Вариант 2 по биологии. Повышенный уровень сложности

Осталось

Вариант 2:: Биология

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Скачать pdf

    Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Рассмотрите таблицу «Разделы биологии» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

    В соматических клетках опоссума содержится 22 хромосомы. Определите, какое число хромосом содержится в ядрах клеток при гаметогенезе перед первым делением в фазе размножения.

    Все приведенные ниже органоиды, кроме двух, можно отнести как к растительной, так и к животной клетке. Определите два органоида, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. лизосомы
    2. аппарат Гольджи
    3. хлоропласты
    4. клеточная стенка

    Установите соответствие между организмом и его запасным веществом в клетке.

    Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Спорами размножаются:

    1. Орляк обыкновенный
    2. Пихта сибирская
    3. Клевер луговой
    4. Паслен черный
    5. Мухомор красный

    Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны. Семенами размножаются представители:

    1. орляк обыкновенный
    2. пихта сибирская
    3. клевер луговой
    4. баклажан
    5. мухомор красный

    Установите соответствие между изменчивостью и их примерами.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    цифры , под которыми они указаны. К крестоцветным растениям относятся:

    1. Формула цветка Ч4Л4Т4+2П1
    2. Одна семядоля в семени
    3. Представители: редька черная, капуста брокколи, подорожник большой
    4. Очередное листорасположение
    5. Представители часто имеют видоизменения побега или корня (кочан, корнеплод и т.д.)
    6. Одиночные крупные цветки с ярко окрашенным венчиком

    Установите соответствие между признаком и Классом моллюсков.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите правильную последовательность классификации серой неясыти начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр .

    1. Совообразные
    2. Неясыти
    3. Птицы
    4. Совиные
    5. Хордовые
    6. Серая неясыть

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны. Нервная система состоит из:

    1. Тимус
    2. Спинной мозг
    3. Рецепторы кожи
    4. 31 пара спинномозговых нервов
    5. Лобная доля коры больших полушарий

    Установите соответствие между животным и его типом кровеносной системы.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность расположения органов дыхания у человека при прохождении воздуха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр .

    1. Гортань
    2. Носовая полость
    3. Носоглотка
    4. Бронхи
    5. Трахея
    6. Бронхиолы

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия папоротникообразных вида Орляк . Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    (1) Орляк обыкновенный выдерживает достаточно широких диапазон температур от +10 градусов до +25. (2) Листья дважды-трижды перистые, со своеобразным запахом , плотные и жёсткие, на длинных мясистых черешках , в очертании треугольные. (3) Край сегментов листьев завёрнут. (4) Корневая система мощная, сильно разветвлённая (5) Орляк широко распространён, встречается повсеместно по земному шару , кроме арктических районов, степей и пустынь . (6) Предпочитает лёгкие и бедные почвы, иногда встречается на известняках.

    Установите соответствие между критерием видообразования и его признаком.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны. Тенелюбивое растение можно узнать по следующим признакам:

    1. Сильно разветвленные корни
    2. Вытянутые стебли
    3. Темноокрашенные листья
    4. Листовая пластинка широкая, мягкая, крупная
    5. Укороченные стебли
    6. Листья жесткие, толстые, мясистые

    Установите соответствие между компонентом биоценоза и его представителями.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность эр в правильном хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр .

    1. Мезозойская
    2. Архейская
    3. Кайнозойская
    4. Протерозойская
    5. Палеозойская

    Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

    Вид тканей

    Местонахождение

    Функция

    _____________ (А)

    прослойки между органами, проводящие пути нервной системы

    Соединяет кожу с мышцами, заполняет промежутки между органами

    Хрящевая

    ____________ (Б)

    Сглаживает

    трущиеся поверхности костей, защищает

    от деформации

    дыхательные

    образует кости скелета

    ____________ (В)

    Список терминов:

    1. гладкая мышечная
    2. рыхлая волокнистая
    3. кровеносная и лимфатическая системы
    4. суставы, гортань, трахея
    5. образуют основную массу сердца
    6. транспортная, обеспечивает постоянство внутренней среды
    7. опорная, защитная
    8. отвечает за произвольные движения тела

    На графике показано влияние температуры на абсорбцию ионов натрия на примере ткани пастернака. Образцы ткани помещали в раствор хлорида натрия с известной концентрацией, после чего в течение 6 часов измеряли изменение концентрации ионов натрия в растворе. Раствор постоянно аэрировался, эксперимент проводился при 2° С и 20° С. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

    1. За 4 часа при 20° С, уровень абсорбции достиг наивысшей точки и продолжал двигаться на том же уровне.
    2. Абсорбция за 6 часов при 20° С достигла 670 единиц.
    3. При температуре 2° С максимальный уровень абсорбции (135 единиц) достигается только к 6 часам.
    4. Средний уровень между 2 и 6 часами при 20° С равняется 86,25 мкг/(г ч).
    5. Абсорбция при 2° С за 2 часа равняется почти 110 единицам.

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Известно, что процесс брожения изучал Пастер ещё с 1857 года. Как используется этот процесс в настоящее время и какими организмами осуществляется?

    На картинке представлен метопозавр. К какому классу позвоночных относилось данное животное? Какие морфологические признаки говорят о принадлежности данного организма к этому классу?

    Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вакуоли». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

    (1) Вакуоли содержатся почти во всех растительных и животных клетках и представляют собой полости в массе цитоплазмы, заполненные клеточным соком и окруженные полупроницаемой мембраной. (2) Вакуоли заполнены клеточным соком, который представляет собой водный раствор различных неорганических и органических веществ. (3) В клеточном соке многих растений содержатся пигменты. (4) Химический состав и концентрация клеточного сока практически не изменчивы. (5) Форма и размеры вакуолей зависят от возраста клетки, ее морфологических и функциональных особенностей (6) В клеточном соке содержатся минеральные соли, сахара (прежде всего сахароза, а также глюкоза и фруктоза), органические кислоты, аминокислоты, белки, дубильные вещества (танины), физиологически активные вещества, алкалоиды.

    Клубни картофеля оставили на свету. Через некоторое время заметили, что клубни приобрели зеленую окраску. Объясните, с чем это связано. Приведите не менее 3х аргументов.

    Быстро набирающие вес свиньи вполне удовлетворяют человека, но в условиях дикой природы они не могли бы защитить себя от врагов и найти достаточное количество корма. Эти примеры показывают, что человек сам создает необходимые ему породы и сорта. Каким же путём, замеченным Дарвиным, это достигается?

    Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АГЦАТГААГЦГАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

    Генетический код (иРНК)

    Первое

    Основание

    Второе основание

    Третье

    основание

  1. У гороха жёлтая окраска венчика и высокий рост – доминантные признаки, белая окраска и карликовость – рецессивные. Какое потомство можно ожидать от анализирующего скрещивания гибридов, полученных в результате скрещивания гомозиготной по доминантным признакам особи с особью, гомозиготной по рецессивным признакам? Укажите генотип и фенотип родителей и потомства в обоих скрещиваниях. Объясните полученные результаты.

ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

Часть 1

Вариант 1
А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал
наследование благоприобретенных признаков?
1) Карл Линей
2) Жан­Батист Ламарк
3) Чарльз Дарвин
4) А.Н. Четвериков
А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует
в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида,
называется:
1) Вид
2) Популяция
3) Сорт
4) Колония
А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой
мыши?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым
приспособлен белый медведь?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А5. К статистическим показателям популяции относят:
1) Смертность
2) Численность
3) Рождаемость
4) Скорость роста
А6. Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в
популяциях?
1) Мутационная изменчивость
2) Популяционные волны
3) Дрейф генов
4) Изоляция
А7. Как называются периодические и непериодические колебания численности популяции в
сторону увеличения или в сторону уменьшения численности особей?
1) Волны жизни
2) Дрейф генов
3) Изоляция
4) Естественный отбор



В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?
1) Появление цветка
2) Образование органов и тканей у растений
3) Появление термофильных бактерий
4) Атрофия корней и листьев у повилики
5) Специализация некоторых растений к определенным опылителям
6) Постоянная температура тела
В2. К эволюционным факторам относят:
1) Дивергенция
2) Наследственная изменчивость
3) Конвергенция
4) Борьба за существование
5) Параллелизм
6) Естественный отбор

Причина гибели растений
А) плоды вместе с сеном попадают в
желудок травоядных животных
Б) растения гибнут от сильных морозов и
засухи
В) семена погибают в пустынях и
Антарктиде
Г) растения вытесняют друг друга
Д) плоды поедают птицы
Е) растения гибнут от бактерий и вирусов
Форма борьбы за существование
1) внутривидовая
2) межвидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
А
Б
В
Г
Д
Е

соответствует
Признак животного
А) возникновение полового размножения
Б) образование у китообразных ластов
В) возникновение 4­х камерного сердца
Г) возникновение автотрофного способа
питания
Д) превращение листьев в колючки у
растений пустынь
Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у
повилики
Направление эволюции
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)

А
Б
В
Г
Д
Е

ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС
ПО ТЕМЕ « ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»
Часть 1
К каждому заданию А1­А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Вариант 2
А1. Кто является автором первого эволюционного учения?
1) Карл Линей
2) Жан­Батист Ламарк
3) Чарльз Дарвин
4) А.Н. Четвериков
А2. Структурной единицей вида является…
1) Особь
2) Популяция
3) Колония
4) Стая
А3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их
число, размеры, форму?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на
скалистых местах?
1) Географическому
2) Морфологическому
3) Экологическому
4) Этологическому
А5. К динамическим показателям популяции относят:
1) Смертность
2) Численность
3) Плотность
4) Структуру
А6. Причиной популяционных волн не является:
1) Сезонные колебания температуры
2) Природные катастрофы
3) Агрессивность хищников
4) Мутационная изменчивость
А7. Что препятствует обмену генетической информацией между популяциями?
1) Мутационная изменчивость
2) Популяционные волны
3) Дрейф генов
4) Изоляция
А8. Как называется комплекс разнообразных отношений между организмами и факторами
неживой и живой природы:
1) Естественный отбор
2) Борьба за существование
3) Приспособленность

4) Изменчивость
А9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?
1) Межвидовой
2) Внутривидовой
3) С неблагоприятными условиями среды
4) Внутривидовой взаимопомощи
А10. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение мутаций, ведущих к меньшей
изменчивости средней величины признака?
1) Движущий естественный отбор
2) Разрывающий естественный отбор
3) Стабилизирующий естественный отбор
4) Дизруптивный естественный отбор
А11. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию
особей?
1) Волны жизни
2) Естественный отбор
3) Модификации
4) Изоляция
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся филогенетический
ряды?
1) Сравнительно­анатомическим
2) Эмбриологическим
3) Палеонтологическим
4) Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации растений:
1) Вид род семейство отряд класс тип
2) Вид род семейство порядок класс тип
3) Вид род семейство порядок класс отдел
4) Вид род отряд семейство класс тип
А14. Какие органы возникают в результате дивергенции?
1) Гомологичные
2) Аналогичные
3) Атавистические
4) Рудиментарные
А15. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?
1) Возникновение хорды
2) Возникновение ползучего стебля у клубники
3) Образование 2­х кругов кровообращения
4) Утрата органов кровообращения у бычьего цепня

Часть 2.
При выполнение заданий В1­В2 выберите три верных ответа из шести.
При выполнение заданий В3­В4 установите соответствие между содержанием первого и второго
столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?
1) Сокращение численности видов
2) Расширение ареала вида
3) Возникновение новых популяций, видов
4) Сужение ареала вида
5) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни
6) Увеличение численности видов
В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?
1) Действует в изменяющихся условиях среды
2) Действует в постоянных условиях среды
3) Сохраняет норму реакции признака
4) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в
сторону увеличения
5) Контролирует функционирующие органы
6) Приводит к смене нормы реакции
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
А) растения одного вида вытесняют друг друга
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при
прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) плодами растений питаются птицы и
млекопитающие
Форма борьбы за существование
1) межвидовая
2) внутривидовая
3) борьба с неблагоприятными
условиями
А
Б
В
Г
Д
Е
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он
соответствует
Признак животного
А) редукция органов зрения у крота
Б) наличие присосок у печеночного сосальщика
В) возникновение теплокровности
Г) возникновение 4­х камерного сердца
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у
свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
Направление эволюции
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
А
Б
В
Г
Д
Е

С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он
наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Цель проведения: выявить уровень освоения учащимися учебного материала курса "Общая
ТЕСТА ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
биология" по пройденным темам

Ориентировочное время выполнения административного теста ­40 минут.
Тема «Основы учения об эволюции» изучается в 11 классе в курсе «Общая биология» и является
обширной и довольно сложной темой.
В ходе изучения этого раздела обучающиеся знакомятся с историей эволюционных идей, с
работами К.Линнея, учением Ж.Б.Ламарка, эволюционной теорией Ч.Дарвина, изучается роль
эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Учащиеся
знакомятся с синтетической теорией эволюции. Изучают популяцию как структурную единицу
вида, единицу эволюции; движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником
целесообразно применение тестового контроля. В проверку включены умения не только
воспроизводить знания, но и применять их для формулирования мировоззренческих выводов и
обобщений. Кроме того, тестирование является качественным и объективным способом
оценивания знаний обучающихся, оно ставит всех ребят в равные условия, исключая субъективизм
учителя.
Задачи тестирования: проверить знания истории эволюционных идей, научных заслуг К.Линнея и
Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; систематизировать знания о виде, популяции, движущих силах
эволюции и её результатах; проверить понимание учащимися макроэволюции и видообразования,
главных направлений эволюции органического мира.
Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и
требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом
среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из
которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1
баллу.
Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного
содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на
установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на
указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания
выставляется по 2 балла.
Задание части С включает задание со свободным ответом. За верное выполнение задания
выставляется 3 балла.
Структура работы:
1) По содержанию работа включает следующие блоки:
 Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
 Вид и его критерии
 Популяции

 Борьба за существование ее формы
 Естественный отбор и его формы
Генетический состав и изменение генофонда популяций

 Изолирующие механизмы. Видообразование
 Макроэволюция и ее доказательства
 Система растений и животных – отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира
2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом,
повышенном и высоком уровнях.
3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного
варианта ответа, открытого типа с кратким ответом, открытого типа с полным развернутым
ответом.
Распределение заданий работы по содержанию:
Блоки
Номера тестовых
заданий
А1
А2, А3, А4
А5
А6, А7
Развитие эволюционного учения
Ч.Дарвина
Вид е его критерии
Популяции
Генетический состав и изменение
генофонда популяций
Борьба за существование ее формы А8, А9
Естественный отбор и его формы
Изолирующие механизмы.
Видообразование
Макроэволюция и ее
доказательства
Система растений и животных –
отображение эволюции
Главные направления эволюции
органического мира
ИТОГО­10
А10
А11
15
А12
А13
А14, А15
Число
заданий
1
Процент заданий на
данный блок
6,7%
3
1
2
2
1
1
1
1
2
15
20%
6,7%
13,3%
13,3%
6,7%
6,7%
6,7%
6,7%
13,3%
100%
Распределение заданий работы по частям.

1
2
3
Части работы
Число заданий
Часть 1 (А)
Часть 2 (В)
Часть 3 (С)
Итого
15
4
1
20
Максимальный
первичный балл
15
8
3
26
Тип задания
С выбором
ответа
С кратким
ответом
С развернутым
ответом
Распределение заданий работы по уровню сложности:
Уровень сложности
заданий
Номера тестовых
заданий
Число заданий
Базовый
А1­А15
15
Процент заданий на
данный уровень
сложностиС1:
1) Стабилизирующий отбор
2) Наблюдается в относительно
постоянных условиях окружающей
среды
3) Сохраняет мутации, ведущие к
меньшей изменчивости средней
величины признака
Движущий отбор
Наблюдается в однонаправленном
С1:
1)
2)
изменении условий окружающей среды
3)
Сохраняет мутации, ведущие к
другим крайним проявлениям величины
признака (или в сторону усиления или в
сторону ослабления)
Система оценивания выполненной тестовой работы (шкала перевода в оценку):
Максимальное количество баллов за работу ­ 26
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов
Оценка «3» ­ если набрано от 33% до 48% баллов
Оценка «4» ­ если ученик набрал от 49% до 81% баллов
Оценка «5» ­ если ученик набрал свыше 82% баллов
Оценка «2»
Оценка «3»
Оценка «4»
Оценка «5»
Менее 8 баллов
От 8 до 12 баллов
От 13 до 21 балла
От 22 до 26 баллов

Тест по биологии
Вариант 2

№ 1. Наука цитология изучает строение:
1 – растений и особенностей их развития;
2 – органов и системы органов многоклеточных организмов;
3 - животных и особенности их развития;
4 – клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
№ 2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории:
1 – клетка растений отличается от клеток животных наличием хлоропластов;
2 – клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов;
3 – клетки прокариот не имеют оформленного ядра;
4 – клетки эукариот имеют клеточную стенку
№ 3. Растения, грибы, животные относятся к эукариотам, так как их клетки:
1 – не имеют оформленного ядра;
2 – не делятся митозом;
3 – имеют замкнутую в кольцо ядерную ДНК;
4 - имеют оформленное ядро
№ 4. Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными состоят в том, что в их клетках происходит:
1 – хемосинтез;
2 – энергетический обмен;
3 – фотосинтез;
4 – биосинтез белка
№ 5. Процессы, происходящие в каждой клетке, это:
1 – сокодвижение;
2 – испарение;
3 – опыление;
4 - питание и дыхание
№ 6. Какая ткань, отсутствует в корне:
1 - покровная ткань;
2 - фотосинтезирующая ткань;
3 - образовательная ткань;
4 - проводящая ткань
№ 7. Процесс, обеспечивающий передвиже¬ние воды и минеральных веществ из корня в стебель:
1 - корневое давление и испарение воды листьями;
2 - процесс дыхания;
3 - образование органических веществ в клетке;
4 - деление и рост клеток.
№ 8. Зона корня, в которой расположена образовательная ткань:
1 - зона всасывания;
2 - зона проведения;
3 - зона деления и роста;
4 - корневой чехлик.
№ 9. Значение вегетативной почки в жизни растения состоит в том, что:
1 - из неё развивается новое растение;
2 - в ней откладываются в запас пита¬тельные вещества;
3 - из неё развивается побег;
4 - из неё развиваются листья.
№ 10. Как называется место прикрепления листьев к стеблю?
1 - пазуха;
2 - междоузлие;
3 - узел;
4 - шейка
№ 11. Какие из этих растений имеют сложные листья?
1 - клен, береза и сирень;
2 - пшеница, рожь и овес;
3 - клубника, акация и клевер;
4 - тополь, липа и осина.
№ 12. В процессе созревания пыльцы образуются:
1 – микроспоры;
2 – макроспоры;
3 – клетки – спутницы;
4 – сперматозоиды.
№ 13. Признак, по которому oгypeц считают плодом:
1 - его едят;
2 - он растёт на стебле;
3 - внутри него находятся семена;
4 - он содержит питательные веще¬ства.
№ 14. Функция, которую выполняют надзем¬ные побеги:
1 - поглощение воды;
2 - размножение, образование органи¬ческих веществ из неорганических;
3 - поглощение минеральных солей;
4 - укрепление растения в почве.
№ 15. Искусственное опыление - это пере¬нос пыльцы:
1 - ветром с тычинок на рыльце пес¬тика;
2 - насекомыми с тычинок на рыльце пестика;
3 - с тычинок на рыльце пестика того же цветка;
4 - человеком из пыльников одних ра¬стений на рыльце пестика других растений.

Базовый уровень

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1. Клетка представляет собой отдельный организм у

  1. простейшего животного
  2. цветкового растения
  3. шляпочного гриба
  4. земноводного животного

А2. Клетки, строение и функции которых сходны, образуют

  1. организм лягушки
  2. стебель дерева
  3. проводящую ткань растения
  4. внутренние органы рыбы

АЗ. В природе самостоятельно существовать не может

  1. бактериальная клетка
  2. простейшее животное
  3. плавник рыбы
  4. одноклеточная водоросль

А4. Группа особей из представителей одного вида, занимающая определенную территорию, - это

  1. популяция
  2. животные леса
  3. растения заливного луга

А5. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, - это

  1. популяция
  2. биоценоз
  3. биосфера
  4. атмосфера

А6. Грибы представляют собой вещество биосферы

  1. живое
  2. косное
  3. биокосное
  4. органическое

А7. На основе наследственной изменчивости человек создает

  1. виды беспозвоночных животных
  2. породы домашних животных
  3. виды цветковых растений
  4. органы позвоночных животных

А8. В природе в процессе борьбы за существование происходит

  1. искусственный отбор
  2. естественный отбор
  3. образование пород домашних животных
  4. образование сортов культурных растений

А9. Первую естественную классификацию видов создал

  1. К. Линней
  2. Ч. Дарвин
  3. Аристотель
  4. Теофраст

А10. Совокупность сходных по строению особей, занимающих общую территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называют

  1. отряд
  2. класс

А11. Все растения, населяющие Землю, объединяют в систематическую группу

  1. семейство
  2. отряд
  3. царство

- - - Ответы - - -

А1-1; А2-3; А3-3; А4-2; А5-3; А6-1; А7-2; А8-2; А9-2; А10-2; А11-4.

Повышенный уровень сложности

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Клетка одноклеточного животного способна осуществлять все процессы жизнедеятельности.
Б. Целостный организм животного - это совокупность отдельных органов.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Борьба за существование является одной из движущих сил эволюции.
Б. Индивидуальная наследственная изменчивость присуща всем живым организмам.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Неверны оба суждения

БЗ. Верны ли следующие утверждения?

А. В основу современной систематики организмов положена общность их строения и происхождения.
Б. В систематике принято различать четыре царства живой природы.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Неверны оба суждения

Б4. Выберите три верных утверждения. Биосфера как живая оболочка Земли включает

  1. живое вещество
  2. биокосное вещество
  3. мантию
  4. косное вещество
  5. магму в недрах вулкана

Б5. Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с биосферы.

  1. биосфера
  2. организм
  3. орган
  4. клетка
  5. биоценоз

Б6. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наибольшей.

  1. отряд
  2. царство
  3. класс

- - - Ответы - - -

Б1-1; Б2-3; Б3-3; Б4-125; Б5-163245; Б6-3412.