Чем отличается личность от индивидуальности примеры. В чем заключается отличие личности от индивида? Понятия "человек", "индивидуальность". Упражнения на самопознание личности

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

  • Развитие

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преимущества перед собратьями, а личность совершает поступки ради признания и получения статуса.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Соотношение понятий индивида и личности

Если говорить о соотношении понятий «индивид и личность», то личность не перестаёт быть индивидом, при ее формировании развиваются психические качества, которые были заложены при рождении. Деятельность человека, его духовное развитие и взаимодействие с обществом развивают в нём отличительные свойства и черты.

К личностным свойствам относятся:

  1. Самосознание – осознанная необходимость деятельности, развития, самосовершенствования.
  2. Зрелость – готовность психики к изменениям на определённом этапе развития.
  3. Социализация – зависимость от общества и развитие во взаимодействии с ним, адекватное восприятие знаний, норм и ценностей общества в процессе достижения собственной цели.
  4. Направленность – проявление сторон психики, умение выражать себя в разных социальных и общественных ролях.
  5. Привилегированность – зависимость влияния положения в обществе от силы личности.

На соотношении понятий «личность и индивид» строится взаимосвязь компонентов структуры личности. Так, природные задатки индивида определяют тип его темперамента, основанный на врождённых особенностях нервной деятельности. Проявления темперамента наблюдаются в поведении человека. Поведение – есть отражение внутреннего мира человека, его зрелости и духовности.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.

Часто в повседневном языке принято употреблять понятие личности относительно человека, который либо обладает какими-то талантами, выдающимися способностями, либо проявил себя в сфере своей деятельности настолько ярко, что тогда говорят: «Вот это человек! Вот это личность», «Какая сильная личность», «Известная личность». Звучит так, будто не каждый человек может стать личностью. Но так ли это? Пятилетний мальчик, который посещает детсад – уже личность? А повар, который уже десять лет варит в школьной столовой обеды ребятам – личность? Для развенчивания подобных заблуждений стоит разъяснить последующую цепочку понятий.

От человека к индивидуальности

Психология – наука, в определённом смысле, точная. И в ней тоже есть свои законы, принципы и структуры. Возможно, многие вопросы так и остаются спорными, но понятие личности имеет своё место и определение. Она не может идти абсолютно отдельно от таких понятий, как: человек, индивид, личность, индивидуальность . Она находится посередине между биологическим и социальным.

Вот, рождается человек, как вид млекопитающих homo sapiens, человек прямоходящий, обладающий высшей психической функцией – сознанием . Во всех здоровых людей одинаковое строение тела, одинаково работают системы организма, одинаково задана программа развития. Человек рождается индивидом с его биологическими и генетическими особенностями (отличающейся внешностью, параметрами роста, телосложения, особенностями развития мозговых функций и нервной системы). Индивид становится личностью. Здесь ключевое слово становление. Это не значит, что младенец всего лишь индивид. Его личность только формируется, и будет развиваться на протяжении всей дальнейшей жизни. Это будет процесс становления личности.

А наивысшая ступень её становления – это стать индивидуальностью (уникальность в отдельных свойствах, что делают её неповторимой, возможно, единичной). Например, способность одновременно читать стихи и решать математические примеры делают личность индивидуальностью.

Личность – социальный индивид

Индивид – субъект человеческого рода , биологическая составляющая личности. Это значит, что любой человек – индивид. Все остальные животные организмы нашего мира – особи. Каждый здоровый человеческий индивид, имея руки – будет овладевать трудом, писать, заниматься творчеством. Имея ноги – ходить, бегать, заниматься, спортом, танцевать. Владея языком, каждый индивид научится говорить, и петь. В индивиде – вся биологическая сущность, которая через влияние социума и историческую ситуацию, трансформируется и имеет влияние на личность.

А личность – это включённый в социальное взаимодействие , общение, деятельность, индивид. Существует не один десяток определений личности наших отечественных и западных психологов (С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Фромма и др.). И все они по своей сути верны и не противоречат друг другу, стоит только полистать любой учебник по психологии и теориям личности.

Основу личности составляют: Я-концепция (я-образ) и самооценка, жизненные ценностные ориентации, сфера мотивации, социальные отношения и установки. Это, своего рода, ядро, которое определяет саму структуру личности (темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера). Личность также является носителем всех психических функций и производителем особой социальной активности – деятельности и творчества.

Единство биологического и социального в личности

Для наглядности: влияние биологической составляющей на социальное взаимодействие личности. Известно, что леворукость – это личностная особенность человека, обусловленная таким нейрофизиологическим фактором (по сути, биологическим, никак не социальным), как доминирование правого полушария. И так же известно, что левши имеют свои психические особенности восприятия, воспроизведения символов и пространственной ориентации. Из-за этого социальная адаптация усложняется, ведь все приборы и предметы бытового пользования рассчитаны на правшей. Это социальная сторона данного вопроса.

Все индивидные особенности, так или иначе, влияют и определяют формирование личности. А интенсивность и актуальность проявления биологического зависит от влияния социальной ситуации. Соотношение биологического и социального в личности определяет её структуру, наиболее детальную предложил К. Платонов:

  1. Биологический уровень, то, с чем человек рождается (особенности нервной системы, пол, конституция тела).
  2. Психический уровень восприятия и отражения мира (посредством восприятия, внимания, мышления, памяти, речи).
  3. Социальный уровень обретенного опыта (знания, умения, навыки, привычки).
  4. Уровень направленности личности (мировоззрение, убеждение, самооценка, мотивация, ценностные ориентации, характер).

По каким законам развивается личность: биологическим или социальным? Существует мнение о спонтанном развитии личности , где соотношение этих двух категорий не учитывается, ведь личность развивается из всего, что в неё закладывается природой или социальной ситуацией. Приверженцы биологического принципа развития личности сводят развитие всего психического к законам биологии, даже к тем, которые открывались, изучая животных.

Существует популярный биогенетической закон рекапитуляции, где развитие конкретного индивида в общих чертах повторяет эволюционное развитие человеческого вида. А социальные принципы развития личности делают акцент на доминирующем влиянии различных социальных институтов (от семьи и воспитания до влияния образовательных учреждений).

Среди всего разнообразия подходов, важно понимать, что человек рождается, как индивид (биологический вид) и, как социальное существо – он ещё не сформирован и не развит. Ясно, что влияние общества и исторической ситуации, в которой он родился, неизменно будет на него влиять и создавать личность уже с учётом этих влияний. Но биологическое развитие индивида на всех возрастных этапах будет фундаментом психического развития.

Существует большое количество слов, похожих друг на друга, но имеющих разное значение. Многих начинающих психологов и людей, которые любят эту науку, интересует определение терминов, которые похожи на понятие «человек»: индивид, личность, одно и то же или есть существенные различия? Речь об этом и пойдет в статье.

Человек

Любому психологу важно понимать, в чем заключается отличие личности от индивида, знать их определения, уметь ориентироваться в данных понятиях. Чтобы полностью вникнуть в различия, необходимо сначала узнать, кто же такой человек. По определению, которое можно вспомнить со времен школы, человек - существо, которое стоит на высшей ступени эволюции, субъект исторической и общественной деятельности и общения. Понятие применяют, когда имеют в виду общие, имеющиеся у всех качества и способности.

Человек - существо биологическое и социальное. Антропогенез - наука о его происхождении, которая изучает процесс его появления и дальнейшего развития. Говоря о биологической имеют в виду его природу, которая находит проявление в анатомии и физиологии. Социальная характеристика человека - его место в общественной жизни, связь с обществом, его разум, ответственность, способность к труду.

Индивид

Итак, в чем состоит отличие личности от индивида? Индивид - единичный, самобытный представитель всего человеческого рода, другими словами - конкретный человек. С латинского переводится как «неделимое, целостное». Его характеристики: психическая и физическая целостность, устойчивость по отношению к окружающему миру, активность.

Различают следующие потребности индивида (нужды, которые побуждают человека к определенным действиям):

  1. Естественные. Потребности, которые нужны для сохранения и поддержания жизни. Это еда, питье, сон, нуждаемость в жилье, одежде и отношениях с существом противоположного пола.
  2. Культурные. Возникают на протяжении жизни. Как известно, человек зависит от общества, он нуждается в общении и деятельности внутри него. Могут быть материальными (предметы быта, инструменты, современная техника) и духовными (желания смотреть фильмы, слушать музыку, ходить в театр).
  3. Социальные. Подвид духовных потребностей. Осуществляется в готовности общаться с другими людьми, иметь статус в обществе, желание быть членом определенной социальной группы.

Личность

Человек обучается, развивается, приобретает определенные навыки и качества. В этом заключается основное отличие личности от индивида: первое - это социальная сущность второго. Изначально словом «личность» называли маски, надетые древнегреческими актерами во время спектакля. Оно трактовалось как внешний образ, который использует человек во время исполнения своей роли. Так и сейчас: личность - отражение социальной принадлежности индивида.

Личности - ниша, занимаемая человеком, его общественная позиция. Зависит от возраста, пола, семейного положения, а также профессии. Один человек может иметь несколько статусов. Они бывают постоянными (женщина, дочь, жена, мать) и временными (пассажирка автобуса, покупательница, студентка). Этим характеризуется следующее отличие личности от индивида - индивидом человек рождается, а личностью становится на протяжении жизни.

Индивидуальность

Существует еще одно понятие, которое легко спутать с другими. Индивидуальность - свойство, отличающее каждого отдельно взятого человека. Проявляется в общении, поведении, профессиональной и социальной деятельности. Это совокупность тех свойств индивида, которыми наделен человек. Это уникальный, особенный человек с оригинальным набором психических, социальных и физиологических особенностей.

По мнению российского психолога и педагога В. И. Слободчикова, индивидуальность - отдельный оригинальный мир, который развивается без вмешательства других людей. Благодаря ей человек проявляет себя во всех сферах жизни, становится участником исторических и гражданских событий, воплощает в себе характеристики всего человеческого рода.

Удивительно, насколько многогранно может быть обычное, на первый взгляд, понятие «человек». Индивид, личность, индивидуальность - похожие, но неодинаковые слова, которые следует различать, если вы решили профессионально заняться психологией.

Как уже было сказано, человек имеет двойственную природу. Он является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения-индивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной - как личность.

Это различие в понимании человека как индивида и личности хорошо понял русский философ Н.А. Бердяев. «Личность следует отличать от индивида, - писал он. - Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая» 2 . На наш взгляд, все же при объяснении личности речь должна идти не только и не столько о религиозности или нерелигиозности, сколько о культуре и духовности человека вообще.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируется каких-либо особенных или единичных социальных качеств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным. Зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид.

Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь видовую общность всех людей homo sapiens и единичного

1 Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. - М.: Высшая
школа, 1992. - С. 27.

2 Бердяев Н.А. Мое философское мировоззрение// Н. Бердяев о русской филосо
фии. - Ч. 1 - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 21.


представителя человеческого рода. Но как только мы начинаем указывать какие-то другие качества человеческого индивида, то непременно ограничиваем объем понятия, выделяя особенные социальные группы. То есть здесь действует закон обратно пропорционального соотношения объема и содержания понятия. Так, сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже выделили определенные группы, отделив их от других. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет беднее по объему и богаче по содержанию. В результате путем персонификации индивида, отдельного человека мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. «Личность» - это понятие, весьма богатое по социальному содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.


Следует сказать, что личность - это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны индивидуальных социальных свойств. В конце концов то, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность. В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики человека. И это, видимо, правильно. Но следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Социальная индивидуальность человека не вырастает, безусловно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов, которые стоят «за ее спиной». И личность тем более значительнее и тем в большей степени может называться личностью, чем сильнее она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Личность имеет сложную структуру, поэтому возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, имеют и важные отличия. Так, в общей психологии


под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые она выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, той социальной группой, в которую включен индивид. На данной основе строится ролевая концепция личности.

Проблема личности в науке - это вопрос о том, в чем заключается сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, знаменитый Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а не менее известный Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, «кто участвует в состязаниях».

Другими словами, социально-деятельностная характеристика человека лежит в основе его социализации, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности.

При этом социализация осуществляется как в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), такие онтогенезе (становление конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида. В связи с этим


А.И. Леонтьев писал, что «личностью не родятся, личностью становятся» 1 . Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, постоянное становление. Личность, застывшая в формировании, в своих устремлениях, - деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и поступков.

Поскольку в основе формирования личности лежит социально-деятельностная сущность человека, то лишение его общения и возможности выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается на развитии личности индивида. Не случайно изоляция человека от общества, лишение общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. И это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат сущности личности. Но еще более отрицательное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.) собственного мировоззрения, мыслей и взглядов, перестает быть личностью. Трудно назвать личностью также индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственны (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки.

Мы подошли к очень важной характеристике личности - ее нравственно-духовной сущности. В содержание личности в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями и чем сильнее он положительно влияет на развитие и утверждение этих цен-

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С. 176.


ностей, тем колоритнее и значительней его личность. В данном случае она характеризуется силой духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность как бы возвышается над природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды деятельности даже после биологической смерти.

Сила воли и духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, - это не слова, а дела. Видимо, не случайно даже в библейском писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». Именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным и т.д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным не только в мыслях, но прежде всего в поступках, а это всегда тяжкое бремя. Таким образом, характеристика личности с точки зрения свободы, безусловно, необходима. Свобода - это атрибут личности. Но свобода без ответственности - произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть свободным и ответственным труднее, чем просто свободным.

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.