Зоология — наука о животных. Зоология – наука о животном мире Какая наука изучает зверей

Почему птицы летают?

Если внимательно смотреть за полетом птиц, то можно увидеть, что птицы совершают движения крыльями вперед , одновременно раздвигая крылья, затем вниз и назад, сдвигая крылья, и, наконец, вверх.

Химия

Обучение химии - школьникам, абитуриентам, студентам, аспирантам.

Смотрите раздел сайта по ХИМИИ - там вы можете заказать книги по химии, прочитать материалы лекций по химии (Бармин М.И., автор публикаций и серии книг, доцент кафедры, лауреат премии "Грант С.-Петербурга).

Биология

Смотрите раздел сайта по биологии , для школьников, абитуриентов, студентов. Также вузы и факультеты для биологов.

Наука о животных

Сведения из истории зоологических открытий, их значении в развитии биологии, об особенностях строения и жизни многих интересных животных, их взаимосвязи, роли в природе и в жизни человека.

  • Очень грустные и неожиданные факты о животных

    Глядя на очаровательных животных, мы обычно радуемся: какие они красивые, какие милые у них малыши... Однако быть животным - не так-то просто, некоторые факты поражают воображение. Это вовсе не то, что мы думали!

    Эта статья поможет вам узнать немного больше о животных, и это не всегда радостно...

  • Человечество уничтожило 60% животных с 1970 года

    Это огромная потеря, трагедия сама по себе, но и угроза выживанию цивилизации, считают ведущие учёные мира.

    Человечество уничтожило 60% млекопитающих, птиц, рыб и рептилий с 1970 года, что привело ведущих мировых экспертов к предупреждению о том, что уничтожение дикой природы в настоящее время является чрезвычайной ситуацией, которая угрожает цивилизации .

  • Эти животные милые, уродливые, или уродливо-милые? Что вы думаете? ТОП-20

    Ребята, вы когда-нибудь видели обезьяну с носом?! А знаете, как выглядит аксолотль? Эти животные, которых мы собрали в статье, могут быть отнесены как к самым милым созданиям, так и к... самым уродливым, потому что они такие странные ! Смотрите сами и решайте, кто они для вас?

  • ТОП-10 лучших зарубежных Youtube-каналов по ветеринарии

    Эти каналы должен смотреть каждый ветеринар!

    Все они - на английском, но это лучшее, что вы можете найти!

  • Игуаны замерзают и падают с деревьев во Флориде. Дождь из ящериц!

    Идёт дождь из ящериц?! Да! В Америке в начале 2018 года идёт дождь из игуан. В буквальном смысле. Во Флориде в первую неделю 2018 года так холодно, что игуаны просто замерзают и падают с деревьев.

Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Выделяют различные разделы зоологии, в зависимости от их области изучения:

  1. Морфология (исследует строение животных);
  2. Сравнительная морфология (сравнивает строение различных групп животных);
  3. Экология животных (исследует взаимоотношение животных с окружающей средой и между собой);
  4. Этология (изучает поведение животных);
  5. Зоогеография (изучает распространение животных);
  6. Физиология животных (исследует жизнедеятельность животных);
  7. Систематика животных (описывает многообразие видов и классифицирует их по определенным признакам);
  8. Палеозоология (изучает животных прежних геологических эпох).

Для упорядочивания и классификации всех существующих видов животных используются следующие систематические категории: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.


Адаптации:

1. пятипалая конечность; 2. ЦНС усоверш-на, увелич. передн. ч. мозга (полушарии), усложн. поведение; 3. орг. чувств (т.к. меняется температура окр. ср., мен-ся глаза- хрусталик двояковыпуклый, орган слуха – внутр. +ср. ухо, т.к. звукопроницаемость в возд. ср. ниже, чем в водной, цв. зрение); 4. стр-е мыш. с-мы – появл-е конечностей (обр. мышечн. пучков); 5. кожн. покровы – железист. для того, чтобы не пересыхала кожа, у многих им. боковая лингия; 6. изм. дых. и кров. с-м: им. легкие, 2 круга кровообр-я, 3-х камерное сердце у всех земноводных. Легкие менее рзв, чем у пресмык-ся. В газообмене приним. уч-е кожа.


О.П. МАНАНКОВА

ЗООЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов

специальности «Начальное обучение»

Рецензенты:

Бугаенко Л.А. доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биотехнологии, эфиромасличных и лекарственных растений, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Крымского государственного агротехнологического университета;

Трещев В.В. кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии, почетный профессор Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Учебное пособие включает все разделы зоологии в соответствии с объёмом требований учебной программы для студентов специальности «Начальное обучение».

В пособии отражены современные научные знания в области зоологии беспозвоночных и позвоночных. Материал изложен в систематической последовательности, в соответствии с эволюционным развитием фауны и даёт целостное представление о зоологии, как науки о животном мире. В книге приведены сведения о строении, происхождении, распространении и образе жизни животных, показано их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: студентов высших учебных заведений небиологических специальностей и колледжей педагогического профиля, преподавателей вузов, учителей школ, а также всех тех, кто занимается самообразованием.

Зоология – наука о животном мире

С животными человек был связан в течение всей своей истории – использовал их в пищу, для изготовления украшений, а также и для других хозяйственных надобностей. Постепенно различные животные становились объектами охотничьего и рыбного промыслов, а некоторые приручались человеком. Стоянки древнего человека служат хорошей этому иллюстрацией.

Совершенно естественно, что по мере развития промысла зарождались, получали развитие и зоологические познания. На пещерных и наскальных рисунках человека раннего палеолита изображены сцены охоты и объекты её: мамонт, бизон, носорог, олень, медведь, разные рыбы и другие животные. Очевидно, охотник должен был уже располагать определёнными познаниями о распространении, биологии и внутреннем строении объектов своего промысла. В дальнейшем определённые зоологические познания возникли в связи с приручением животных, развитием охотничьего и рыбного промысла.

Следовательно, многообразие животных, их строение, особенности жизнеде­ятельности и поведения, размножение, развитие, их происхождение и эволюцию, распространение, значение в природе и жизни человека изучает зоология - наука о животных.

У животных много общих черт с представителями других царств. Например, животные и растения имеют клеточное строение, сходный химический состав (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др.), многие общие свойства (обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость).

Однако животным свойственны особые черты организации, которые отличают их от растений. Наиболее глубокое различие заключается в характере питания этих организмов: растения - автотрофы, а животные - гетеротрофы. Подавляющее большинство животных - подвижны, им присущи сложные поведенческие реакции, отсутствующие у растений. Однако среди них есть прикрепленные и малоподвижные формы, распростране­ние которых осуществляется подвижными личинками.

Рост большинства животных имеет ограничение и осуществляется преимущественно только в определенный период их раз­вития. Лишь немногие из них (некоторые раки, крокодилы, чере­пахи) растут на протяжении всей жизни.

Клетки животных, в отличие от растений, не имеют клеточной стенки, пластид, вакуолей. Запасной углевод – гликоген, а конечные продукты азотистого обмена – аммиак, мочевина, мочевая кислота.

Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано более 1,5 (по др. данным 3 – 4,5) млн. видов животных, приспособленных к жиз­ни на поверхности суши, почве, пресной и морской воде, в воздушной среде.

Значение животных в природе огромно. Как потребители готового органического вещества, т. е. консументы, они являют­ся важнейшими звеньями цепей и сетей питания. В результате процессов жизнедеятельности и подвижности животные потребляют, перераспределяют в биосфере огромные количества веще­ства и энергии и благодаря этому ускоряют течение биологичес­кого круговорота веществ, причем колесо биологического круговорота «крутится» тем быстрее, чем меньше размеры жи­вотного.

Велика роль животных (в особенности насекомых) как опылителей цветковых растений, распространителей семян и плодов. Неоспорим их вклад в почвообразовательные процессы (черви, личинки насекомых, роющие грызуны), в формирование ландшафтов (роющие животные, копытные, бобры).

Значительная роль животных в жизни человека связана, прежде всего, с использованием многих видов в качестве объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Животная пища обогащает рацион человека высококалорийными, легко усвояемыми полноценными белками. Ее поставщиками являются различные виды ракообразных, моллюсков, рыб, охотничье-промысловые и разводимые человеком домашние животные. Пушно-меховое сы­рье поставляют многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, калан, котик. Натуральный шелк человек получает в результате разведения тутового шелкопряда. Поставщиками ценного лекарственного сырья являются пчелы, змеи. Железы некоторых животных используют при производстве гормональных препаратов. Многие животные незаменимы для человека как средство пере­движения и на физических работах (лошадь, верблюд, олень, буй­вол, слон). Некоторые представители животного мира используют­ся в качестве лабораторных объектов при проведении учебных и экспериментальных работ, являются объектами научных исследо­ваний (амебы, инфузории, жуки, насекомые, лягушки, голуби, кры­сы, мыши, морские свинки, кошки, собаки и др.).

Животный мир оказывает огромное влияние на жизнь биосферы и поэтому требует пристального внимания к проблемам его охраны. Разрушение среды обитания и загрязнение биосфе­ры наносит непоправимый ущерб всему живому. Многие виды животных в результате прямого истребления и ряда косвенных причин уже исчезли. Значительной части животных угрожает та­кая же участь, о чем свидетельствует перечень видов, занесенных в Красные книги. Человек должен приложить немало усилий и материальных средств для спасения генофонда животного мира нашей планеты.

Характерная особенность человеческого ума – стремление познавать окружающий мир во всём его многообразии, потребность систематизировать, группировать явления по их сходству или различию в соподчинённые категории.

Для биологии систематика приобрела особое значение и выросла наряду с морфологией, палеонтологией и физиологией в самостоятельный раздел биологии. Систематика нужна, прежде всего, потому, что она сводит в систему всё многообразие живого.

Начало построения современной научной системы животных мы находим в трудах шведского натуралиста К. Линнея (1735 г.). Первой заслугой его явилась формулировка понятия вида. По К. Линнею, вид – это совокупность организмов сходных между собой, как сходны дети одних родителей, и способных давать плодовитое потомство. (Сравните современную формулировку определения вида: Вид – это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал) .

Второе чрезвычайно важное положение К. Линнея заключалось в создании иерархической системы соподчинённых категорий , которых у Линнея было четыре: вид, род, отряд и класс. Иерархический характер системы Линнея заключался в том, что каждая категория включает несколько категорий низшего порядка: класс – отрядов, отряд – родов, род – видов.

Линней предложил каждый вид именовать двумя словами: первое – название рода, второе – собственно видовое. Такое обозначение вида двумя латинскими словами называют бинарной номенклатурой.

В дальнейшем систематика животных усложнилась. Ж. Кювье ввёл ещё понятие типа как высшей систематической категории, позднее была добавлена ещё одна категория между отрядом и родом – семейство . Таким образом, возникло шесть основных категорий: тип, класс, отряд, семейство, род и вид . Однако этого оказалось недостаточно, и стали возникать промежуточные категории с приставками над- и под- , и, таким образом, добавилось ещё около 10 категорий – подцарство, надцарство, подтип, надкласс, подкласс, надсемейство и т.д. Но и этого оказалось недостаточно, и появились ещё категории раздел, надраздел и т.д. В современной системе животного мира ещё много спорных вопросов.

Согласно современной системе, царство Животные (Animalia) подразделяют на два подцарства: Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa), и Многоклеточные (Metazoa).

Контрольные вопросы:

1. Какие основные признаки сходства и различия между животными и растениями?

2. Какую роль играют животные в жизни человека?

3. Какое значение имеет систематика для биологической науки?

4. Какие основные таксономические категории приняты в зоологии?

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa)

Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.

Между растениями и животными наблюдается много общих черт:

  1. все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
  2. общность происхождения одноклеточных форм;
  3. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
  4. рост и способы размножения;
  5. раздражимость;
  6. передача наследственной информации.

Однако между растениями и животными есть существенные различия.

Различия между растениями и животными
Зеленые растения Животные
Способ питания
Автотрофный (фотосинтез). Гетеротрофный.
Обмен веществ
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Клетка
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена.
Ткани
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество.
Система органов
  • Вегетативные : корень, стебель. лист.
  • Репродуктивные : цветок, семя, плод.
  • Соматические : опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и нервная.
  • Репродуктивные : половая.
Способность к передвижению
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения.

Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения.

Способность к росту
Растут на протяжении всей жизни. Растут в основном лишь в молодом возрасте.
Активность в поисках пищи
Не активны. Активны.
Циклы развития
Зигота - зародыш - проросток - молодое растение - плодоносящее растение - стареющее растение - отмершее растение. Зигота - зародыш - детеныш (личинка)- молодое животное - взрослое животное - половозрелое активное животное - стареющее животное - умершее животное.

Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.