Виды психологической помощи и их характеристика. Психологическое консультирование как вид психологической помощи субъектам бизнеса. Многообразие психологической помощи

1. Виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, консультирование.

2. Профилактическая психологическая помощь.

Вопрос 1. Психотерапия и психокоррекция как разновидности психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник, поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и больного, психолога и клиента. Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция оказывается тесно связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе. В психокоррекционном воздействии психолог придерживается следующей схемы: что есть, что должно быть и что нужно сделать, чтобы было должное.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Цель психотерапии – помощь в изменении или устранении болезненных симптомов или паттернов поведения, мешающих жить с чувством удовлетворенности и счастья. Цель психокоррекции – приведение психических показателей к некоторой норме, к оптимальному уровню функционирования в обществе, когда отклонения еще не приобрели болезненных форм.

В качестве самостоятельного вида психологической помощи психокоррекция выделяется только в советской и пост-советской науке и практике. Две причины: идеологическая (воспитание «нового» человека, способного жить в «новом» обществе) и методологическая (разделение сфер применения - в медицине или в немедицинской практике).



Вообще же существует две точки зрения на соотношение понятий «психокоррекция» и «психотерапия».

А) Признание полного совпадения двух понятий. Основания: идентичные требования к личности специалиста, к уровню его профессиональной подготовки, одинаковые процедуры и методы работы. Однако психотерапия не всегда предполагает коррекцию и не сводится только к ней. Это более широкое понятие, которое включает в себя и психокоррекционные мероприятия в качестве отдельных методик оказания психологической помощи. Психокоррекция как частный случай психотерапии.

Б) Психокоррекция – работа со здоровыми. Психотерапия – работа с больными людьми. Однако во многих случаях невозможно отделить расстройства поведения, вызванные патологическими процессами, и расстройства, обусловленные только психосоциальными причинами. Кроме того, в современной психиатрии все более широкое распространение получает комплексный подход, учитывающий в этиопатогенезе психических расстройств не только биологического, но и психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор выступает этиологическим в возникновении расстройства, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием врачебной психотерапии. Определить общую схему соотношения психотерапии и психокоррекции вне конкретного случая практически невозможно.

В отечественной литературе можно встретить и такую позицию, согласно которой психокоррекция отличается от психотерапии акцентом внимания на настоящем и будущем, тогда как психотерапия может использовать и глубинные методы анализа прошлого клиентов. Однако здесь следует заметить, что в англоязычной литературе имеется совершенно обратная позиция, согласно которой психотерапия обозначает такие методы оказания помощи, которые не используют приемов психоанализа.

Консультирование является видом психологической помощи с целью обучения, наставничества. В отличие от терапии и психокоррекции она заключается в предоставлении советов и обмене информации. Это применение психологических знаний для достижения каких-либо прагматических результатов и подготовки людей как исполнителей, достигающих этих результатов. Консультирование основывается на сборе точной информации о проблеме и о людях, в нее вовлеченных, что нужно для оценки ситуации и предоставлении готовых вариантов решений (альтернатив) для исправления ситуации на основе каких-либо теоретических моделей. Консультирование также предполагает развитие у клиента навыков самостоятельного решения возникающих текущих (локальных) проблем, помогает развить рефлективную позицию себя в проблеме и снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. По сути консультирование изначально выступало как директивная психологическая помощью В 40-е годы консультирование стало развиваться в рамках психотерапевтической парадгимы. Консультирование здесь является психологической помощью в самых разных аспектах жизни человека с целью его адаптации к постоянно изменяющимся социальным условиям. Фокус консультирования сместился на индивидуальные проблемы. Цель – помочь клиенту самоопределиться в решении возникающих проблем, пока они еще не превратились в болезненные проблемы. Итак, консультирование ориентировано на цели образовательной, профессиональной или личностной адаптации людей. Консультирование включает методы: интервьюирование (сбор информации), оздоровление отношений (коррекция), тренинг коммуникативных навыков, предоставление интересующей информации и советов. Виды консультирования: по вопросам образования, карьеры, досуга, по вопросам развития, здоровья, увольнения, приема на работу и т.д. Помощь в выборе подходящей досуговой деятельности, работы, образования за счет повышения компетентности клиентов, мотивирование на те или иные виды деятельности.

В ряде случаев выделяют особый вид консультирования, который называется психосоциальным. Наиболее часто этот термин встречается в медицинской практике, прежде всего – при описании профилактической и паллиативной психологической помощи при ВИЧ-инфекции.

Термин «психосоциальное» широко используется в современной западной науке для обозначения таких состояний психики человека, которые вызваны социальными воздействиями и определяются факторами общественной жизни. Данный термин возник в определенной парадигме, в которой социальное и психическое долгое время рассматривались как отдельные, самостоятельные сферы бытия индивида. Именно переживание своего положения в обществе, представленность социальной сферы жизни в основных психических процессах (эмоции, мышление, воля) относятся к области психосоциального.

Другое значение этого термина определяется тем, что с психологическими факторами связывается не только поведение индивида в тех или иных общественных условиях, но и социальная организация, функционирование общества. Изменение психологии членов общества, согласно подобным представлениям, способно изменить и само общество. Прежде всего, его реакции, способы взаимодействия больших социальных групп, подходы к решению актуальных общественных проблем.

В целях успешного воздействия на психосоциальные факторы жизни общества в середине 50-х годов ХХ века возникла практика консультирования особого рода. Ее возникновение в первую очередь связано с развитием так называемой «социальной психиатрии» - попытке добиться социальных изменений с помощью психотерапевтических воздействий в процессе массовых психосоциальных консультаций населения в целях повышения его адаптивных возможностей и коррекции отклоняющегося поведения. Таким образом, изначально целью психосоциального консультирования являлось повышение готовности людей к изменению поведения через изменение социальных образов, представлений, установок у отдельных индивидов в связи с той или иной социальной проблемой.

Изменения в поведении до сих пор являются единственным средством первичной профилактики ВИЧ-инфекции. Поэтому практика психосоциального консультирования была применена в странах Запада и по отношению к проблеме эпидемии СПИДа, массовое распространение которого в первую очередь зависит как от поведения поражаемого населения, так и от адекватности реагирования на проблему представителей различных социальных институтов.

Например, цель психосоциального консультирования при обследовании на ВИЧ состоит в заострении внимания пациентов на факте реальной угрозы заражения и личных факторах риска в их поведении (даже если они и не относятся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ). Обследуемый с помощью консультанта должен осознать персональную ответственность за свое поведение, могущее при определенных обстоятельствах привести к заболеванию СПИДом. Задача консультанта - помочь человеку задуматься о необходимости изменения своего образа жизни, поведенческих стереотипов, помочь в планировании и осуществлении этих изменений. Поэтому психосоциальное консультирование предполагает наличие как информационного, так и обучающего аспектов. Обследуемому следует предоставить информацию о распространенности данного заболевания, динамике развития эпидемического процесса, особенностях протекания стадий ВИЧ-инфекции и диагностики, о способах предупреждения заражения и возможности соблюдения правил безопасного секса и безопасного введения наркотиков в конкретных жизненных ситуациях и т.д.

Важной частью консультативной работы является также формирование невраждебного отношения к ВИЧ-инфицированным и представителям групп повышенного риска заражения. Ведь имеющееся общественное мнение может существенным образом влиять на развитие такого явления, как "СПИД-терроризм", которое является защитной психологической реакцией отвергаемых обществом лиц.

Психосоциальное консультирование имеет свои особенности в сравнении с другими консультативными практиками в психологии и медицине. Если в обычном психологическом консультировании акцент делается на изменении некоторых личностных характеристик клиента, то в психосоциальном консультировании по вопросам ВИЧ-инфекции перед консультантом (психологом, врачом) не ставится задача изменения личности обратившегося, даже если к этому есть прямые показания. Задача специалиста в данном случае заключается в использовании личностных и индивидуальных особенностей обследуемого для изменения компонентов в его поведении, рискованных с точки зрения эпидемиологии ВИЧ-инфекции.

Вопрос 2. Иногда в качестве самостоятельного выделяют особый, промежуточный вид психологической помощи – профилактическую . Эта помощь опережает активный запрос со стороны потенциального клиента, расширяя его поле сознания на основе естественного интереса к себе, к качеству своих межличностных отношений. Эта помощь особенно актуальная в условиях психологической неграмотности населения о возможности профессионального решения возникающих проблем.

К профилактической психологической помощи чаще относят особый вид психологических услуг – психопрофилактику .

В отечественной психолого-педагогической литературе профилактика, как правило, рассматривается в контексте проблемы отклоняющегося поведения или как разновидность процесса обучения и воспитания. Первоочередное значение профилактических задач, нацеленных на предупреждение развития дефектов, по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся дефектов отмечал еще Л.С. Выготский. Психопрофилактика – это такой вид деятельности практического психолога, который направлен на предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья. Психопрофилактика не исключает других видов работ. В контексте психопрофилактической работы они выступают как структурные элементы и средства психопрофилактики, что изменяет их направленность:

Диагностико-коррекционная работа направлена на обеспечение информацией об особенностях развития личности в условиях определенной социальной среды. На основе такой работы формулируются гипотезы о причинах возможных психологических проблем; выбираются способы и конкретное содержание развивающей или коррекционно-профилактической работы;

Консультирование направлено на обсуждение и прояснение возможных причин возникновения проблемного поведения, личных трудностей определенного человека или группы людей с целью своевременного предупреждения или преодоления неблагоприятных тенденций, обеспечения психологического благополучия в развитии их личности;

Просвещение направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в жизни, в профессиональной деятельности, в межличностном общении.

Профилактическая работа может осуществляться на трех уровнях: а) универсальная профилактика, б) селективная профилактика и в) профилактика по показаниям (в прежних терминах – первичная, вторичная и третичная профилактика). Психопрофилактика различается фокусом воздействия: а) прямой фокус (на нейтрализацию или блокирование факторов, провоцирующих проблемное поведение), в) косвенный фокус (формирование успешных, позитивных жизненных навыков и повышение действия защитных факторов, препятствующих развитию проблемного поведения).

Уровень профилактического воздействия зависит от уровня выраженности проблемного поведения на момент проведения предупредительной работы. Универсальная (первичная) профилактика проводится с людьми, у которых еще нет признаков проблемного поведения с целью развития и закрепления их личностного ресурса справляться со сложными жизненными обстоятельствами адаптивными способами. При этом целевая аудитория универсальной профилактики находится в относительно благополучных условиях, и психологическая услуга направлена на повышение их стрессоустойчивости, развитие социально-психологических навыков, чтобы они были готовы адекватно вести себя при ухудшении социальной ситуации в их жизни.

Селективная (вторичная) профилактика нацелена на людей, имеющих высокий риск возникновения проблемного поведения в сложных жизненных обстоятельствах. Как правило, этот уровень профилактики нацелен на людей, которые уже имеют психологические затруднения (но еще могут с ними справляться самостоятельно), находятся в стрессовых условиях жизни, связанных с плохим личностным или социальным функционированием, проблемными отношениями с окружающими.

Профилактика по показаниям (третичная) направлена на тех людей, у которых уже были зафиксированы единичные случаи проблемного, дезадаптивного поведения, нарушения социального или личностного функционирования, но они еще не приобрели устойчивого и тотального характера проявления, требующего психокоррекции или психотерапии.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какова цель психотерапии?

2. Какова цель психокоррекции?

3. Какова цель психологического консультирования?

4. Каковы причины разделения психотерапии и психокоррекции в отечественной психологической практике?

5. Какие точки зрения на соотношение психотерапии и психокоррекции Вы знаете?

6. Что такое психосоциальное консультирование?

7. В чем специфика профилактической психологической помощи?

8. Перечислите уровни профилактической работы психолога. На что направлена профилактика на каждом из этих уровней?

9. По какому критерию следует выбирать уровень проведения профилактической работы?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

3. Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. – Ростов н/Д.: РГУ, 2002.

4. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Психологическая поддержка, забота — это суть поглаживаний, без которых мы задыхаемся, болеем. Лестница показывает на какой ступеньке поддержки мы живем. Внутренняя поддержка или внешняя уже значения не имеет.

Виды психологической поддержки.

Транзактные психологи вслед за Эриком Берном различают несколько видов психологической поддержки или поглаживаний , которые мы даем, получаем, принимаем или отвергаем в течении всей жизни.

Недавно провел второй вебинар из цикла , на котором мы с его участниками подробно рассматривали профиль поглаживаний, как с ним работать, как привлекать поддержку в свою жизнь.

На нем мы рассмотрели виды поддержки — этих психологических поглаживаний, которые люди оказывают себе и друг другу.

ПОГЛАЖИВАНИЯ – это «психологический кислород», который придает нашей жизни смысл и ценность.

Всего набралось 4 пары видов поддержки:

ПОЗИТИВНЫЕ — НЕГАТИВНЫЕ

Позитивные поглаживания — это те, которые вызывают приятные, положительные эмоции.

Негативные — наоборот вызывают в нас негативные эмоции.

БЕЗУСЛОВНЫЕ — УСЛОВНЫЕ

Безусловные поглаживания — это поглаживания за то, каковы мы есть. Например, «ты — хороший», «я — весёлый человек».

Условные поглаживания — это поглаживания за то, что мы делаем. Например, «ты сегодня отлично справился с уборкой своей компнаты».

ВНУТРЕННИЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ

Внутренние — поглаживания, которые мы даем сами себе. Например, «я отлично написал статью про поглаживания».

Социальные — поглаживания, которые мы даем другим. Например, «как здорово, что Вы подписались на мою рассылку».

ФИЗИЧЕСКИЕ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Физические — поглаживания, включающие физический контакт. Например, прямо сейчас погладьте себя по голове.

Психологические — поглаживания, подтверждающие мое физическое существование без физического контакта. Например, похвала или порицание.

Лесница поглаживаний, на какой ступеньке живете Вы?

В зависимости от видов поглаживаний и их сочетаний, а так же по принципу: «чем выше, тем ценней для психологического здоровья поддержка» выделяют лестницу поглаживаний, которая отражает то в каком поле поглаживаний Вы находитесь сейчас .

На какой ступени психологической поддержки находитесь Вы?

Итак, выделяют 5 ступеней качества признания на лестнице поглаживаний. Чем выше, тем ценнее для на поддержка и признание.

1. Отсутствие поглаживаний — это полное безразличие . Полное отсутствие поддержки. Надеюсь, что Вы не на этой ступеньке, поскольку она близка к изоляции, одиночеству и отвержению Вас как личности.

2. Негативные безусловные — поглаживание за негативные характеристики Вас самих . Пример: «Ты нежеланный ребенок».

3. Негативные условные — поглаживания за негативные характеристики того, что Вы делаете . Пример: «Ты часто опаздываешь на работу».

4. Позитивные условные — поглаживания за позитивные характеристики того, что Вы делаете . Пример: «Ты прилежно учишься».

5. Позитивные безусловные — поглаживания за позитивные характеристики Вас самих . Пример: «Ты хороший человек».

Психологический Практикум

Несомненно, в психологическом поддержании здоровья личности позитивные поглаживания (похвала) важнее негативных (критика), а безусловные ценнее условных.

Важно и то, кто нам дает поддержку и признание.

Ответьте последовательно на вопросы практикума в комментариях:

На каких 2-х ступеньках Вы находились в возрасте от 1 до 7 лет. Приведите примеры. Кто именно давал Вам тогда эти поглаживания?

На каких 2-х ступеньках Лестницы Вы жили в подростковом и юношеском периоде жизни? Кто именно поддерживал Вас и как, приведите примеры.

На каких 2-х ступеньках Лестницы Поглаживаний Вы находитесь сейчас? Кто эти люди от признания которых Вы зависите?

С какой ступени Лестницы Поддержки Вы поглаживаете своё ? Что мешает Вам подняться на 1 или даже 2 ступеньки выше?

С какой ступеньки Вы поглаживаете окружающих Вас людей: детей, родителей, сослуживцев, друзей и партнеров? Как то, как Вы даете поддержку сейчас связано с тем, какое признание Вы получали в детстве?

Поделитесь Лестнице Поглаживаний с Вашими друзьями!

Напишите в комментариях , ответы на вопросы Психологического Практикума и на вопрос: «Как Лестница поглаживаний Вашей жизни связана с Вашим ощущением счастья и благополучия?».

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Продолжаем наблюдать (осуществлять сталкинг) за собой, чтобы определить какие наши поступки приносят энергию, а какие только тратят ее впустую. Во […]
  • Как осознать и изменить свой сценарий жизни - покажет серия из 9 вебинаров психолога счастья. Она пройдет в формате мастер-группы: "6+3 Сценарий […]
  • Психологический Практикум. Разложим колесо жизненного баланса в области здоровья. Баланс важен во всем, особенно в такой важной области жизни как […]

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В психологической науке выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы.

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

В зависимости от основных целей помощи выделяют:

* психологическое консультирование;

* психотерапию;

* психологическую коррекцию;

* кризисное вмешательство;

* психологическую реабилитацию;

* психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство -- это экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация представляет собой помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг вырабатывает у клиента необходимые психологические и поведенческие навыки: преодоление стресса, разрешение конфликтов, принятие решений и т.п.

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ?

Сегодня в психологии много написано о психологическом консультировании. И это совсем не удивительно, когда речь заходит о психологической практике. Ее обличье многообразно, она может предстать в виде «кушетки Фрейда» или «пустого стула Перлза», «кнопки пуска Адлера» или «карты эмоционального контроля Эллиса», психодрамы или балинтовских групп. Калейдоскоп этих практик, развивающихся то стихийно, то в академических условиях, повергает в растерянность и не укладывается ни в какие «периодические системы». На самом же деле все эти изыски основаны на поиске более успешного совместного бытия с собой, с другими, или со все миром в целом.

Исторически психологическое консультирование развивалось из теории и практики психотерапии, поэтому оно концептуально базируется на традиционно выделяемых основных теоретических подходах в психотерапии: психодинамическом, когнитивно-бихевиоральном и экзистенциально-гуманистическим, основными концептуальными различиями которых является акцент на определенных проблемах (связанных с отношением человека с собой и значимыми объектами, с продуктивностью поведения или человеческого бытия). Кроме того, базой для психоконсультирования могут служить неклассические направления психологической помощи, такие как психосинтез, трансперсональная концепция, психодрама и др.

Итак, психологическое консультирование -- это профессиональная помощь клиенту в поиске наиболее оптимального разрешения его проблемной ситуации. Его можно определить ещё и как специфические отношения между двумя людьми, при которых становится возможным одному из них (клиенту) при помощи другого (психолога) изучать свои чувства, мысли, желания и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и применять в жизненных ситуациях свои сильные стороны личности, опираясь на внутренние ресурсы. Консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия более взвешенных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать психически здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом дееспособными и ответственными за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального (связанные со смыслом жизни) или возрастного кризиса, межличностных конфликтов, семейных неурядиц, профессионального выбора и пр.

Цели и задачи психологического консультирования предполагают:

Эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента;

Повышение психологической компетентности клиента;

Изменение личного отношения к проблеме;

Повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости);

Развитие реалистичности и плюралистичности (множественности)

мировоззрения;

Повышение ответственности клиента

2. ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche -- душа и therapeia -- забота, уход, лечение), -- «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 1872 году В.Тьюком и стал широко использоваться с конца X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине -- рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно нужно признать следующее определение: психотерапия -- целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условно рефлекторные связи, а в результате - навесь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде.

С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга.

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с X1X века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врачей В.А.Манассеина, С.П.Боткина, Г.А. Захарьина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психического воздействия в лечении различных заболеваний.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я.Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П. Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З. Фрейда, его учеников и последователей.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты. Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.

Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.

Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнь, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействие должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый врач, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента.

Известный отечественный психиатр В.В.Ковалев, занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.

Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врач, беседа о характере заболевания, особенностях его лечения, лечебные назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический эффект только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели -- формированию у пациента адекватной реакции на болезнь и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью быстрейшего возвращения к активной жизни.

При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.

Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:

Осознание больным свое роли в успешном лечении и реабилитации;

Коррекция неправильных реакций на болезнь (отрицания, ухода в болезнь, безразличия и др.);

Стимуляция активности больного в преодолении заболевания;

Создание системы психологической поддержки больному и условий для исправления неадекватного отношения к болезни, мешающего проведению эффективного лечения.

Психотерапевтическое воздействие необходимо оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эстетического, интимного ее компонентов.

Отличия психологического консультирования и психотерапии не всегда заметны непрофессиональным глазом, но они есть. Главное отличие состоит в том, что если консультирование направлено в основном на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме, то психотерапия сфокусирована на внутриличностных проблемах человека. На первой, иногда второй сессии специалист проводит диагностику проблемы клиента и определяет возможность помощи ему в рамках психологического консультирования, что предполагает небольшое число консультаций. В некоторых случаях достаточно одного - двух. Однако бывает так, что запрос клиента на разрешение проблемы в отношениях с другими людьми практически не выполним без психологической проработки его внутриличностных особенностей. То в этом случае клиенту предлагается пройти определённый курс корректирующей психотерапии. Разумеется, его длительность заметно больше, чем у консультирования. Используемые при этом техники и методы проведения психокоррекции определяются на первой, иногда второй диагностической сессии. О чём психотерапевт обязан проинформировать клиента, а также разъяснить ему все особенности и тонкости их совместной работы.

Общее у психологического консультирования и психотерапии состоит в том, что к личности консультанта и психотерапевта предъявляются одинаковые требования. И те, и другие обладают одними и теми же профессиональными навыками и часто используют в своей работе схожие процедуры. По любому и психологическое консультирование, и корректирующая психотерапия показаны психически здоровым, в том числе, людям, имеющим в силу разных обстоятельств всевозможные проблемы в социуме, и служат для более эффективного достижения ими поставленных жизненных целей.

3. ПСИХИАТРИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Психиатрия -- древняя наука, еще 4000 лет до нашей эры жрецы египетских храмов лечили больных от тоски, а в индусских книгах - Ведах (XV-XIV вв. до н.э.) - сообщалось, что жрецы в Индии лечили душевнобольных, связывая происхождение болезней с одержимостью: жрецы изгоняли из них бесов.

В древний греко-римский период в произведениях и мифах уже упоминаются термины «мания», «меланхолия», «паранойя». Ксенофонту принадлежит фраза: «В здоровом теле -- здоровый дух». Наслаждения, радость, смех, огорчения, печаль, недовольство, страхи, состояние бреда, безумия и тревог Гиппократ и Пифагор ставили в зависимость от меняющихся состояний мозга. В соответствии с гуморальной теорией Гиппократа, психические болезни объясняли «дискразией» -- нарушением смешения жидкостей в организме. В работе «О священной болезни» Гиппократ уже различал идиопатическую и симптоматические формы эпилепсии (термин «эпилепсия» введен позднее Авиценной), описал различные формы ауры, влияние возраста, температуры, менструаций, времени года на течение «священной болезни».

Однако остановить развитие науки невозможно и постепенно происходит решительный сдвиг в общественном сознании и отношении к психически больным.

Славу реорганизатора психиатрической помощи в период французской революции приобрел Ф. Пинель. Поступив в 1792 г. врачом в парижский приют для умалишенных Бисетр, он выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.

Сам термин "психиатрия" был предложен в 1803 г. немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем.

На сегодняшний момент психиатрия -- отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. Под этим термином подразумевают также совокупность государственных и аккредитованных негосударственных учреждений, в некоторых странах имеющих право на недобровольную изоляцию лиц, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.

До сих пор не существует чётких критериев разграничения некоторых психических заболеваний от крайних проявлений нормы. Если следовать одному из самых распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы "нормы реакции".

Выделяют общую и частную психиатрию.

Общая психиатрия занимается изучением основных свойств психических заболеваний, закономерностей их проявления и развития, причины, принципы классификации, методы исследования и лечения. Другими словами, общая психиатрия (или общая психопатология) занимается изучением общих признаков, характерных для большинства психических заболеваний или расстройств. В этом разделе, например, изучаются нарушения психических процессов (нарушения восприятия -- иллюзии, галлюцинации; нарушения мышления -- бред и т.д.).

Частная психиатрия (частная психопатология) изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. В частной психиатрии изучаются такие заболевания как:

Шизофрения;

Эпилепсия;

Маниакально-депрессивный психоз;

Расстройства личности (психопатии);

Следует отметить, что существует множество различных классификаций психических расстройств, но ни одна из них не строится на каком-либо общем критерии. В настоящее время основной считается классификация по МКБ-10, не смотря на многие недостатки этой системы. Кроме того, одной из наиболее известных систем является DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) -- руководство по диагностике и статистике психических расстройств, принятое в США.

Для лечения психических заболеваний применяются различные фармакологические препараты. Кроме того, большую роль здесь играет применение психотерапевтических методов, за которыми, по признанию многих авторов, состоит будущее современной психиатрии.

психологический консультирование расстройство фармакологический

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В психологическом консультировании реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента в отношении разрешения психологической проблемы. Психологическая проблема клиента -- это совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться. В этом смысле цель клиента -- разрешить эту психологическую проблему, а цель консультанта -- найти пути психологической помощи клиенту. Под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т.е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.

В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:

Помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;

Актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.

Психотерапия в целом включает множество других методов, которые могут использоваться для оказания помощи различным категориям больных. Большинство из них требуют соответствующей квалификации психотерапевта и опыта применения конкретных методик. Психотерапевт должен владеть как медицинскими (прежде всего в области психиатрии), так и психологическими знаниями, чтобы проводить дифференциальную диагностику выявляемых нарушений, определять показания для применения тех или иных психотерапевтических методов и осуществлять психотерапию на практике, избегая побочных эффектов и осложнений.

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы. Психиатрия относится к области медицины и использует медикаментозное лечение в отличие от психотерапии и психологического консультирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Лакосина Н.Д Клиническая психология.: Учебник для студ. мед. ВУЗов - 2-е изд.- М., 2005.

3. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция» / Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Режим доступа: ЭБС: http://znanium.com

4. Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования. - Спб., - 2000. - 455 с.

5. Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. Под ред. проф. М. В. Коркиной. 5-е изд., испр. -- М.: РУДН, 2009. -- 306 с.

6. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной - СПб.: Речь, 2003. -- 216 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие психологического консультирования и психотерапии. Виды психологической помощи: сходства и отличия. Определение психологического консультирования. Теории личности и цели консультирования. Определение и область применения немедицинской психотерапии.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Общая психотерапия, ее виды и основные цели в общемедицинской практике. Особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений психотерапии. Сущность поведенческих, суггестивных и психодинамических методов терапии. Метод аутогенной тренировки.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи. Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии. Диалог, его информационная насыщенность. Правила проведения первичной беседы.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей. Цели и задачи семейного консультирования, его теоретические положения и практические рекомендации, приемы и методы. Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии.

    реферат , добавлен 28.12.2009

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Сущность, цели и задачи психологического консультирования: принципы, структура процесса, теоретические подходы и методики. Бесплодие: психоэмоциональные причины и последствия; особенности психологического консультирования лиц, страдающих бесплодием.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2012

    Психологическая коррекция. Задачи психологической коррекции. Оценка эффективности психотерапии и результатов психологического консультирования. Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Особенности психологического консультирования, его сущность, преследуемые цели и задачи. Основные этапы и фазы коммуникации консультационного процесса коррекционной работы психолога с родителями. Алгоритм психологического консультирования родителей.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2009

    Рассмотрение понятия, целей и задач психологического консультирования. Особенности работы с клиентами в данной практике. Описание условий результативности психологического консультирования. Изучение сущности и функций этапов консультативного процесса.

Психологическая помощь - комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Виды психологической помощи

· Психопрофилактика(предупреждение).

· Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

· Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

· Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

· Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

· Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

· Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов).

Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога.

Первая встреча

Процесс психологической помощи начинается со встречи.

В проживании первой встречи с клиентом нет буквально ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптимальное- 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психотерапевтической работы. Конечно, вся последующая психологическая работа не может определяться первой встречей, и проживание психологической помощи как переобучения, просвещения или психотерапии проходит несколько этапов, но в консультативной работе, в частности, дело может ограничиться и одной-единственной беседой. Вот почему начальному контакту придается такое большое значение.

Что необходимо и желательно для успешного осуществления первой консультативной беседы?

Информация . В принципе желательно (так показывает практика консультативной работы во многих странах), чтобы до первой встречи, допустим, во время записи на консультацию, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения примерно в следующем объеме: имя и фамилия, возраст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формальной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для со+ держательной работы.

Психодиагностическое обследование . В ряде случаев (профконсультация или иная ситуация, требующая внемедицинской психотерапии) полезной оказывается предварительная личностная диагностика. Это облегчает ориентировку в личностных особенностях клиента и его состоянии. Если обследование проводится до консультативной беседы, лучше, чтобы проводил его не сам психолог-консультант, а его сотрудники или коллеги.

Что нежелательно и противопоказано для успешного проведения первой встречи?

Нежелательно нагружать себя информацией о личности и жизни клиента, которая не исходит лично от него. Нежелательно: спорить с клиентом, опровергать его утверждения (это не означает, конечно, что психолог обязан во всем соглашаться с клиентом, разделять его заблуждения или явные предрассудки, но активно противодействовать им с места - непрофессионально); хвалить клиента или обнадеживать без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпретировать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; задавать клиенту дополнительные вопросы о сторонах жизни или проблемах, к которым он особенно чувствителен; убеждать клиента в необходимости работы с вами или другим психологом; поддерживать клиента в его нападках на других лиц (родители, дети, супруг, другой специалист и т.п.). Кроме того, следует учитывать тенденции в восприятии психологов+консультантов. Из психологических исследований известны, по крайней мере, следующие особенности восприятия клиентами психологов+консультантов:

физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, чем непривлекательные; одни и те же психологи воспринимаются по+разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент-с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди больше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) не расходятся с их собственными; люди разнятся в своих оценках степени соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие “лику профессии”, степень видимого благополучия и т.д.). Эти и многие другие обстоятельства, не говоря уже о репутации и авторитете, играют свою роль в проведении первой встречи.

Перейдем теперь к описанию собственно консультативной беседы . Начнем с определения. Консультативная беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой “глубинным интервью”, консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы. Консультативная беседа, в зависимости от этапа работы, бывает начальной, процессуальной, завершающей и поддерживающей. В задачи начальной консультативной беседы входят: расположение клиента к себе и снятие напряжения; установление контакта; поощрение обсуждения проблематики и определение (при необходимости) временных и других возможностей клиента для совместной работы; предоставление информации; установление рабочих (сотруднических, партнерских) отношений с клиентом- того, что называется “рабочий контакт”; поощрение самопонимания, собственной активности и ответственности; формировании реалистичных ожиданий в отношении совместной работы. Одна из наиболее трудных задач - поощрение клиента рассказывать о себе и своих проблемах. Даже если клиент испытывает доверие к консультанту и не чувствует никаких межличностных барьеров, в действие, активируя сопротивление, могут включаться психологические защиты, тем более когда человека волнуют очень личные, подчас интимные проблемы. Если к тому же человек обратился за помощью не сам, а был направлен другим специалистом, педагогом или, чаще всего, знакомыми или родителями, сопротивление нередко представляет собой значительное затруднение для консультанта. Ясно, помимо всего прочего, что ни один человек, в каком бы возрасте он ни был, не придет к другому, чужому человеку, без особой на то причины просто так, “по душам” поговорить на темы, которые не всегда можно открыть не только близкому другу, но и самому себе. Проговаривание, признание субъективных барьеров, которые пришлось преодолеть клиенту, выражение в связи с этим уважения и положительного, понимающего отношения- один из возможных ключей к снижению сопротивления. Вопросы, относящиеся к состоянию клиента, к его самоощущению в обстановке консультирования также помогают снять напряжение. Основная начальная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы послужить катализатором, “облегчителем” процесса коммуникации. Чрезвычайно важно прочувствовать человека, уловить его нужды, переживания, устрем думышленно продемонстрирует свои потребности и проблемы. Недаром Фрейд говорил о том, что “тайна человека сочится через поры его кожи”. Хотя клиент может прямо и не сказать о том, что его волнует больше всего (в сущности, порой он и не осознает свои подлинные проблемы), уже первая встреча дает богатый материал для понимания личности, вероятной проблематики и реальных, хотя и подспудных нужд клиента.

Завершение первой консультативной беседы - не менее важное дело, чем ее начало. Критерии положительного завершения именно первой встречи настолько важны, что в современной литературе их выделяют как основание для предпочтения в выборе психолога и психотерапевта. Практика показывает, что именно последние минуты первой встречи могут вызвать ощущение дискомфорта как у консультанта, так и у консультируемого. Главным основанием для возникновения чувства разочарования, ощущения непонятости или обращения не по адресу чаще всего - при всех равных и в профессиональном отношении безукоризненных параметрах - является ощущение незавершенности ситуации. В самом деле, у врача пациент получает направление на анализ или рецепт, у юриста - консультацию и руководство к действию, а у психолога- обманутые ожидания: не только не выписали рецепт, но даже не дали совета... Поэтому весьма существенным моментом является именно словесное, означенное завершение встречи и беседы при потенциальной незавершенности данной ситуации.

Приведем некоторые ключевые завершающие реплики:

К сожалению, на сегодня наше время истекло. Наша следующая встреча, как мы говорили, может состояться во вторник в 14 часов. Если вы примете окончательное решение о нашей совместной работе в том объеме, который мы обозначили, пожалуйста,

позвоните мне накануне.

Что ж, сегодня нам удалось, если и не полностью, то, по крайней мере, отчасти, увидеть, что с вами происходит. Надеюсь, наша дальнейшая работа позволит углубить процесс. Итак, до вторника?

Сегодня мы о стольком переговорили... И, знаете, мне кажется, что еще больше осталось невысказанным. Если вы действительно решили разобраться и с этой ситуацией, и в себе, я буду ждать вашего звонка до конца недели, чтобы точнее оговорить дату и расписание нашей работы.

Первая встреча, первая консультативная беседа вводит клиента в контекст психологической помощи как специфической по содержанию и по целям психосоциальной практики. Конечно, она далеко не исчерпывает и даже частично не может охватить весь многосложный репертуар психотехник, которыми пользуется психолог в зависимости от проблематики клиента, интенсивности и характера психологической помощи и собственных предпочтений. Детально техники консультативной и психотерапевтической работы будут рассмотрены в следующих разделах, где дается подробный анализ психологических парадигм, используемых в практике психологической помощи. Сейчас же, согласно логике изложения, мы охарактеризуем основные коммуникативные техники, владение которыми требуется при любой, тем более первой, консультативной беседе, и разъясним некоторые рабочие и процедурные моменты, относящиеся к самой ситуации психологической помощи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЕ И ЭТИКЕТ

Общеизвестно, что чем менее опытен консультант, тем более значимы для него коммуникативные техники. Это и понятно: приемы и методики позволяют избежать чувства неуверенности, “отслониться” от клиента за санкционированными авторитетом науки и практики техническими приемами, прибегнуть к ним в ситуациях, когда не вполне ясен ход вещей или когда приверженность избранной парадигме вселяет представление о том, что “все идет как надо”, о контролируемости процесса и т.п. Вместе с тем, по мере углубления в практику психологической помощи, психолог, консультант или психотерапевт, для которых благополучие клиента, содержание и оценка результатов деятельности, собственный опыт начинают приобретать большее значение, чем избранный вначале метод работы или предпочитаемая парадигма, могут обнаружить, что несмотря, например, на требование безусловно положительного отношения к клиенту в роджерианской традиции, которой они всегда были верны, данный конкретный клиент никак не вызывает положительных чувств, а даже наоборот. Или же психолог, предпочитающий трансперсональную психологию, в частности, психосинтез, обнаруживает, что в конкретном случае концепция “субличностей” не работает, потому что эмоциональная травма захватывает всего человека, всю его целостную личность, а не отдельные стороны. В таких случаях возникающий когнитивный диссонанс ведет к тому, что в конце концов побеждают индивидуальный стиль и опыт профессионала. А чаще всего - некий обобщенный инвариант, содержащий коммуникативные техники и приемы универсального характера. Назовем наиболее распространенные и чаще всего провоцируемые в ситуации первой встречи коммуникативные техники.

Молчание . Хотя молчание, более или менее длительные паузы, порой тягостные для неопытного специалиста, представляются вначале почти непреодолимым препятствием, на самом деле оно является одной из важнейших техник в процессе оказания психологической помощи. Ее надо уметь осмыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот,- канун инсайта. Распознать психологический и символический лик молчания, тем более эффективно распорядиться им, - большое искусство. Наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента), перефразировка последнего высказывания (своего или клиента); если клиент продолжает молчать- помочь ему в выражении состояния: “Вам сейчас трудно говорить”; “Возможно, вы не знаете, как на это отреагировать” или “Возможно, вас это расстроило”. В крайнем случае, если молчание продолжается, консультант обязан с уважением отнестись к поведению клиента и принять его как данность.

Эпатическое слушание . Консультант внимательно слушает клиента, невербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам клиента, временами почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощряя клиента к более глубокому выражению самого себя и к самораскрытию. Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рассказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и говорящий) - не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный резонанс переживаниям клиента.

Прояснение . Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отношений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.

Клиентка. Мне плохо. Просто плохо, и все.

Психолог. Быть может, какое-то ощущение особенно сильно заставляет вас сосредоточиваться именно на этой формулировке?

Клиентка. Не знаю.

Психолог. Сейчас, когда вы говорите “Не знаю”, вы действительно только “не знаете” или присутствуют и какие-то другие чувства?

Клиентка: Понимаете, так трудно об этом говорить... Когда болит душа, когда я понимаю, что помочь никто не может... (плачет).

Рефлексивная вербализация . Относится к разновидностям вербализаций, назначение которых - усиление эмоционально+смыслового резонанса высказываний клиента. Носит не интеллектуальный, как в методологии, характер, а скорее эмоциональный, что отличает рефлексивный парафраз от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не мотивационно-причинный, а эмоционально-модальный пласт высказываний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций- от “эхо-вербализаций” до “вербализаций-генерализаций”.

Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при правильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использования интерпретаций - предоставить клиенту возможность самому проинтерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпретация может выглядеть как “чтение между строк”.

Пример. На вопрос о семейной жизни клиент долго рассказывал, какая у него чудесная жена.

Клиент. Она изумительная женщина... Просто изумительная...

Психолог. В таком случае, с нею, наверное, нелегко жить?

Клиент. Да, черт побери! Не то слово...

Интерпретация сама требует особой техники подачи. Желательно смягчать интерпретацию словами “возможно”, “наверное”, “может быть”, “складывается впечатление”; категоричность может превратить интерпретацию из терапевтической коммуникативной техники в средство усугубления неадекватных защит и сопротивления.

Самораскрытие . Функции этой коммуникативной техники по-разному трактуются и используются в различных концепциях консультирования и психотерапии. В гуманистической парадигме самораскрытие психолога трактуется как один из основополагающих приемов в установлении рабочих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих концепциях самораскрытие понимается как разновидность моделирования поведения психологом, смысл которого - в подкреплении желательного образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным моментом в самораскрытии является следующий: техника должна применяться не по принципу “А вот у меня тоже, помню, было... “, а в русле потока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая, что его переживания понимают и разделяют.

Конфронтация . Техника предназначена для ответственного обнажения противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу. Сложная и требующая большого мастерства в применении (к примеру, в роджерианском направлении она вообще не используется) техника создает определенное напряжение в беседе и поэтому должна использоваться с особым искусством. Поскольку она способна вызывать ощущение давления, следует избегать излишней категоричности, обвинительного тона, оценочности суждений. Наоборот, мягкость, нейтральность, даже некоторая эмоциональная отстраненность способствуют более эффективному воздействию этой техники.

Клиент. Знаете, я у вас уже у третьего консультируюсь, и впечатление одно: или я чего<то не понимаю, или меня не хотят понять.

Психолог (после паузы). Не кажется ли вам, что один из способов ухода от напряжения, связанного с усилиями понять, - это посещение психологов? Выгода получается многократная. Чувство собственной значимости возрастает: ведь я - загадка. Ответственность с себя снимается - “пусть они думают”, откладывается принятие решения, не так ли?

Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочитаемых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заключается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента и, наоборот - путем демонстрации отказа от использования заключительных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых вопросов и нежелание психолога-консультанта упрощать их. Текущее подведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать процесс консультативной беседы и расставить некоторые смысловые вехи. Помимо чисто профессиональных, технических аспектов психологической помощи в процессе установления отношений, в ходе первой встречи возникает множество на первый взгляд незначительных, высказываемых и невысказываемых вопросов, которые, тем не менее, следует предусмотреть и учесть. Эти вопросы в совокупности характеризуют профессиональный этикет поведения психолога-консультанта и общую атмосферу ситуации.

Рассмотрим простейшие из этих вопросов.

Курение . Иногда клиенты, нервничая, спрашивают, можно ли закурить. Воспретить курение клиенту - нетактично. Это может быть воспринято как давление или нежелательное ограничение свободы. Поощрять курение - негигиенично и вредно для здоровья. Один из приемлемых способов поведения состоит в том, чтобы отделить процесс курения от консультативной беседы. Тактичность и уместность мотивировок, партнерский тон обращения поможет снять напряжение, побуждающее клиента к курению.

Ведение записей . Любой способ фиксации информации (магнитофонные записи, заметки и т.п.) должен непременно обсуждаться с клиентом и при малейшем возражении безусловно отвергаться. Однако после завершения встречи психолог вправе зафиксировать в своем рабочем дневнике существенные моменты общения, поведения или переживаний клиента, чтобы осмыслить их и основательнее подготовиться к следующей встрече.

Частые опаздывания . Если клиент- чаще, конечно, женщина - регулярно опаздывает к заранее оговоренному времени, следует проработать возможные причины опозданий: сопротивление, демонстрация, снижение мотивации и т.п. Опоздание психолога на встречу, если оно не вызвано неблагоприятным стечением обстоятельств, также требует, помимо извинения, особой проработки.

Вопросы оплаты . В тех случаях, когда психолог консультирует в условиях частной практики, следует специально и заранее оговорить стоимость услуг и порядок оплаты (почасово, по результату) на взаимно приемлемых основаниях. В связи со спецификой психологической помощи взимание платы за услуги психолога может не зависеть от успешного или иного исхода действий психолога.

Ориентировка клиента во времени . Практика показывает, что разъяснение клиенту временных рамок работы, включая общую ориентировку в возможных сроках консультативной работы в целом и длительность каждой отдельной встречи, - важный и в процедурном, и в поведенческом отношении момент. Психолог должен чувствовать себя свободным, сообщая клиенту об окончании времени встречи, анализируя отношения клиента со временем, поскольку за соответствующим поведением могут скрываться весьма важные для психологической проработки основания.

Одежда и имидж консультанта . Одежда, внешний облик и манеры поведения психолога (мужчины или женщины) должны соответствовать общепринятым в обществе стандартам. Излишний макияж, слишком броская, дорогая или, наоборот, чересчур демократизированная одежда, подчеркнуто официальный или нарочито небрежный стиль поведения- все это может сигнализировать о явных или неявных личностных проблемах самого специалиста, подрывая доверие к нему еще до начала совместной работы. Выражение лица, глаз, манеры, одежда - все должно свидетельствовать о здоровом образе жизни психолога-консультанта, сбалансированности его (ее) личности и вселять уверенность в клиента в то, что ему смогут помочь.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

И ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий.

  • Алгоритм оказания неотложной помощи. 1. Вызвать машину скорой медицинской помощи
  • Арина - 1.Как Вы считаете, возможно ли при помощи магии достигнуть многого в жизни?
  • Б) неукоснительно выполнять распоряжения ответственного за оказание медицинской помощи при массовых происшествиях
  • Безопасное напряжение и безопасная величина тока. Способы помощи пострадавшим, получившим электротравму

  • Помощь может классифицироваться также по разным показателям.

    По времени действия", неотложная - необходима при осложненных психических состояниях, суициде, в экстремальных ситуациях, случаях насилия и т.д.; продолжительная - оказывается при возникновении длительных осложненных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов при повседневном несении службы.

    По направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; опосредованная, когда воздействие и помощь оказываются клиенту через его семью, детей, друзей, родственников, через СМИ. При этом практический психолог может выполнять четыре наиболее важные функции «интервенции»: психодиагностическую, психопрофилактическую, психокоррекционную, организационно-диспетчерскую {социальную).

    1. Психодиагностика. Самым разработанным направлением психологической службы в настоящее время является психодиагностика (ПД). В этом направлении имеется множество общепринятых психодиагностических тестов и методик, хорошо отработанных на практике.

    Первый этап психодиагностики проходит при приеме на работу. На этом этапе используются методики, отработанные в классической психологии, не требующие адаптации к условиям деятельности.

    Следующие моменты психодиагностики наступают на различных этапах адаптации к тому или иному виду трудовой деятельности, когда у клиента могут развиться нарушения, связанные с плохой адаптацией к новым требованиям среды (Човдырова Г.С., 1998, 2003).

    • 2. Психопрофилактика - это очень важное направление, которое имеет еще несколько видов: первичная, вторичная и третичная (см. в следующую главе).
    • 3. Организационно-диспетчерское (социальное) направление психологической службы - это еще одна важная область, имеющая несколько разделов:
      • организация контакта клиентов с различными институтами;
      • распределение к нужным специалистам: психиатру, невропатологу, юристу и др.
    • 4. Психокоррекционная работа (см. следующую главу) - это направление консультативной работы психологов, которая заслуживает специального освещения. В настоящее время много проблем, которые требуют своего разрешения по психокоррекции и медико-психологической реабилитации лиц, длительное время функционировавших в экстремальных условиях . Психологическая помощь может быть весьма разнообразной. К наиболее доступным и простым методам психокоррекции относятся методы личностно-ориентированного воздействия.
    • 1. Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом, психологом или психотерапевтом в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтического семинара. Наиболее распространенной формой является психологическое консультирование. Обращение к соответствующему специалисту не служит признаком психического заболевания, хотя, к сожалению, такое мнение все еще у нас бытует. Индивидуальнопсихологическое консультирование проводится, прежде всего, в целях оказания помощи личности в процессе ее становления для того, чтобы человек мог больше узнать о себе, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями. Необходимым условием положительных взаимоотношений между психологом и консультируемым является установление контактов, которые характеризуются сотрудничеством, взаимопониманием и положительным принятием друг друга. Задача консультирующего психолога заключается, по сути, в стимулировании и поддержке клиента, находящегося в проблемной или кризисной ситуации. Психолог дает обратную связь, которая выражается в отражении, разъяснении существующей проблемы.

    Индивидуально-психологическое консультирование может осуществляться с конкретными целями:

    • коррекции, изменения отношения личности к себе и развития способностей преодолевать в себе страхи, комплексы;
    • информирования по различным особенностям службы, предоставления информации по результатам психодиагностического исследования;
    • ориентации или переориентации на какой-либо вид деятельности, в том числе профессиональной.

    В любом случае психологическая консультация всегда должна быть направлена на само осознание личности, на осознание сотрудником индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных способностей, чувств, мыслей и действий.

    Необходимыми условиями психологического консультирования являются добровольное согласие на получение консультации, а также доверие консультируемого, его активность и творческое отношение к собственным проблемам. За тем, кто обращается за индивидуально-психологической помощью, всегда остается право принимать или не принимать оказываемую помощь и в конечном итоге самому решать свои проблемы.

    Собственно индивидуальная консультация проводится с одним человеком и включает сбор сведений об основных уровнях психологической структуры данной личности. В этом случае психолог может опираться на исследование особенностей моторного развития консультируемого, внимания, памяти, нейродинамики, мышления, характера и других структур личности. В последние годы в связи с усложнением социально-бытовых возможностей и условий в такой форме индивидуальной консультации нуждаются 80-90% обследованных. Но практически это нереально в связи с повышенными нагрузками на одного психолога. Обычно после проведения первичной консультации для индивидуальной, более глубокой формы работы отбирают только наиболее нуждающихся в ней клиентов, т.е. всего охватываются 15-20% из числа нуждающихся. Далее в зависимости от психологических проблем клиента, которые необходимо разрешить, психолог выбирает один из видов психокоррекции и психотерапии:

    • психоаналитическую, семейную;
    • рациональную психотерапию с внушением в состоянии бодрствования (Човдырова Г.С., 1996, 1997, 1999);
    • методы суггестивного воздействия: косвенное внушение, обучение самовнушению на фоне аутогенной тренировки;
    • поведенческую психотерапию в виде включения в группу дебрифинга или систематической десенсибилизации (см. главу 4).
    • 2. Групповая психологическая помощь заключается в участии клиента в групповых тренинговых процедурах. В последние годы различные формы групповой психологической работы стали весьма популярными больше среди психотерапевтов в силу эффективности и большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой в связи с возможностями охвата большего числа людей.

    Психолог может организовать разнообразные тренинговые группы, это, прежде всего, группы по развитию навыков общения, гештальт-группы, группы психодрамы, так называемые Т-группы встреч. Менее известны группы телесной терапии, танцевальной терапии, терапии искусством, творческим самовыражением, тренинга умений и др. Участники психокоррекционных групп являются субъектами своих собственных изменений, ориентированными на самовыражение, личностный рост и развитие.

    Среди психологов групповые формы работы еще не получили распространения и носят несколько формальный характер, их цель в основном информационная, чаще всего это лекции и беседы, с помощью которых клиентов можно сориентировать на какие-то целевые установки, придать выбору профессии личностный смысл. Наконец, можно сформировать у клиентов адекватную мотивацию, помочь осознать общественную значимость профессии.

    Первичная групповая консультация должна проводиться с очень небольшой группой (3-7 человек) в доброжелательной свободной обстановке. Главное назначение первичной консультации состоит в определении мотивов выбора профессии, познавательных интересов, профессиональной направленности личности. На этапе первичной консультации для экономии времени целесообразно использование компьютерной техники, в результате чего консультант по готовым распечаткам дает комплексную интерпретацию полученных результатов.

    Прежде всего, консультант может определить, в какой степени у этой группы выражены интересы и склонности к данной конкретной работе. Очень важно, когда психолог направляет определенные усилия на формирование профессиональных интересов и склонностей личности, выносливое терпимое отношение к трудностям и невзгодам службы.

    Эффективность групповой работы повышается при использовании совместно с воспитателями учебных фильмов, художественных произведений, проведении экскурсий, организации встреч со специалистами разного профиля, коллективном обсуждении профессиональных проблем и т.п.

    Кроме склонностей и интереса к какой-либо профессии, существенным компонентом является наличие особых способностей, которые помогут овладеть какой-то конкретной специальностью. Кроме того, необходимо учитывать показатели физического и психического здоровья.

    В странах Запада сейчас в рамках управленческой психологии и педагогики рекомендуется в профессиональные планы включать представления об определенных этапах карьеры, т.е. вместе с профессиональным планом конструируются карьеро- граммы, во многом отражающие уровень притязаний личности и его самооценку.

    • См.: Човдырова Г.С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом,и проблемы повышения стрессоустойчивости личного состава МВД России вэкстремальных условиях: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2000.