Букварь 90 х. Скачать «Букварь. Букварь "Родной мирок" В. Руднева

Каждый учащийся обязан:
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить всё необходимое для урока.
5. Являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке своё места в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами,
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным, к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе табель успеваемости и поведения, бережно его хранить и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
За нарушение правил учащийся подлежит наказанию вплоть до исключения из школы.

Года два назад ко мне в руки попал старый букварь (рисунок слева).

В букваре не хватало страниц, из некоторых страниц варварски были вырезаны изображения, но позволить выбросить этот раритет я не смогла. Так он и живет с той поры на одной из книжных полок у меня дома.

Но я-то хорошо помню, что обложка моего букваря, по которому я училась читать, была совсем другой (рисунок справа).

Поэтому вполне закономерно у меня возник вопрос – какие вообще буквари были в России? Масштабность проблемы помог мне решить Его Величество Интернет. Начнем с самого раннего букваря, информацию о котором мне удалось найти на Федеральном портале Российского образования.

Букварь Ивана Федорова


Букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк.

Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.

Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

Букварь Василия Бурцова


Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова. Выпущен Московским печатным двором 20 августа 1634 года.

Среди более 17-ти изданий книг его букварь отличается особым изяществом и простотой. По традиции книга небольшого размера.

В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря.

Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук


"Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г.

Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Также как и у Бурцева, красный цвет использован в буквицах, инициалах, начальных слогах, названиях частей книги. При таком большом объеме выделение цветом помогало лучше ориентироваться

Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».

Рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, Карион Истомин поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Краткая
справка
Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе.

Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

Печатное издание «Букваря» толщиной в 44 листа, вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров.

Азбука в картинах Александра Бенуа

Созданная в 1904 году веселая и добрая книга, в которой в отличие от букваря нет слогов и слов. Только краткие пояснения под иллюстрациями, но какими роскошными! Александр Бенуа иллюстрировал азбуку картинами на тему театра, истории, жизненных ситуаций и сказок и своих воспоминаний. Посмотреть полную коллекцию иллюстраций азбуки можно на сайте " Библиотекарь.Ру "


Своей азбукой Бенуа положил начало новому направлению книгоиздания – детским иллюстрированным книгам. Через несколько лет, в 1911 году, Мстислав Валерианович Добужинский начинает работу над своим вариантом азбуки, которая называется «Азбука мира искусств». Иллюстрация к букве «А» в этой азбуке посвящена Александру Дюбуа.

Букварь "Родной мирок" В. Руднева

В букваре В. Руднева "Родной мирок" (1907 год издания) есть и сам букварь как таковой, и прописи (в самом начале) и даже «Книжка для чтения». Заканчивает букварь несколько страниц с письменными упражнениями. Получается уже почти готовый учебник. Полистайте при желании отсканированный вариант на сайте научной педагогической электронной библиотеки


Что меня поразило больше всего – в конце букваря есть целых две страницы с молитвами!

"Военный букварь" 1919 года и "Азбука красноармейца" 1921 года

В первые годы советской власти одной из первоочередных задач была борьба с безграмотностью. Именно тогда возник термин "ликбез", именно тогда за парты сели взрослые дяди и тети.


А для бойцов Красной Армии был изданы специальный "Военный букварь" и "Азбука красноармейца".

Изображения в них похожи на агитплакаты и по идее авторов должны не только научить читать, но и привить революционный дух в бойцах.

В 1919 году в типографии Строгановского училища издается еще одно патриотическое пособие для бойцов – "Советская азбука", страницы которой оформлял В.В.Маяковский.

Под каждой буквой алфавита, изображенной в виде рисунка - карикатуры, помещена злободневная частушечная подпись. Дерзкая и злободневная, "Советская азбука" была написана Маяковским, по его собственным словам, для армейского употребления: "Там были такие остроты, которые для салонов не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо".

Размеры азбуки 24,5см на 19,2см (сравнимо с размерами современного планшета), напечатано все издание на очень ломкой бумаге в целях экономии и массовости. Несмотря на большой тираж, она стала редкой, поскольку раскрашенная часть тиража бесплатно выдавалась уходящим на фронт красноармейцам и курсантам и не сохранилась.

"Долой неграмотность: Букварь для взрослых"

Книга считается первым советским букварем для взрослых, изданным в 1919 году и изобилует актуальными для того времени лозунгами. Букварь и звестен благодаря фразе: "Мы не рабы, рабы не мы", бывшей символом эпохи, когда в советской России в массовом порядке ликвидировалась безграмотность.

Фраза представляет собой словесныйпалиндром, то есть может читаться как слева направо, так и (по словам) справа налево. Ее автор - составитель учебника Александр Яковлевич Шнеер. На рисунках ниже – добавление к букварю в виде плакатов.

Азбука в 36 рисунках Владимира Конашевича


Раз уж зашел разговор об азбуках, не могу не рассказать о замечательной азбуке Владимира Конашевича. Этот художник рисовал иллюстрации к книгам Маршака, Хармса, Зощенко.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и очевидно он считал, что пора уже знать буквы».

Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

В азбуке есть и старое и новое написание букв, а также не забыты и непривычные нам буквы «фита» и «ижица» . Мне нравятся эти иллюстрации, а вам?

"Русский букварь" Василия Порфирьевича Вахтерова

Нашла я упоминание о нем на сайте Тарской центральной районной библиотеки . Прогуляйтесь по ссылке, там можно увидеть другие не менее интересные старые книги.

Фото экземпляра, сохранившегося значительно лучше (переиздание 1944 года в Праге), взято с сайта букинистических книг .

Издание интересное тем, что буквари известного педагога Василия Порфирьевича Вахтерова (1853-1924) выдержали более ста изданий в дореволюционной России. Эта книга учит детей уже новой орфографии (лишь полтора листочка в конце букваря посвящено старой орфографии). По всем текстам расставлено ударение.

Издание представляет историческую ценность как вышедшее на оккупированной гитлеровцами территории компактного проживания белоэмигрантов.

Букварь "Пионер" И. Сверчкова


Букварь Афанасьева "Читай. Пиши. Считай"

В основу обучения детей Петр Онисимович Афанасьев, крупнейший в то специалист по начальному обучению, положил метод цельных образов. Сейчас бы мы это назвали эйдетическим восприятием, а тогда, в 1925 году, букварь был прогрессивным, так как учил и считать и включал в себя элементы прописей, появившихся позже.

А еще, в самом конце букваря, я увидела «Наставление к игре в домино» и ноты «Интернационала»)) Если хотите – можете тоже полюбопытствовать (файл pdf , открывается для просмотра). На титульном листе - дарственная надпись автора с его автографом.

Разбирал старые книжки и наткнулся на свой старый школьный букварь 1984 года выпуска. Пролистал бегло и, честно говоря, обалдел. Эта детская книжка, по которой ребятишкам нужно весело и с удовольствием учиться читать, оказалась настолько густо пропитана коммунистической пропагандой, что даже удивительно, как нам, рождённым в СССР, удалось избежать окончательного и бесповоротного зомбирования.

Трэш начинается с первой же страницы. Цитирую: "Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную, необыкновенную страну — Страну знаний. Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин"

Дальше — больше. Ленин, партия, Великий Октябрь, СССР — лучшая в мире страна, ветераны, ВОВ, и — довольно настойчивое втюхивание идеи стать космонавтом. Создаётся ощущение, что СССР планировал масштабную космическую экспансию.

Так что не удивляйтесь количеству ваты в мозгах соотечественников. Скорее, удивляться нужно тому, что даже при таких грандиозных и систематических усилиях госпропаганды нормальные люди остались.

Букварь — начало начал. Букварь — это первая книга первоклашки. Почти каждый советский мальчишка и девчонка начинали нелегкий путь познаний именно с этой книги. Букварь — это книга, которая первая давала советским детям образование, любовь к Родине, близким. Может быть поэтому, чтобы не забыть свой первый учебник нас, первоклашек, фотографировали именно с букварем на парте или в руках. У многих наверное есть такие фото. И спустя много лет, мне случайно попалась в руки эта книга. Полистав букварь, я прослезилась от нахлынувшей ностальгии. Видя, запомнившиеся с детства иллюстрации в учебнике, в памяти всплывают ассоциации с которыми они связаны. Вот на этой странице я по слогам читала всему классу стишок про рукавички, а глядя на картинку веселых детей, катающихся с горки, мне хотелось чтобы скорее закончились занятия и бежать на застывший льдом пруд кататься с огромной горки. Можете и у вас, после просмотра букваря, всплывут какие-то воспоминания о детстве и школьных годах.

В Стране Советов образование было на очень высоком уровне и при этом (сейчас трудно в это поверить) бесплатным. Каждый советский школьник знал, что делая упор только на собственные знания, можно поступить в высшее учебное заведение без взятки или «волосатой» руки. Поэтому многие ребята стремились окончить школу с «красным» дипломом. А с чего же начиналось образование школьника? Конечно же, с него – с «Букваря »!

Сейчас практически всех детей отдают в школу с шести лет. При этом учителя требуют, что б ребенок уже умел бегло читать и владел счетом. Сейчас малышат просто вынуждают рано повзрослеть и не потому, что их детство лишено воздушных шаров и игрушек, а потому, что детская безмятежная беззаботность заканчивается ровно в пять лет, когда начинается «беспросветная» учеба на подготовительных курсах… А ведь в Союзе такого не было: и уроков задавали меньше и на спорт и дворовые игры времени хватало. Помню, мы шли в первый класс с семи-восьми лет, при этом, не умея читать и считать. И уроков нам задавали меньше, чем сейчас. Например, мой первоклашка, отсидев в школе семь! уроков, приносит домой «горы» домашнего задания по письму, математике, природоведению, английскому, труду…

Вот я все ворчу, наверное, это от того, что даже мед в детстве казался слаще. До сих пор с радостным чувством вспоминаю свой первый звонок, первую учительницу Лидию Ивановну, как она, стоя у классной доски, держала в руках «Букварь» и торжественно произносила: «это самая главная книга в вашей жизни, с нее вы начнете свое путешествие в мир знаний…». Размышляя так, я расчищала книжные полки для новых книг своего первоклашки и в самом углу нашла, не поверите, «Букварь»! Здравствуй, старый друг! Открываю первую страницу… ай да Лидия Ивановна… свою речь она позаимствовала оттуда, только забыла добавить, что «благодаря «Букварю» ты научишься писать свои первые слова «мама», «Родина» и «Ленин»!». А еще где-то из глубин памяти всплывает воспоминание о том, что была такая традиция: всех первоклашек усаживали за парту с «Букварем» в руках для фото. Наверное, у каждого советского школьника была такая фотография, которая потом с гордостью подписывалась на обратной стороне «1 сентября 1969 год. Ваня». А помните шутку: «мама мыла раму, а рама мыла маму»? Так вот, оказывается, предложение «мама мыла раму» было только в «Букваре» 1959-го года. И, возвращаясь к моему сыну-школьнику, у него в современном «Букваре» Жуковой есть фраза «Вова моет раму». Понятно, откуда ноги растут?

Вообще мне стало интересно, а сколько же «Букварей» вышло в Союзе, кто был автором? Давай-ка, старый друг моего краснознаменного детства, поведай мне свои секреты. Официально в Стране Советов «Букварь» «появился на свет» в 1937 году, под авторством заслуженного учителя Николая Головина. Народ сразу же «пошутил» на его счет: детей учила вся страна по «Букварю» Головина. Затем, это издание перерабатывалось и дополнялось новыми примерами, прописями, картинками из народных сказок про «Колобка», «Курочку рябу», «Репку» и так далее. Причем, давались только картинки, для того, что б развивать устную речь ребенка (он должен был, глядя в учебник, рассказать наизусть заданную сказку). Помню, как мы рассказывали сказу «О золотой рыбке» всем классом, по цепочке, каждый по одному предложению. Рассказ выходил немного забавный и не всегда правдоподобный. Причем, деткам было довольно просто ориентироваться в «Букваре»: гласные обозначались красным прямоугольником, согласные – зеленым. Также были социально-полезные изображения: вот девочка поливает цветы, а вот – переводит бабушку через дорогу. Обязательно была страница с портретом Ленина и описанием того, как он заботится о детях (сколько не просматривала первых учебников, портрет Сталина так и не нашла). Всегда был раздел «о Родине»: картинка с картой Союза и изображениями детей в национальных костюмах.

Итак, «Букварь» издавался в Москве, в издательстве «Просвещение». Редколлегия очень ответственно относилась к иллюстрациям книги. Экспертная комиссия детально просматривала рисунки «Букваря»: они не должны были быть излишне перегружены деталями. Должны нести положительно-воспитательный и ярко-выразительный характер, ведь, считалось, что психика ребенка очень уязвима и имеет образное, а не логическое мышление. Поэтому не удивительно, что к росписи «Букваря» привлекались опытные, даже известные художники, например Ежкова В., Богданов В., Никулина Т. «Букварь» издавался в 1943, 1945, 1950, 1951, 1952, 1959, 1962,1963, 1967, 1970, 1983, 1987. Как правило, каждый выпуск учебника создавался коллективом авторов. Однако наиболее известными в этой области были: Головин Н. («Букварь» 1937-44 года), Воскресенская А. («Букварь» 1952 год, 9-е издание и «Букварь» 1959 год 16-е издание), Архангельская Н. (1967 и 1970 год 5-е издание), Свадковский И. (1962 год 10-е издание), Горбушина А. (1983 год 23-е издание), Горецкий В. 1987 (7-е издание). Так и хочется с любовью сказать «спасибо!» за эту первую в жизни книгу и за пожелтевшее от времени фото той кудрявой первоклассницы 1970-го года, которая так гордо улыбается в обнимку со своим «Букварем». И мы все, знаем с чего начинается Родина!

Скачать «Букварь»

Букварь 1937 год.

Автор: Головин Н. М.
Издательство: Учпедгиз
Год: 1937
Формат: PDF
Размер: 171,6 Мб
Кол-во страниц: 72
« »

Букварь 1946 год.

Автор: Редозубов С. П.
Издательство: Учпедгиз
Год: 1946
Формат: DjVu + программа для просмотра.djvu файлов
Язык: Русский (дореформенный)
Количество страниц: 98
Размер: 2,72 МБ

Владимир Ильич Ленин отдал свои силы борьбе за счастье народа. Ленин создал Коммунистическую партию. Партия продолжает дело Ленина. Она ведёт наш народ к светлой, счастливой жизни.

Ленин всегда заботился о детях. Поэтому октябрят называют внучатами Ленина.

Есть портрет у нашей дочки.

На портрете том Ленин запоздно читает, сидя за столом.

Дочке спать пора ложиться. Наступает ночь.

Мама, скоро ляжет Ленин? - спрашивает дочь.

Ты уснёшь, - и Ленин ляжет, - мама ей в ответ.

Встанешь, - Ленин вновь читает: он встаёт чуть свет.

Дочка спит. Но свет не гаснет на портрете том: всё читает и читает Ленин за столом.

Снег кружится,

снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

и, конечно, человек!

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на чёрной спинке

тают белые снежинки.

Тротуары замело.

Всё кругом белым-бело!

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

для лопат и для скребков,

для больших грузовиков.

Осколок снаряда.

Миша с папой гуляли в лесу.

Папа, посмотри, кусок железа.

Какой он старый и ржавый!

Нет, Миша, это не кусок железа.

Это - осколок снаряда.

Давно-давно была война.

В этом лесу шло сражение.

Здесь погибло много наших солдат.

Я был ранен в грудь.

Вот этим самым снарядом?

Может быть-этим. Я не знаю.

Папа, а больше не будет войны?

Мы не хотим войны, Миша.

Мы сделаем всё, чтобы её не было.

Сейчас во всех странах люди борются за мир. Борцов за мир очень много.

Их никто не сможет победить.

А ты тоже борец за мир, папа?

Конечно, Миша. В нашей стране все люди борются за мир.

Ледокол «ЛЕНИН».

На севере море покрыто толстыми льдами. Везде ледяные поля, ледяные горы. Как же здесь пройдут корабли?

Лёд их не пустит.

Но что это? Что это за могучий корабль? На его борту блестят золотые буквы: ЛЕНИН. Он идёт первым и разбивает лёд! А за ним по чистой воде идут и идут корабли.

Какая же сила движет этот чудесный ледокол?

Это сила атома.

Ауом может быть грозным.

Атом может быть добрым и мирным.

Наша страна, наша партия борются за то, чтобы атом был другом людей.

Сказка о красном шарике.

Лена встала рано. Форточка была открыта. И в комнату влетел красный шарик.

Шарик, ты чей? - спросила Лена.

Я - ничей, - сказал шарик.

И спел Лене песенку:

Я лечу, лечу, лечу,

облететь весь мир хочу.

И верно, у шарика на нитке - белый листок. Лена взяла его и прочитала:

Здравствуйте, дети всего мира!

Меня зовут Квеси. Я живу в жаркой Африке. Кто хочет со мной дружить, пусть напишет мне письмо.

Лена написала ответ:

Здравствуй, Квеси!

Я тоже хочу дружить со всеми ребятами. Я живу в Москве. У нас зима. На дворе снег. Мы играем в снежки. Жду ответа.

Твой новый друг Лена.

Лена привязала письмо к шарику.

И шарик улетел в окно.

Красный шарик летел над полями, лесами, горами. И вдруг он зацепился за балкон старого дома. Вдали синело море. Это была страна Италия. А в доме жил мальчик Джанни.

Откуда ты, шарик? И куда летишь? - спросил он. И шарик спел ему песенку:

Я лечу, лечу, лечу, облететь весь мир хочу.

У меня на нитке - письма и открытки.

Джанни огорчился и сказал:

Но я ещё не умею писать. Красный шарик, прошу тебя, передай ребятам мои слова:

Мир. Дружба. Джанни.

Это очень хорошие слова. Я их обязательно передам, - сказал шарик и полетел дальше.

Красный шарик прилетел в жаркую Африку. Он сел на пальму около дома, где жил Квеси. Но Квеси был в школе.

Высокий жираф снял шарик с пальмы. А полосатая зебра отнесла его прямо в школу.

Это ответ на моё письмо! - закричал Квеси. И все ребята стали читать письмо. А потом все вместе сочинили ответ:

Здравствуй, Лена!

Мы очень рады, что у нас есть друг в Советском Союзе. Напиши нам, как ты живёшь. И ещё напиши нам, что такое снег. У нас в Африке никогда не бывает снега.

Твои новые друзья.

Потом они привязали письмо к нитке. И шарик полетел обратно. Он летел, не уставая, до самой Москвы и пел:

Я лечу, лечу, лечу,

облететь весь мир хочу,

чтоб на всей планете

подружились дети.

Покорители космоса.

Ракета летит вверх всё выше и выше.

Вот она промчалась сквозь облака. Ещё выше, ещё быстрее. Голубое небо становится тёмным.

Ракета в космосе.

Сюда не залетают птицы.

Здесь не могут летать самолёты.

Небо здесь совсем чёрное.

А на чёрном небе космонавт видит сразу и солнце, и звёзды, и луну. Как в сказке! Космонавт открывает люк ракеты.

На космонавте надёжный скафандр. Впервые человек выходит в космос.

Это - советский человек.

Советские люди - покорители космоса!

Взлетел в ракете русский парень,

всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин...

Каким по счёту будешь ты?

Наша ракета.

По радио объявили о новом полёте в космос.

Наташа закричала:

Папа! Слушай! Слушай! А папа улыбнулся и сказал:

Это наша ракета!

Чья ракета? - удивилась Наташа.

Моя и моих товарищей.

Но ведь ты не космонавт, папа. Космонавт летит в ракете. А ты здесь, в комнате.

Да, я не космонавт. Я - сталевар.

Я варил сталь для этой ракеты.

Инженеры делали чертежи. Учёные придумали замечательные приборы. Много-много людей хорошо потрудилось.

И вот ракета полетела в космос.

И сегодня каждый из этих людей может сказать:

Это наша ракета!

На параде.

Папа взял Володю на парад.

Папа посадил Володю на плечо. Володя рад. Он теперь выше всех.

Всё ему видно.

Ярко сияет солнце.

Идут войска по Красной площади.

Ровным строем идут пограничники. Это они охраняют границы нашей Родины.

А вот идут храбрые моряки. Они берегут синие волны наших морей.

Едет мотопехота. Да, да, пехота едет! Это новая пехота.

По площади с грохотом ползут танки. Их ведут бесстрашные танкисты.

А когда же будут ракеты? - волнуется Володя.

И вот на Красную площадь выезжают ракеты. Сначала маленькие, потом побольше. А вот показались и самые большие ракеты.

Вот это да! - кричит Володя: - Эти ракеты, наверно, куда хочешь долетят!

Да. Сильна и крепка наша армия. Она надёжно охраняет наш мирный труд.

Самый лучший подарок.

У Кати был день рождения.

Дядя Юра принёс ей большой мяч. Мама подарила куклу. А папа подарил книгу «Русские народные сказки».

Поиграла Катя в мяч и бросила.

Поиграла с куклой и спать её уложила.

Катя, иди чай пить! - зовёт мама.

Подожди, мамочка! Дай я сказку дочитаю. Немножко осталось!

Какой самый лучший подарок получила Катя?

Праздник букваря.

Беру букварь,

В последний раз,

несу букварь

в просторный класс.

И дорогому

я говорю:

Благодарю!

На свете много

книжек есть.

Все книжки