Что делали с детьми во время войны. Дети-рабочие в ссср во время войны. Изучение музейных экспозиций

С 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.

В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Образы некоторых из них использовались в советской пропаганде как символы мужества и верности Родине.

Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все советские школьники. Сегодня "РГ" вспоминает их короткие и часто схожие друг с другом биографии.

Марат Казей, 14 лет

Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.

Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. До войны его родители были арестованы по обвинению во вредительстве и "троцкизме", многочисленных детей "разбросали" по бабушкам-дедушкам. Но семья Казеев не обозлилась на советскую власть: В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена "врага народа" и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была казнена немцами. А брат с сестрой ушли в партизаны. Ариадну впоследствии эвакуировали, но Марат остался в отряде.

Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку - как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

А в мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие - две гранаты, с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.

В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.

Валя Котик, 14 лет

Партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.

Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.

С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.

"Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком "Огонь!" одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов", - так описывает этот первый бой советский учебник. Задание партизан Валя тогда выполнил: начальник жандармерии, обер-лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.

В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через 5 пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Леня Голиков, 16 лет

Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады.

Родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области. Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел еще младше всех 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. "Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 12 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу", - такие данные содержатся в его наградном листке.

В региональном военном архиве сохранилось подлинное донесение Голикова с рассказом об обстоятельствах этого боя:

"Вечером 12.08.42 г. мы, 6 человек партизан, выбрались на шоссе Псков-Луга и залегли недалеко от дер. Варницы. Ночью движения не было. Рассвело. Со стороны Пскова показалась маленькая легковая машина. Шла быстро, но у мостика, где мы находились, машина тише. Партизан Васильев бросил противотанковую гранату, не попал. Вторую гранату бросил Петров Александр из канавы, попал в траверзу. Машина не сразу остановилась, а прошла еще метров 20 и почти поравнялась с нами. Из машины выскочили два офицера. Я дал очередь из автомата. Не попал. Офицер, сидевший за рулем, побежал через канаву в сторону леса. Я дал несколько очередей из своего ППШ. Попал врагу в шею и спину. Петров начал стрелять по второму офицеру, который все время оглядывался, кричал и отстреливался. Петров из винтовки убил этого офицера. Тогда вдвоем побежали к первому раненому офицеру. Сорвали погоны, взяли портфель, документы. В автомашине еще был тяжелый чемодан. Мы едва его стащили в кусты (в 150 метрах от шоссе). Находясь еще у автомашины, мы услышали в соседней деревне тревогу, звон, крик. Схватив портфель, погоны и три трофейных пистолета, мы побежали к своим…".

За этот подвиг Леня был представлен к высшей правительственной награде - медали "Золотая звезда" и званию Героя Советского Союза. Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лени среди них не было: он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.

Саша Чекалин, 16 лет

Член партизанского отряда "Передовой" Тульской области.

Родился в 1925 году в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой", где успел прослужить всего чуть больше месяца.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на город Лихвин (Тульская область). Вдали показалась автомашина. Прошла минута - и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, брошенная Сашей Чекалиным, уничтожила и ее.

В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Комиссар разрешил ему отлежаться у проверенного человека в ближайшей деревне. Но нашелся предатель, который выдал его. Ночью фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась... Через несколько дней пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп. И только когда город был освобожден от захватчиков, боевые соратники партизана Чекалина похоронили его с воинскими почестями.

Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году.

Зина Портнова, 17 лет

Член подпольной комсомольско-молодежной организации "Юные мстители", разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белорусской ССР.

Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню Зуя Витебской области Белоруссии. Там ее и застала война.

В 1942 году она вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию "Юные мстители" и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

С августа 1943 года Зина - разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В декабре 1943-го она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. Но при возвращении в отряд Зину арестовали.

Во время допроса девочка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

Из книги "Зина Портнова" советского писателя Василия Смирнова: "Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась "советской бандиткой". Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…".

10 января 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.

Звание Героя Советского Союза Портновой Зинаиде было присвоено в 1958 году.


У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры – деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов – их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше нас с вами. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать свою Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.

В этой подборке лишь некоторые истории детей, которые гибли на линии фронта за собственную страну; детей, которые совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было задуматься; детей, которых война лишила детства, но не силы духа.

Марат Казей, 14 лет, партизан

Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.
Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. Его родителей арестовали по обвинению во вредительстве и “троцкизме”, братьев и сестер «разбросали» по бабушкам-дедушкам. Но семья Казеев не обозлилась на советскую власть: В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена “врага народа” и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была повешена. Марат ушел в партизаны. Он ходил в разведку, участвовал в рейдах и подрывал эшелоны.


А в мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить было некуда, подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие – две гранаты с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.
В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.

Борис Ясень, молодой актер


Борис Ясень – актер, сыгравший Мишку Квакина в фильме «Тимур и его команда». По некоторым данным в 1942 году он вернулся с фронта, чтобы принять участие в съёмках ленты «Клятва Тимура». На сегодняшний день молодой актер считается без вести пропавшим. В ОБД «Мемориал» информации о Борисе нет.

Валя Котик, 14 лет, разведчик


Валя – самый юный Герой СССР. Родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев. В 1942 году начал выполнять поручения по разведке от подпольной партийной организации, а осенью этого же года выполнил первое боевое задание – ликвидировал начальника полевой жандармерии. В октябре 1943 года Валя разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада. Парень был смертельно ранен в феврале 1944 года.
В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Саша Колесников, 12 лет, сын полка


В марте 1943 Саша вместе с другом сбежал с уроков и отправился на фронт. Он хотел добраться до части, где командиром служил его отец, но в пути встретил раненного танкиста, который воевал в отцовском подразделении. Тогда узнал, что батюшка получил от матери известия о его побеге и по прибытии в часть его ждал страшный нагоняй. Это изменило планы мальчика и он сразу же пристроился к танкистам, которые направлялись в тыл на переформирование. Саша наврал им, что остался совсем один. Так в 12 лет он стал солдатом, «сыном полка».

Несколько раз успешно ходил в разведку, помог уничтожить поезд с немецкими боеприпасами. В тот раз немцы поймали мальчика и, озверев, долго избивали, а потом распяли – прибили руки гвоздями. Сашу спасли наши разведчики. За время своей службы Саша «дорос» до танкиста и подбил несколько вражеских машин. Солдаты называли его не иначе как «Сан Санычем».


Домой вернулся летом 1945 года.

Алеша Ярский, 17 лет


Алексей был актером, его вы можете вспомнить по фильму «Детство Горького», в котором мальчик сыграл Лешу Пешкова. Парень ушел на фронт добровольцем, когда ему было 17 лет. Погиб 15 февраля 1943 года под Ленинградом.

Леня Голиков, 16 лет


Когда началась война, Леня добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел младше своих тогда ещё 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. Ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Один бой Леня вел в одиночку против фашистского генерала. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр он преследовал врага и убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Тогда штаб партизан немедленно переправил бумаги самолетом в Москву.


С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Мальчик погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области.

Володя Буряк, младше 18 лет


Сколько лет точно было Володе – неизвестно. Знаем только, что в июне 1942 года, когда Вова Буряк плавал юнгой на корабле «Безупречный» вместе со своим отцом, он еще не достиг призывного возраста. Отец мальчика был капитаном судна.

25 июня корабль принимал груз в порту Новороссийска. Перед экипажем стояла задача прорваться в осажденный Севастополь. Тогда Вова заболел и корабельный врач прописал парню постельный режим. В Новороссийске у него жила мама и его отправили лечиться домой. Неожиданно Вова вспомнил, что забыл сказать напарнику по расчету, куда положил одну из запасных деталей пулемета. Он вскочил с постели и побежал на корабль.

Моряки понимали, что это плавание скорее всего окажется последним, ведь пробиваться в Севастополь с каждым днем становилось все труднее. Они оставляли на берегу памятные вещи и письма с просьбой передать их родным. Узнав о том, что происходит, Володя решил остаться на борту эсминца. Когда отец увидел его на палубе, парень ответил, что не может уйти. Если он, сын капитана, покинет корабль, то все точно поверят, что судно не вернется из атаки.


«Безупречный» подвергся нападениям с воздуха 26 июня с утра. Володя стоял у пулемета и обстреливал вражеские машины. Когда судно стало уходить под воду, капитан Буряк отдал приказ покинуть судно. Борт опустел, но капитан 3 ранга Буряк и его сын Володя не покинули своего боевого поста.

Зина Портнова, 17 лет


Зина служила разведчицей партизанского отряда на территории Белорусской ССР. В 1942 году она вступила в подпольную комсомольско-молодежную организацию «Юные мстители». Там Зина активно участвовала в распространении агитационных листовок и устраивала диверсии против захватчиков. В 1943 году Портнова попала в плен к немцам. Во время допроса она схватила со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух фашистов, пыталась сбежать. Но ей не удалось этого сделать.


Из книги Василия Смирнова «Зина Портнова»:
«Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась “советской бандиткой”. Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды, на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…»

10 января 1944 17-летнюю Зину Портнову расстреляли. В 1985 ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Саша Чекалин, 16 лет


В 16 лет деревенский мальчик Саша стал членом партизанского отряда «Передовой», в Тульской области. Вместе с другими партизанами он поджигал фашистские склады, подрывал машины и устранял вражеских часовых и патрульных.

В ноябре 1941 года Саша тяжело заболел. Какое-то время он находился в одной из деревень Тульской области, близ города Лихвина, у «проверенного человека». Один из жителей выдал юного партизана фашистам. Ночью они ворвались в дом и схватили Чекалина. Когда дверь распахнулась, Саша кинул в немцев заранее приготовленную гранату, но она не взорвалась.

Фашисты несколько дней пытали мальчика. Потом его повесили. Тело оставалось на виселице более 20 дней – убирать его не разрешали. Сашу Чекалина похоронили со всеми воинскими почестями только когда город освободили от захватчиков. В 1942 ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Технический колледж управления и коммерции»

Доклад

на тему «Дети войны»

Выполнила работу:

студентка группы 9Т-12

Павлова Анастасия

Проверила:

Волочаева Т.В.

Санкт-Петербург 2015

Юные погибшие герои,

Юными остались Вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла Вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная Вам всем,

Маленькие стойкие мужчины

Девочки, достойные поэм..

Война - страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

«Дети и война -- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», -- написал Твардовский в одном из своих очерков.

Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. В этом плане немного проще было сельским жителям. У них была земля, которая, хотя и давала скудный урожай, но все же могла немного прокормить. Дети выкапывали остатки картошки, бегали в лес на поиски грибов, ягод и полезных кореньев. Работать им приходилось наравне со взрослыми, потому что не хватало рабочих рук.

В городах для детей ситуация была сложнее. Еду выдавали по пайкам, порции были крошечные. Увеличенную порцию хлеба могли получать работники фабрик и заводов. Многие промышленные предприятия были эвакуированы вглубь страны, вместе с ними ехали и семьи работников. И дети шли работать. И работали иногда быстрее и качественнее, перевыполняя все установленные нормы.

Дети мечтали повторить подвиги отцов и братьев. Многие специально прибавляли себе возраст, чтобы их взяли на фронт или в военное училище, в школу юнг.

Зафиксировано много случаев, когда дети уходили в партизаны, особенно часто это происходило на окупированных территориях. Они мстили за убитых близких, мстили жестоко и беспощадно.Збыли случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 - 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

Дети в тылу

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 - 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.

В 1942 году в цехе завода "Серп и молот" влилось более 3 тыс. неопытных, молодых рабочих. Среди них около 100 человек было бывших школьников. Они быстро осваивали профессию сталевара, перевыполняли плановые задания, и вскоре о молодёжном цехе узнала вся страна.

В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соц - соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

Н а колхозном фронте

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.

Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушкиклубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн.

683 тыс. пудов зерна. В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя.

Взнос пионеров и школьников

Защита Советской Родины от фашистского нашествие потребовала от каждого гражданина СССР найти своё место в общем строю борьбы на фронте и в тылу. В Директиве от 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП призывали всех советских людей “организовать всестороннюю помощь действующей армии … обеспечить снабжение армии всем необходимым…”.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно-Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их войнам действующей армии. Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей.

Таким образом, в многочисленных формах пожертвований, в самоотверженной труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба народов нашей страны.

Пионеры и школьники - с воинами

С воинами - фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники. Во своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко - фашистски захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.

Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов - фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам - фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов - фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. любовно вышитых кисетов для табака.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам - фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”.

Только на фронт

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали - не просили! - убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог - завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.

Война - дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием - вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”.

Огромную ненависть и священное желание мести вызвали у советских людей известия о зверствах и бесчинствах гитлеровцев на нашей земле. Уже первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся любой ценой осуществить людоедские планы фашистского командования. Вводя “новый порядок”, они силой насаждали режим террора и насилия.

Многие примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.

ребёнок война фронт школьник

Дети - герои Великой Отечественной войны

Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Вывод

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди. Они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Родителей убивали на их глазах. Но они не забывали. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины Великой Отечественной войны. Периоды Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Неудачи Красной Армии в начальный период войны. Решающие сражения войны. Роль партизанского движения. СССР в системе международных послевоенных отношений.

    презентация , добавлен 07.09.2012

    Превращение Оренбургской области в промышленную и сельскохозяйственную базу страны в годы Великой Отечественной войны. Помощь Красной Армии, сбор личных средств в фонд вооружения, долг милосердия. Герои Оренбуржья, их мужество и отвага в борьбе с врагами.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина. Нападение Германии на Советский Союз. Участие «старых» и «новых» полководцев в Великой Отечественной войне.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Большой патриотический подъем и стремление каждого внести вклад в дело скорейшего разгрома врага. Труженики рубцовского тыла. Сбор средств на покупку вооружения для Красной Армии. Рубцовские комсомольцы. На фронтах Великой Отечественной.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Роль, значение и техническая реконструкция железнодорожного, морского и авиационного транспорта накануне и в годы Великой Отечественной войны. Эвакуационные перевозки и вклад железнодорожников в победу. Таллиннские операции торгового балтийского флота.

    реферат , добавлен 10.02.2012

    Разработка ядерного оружия во время Великой Отечественной Войны. План военной перестройки в авиации. Развития медицины во время войны. Строительство оборонительных сооружений, помощь в оказании помощи раненым и сбор лекарственных растений детьми.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Начало Великой Отечественной войны. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Наступление Красной армии в 1944 – 1945 г.г. Окончание Второй Мировой войны. Итоги войны.

    реферат , добавлен 08.06.2004

    Описание трагического начала Великой Отечественной войны, приграничные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Определение направлений продвижения немецкой армии вглубь территории СССР. Причины поражения Красной Армии. Поражение немцев в битве за Москву.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    Знакомство с участниками Великой Отечественной войны. Общая характеристика биографии А. Красиковой. А. Штильвассера как артиллерист-командир орудий: рассмотрение причин госпитализации, анализ наград. Особенности начала Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 11.04.2015

    Дети-герои Великой Отечественной войны, их вклад в Победу: участие в боевых действиях регулярной армии против нацистов, в диверсиях и в разведке на оккупированных территориях по заданию партизанских отрядов. Признание мужества и подвига юных героев.

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 — Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« — И нам досталось, подхватила Лиза. — Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали…А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. — На глаза у Лизы навернулись слезы. — Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. — Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. — Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени — Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны.

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)

Дети войны... Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны... В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром, Неумолчный гремит метроном. Неумолчный гремит метроном.

Дети войны Набивались в теплушки открытые.
Дети войны Хоронили игрушки убитые....
Никогда я забыть не смогу Крошки хлеба на белом снегу. Крошки хлеба на белом снегу.
(из песни "Дети войны")

Ниже огромная подборка фотографий (350 штук) детей, принимавших непосредственное участие в военных действиях и просто перенесших всю тяжесть тех жутких годов времен Великой Отечественной войны.

1. Отцы на фронт, дети на заводы. 1941.

2. Здравствуй, папа! 1945.

3. В поисках крова. Брянская область. 1943.

4. Враги сожгли родную хату. 1941.

5. Заменил отца. 1941.

6. Эвакуация в тыл страны. 1941.

7. В блокадном Ленинграде. 1942.

8. В освобожденной Виннице. 1943.

9. Юные партизаны Смоленщины. 1942.

10. Могилев. 1942.

11. Мальчик качается на качелях, подвешенных на дуло брошенного немцами орудия. Рядом девочка с маленьким ребенком на коленях. 1944 г. Украина, Николаевская область.

12. Вид общежития 2-го Спецкомбината, находящегося в туннеле. Май 1942 г. Севастополь.

13. Дети играют на одной из улиц г. Ленинграда. 1942 г.

14. Дети Г.Сухарев и Т.Хабаева поливают овощи на балконе детского дома Куйбышевского района по проспекту Володарского. 1942 г. Ленинград.

15. Учащиеся школы № 6 г.Калинина пишут письма домой под диктовку раненых бойцов, находящихся на излечении в госпитале. 1943 г. Калинин.

16. Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района готовят кисеты в подарок фронтовикам. На первом плане Г.Семенова. 1943 г. Ленинград.

17. Дочери фронтовиков М.Борова и О.Бергамок проходят производственную практику по обмотке электромоторов в учебно-производственном комбинате Мосгорсобеса. 1943 г. Москва.

18. Дети колхозников одной из деревень Калининской области в лесу у землянки, где они жили в дни оккупации. 1942 г. Калининская область.

19. Дети освобожденного г.Ржева Калининской обл. возлагают цветы на могилы советских бойцов. 1943 г.

20. Группа малышей играет на Петровском бульваре. 1944 г. Москва.

21. Школьники хутора Синеоковского Сережа Землянский, Шура Величенко, Шура Иващенко и Володя Поломарщук собирают брошенные немцами боеприпасы и оружие. 1943 г. Сталинградская область.

22. Женщины с детьми на станции метро Маяковская во время ночной бомбардировки. 1941 г. Москва.

23. 6-летний Толя Воронов, прошедший боевой путь с одной из гвардейских дивизий, знакомится со своими новыми товарищами в детском доме №9. Май 1945 г. Московская область

24. Сын полка. 1-й Белорусский фронт

25. 15-летний разведчик Вова Егоров с бойцами своего подразделения. Апрель 1942 г. Действующая армия

26. Наводчик А.Ошурко с юным воспитанником гвардейцев К.Степановым. Январь 1942 г. Западный фронт.

27. Школьники колхоза «Белорусский Труженик» собирают грибы для Красной Армии и населения города. Июль 1942 г. Ярославская область.

28. Ученики школы прифронтового села за набивкой патронных лент для советской авиачасти. 1942 г.

29. Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают ящики с подарками бойцам Красной Армии. Июль 1941 г. Ленинград.

30. Школьники Домодедовской школы №1 готовят подарки для бойцов Красной Армии. Сентябрь 1941 г. Московская область.

31. Школьники ухаживают за телятами на животноводческой ферме колхоза «Гигант». 1942 г. Пензенская область.

32. Отличницы 4-го класса 47-й школы г.Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда». Ноябрь 1943 г.

33. Колхозница колхоза «Заря» ученица 7-го класса Т.Пестова за вспашкой паров. 1943 г. Кировская область.

34. Ученик Новоузенской МТС К.Варыпаев под руководством своего наставника слесаря И.В.Негодина обучается нарезке винта. 1943 г. Саратовская область.

35. Учащиеся средней школы №8 г.Новокузнецка за ремонтом дороги. 1944 г.

36. Пионеры дома на Крымском валу насыпают мешки с песком для газоубежища и лестниц дома. Москва.

37. Эвакуация детсадов и яслей из города. 1942 г. Сталинград.

38. Мальчишки города Сталинграда. Улица Комсомольская. 1944 г.

39. Ребята детских яслей № 237 Куйбышевского райздравотдела на прогулке. 22 октября 1941 г. Ленинград.

40. Урок естествознания в 7 классе школы № 239 Октябрьского района; справа – преподаватель А.И.Боконовец. Апрель 1942 г. Ленинград.

41. Занятия кружка народных инструментов в детском доме № 17 Смольнинского района. 12 июля 1942 г. Ленинград.

42. Раненые дети в палате Ленинградского государственного Педиатрического института. 1942 г. Ленинград.

43. Группа маляров – учеников Тихвинской школы, за восстановлением дома. Май 1943 г.

44. Сортировщицы письменной корреспонденции отдела перевозки почты Московского вокзала (слева направо): 14-летняя стахановка Женя Синогова, комсомолки Мария Иванова и Роза Меньшакина, за работой. 29 мая 1943 г. Ленинград.

45. Школьники Дзержинского района идут на работу на огороды, находящиеся в Летнем саду. 10 июня 1943 г. Ленинград.

46. Раненые дети, пострадавшие от артиллерийских обстрелов города, в Ленинградском государственном Педиатрическом институте. Июль 1943 г. Ленинград.

47. Юные защитники Ленинграда на Дворцовой площади. 1945 г. Ленинград.

48. Группа детей у репродуктора, установленного в Екатерининском сквере, рады сообщению о капитуляции Германии. 09 мая 1945 г. Ленинград.

49. Воспитанники детских яслей за обедом в бомбоубежище. Сентябрь 1941 г. Ленинград.

50. Медицинские сестры укладывают новорожденных в кроватки в детской комнате родильного дома имени профессора Снегирева. 1942 г. Ленинград.

51. Дети у грядок на набережной в Ленинграде. 1942 г.

52. Воспитанники яслей № 233 Выборгского района купаются под душем. Июнь 1944 г. Ленинград.

53. Комсомольцы, пионеры и школьники средней школы № 36 г. Иваново организовали среди учащихся сбор подарков для бойцов Красной Армии. Сентябрь 1941 г.

54. Директор школы Ага-Юсуп аула Арсариб Довлеет за приемом вещей для фронта от учеников. Декабрь 1942 г. Туркменская ССР.

55. Учащиеся владивостокской средней школы № 1 за починкой обмундирования. Сентябрь 1942 г. Владивосток.

56. Дети командиров и бойцов Красной Армии готовят подарки для раненых бойцов госпиталя. 1942 г. Москва.

57. Ученики школы № 3 г. Орджоникидзе зачитывают письмо из действующей армии. 1942 г. Северо-Осетинская АССР.

58. Ученики Березовской средней школы убирают урожай фруктов в саду одного из колхозов области. 1944 г. Амурская область.

59. Учащиеся Ивановской средней школы № 38 за уборкой урожая моркови в поле совхоза. 1944 г. Ивановская область.

60. Пионеры Глуховского хлопчато-бумажного комбината имени Ленина отправляются на прополку колхозного поля. 26 июня 1944 г. Ногинск.

61. Дети фронтовиков в вышивальном цехе учебно-производственного комбината Отдела народного образования Свердловского района Москвы. 1944 г.

62. Дети на самодельных тачках везут багаж немецких солдат-отпускников на вокзал. Май 1943 г. Орел

63. Дети чистят сапоги немецких солдат. Ноябрь 1942 г. Белосток.

64. Провожала меня мать в партизаны. 1941.

65. Учительница Е.М. Демина ведет урок в 7-м классе средней школы № 10 Свердловского района Ленинграда. На первом плане – ученицы Оля Руран и Зоя Чубаркова.

66. Отличник учебы 4-го класса средней школы № 10 Свердловского района тимуровец Виктор Смирнов (12 лет). Ленинград.

67. Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника. Ленинград.

68. Воспитанники детского дома № 58 с воспитательницей И.К. Лирц в бомбоубежище во время воздушной тревоги. Ленинград.

69. В хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса. Ленинград.

70. Игрушки воспитанников детского дома № 58, пострадавшие от бомбежек и артобстрелов. Ленинград.

71. Панно "Смерть детоубийцам!" на фасаде разрушенного дома (угол Лиговского проспекта и Разъезжей улицы). Ленинград.

72. Год рождения 1942-й. (Врач-консультант Л.Г.Мыскова со спящими новорожденными детьми в детских яслях № 248 Свердловского района). 1942 г. Ленинград.

73. Нина Афанасьева – она родилась в дни блокады. Ленинград.

74. Замученные дети. 1942 г. Сталинград

75. Убитый мальчик Витя Черевичкин с голубем в руках. Ростов-на-Дону.

76. Жительница Львова у тела своего ребенка, расстрелянного в гетто. 1944 г. Львов.

77. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Март 1944 г. Белорусская ССР.

78. Группа женщин и детей одного из населенных пунктов, оккупированных немецкими войсками.

79. 14-летний пахарь колхоза им.Коминтерна Илья Дружков на пахоте паров. 1942 г. Красноярский край.

80. Пионеры Кисловодской школы № 4 в госпитале. 1943 г.

81. Группа пионеров передает подарки раненому бойцу в госпитале. 1942 г.

82. Татьяна Онищенко с дочкой на руках, смертельно раненой осколками немецкой бомбы. Подмосковье

83. Финский концлагерь. Петрозаводск. Июнь 1944г.
Советские дети-узники 6-го финского концлагеря в Петрозаводске. Во время оккупации Советской Карелии финнами в Петрозаводске было создано шесть концлагерей для содержания местных русскоязычных жителей. Лагерь №6 размещался в районе Перевалочной биржи, в нем держали 7000 человек. Фотография сделана после освобождения Петрозаводска советскими войсками 28 июня 1944 года.Автор съемки: Галина Санько.
Этот снимок представлялся в составе доказательств на Нюрнбергском процессе над военными преступниками. Девочка, которая на фотографии вторая от столба справа - Клавдия Нюппиева - спустя много лет опубликовала свои воспоминания.

86. «Обездоленные деревни Ягодная». Советские дети-беженцы из деревни Ягодная Орловской области. 22 июля 1943 г.

91. Освобожденное поле

92. Сын полка.

93. Юный партизан. 1942 г.

94. Сын полка. 1943 г.

95. На пляже. Освобожденный Севастополь. 1944 г.

96. Юный разведчик-кавалерист Витя Поздняков за рейды в тыл врага награжден медалью "За отвагу". Степной фронт. Апрель 1943 г.

97. Дети войны

98. Подросток, работающий на сверлильном станке на оборонном заводе.

99. Сын партизана. Белоруссия. 1944 г.

100. Дороги войны, 1942 г.

101. Герой Советского Союза гвардии майор Николай Пинчук в родном колхозе. Июль-август 1945 г.

102. Юный партизан Петр Гурко из отряда "За власть Советов". Псковско-Новгородская партизанская зона. 1942 г.

103. Освобождение Австрии. Апрель 1945 г.

104. Детский концлагерь в Латвии

105. Освобожденные дети Саласпилса. 1944 г.

106. Псковский священник Федор Пузанов со своими прихожанами у церкви. 1943 г.

107. Фонтан "Дети", Сталинград. 1943 г.

108. Красноармеец Иван Кузнецов приехал в родное село Бельдяшки Орловской области. 1945 г.

109. Воспитанники детского дома, сироты, потерявшие родителей на войне. Некоторые из этих детей сами были узниками фашистских концлагерей. Село Малая Лепетиха, Великолепетихский район, Херсонская область.1949 год.

110. В родное село. Советские женщины и дети возвращаются домой. 1943 г.

111. Дети освобожденного города Жиздра - Рая и Гена Щегловы. Калужская область. Август 1943 г.

112. Два партизана из Брянской области. 1943 г.

113. Солдаты 51-го отдельного мотоциклетного батальона 22-го танкового корпуса 38-й армии Юго-Западного фронта с советскими детьми. 1942 г.

114. Дети в Сталинграде прячутся от бомбящих немецких самолетов. 1942 г.

115. Подбитый советский танк Т-34-85 и сидящие на нем дети. Май 1945 года.

116. Юнга гвардейского крейсера Черноморского флота проекта 815 «Красный Кавказ».

117. Поэт Е.А. Долматовский и советские дети.

118. Сын полка Володя Тарновский ставит автограф на колонне Рейхстага. Май 1945

119. Неизвестный боец Красной Армии беседует с десятилетним Володей Лукиным, родителей которого немцы угнали в Германию. Лишившись крова, мальчик отморозил себе ноги. 2-й Прибалтийский фронт. 1944 год.

120. Сын полка Володя Тарновский с боевыми товарищами в Берлине. Май 1945

121. Сын полка Володя Тарновский с боевыми товарищами в Берлине.

122. Партизан-разведчик Черниговского соединения «За Родину» Василий Боровик на фоне деревьев.

123. Бойцы Красной армии кормят маленькую девочку.

124. В горькие дни отступления. Днепропетровщина. Семья беженцев везет свои пожитки, спасаясь от наступающих немцев. Днепропетровская область, Украина, 1941 г.

125. Дети за партами разрушенной школы в Сталинграде. Весна 1943 года.

126. Сын полка Петр Королев (1930-1998). 1945 г.

127. Группа офицеров 8-й гвардейской механизированной бригады 3-го Сталинградского механизированного корпуса с сыном полка.

128. Командир партизанского отряда вручает медаль «За отвагу» юному партизану-разведчику. 1942 г.

129. Подросток чистит сапоги раненому немецкому солдату на оккупированной железнодорожной станции в СССР. 1943 г.

130. Сын полка.

131. Юный партизан-разведчик Толя Гороховский. 1943 г.

132. Техник-сержант Джозеф Е. Томпсон учит советского мальчика английским словам. 1944 г.

133. Портрет 15-летнего партизана-разведчика Миши Петрова из отряда имени Сталина с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38. Боец подпоясан солдатским ремнем Вермахта, за сапогом - советская противопехотная граната РГД-33. Белоруссия, 1943 г.

134. Советские беженцы.

135. Советский партизан-подросток Коля Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. 1943 г.

136. Сержант С. Вайншенкер и техник-сержант Вильям Топпс с сыном полка 169 авиабазы особого назначения. Имя неизвестно, возраст - 10 лет, служил помощником техника по вооружению. Аэродром Полтава. 1944 г.

137. Мальчик лет семи на месте прошедшего боя, у взорванного советского танка Т-34-85. Позади видны еще два таких же танка.

138. Освобожденные дети, заключенные концлагеря Освенцим (Аушвиц) показывают лагерные номера, вытатуированные на руках. Бжезинка, Польша. Февраль 1945 г.

139. Советские беженцы на окраине деревни в окрестностях Харькова. 1943 г.

140. Советский солдат с чешским ребенком на руках. Прага, Чехословакия. Май 1945

141. Советский солдат с чешским ребенком на руках. Малыш рассматривает орден Славы на груди бойца.Прага, Чехословакия. Май 1945

142. Советский солдат с чешским ребенком на руках. Прага, Чехословакия. Май 1945

143. Советские беженцы за приготовлением еды у входа в землянку. Белоруссия. 1944 г.

144. Советские дети среди разрушенного населенного пункта. 1942 г.

145. Сын полка. На груди знаки «Гвардия» и «Отличный минометчик».

146. Школьники освобожденного Гжатска (Ныне - город Гагарин) показывают красноармейцам немецкие «эрзац-валенки». Смоленская область. Март 1943 г.

147. Сотрудница 3-й Советской больницы Ольга Федоровна Щербацевич, ухаживавшая за пленными ранеными солдатами и офицерами Красной армии. Повешена немцами в Александровском сквере Минска 26 октября 1941 года.

148. Советские партизаны - отец и сын. 1943 г.

149. Сын 328-го гвардейского минометного полкполка Николай Имчук (р. 1930).

150. Советские солдаты с подростком (возможно, «сыном полка») в освобожденном чешском поселке Цоткитле. 1945 г.

151. Член Военного совета Н.С. Хрущев в освобожденном Сталинграде разговаривает с советским юношей, пережившим Битву за город. 03.02.1943

152. Дети водят хоровод на фоне аэростатов воздушного заграждения. Скорее всего - начало зимы 1941 года. Москва.

153. «Всех угнали фашисты». Старший сержант Моисеев - командир отдельной артиллерийской разведки 2-го дивизиона 4-й батареи 308-го полка кормит двухлетнюю девочку Валю, найденную им в одной из пустых изб деревни Извеково. Смоленская область, Вяземский район, 1

154. Пионеры подписывают свою посылку, предназначенную для отправки в действующую армию.

155. Советские солдаты общаются с детьми, освобожденными из Освенцима. Польша. Январь 1945 г.

156. Советский подросток сидит у ствола брошенного при немецком отсуплении артиллерийского орудия.

157. Советские дети, играющие на брошенном немецком танке Pz.Kpfw. V Ausf. D «Пантера» в Харькове. Сентябрь 1943

158. Дети у подбитого советскими войсками немецкого танка Pz.Kpfw. IV.

159. Юный партизан Владимир Иванович Бебех из черниговского отряда имени Сталина, командира Николая Попудренко. 1943 г. Черниговская область, Украина.

160. Деревенские дети сидят на башне подбитого и брошенного немецкого танка Pz.Kpfw.III. Зима 1941 -1942 гг. Московская область.

161. 13-летний разведчик-партизан Федя Мощев. Октябрь 1942 г.

162. Группа пленных красноармейцев с воспитанником. На заднем плане немецкий конвоир. 1942 г.

163. Командир бригады торпедных катеров Северного флота А.В. Кузьмин вручает юнге Саше Ковалеву (04.01.1927 - 09.05.1944) орден Красной Звезды. 01.05.1944

164. В московском метро, на станции «Маяковская», используемой как бомбоубежище, идет раздача молока детям. Январь 1942

165. Школьницы Валя Иванова (слева) и Валя Игнатович, потушившие две зажигательные бомбы, упавшие на чердак их дома. Ленинград. 13.09.1941

166. Мирные жители на митинге в освобожденном от немецких войск Смоленске. Сентябрь 1943 г.

167. Дети у руин дома в белорусской деревне Лозоватка. 1944 г.

168. Дети на брошенном у моста советском танке Т-34-76. Фото не ранее осени 1942 года, так как танк оснащен башней-"гайкой", которую стали ставить с этого времени.

169. Освобожденные дети из концлагеря Освенцим. Январь 1945 г.

170. Командир стрелкового батальона майор В.Романенко (в центре) рассказывает югославским партизанам и жителям села Старчево (в районе Белграда) о боевых делах юного разведчика - ефрейтора Вити Жайворонка. Октябрь 1944 г. Югославия.

171. Командир стрелкового батальона В. Романенко (второй справа) рассказывает жителям одного из селений в районе Белграда о боевых делах юного разведчика – Вити Жайворонка. Старчево, Югославия, октябрь 1944

172. Юнга крейсера «Красный Кавказ», награжденный орденом Красной Звезды. Севастополь. 1944 г.

173. Бывший снайпер морской пехоты И.М. Триков по время практических занятий в школе корабельных боцманов и юнг. Балтийский флот. 1943 г.

174. Заменили отцов у станка

175. Пионеры Таня Кострова и Маня Михеева ухаживают за братской могилой в освобожденном от немцев селе. 1942 г.