Что такое жестокость? Когда родителям начинать беспокоиться

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью . Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные , но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением .

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.

Давно собирался написать пост об этом и многим обещал, но всё руки не доходили.

Про "зверства фашистов" слышали все и в сети на этой почве немало холиваров. Например есть такой миф, что все зверства проводились всякими коллаборационистами, а собственно германский солдат был мил, добродушен гуманен и вообще ребёнка не обидит. Видимо такие выгодны разнообразным неонацистам и потому ими распространяются.
Часто вина за карательные акции, сжигание деревень и т.д. возлагают на фашистскую идеологию, план Ост о официальную политику геноцида: мол рядовых немцев заставляли вот они и подчинялись, чтобы не навлечь на себя гнев. а так сами то они ни за что бы никогда... Это справедливо лишь отчасти. Да, во второй мировой войне таковой была официальная политика, но "рядовые немцы" охотно и радостно выполняли и перевыполняли возложенные на них обязанности.

Весь секрет кроется в национальной немецкой психологии. И начинать её рассматривать стоит с самого начала формирования единой Германии.
В 1870 году началась Франко-прусская война. Канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк и король Вильгельм I надеялись в результате войны объединить Германию и подорвать могущество Франции. Французский император Наполеон III стремился не допустить объединения Германии и сохранить европейскую гегемонию Франции. Войска Северогерманского союза одержали полную победу.
В северогерманский союз входили королевства (Пруссия, Саксония), великие герцогства: (Гессен-Дармштадт, Саксен-Веймар, Мекленбург-Шверин, Мекленбург-Стрелиц, Ольденбург), герцогства (Брауншвейг, Саксен-Кобург-Гота, Саксен-Альтенбург, Саксен-Мейнинген, Ангальт), княжества (Шварцбург-Зондерсгаузен, Шварцбург-Рудольштадт, Вальдек, Рёйсс (младшей линии), Рёйсс (старшей линии), Шаумбург-Липпе, Липпе-Детмольд) а так же свободные города: Бремен, Гамбург, Любек.
18 января 1871 года в Версале Бисмарк и Вильгельм I объявили о создании Германской империи на базе северогерсманского союза. К империи быстро присоединились государства, не входившие в состав Северогерманского союза — Бавария и прочие южногерманские страны. Отсюда начинается "Единая Германия" или просто германия, какой её привычно сейчас воспринимать.

А до того на месте Германии существовал лютый феодализм и раздробленность с междоусобными конфликтами и грызней за землю. То есть не было немцев как таковых в плане национального самосознания, были прусаки, саксонцы, баварцы, гамбургцы...
Свежесозданную империю нужно было скрепить намертво в единое государство чтобы обратно не развалилась. И если в экономическом плане основой империи послужили 5 миллиардов франков, которые французы выплатили немцам в качестве контрибуции, то в политическом плане всё было сложнее. Каждый участник союза тем сильнее хотел сохранить самоуправление и политическую независимость, чем сильнее и влиятельнее был. Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг.получили статус полу-автономных королевств, и подчинялись только прусскому королю напрямую (что носило скорее официальный, публичный характер, реально же являлось самоуправлением). Сохранили свою власть и правительства трех «вольных ганзейских городов»: Гамбург, Любек, Бремен. Все "осколки поменьше" в большей или меньшей степени управлялись единым правительствам, но тоже заявляли о себе как о суверенных образованиях.
По конституции, президентство принадлежало прусскому королю, который пользовался титулом германского императора, но по сути был политической марионеткой: он по конституции не пользовался даже задерживающим veto и имел лишь право обнародовать законы (то есть по сути - работать глашатаем). Имперский канцлер являлся главным органом исполнительной власти и вместе с тем единственным лицом, ответственным перед союзным советом и рейхстагом за все действия этой власти. По сути рейхсканцлер был главой государства, хоть и не был им официально.

Вернёмся к самим немцам. Чтобы империя не развалилась, её население нужно сплотить. И Бисмарк выбрал для этих целей идею единой германии как идею единой нации, вернее идею единой и единственной нации победителей, которым судьбой предназначено властвовать над остальными народами, и нации если не сверхлюдей, то единственных наследников великих богов - точно . За историческую основу взяли эпоху "германских племён", когда все разнообразные племена были связаны скандинавской мифологией.
Плюс к тому сразу после создания Германская Империя заключила союз с Австрия-Венгрией и расширила свои территории за счёт колоний: Того, Камерун, континентальная часть Танзании (Танганьика), Намибия, Руанда и Бурунди в Африке; порт Циндао (Кайтчоу) на полуострове Шаньдун отжатый у Китая; Германская Новая Гвинея в Океании... Кое-что Германия напрямую купила у Испании, например Марианские и Каролинские острова. То есть рядовому немцу предоставили фактические доказательства того, что немцы как единая нация - нация победителей и господ чтобы не сомневался. И начали эту идею насаждать в обществе, то есть взялись за воспитание подрастающих поколений.
Образование дети получали в то время зачастую в церковных школах, которые отличались крайней тоталитарностью и насаждали идеи богоизбранности Единой Германии. Но и в обычных школах не поощрялось вольнодумство и были весьма популярны телесные наказания: знания просто вдалбливались в голову учащихся и паралельно проводилась пропаганда пангерманизма - превозносились германские поэты, германская культура, германские достижения и вообще всё германское, а всё не германское принижалось и предавалось осмеянию. Обучение было построено на широчайшей системе запретов, предусматривающих наказания за их нарушение.
Поэтому ещё до первой мировой войны было сформировано новое германское общество, в котором система запретов и их соблюдение играли решающую роль. То есть регламентировалось буквально всё подряд, включая цвет заборов, высоту травы, форму печных труб и так далее. Отсюда и начинается "знаменитая немецкая педантичность и точность" - не из любви к самой точности, а из строгой обязательности соблюдения точности и страха нарушения запрета. Рядовой немец во всех аспектах общественной жизни и практически во всех аспектах жизни личной был обязан подчиняться запретам как официальным так и неофициальным. Нарушение запретов и норм могло скомпрометировать не только рядового немца лично но и через него всё германское общество в целом. Это, надо сказать, нехилое психологическое напряжение, поскольку рядовой немец хоть и принадлежал к нации сверхлюдей победителей и господ, но всегда ощущал на себе незримый взгляд германского общества, оценивающий правильность его поступков - даже когда садился на германский унитаз в германском туалете... Я не шучу - ведь всё германское превозносилось абсолютно без разбору. Вот такой вот психологический портрет среднего кайзеровского немца из новой, единой немецкой нации.

А потом была первая мировая война. И случилось то что должно было случиться - рядовой немец вышел за пределы своей любимой, передовой и богоизбранной Германии. Тот самый рядовой немец, который в пределах Германии был сдавлен гигантской системой запретов и представлялся скромным закомлпексованным и убогим... Этот самый рядовой немец предстаёт совсем в другом свете. Жёсткая система запретов и норм охватывающая всё германское общество, внимание, действовала только в границах германского общества . За пределами германского общества рядовой немец оказывался предоставлен сам себе и когда садился на не-германский унитаз в не-германском туалете - мог делать всё что ему заблагорассудится, потому что незримый взгляд германского общества на него не смотрел чуть менее, чем никак. То есть в рядовом немце сразу же пробуждались все демоны, взращённые тоталитарным обучением и телесными наказаниями в католических школах, постоянным ощущением что за тобой наблюдают во время жизни в Германском обществе. И рядовой немец сразу же начинал компенсироваться за все эти годы подчинённости, унижений и страха. (UPD: "в католических школах" следует читать как "в церковных школах", поскольку в данном случае разница между католиками и протестантами не существенна: педагогика что у тех что у других в германии оперировала одинаковыми методами. Споры о количестве католиков в Германии времён Бисмарка в комментариях не утихнут похоже никогда) .
Плюс к тому выходя за пределы Единого Германского Мира благодаря пропаганде пангерманизма рядовой немец выходил в мир отсталый и варварский, убогий, достойный осуждения и всяческого порицания, в мир который не жалко.
А поскольку рядовой немец оказывался не просто на войне, а на Германской войне, когда Германия и германская нация господ и победителей реализовывают вместе своё богами данное справедливое право на то, чтобы всех остальных побеждать и покорять, то любые действия рядового немца, даже самые непотребные, благодаря причастности к реализации этого богами данного права сразу обретают ореол священности и оправданности. то есть даже если у рядового немца и шевельнётся сомнение "а может всё-таки некрасиво так поступать?", то психика (после многолетней пропаганды пангерманизма) сразу же подсказывает "немцу так поступать можно и нужно, потому что... далее вариативно про нацию победителей и пангерманизм".

Немцы в ходе первой мировой войны устраивали "фашистские зверства" в полный рост - разница в том, что они их устраивали неорганизованно и без идеологической подоплёки как у фашистов а-ля "их всех нужно сейчас сжечь потому что они генетический мусор и впоследствии могут засорить великую чистую германскую нацию". Нет, в первую мировую немцы устраивали зверства просто так или "да здравствует садизм в чистом виде". Причём буквально рядом, в той же Бельгии, где оккупация проходила как положено - с этническими чистками и концлагерями.

Правда в ходе первой мировой рядовой воевавший (выживший) немец вдоволь насмотрелся на ужасы войны, вернулся в Германию уже с несколько иным мировоззрением и впал в депрессию - сформировалось так называемое "потерянное поколение" (см. произведения Э. М. Ремарка), но само германское (не воевавшее на передовой) общество осталось прежним, ни в чём не раскаивалось, но испытывало от итогов первой мировой баттхерт жестокое разочарование и требовало от правительства реванша: поставить Германию опять на ноги, начистить шлемы и уж теперь всех обязательно покорить и завоевать. Германское правительство оказалось в глубокой финансовой и экономической жопе, потому требованиям германского общества соответствовать не могло. Поэтому когда на сцене появился Гитлер и НСДАП - им оставалось только предложить германскому обществу реванш и германское общество сразу их поддержало (позорный проигрыш германии фашисты ничтоже сумняшеся объясняли численным перевесом противника) Более того, фашисты помогли выйти из депрессии воевавшим немцам устраивавшим зверства, оправдав их идеей национального превосходства то есть снимая с них личную вину и ответственность, тем самым не только не осуждая, но оправдывая и поощряя их садизм.

Поэтому когда немцам приказали приводить в действие план Ост - они восприняли этот приказ с рвением и радостью.
Фашизм лишь придал им фанатичности и веры в свою миссию, но он не создал их жестокость и садизм с нуля. Фактически это культивируемая десятилетиями в масштабах Германии психопатия, которую идеология фашизма лишь огранила и вставила в оправу.

P.S. Когда после второй мировой фашизм подвергся осуждению, рядовые немцы повторно, на этот раз уже поголовно всей страной впали в депрессию. Во многом этому содействовали "победители", силой орудия устраивавшие тыловым немцам экскурсии по концентрационным лагерям для пушего образования. До сих пор средняя заболеваемость депрессивными расстройствами по Германии в 4,5 раза выше чем в соседних странах с похожим уровнем жизни.

P.P.S. План Ост, Документ 6: «Генеральный план колонизации» (нем. Generalsiedlungsplan), создан в сентябре 1942 года плановой службой RKF (объём: 200 страниц, включая 25 карт и таблиц).
Содержание: Описание масштабов запланированной колонизации всех предусмотренных к этому областей с конкретными границами отдельных районов заселения. Область должна была охватить территорию 330 000 км² с 360 100 сельских хозяйствами. Необходимое количество переселенцев оценивалось в 12,21 миллионов человек (из них 2,859 миллионов — крестьяне и занятые в лесном хозяйстве). Запланированная к заселению область должна была быть очищена от приблизительно 30,8 миллионов человек . Расходы на осуществление плана были оценены в 144 миллиарда рейхсмарок. (пруф).

Это я ещё и к тому, чтобы заранее заткнулись крикуны а ля "нужно было сразу и быстро проиграть Германии, потерь бы таких не было, не было бы оккупации, были бы все живы". Были бы. Ага-ага. Живы.
.
P.P.P.S. По поводу первой фотографии возникли предположения, что она - сфотошопленная, однако никаких подтверждений пока не видел, только частные субъективные мнения. По получении ссылки на исходную фотографию как прямое доказательство фотошопа тут же заменю её на другую;). UPD: фотография вылетела с хостинга, на её место водружена другая, сходная по смыслу и содержанию .

Нужно ли человеку быть жестоким? У каждого свое мнение на этот счет. Понятно, что никто из нас не хочет видеть вокруг себя жестоких людей, которых мы небезосновательно боимся, или во всяком случае опасаемся. Нам гораздо комфортнее находиться рядом с безобидными, уступчивыми, добрыми и отзывчивыми людьми, которые бы не вызывали у вас никакого опасения. Это желание понятно, оно отвечает нашим потребностям в безопасности. Но давайте подумаем над тем – насколько безопасно быть в этом мире слишком добрым, отзывчивым, мягким, уступчивым и абсолютно безобидным человеком? Или хотя бы казаться таким? Пожалуй, что не самый лучший вариант для нас. Во всяком случае, нам не всегда нужно такими быть. Потому что такого человека многие будут обижать, использовать и самоутверждаться за его счет. А вот жестких и тем более жестоких людей, как правило, боятся, и поэтому уважают, а значит и считаются с ними. Мир часто бывает жесток и беспощаден к тем, кто не понимает его законов. И чтобы не стать его жертвой – нужно тоже уметь быть жестоким. Поэтому в этой статье мы поговорим с вами о том, как развить в себе жесткость, ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы постоять за себя и отстоять свои интересы в этой жизни.

Одно время я работал криминальным психологом и имел дело с очень жестокими людьми, точнее, с теми поступками, которые они совершали. Это позволило мне взглянуть на мир с темной, скажем так, стороны. И я понял, что мир может быть очень жесток, особенно к слабым людям. А раз мир может быть жесток, то и человек в нем тоже должен быть жестоким – когда это необходимо. Жестокость считается проявлением слабости и трусости, но давайте подумаем получше – разве это действительно так? Разве жестокий человек, умеющий подчинять себе волю других людей кажется слабым? А является ли он таковым? Как правило, нет. Хотя из-за слабости и страха человек действительно может совершать жестокие поступки для запугивания других людей, подавляя таким образом свой страх за счет их страха, но даже в этом случае благодаря своим агрессивным действиям человек добивается результата, а не бездействует и не бежит от опасности. Поэтому жестокость человеку нужна, особенно в таких ситуациях, когда от ее наличия или отсутствия зависит жизнь человека. Ему нужно быть жестоким для того, чтобы противостоять жестокости, ибо я еще ни разу не видел в своей жизни случая, когда жестокости и насилию успешно противопоставлялась доброта. История с Махатмой Ганди я в пример не беру, ибо не считаю его философию ненасилия ненасильственной. Но речь не об этом. Если вы нашли эту статью, значит, с жизнью вы уже познакомились, – с той ее стороной, которая по головке не гладит, а очень сильно и больно жалит. Поэтому для чего вам становиться жестоким – вы сами хорошо знаете. Хочу лишь сказать, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы с ее помощью совершать насилие над другими людьми, а для того, чтобы от этого насилия уберечься.

Итак, чтобы стать жестоким человеком вам, дорогие друзья, для начала необходимо пересмотреть все свое мировоззрение. Доброта и жестокость – это две стороны одной медали. Вы должны это понять и принять, и перестать считать жестокость чем-то таким, чего в нашей жизни быть не должно. Поэтому, чтобы быть жестоким – нужно стать практичным. Что это значит? Это значит, что морально-нравственные нормы должны вами восприниматься лишь с точки зрения ваших интересов. Проще говоря, быть добрым нужно тогда – когда вам это выгодно. А когда вам это не выгодно – забудьте о доброте, порядочности, чести, честности и так далее. Жестокость, как я убедился, изучая ее истоки – это прежде всего хладнокровная практичность, при которой человек может перешагнуть через кого угодно, ради себя и своих интересов. Поэтому развитие жестокости требует от человека развития хладнокровности и безразличия к остальным людям, при которых человек в состоянии контролировать свои эмоции. Бешеным садистом, диким психопатом, наводящим ужас на людей – быть не нужно. Хотя это тоже проявление жестокости. Но со звериным характером вы далеко не уйдете, вас или в клетку посадят, более уравновешенные, но не менее сильные люди, или другие дикие психопаты прибьют. Лучше быть хладнокровным и расчётливым циником, тихо и эффективно убирающим со своего пути всех, кто его преграждает. Такой человек является жестоким преимущественно за счет своей расчётливости и отсутствия всяких моральных тормозов. Он не плохой и не хороший, он живет так, как ему выгодно жить. Чтобы стать таким человеком, необходимо, как я уже сказал, полностью пересмотреть свое мировоззрение, и сделать для себя нормой то, к чему вы сейчас относитесь со страхом и ненавистью. Надо принять в свой внутренний мир жестокие и безнравственные поступки, поняв их смысл. Не надо никогда ни за что осуждать других людей и их поступки – надо просто пытаться понять то, чего вы боитесь и что вы ненавидите. Забудьте о том, что есть в этом мире что-то хорошее или плохое – старайтесь во всем увидеть смысл, даже в самых диких и безнравственных поступках людей. И конечно же, во всем ищите собственную выгоду. Тот, кто придумал этот мир и нас с вами – знал, что делал. Он сотворил нас такими, какими мы должны быть, по крайней мере в этом мире.

Но мы с вами все равно должны учитывать то, что жестокость людей является неотъемлемой частью их жизни, поэтому нам необходимо не отгораживаться от нее, а учиться жить с ней и по мере необходимости проявлять ее. И поэтому последний способ, позволяющий стать жестоким, о котором я хочу рассказать вам в этой статье дорогие друзья, очень прост – берите пример с тех, кто поступает жестоко, но не дико, а скорее цинично и эффективно, добиваясь с помощью жестокости своих целей. Изучите поведение этих людей, постарайтесь понять его истоки, его смысл, особенности, цели. И затем, подумайте над тем, с помощью каких действий вы можете это поведение перенять и воспроизвести в тех ситуациях, когда вам это будет необходимо. Вы ведь можете, скажем, не помогать людям, когда вам это не нужно, не выгодно и противно, не так ли? Вы также можете научиться беспощадно уничтожать своих врагов самыми разными способами, пользуясь всеми доступными вам средствами. Нужно только отказаться от того шаблонного поведения, которого вы сейчас неосознанно придерживаетесь, и начать формировать новый, более правильный шаблон, за счет подражания тем, кто ведет себя более практично.

Жестокость требует от человека не только определенного понимания жизни, но и решительности. Вам нужно самому начать выбирать нужную вам модель поведения. Когда-то ведь вы научились у кого-то – быть не жестоким человеком, не так ли? Кто-то же на своем примере показал вам, как надо и как не надо поступать в этой жизни, кто-то же сделал вас таким, какой вы сейчас есть, внушив вам определенные установки? Ну так учитесь теперь у других людей тому, как быть жестоким – берите пример с тех, кто, как вы считаете, разбирается в жизни лучше вас. Изучайте поведение и мышление этих людей – учитесь смотреть на мир их глазами. И тогда вы тоже станете жестоким человеком – оправданно жестоким.

Также имейте в виду, что жестокий человек может побеждать других людей самыми разными способами. Для него цель всегда оправдывает любые средства. Среди различных способов достижения целей особое место занимает умение манипулировать людьми, благодаря которому многие коварные правители приходили к власти и устанавливали для всех свои жесткие и даже жестокие законы и правила. Манипуляция – это мощнейшее оружие в руках любого человека. Это оружие, как локального, так и массового поражения. Если вы являетесь физически и морально слабым человеком, если вам нужно сильное оружие, чтобы защищать себя и отстаивать свои интересы, тогда вам нужно научиться манипулировать людьми – этот навык даст вам большую силу. Хорошие манипуляторы способны переиграть, перехитрить и в конечном счете победить любого человека. Осваивайте навыки манипуляции людьми и они помогут вам справиться с любыми врагами, соперниками, конкурентами.

Друзья, не забывайте о том, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы целенаправленно вредить другим людям, а для того, чтобы не позволять им вредить нам. А также для того, чтобы они не мешали нам добиваться своих целей и не вставали у нас на пути. Когда ничто другое не помогает в таких случаях, можно прибегнуть к грамотной жестокости.

Жестокость

Жесто́кость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.

Правовая оценка

Термин «жестокость» часто используется в правоведении и криминологии, в отношении обращения с животными и детьми. В настоящее время жестокое обращение с животными вызывает полемику среди юристов, философов и священнослужителей.

В УКРФ существует статья 105, часть 2, пункт «д» - убийство, совершенное с особой жестокостью , служащая наглядным примером определения жестокости, то есть перед убийством применялись пытки, глумления, нанесение большого количества телесных повреждений .

Причины жестокости

Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди - психически нездоровые люди. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента; долгого жестокого обращения с субъектом или из-за иной психической травмы) или временным обезумеванием (употреблением наркотика; шоком и тому подобное).

См. также

Фильмы по теме «Жестокость»

Примечания

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.

Ссылки

  • Жестокость . // azps.ru. Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 16 февраля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Жестокость" в других словарях:

    жестокость - Жестокость … Словарь синонимов русского языка

    Безжалостность, бессердечие, бесчеловечность, зверство, изуверство, кровожадность, неистовство, свирепость; ожесточение, озлобление. Прот. милосердие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские… … Словарь синонимов

    Жестокость - Жестокость ♦ Cruauté Стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. Этим жестокость близка к садизму, но еще более предосудительна. Садизм – одна из форм извращения, тогда как жестокость – порок. На мой взгляд,… … Философский словарь Спонвиля

    ЖЕСТОКОСТЬ, жестокости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к жестокий в 1 знач. Человеческая жестокость. 2. Жестокое обращение, жестокий поступок. Жестокостями усмиряли непокорных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод. Джордж Элиот Жажда наслаждений делает жестоким. Пьер Буаст Трусость мать жестокости. Мишель Монтень Жаждешь крови? Стань гнидой. Станислав Ежи Лец Отвращение к… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В искусстве. В XX в. под влиянием философии Ницше и исследований Фрейда и фрейдистов в художественном пространстве и особенно в ПОСТ культуре (см.: ПОСТ) видное место заняла репрезентация и эстетизация Ж., насилия, террора, войн, катастроф и им… … Энциклопедия культурологии

    ЖЕСТОКОСТЬ, и, жен. 1. см. жестокий. 2. Жестокий поступок, обращение. Допустить ж. Жестокости не прощаются. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ЖЕСТОКОСТЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, ч/б, 92 мин. Криминально психологическая драма. По мотивам одноименной повести Павла Нилина. Первые годы Советской власти на Дальнем Востоке. Работники уголовного розыска небольшого уездного городка Дудари… … Энциклопедия кино

    ЖЕСТОКОСТЬ - ЖЕСТОКОСТЬ, аффективно волевая установка, стоящая в тесной связи с аггрессив ностъю (см.). Биолог, основой Ж. являются нек рые компоненты влечений к пище и полового влечения (умерщвление и разрывание добычи, насилие над объектом полового… … Большая медицинская энциклопедия

    жестокость - ЖЕСТОКОСТЬ1, антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, жестокосердие, кровожадность, лютость, садизм, свирепость, устар. кровопийство, устар. свирепство ЖЕСТОКИЙ, бездушный, безжалостный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Жестокость - Жестокость, проявленная во сне по отношению к вам, предвещает беспокойство и огорчение. Если жестокости подвергся кто то другой – вы преподнесете своим близким некую неразрешимую задачу … Большой универсальный сонник

  • Физическое и словесное насилие - сигнал тревоги, на который надо реагировать, если оно становится для ребенка основным способом общения.
  • Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку преобразовать его агрессивные импульсы в приемлемые, человечные чувства.
  • Проявляя агрессию, ребенок всегда выражает свое страдание, реагирует на неблагополучие в семье.

В одном из престижных лицеев четвероклассники писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели поссориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку…

«Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, - говорит психолог Ольга Кардашина. - Конфликты нередко заканчиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблагополучных семей или c теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, - а ведь именно так многие привыкли считать».

Что делать в таких ситуациях - наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?

Когда родителям начинать беспокоиться?

Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, который заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Второклассника, который дерется на переменах? Или подростка, который при любой возможности пускает в ход кулаки?

«Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишеские шалости и начинаются ненормальные, - признается Лилия, мать двух близнецов-первоклашек. - Витя и Митя всегда были легковозбудимы, но мне по-настоящему стало не по себе, когда мама их одноклассника пожаловалась, что мои дети загнали в угол ее сына и устроили ему «темную».

Мы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал... отвести их в хорошую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, - уточняет психолог Эдвига Антье. - Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо, и он не станет демонстрировать силу на младших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством».

Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния

«Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, - подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. - По-настоящему проблемными можно назвать лишь тех детей, кто постоянно агрессивен до жестокости. Для них такой способ поведения - основная тактика: они оказываются затянуты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социального положения семьи».

Если же ребенок дерется лишь время от времени и при этом считается с авторитетом старших, готов воспринимать их объяснения и запреты - его поведение вполне нормально.

Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, добавляет: «Есть множество нюансов и деталей, которые и определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния». И их необходимо найти - иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно.

Агрессивность как этап развития

Понятно, что одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы.

«Для детей полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкнули, и я толкнул, - объясняет Ольга Кардашина. - Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердиться, противопоставляя себя окружающему миру».

Эту энергию детской агрессивности, подчеркивает психолог, важно направить в иное, не деструктивное, но конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно - так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали этот авторитет как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.

Семьи, где рождается жестокость

Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать свои агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже. «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, - говорит специалист. - Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».

«Нередко даже от трех-четырехлетних детей можно услышать: «Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим справиться», - говорит Мария Серебрякова. - Родители же, не вникая, лишь раздражаются: «Прекрати!» Но даже если ребенок замолкает, его агрессия не исчезает. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию - чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности».

Чтобы помочь ребенку, нужно самим научиться реагировать на его поведение адекватно

Так или иначе за проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья - нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты - и порождает детские проблемы.

«Самые тяжелые ситуации обычно складываются там, где родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответственность на других - на общество, преподавателей, врачей, - говорит Морис Берже. - Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реагировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не воспринимать стремление обругать или поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание».

Выдающийся английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт утверждал, что «антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Это именно то, что должны услышать в нем взрослые.

Как родителям реагировать на агрессию ребенка?

Детский психолог Эдвига Антье в книге «Агрессивность» объясняет причины агрессивного поведения детей разных возрастов и советует родителям, как лучше поступить, столкнувшись с подобными реакциями ребенка.

Дo 1 года

Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, потребность в постоянном подтверждении материнской любви.

Способы выражения: плач, крик.

Что делать: кормить, брать на руки, ласкать, улыбаться, разговаривать. Чаще бывать с ребенком; даже находясь дома, носить его на животе или спине в рюкзачке или перемещать за собой в стульчике-лежанке.

Чего не делать: не оставлять плачущего ребенка без внимания; не кричать на него; не успокаивать с помощью соски; не пугать громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю в игре.

1–1,5 года

Причины агрессии: недовольство вводимыми ограничениями и запретами.

Способы выражения: упрямство, отказ от еды и сна, ночное пробуждение, плач.

Что делать: доходчиво и сдержанно объяснять каждое свое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и исследовательский азарт; приходить на помощь плачущему ребенку со всей возможной поспешностью.

Чего не делать: никогда с силой не трясти ребенка за плечи (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчинять себя полностью его воле; не допускать, чтобы он подолгу плакал.

1,5–3 года

Причины агрессии: начавшаяся самоидентификация ребенка; конфликт неудовлетворенных детских желаний и потребностей с волей и взглядами родителей.

Способы выражения: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, битье игрушек.

Что делать: не подавлять ярость, а дать ей выплеснуться; призывать ребенка к порядку спокойно, доброжелательно и твердо; больше играть с ребенком.

Чего не делать: не высмеивать ярость ребенка, не отвечать агрессией.

3–6 лет

Причины агрессии: неуемная энергия, постоянная жажда познания мира и общения; ревность к матери.

Способы выражения: бранные слова, плач, капризы.

Что делать: больше разговаривать с ребенком, но избегать морализаторства и нотаций; развивать у него чувство юмора. Начиная с 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.

Чего не делать: не поддаваться на провокацию и игнорировать бранные слова, не сквернословить в присутствии ребенка; не оставлять его надолго одного, а прибегать к помощи других членов семьи или приглашать няню.

7–12 лет

Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессивность.

Способы выражения: перебранки со сверстниками, возня, драки.

Что делать: направить энергию ребенка на подвижные игры, занятия в секциях и кружках; учить его облекать эмоции в словесную форму; ориентировать на социальные ценности; дозировать время просмотра телепрограмм и компьютерных игр.

Чего не делать: не стыдить ребенка, если он не сумел победить в драке; не позволять ему смотреть телепередачи со сценами чрезмерной жестокости и насилия; не поощрять увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашему ребенку, чтобы лучше понять причины его агрессии.

А. Для ребенка характерны:

  1. Трудолюбие.
  2. Успешность.
  3. Чрезмерное честолюбие.
  4. Стремление быть первым.
  5. Делать все напоказ.
  6. Быть в любимчиках у учителя.
  7. Надежность.
  8. Обаяние.
  9. Остроумие.
  10. Впечатлительность.
  11. Склонность к пустословию.
  12. Хвастовство.
  13. Занудство.
  14. Надоедливость.
  15. Легкие проказы.
  16. Склонность дразнить.
  17. Крик, плач.
  18. Лень.
  19. Неловкость.
  20. Неопрятность.
  21. Застенчивость.
  22. Робость.
  23. Зависимость.

Если хотя бы на пять утверждений из раздела «А» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - стремление любыми средствами привлечь внимание.

Б. Для ребенка характерны:

  1. Дерзость.
  2. Непокорность.
  3. Вспыльчивость.
  4. Прогулы уроков.
  5. Склонность к спорам.
  6. Неподчинение.
  7. Упрямство.
  8. Забывчивость.
  9. Склонность к безделью.
  10. Склонность демонстрировать превосходство: моральное, интеллектуальное, в умении планировать дела, в умении справляться с делами.

Если хотя бы на три утверждения из раздела «Б» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка -стремление любыми средствами достичь главенства.

В. Для ребенка характерны:

  1. Привычка нарушать всевозможные правила.
  2. Злость.
  3. Жестокость.
  4. Воровство.
  5. Угрюмое сопротивление.
  6. Сильная пассивность.

Если хотя бы на два утверждения раздела «В» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его стремление отомстить, заставить других почувствовать его боль и обиду.

Г. Для ребенка характерны:

  1. Комплекс неполноценности.
  2. Безнадежность.
  3. Тупость.
  4. Лень.

Если хотя бы на два утверждения из раздела «Г» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его ощущение неспособности сделать что-нибудь, нехватка собственных сил.