Что было причиной заговора против павла 1. Гибель Павла I в Михайловском замке. Прочие, осведомленные о заговоре


После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком,
после чего художника стали называли «Карл Великий»
Фрагмент картины Карла Брюллова (1799-1852) «Последний день Помпеи» (1830-1833)

Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет. О подражании Рафаэлю, сюжетных параллелях с «Медным всадником», гастролях работы по Европе и моде на трагедию Помпеи среди людей искусства.



Перед тем, как начать смотреть фотографии, которые сын сделал в Помпеях, стоит разобраться, как дело было.
Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. Даже сейчас у современного человека слово «гибель» тут же ассоциативно потребует слова «Помпеи», а фраза: «У меня вчера была просто гибель Помпеи» понятна и метафорически укажет на масштаб неприятностей, пусть то прорвало фановую трубу и затопило соседей.
Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Картина эта запоминается, эдакий блокбастер, понятно, что во времена, когда не было кино, она производила неизгладимое впечатление на зрителей




В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: « Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!» Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности: « Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество» И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.
Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно, совсем не маленькое полотно, в те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия.
Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны, такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще. Что же выделил и запомнил Пушкин? Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли «восстание стихии — статуи приходят в движение — народ (люди) как жертва бедствия». И сделал вполне разумный вывод: Пушкин только что закончил своего «Медного всадника» и увидел то, что ему было в тот момент близко. И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает, испуганный Евгений бежит от стихии и памятника.
Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина: « Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соотвествует основной композиционной оси картины. Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины,построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие». И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы, изображенной на полотне».
Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее, Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Есть «эффект присутствия».
Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует «Афинскую школу» Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В это в время Брюллова посещает писатель Стендаль. Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, умению организовывать большой холст. В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов, владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому, а тот передарит Академии Художеств, откуда она попадет в Русский музей. Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет.
Брюллов делает много эскизов и собирает материал.



1/2

Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего, их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено. К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал «театральность» мизансцены. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе «Кармины Бураны».

Итак, после долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи». Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. У Брюллова мы видим ясно все действие, где-то рядом пожар и дым, но на первом плане отчетливое изображение действующих лиц.Когда уже началась паника и массовое бегство, город был в изрядном дыму от пепла, у художника камнепад изображен мелким питерским дождичком и камушками, разбросанными по тротуару. Люди скорее бегут от пожара. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать, в романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Герои спасаются и принимают христианство.
Были ли христиане в Помпеях? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.



Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок, именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник. Действительно, она может служить учебником по живописи, если её разбирать внимательно. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи.



Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма.

Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое — ящик с красками. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Девушка рядом несет светильник.



Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои.



Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.




Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего.



Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего, известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.
Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи, из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.
Гай Плиний, оставшийся в Мизене, я 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.
Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.




Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. К счастью, они спасаются.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Извержение он видел издали:
«Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху».
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Виной — соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Именно это особенно повлияло на гибель городов, ветер понес взвесь из выброшенных частиц в сторону юго-востока, как раз на города Геркуланум, Помпеи, Стабию и несколько других мелких вилл и селений. В течение суток они оказались под многометровым слоем пепла, но перед этим много людей погибло от камнепада, сгорело заживо, умерло от удушья. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла.

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими».

Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си, или вкратце на такой вот инсталляции:



Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.



А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок..

11 марта 1801 года завершилось 4-х летнее правление императора Павла I. Он был убит группой заговорщиков в Михайловском замке. Это был последний дворцовый переворот в истории России.

Павел I был сыном великой Екатерины и императора Петра III. Это была одна из самых загадочных фигур в ряду государей династии Романовых. Долгое время господствовало мнение о нем, как о человеке недалеком, деспотичном и жестоком. В молодости, путешествуя за границей, молодой князь был восхищен прусскими порядками. Властный и сильный правитель Пруссии Фридрих II стал для него идеалом. Сегодня отношение к трагической фигуре Павла I заметно меняется. Как личность, он намного глубже, чем принято считать. С одной стороны его неуравновешенность и подозрительность, с другой – блестящее образование, набожность, искреннее стремление сделать Россию великой. Верность, долг и честь были для него не пустыми словами. Не меньший интерес вызывают его реформы.

Реформы Павла I

Внутренняя политика Павла I, несмотря на некоторую непоследовательность, демонстрирует желание императора установить в стране законность и порядок.

  • Государственное устройство . В день своей коронации Павел издает указ о престолонаследии, согласно которому власть передается только по мужской линии. Это отголосок плохих отношений Павла с матерью – Екатериной II и тех унижений, которые он терпел от нее до своего воцарения на престоле.
  • Крестьянский вопрос . Барщина была ограничена тремя днями в неделю, крестьянам списали недоимки, продавать крестьян без земли запрещалось.
  • Отношение к дворянству . Установил налоги на дворян, ввел возможность телесных наказаний, как преступление против государства стало рассматриваться уклонение от воинской службы.
  • Изменения в армии . Вырос авторитет и престиж военной службы. Вместе с тем, господствовала муштра, солдат одели в немецкие мундиры и парики.

Внешняя политика

Противоречивой была внешняя политика императора. Еще при правлении Екатерины II Павел упрекал мать за ведение захватнических войн, предлагая заняться внутренним обустройством государства. Но придя к власти, был втянут в конфликт между европейскими державами, выступив в составе антифранцузской коалиции против Наполеона. Позже, порвав отношения с Англией, переориентировался на союз с Францией, что дало повод впоследствии искать в заговоре против него английский след.

Причины заговора

В подготовке заговора участвовало около трехсот человек. Его костяк составляли вице-канцлер граф Н.П. Панин, генерал-губернатор Санкт-Петербурга П.А. Пален, а также братья Платон и Николай Зубовы. Многие в стране были недовольны порядками, установленными Павлом. Основными причинами, вызвавшими заговор, можно считать следующие:

  • недовольство дворянства ущемлением дворянских вольностей и привилегий;
  • репрессии против недовольных, ссылка в Сибирь;
  • нелюбовь придворной знати и гвардейского офицерства, отсутствие преданных людей, на которых можно положиться;
  • деспотизм, излишняя регламентация, строгая дисциплина не только в армии, но и в повседневной жизни;
  • непоследовательная внешняя политика, разрыв отношений с Англией.

Убийство Павла I

Император получал известия о готовящемся против него заговоре. 8 марта он вызвал к себе генерал-губернатора Санкт-Петербурга Палена, который успокоил государя, сказав, что тот находится под надежной защитой. После этого заговорщики решили не медлить. В полночь 11 марта им удалось проникнуть (не обошлось без предательства) в Михайловский замок и добраться до спальни императора. Заговорщики хотели заставить Павла отказаться от престола, тот не согласился и в результате завязавшейся драки был убит. Один из участников переворота, Николай Зубов, нанес ему удар в висок тяжелой табакеркой. Император упал, и был задушен шарфом одного из нападавших.

Есть мнение, что к заговору могла быть причастна Великобритания, отношения с которой к этому времени испортились. Другая версия состоит в том, что переворот состоялся с одобрения его сына Александра, который поставил условием сохранение жизни отцу. Но судьба распорядилась иначе. Новый император Александр I объявил, что его отец скончался от апоплексического удара. Началась новая эпоха.

Хотя из-за шуток отца на тему «неизвестно откуда у его жены дети» многие считают отцом Павла I фаворита Екатерины Алексеевны, Сергея Салтыкова. Тем более что первенец родился только через 10 лет брака. Впрочем, внешнее сходство Павла и Петра следует рассматривать как ответ на подобные слухи. Детство будущего самодержца нельзя назвать счастливым. Из-за политической борьбы действующая императрица Елизавета I Петровна боялась за Павла Первого, оградила его от общения с родителями и окружила настоящей армией нянюшек и педагогов, которые больше выслуживались перед высокопоставленными особами, чем переживали за мальчика.

Павел Первый в детстве | Руниверс

Биография Павла I утверждает, что он получил лучшее образование, которое на тот момент только было возможно. В его персональное распоряжение была предоставлена обширная библиотека академика Корфа. Педагоги обучали наследника престола не только традиционным Закону Божию, иностранным языкам, танцам и фехтованию, но и живописи, а также истории, географии, арифметике и даже астрономии. Интересно, что ни в один из уроков не входило ничего связанного с военным делом, но любознательный подросток сам стал увлекаться этой наукой и овладел ею на довольно высоком уровне.


Павел Первый в молодости | Аргументы и факты

Когда Екатерина II вступала на престол, она якобы подписала обязательство передать сыну Павлу I царствование при достижении им совершеннолетия. До нас этот документ не дошел: возможно, императрица уничтожила бумагу, а может быть, это всего лишь легенда. Но именно на подобное заявление всегда ссылались все недовольные правлением «железной немки» бунтовщики, включая Емельяна Пугачева. Кроме того, ходили разговоры, что уже на смертном одре Елизавета Петровна собиралась передать корону внуку Павлу I, а не племяннику Петру III, но соответствующее распоряжение не обнародовали и на биографию Павла Первого это решение не повлияло.

Император

Павел Первый сел на трон Российской Империи только в возрасте 42-х лет. Прямо во время коронации он объявил изменения в престолонаследии: теперь править Россией могли только мужчины, причем передавалась корона только от отца к сыну. Этим Павел безуспешно надеялся предотвратить участившиеся в последнее время дворцовые перевороты. Кстати, впервые в истории в один день процедура коронации проходила одновременно и для императора, и для императрицы.

Отвратительные отношения с матерью привели к тому, что Павел I выбрал методом руководства страной фактически противопоставление своих решений ее предыдущим. Как бы «назло» памяти Екатерины Алексеевны Павел Первый вернул свободу осужденным радикалам, реформировал армию и стал бороться с крепостным правом.


Павел Первый | Петербургские историе

Но на деле все эти задумки не приводили ни к чему хорошему. Освобождение радикалов через много лет аукнется в виде восстания декабристов, сокращение барщины осталось лишь на бумаге, а борьба с коррупцией в армии переросла в серию репрессий. Причем недовольными императором остались как высшие чины, которые один за другим лишались должностей, так и простые военнослужащие. У них вызывала ропот новая униформа по образцу прусской армии, которая оказалась невероятно неудобной. Во внешней политике Павел Первый прославился борьбой с идеями Французской революции. Он ввел строжайшую цензуру в книгоиздательстве, были запрещены французские книги, французская мода, включая круглые шляпки.


Павел Первый | Википедия

Во время правления Павла Первого благодаря полководцу Александру Суворову и вице-адмиралу Федору Ушакову российские армия и флот совершили немало знаменательных побед, сотрудничая с прусскими и австрийскими войсками. Но позднее Павел I проявил свой непостоянный характер, разорвал с союзниками отношения и составил альянс с Наполеоном. Именно в Бонапарте российский император увидел ту силу, которая сможет остановить антимонархическую революцию. Но он ошибся стратегически: Наполеон не стал победителем даже после смерти Павла Первого, зато из-за его решения и устроенной экономической блокады Великобритании Россия потеряла свой крупнейший рынок сбыта, что весьма значительно отразилось на уровне жизни в Российской империи.

Личная жизнь

Официально Павел Первый был женат дважды. Его первая супруга, великая княжна Наталья Алексеевна, по рождению была немецкой принцессой Вильгельминой Гессен-Дармштадтской. Она скончалась через два года после свадьбы во время родов. Первый сын Павла I родился мертвым. В том же году будущий император вновь женился. Жена Павла Первого, Мария Федоровна, до брака именовалась София Мария Доротея Вюртембергская, и ей суждено было стать матерью сразу двоих правителей, Александра I и Николая I.


Княжна Наталья Алексеевна, первая жена Павла I | Pinterest

Интересно, что этот брак был не просто выгодным для государства, Павел действительно влюбился в эту девушку. Как он писал родным, «эта блондинка с приятным лицом пленила вдовца». Всего в союзе с Марией Федоровной у императора родилось 10 детей. Кроме двух вышеназванных самодержцев стоит отметить и Михаила Павловича, который основал первое российское Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Кстати, он же является единственным ребенком, родившимся именно в период царствования Павла Первого.


Павел I и Мария Федоровна в окружении детей | Википедия

Но влюбленность в жену не помешала Павлу Первому пойти по общепринятым правилам и завести себе фавориток. Две из них, фрейлины Софья Ушакова и Мавра Юрьева, даже родили от императора незаконнорожденных детей. Также стоит отметить Екатерину Нелидову, которая имела огромное влияние на императора и считается, что она пыталась руководить страной руками возлюбленного. Личная жизнь Павла I и Екатерины Нелидовой носила больше интеллектуальный, чем плотский характер. В ней император реализовал свои идеи романтического рыцарства.


Фаворитки Павла I, Екатерина Нелидова и Анна Лопухина

Когда приближенные ко двору поняли, насколько возросла власть этой женщины, они устроил «замену» фаворитки Павла I. Его новой дамой сердца стала Анна Лопухина, а Нелидова была вынуждена удалиться в замок Лоде,на территорию нынешней Эстонии. Любопытно, что Лопухина не была довольна таким положением дел, тяготилась статусом любовницы правителя Павла Первого, его «рыцарскими» проявлениями внимания и раздражалась, что эти отношения выставляются напоказ.

Смерть

За несколько лет правления Павла Первого, несмотря на изменение в наследовании, против него были организованы как минимум три заговора, последний из которых увенчался успехом. Почти десяток офицеров, командиров самых известных полков, а также государственных деятелей ночью 24 марта 1801 года вошли в спальню императора в Михайловском замке и совершили убийство Павла I. Официальной причиной его смерти назвали апоплексический удар. Стоит отметить, что дворяне и простые люди встречали извести о гибели с плохо срываемым ликованием.


Гравюра "Убийство императора Павла I", 1880 год | Википедия

Восприятие Павла Первого последующими поколениями неоднозначное. Одни историки, особенно при правлении его наследника Александра I, а затем и в советское время, создавали образ тирана и самодура. Даже поэт в оде «Вольность» назвал его «увенчанным злодеем». Другие стараются подчеркнуть обострённое чувство справедливости Павла Первого, называют его «единственным романтиком на троне» и «русским Гамлетом». Православная церковь даже одно время рассматривала возможность канонизировать этого человека. Сегодня принято считать, что Павел Первый не вписывается в систему ни одной известной идеологии.

Кровь Павла I стала последней в эпохе дворцовых переворотов. Несчастного императора презирал екатерининский Петербург, а участники заговора намеренно выставляли его сумасшедшим.

«Я желаю, чтобы ты не особенно привязывался к этому миру, потому что ты не останешься в нем долго. Живи как следует, если желаешь умереть спокойно, и не презирай укоров совести: это величайшая мука для великой души», - из видения Петра I Павлу I.

За то, что был коронован

Мать Павла Екатерина II готовила в преемники его сына Александра. Она и воспитывала его сама, и не скрывала намерений ни от внука, ни от своего окружения, поэтому на Павла двор смотрел свысока и с презрением.

Интересно, что даже вокруг Павла против Екатерины кто-то пытался составить заговор, императрица почти сразу об этом узнала, допросила сына, и он передал ей список замешанных лиц, который она, не читая, выбросила в огонь, так как все знала из других источников. Екатерине не хватило буквально нескольких часов, чтобы успеть опубликовать указ об отстранении сына от престола. Она еще дышала, когда Павел обыскал ее рабочий стол и нашел в нем пакет. Госсекретарь Безбородко, ставший впоследствии приближенным Павла, молча указал на камин.
Причиной такого удручающего состояния престолонаследия стал Указ Петра Великого, который позволял монарху не только отдавать предпочтение любому члену семьи перед перворожденным, но и назначать наследником человека, вообще не относящегося к династии, например, приемного сына. «Российский престол не наследуется, не выбирается, а оккупируется» (Доменико Караччиоли, неаполитанский дипломат). Этим он вызвал, так называемую, «эпоху дворцовых переворотов», последней жертвой которой стал Павел I. Будучи Великим князем, он разработал акт о престолонаследии, который обнародовал лично, зачитав 5 апреля 1797 года на коронации. Закон отменял Петровский указ, вводил наследование по закону, «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род». Указ также установил полусалическую примогенитуру – преимущество в наследовании потомков мужского пола, и запрещал занятие российского престола лицом, не принадлежащим к православной церкви.

Таким образом, сама коронация Павла I стала причиной недовольства и озлобленности мощной екатерининской камарильи, которую новый император не собирался к себе подпускать.

За антианглийскую политику

Как только Павел взошел на престол, он сразу объявил о выходе из антифранцузской коалиции, заявив, что России после десятилетий войны нужен покой. Это, конечно, сильно смешало планы англичан и австрийцев. Тем не менее, в 1799 году, когда император Франц попросил Павла о помощи, тот послал на помощь армию с Суворовым во главе. Результатом знаменитого похода по Северной Италии и Швейцарии стало то, что в самый нужный момент австрийцы бросили русских. Одновременно Россия приняла участие в походе Англии против Батавской республики (так звались Нидерланды при наполеоновской оккупации) и французских оккупационных войск. Англичане под началом герцога Йорка потерпели полнейшее поражение на суше, но уничтожили весь голландский флот. При этом о русских союзниках британцы не думали вовсе: нисколько не позаботились об обмене русских пленных и даже имели наглость попытаться применить остатки русского корпуса против ирландских повстанцев. Последней каплей в море гнева Павла по отношению к англичанам стала оккупация в сентябре 1800 года острова Мальта, который прежде Бонапарт отобрал у рыцарей ордена святого Иоанна Иерусалимского, после чего, по просьбе рыцарей, Павел стал его гроссмейстером. Действия англичан подвигли Павла обратить взор на нового монарха Франции. Он вступил в личную и дипломатическую переписку, и личную с Первым Консулом, считая его не порождением революции, а, де факто, императором. Именно из этой переписки родился великий проект Индийского похода.

Английский посол в Санкт-Петербурге, очевидно, был лично замешан на начальном этапе в организации заговора против Павла I, но был выслан задолго от его исполнения. Однако некоторые историки полагают, что Англия все же принимала участие в перевороте. Сыграло роль «совпадение»: 24 декабря 1800 года было совершено покушение в Париже на Наполеона, и французы считали, что эти события, несомненно, связаны.

За политику в армии

Павел I, будучи ярым поклонником всего прусского, ввел неудобную старомодную форму и муштру. Строгие, неудобные, а главное, бессмысленные заимствованные порядки вызывали раздражение, доходящее до ненависти, практически всего офицерства и дворянства Санкт-Петербурга. Он устраивал ежедневные вахтпарады с участием всех генералов наивысших чинов, в которых сам Павел выступал фельдфебелем. Сбившийся с ноги офицер мог оказаться разжалованным и высланным в Сибирь с немедленным отправлением, не имея возможности взять даже деньги и необходимые вещи. О частоте подобных случаев свидетельствует то, что офицеры стали брать с собой большие суммы денег на случай внезапной ссылки.

Недовольство в гвардии новвоведениями было настолько велико, что перекрывало все достойные военные начинания императора. Так, он ограничил срок службы рекрутов, ввел в обмундирование шинели, ограничил наказания солдат. В итоге, единственным по-настоящему преданным Павлу остался лишь Преображенский полк, который заговорщикам удалось оставить не у дел в ночь убийства.

За сумасшествие

Павел был, несомненно, исходя из современной психиатрии, тяжелым невротиком: вспыльчивым, заносчивым, страдающим от депрессий и панических атак человеком. Это легко объяснимо событиями детства: смертью сестры Анны, убийством отца, отторжением от матери и многими другими событиями. Все это выразилось позднее в неспособность оценивать межличностные отношения. Он не умел строить партии и выбирать надежных фаворитов.

Например, Павел мог судить о людях только по косвенным замечаниям или письмам, адресованным не ему. Именно этой особенностью Павла воспользовались заговорщики, поднимая по служебной лестнице остзейского дворянина Палена. К тому же, император безоговорочно доверял только своему глупому брадобрею Кудайсову, которого легко использовали все подряд.

Это позволяло заговорщикам, в первую очередь Палену, который контролировал почту и петербургскую полицию, манипулировать Павлом и общественным мнением против Павла, искажая его указы, подначивая его на вздорные решения. В итоге, к развязке событий весь Петербург был убежден, что царь сошел с ума, и если что-то не сделать, страну ждет революция.

Источники

Обстоятельства убийства императора известны из воспоминаний современников, общавшихся с непосредственными участниками заговора. (Единственными источниками, созданным непосредственно заговорщиками, являются письмо Л. Л. Беннигсена и записка К. М. Полторацкого). Сведения, сообщаемые мемуаристами, зачастую противоречивы в деталях . Современный историк Ю. А. Сорокин, специализирующийся на данном периоде, пишет, что скорее всего «никогда не удастся воиспроизвести доподлинные факты, отделив их от вымысла очевидцев и других современников».

Источниками по данной теме являются:

Список основных мемуарных источников

Предпосылки

Павел I на портрете С. Щукина

  • Жёсткие, доходящие до жестокости методы управления Павла I, созданная им обстановка страха и неуверенности, недовольство высших дворянских кругов (лишенных былой свободы и привилегий), столичного гвардейского офицерства и нестабильность политического курса привели к возникновению заговора против императора. Павел переносил опалы с подданных на родных, угрожал самой династии, что позволило участникам мятежа считать себя остающимися преданными Романовым .

Из письма Семена Воронцова, написаного эзоповым языком :

«Мы на судне, капитан которого и экипаж составляют нацию, чей язык нам не знаком. У меня морская болезнь, и я не могу встать с постели. Вы приходите, чтобы мне объявить, что ураган крепчает и судно гибнет, ибо капитан сошел с ума, избивая экипаж, в котором более 30 человек, не смеющих противиться его выходкам, так как он уже бросил одного матроса в море и убил другого. Я думаю, что судно погибнет; но Вы говорите, что есть надежда на спасение, так как первый помощник капитана - молодой человек, рассудительный и мягкий, который пользуется доверием экипажа. Я Вас заклинаю вернуться наверх и представить молодому человеку и матросам, что им следует спасать судно, часть которого (так же как и часть груза) принадлежит молодому человеку, что их 30 против одного и что смешно бояться смерти от руки сумасшедшего капитана, когда вскоре все и он сам утонут из-за этого безумия. Вы мне отвечаете, что, не зная языка, Вы не можете с ним говорить, что Вы отправляетесь наверх, чтобы видеть, что происходит. Вы возвращаетесь ко мне, чтобы объявить, что опасность увеличивается, так как сумасшедший по-прежнему управляет, но что Вы по-прежнему надеетесь. Прощайте! Вы счастливы более меня, мой друг, так как я более не имею надежды» .

План заговорщиков

Создание ядра коалиции заговорщиков, верящих в необходимость перемен, относится еще к лету 1799 года .

Изначально, по собственным заявлениям, заговорщики намеревались ограничиться арестом Павла с тем, чтобы заставить его отречься от престола в пользу старшего сына. Панин и Пален были солидарны в необходимости введения конституции, однако Панин видел способ в регентстве, а Пален - в уничтожении Павла I. Эйдельман пишет, что Пален «держа в резерве когорту недовольных, зондируя, прощупывая именно тех, кто „молчит и действует“, он до поры не открывает замыслов и почти никого не осведомляет о конкретном плане, сроке, даже целях, например, объясняется с близкими соучастниками насчет регентства, сохранения жизни Павла при внутренней убежденности, что царя надо убить» . Тема регентства всплыла по аналогии с ситуацией, происходившей в те же дни в Великобритании, где над сумасшедшим Георгом III официально было учреждено регентство его сына (см. Эпоха Регентства). В Дании в царствование короля Христиана VII с 1784 г. тоже правил регент, который затем стал королем под именем Фридриха VI . (Кстати, Христиан VII по материнской линии был внуком Георга I).

Бенигсен писал: «Принято было решение овладеть особой императора и увезти его в такое место, где он мог бы находиться под надлежащим надзором, и где бы он был лишен возможности делать зло» . Предполагается, что так считало большинство заговорщиков, которым было страшно поднять руку на монаршью особу, а организаторы заговора с самого начала планировали кровавую развязку.

Участники заговора

Никита Панин

Петр Пален

Платон Зубов

Николай Зубов

Общее число людей, вовлеченных в заговор, по разным оценкам составляет от 180 до 300 человек. Эйдельман ориентировочно делит заговорщиков на три основные группы :

  1. первая - вожди, самые посвященные, бывшие в курсе окончательного плана убийства, а также Зубовы
    1. Панин, Никита Петрович - вице-канцлер, был идейным вдохновителем заговора. Был выслан из Петербурга и физически отсутствовал во время развязки.
    2. Пален, Пётр Алексеевич - генерал-губернатор Петербурга, взял на себя функции технического руководителя заговора. В ноябре 1800 попал в опалу.
    3. Рибас, Осип Михайлович - участвовал в первоначальном планировании заговора, но умер 2 (13) декабря 1800 года, причем существует гипотеза, что он был отравлен бароном Паленом, находившимся у постели больного в ночь смерти адмирала, следя за тем, чтобы больной, в беспамятстве, не выдал заговорщиков - поскольку в последний месяц перед его смертью Павел смягчился к Рибасу, и тот мог выдать сообщников.
    4. Зубовы:
      1. Зубов, Платон Александрович , князь - последний фаворит Екатерины II . Был удален Павлом от двора, но благодаря интриге обвел Кутайсова вокруг пальца, и тот ходатайствовал перед императором об его возвращении. Был привлечен к заговору благодаря значительному влиянию, заработанному им в последние годы царствования Екатерины, его широким связям, кругу знакомств и облагодетельственных им офицеров. Являлся своего рода символом екатерининского времени.
      2. Зубов, Николай Александрович , граф - его брат, зять Суворова . Глупый, но крупный, физически сильный человек, привлеченный из-за своих родственных связей и симпатии солдат. С ним предпочитали не делиться информацией, так как его жена была очень болтлива.
      3. Зубов, Валериан Александрович - его брат, потерял на войне ногу, и потому не ходил в замок.
      4. Жеребцова, Ольга Александровна - его сестра. Ее считали любовницей посла Уинтворта, она устраивала пышные вечера, на которых под благовидным предлогом могли собираться заговорщики. Лопухин, Пётр Васильевич , близкий родственник Жеребцовой, рассказывал о ней: «Витворт через посредство О. А. Жеребцовой был в сношениях с заговорщиками; в её доме происходили сборища, через её руки должна была пройти сумма, назначенная за убийство или по меньшей мере за отстранение императора Павла от престола… За несколько дней до 11 марта Жеребцова нашла более безопасным для себя уехать за границу и в Берлине ожидала исхода событий…». После смерти Павла, в Лондоне она получила от английского правительства сумму, соответствовавшую 2 млн руб . Эти деньги должны были быть распределены между заговорщиками, в особенности между теми, которые принимали участие в убийстве. Но Жеребцова предпочла удержать всю сумму за собою, будучи уверена, что никто не отважится требовать заслуженного вознаграждения.
  2. позже вовлечённые офицеры, не участвующие в разработке стратегии, но руководившие на следующей ступени иерархии. Занимались вербовкой среди третьей группы.
  3. Средние и младшие офицеры, которые были отобраны по принципу их недовольства, неприязни, ненависти к павловской системе, неосведомленные, некоторые из которых стали непосредственными исполнителями, а другие - всего лишь соучастниками, не запятнавшими своих рук цареубийством. Например:
    1. Полторацкий, Константин Маркович - о его записках см. выше. Оставался со своими солдатами.
    2. Марин, Сергей Никифорович , Преображенского полка поручик - также стоял на карауле и контролировал солдат (командовал внутренним караулом преображенцев - караулом лейб-батальона - в Михайловском замке).
    3. Бибиков Н. И. , офицер (полковник?) - известен из записей Л. Л. Бенигсена, его роль в цареубийстве неясна, зашёл в переднюю вместе с семёновцами.
    4. Известные из записок М. А. Фонвизина: Преображенского полка полковник Запольский (командир 4-го батальона Преображенского полка); Преображенского полка капитан Шеншин ; Преображенского пока штабс-капитан барон Розен Леонтьев ; Преображенского полка поручик Аргамаков ; Преображенского полка поручик Аргамаков (родной брат предыдущего); Семеновского полка полковник граф Толстой ; Адъютант в. к. Александра Павловича князь Волконский Савельев ; Семёновского полка (?) поручик Кикин ; Семёновского полка (?) поручик Писарев ; Семёновского полка (?) поручик Полторацкий (в другом месте автор именует его прапорщиком); Семёновского полка (?) поручик Ефимович Волховской ; Измайловского полка поручик Кутузов ; Кавалергардскаго полка ротмистр Титов ; Кавалергардского полка (?) поручик Горбатов ; флотский капитан командор Клокачев.

Присутствовавшие при убийстве

Как традиционно считается, никто из первой группы заговорщиков непосредственно убийством себя не запятнал, хотя Беннигсен и Платон и Николай Зубовы были в числе примерно двенадцати человек, ворвавшихся в спальню, но, как считается, они предусмотрительно покинули её до убийства. По мнению некоторых историков, свидетельства об их отсутствии - выдуманная ими ложь с целью своего обеления.

Список лиц, проникших в спальню, меняется в зависимости от мемуарных указаний:

Прочие, осведомленные о заговоре

Место гибели

Михайловский замок

Любопытно, что умер царь там же, где родился - здание Михайловского замка возведено на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны , созданного архитектором Растрелли , где 20 сентября 1754 великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича .

Михайловский замок, место гибели Павла, на протяжении многих лет оставался его заветной мечтой. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому императору. Работа над проектом будущей резиденции началась в еще 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов . Указ о строительстве замка был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года. Ради реализации этого дворца были приостановлены многие другие стройки, откуда даже изымался строительный материал. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью.

Концепция замка (именно это, несвойственное русской архитектуре слово употреблял Павел) соответствовала его рыцарским идеям, в нем также отражено его положение магистра Мальтийского ордена, а стены замка, согласно распространенной легенде, также выкрашены из-за рыцарского поступка царя - по цвету поднятой им перчатки фаворитки на балу. Кроме того, за крепкими стенами замка Павел желал спрятаться, не собираясь оставаться в Зимнем дворце, где происходило так много переворотов. Известно, что царя обуревало множество страхов - например, он боялся быть отравленным.

1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года, на нем, в частности, выступала Мадам Шевалье (которой однажды удалось задеть сердце императора тем, что она пела в платье цвета стен Михайловского замка). А в ночь с 11 на 12 марта 1801 года , через 40 дней после столь ожидаемого переезда, Павел был убит в собственной спальне. После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец , замок потерял значение парадной резиденции, перешел в ведение Министерства Императорского двора и постепенно пришел в запустение.

Предшествующие обстоятельства

Заговор приобрел четкие очертания к концу 1800 года.

24 февраля благодаря интриге Федор Ростопчин попал в опалу у Павла, таким образом, был удален главный соперник Палена, в то время фактически управлявший государем, и больше ничего не препятствовало последнему, дать отмашку последней стадии заговора.

3 марта 1801 Александр Рибопьер дерется на дуэли с совсем юным ещё князем Б.Святополк-Четвертинским , император подумал, что из-за его фаворитки Анны Гагариной. Павел отправил в ссылку мать и сестер провинившегося, конфисковал их имущество, запретил на почте принимать их письма, арестовал на сутки наследника (вовремя не представившего отцу рапорт о дуэли), наказал Палена, самого Рибопьера заключил в крепость. Пален использует этот вызывавший в обществе сочувствие эпизод как один из поводов .

Вероятно, заговорщики хотели приурочить развязку к 15 марта - «мартовским идам», принесшим смерть тирану Цезарю, но сторонние события ускорили принятие решение, так как царь к вечеру или ночью 8 марта пришел к выводу, будто «хотят повторить 1762 год». Возможно, донос царю написал В. П. Мещерский, в прошлом шеф Санкт-Петербургского полка, квартировавшего в Смоленске, возможно - генерал-прокурор П. Х. Обольянинов . Гейкинг пишет, видимо, опираясь на Палена: «Как ни старались скрыть все нити заговора, но генерал-прокурор Обольянинов, по-видимому, все-таки заподозрил что-то. Он косвенным путем уведомил государя, который заговорил об этом со своим любимцем Кутайсовым; но последний уверял, что это просто коварный донос, пущенный кем-нибудь, чтобы выслужиться».

Пален позже рассказывал, что 9 марта император вызвал его к себе, и спросил насчет заговора, Пален признался в участии в нем, обставив дело так, что принял это решение, чтобы стать «пятой колонной» и выведать все ради благополучия государя. Современник Толь пишет: «Если сцена Палена с царем и не прямая басня, то легенда, над которой Пален в течение жизни имел обыкновение посмеиваться. Кое-что действительно было, но звучало совсем иначе, когда граф Пален сам рассказывал в своем кругу: император сказал ему однажды на утренней аудиенции известные слова („Говорят, что против меня имеется заговор и ты один из заговорщиков“); Пален же, смущенный и испуганный, не нашел сначала ничего лучшего, как на несколько мгновений задержаться в поклоне, чтобы собраться с мыслями и чтобы царь не мог ничего прочитать у него в глазах. Только после того, как он догадался быстрым усилием вернуть своему лицу обычное выражение, рискнул выпрямиться. Однако в спешке не нашел лучшего ответа, чем следующий (произнесенный все еще с опущенными глазами): „Как может такое случиться, когда у нас есть Тайная экспедиция?“ - „Это верно“, - ответил на это император, внезапно совершенно успокоенный, и оставил этот опасный предмет». По Чарторыйскому, Павел объявляет Палену, что знает о заговоре. «Это невозможно, государь, - отвечал совершенно спокойно Пален. - Ибо в таком случае я, который все знаю, был бы сам в числе заговорщиков». - Этот ответ и добродушная улыбка генерал-губернатора совершенно успокоили Павла.

Юный Александр в 1802 году

Указывают, что в Павле возбуждают подозрения против его жены, и он боится, как бы она не поступила также, как его мать Екатерина поступила с его отцом. Возможно, поэтому дверь в покои императрицы была заперта (заколочена). Также царь опасается отравы и велит, чтобы «кушанья ему готовились не иначе как шведской кухаркою, которая помещена была в небольшой комнатке возле собственных его покоев». С целью обезопасить себя Павел также вызывает в столицу 2-х опальных генералов Линденера и Аракчеева , но это лишь ускорило исполнение заговора. Эйдельман ставит под сомнение правдивость этого вызова, и спрашивает, не был ли слух о скором приезде этих вояк очередной провокацией Палена.

После этой опасной беседы с императором Пален тайно видится с Александром и будто бы показывает ему указ, осуждающий его мать, его и Константина. Пален якобы просит для переворота завтрашний день, 10 марта; Александр просит 11-е, и об этой просьбе Пален многим позже расскажет, понимая, что наследник не сможет опровергнуть: «Великий князь заставил меня отсрочить до 11-го дня, когда дежурным будет третий батальон Семеновского полка, в котором он был уверен еще более, чем в других остальных. Я согласился на это с трудом и был не без тревоги в следующие два дня» . В этот день император окончательно соглашается на совместную экспедицию с французами в Индию начиная с весны 1801 г .

10 марта он освобождает из крепости Рибопьера. В тот же день архиепископ Амвросий (Подобедов) пожалован петербургским митрополитом, и этот факт тут же рождает слух, будто новый владыка нужен для расторжения старого царского брака и заключения нового. В тот вечер устраивается последний концерт в Михайловском замке. Принц Евгений Вюртембергский свидетельствует, что «…царица испуганно смотрела вокруг и, казалось, хотела понять, какими новыми, несущими беду мыслями занят ее муж. Тот бросал только дикие взгляды, и я удивлялся, почему он в таком настроении не откажется от концерта. (…). После концерта государь, как обычно, удалился, но его удаление, ожидаемое дольше, чем обычно, сопровождалось поведением, ставшим мне понятным только спустя некоторое время. Когда открылись боковые двери, он подошел к государыне, стоявшей справа, остановился перед ней, насмешливо улыбаясь, скрестил руки, непрестанно пыхтя по своему обыкновению, что он делал, находясь в высшей степени нерасположения, и затем те же угрожающие жесты повторил перед обоими великими князьями. Наконец, он подошел к графу Палену, с мрачной миной прошептал ему на ухо несколько слов и затем пошел ужинать. Все молча последовали за ним, охваченные страхом. (…) Государыня заплакала, и вся семья ушла глубоко опечаленная». Одна из фрейлин шепчет что-то на ухо Дибичу, ему позже говорят, что юная дама говорила о возможных способах устроить принцу побег из дворца и спрятать его в подготовленном убежище.

Замысел непосредственного поворота

По реконструкции Эйдельмана :

  1. «Нужные перемещения гвардейских полков: отодвинуть не слишком захваченных заговором конногвардейцев, измайловцев, но выдвинуть вперед преображенцев (Талызин), семеновцев (Депрерадович). В каждом гвардейском полку иметь хоть несколько офицеров, на которых можно рассчитывать: одни из них должны действовать в полках, пресекая возможный контрудар; другие - идти ко дворцу или во дворец (отсюда, кстати, разнобой в сведениях о численности заговорщиков)».
  2. «Солдаты ничего знать не должны, но к нужному часу быть у дворца тем гвардейским частям, которые сравнительно надежны, более преданны наследнику, более насыщены офицерами-заговорщиками. Это прежде всего 3-й и 4-й батальоны Преображенского полка, 1-й и 3-й батальоны Семеновского, на которые приходится приблизительно 30 офицеров-заговорщиков, то есть по 7 - 8 на батальон».
  3. Серия встреч офицеров и генералов-заговорщиков с постепенным увеличением количества приглашенных лиц, пока не настанет момент непосредственно перед выходом объявить о бунте против Павла в максимально широком кругу. («Отсюда план нескольких ужинов, объединяемых затем на квартире Талызина, самой близкой ко дворцу»).
  4. «Идея двух офицерских колонн, которые войдут во дворец: одна - во главе с Паленом, другая - с Беннигсеном»: одна «официальная группа», другая - «ударная».
  5. «Подготовлен список людей, занимающих важнейшие посты и достаточно преданных Павлу; их в нужный момент должны арестовать или изолировать». Сенатору Трощинскому «предназначалось доставить другим сенаторам приказ собраться, лишь только арестуют императора».

Предзнаменования

Хронология 11 марта

Анна Лопухина (Гагарина) - фаворитка императора

Заговорщики проникают в замок

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец -

  • 2:00 Александр и Константин в карете покидают Михайловский замок, полный пьяных офицеров. Александр зовет приехать мать, но она отказывается. Эйдельман пишет, что вдовствующая императрица, желавшая получить власть, бродила по дворцу, пока Беннигсен не сумел ее запереть и изолировать. Только в шестом часу утра она соглашается ехать в Зимний.

После убийства

  • Наутро был издан написанный Д. П. Трощинским манифест, в котором подданным было сообщено, что Павел скончался от апоплексического удара.

Реакция россиян

Тело убитого

Описание Коцебу со слов лейб-медика Гриве:

На теле были многие следы насилия. Широкая полоса кругом шеи, сильный подтек на виске (от удара... нанесенного посредством удара пистолета), красное пятно на боку, но ни одной раны острым орудием, два красных шрама на обеих ляжках; на коленах и далеко около них значительные повреждения, которые доказывают, что его заставили стать на колени, чтобы легче было задушить. Кроме того, все тело вообще было покрыто небольшими подтеками; они, вероятно, произошли от ударов, нанесенных уже после смерти .

Когда император лежал в гробу, его треугольная шляпа была надвинута на лоб так, чтобы скрыть, насколько возможно, левый глаз и зашибленный висок. Н. И. Греч пишет, как ходил прощаться с телом: «Едва войдешь в дверь, указывали на другую с увещеванием: извольте проходить. Я раз десять от нечего делать ходил в Михайловский замок и мог видеть только подошвы ботфортов императора и поля широкой шляпы, надвинутой на лоб» .

Погребение

Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе

Слухи и цензура

Призрак Павла

Другая, более известная легенда гласит, что призрак убитого заговорщиками императора не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали видеть взвод солдат столичного гарнизона, перевозившая военное имущество, новые обитатели дворца - разводящий ефрейтор училища Лямин , и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру .

Последствия

В культуре

  • А. С. Пушкин. Ода «Вольность».
  • С. Бобров . «Ночь марта 1801»
  • Е. В. Полянская. Михайловский замок: Драматические сцены.

Литература

  • Е. С. Шумигорский.
  • А. Г. Брикнер. Смерть Павла I, Штутгарт, 1897
  • Н. Эйдельман. Грань веков.
  • Время Павла и его смерть. Записки современников и участников события 11-го марта 1801 года / Сост. Г. Балицкий. 2 – Ч. 1, 2 – М.: Русская быль, Образование, 1908. – 315 с.
  • Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. – Изд. 2-е. – Спб.: А.С. Суворин, 1908. – 458 с.
  • Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. М., 1990. (Репринт издания 1907 года.)