Защитная реакция человека психология. Защитные механизмы психики. Характеристики основных защит(Современные психотехнологии манипулирования). Компенсация, или замещение

Наиболее распространенные и важные механизмы психологической защиты могут быть представлены в виде нескольких групп.

Первую группу составляют защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.

Отрицание - это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе, снижение тревоги достигается путем изменения восприятия внешней среды. Внимание блокируется на стадии восприятия. Информация, противоречащая установкам личности, не принимается. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболеваниях. При этом, отвергая определенные аспекты действительности, человек всеми силами сопротивляется лечению.

Отрицание рассматривается как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Избегание может возникнуть как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с большой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом.

Примитивное отрицание - один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование. Оно чаще всего наблюдается у людей пассивных, инертных, бездеятельных. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия.

Акцентуация : демонстративность. Возможные девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Диагностическая концепция : истерия. Возможные психосоматические расстройства (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы , нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.


Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Можно сказать, что неосознанным остается глобальный смысл вполне осознаваемых действий, поступков и переживаний. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется проникать в область сознания в качестве причины данного поступка. Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. Причина подобного забывания - намерение избежать дискомфорта, которое вызывается данным воспоминанием.

Возможные психосоматические расстройства и заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язвенная болезнь 12-перстной кишки. Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику). Тип групповой роли: «роль невиновного»

Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (исскажением) содержания мыслей, чувств, поведения больного.

Рационализация - это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Инициировать рационализацию может ситуация фрустрации - ситуация блокировки актуальной потребности, ситуация преграды на пути к исполнению жела-ния. Прототипом такой ситуации является знаменитая басня «Лиса и виноград». Не имея возможности достать столь желаемый виноград, лиса, в конце концов, понимает бесплодность своих попыток и начинает словесно «заговаривать» свою нереализованную потребность: виноград зелен и вообще вреден, да и хочу ли я его?! Задача такого рода рационализации - обесценивание цели, привлекательной для индивида, которой он, однако, не может достичь, и он понимает или начинает понимать, что не достигнет ее, или же достижение цели требует слишком больших усилий.

Это рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях. Суть рационализации - в отыскании места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и, после этого, осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. У них за счет рационализации происходит частичное снятие возникшего напряжения. Установлено, что рационализация формируется тем быстрее, чем чаще и сильнее человек испытывает субъективное ощущение несправедливости наказания. При этом в процессе рационализации может осуществляться дискредитация цели или жертвы. Например, цель может переоцениваться как «не настолько желательная, чтобы рисковать».

Выгоды рационализации. Мир предстает стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение. Рационализация позволяет сохранить самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в ситуациях, которые несут в себе нелицеприятную информацию. Она меняет отношение к релевантно-му предмету, позволяя ничего не менять в самом себе.

Минусы рационализации. Вышеперечисленные выгоды достаточно сомнительны. Используя рационализацию, человек не решает про-блему, из-за которой защита и возникла. Происходит «отодвигание» конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве. Мышление становится шаблонным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлыки, человек все знает, все может объяснить и предвидеть.

Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализ, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, индивидуализм.

Акцентуация: психастения (по П. Б. Ганнушкину), педантичность (по К. Леонгарду). Возможные днвиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм; поведение обусловленное различными фобиями, ритуальные и навязчивые действия.

Диагностическая концепция: навязчивость. Возможные психосоматические расстройства: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства: спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства. Тип групповой роли: «роль философствующего»

Проекция - вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», - на окружающий мир. С этой целью границы «Я» расширяются настолько, чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям наружу. Это механизм, который выполняет свою «защитную» функцию в случае, когда человек близок к осознанию у себя наличия отрицательных свойств характера, аморальной мотивации, асоциальных поступков. Подступающая к осознанию нелицеприятная информация грозит нарушить красивый автопортрет.

После осуществления проекции человек избегает необходимости принимать как свои собственные неприглядные мысли, чувства и желания. За счет этого у него полностью блокируется осознание своей вины, т.к. он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. В этом плане проекция выступает как попытка справиться с недовольством собой путем приписывания неких качеств или чувств другим людям. Такая переориентация позволяет защититься от неприятия себя окружающими. Вместе с этим положительным эффектом возникает видение мира как угрожающей среды. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Проекция существенно искажает познавательные процессы человека.

Различают:

  • атрибутивную проекцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим);
  • рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»);
  • комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств);
  • симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель - ребенок).

Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, мстительность, обидчи-вость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, уязвимость, поиск недостатков, повышенная чувствительность к критике и замечаниям. Акцентуация - застреваемость.

Возможные девиации поведения: поведение, детерминируемое сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств.

Диагностическая концепция - паранойя. Психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз. Тип групповой роли: «роль проверяющего»

Идентификация - разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого тоже осуществляется путем расширения границ «Я». Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие личности с окружающей социальной средой, создают незаменимое для процесса социализации чувство отождествления. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, т.е. почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.

В результате идентификации осуществляется воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица через переживание, в котором познающий и познаваемое становятся единым. Этот механизм защиты используется как бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь повышения самооценки. Одним из проявлений идентификации выступает предупредительность - самоотождествление с ожиданиями других людей. Важно обратить внимание на то, что становление идентификации имеет своим следствием и ограничение агрессии против человека, с которым идентифицируются. Этого человека щадят и помогают ему. Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллек-ционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.

Ситуация идентификации обладает следующими параметрами:

  • Это ситуация иерархических отношений. Тот, с кем я идентифицируюсь, всегда наверху, в позиции сверху. Тот, кто идентифицируется, всегда внизу.
  • Тот, кто идентифицируется, находится в жесткой зависимости от вышестоящего.
  • Вышестоящий задает, навязывает очень жесткий алгоритм поведения, мышления, жестко контролирует наказывает за любое отклонение.

Механизм индентификации может включаться сознательно и бессознательно. Бессознательно личность может как бы предугадывать те последствия, которые наступят в случае отклонения от требуемого поведения, поэтому легче принять, выполнить требования, нежели сопротивляться, благодаря чему усиливается жесткий рисунок поведения жертвы. С другой стороны, одновременно усваиваивается и поведение тирана, деспота, палача, тем более, что он рядом. Этот сценарий отыгрывается на своих детях, учениках, подчиненных. Механизм идентификации может запускаться сознательно с участием рационализации. Например, в отношениях с начальником. У лиц, которые часто использовали и продолжают использовать практику идентификации, очень ригидные сценарии, которые по сути диктуют только два полюса поведения: или абсолютно безропотное поведение по отношению к сильному, или позиция кулака по отношению к слабому. Идентифицирующий и не мыслит возможности диалогического обращения с тем и другим.

Отчуждение - это защита, приводящая к изоляции, обособлению внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Отчуждение провоцирует распад обычного сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, установками. Вследствие этого некоторые события воспринимаются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и, поэтому, не анализируются. Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует не-переносимые переживания.

Замещение - это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект - «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Существенно, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т.е. они размещены на соседних или близ-ких уровнях мотивационной системы личности. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения - это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т.п.) Такие люди предпочита-ют фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают связанную с риском.

Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность) Возможные девиации поведения: жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды. Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П. Б. Ганнушкину); возбудимая психопатия (по Н. М Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику). Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, (по Э. Берну): язва желудка.

Сновидение - вид замещения, в котором происходит переориентация, т.е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. При этом чем больше комплекс подавляется, тем более вероятно, что он будет аккумулировать энергию в бессознательном и угрожать сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, тайные угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и не на основе трансформации, что характерно для защиты по типу рационализации, а с помощью языка образов. Возникает образ, примиряющий антагонистические установки и тем самым снижающий напряженность. Так, сцена перехода через мост может служить метафорой необходимости принятия важного решения или существенного изменения в жизни. Падение напряженности одновременно устраняет надобность в вытеснении. Сны постоянно что-то компенсируют и дополняют. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от реальности, сон проявляет тенденцию к расширению зоны допустимых восприятий и представлений.

Реактивное образование - защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии).

В результате реактивного образования поведение сменяется на прямо противоположное и совершается замена подлинных чувств и аутентичного поведения на их противоположности. При этом предмет желания сохраняется. Например, меняется знак отношения - с любви на ненависть. Такое отгораживание от искренности в чувствах и поведении приводит к усвоению того, что первоначально человеку было чуждо. Чем авторитарнее общество и репрессивнее культура, тем больше вероятность проявления реактивных образований. На уровне социального поведения реактивные образования находят свое выражение в следовании социальным стереотипам: «Мальчики не плачут», «Хороший начальник всегда строг» и т.п.

Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношением полов; резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера, сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте); вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность.

Акцентуация: сензитивность, экзальтированность. Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм. Диагностическая концепция: маниакальность. Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит. Тип групповой роли: «роль пуританина»

Компенсация - онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, стремление к оригинальности, склонностьк воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация: дистимность. Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.
Возможные психосоматические расстройства и заболевания: нервная анорексия, нарушения сна, головные боли, атеросклероз. Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения.

К ним относится защитный механизм реализации в действии , при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Этот механизм может составлять основу развития психологической зависимости от алкоголя, наркотиков, и лекарств, а также суицидальный попыток, гиперфагии, агрессии и др.

Защитный механизм соматизации тревоги или какого-либо отрицательного аффекта проявляется в психовегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения сенсорно-моторными актами.

Сублимация - это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, т.е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом - творчество.

Сублимация - это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Тогда чувство освобождения мыслей, просветление занимают место сексуального удовлетворения. Успех сублимации зависит от степени, до которой новое поведение отвечает цели первоначального поведения. При акцентуации сублимация может обнаруживаться ритуальными и другими навязчивыми действиями.

Чаще всего сублимация противопоставляется защитным техникам; использование сублимации считается одним из свидетельств сильной творческой личности. Хотя некоторые исследователи, в частности, американский психоаналитик О. Феничел, понимали под сублимацией целый спектр защитных техник, способствующих эффективной, здоровой, бесконфликтной социализации личности. В психоаналитической литературе стало привычкой анализировать биографии великих деятелей культуры или литературных героев как примеры сублимации. Сам З. Фрейд этюдами о Леонардо да Винчи и Моисее создал прецеденты для подобной практики. Отметим, что в отличие от того жеФеничела, использование сублимации, по З. Фрейду, отнюдь не означало бесконфликтной интеграции в социум. Одним из критериев психологического благополучия он считал отсутствие психической симптоматики, но отнюдь не свободу от конфликтов.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы психологической защиты манипулятивного типа.

При регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дела, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц), специфическая «детская» речь, и мимика, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Акцентуация (по П. Б. Ганнушкину): неустойчивость. Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ. Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия. Тип групповой роли: «роль ребенка»

Механизм фантазирования позволяет больному повысить чувство собственной ценности и контроль над окружением приукрашивая себя и свою жизнь. Читаем у Фрейда: «Можно сказать, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий».

Механизм ухода в болезнь или образование симптомов.

Уход в симптоматику, в болезнь - своеобразное решение нерешаемых проблем в жизни индивида. Отчего человек выбирает язык симптомов? «Энергия влечения, которая не может разрядиться в целенаправленной, желаемой активности, выбирает форму выражения, которая по ту сторону задачи, которую необходимо решить, и по ту сторону желания, которое нужно удовлетворить. Она связывается в симптоме (К. Ом, 1980). Другими словами: «Симптом оттягивает на себя энергию влечения».

Человек не смог реально решить свои проблемы, не смог сублимировать первичные желания либидо и танатоса на социально приемлемых предметах. Более того, их интенсивное использование как раз инициирует образование симптомов. Человек отказывается от надежды самоактуализации в нормальном мире, в процессе взаимодействия с людьми. И через симптом сообщает об этом своему окружению. Как сказал бы Фрейд, для своей неспособности и своего бессилия что-либо изменить в своей жизни человек, например, находит соматическое выражение. При формировании ухода в болезнь больной отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Катарсис - защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости. Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Система ценностей человека весьма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов человека, что они сломают защитный барьер всех других форм психологической защиты. Следует особо подчеркнуть, что катарсис несет с собой очистительный эффект. Катарсис - это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в будущее.

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в , помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из .

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать , развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, ощущения , вины, чувства .

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к .

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является , которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда или к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Наш организм – система, склонная к саморегуляции. Для стабилизации состояния в моменты конфликтов, особенно внутриличностных, наша психика придумала механизмы психологической защиты. Цель включения механизма – снижение тревоги и переживаний, испытываемых при конфликте. Хорошо это или плохо? Нужно с этим бороться или нет? Давайте разберемся.

Усталость – основа внутренней нестабильности. Вы замечали, что можно долго позитивно смотреть на ситуацию, предотвращать конфликт, но в это время влияние негативных факторов продолжает накапливаться, как и усталость. И тогда вывести нас из равновесия может любой пустяк. От чего мы устаем и становимся уязвимы к конфликтам?

  1. Избыток или дефицит физической либо интеллектуальной активности.
  2. Переедание или голод.
  3. Недостаток или переизбыток сна.
  4. Однообразная или наоборот переменчивая деятельность.
  5. Озадаченность чем-либо и повышенное беспокойство.

Постарайтесь записывать весь свой день, чтобы понять, на что больше всего у вас уходит энергии. Затем исправьте то, что, как вы думаете, вас опустошает. Вместе с этим возьмите за правило помогать людям, но не в ущерб себе. Осваивайте ауторегуляцию и научитесь управлять своими механизмами психологической защиты.

Что такое защитный механизм

Защитный механизм – рычаг предотвращения психических расстройств личности. Однако защитные механизмы обладают двойственностью. С одной стороны, они стабилизируют , то есть налаживают взаимоотношения человека с самим собой, а с другой – могут разрушить взаимоотношения с внешним миром.

Цель работы защиты – предотвращение . Задача – справиться с сильной негативной эмоцией и сохранить самоуважение индивида. Для этого внутри личности происходит перестройка системы (иерархии) ценностей. Это резервные способы решения мозгом поступающих проблем. Они включаются тогда, когда основные нормальные методы дали сбой, а проблема не осознается самим человеком.

Виды защит

В критической ситуации накала эмоций наш мозг, базируясь на предшествующем опыте, включает тот или иной механизм. К слову, человеку под силу научиться управлять своими защитами. Какие же механизмы психологической защиты существуют?

Вытеснение

Замещение мыслей о конфликте другими увлечениями, занятиями, мыслями и эмоциями. В результате конфликт и его причина забываются либо не осознаются. Человек действительно забывает нежелательную информацию, истинные мотивы. Но вместе с этим становится тревожным, боязливым, замкнутым, робким. Постепенно снижается .

Рационализация

Пересмотр ценностей, изменение отношения к ситуации ради сохранения достоинства («она от меня ушла, но не известно еще, кому повезло больше»).

Регрессия

Это пассивно-оборонительная тактика, опасная занижением самооценки. Предполагает откат к моделям поведения более раннего возраста. Это беспомощность, неуверенность, удивление, плаксивость. В результате личность становится инфантильной и останавливается в развитии. Такой человек не способен самостоятельно и конструктивно решать конфликты.

Дискредитация

Принижение достоинства того, кто критикует («кто бы говорил!»). Другая сторона медали – идеализация. Постепенно человек переходит в чередование первого и второго. Это опасно нестабильностью в отношениях.

Отрицание

Сдерживать негативные эмоции, отрицать до последнего, надеясь на неожиданный результат и изменения – суть этого механизма. Включается в ситуации конфликта мотивов личности и внешних условий (информации, убеждений, требований). Из-за такого механизма развивается неадекватное представление о себе и окружающей среде. Человек становится оптимистичен, но оторван от реалий. Он может попасть в беду из-за сниженного ощущения опасности. Такой человек эгоцентричен, но при этом общителен.

Обособление

«Даже думать не хочу об этом». То есть игнорирование ситуации и возможных последствий, эмоциональное отчуждение. Человек уходит от внешнего мира и межличностных взаимоотношений в свой мир. Для окружающих он выглядит неэмоциональным чудиком, но на деле у него высоко развита эмпатия. А уход от стереотипов позволяет нестандартно видеть мир. Так рождаются художники, поэты, философы.

Компенсация, или замещение

Поиск самоопределения и успеха в другой сфере, группе людей. Перенос с недоступного на доступный объект.

Гиперкомпенсация

Утрированное, противоположное нежеланному явлению поведение. Такие люди отличаются нестабильностью, неоднозначностью. Про них можно сказать: «от любви до ненависти один шаг».

Агрессия

Нападения на того, кто критикует. «Лучшая защита – нападение».

Расщепление

Разделение личностью своего опыта ради создания внутреннего мира. Ангел и дьявол, альтернативные личности (которым иногда дают имена), образы помогают человеку оставаться здоровым. Но с другой стороны – его видят разным человеком. Про таких людей говорят «Да он, да вы что?! Он не мог так поступить! Вы лжец!» И снова прекрасная почва для конфликтов.

Идентификация

Перенос своих нежелательных чувств, мыслей, качеств, желаний на других, что нередко выливается в агрессию. Кроме этого, человек постепенно себе приписывает все больше положительных качеств. С точки зрения конфликтов это самая неблагополучная защита.

Сублимация

Перенос материального и обыденного на уровень абстрактного и творческого. Это приносит удовольствие и радость. Это оптимальный и самый безопасный вариант психологической защиты. Постепенно личность самореализуется творчески и защита, как и неопределенность, отпадает сама собой. Любые неудовлетворенные потребности можно преобразовать в творчество. Это самый здоровый тип психологической защиты.

Механизмы нарушения саморегуляции

Иногда наш организм дает сбой, бессознательные механизмы отключаются, сознательные, оказывается, недостаточно освоены, что выражается зацикленностью на конфликте (проблеме), глубокими переживаниями и невозможностью адекватного разрешения ситуации. Что это за механизмы?

  1. Интроекция. Выделение нежелательных образцов в отдельную категорию личности, которая самим человеком не воспринимается.
  2. Ретрофлексия. Невозможность удовлетворения потребностей, направленных во внешнюю среду, проявляется перенаправлением энергии на себя.
  3. Дефлексия. Это уход от тесного межличностного взаимодействия на поверхностное: болтовня, шутовство, условности.
  4. Слияние. Предполагает устранение границ между внешним и внутренним миром.

В результате каждого из этих нарушений человек отказывается от части своего Я или вовсе теряет индивидуальность.

Возвращение себя

При коррекции поведения человек проходит ряд этапов:

  • игра в образ;
  • осознание своей фальши (страх);
  • неопределенность (потеря привычно и отсутствие ориентиров);
  • осознание реального ужаса ситуации (подавил себя и сам же ограничил);
  • возвращение себе себя и своих эмоций.

К сожалению, самому пройти этот путь практически не возможно. Я рекомендую обратиться к специалисту. В зависимости от ситуации психологи отдают предпочтение гештальт-терапии, арт-терапии, психодрамме, индивидуальному консультированию или другому методу психокоррекции.

А что можно самостоятельно сделать сознательного?

Механизмы психологической защиты включаются на бессознательном уровне, то есть сам человек может использовать другие методы решения конфликтов. Прежде всего, важно знать особенность трансформации информации, собственно, почему возникает так много конфликтов (рисунок ниже).


Трансформация информации при общении

Таким образом, важно хорошо управлять своими эмоциями, максимально точно определять чувства. Но вместе с этим нужно учиться выражать эти чувства, то есть развивать коммуникативные навыки и самоконтроль. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми способами саморегуляции и оптимизации психического состояния.

Самомассаж

Идеально подойдет для снятия напряжения. Пройдитесь тыльными сторонами рук по своему телу ото лба до пят. Вы расслабите мышцы, за счет чего снизится тревога и стресс, уменьшится возбуждение.

Релаксация

Ежедневно отводите себе 15 минут для расслабления тела и высвобождения мыслей. Проводить занятие рекомендуется при тусклом свете, в кресле, максимально освободив себя от одежды и других аксессуаров (в том числе контактных линз). По 2 раза на 5 секунд напрягайте поочередно группы мышц. Выполняйте какое-либо действие, например, максимально высоко поднимайте ногу, а потом отпускайте. Дыхание сохраняйте ровным.

Дыхательная гимнастика

Выдохните максимально глубоко, медленно вдохните весь воздух в помещении, задержитесь на 5 секунд. Теперь плавно выдохните. Вы чувствуете изменение сознания и мыслей? Повторите упражнение. После нескольких повторений успокойтесь, посчитайте до десяти, ощутите, как с каждым счетом ваше сознание становится все более ясным.

Нейролингвистическое программирование при тревоге

НЛП (нейролингвистическое программирование) – популярное направление в психологии коррекции сознания. Предлагаю вам методику, что так важно, ведь именно она предвестник включения защитных механизмов.

  1. Подробно опишите свою тревогу: ее суть, форму, содержание или даже внешность.
  2. Сколько раз за день (неделю, месяц) и как долго вы ей придаетесь?
  3. Определите место и время, когда и где тревога никогда не посещает вас.
  4. В это время предлагайте мозгу шутливую игру «давай потревожимся». Да, вот так, клин клином. Думайте только негативное, но именно в это время и в этом месте. Постепенно вы запрете свою тревогу именно там.
  5. В завершение поблагодарите свой разум: «Спасибо тебе, мозг, мы неплохо поработали. Я знал, что ты меня не подведешь».

В результате таких регулярных занятий повысится ваша стрессоустойчивость и изменится отношение к неудачам. Вы не будете переживать их так эмоционально и тяжело, как раньше.

Техника НЛП не имеет однозначного отношения к ней специалистов и клиентов, кто-то считает ее сомнительной, кто-то – оптимальным методом коррекции сознания. Я считаю, что сам метод неплохой, но подходит не всем.

Воображариум

  1. Представьте свое самое сильное и актуальное негативное чувство на данный момент или то, от чего вы хотите избавиться.
  2. Представьте себя в виде персонажа мультфильма (фильма). Не ограничивайте себя. Единственное, что у вас с ним должно быть общего – эмоции и чувства, а остальное – на ваше усмотрение.
  3. Присмотритесь теперь к окружению. Что и (или) кого вы видите?
  4. Теперь представьте такой сюжет, где эмоции вашего героя меняются в лучшую сторону. Не ограничивайтесь реальностью. В воображариуме можно все.

Это упражнение раскрывает ваши внутренние резервы, подсказывает ответы, развивает способность чувствовать и выражать свои чувства.

Для самостоятельного и здорового преодоления конфликтных ситуаций рекомендую вам освоить ряд нехитрых принципов и правил.

  1. Умейте принимать критику и извлекать из нее пользу.
  2. Всегда помните, что критикуют не вас, а ваши поступки или отдельные черты, даже если неправильно формулируют свою мысль.
  3. Умейте отвечать за свои поступки.
  4. Умейте разговаривать.

Послесловие

Психологическая защита – реакция человека на конфликтную ситуацию. Притом механизмы психологической защиты включаются тогда, когда человек не осознает противоречие своего Я-реального и Я-идеального. Механизм включается, но саморазвития и изменений личности не происходит. Когда же до сознания доходит несоответствие поведения индивида его же убеждениям (или других людей, но значимых для него), то начинается путь саморегуляции.

  • Такая разница во включении сознательного и бессознательного обычно обусловлена самовосприятием и самооценкой. Когда человек в целом положительно к себе относится, то отдельные негативные поступки или черты замечает. Если же его отношение к себе в целом негативно, то он не замечает эту «каплю в море».
  • Вывод: чтобы быть здоровым и самому управлять своими эмоциями, нужно иметь адекватную самооценку и самовосприятие. А самому управлять сознанием нужно, потому психологические защиты не оказывают желаемого результата и не предотвращают конфликты, кроме внутриличностного (исключение – метод сублимации).
  • Психологические механизмы хороши в редких и экстренных ситуациях, но при частом включении они калечат личность. Потому важно работать над своей стрессоустойчивостью, чтобы любая мелочь не воспринималась психикой как критичная ситуация и призыв к включению резервного питания.

Литература по теме

В заключение рекомендую вам книгу Вадима Евгеньевича Левкина «Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие». Это практическое руководство для изменения себя, своего поведения и механизмов защиты (сознательных и бессознательных). Материал написан житейским языком, подкреплен примерами, по пунктам разложены все рекомендации. Настоящее руководство к жизни.

Человеческая психика оснащена механизмами, которые помогают нам инстинктивно защищать собственное Я. Их использование помогает делать наш опыт менее травматичным, но при этом снижает наши шансы на успешное взаимодействие с реальностью. По мнению автора книги «Психология Я и защитные механизмы», дочери Зигмунда Фрейда Анны Фрейд, каждый из нас применяет около пяти подобных стратегий ежедневно. T&P объясняют, почему сублимация не всегда связана с творчеством, как проекция заставляет нас критиковать ни в чем не повинных людей и почему аутоагрессия связана с семейными проблемами.

Отрицание: без признания проблемы

Отрицание - один из самых простых защитных механизмов психики. Это полный отказ от неприятной информации, который позволяет достаточно эффективно отгородиться от нее. Классическим примером здесь может служить ситуация, когда вы на протяжении долгого времени ежедневно выпиваете по несколько бокалов вина или пива, однако при этом сохраняете уверенность, что в любой момент сможете отказаться от своей привычки. Для отрицания характерна острая реакция на постановку проблемы: если кто-нибудь в таком случае намекнет вам, что вы стали зависимы от алкоголя, этот человек, скорее всего, пострадает от вашего приступа гнева.

Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери и является первой «стадией переживания горя» по мнению ряда специалистов (впрочем, в этом случае его также называют «этапом недоверия»). Человек, неожиданно потерявший работу, скажет: «Не может быть!» Свидетель автокатастрофы, пытавшийся помочь пострадавшим, может не сразу смириться с тем, что один из них перестал дышать. В таком случае этот механизм не защищает никого, кроме человека, который его бессознательно использует, - однако в ситуациях, когда необходим холодный рассудок, отрицание опасности или собственного шока может быть очень полезным для всех участников событий.

Проекция: вынос вон

Проекция позволяет нам перенести свои разрушительные или неприемлемые мысли, желания, черты, мнения и мотивы на других людей. Цель - защищаться от себя самого или отсрочить решение проблемы. Например, человек может думать, будто партнер критически относится к его заработкам, - в то время как на самом деле со стороны партнера ничего подобного нет. Если такой человек преодолеет свою проекцию и осознает ситуацию, он увидит, что критика исходит от него самого, а в ее основе лежит, скажем, негативное мнение родителей, настаивавших на его несостоятельности.

Негативным следствием проекции может стать желание «исправить» объект, который якобы служит носителем неприятных черт, или вовсе избавиться от него. При этом такой внешний «носитель» иногда не имеет ничего общего с тем, что на него спроецировано. В то же время механизм проекции лежит в основе эмпатии - нашей способности разделять с другими их чувства, глубоко вникать в то, что происходит не с нами, и достигать взаимопонимания с окружающими.

Аутоагрессия: обвинить себя

Аутоагрессия, или поворот против себя, - весьма деструктивный защитный механизм. Она часто бывает свойственна детям, переживающим непростые моменты в отношениях с родителями. Человеку может быть тяжело признать, что его родитель ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, и вместо этого он предполагает, будто это он сам плохой. Самообвинение, самоунижение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет наркотиков или алкоголя, чрезмерное увлечение опасными аспектами экстремальных видов спорта, - все это результаты работы этого механизма.

Аутоагрессия возникает чаще всего тогда, когда от внешнего объекта, обусловившего ее появление, зависит наше выживание или благополучие. Но, несмотря на множество негативных последствий этого процесса, с эмоциональной точки зрения он может переноситься лучше, чем агрессия, направленная на первоначальную цель: родителя, опекуна или другую важную фигуру.

Сублимация: основа поп-культуры

Сублимация - один из самых широко применяемых защитных механизмов психики. В этом случае энергия нежелательных, травмирующих или негативных переживаний перенаправляется на достижение социально одобряемых конструктивных целей. Его часто используют люди творческих профессий, в том числе знаменитые. Песни о неразделенной любви или книги о темных периодах жизни нередко становятся плодами сублимации. Именно это делает их доступными для понимания - и в конечном итоге популярными.

Тем не менее сублимация может быть не только литературной или «изобразительной». Садистские желания могут сублимироваться в ходе хирургической практики, а нежелательное (например, с точки зрения религии) сексуальное влечение - в создание гениальных произведений архитектуры (как это было в случае Антонио Гауди, который вел крайне аскетичный образ жизни). Сублимация также может быть частью психотерапевтического процесса, когда клиент выплескивает свои внутренние конфликты через творчество: создает тексты, картины, сценарии и другие произведения, позволяющие привести личность в равновесие.

Регрессия: возвращение в детство

Механизм регрессии позволяет приспособиться к травмирующей ситуации конфликта, тревоги или давления за счет возвращения к привычным с детства практикам поведения: крику, плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Это происходит, поскольку мы, как правило, рано усваиваем, что именно они гарантируют поддержку и безопасность. Демонстрация беззащитности, болезненности, ущербности очень часто приносит психологические «дивиденды» - ведь люди, как и другие живые существа, на нейрофизиологическом уровне склонны защищать слабых и маленьких - то есть потомство, и не только свое собственное.

Регрессия позволяет сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве вместо нас за многое отвечают родители. Этот защитный механизм можно назвать весьма эффективным и достаточно беспроблемным. Трудности возникают, когда он работает слишком долго. Злоупотребление регрессией приводит к появлению психосоматических заболеваний, ипохондрии, отсутствию успешной жизненной стратегии, разрушению отношений с окружающими людьми.

Рационализация: объяснения для всего

Рационализация - это способность тщательно отбирать подходящие разумные причины возникновения негативной ситуации. Цель здесь - самоубеждение в том, что мы не виноваты, что мы достаточно хороши или значимы и проблема не в нас. Человек, который получил отказ на собеседовании, может убеждать себя и окружающих в том, что ему не нужна была такая работа или компания оказалась слишком «скучной», - тогда как в действительности он испытал сильнейшее сожаление. «Не очень-то и хотелось», - классическая для рационализации фраза.

Пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - стремлением дать окружающим больше самостоятельности. Главный результат работы этого механизма - мнимое восстановление равновесия между желаемым и реальным положением вещей и степени самоуважения. Тем не менее рационализация часто не полностью снимает негативные эффекты травмирующей ситуации, так что она еще долго продолжает причинять боль.

Интеллектуализация: теоретические чувства

Интеллектуализация позволяет нам нейтрализовать гнев, горе или боль за счет перенаправления внимания на совершенно постороннюю область. Человек, которого недавно бросила супруга, может все свободное время отдавать изучению истории Древнего Рима, - и это позволит ему «не так много думать» о потере. Этот механизм психологической защиты основан на стремлении абстрагироваться от чувств и интеллектуализировать их, превратив в теоретические понятия.

Поведение интеллектуализирующего человека часто воспринимается как взрослое и зрелое, и это делает такую форму защиты социально привлекательной. У нее есть и другой плюс: интеллектуализация позволяет снизить зависимость от собственных эмоций и «очистить» от них поведение. Тем не менее длительное применение этого механизма чревато разрушением эмоциональных связей с окружающим миром, снижением способности к взаимопониманию и обсуждению чувств с другими людьми.

Реактивное образование: драка вместо объятий

Реактивное образование - это своего рода поведенческая магия. Такая стратегия защиты позволяет превращать негативное в положительное - и наоборот. Мы часто сталкиваемся с ее эффектами, безобидными и не очень. Мальчики дергают за косы девочек, которые им нравятся; люди старшего поколения с осуждением говорят о распущенности юнцов и стремятся унизить их, тогда как в действительности открытая одежда и провокационный стиль вызывает у них влечение. Реактивное образование часто выдает его неадекватность ситуации и периодические «прорывы» истинного чувства сквозь маску.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы неприятия социальных и национальных групп также иногда становятся следствием реактивного образования. В таком случае с помощью механизма защиты нейтрализуется собственное влечение или собственная связь с национальной группой, которая по какой-то причине рассматривается как неприемлемая. Такое применение защитного механизма наносит вред другим людям, но при этом никак не устраняет внутренний конфликт у человека, который применяет его, и не повышает уровень его осознанности.

Замещение: перенос гнева

Замещение позволяет перенести нежелательные чувства (в особенности гнев и раздражение) с одного объекта на другой с целью самозащиты. Человек, на которого накричал шеф, может ничего ему не ответить, но накричать вечером на своего ребенка дома. Ему необходимо выместить возникший гнев, однако делать это в общении с начальником опасно, а вот ребенок вряд ли может дать достойный отпор.

Объектом замещения может стать и случайный объект. В таком случае следствием работы этого механизма защиты становятся, к примеру, хамство в транспорте или грубость на рабочем месте. Порванный в гневе незаконченный рисунок - это тоже форма замещения, впрочем, намного более безобидная.

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы - это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего "Я"), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой "забывание" или "удаление" из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма - это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия

Регрессия - это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • "Ведение в психоанализ" - это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • "Толкование сновидений" - это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • - это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • "Я и Оно" - это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны но также представлены их источники и обоснования.
  • "Тотем и табу" - это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • "Психология масс и анализ человеческого "Я" - представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • "Очерки по психологии сексуальности" - это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.