Буклет артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что ты нарисовал? «Компьютерные игры для развития и коррекции речи»

Многих родителей волнует проблема
правильного произношения звуков речи
ребенка. Для того чтобы детская речь была
внятной, четкой и понятной другим людям,
необходимо работать над развитием мышц
артикуляционного аппарата.
Существуют
специальные упражнения для развития
подвижности, ловкости языка, губ, щек,
подъязычной уздечки, которые называются
артикуляционной
Ниже
представлен общий комплекс артикуляционной
гимнастики.

упражнений
артикуляционной гимнастики следует
помнить:
выполнении
гимнастикой.

1. Необходимо соблюдать определенную
последовательность – от простых упражнений к
более сложным.
2. На начальном этапе упражнения
выполняются в медленном темпе и перед
зеркалом.
3.
Количество повторов каждого
упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы
упражнение выполнялось правильно.
4. Выполняйте комплекс артикуляционной
гимнастики каждый день.
5. Если для ребенка утомительно
выполнять все упражнения подряд, можно
разбить гимнастику на блоки и выполнять их в
течение дня.
6. Можно использовать механическую
помощь, если у ребенка не получится какое­
либо движение. Ручкой чайной ложки или
чистым пальцем можно помочь ребенку
принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат,
если они проводятся в игровой форме.
«Заборчик »
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и
нижние зубы, которые
стоят друг на друге, как
заборчик.
Про себя
говорить
«И». Удерживать так
под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав «
Заборчик». Округлить губы
и вытянуть вперед, как при
произнесении звука «О».
Удерживать под счет от 1 до
10. Расслабить губы и
повторить

упражнение
несколько раз.
Чередовать « Заборчик» ­ « Трубочка».
«Массаж десен и щек (маляр красит
домик язычка)»
Круговые движения
языка между зубами
и губами внутри рта.
Затем при этом
движении погладить
щеку
с одной
стороны, затем с другой стороны.
«Шарик»
Надуть одну щеку, а затем
другую.
«Футбол»
Языком дотронуться до
правой щеки и удержать
положение, затем до левой.
«Месим тесто»
Немного приоткрыть рот,
спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его
губами, произносить звуки: «пя­
пя­пя»,
а потом покусать
зубами: « тя­тя­тя».
«Часики»
Приоткрыть рот, кончик языка
упирается в уголки рта, не касаясь
губ. Губы не поджимать, челюсть не
двигать.
«Крестик»
Рот приоткрыть, поднять узкий язык на
верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в
левый и в правый угол рта.
«Качели»
Кончиком языка упираться
поочередно то в верхние, то в
нижние зубы. Челюсть не
двигать.
«Лошадка»
Улыбнуться,
показать зубы,
приоткрыть рот и пощелкать
кончиком языка (как лошадка

цокает копытами). Повторить упражнение
неоднократно, губы улыбаются.
«Почистим верхние и нижние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка
двигать влево – вправо по
верхним зубам, а затем за
нижними зубами.
положении начать смыкать и размыкать
челюсти, ненадолго задерживаясь в
открытом состоянии.
Уважаемые родители!
Совместная работа учителя­
логопеда и родителей помогает
подготовить артикуляционный аппарат
ребёнка к правильному произношению
тех звуков, которые он плохо говорит,
позволяет
наилучших
результатов в речевом развитии
ребёнка.
достичь

«Блинчик»
В распластанном положении
положить кончик языка на
нижнюю губу, расслабив его.
«Горка»
Кончик языка у основания
нижних зубов, середина поднята
к небу и выгибается дугой,
прикасаясь к верхним зубам. Рот
приоткрыт, челюсть неподвижна.
«Барабан»
Язык упирается в верхние зубы,
рот приоткрыт, многократно и
отчетливо произносим Д­Д­Д,
затем ТД ­ТД­ТД.
Плотно прижать
«Грибок».

Всю
поверхность языка к небу,
сначала широко улыбнуться, а
затем – полностью открыть рот.
«Гармошка».
Приставить язык к
альвеолам, в таком
Консультацию логопеда можно получить в ГБУСОН
РО «СРЦ Цимлянского района»

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения
Ростовской области «Социально­
реабилитационный центр
для несовершеннолетних Цимлянского
района»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
(общий комплекс)

Уважаемые родители логопедической группы!

Приветствую вас на наших заседаниях логоклуба.

Планирование заседаний родительского логоклуба «Болтунишки»

Сентябрь - Общее родит. Собрание.

Знакомство с группой.

Результаты первичной диагностики

Октябрь

  1. "Артикуляционная гимнастика "
  2. «Логопедический массаж»

Ноябрь

1. «Домашняя работа по закреплению поставленных звуков и обогащению лексики (лексические темы)»

2. « Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Декабрь

    «Компьютерные игры для развития и коррекции речи».

Артикуляцонная гимнастика

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день с родителями дома.
  • Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  • Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

2. Презентация "Сказка о весёлых язычках"

скачать: http://dfiles.ru/files/4739j2nw5

3. Комплексы артикуляционной гимнастики (буклеты для родителей)

для свистящих звуков /huhkml/pamjatka_dlja_roditelej_na_s.doc

для шипящих /huhkml/pamjatka_dlja_roditelej.doc

для звука л /huhkml/gimnastika_dlja_l.doc

для звука р /huhkml/pamjatka_na_r.doc

общий комплекс /huhkml/pamjatka_gimnastika.doc

Логопедический массаж

1. Буклет "Самомассаж языка"

скачать: /huhkml/samomassazh_jazyk1.doc

2. Видео " Логопедический массаж"

    Необходимо соблюдать последовательность массажных движений сверху вниз — ото лба к подбородку.

    При выполнении тонизирующего массажа (понижен ный тонус мышц) используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используются поглаживание и легкая вибрация.

    -- Все приемы не должны вызывать неприятных ощущений у ребенка.-

    Каждое движение повторяется 5—8 раз.

    Длительность массажа 5-15 минут.

    Коли-чество сеансов зависит от степени выраженности дефекта. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов, оптимально 10 - 12 . Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностное нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Между первым и вторым курсами рекомендуется интервал три месяца, в дальнейшем, возможно, проводить повторные курсы массажа ежемесячно.

4. Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Как правильно выполнять домашнее задание по звукопроизношению?

  • При закреплении поставленных логопедом звуков дома родителям необходимо помнить, что на начальных этапах работы отрабатываемый звук произносится ребёнком утрированно (выделяется голосом -долго, сильно, громко. Например СССанки, СССалат, СССумка и т.д.).
  • Последовательность при автоматизации звука следующая:

Слог

Звук в начале слова,

Звук в конце слова

Звук в середине слова и в словах со стечением согласных.

Чистоговорки, фразы, стихи и тексты.

  • Если в домашнем задании есть контурные рисунки для раскрашивания, то схема выполнения будет такой:

1. Напоминание правильной артикуляции звука.

2. Чёткое проговаривание слогов и слоговых дорожек. (Запомни-повтори сразу 4 слога).

3. Проговаривание слов с выделением звука. Называние картинок.

4. Штриховка картинок на автоматизируемый звук с проговариванием.

Пример: -Что ты будешь рисовать?

Реб. -Я буду рисовать шшшар.

-Что ты рисуешь?

-Я рисую шшшар.

Что ты нарисовал?

-Я нарисовал шшшар. и т.д.

5. Составление предложений вместе с ребёнком с каждым словом.

6. Заучивание стихов и чистоговорок на автоматизируемый звук.

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.

«Чистим зубы»

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Качели»


Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка.

ТОГБОУ» Отъясская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила

учитель-логопед

Клочнева С.С.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой:

1 Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

2 Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3 Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

    Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

    Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого.)

    Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

    Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статистические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

«Заборчик»

Юлия Огнева
Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы.

Он выполнен в программе Publisher, а в своем посте я публикую полный его текст, а также изображение в формате презентации.

К сожалению, не все родители осознают важность этого этапа коррекции речевых нарушений. Делают упражнения несколько раз и потом забывают, не успевают или вовсе не считают нужным выполнять. А между тем, эта работа является первым, подготовительным, этапом к постановке правильных звуков, о которых мечтают все родители!

Цели и задачи гимнастики

* Активизация мышц и кровообращения в зоне, принимающей участие в речи: губах, щеках, языке. В процессе гимнастики мышцы укрепляются, кровоснабжение данных зон улучшается, что облегчает ребенку произнесение нарушенных звуков. Поэтому несколько минут гимнастики рекомендуется выполнить перед произнесением речевого материала, рекомендованного логопедом.

* Вторая важная задача гимнастики: ребенок начинает понимать строение своего артикуляционного аппарата: где находится верхняя и нижняя губы, передние и боковые зубы, что значит поднять язык, загнуть его вверх или вниз. Понимание ощущений позволит ребенку правильно выполнять задания логопеда и держать артикуляционный уклад (положение губ, языка, зубов для того или иного звука)

Сколько времени этим заниматься

Выполнять упражнения необходимо ежедневно, желательно несколько раз по 5-7 минут. Можно делать упражнения в машине, по дороге в детсад, во время любых бытовых дел! Совсем необязательно для этого выделять специальное время.

Если ребенку задали повторять определенные слоги, слова или фразы, то перед этим также нужно проделать несколько артикуляционных упражнений. Это поможет «оживить» губы и язык, активизировать кровообращение

Хорошая новость для всех: всю жизнь этим заниматься не придется!

Когда звук автоматизируется, т. е. ребенок будет сам произносить его правильно во всех положениях и словах, необходимость в гимнастике отпадет!

Помощь родителей неоценима!

Ребенок, который чувствует участие и контроль всех членов семьи за своей речью, гораздо быстрее начинает говорить правильно, по сравнению с теми, с кем не занимаются дома.

Вы помогаете своему малышу преодалеть речевые нарушения, почувствовать себя большим, готовым к школьному обучению.

Ведь другого, такого благодатного периода, в жизни ребенка не будет, т. к в школе другие цели и задачи!

Помогайте детям сейчас!

Давайте стараться вместе!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика и её значение. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление.

Из опыта работы могу точно сказать, что артикуляционная гимнастика для наших детей логопатов является основой всех основ. Мы знаем, что.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях Предлагаю Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики, который можно использовать перед пением на музыкальных занятиях и в индивидуальной.

Артикуляционная гимнастика - это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.

Упражнения для языка: логопедическая зарядка. Логопедическая зарядка на звук[м] Артикуляционная гимнастика: Для челюсти: - сомкнуть.

Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной.

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.