А ночь свежа осенняя. II. Диагностика усвоения

6 класс

Тема

урок

дата

Диктант

Сочинение по летним впечатлениям.

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, на озере, в деревне)!»

Контрольная работа по грамматике.

Диктант

Диктант

Контрольная работа по лексике.

Контрольная работа по морфологии

Сочинение «Однажды…»

Диктант

Контрольная работа по морфологии

Выборочное изложение

Контрольная работа по орфоэпии и морфологии

Изложение «Речкино имя»

Диктант

Контрольная работа №1

Диктант

Цель: проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы; Ь после шипящих и как разделительного; навыки постановки запятой в сложном предложении; употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне – наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру и так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом . В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную – азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на вас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. (110 слов).

Контрольная работа №2

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т. д.)!»

Цель: проверить умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и, реализуя свой замысел, решать вопросы стиля речи, типов речи, языковых средств.

(Предполагается, что учащиеся должны написать сочинения художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства языка)

Контрольная работа №3

Цель: проверить умения: выделять из текста словосочетания; определять часть речи ; проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных, прилагательных, глаголов; обнаруживать основу предложения; определять члены предложения.

Указанные умения по грамматике проверяются на тексте упр.30.

Контрольная работа №4

Диктант

Цель: проверить навыки правописание сложных слов; Не с существительными, прилагательными и глаголами; Н – НН в суффиксах прилагательных; навыки правописания корней слов и окончаний; навыки пунктуации в сложном предложении, предложениях с однородными членами, с прямой речью.

Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лед на речке, замерли темно-зеленые ели. С северо-запада потягивает не резкий, но такой жгуче-холодный ветерок, что все живое спешит укрыться.

Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надежно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно выходит на охоту.

Шорох его лапок по затвердевшему снегу, по ледяному покрову предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.

Вдруг раздается негромкий щелчок выстрела из малокалиберной винтовки , и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за полсекунды пронесся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. «Вот разбойник!» - усмехнулся охотник.

(113 слов) По М. Звереву.

Контрольная работа №

Изложение с творческим заданием

Цель: проверка владения стилем научного рассуждения.

Корень – это главная обязательная часть слова (тезис). Именно корень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень само действие (пример).. Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об - и раз-, показатель неопределенной формы –ть. Где же корень? Корень - у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод).

Контрольная работа №5

Диктант

Цель: проверить навыки правописания приставок, корней слов, личных окончаний глагола; навыки расстановки знаков препинания в сложном предложении, в предложениях с однородными членами.

Известный русский писавека Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада» Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».

Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля.

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.

Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьется стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрег этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 сл)

Контрольная работа №6

Проверочная работа по лексике

Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным , учитывая их лексическое значение.

1) свежий

свежий ветер -

свежая газета -

свежий взгляд -

свежий хлеб –

2) тупой

тупой угол –

тупой человек –

тупой взгляд -

тупая боль –

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение.

Проливать слезы

Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.

Волчья нора – волчий аппетит.

Каменный дом – каменное сердце.

Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Задание 5. Спишите, укажите какой частью речи являются слова-антонимы.

Корень учения горек, а плод – сладок.

Добрая слава лежит, а худая бежит

Контрольная работа №7

Изложение «Как спасали крысу»

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо - крыса, я, трамвай, моя знакомая взбежали на подъем.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Замечательно, - в два приема сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова)

(По Б. Васильеву)

Контрольная работа №8

Проверочная работа по теме «Причастие»

Тест

1-й вариант

/.

а) начат; б) начата; в) начаты; г) взята; д) взяты; е) переведены";

ж) переведена; з) переведено.

а) Ночь лучезарная смотрит на скоше.. .ый луг.

б) Молчу, потеря...ый, на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада, -

И кружится ещё, приюта не найдя,

Грачей встревоже...ое стадо.

в) Каждый шаг моей некова...ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

г) И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянё.. .ые весной

Бабочки ночные.

а) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непреста.. .ый,

Глядя задумчиво в небо широкое.

б) Дремотой розовой объята трава некоше.. .ой межи.

в) Звонко цокает кова...ый конь о булыжник в каком-то про­езде...

г) Стог принимает на закате

Вид постоялого двора,

Где ночь ложится на полати

В накоше.. .ые клевера.

а) рва.. .ый кафтан; б) деревя.. .ые сучья; в)жела.. .ые гости; г) броше.. .ая бечева.

5. В этом слове пишется н:

а) даль тума.. .а; б) бельё поглаже.. .о; в) платье дли.. .о; г) пуговица оторва...а; д) высуше...а на солнце; е) модель совреме.. .а.

а) Дверь была отворе.. .а, я вошёл.

б) Вьюга, холод, но печальная сосна

Неизме.. .а, как весною, зелена.

в) Рассея. ..ы деревни - там за ними скривилась мельница.

г) Живее сердца наслажденья,

И мысль возвыше.. .а, светла...

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

а) В лугу отава скоше.. .а, туман стоит у омута.

б) Кафе «Ручеёк» было устрое...о, как настоящий ручеёк.

в) На неинтересном уроке дети невнимательные и рас­сея...ые.

8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

а) Над лампой тихою подвеше...ый кружок вертится при­зрачною тенью.

б) Провыла мина волком, Рассвет качнулся мглист, И, ране.. .ый осколком, Споткнулся баянист.

в) Так после битвы, во мраке ночном, ране.. .ый стонет, зовёт, проклинает.

г) Всё небо было расчерче.. .о прожекторами.

а) пробужде.. .а весною; б) в кожа.. .ом кресле; в) изреза...ые полоски; г) ветре...ый день.

2-й вариант

/. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:

а) принят; б) принята; в) приняты"; г) занят; д) занята; е) нанесен;

ж) нанесена; з) нанесены".

2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн:

а) Грудь дышит легче и вольней, осввобождё. ..ая от зною.

б) Там, щедрым облаком зари освеще.. .ы,

Нависли пышными, янтарными клубами.

в) Стук колёс и жаре. ..ый миндаль

Мне дороже всех четверостиший.

г) Я иду домой возможно тише.

Ненаписа...ых стихов - не жаль!

3. В этом предложении на месте пропуска пишется н:

а) Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплата...ом салопе

Сходит на земь небосвод.

б) И цветы, опьяне...ые росами, рассказали ветрам сказки нежные.

в) Она явилась в чём была - в полушубке, головном вяза.. .ом платке.

г) Пахнет от него веником , мылом и ещё чем-то похожим на запах печё...ого хлеба.

4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн: а) подкова.. .ые лошади; б) ветре.. .ый человек;

в) броше.. .ый камень; г) завале...ые снегом.

5. В этом слове пишется н:

а) написа...о мною; б) курсы организова...ы;

в) платье дли.. .о; г) рукопись сожже.. .а;

д) украшение бесце.. .о; е) высказывание тума.. .о.

6. В этом предложении есть прилагательное, в котором на­до писать нн:

а) Остывает запад розовый, ночь увлажне.. .а дождём.

б) Могила храброго свяще.. .а для отчизны.

в) У него было сосредоточе..ое выражение лица.

г) Там, щедрым облаком зари испещре. ..ы,

Густые облака, сбегая с вышины,

Нависли пышными янтарными клубами.

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

а) Здесь солнце держат в чёрном теле, и так оно истоще.. .о,

что даже светит еле-еле и не приходит под окно.

б) Длинная деревенская улица совсем пусты...а.

в) Небо загроможде...о клочьями нежно-белых облаков.

5. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

а) Поля росой умылись,

Ручьи светлей слюды,

И зеленью покрылись

Сожжё.. .ые сады.

б) Скрипели возы по дорогам,

Едва шелестела листва,

А в скоше.. .ом поле за стогом

Сверкала огнями Москва.

в) Шуршит свинец в несжатой ржи,

В некоше.. .ой траве,

Мы защищали рубежи

На подступах к Москве.

г) Трудно будет с гружё.. .ыми повозками подняться на гору.

9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н:

а) лише.. .ый таланта; б) окружё.. .ый пеной; в) плетё...ая изгородь; г) выкова...ый меч.

Правильные ответы:

1-й вариант: 1. а, г, ж, з; 2. а, б, г; 3. б, в; 4. б, в, г;

Тестовая разминка.

В какой строчке все причастия с чередующейся гласной в корне:

а)растущий, закрытый, освещенный, собиравшийся, коснувшийся

б)положенный, прилагательное, расстелившийся, горевший, выращенный, озаренный.

1. Выделите суффиксы причастий;

2.Определите, какие являются действительными, какие - страдательными?

3. Устно расскажите друг другу правила о чередовании гласной в корне.

4. Укажите строчку, где все причастия с чередующейся гласной в корне?

Расставьте знаки препинания в предложении, выделите причастный оборот, подчеркнув как член предложения.

Снег покрывший мертвую землю радовал глаз.

Висевшая над городом туча пролилась дождем.

В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил.

Новгородцы в древности буквально ходили по грамотам брошенным на землю.

Вся изрытая глубокими колеями дорога шла темным хвойным лесом.

В тумане гасли очертания огромного корабля поворачивающегося к устью реки.

Мы ступаем на тропинку (прикрываемый) кустиками вереска (славящийся) своими чудесными свойствами.

на гребнях маленьких чуть (плескавшийся) волн играют голубые блики.

это бегут сотни и тысячи (испуганный) рыб (спасающийся) от преследования.

мы спустились по узенькой речке спокойной полосой (протекавший) между крутыми берегами (поросший) густым лозняком.

Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные орфограммы.

1.Как называются слова обозначающие действие предмета?

2.В лугу трава скоше…а туман стоит у омута.

3. Кафе «Ручеек» было устрое…о, как настоящий ручеек.

4. На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея…ые.

5. У меня есть (не) говорящий попугай.

6. В Турции нет людей (не) говорящих по-русски.

7. (Не) разговорчивый он отталкивал от себя окружающих.

8. Мало в мире людей (не) озабоче..ых здоровьем детей.

9.Мужчины в туристических походах бывают (не) умыты (не) бриты.

10. (Не)замече…ые следователем отпечатки помешали в расследовании преступления.

11. Задания (не)сда…ые нами вовремя были оцене…ы учителем отрицательно.

12.Убегая от опасностей не забывай о друзьях.

13.Мальчик стоял в стороне ото всех улыбаясь.

14. Надо учиться каждый день не покладая рук.

15 Весною покрытые зеленью сады – (не)забываемая картина.

16. В коше…ом поле сверкали огоньки светлячков спрятавшихся от нас.

17. Трудно будет с груже…ыми вещами повозками подняться на гору находящуюся перед нами

18. Рассказ недавно написа…ый был прочита(н,нн) заинтересова…ым читателям в торжестве…ой обстановке.

19. В тума…ой мгле пропита…ой лу…ым светом не виден украше…ый белыми цветами стари…ый вишневый сад.

20. Пусты…ые дорожки сада позолоче…ые луной засыпа…ы зеле…ыми

Что такое причастие?

Причастие – это

Причастный оборот – это

Перечислите суффиксы причастий: ущ/ющ,

ом/ем,

Когда причастие с НЕ пишется раздельно?

1.Когда есть противопоставление с союзом А,

Когда НЕ с причастием пишется слитно?

1.Когда нет…

Когда причастный оборот обособляется (выделяется запятыми)?

1.Если относится к существительному и стоит

3. Если имеет обстоятельственное значение.

Когда в причастиях пишется-Н-?

1.В кратких

4. Исключение:

Когда в причастиях пишется - НН-?

1.Есть приставка, кроме НЕ,

5.Исключения:

нежданный,

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология построения урока: проблемно - диалоговая

Планируемые результаты

Цель: образовательные: - определить совместно с уч - ся, что такое причастие ;

Определить роль причастия в предложении;

Формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

Развивающие:

Развивать умения правильно употреблять причастия в речи;

Способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательные:

Формировать потребности к получению новых знаний;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Задачи:

1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

2. Коммуникативные:

Учить формулировать собственное мнение и позицию;

Развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

Постановка цели и задач урока.

Чтение текста

Отец у Причастия Глагол,

Он как в небе гордый орёл.

От отца у Причастия вид и время,

Для него это не бремя.

Мама - Прилагательное,

Очень привлекательное.

От мамы у Причастия падеж, число и род,

Вот что за славный народ!

Страдательные Причастия страдают,

А Действительных все уважают.

Страдательные могут худеть,

А Действительные не могут на это смотреть.

В общем, в стране Причастий

Всегда счастье!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

на тему:

« Правописание НЕ с причастиями»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

Повторить и закрепить знания о морфологических и синтаксических признаках причастий, о правописании НЕ с причастиями.

Развивающие:

Формировать навыки правильного написания НЕ с причастиями,

формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Воспитательные:

Методика обучения: развивающее обучение.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 кл.- М., «Просвещение»,2008; раздаточный матриал: текст для анализа.

по порядку

Наименова

ние этапа.

Формы работы

Время, затрачен

ное на этап

Цели

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

Формы контроля

этап

Организационный момент

3 мин

Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие. Подготовка к уроку

2 этап

Повторение и актуализация знаний.

Информационная компетенция

Коммуникативная компетенция

Приложение 1.

Приложение 2.

8 минут

Повторение знания о морфологических и синтакси

ческих признаках причастий, о правописании НЕ с причастиями.

Актуализация знаний,задаются вопросы.

Словарный диктант

1.Отвечают на вопросы

2.Один ученик излагает правило у доски, заполняет таблицу; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры.

3. Написание диктанта, проверяют диктант соседа, выставляют оценку.

Промежуточ

ный контроль

Фронтальный опрос.

Индивидуаль

ный опрос

Контроль ответов

3 этап

Закрепление

Коммуникативная компетенция

Приложение 3

10 мин

Формирова

ние навыка правильного написания Не с причастиями.

Организация учебной деятельности, консультация, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы.

Работа с текстом

1 учащийся читает текст, все учащиеся работают над текстом.

Индивидуальная работа с текстом.

Промежуточ

ный контроль

Фронтальный опрос.

Индивидуаль

ный опрос

Контроль ответов

4 этап

Работа с учебником

Коммуникативная компетенция

15 мин

Мотивировать обучающихся к деятельности;

координиро

вать деятельность обучающихся;

контролиро

вать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Записать упражнение 366. Объясните правописание НЕ с причастиями.

Обучающиеся выполняют упражнение по заданию.

Промежуточ

ный контроль

5 этап

Рефлексия. Итоги работы

Коммуникативная компетенция

5 мин

Оценить результаты собственной деятельности

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Обсуждение проделанной работы

Участвуют в обсуждении

Промежуточ

ный контроль

6 этап

Домашнее задание

Информационная компетенция

4 мин

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, самостоятель

но выполнять упражнение.

Изучает материал учебника, выполняет упражнение № 368.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЧАСТИЯ

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1.От глаголов с приставкой недо - краткие причастия:

роман недооценен

1. Краткие причастия:

не огорожено

2. Полное причастие без противопоставлений

и зависимых слов:

неисследованная пустыня

2. Полное причастие имеет зависимые слова:

не исследованный учеными

3.Причастия на -мый, если пояснительные слова при них не начинаются на ни:

для него незаменимые лекарства

но: ничем не заменимое вещество

3. В противопоставлении с союзами а, но, и:

не удлиненный, а короткий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (словарный диктант)

Книга не прочитана

Недоумевающий взгляд

Не скошенная, а срезанная трава

Не отправленное мною письмо

Неотправленное письмо

Не озаренная лучами солнца долина

Незащищенный дом

Нераспечатанное письмо

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с данными словами.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в 3 веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не) описуемой красоты цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудотейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с данными словами

Никогда, ни разу с того часа, как муж ушёл на войну, (не) приходило Марии в голову то, что он (не) вернётся домой. Она знала, что он живой, и ждала его ровным, (не) спадающим ни на день ожиданием. Пропал без вести, ведь (не) убитый же. Никому (не) верила, одному сердцу. Живой, в плену где-нибудь в чужой стране. Никак и (не) выберешься - (не) отпускают домой, держат в неволе. Она то во сне, то наяву ясно видела одну только ставшую за многие годы очень близкой картину: по широкой, по ровной дороге идёт усталый муж... Никто (не) шёл по дороге… И теперь тревога и страх перед (не) избежным чем-то сменились вдруг ясной и страшной от этой ясности мыслью: “(Не) придёт. Нет, видно, уж. (Не) придёт никогда”.

Третья игра осенней серии 2017 года. Играет команда Ровшана Аскерова.

Участники

Команда знатоков

  • Алёна Блинова
  • Наталья Куликова
  • Екатерина Мереминская
  • Инна Семёнова
  • Анастасия Шутова
  • Ровшан Аскеров

Команда телезрителей

  • семья Толошиновых, г. Санкт-Петербург
  • семья Санжиевых, г. Элиста
  • Галина Филатова, д. Ягница, Вологодская область
  • Наталья Ермишкина, Пересвет
  • Екатерина Мишкина, г. Рязань
  • Евгения Тимощевская, г. Любань
  • Дмитрий Богадевич, г. Старый Оскол
  • Максим Пьянзов, г. Саранск
  • Сергей Островерхий, г. Советск, Калининградская область
  • Андрей Мещеряко, г. Аткарск

Также на игровом столе «Блиц», «Суперблиц» и «13 сектор».

Раунд 1 (Евгения Тимошевская, г. Любань, Минская область)

Герой притчи писателя Александра Каневского на протяжении всей жизни всё время что-то терял. Я перескажу вам эту притчу, утаив некоторые ключевые слова. Сначала человек стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. Потом стал говорить тихо. Затем перестал задавать вопросы. И концу жизни он не высказывал ни одной собственной идеи, всё время кого-то цитировал. Так он разучился мыслить и… Закончите дословно эту притчу. Что с ним произошло?

Отвечает Ровшан Аскеров: Потерял себя. . Правильный ответ: Сначала перестал говорить сложными предложениями - то есть потерял запятые. Стал говорить тихо - потерял восклицательный знак. Потом он потерял вопросительный знак. Потом потерял кавычки и стал всё время кого-то цитировать. Так он разучился мыслить и дошёл до точки. Счёт - 0: 1 Телезрительница получает 50 000 рублей.

Раунд 2 (Полина и Джиргал Санжиевы, г. Элиста)

Турникет - люди пройдут, животные - нет

Вопрос снят самими телезрительницами. Это - здание и двор поселковой администрации. Скажите, с какой целью здесь заменили обычную калитку на этот турникет?

Отвечает Анастасия Шустова: Калитку заменили на турникет, который вращается. Такой турникет удобен, если нужно, чтобы сельчане заходили, но не заходили крупные животные, которые могут испортить сад. Ответ верный. Счёт - 1: 1

Раунд 3 (Екатерина Мишкина, г. Рязань)

Таблица Лазаря Чериковера

Это лишь некоторые примеры из таблицы, разработанной в тридцатые годы XX века Лазарем Чериковером. Как мы называем то, в чём впоследствии воплотились новаторские идеи Лазаря Зиновьевича?

Отвечает Инна Семёнова: Это стоимость всех этих услуг. Мы называем это прейскурант. Правильный ответ: Лазарь Чериковер - архитектор, он построил стадион «Динамо». Он подсчитал, сколько места требуется человеку для всех его домашних дел, и разработал теорию физиологического минимализма. Эти расчёты впоследствии применили при строительстве типовых многоквартирных домов. Мы их называем «хрущёвки». Счёт - 1: 2 Телезрительница получает 60 000 рублей.

Раунд 4 (Галина Филатова, д. Ягница, Вологодская область)

В лугу отава скошена. Туман стоит у омута. Все сказано, все спрошено, А сердце грустью тронуто. А ночь свежа осенняя, Как яблоко расколота… Так вот оно мгновение…

Закончите стихотворение Николая Рыленкова.

Отвечает Анастасия Шутова: Когда молчанье - золото! Ответ верный. Счёт - 2: 2

Жилет - переносная типография

Такими жилетами во время Второй мировой войны пользовались в некоторых белорусских партизанских отрядах. Что хранилось в карманах такого жилета?

Отвечает Ровшан Аскеров: Партизаны - люди, которые живут в лесах, но при этом они ещё и воюют. Воюющему человеку необходимо всегда иметь при себе какие-то предметы, необходимые для ведения боевых действий. Мы видим, что все карманы - разного размера. Это могут быть пули разного калибра, могут быть гранаты. Плюс ко всему там могут храниться продукты питания. Правильный ответ: Этим пользовались в некоторых белорусских партизанских отрядах. То есть это вообще на войне не нужно, только в партизанском отряде, да и то не в каждом. Этот жилет - переносная типографская касса. В карманах хранили литеры, наборные буквы для печати листовок и газет. Счёт - 2: 3 Телезритель получает 70 000 рублей.

Раунд 6 (Максим Пьянзов, г. Саранск)

Приколист Энтони де Мелло

Индийский писатель XX века Энтони де Мелло любил путешествовать и захотел воплотить одну идею. Но, говорил де Мелло, для её осуществления ему нужно сначала съездить в две точки мира - куда-нибудь на северо-запад Канады и куда-нибудь на северо-восток России. В чём заключалась идея де Мелло?

Отвечает Анастасия Шутова: Интересно было бы, переместившись таким образом с одного материка на другой, отметить несколько раз свой день рождения. Правильный ответ: Энтони де Мелло хотел повесить у себя дома карту мира и воткнуть булавки в те места, где он побывал. Но сначала ему надо было съездить в эти две точки мира, чтобы повесить карту, чтобы карта не упала со стены. Счёт - 2: 4 Телезритель получает 80 000 рублей.

Раунд 7 («Суперблиц»)

За столом остаётся Ровшан Аскеров

Вопрос 1 (Михаил Осеевский, г. Москва)

В Смольном институте благородных девиц за отсутствием кавалеров девушки танцевали друг с другом. Как в XVIII веке стали называть такие танцующие парочки?

Отвечает Ровшан Аскеров: Розовые пары. Правильный ответ: Шерочка с машерочкой. Счёт - 2: 5 Телезритель получает 90 000 рублей.

Раунд 8 (Дмитрий Богадевич, г. Старый Оскол)

Китайские иероглифы

Японские ниндзя и корейские котики

Китайские пагоды

Внимание, китайские иероглифы

В одном журнале был предложен оригинальный способ, как отличить письменность восточных языков. Японские иероглифы похожи на сражающихся ниндзя - видите в верхней части экрана? В корейском письме много овалов и кружков, которые легко можно превратить в котиков, нарисовав ушки, глазки и нос - это такие корейские. А на что станут похожи китайские иероглифы, если им что-то пририсовать?

Команда берёт минуту в кредит

Отвечает Ровшан Аскеров: Китайские иероглифы все сверху плоские в основном. Если сверху пририсовать что-то наподобие крыши со скатами, то будет похоже на пагоды. Ответ верный. Счёт - 3: 5 Телезритель получает 100 000 рублей, так как команда брала минуту в кредит.

Раунд 9 (Андрей Мещеряков, г. Аткарск, Саратовская область)

Через одну минуту вы услышите то, о чём поэт Игорь Северянин сказал: «Шторм, идущий на штурм. Штурмующий шторм». Что это будет? Что вы услышите?

Досрочный ответ. Отвечает Ровшан Аскеров: Услышать мы можем, если это правильный ответ, аплодисменты. Правильный ответ: Так Игорь Северянин сказал о голосе Владимира Маяковского. Счёт - 3: 6 Телезритель получает 100 000 рублей.

Итоги игры

  • Команда телезрителей одерживает победу.
  • По решению «Защитника интересов знатоков» Андрея Черемисинова «Хрустальный атом» лучшему знатоку игры вручён Анастасии Шутовой.
  • Автор лучшего вопроса Екатерина Мишкина из Рязани за вопрос о «хрущёвках» получает дополнительно 150 000 рублей.
  • В музыкальной паузе выступал Сосо Павлиашвили.

Оценка
Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.

Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Комитет по образованию Косихинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская средняя общеобразовательная школа»
Контрольно-измерительные материалы

по учебному курсу «Русский язык»

6 класс

Базовый уровень

Составила: учитель

Кочетова Наталья Александровна
2011-2012 уч. год

График контрольных работ по русскому языку 6 класс




Тема

урок

дата

1

Диктант

09

2

Сочинение по летним впечатлениям.

3

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, на озере, в деревне)!»

10

4

Контрольная работа по грамматике.

10

5

Диктант

11

5

Диктант

12

6

Контрольная работа по лексике.

01

7

Изложение «Как спасали крысу»

02

8



02

9

Сочинение «Однажды…»

02

10

Диктант

03

11

Контрольная работа по морфологии

04

12

Выборочное изложение

04

13

Контрольная работа по орфоэпии и морфологии

04

14

Изложение «Речкино имя»

05

15

Диктант

05

Контрольная работа №1

Диктант

Цель: проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы; Ь после шипящих и как разделительного; навыки постановки запятой в сложном предложении; употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне – наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру и так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную – азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на вас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. (110 слов).

Контрольная работа №2

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)!»

Цель: проверить умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и, реализуя свой замысел, решать вопросы стиля речи, типов речи, языковых средств.

(Предполагается, что учащиеся должны написать сочинения художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства языка)

Контрольная работа №3

Цель: проверить умения: выделять из текста словосочетания; определять часть речи; проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных, прилагательных, глаголов; обнаруживать основу предложения; определять члены предложения.

Указанные умения по грамматике проверяются на тексте упр.30.

Контрольная работа №4

Диктант

Цель: проверить навыки правописание сложных слов; Не с существительными, прилагательными и глаголами; Н – НН в суффиксах прилагательных; навыки правописания корней слов и окончаний; навыки пунктуации в сложном предложении, предложениях с однородными членами, с прямой речью.

Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лед на речке, замерли темно-зеленые ели. С северо-запада потягивает не резкий, но такой жгуче-холодный ветерок, что все живое спешит укрыться.

Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надежно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно выходит на охоту.

Шорох его лапок по затвердевшему снегу, по ледяному покрову предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.

Вдруг раздается негромкий щелчок выстрела из малокалиберной винтовки, и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за полсекунды пронесся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. «Вот разбойник!» - усмехнулся охотник.

(113 слов) По М. Звереву.

Контрольная работа №

Изложение с творческим заданием

Цель: проверка владения стилем научного рассуждения.

Корень – это главная обязательная часть слова (тезис). Именно корень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень само действие (пример).. Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы –ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод).

Контрольная работа №5

Диктант

Цель: проверить навыки правописания приставок, корней слов, личных окончаний глагола; навыки расстановки знаков препинания в сложном предложении, в предложениях с однородными членами.

Известный русский писатель 19 века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада» Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.

Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьется стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрег этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 сл)

Контрольная работа №6

Проверочная работа по лексике

Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.


  1. свежий
свежий ветер -

Свежая газета -

Свежий взгляд -

Свежий хлеб –


  1. тупой
тупой угол –

Тупой человек –

Тупой взгляд -

Тупая боль –

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение.

Проливать слезы

Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.

Волчья нора – волчий аппетит.

Каменный дом – каменное сердце.

Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Задание 5. Спишите, укажите какой частью речи являются слова-антонимы.

Корень учения горек, а плод – сладок.

Добрая слава лежит, а худая бежит

Контрольная работа №7

Изложение «Как спасали крысу»

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо - крыса, я, трамвай, моя знакомая взбежали на подъем.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Замечательно, - в два приема сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова)

(По Б. Васильеву)

Контрольная работа №8

Проверочная работа по теме «Причастие»

Тест

1-й вариант

/. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:

А) начат; б) начата; в) начаты; г) взята; д) взяты; е) переведены";

Ж) переведена; з) переведено.

2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн:

А) Ночь лучезарная смотрит на скоше.. .ый луг.

Б) Молчу, потеря...ый, на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада, -

И кружится ещё, приюта не найдя,

Грачей встревоже...ое стадо.

В) Каждый шаг моей некова...ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

Г) И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянё.. .ые весной

Бабочки ночные.

3. В этом предложении на месте пропуска пишется н:

А) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непреста.. .ый,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Б) Дремотой розовой объята трава некоше.. .ой межи.

В) Звонко цокает кова...ый конь о булыжник в каком-то про­езде...

Г) Стог принимает на закате

Вид постоялого двора,

Где ночь ложится на полати

В накоше.. .ые клевера.

4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн:

А) рва.. .ый кафтан; б) деревя.. .ые сучья; в)жела.. .ые гости; г) броше.. .ая бечева.

5. В этом слове пишется н:

А) даль тума.. .а; б) бельё поглаже.. .о; в) платье дли.. .о; г) пуговица оторва...а; д) высуше...а на солнце; е) модель совреме.. .а.

6. В этом предложении есть прилагательное, в котором на­до писать нн:

А) Дверь была отворе.. .а, я вошёл.

Б) Вьюга, холод, но печальная сосна

Неизме.. .а, как весною, зелена.

В) Рассея. ..ы деревни - там за ними скривилась мельница.

Г) Живее сердца наслажденья,

И мысль возвыше.. .а, светла...

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

А) В лугу отава скоше.. .а, туман стоит у омута.

Б) Кафе «Ручеёк» было устрое...о, как настоящий ручеёк.

В) На неинтересном уроке дети невнимательные и рас­сея...ые.

8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

А) Над лампой тихою подвеше...ый кружок вертится при­зрачною тенью.

Б) Провыла мина волком, Рассвет качнулся мглист, И, ране.. .ый осколком, Споткнулся баянист.

В) Так после битвы, во мраке ночном, ране.. .ый стонет, зовёт, проклинает.

Г) Всё небо было расчерче.. .о прожекторами.

9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н: а) пробужде.. .а весною; б) в кожа.. .ом кресле; в) изреза...ые полоски; г) ветре...ый день.


Бунин Иван Алексеевич

Антоновские яблоки

Иван Алексеевич Бунин

Антоновские яблоки

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето -- осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, -- непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение -- никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет:

Вали, ешь досыта, -- делать нечего! На сливанье все мед пьют.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут -- особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке -- посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни коло шалаша - целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят "барские" в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее "рога", -- косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка -- плисовая, занавеска длинная, а понева -черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым "прозументом"...

Хозяйственная бабочка! -- говорит о ней мещанин, покачивая головою. -- Переводятся теперь и такие...

А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах -- весел. Вместе с братом, картавым, шустрым полуидиотом, который живет у него "из милости", он торгует с шуточками, прибаутками и даже иногда "тронет" на тульской гармонике. И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски...

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду -- костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада -сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги -- два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони -- и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

Это вы, барчук? -- тихо окликает кто-то из темноты.

Я. А вы не спите еще, Николай?

Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет...

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд... ближе, ближе, все громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...

А где у вас ружье, Николай?

А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

Ух, здорово! -- скажет мещанин. -- Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли...

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

"Ядреная антоновка -- к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит" и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год.