря .

Выписать числительные. Пропустите строчку, чтобы записать тему.

Блицопрос с взаимопроверкой. (работа в парах). (Слайд№4)

– Закончите предложения:

1) Имена числительные отвечают на вопрос …

2) Имена числительные обозначают …

4) Имена числительные в предложении являются …

5) По составу числительные бывают простыми, сложными и ….

А теперь, ребята, Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь: (Числительные на доску)

Какой сейчас год?

А какой урок по счету?

А сколько ребят учится в вашем классе?

Какое числительное отличается от других? Чем? (шестнадцать – отвечает на вопрос сколько?, обозначает количество, не изменяются по родам, за исключением:один, два) Слайд №5

Это количественные числительные. Запишем тему урока. Слайд №6

Итак, ребята. Мы отправимся сегодня на небольшую экскурсию по нашей малой родине, поселку Степное, а сопровождать нас будут количественные числительные.

3. Закрепление полученных знаний.

Слайд №7 Первая остановка – СПРАВОЧНАЯ

Степное – поселок городского типа. Основан 18 января 1958 года. Население 12944 человека. В поселке имеются: 34 улицы, 1 площадь, 2 библиотеки, 2 школы, 3 детских сада, также работают 2 рынка, 5 парикмахерских, 6 аптек и около 60 магазинов. По автомобильным дорогам расстояние до областного центра составляет 83 км.

Задание: выпишите количественные числительные вместе с существительными, можно ли определить падеж, число, род? Род определяется только у числительных – один,два.

Отметьте свои достижения в листе путешественника под остановкой справочная.

Слайд №8 остановка ЮБИЛЕЙНАЯ

Для чего нам нужны числительные? Без них не было бы математики, мы не смогли бы считать. И на этой остановке мы будем решать примеры.

Потренируемся сначала все вместе: фото на слайде, наш «Лицей» основан в 1977 году, посчитайте, сколько ему лет, ответ запишите буквами. (39 лет)

Когда мы будем отмечать юбилей, посчитайте?

А теперь каждая пара получает карточки с примерами, вы решаете их и ответ записываете буквами, ответы заносим в кроссворд, Слайд №9, решив который, вы узнаете, какой юбилей будет отмечать наш поселок через пару лет. (60)

Карточки с примерами:

100-94= 50-43= 80+20= 260+40= 155-150= 201-200= 20-11= 40-32= 60+30= 250-220=

Назовите среди получившихся числительных простые и составные, докажите это у доски с помощью морфологического разбора числительных СЕМЬ и ТРИСТА. Кто справился с заданием, отметьте в листе путешественника

Мы с вами говорили о том, что Степному будет 60 через пару лет, а вот слово пара - числительное? Что оно обозначает, что значит пара? Как мы отличаем числительные от сущ.? Задание: Выпишите только числительные. На слайде №10 слова: одиннадцать, двенадцать, дюжина, два, пара, пять, пятерка, семнадцать, сотня, восемьдесят, десяток, сто, половина.

Самопроверка: Одиннадцать, двенадцать, два, пять, семнадцать, восемьдесят, сто.

Физминутка. А сейчас, ребята, мы с вами отдохнем, и помогут нам в этом числительные.

Слышим количественные числительные - хлопаем, порядковые - молчим:

Два товарища, первый учитель, пятнадцать минут, сто участников, четвертый урок, тридцать спортсменов, вторая парта, двадцать ребят, третий ряд, три подружки, пятьдесят спортсменов.

Обратите внимание на последнее числительное пятьдесят, посмотрите на его состав. Еще приведу примеры – 60,70,80, что характерно для их состава? Наличие мягкого знака!!!

Итак, мы добрались до следующей остановки.

Слайд №11

Остановка – ЛИТЕРАТУРНАЯ

Свой отчий дом назвал народ «Степное»,

Степь колыбелью стала для него,

Над ним сияет небо голубое,

Ласкают ветры и баюкают его. В. Васильченко

Перед вами отрывок из стихотворения о Степном, которое сочинила учительница истории из первой школы, В.Н. Васильченко. Оно, как и все стихи, написано с помощью букв, было бы, наверное, странно, если бы стихи писались как-то по-другому, а вот перед вами цифры, числительные, сможем ли мы прочитать их как стихотворение, прочитать так, как если бы на их месте были существительные и прилагательные.

    Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с поэтической интонацией.

    Слайд №12 714, 15, 3247,

3,28,220,26,145,

2 000 000,320,17,333.

    Запишите прописью числительные в середине которых пишется Ь. Определите их разряд.

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по слайду №13

714, 15, 3247, 16, 318, 327, 28, 220, 915, 18, 2225, 613, 116, 512, 320,17, 333.

Отметьте свои достижения в путевом листе.

Следующая Остановка ИСТОРИЧЕСКАЯ Слайд №14,

Первоначальное название посёлка – село Луй. В 1762 году получило название Отроговка. 26 июля 1950 года, начато бурение первой скважины, еще через 4 года впервые получен природный газ. 18 января 1958 года село становится рабочим поселком Степное. Через 2 года наш поселок будет отмечать юбилей, ему исполнится 60 лет.

Задание: выписать количественные числительные вместе с сущ., просклонять по падежам, у доски, 3 числительных по одному человеку из каждого ряда.

Остановка ТВОРЧЕСКАЯ.

Слайд №15, 16. Задание: Составьте небольшой рассказ о себе, вставляя вместо подсказок подходящие числительные. (Слабоуспевающие ученики получают карточки с заданием)

4.Рефлексия, подведение итогов.

Викторина: Что я знаю о Степном? (СЛАЙД)

    год основания поселка?

    сколько учебных заведений в Степном?

    Сколько в посёлке детских садов?

    Сколько в поселке районов под названием

    «Черемушки»?

    Три Сколько количественных числительных

вы выписали? три

Что я узнал о количественных числительных?

    Количественные числительные отвечают на вопрос…

  • Количественные числительные обозначают…

    Количество предметов.

    Количественные числительные не имеют формы…

    За исключением числительных…

    Один, два.

А закончить наш урок хотелось бы стихами нашего земляка, поэта П. Игнатова:

Над простором степным,

Над обрывом крутым

Белый лебедь над степью летит.

Над рекой Караман,

Где клубится туман,

Наш посёлок Степное стоит.

П. Игнатов

5.Домашнее задание п.4 упр. 28 задание 1,2. Творческое задание: составить небольшой рассказ, используя количественные числительные.

А теперь посмотрите в свои листки путешественника, оцените себя, как вы сегодня поработали. Поднимите карточки… Слайд

Гуманитарно – экономический колледж

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

теоретического занятия

Дисциплина: «Современный русский язык»

Тема: Разряды числительных. Стилистические свойства и особенности

употребления числительных.

Специальности: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»

семестр: II

курс: I

группа: 114.

Талдыкорган – 2017 г.

Составил преподаватель

______ Нурлан Н. Р.

«___» __________ 20__г.

Количество часов – 2

Цели занятия:

обучающая: прививать знания учащихся по теме занятия;

находить в предложениях имена числительные.

развивающая: развить аналитизм мышления, речь, память, кругозор

учащихся.

воспитательная: воспитывать любовь к изучаемому предмету.

Тип обучения: комбинированный.

Оснащение: 1. Учебное пособие по русскому языку для студентов

неязыковых вузов. КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова,

Алматы, 2009г.;

2. Учебник по предмету «Русский язык для 10 класса, авторы

У. А. Жанпейс, Ш. Т. Кожакеева. Алматы «Мектеп», 2014г.

3. Классификатор специальностей, карточки, таблица.

Что должен освоить студент: роль и разряды числительных числительных,

а также его правописание в речи; лексико –

грамматические признаки числительных;

Что должен уметь студент: использовать имена числительные в речи и

находить их в предложениях; уметь писать

числительные в предложениях.

План занятия: 1. Организационный этап – 3 мин.

2. Актуализация – 20 мин.

3. Изложение нового материала – 30 мин.

4. Закрепление нового материала – 15 мин.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Этап информации о домашнем заданий – 5 мин.

7. Комментирование оценок – 2 мин.

I . Организационный этап

Приветствие. Проверка присутствующих на занятий. Запись на доске даты и названия темы занятия.

II . Актуализация

Проверка домашнего задания

(устный опрос учащихся по предыдущей теме занятия)

III . Изложение нового материала

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой? который?

В русском языке есть количественные (один, два, пять), порядковые (первый, второй, третий) и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро) числительные.

Количественные числительные определяют количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Числительные один, два, одно согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

Числительное два относится к существительным мужского и среднего рода. Числительное две относится к существительным женского рода. Остальные числительные не изменяются по родам:

Например: три аппарата, три открытия, три карты, два аппарата,

два открытия, две карты.

В числительных 5 – 20, 30 мягкий знак (Ь) пишется в конце числительного, в числительных 50 – 80 и 500 – 900 – в середине слова.

Числительные могут быть:

1. простыми, состоящими из одного слова: 2 – два, 100 – сто;

2. сложными , состоящими из двух корней: 50 – пять – десять, 200 – двести;

3. составными , состоящими из нескольких отдельных числительных:

2 202 – две тысячи двести два.

Простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются как существительные 3 – го склонения. В родительном, дательном и предложном падежах от 11 до 19 в окончании пишется буква и : к одиннадцати часам.

У числительных 40, 90, 100 две формы:

И., В. сорок, девяносто, сто.

Р., Д., Т., П. сорок а , девяност а , ст а .

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

К количественным числительным относятся слова полтора, полтораста . Полтораста обозначает количество предметов, равное ста пятидесяти.

Дробные числительные называют не целые числа. Они обычно состоят из двух частей – количественного числительного (числитель дроби) и порядкового числительного (знаменатель дроби).

Например: две третьих, три пятых.

Задание 1: составьте с данными словосочетаниями предложения; напишите

числительные прописью.

50 карточек, 70 элементов, 300 граммов, 700 метров, 900 километров.

Задание 2: Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами.

Укажите числительные с Ь в конце и середине.

12 (приборы, открытия), 10 (наброски, таблицы), 500 (грамм, метры), 15 (килограммы, литр), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 127 или 220 (вольты), площадь в 870 (гектары), расстояние в 430 (километры).

V . Подведение итогов занятия

1. Что такое имя числительное?

2. На какие виды делятся имена прилагательные? Приведите примеры.

3. Как склоняются имена числительные.

4. Расскажите о правописании имен числительных.

VI . Этап информации о домашнем заданий

2. Подобрать материалы из СМИ из сети Интернет о своей специальности.

VII . Комментирование оценок

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему "Количественные и порядковые числительные".

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркута Евграфова Виталина Анатольевна .

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая .

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цель: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;

Задачи:

Образовательная:

совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

Развивающая:

развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; обогащать словарный запас, развивать связную речь

Воспитательная:

воспитание интереса к изучению русского языка, в оспитание коммуникативных качеств личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс». М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. - Москва: Просвещение,2008 г., презента ция по теме урока, карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Чисел.

II. Проверка домашнего задания.

1.Разминка. Вопросы на повторение .

Что такое числительное?

На какие группы делятся имена числительные?

На какие группы они делятся по составу?

2. Цифровой диктант . Учитель показывает карточки с числами. Учащиеся записывают числительные прописью.

12, 60, 300, 27, 800, 15, 199, 708, 80.

Проверка. Назвать простые и составные числительные.

3. Давайте немного поиграем. Отгадывание ребусов.

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Игра «Третий лишний»

Какие разряды числительных вы знаете?

Числительные, обозначающие целые числа

Дробные числительные

Собирательные числительные

Двадцать рублей

Четверо друзей

Пятнадцать градусов

Одна пятая пути

Десять яблок

Три седьмых метра

Семеро мальчиков

Четверо медвежат

Пять седьмых реки

I II . Актуализация знаний.

Исследование материала.

1.Грамматико – орфографическая пятиминутка.

Задание: из записанных слов выпишите только имена числительные, обозначающие порядок при счёте и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

Семидневный, шестнадцатый, красивый, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, шестиклассник, семьдесят, третье, двадцать первая

(Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками).

А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.

Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.

Физкульминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.

I V. Формирование новых знаний и умений

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.

1.Просклонять числительное и прилагательное с существительным: третья комната и большая комната

И.п. третья комната; большая комната

Р.п. третьей комнаты; большой комнаты

Д.п. третьей комнате; большой комнате

В.п. третью комнату; большую комнату

Т.п. третьей комнатой; большой комнатой

П.п. о третьей комнате; о большой комнате

Учащиеся формулируют правило : порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

2. Подобрать к числительным существительные.

Пятый … (м.р., ед.ч.)

Пятая … (ж.р., ед.ч.)

Пятое … (ср.р., ед.ч.)

Пятые … (мн.ч.)

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

3. Работа с теоретическим материалом.

Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196.

V. Закрепление умений.

1.Выборочное списывание. Выпишите пословицы с порядковыми числительными, определите падеж.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.

Третий лишний.
Первое слово дороже второго. Первый блин комом

V I . Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, я предлагаю вам заполнить анкеты.

Анкета для учащихся.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен\не понятен

VII . Домашнее задание. Тест

1. Укажите имя числительное:

1) семь;2) семерка;

3) удвоить.

2. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

1) В этом доме одиннадцать этажей.

2) Пятерка - очень хорошая оценка.

3. Укажите порядковое числительное:

1) золотой;2) цветной;

3) десятый.

4. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.

1) два;

2) два брата.

5. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет: Пять лет на солдатских плечах лежала война.

1) подлежащее;

2) дополнение;

3) обстоятельство.

6.Порядковые имена числительные изменяются:

1) по падежам, родам, числам;

2) по падежам, по родам.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А.С.Пушкин

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока : Разряды количественных числительных.

Цель урока :

1. Научить различать разряды количественных числительных.

2 Повторить теоретический материал о числительном.

3.Повторить правописание словарных слов.

I Организационный момент.

Сегодня мы продолжим с вами разговор о числительных.

Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе,что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Актуализация знаний.

Словарная работа с самопроверкой.

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

Земельное пространство с определенными границами

территория

Срок в сто лет

столетие

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

двести

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

шесть

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Какое число получилось? Молодцы!

А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.

Почему другие слова не являются числительными? Как их следуетразличать?

Дайте определение количественного числительного.

Вспомните, какие числительные являются простыми, составными.сложными?

Укажите простые, сложные и составные числительные.

III Постановка учебной задачи.Выход на тему.

Ответьте мне на е вопросы.

Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

По сколько учеников сидит за одной партой? (по двое)

А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (одну вторую часть яблока)

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

Что в них общего?(Количественные)

Чем отличаются?

Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

Какое значение у числительного двое? (Несколько предметов, взятые как одно целое.)

Как бы вы назвали такие числительные? (Собирательные,от глагола собирать)

Таких числительных мало. (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро. И оба (обе).

Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? (Целые, дробные, собирательные).

Определите тему нашего урока? (

Разряды количественных числительных

Чему мы должны сегодня научиться?

Научиться различать разряды количественных числительных

  • Знакомство с теоретическим материалом (учебник)
  • Составление алгоритма различений разрядов.
  • Отработка способа.

1.Назовите количественные числительные и определите их разряд .

Шестнадцать книг, два ученика 17 рублей, пятеро друзей, три четвертых километра две десятых урожая, трое суток, 11 дней, сорок, четверо суток, одна четверть сада,.

2 . Выборочно-распределительныйдиктант

В данном тексте объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Взаомопроверка

3 . Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими:

дюжина, чертова дюжина, полтора, полтораста, Какие у вас получились слова?

(Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное)

4.Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

5 . Тест.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.

6. Рефлексия

Какие трудности возникли во время урока?

Какие способы различений разрядов запомнили?

7.Домашнее задание(на выбор) :

1.Написать сочинение о роли числительных.

2.Подобрать текст научного стиля с использованием числительных(числительные прописать)

3.Составить словарный диктант на тему «Имя числительное »

Урок русского языка в 6 классе № 130

Дата _________________________________

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цель урока: Знакомство с разрядами количественных числительных.

Задачи урока

Обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их особенности, показать речевую функцию.

Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.

Воспитательные: формирование уважения к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир.

Методические приемы: самостоятельная работа, работа с учебником, повторительная беседа.

Оборудование: учебник, тетрадь, приложения.

Структура урока

    Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме урока.

    Слово учителя.

Цель этапа: развитие интереса учащихся с помощью дополнительной информации.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о числительных.

- Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов , что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз , что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.

Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

На уроке мы повторим все то, что мы знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем! Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    Актуализация знаний.

Цель этапа: проверка знаний учащихся.

Словарная работа с самопроверкой.

А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

территория

Срок в сто лет

столетие

четыреста

двести

Триста восемь

девяносто

одиннадцать

шесть

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Приложение 1.

- А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

    Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.

    Почему другие слова не являются числительными?

    Дайте определение количественного числительного.

    Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?

    Подпишите простые, сложные и составные числительные.

    Целевая установка.

Цель этапа: формулировка темы и целей урока.

Тема урока.

Разряды количественных числительных.

Что бы вы хотели узнать по данной теме?

Сформулируйте задачи на урок.

    Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с разрядами количественных числительных.

Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают, вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.

    Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

    По сколько учеников сидит за одной партой? (По двое человек.)

    А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

- А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько? )

- Что в них общего? Количественные.

- Чем отличаются?

- Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

- Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

- Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать).

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Количественные числительные

двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

Откройте учебник и прочитайте теоретический материал на стр. 51.

    Закрепление изученного материала.

Цель этапа: закрепление понятия о числительном как самостоятельной части речи, раскрытие его семантики, раскрытие некоторых морфологических и синтаксических их особенностей. Развитие творческой, речевой и мыслительной активности, используя различные формы работы.

    Выборочный диктант.

Выпишите количественные числительные и определите их разряд.

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

    Работа на карточке. Приложение 2.

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

целые

дробные

собирательные

Восемнадцать

Два

Десять

Восемь

Две трети

Четыре пятых

Шестеро

Трое

пятеро

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

3. Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

4. Упр. 410 (у.)

5. Творческое задание. Приложение 3.

    Итог урока.

Цель этапа: обобщение и систематизация изученного.

А. Беседа.

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?

Какое значение имеет каждый из этих разрядов?

Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

Как долго мы были на уроке? (40 минут)

Какие оценки вы себе поставите? (Четыре, пять…)

Б. Тест. Приложение 4.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

В. За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

VI . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Пр. 71, упр. 409 (п.), сл. сл.

По желанию. Приложение 5.

Литература.

    razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh

    Разряды количественных числительных (урок русского языка в 6 классе)

    Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1./М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. –М.: Просвещение, 2013. – 191 с.

Приложение 1.

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

Земельное пространство с определенными границами

территория

Срок в сто лет

столетие

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

двести

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

шесть

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

Земельное пространство с определенными границами

территория

Срок в сто лет

столетие

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

двести

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

шесть

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Приложение 2.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Приложение 3.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Приложение 4.

2. Закончите определение.

Тест. ФИ ___________________________________ Дата ____________________________

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд. Вспомните, как нужно писать заглавия? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5.

ФИ _______________________________ Прочтите и запишите полученную фразу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ________________________________ . Прочтите и запишите полученную фразу.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заменить числа словами. ФИ __________________________________

Тюмень – город-труженик. 85 % населения занято в сфере материального производства; 6,9 % - в просвещении, науке, культуре; 5 % в здравоохранении. Более 120 тысяч жителей – постоянные читатели библиотек.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________