В омской области установили тарифы на услуги девяти переправ через реку иртыш. Исследование варианта переправы через реку иртыш, альтернативного «классическому» мосту

С 12 декабря в селе Уват Тюменской области открыта ледовая переправа через реку Иртыш. В 2017 году «ледяной мост» открылся на три недели позже – свои коррективы внесла тёплая погода. Предварительно дорожной службой были проведены работы по наращиванию ледового покрова, который на сегодняшний день способен выдержать нагрузку до трёх тонн, сообщает пресс-служба МЧС России по Тюменской области.

Переправа состоит из двух полос шириной 30 метров и протяжённостью 750 метров каждая. Расстояние между полосами — 100 метров. На сегодняшний день толщина льда в районе переправы, в среднем составляет 40 сантиметров. Этих параметров достаточно для безопасного проезда автотранспорта. Для движения пешеходов через реку, предусмотрена пешеходная дорожка.

Также ледовая переправ оборудована двумя пунктами обогрева, которые установлены на левом и правом берегу реки. По данным ДРСУ № 6 в этом году планируется обеспечить толщину льда способную выдерживать массу в 25 тонн.

сайт,
фото: пресс-служба МЧС России по Тюменской области

Омск - один из крупнейших городов Западно-Сибирского региона России с населением на 1 января 2014 г. 1 166 092 человек . Река Иртыш, протекая по территории Омска, делит город на правый и левый берега. На Левобережье сосредоточено наибольшее количество многоквартирных домов в городе. Крупные промышленные предприятия расположены на правом берегу Иртыша. Между правым и левым берегами Иртыша в Омске построено пять мостов: Южный, железнодорожный мост, Ленинградский мост, мост имени 60-летия Победы, мост имени 60-летия ВЛКСМ.

В Омске на 1 января 2014 г. зарегистрировано 305 868 легковых автомобилей . Рост личного транспорта и недостатки организации дорожного движения привели к большой загруженности дорог . Левый берег интенсивно застраивается жилыми кварталами, а численность его населения превышает 246 000 человек . Самыми сложными с точки зрения загруженности дорог являются зимние месяцы , когда в Омске фиксируются 10-балльные заторы. Самые длинные пробки наблюдаются на Левобережье.

Одним из путей решения проблемы заторов на улицах, соединяющих левый берег с правым, является возведение моста через реку Иртыш между железнодорожным и Южным мостами . По характеру работы под нагрузкой существуют различные модификации мостов: балочные, арочные, вантовые, рамные, комбинированные и особые. В зависимости от конструктивной системы пролетных строений выделяют группу понтонных мостов, являющихся альтернативой капитальным мостам .

При выборе между классической капитальной и понтонной переправой необходимо учитывать особенности региона и реки, через которую предполагается возведение моста . Иртыш - трансграничная река, протекающая по территории Китая, Казахстана и России и занимающая в России третье место по длине. В Омской области Иртыш является самой крупной, равнинной рекой, одновременно выполняющей роль основной водной транспортной магистрали, главного источника водоснабжения и приемника сточных вод Омска. Общая длина реки в границах Омской области – 1132 км. Общая площадь водосбора составляет 1643000 км2. Уклон порядка 0,03 м на километр. Средний многолетний расход воды за год в створе г. Омска – 860 м3/с. Питание реки смешанное, преимущественно снеговое. Русло реки слабо извилистое, ширина русла в районе Омска - до 0,9 км. Средняя скорость течения колеблется от 2,5 км/ч в межень до 4,1 км/ч в половодье. Грунты русла песчаные, местами глинистые. Глубина на плесах доходит до 6-15 м. Глубины на перекатах не падают ниже 2 м. Весной наблюдается ледоход продолжительностью 4-7 дней, на крутых поворотах и в местах разветвления русла на рукава образуются заторы. Половодье в районе г. Омска обычно начинается в первой половине апреля, заканчивается в конце июля. Средняя продолжительность половодья – 120-130 дней, объем стока во время половодья достигает 60-70% от годового. Период летне-осенней межени 50-70 дней. За период межени проходит один-два дождевых паводка. В период ледообразования по всей реке происходит образование внутреннего льда и шуги. Ледоставу обычно предшествует ледоход 5-9 дней. Зимняя межень устойчивая, средней продолжительностью 140-160 дней . Иртыш является важнейшей транспортной магистралью Западной Сибири. Навигация на Иртыше обычно продолжается с конца апреля до середины ноября. Грузовые перевозки осуществляются в основном составами из барж и толкача (в основном песка и других строительных материалов). Прогулочные теплоходы «Москва» курсируют с начала мая до второй половины сентября, когда в связи с сезонным ухудшением погоды пассажиропоток существенно сокращается. Также существует речной «садовый» машут: «Центр - Ленинск - Сады - Шинник - Радуга - Зелѐный берег» и обратно, который в случае сохранения теплой погоды длится до середины октября. На всем протяжении реки Иртыш, используемом для судоходства, содержится освещаемая судоходная обстановка, а также, с помощью дноуглубительной техники поддерживаются нормированные судоходные глубины. На реке расположены несколько речных портов и Речной вокзал, а также несколько пристаней и плавпричалов .

Строительство капитального моста требует больших временных затрат. Так, строительство совмещенного автомобильного и метромоста имени 60 Победы в Омске началось в 1993 году, а закончилось в 2005 (частично из-за нехватки финансирования). К преимуществам понтонного моста относится быстрое производство конструкций (секций моста): от трех месяцев до года в зависимости от задействованных производственных мощностей . Важной характеристикой понтонных мостов является относительно низкая стоимость строительства. Так, например, при проектировании моста через Керченский пролив в госконтракте зафиксирована предельная стоимость работ по проектированию и строительству 19 километрового

«классического» совмещенного (автомобильного и железнодорожного) моста: 228,3 миллиарда рублей (12 015 789 рублей за метр). Стоимость же понтонно-опорного моста аналогичных размеров составляет от 3,5 миллиардов рублей (184 210 рублей за метр) . Возведение понтонного моста также минимизирует земляные работы и воздействие на природную среду. Доставку конструкций (секций понтона) можно осуществлять сплавом. Сборка секций на месте занимает 2-3 недели, что является преимуществом в сравнении с доставкой к месту строительства крупногабаритных конструкций «классического» моста. Вариант понтонно-опорного разводного моста позволит существенно снизить высоту пролета, увеличить устойчивость конструкции, проход судов будет обеспечиваться через разводной створ. Разводные понтонные конструкции редко, но используются. Пример – мост через Худ-Канал, штат Вашингтон США .

Таблица 1 Сравнительный анализ классического варианта моста с альтернативным понтонно-опорным мостом .

Параметр для сравнения

Классический мост

Альтернативный мост

Стоимость объекта (рублей за метр)

Срок возведения

3,5 – 6 лет

1 – 1,5 года

Необходимость геологической разведки дна

Требуются

длительные по времени и дорогостоящие мероприятия

Не требуются, так как

основная нагрузка компенсируется естественной плавучестью блоков

Воздействие на существующую инфраструктуру

Значительные работы

с тяжелым грузом спецтехники в существующих транспортных артериях заблокируют их работу и приведут их в негодное состояние

Доставка конструкций будет осуществляться сплавом, буксированием без нанесения урона автодорогам

Сопоставима, так как фермы построены по

единой технологии

Сопротивление нагнетаемым льдам

Соответствует

Соответствует

Имея данные о ширине реки Иртыш в районе между железнодорожным и Южным мостами (в месте возведения дополнительной переправы) и затратах на возведение понтонного моста, можно сделать выводы об ориентировочной стоимости альтернативной переправы в указанном месте. Так, при длине моста равной 500 метрам стоимость его возведения составит 92 105 000 рублей, что примерно в 65 раз ниже стоимости строительства капитального моста.

Таким образом, возведение альтернативной переправы через реку Иртыш в городе Омске имеет ряд преимуществ по сравнению со строительством «классического» капитального моста: низкая стоимость объекта, меньший срок возведения, меньшее воздействие на существующую инфраструктуру. Вместе с тем существуют и недостатки понтонной переправы: малая несущая способность и низкая допустимая скорость движения автомобилей .

Список литературы

1. К вопросу об экономической целесообразности возведения дополнительной переправы через реку Иртыш /Лысенко Е.А., Нестеренко Г.А., Рожкова Е.А. // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по мат. конф. – Тамбов, 2014. - Часть 9. - с. 75-77.

2. Концепция социально-экономического развития города Омска до 2025 года (утверждена в составе Генплана города 25 июля 2007 года).

4. Муниципальная программа города Омска «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы» на 2014-2018 годы. Приложение к постановлению Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1172-п.

5. Определен подрядчик строительства Керченского моста / Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2015/01/30/most-site.html.

6. Официальный портал Администрации города Омска: [Электронный ресурс] // Омск, 2010-2014. URL: http://www.admomsk.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

7. Официальный сайт Омского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу»: [Электронный ресурс]: 2015. URL: http://www.omsktfi.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

8. Оценка целесообразности возведения дополнительной переправы через реку Иртыш / Лысенко Е.А., Нестеренко Г.А., Рожкова Е.А. // Наука и молодежь в XXI веке: мат. 3-й рег. студ. науч. конф. - Омск, 2014. - с. 145-147.

9. Понтонно-опорный мост как альтернатива «классическому» варианту строительства моста через Керченский пролив. Инвестиционное обоснование: [Электронный ресурс] // ООО «Международная инвестиционная экологическая компания «Ситалл». URL: http://kerch-most.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

10 .Река Иртыш: [Электронный ресурс]: «Погода в Омске», 2011-2015. URL: http://pogodaomsk.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

11 .Сервисы компании «Яндекс»: [Электронный ресурс] // ООО «Яндекс», 2011-2015. URL: http://company.yandex.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

13 июня Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК) полностью утвердила экономически обоснованные тарифы на девять действующих в регионе переправ через реку Иртыш.

Как уточнили в пресс-службе РЭК, паромные переправы в регионе располагаются в Черлакском, Знаменском (п. Усть – Шиш, с. Знаменское), Большереченском (р. п. Большеречье), Усть-Ишимском, Тарском (с. Пологрудово) и Тевризском (с. Бородинка, п. Белый Яр, р. п. Тевриз) районах и их услуги сложно назвать дешевыми. Для их оказания необходимо содержать подъезды к переправам и обеспечить работу самоходного судна с экипажем. Условия работы по организации переправы и ее загруженности сильно различаются, поэтому экономически обоснованная стоимость может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен рублей.

Дешевле всего в Омской области стоит услуга переправы через Иртыш между Черлаком и Нововаршавкой: она максимально востребована, поток пассажиров всегда большой. Дорогостоящими являются переправы в Тевризском районе – себестоимость переправы у с. Бородинка, например, превышает 300 рублей за поездку.

Услуги паромных переправ являются социально значимыми - их субсидируют из регионального бюджета, поэтому плата за проезд для пассажиров остается низкой. Как сообщил региональный минстрой, стоимость услуг большей части переправ региона в этом году будет на уровне 12 рублей за поездку (в прошлом году - 11 рублей).