Делать если ты ничего не знаешь. Проваливаются скромники и тихони. Используем современные достижения науки и техники

Экзамен для подростка – всегда настоящее испытание, ведь переживания относительно того, будет он сдан или нет, еще никто не отменял. Именно поэтому специалисты в данной статье постарались максимально обширно рассмотреть эту тему и дать действенные советы потому, как можно сдать экзамен, если ничего не знаешь.

Здесь впору выделить следующие советы, которые смогут оказать непосильную помощь при тестировании знаний учащегося:

  1. Отсутствие волнения. Волнение в аудитории, где будет проходить сдача экзаменов, совершенно не имеет смысла, ведь от выпускника уже ничего не зависит. Для успокоения разрешается выпить немного валерьяны или настойки пустырника, однако здесь важно не переусердствовать. В противном случае возможно замедление скорости реакции и мышления, которые сейчас так необходимы.

Также можно отвлечь себя чем-либо перед экзаменами, к примеру, интересным фильмом, книгой, компьютерной игрой, общением с друзьями.

Специалисты отметили, что перед преподавателем следует, наоборот, выказывать свое волнение и переживания – это наведет его на мысль о том, что причиной плохого ответа является чрезмерное волнение.

  1. Выдача большего объема информации при ответе. Ни в коем случае нельзя молчать, если по вытянутому билету вы совершенно ничего не знаете. Почему? Не всем учащимся и поступающим известно, что экзаменаторов также проверяют. Конечно же, если в ходе проверки будет выявлена сдача пустого листика и при этом хорошая отметка по экзамену – преподавателя будут ждать неприятности. Но если на листике написан ответ, пусть даже не по теме, то учитель уже обретает возможность поставить хотя бы минимальную оценку, потому как во всех подробностях работы не проверяются. Проверка происходит по принципу: есть вопрос – есть ответ.

Аналогичная ситуация обстоит с устной формой ответа – в аудитории могут находиться другие ученики, которые способны заметить, что вами ничего не было сказано совершенно, но при этом отметка была поставлена удовлетворительная.

  1. Проявление желания выходить отвечать одним из первых. Обычно в начале экзамена преподаватели находятся в приподнятом настроении и бодром состоянии – именно это сможет помочь неподготовленному ученику избежать провала. При вилянии в ответах и уходе от основной темы преподаватель, конечно же, поймет, что с билетом сдающий ознакомлен крайне плохо. И здесь возможно два варианта продолжения событий – будет поставлен минимум или отправка на последние ряды для дополнительной подготовки.
  2. Налаживание отношений с тем или иным преподавателем. Безусловно, результат сдачи экзамена в немалой степени зависим от отношений, которые сложились на текущий момент с преподавателем, принимающим его. Если отношение по тем или иным причинам испорчены, то милости на экзамене ждать не стоит – экзаменатор будет целенаправленно мучить вас до последнего. Именно по этой причине предварительно рекомендуется «задобрить» преподавателей различными способами – примерным поведением, подготовкой к урокам, послушанием или даже приятным сюрпризом. И даже совсем незначительный знак внимания и уважения сможет основательно помочь вам в самый ответственный момент. Однако работать над задабриванием следует исключительно до экзамена.
  3. Явка на экзамен в хорошем настроении и красивой одежде. Даже если подросток, которому предстоит сдача экзамена, абсолютно не готов, ему следует все равно отнестись с уважением к традициям и общепринятым правилам. Так, следует постараться выглядеть неотразимо на экзамене, но при этом без намеков на вульгарность (этот фактор относится к девушкам). Если проигнорировать этот момент, то можно вызвать у преподавателей упреки, недовольство относительно несоблюдения школьных норм, а также банальных правил этикета.

Хорошее настроение также крайне важно на экзамене, ведь оно является «заразительным» и без труда способно передаваться собеседнику. Поэтому на тестирование знаний следует приходить веселым и с искренней улыбкой на лице – она наверняка не оставит равнодушными членов приемной комиссии. Кстати, не запрещается шутить, однако в этом деле важно знать меру дозволенного. При правильном подходе хорошая отметка будет обеспечена.

  1. Выбор места на экзамене рядом с отличником/отличницей. В том случае, если экзамен проходит в письменной форме, а ученик совершенно не готов к нему, специалисты рекомендуют выбирать место рядом с теми учениками, которые прекрасно подготовлены к предмету и смогут оказать помощь при написании билета. Даже если подсказки окажутся неполноценными и «скромными», это непременно должно помочь не получить «незачет». Немалую роль в данной ситуации играют, конечно же, симпатии. Например, симпатичной девушке вряд ли сможет отказать признанный заучка, а красивому парню, соответственно, девушка.

Замечательным вариантом «посадки» считается парта, максимально закрывающая вас от экзаменатора. Садиться рекомендуется рядом с потенциальным «помощником» или же впереди него – так без труда получится повернуться и обратиться к нему за помощью. Специалисты предупреждают, что садиться сзади него ни в коем случае нельзя, потому как если подготовленный ученик станет постоянно поворачиваться к вам, то ему будут делаться замечания. Очень нехорошо подставлять человека, который согласился оказать свою помощь. Кроме того, еще не факт, что после первого внимания со стороны преподавателя он решит снова отреагировать на ваши просьбы и вопросы.

Общение лучше осуществлять через записки, передавать их лучше, не поворачиваясь, иначе возрастает риск быть замеченным.

К тому же договариваться о помощи во время экзамена необходимо заранее, однако обращаться за ней будет правильно не ранее, чем через 10 минут. За это время оппонент сможет найти ответ на собственный вопрос и будет находиться в спокойном состоянии.

В этой статье будет представлен обзор уловок, к которым прибегают студенты, пытаясь решить проблему: как сдать сессию, если ничего не знаешь, не готовился, не учил. Какие их них более эффективные, какие менее? Какой способ самый рискованный? Какую оценку можно получить, пользуясь одним способом, какую, прибегая к другому? Интересно? Тогда читай, ответы найдешь в статье.

Первая уловка и самая распространенная: шпоры , они же шпаргалки , в объяснении, что это такое, не нуждаются. Их разновидность отнесу сюда же: «медведи » или «бомбы ». Это подготовленные заранее ответы на вопросы билета, но написанные не на маленьких листочках, как шпаргалки, а на обычных, типа экзаменационных, их незаметно вытаскивают на экзамене, выдавая за ответ, произведенный только что, именно здесь и сейчас.
Время на подготовку
На подготовку шпор уйдет заметно меньше времени, чем на написание медведей своей рукой.
Риск: заметно / незаметно
На экзамене списывание с первых требует больше времени и, поэтому более заметно, чем вытащить, улучив подходящий момент, за пару секунд вторые, поэтому пользоваться шпорами рискованнее.
Оценка
Пока пишешь медведи, можно разобраться в материале и что-то запомнить, это поможет ответить на дополнительные вопросы преподавателя, и, если язык хорошо подвешен, можно даже на хорошо или отлично наболтать. Тогда, как шпорами многие экипируются, даже не заглядывая в них заранее, поэтому, подумай, как плачевно ты будешь выглядеть, запинаясь, читая с листочка, материал, который видишь в первый раз, здесь три будет счастьем.
Вторая уловка : воспользоваться наушниками . Это можно сделать двумя способами: надиктовать ответы на вопросы заранее и включить на экзамене или зачете запись, либо воспользоваться услугами помощника, который, в то время, когда ты будешь в аудитории, надиктует тебе ответ на вопрос, а ты запишешь.
Время на подготовку
На записывание ответов может уйти уйма времени, тем более, если их достаточно много, если же немного, то поможет запомнить материал и разобраться в нем. В случае с помощником, нужно только уговорить сообщника и найти ответы на вопросы заранее, но при этом ты не разберешься в материале, потому что, скорее всего, поленишься почитать его накануне.
Р иск: заметно / незаметно

Как преподаватель, поделюсь секретом: какими бы микро наушники ни были, они очень заметны, не визуально, их наличие выдаст твое поведение.

Прислушиваясь к тому, что говорят у тебя в ушах, ты будешь всецело поглощен этим процессом, и не сможешь контролировать ни своих движений, ни поведения, ты весь превратишься в слух. Это состояние является нетипичным для студента на экзамене, со стороны безошибочно можно будет определить, чем ты занимаешься.
Оценка
Так как этот способ сдать экзамен или зачет очень заметный, то большее, чем на удовлетворительно и не рассчитывай. К тому же, преподаватель может захотеть рассекретить тебя прилюдно, если, конечно ему правда дороже своего времени, которое придется потратить, слушая тебя на пересдаче.
Третий способ сдать экзамен, не готовясь к нему, это списать у какого-нибудь более компетентного студента прямо на экзамене , но это актуально только для письменного варианта проверки знаний.
Время на подготовку
Время на предварительную подготовку вообще не требуется, разве, что пара минут, чтобы договориться с альтруистом, который даст списать, заранее и подумать, куда сесть, чтобы было удобнее списывать.
Риск: заметно / незаметно
Тебя можно легко рассекретить, сравнив ответы, они наверняка окажутся почти слово в слово, либо поймать в процессе списывания. Кроме того, может что-то пойти не так, и списать вообще не удастся.
Оценка
Здесь оценка может быть разной и зависит от человека, на которого ты понадеялся, списывая, а так же от преподавателя, который, либо выявит факт списывания, либо сделает вид, что не заметил. Есть вероятность, что тебе удастся замаскировать свой ответ, а у преподавателя будет много работ для проверки и он не заметит, что твоя списана у кого-то.
В общем, с этим вариантом, как повезет.
Четвертый вариант сдать экзамен, не зная предмет, это уговорить какого-нибудь отличника пойти на него вместо тебя . Уловка может сработать, если преподаватель не знает тебя в лицо, либо, если он письменный.
Время на подготовку
Время нужно только на поиск отличника и аргументов для его уговоров.
Риск: заметно / незаметно
Способ очень рискованный, причем для обоих участников, потому что, если обнаружат, то могут и отчислить, двоечника, а отличнику, беседа с людьми, отнюдь не последними в университете, точно будет предстоять.
Несмотря на это, уловка достаточно распространенная, знаю, что несколько моих одногруппников ее практиковали, когда были на грани отчисления из-за того, что не могли сдать экзамен больше, чем на два. В результате закончили университет.
Оценка
Если не поймают, то оценка, скорее всего, будет высокой, потому что отличник же сдавал.
Вариант пятый : изощренный обман преподавателя (прикинуться сильно беременной, больной, и т.п.), здесь понадобятся актерский талант и наглость.
У моих студентов, видимо ни того, ни другого не было в достаточном наличии, поэтому на большее, чем объяснить прогулы болезнью их не хватало. Может еще случится что-нибудь интересное в будущем, расскажу, а пока делюсь историей из жизни преподавателя Майкла.



Время на подготовку

Заранее придется придумать легенду и провести подготовительные мероприятия по ее удачному воплощению.

Риск

Есть риск быть рассекреченным, и тогда может последовать месть преподавателя.

Оценка

Однако скинуться группой на букет преподавателю на экзамен в некоторых вузах является традицией.

Оценка

В этом случае, разумеется, не приходится рассчитывать на оценку, без сдачи экзамена, но преподаватель будет на положительной волне , ввиду чего, ему будет нелогично чересчур придираться (хотя бы до встречи с первым безнадежным двоечником, который в один миг выведет ее... на другую волну).

Уловка седьмая : какой-нибудь другой преподаватель или сотрудник университета попросит за тебя .

Например, у тебя есть заслуги в спорте и ты ценный студент для физрука, в этом случае, если дело совсем труба, можно попросить его замолвить за тебя словечко, но, скорее всего, тебе все равно придется сдавать экзамен, при этом преподаватель отнесется к тебе более лояльно, и не будет валить.

Сюда же причисляются звезды студенческого КВН и другие массовики-затейники, которым часто прощают несерьезное отношение к учебе.

Оценка

Оценка может быть разной, зависит от твоих реальных знаний, а так же преподавателя, принимающего экзамен, точнее его отношения к такого рода заслугам студента.

Способ восьмой сдать экзамен, ничего не зная: быть непроходимо глупым студентом .

Этот вариант встречался в моей практике несколько раз, рассказываю, как работает. Студент посещает практически все занятия, выполняет задания, но ничего не понимает, объясняй ему хоть так, хоть эдак, результат одинаковый, нулевой. Терпение преподавателя висит на волоске, и он просто мечтает от него избавиться, ни о каких пересдачах даже речь идти не может, только сдача экзамена с первого раза, а лучше автомат. Но при этом, чтобы довести преподавателя до кондиции, нужно обязательно посещать его занятия, в обратном случае, он подумает, что ты просто разгильдяй, а не непроходимо глуп, а с разгильдяями поступают по-другому.

Оценка

Каждому из нас приходится сдавать в жизни огромное количество экзаменов: школа, вуз, аспирантура, получение водительских прав… Представляете, сколько можно потратить нервов, времени и сил, и все-таки не получить вожделенной отметки? И хоть есть общеизвестная истина, что глупый студент платит репетитору, а умный – экзаменатору, на всех финансов не хватит .

Итак, несколько советов для тех, кто не знает, как сдать экзамен с первого раза не зная предмета. Ну, конечно, самый оптимальный вариант – выучить все назубок, чтоб зловредный экзаменатор не сумел вас «завалить». Но это обычно способ из области фантастики. Рассмотрим, что же можно сделать, если экзамен на носу, а вы не выучили предмет.

  1. Общая рекомендация : просидеть всю ночь над учебниками, пытаясь «впихнуть» в свою голову материал целого семестра – это не выход. Так остатки ваших знаний превратятся в жуткий винегрет, и на экзамене вы будете клевать носом и путать Ван Дейка с Ван Даммом. Попытайтесь перед экзаменом поспать хотя бы 5-6 часов.
  2. Обязательно пишите шпаргалки, если есть время. Так вы облегчите себе запоминание материала, к тому же маленький объем шпаргалки позволяет уместить на ней только самое главное. При умении «лить воду», этот минимум материала вы на экзамене сумеете развернуть в полноценный ответ.
  3. Постарайтесь прочитать перед испытанием (хотя бы по чужой тетради) как можно больше лекций – так вы поймете, какой точки зрения придерживается преподаватель, и сможете ему «подыграть». Ни в коем случае не спорьте с экзаменатором! Он будет отстаивать свою позицию любой ценой (чтоб не уронить авторитет) и все более раздражаться. А раздраженный преподаватель – это почти уже верная «пара».
  4. Когда вы вытянули билет, постарайтесь вспомнить все, что знаете по данным вопросам. Если не помните вообще ничего – спасти положение может только: а) если вы спишете; б) если преподаватель ненадолго выйдет, и вы спишете; в) если вы под благовидным предлогом выйдете и спишете за дверью.
  5. Списывать тоже надо умеючи . Ни в коем случае не суетитесь, не ерзайте, ничего не роняйте: это привлечет внимание экзаменатора, и он будет за вами наблюдать. Если это произошло, некоторое время изображайте «ботаника»: следя краем глаза за педагогом, делайте умный вид, а затем начинайте что-то строчить на листочке. Тогда к вам потеряют интерес, а вам того и надо: потихоньку вытаскивайте «шпору».
  6. Когда вы сели отвечать, изображайте уверенность. Не мямлите, говорите громко, отчетливо, смотрите экзаменатору в глаза. Используйте фразы типа: «по мнению исследователей…», «на мой взгляд…», «во-первых…, во-вторых…», «таким образом…».
  7. Если вы все проделали верно, то смело закрывайте зачетку с отметкой «отлично» и бодро выходите за дверь в объятия однокурсников.

Если не знаешь, ЧТО делать,

лучше НИЧЕГО не делать.

Великие умы ставят перед собой цели;

остальные люди следуют своим желаниям. (1)

Еще более великие умы, которых называют мудрецами, преодолевая собственные эгоистические витальные и ментальные желания, пытаются разгадать Божественную задумку, узнать цели мироздания и преследуют их исполнение.

Но это все высокие материи, мы же начнем с банальной повседневности. Часто ли вы оказываетесь в ситуации, когда вам трудно принять решение, вы не уверены в правильности выбора или вообще не имеете ни малейшего представления, что нужно делать в данную минуту, или попросту нечем заняться? За редким исключением, достаточно часто. И каковы, позвольте спросить, ваши действия?

На самом деле, как вы уже, наверное, поняли, методика проста до гениальности: «Когда не знаешь, ЧТО делать, лучше НИЧЕГО не делать». Попробуем объяснить. Во всех случаях и ситуациях, когда нет четких информации, указаний, приказов, знаний, что конкретно надо делать в данную историческую минуту, каким образом нужно поступить, ваша задача, по возможности, элементарно не делать ничего, т.е. не совершать никаких лишних тело- и мыследвижений. Вот, буквально, садитесь и ничего не делайте, а еще лучше ложитесь и засыпайте — отдыхайте, восстанавливайте силы и экономьте жизненную энергию. Здесь можно сослаться на веками существующие практики в православии – умного безмолвия, исихазма, в буддизме, йоге – молчания разума; в такие периоды «бездействия» можно заняться молитвой, медитацией, размышлением. И не волнуйтесь, через какое-то время, через несколько минут, часов, а может быть даже, и суток (бывает и такое) вы будете четко знать, что все, хватит отдыхать, пора и делом заняться, и, главное, будете совершенно четко знать, каким именно.

Заметки в пути. Восьмилетняя Соня ходит вокруг меня и нудит:

— Мам, ну мне нечего делать… Что мне делать?.. Можно включить телевизор?

— Хочешь, расскажу, как можно узнать, что делать? – вспомнила я о методике. – Ляг на диван, успокойся и спроси у Бога «Что мне делать?», и послушай, что тебе скажут. Только внимательно слушай, а не придумывай сама.

Соня пошла, легла на диван, через минуту поднимается и, пожав плечами, так задумчиво, нараспев:

— Хм, не отвечает. Занято.

Вы просыпаетесь утром, у вас наверняка есть план на день: встать, умыться, позавтракать, выполнить рабочие нормы, сходить в магазин, приготовить ужин и т.п. Проживая день, вы следуете вами разработанному плану, который включает в себя все необходимые на сегодня задачи, то, что важно сделать именно сегодня. И вы все это последовательно исполняете. Знаете и идете. Как правило, у работающих семейных людей дни расписаны буквально по минутам, и никаких вопросов и сомнений не возникает: «А что же делать дальше?». Вы молите только об одном: «Только бы хватило сил и времени на все». Что ж, если вы живете согласно Стратегии своей жизни и в согласии с собственной Совестью, мы можем только порадоваться за вас, вам некогда скучать и маяться от безделья.

Но если вдруг, посреди белого дня, вы не знаете, что вам надо делать дальше, то постепенно начинается тихая паника, перерастающая в бессмысленную суету: «Чем бы заняться? Ведь нужно что-то делать! Я не могу сидеть без дела!». И здесь важно не поддаться искушению это дело себе «выдумать», т.е. заставить себя делать то, что абсолютно никому не нужно: начать названивать подружкам, пойти бродить по магазинам, десятый раз за последнюю неделю вымыть пол, засесть за изучение португальского языка… Да мало ли что может придумать себе человек просто так, от скуки, а потом удивляться, что к вечеру не остается сил даже телевизор смотреть, кошелек опустел, да и важные дела как-то в суете позабылись.

Бездельничание вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят…(2)

А что делать? Прежде всего, не суетиться и не торопиться. Сядьте (или лягте, если условия позволяют), расслабьтесь, успокойтесь и побудьте несколько минут наедине с самим собой. Можете поработать с мантрой (Лекция № 1.1.5.1.) Заснете – хорошо, но это бывает редко, у хороших хозяев и работников практически не бывает так, что им абсолютно нечего делать. Поэтому, гарантируем, буквально через пару-тройку минут вам в голову придет совершенно четкая и ясная мысль, ЧТО именно хорошо бы было сделать в данный момент. И вы просто встанете и начнете выполнять поставленную задачу. И тут уже, если вы уверены в ее необходимости и правильности, выкладывайтесь на все сто, доводите дело до конца, чего бы вам это ни стоило.

Естественно, наивно ожидать, что вам придет в голову нечто гениальное, хотя такой вариант мы тоже не исключаем, но скорее всего, это будет обычное бытовое дело, о котором вы думали уже давно и знали, рано или поздно это придется делать, но теперь вы получили прямое указание, что делать это надо именно сейчас: полить цветы, сварить борщ, выстирать занавески, сходить в магазин, написать письмо, заштопать носок, поиграть с малышом, а может, и попилить, покрасить, поклеить… Вот и все. Ничего сложного. Если же мысль пришла: «А не перечитать ли мне «Анну Каренину»?» Возьмите и перечитайте. Кто знает, какие смысловые глубины откроются перед вами именно сегодня, именно в современных условиях. Может, вы набредете на разгадку проблемы, которая вас беспокоит в течение всего года. Кто знает… Да то же банальное «Что-то я давно не звонила Маше» теперь, после того, как пришло к вам в голову таким образом, явится необходимым и достаточным, а Маша долго будет удивляться: «Я всю неделю о тебе думаю, но никак не могу дозвониться», а не ворчать: «И не надоело тебе названивать?». Если же вам сегодня лучше совсем ничего не делать, то и мыслей никаких вам в голову не придет, вы со спокойной совестью вздремнете часок-другой, пока новая, актуальная уже на тот момент, проблема не разбудит вас. В конце концов, может, настала пора отдохнуть, поднакопить силенок, и организм, зная все лучше вас, выбрал для этого подходящий момент, ведь только он в курсе, какие дела вам предстоят через два часа и каких сил это будет вам стоить. А поспав, вы встанете бодрым и свежим и продолжите свой день, и добьетесь гораздо более эффективных результатов в действительно важных для вас делах, чем если бы вы эти два часа потратили на придуманные вами уборки, гимнастки, чтения-учения и тому подобное времяпрепровождение.

Пример? Допустим, вы – бизнесмен, и неожиданно, посреди рабочего дня, у вас образовалось «окно» в расписании, а главное, вы толком не знаете, как будете заканчивать свой день, т.е. ваш намеченный на сегодня план, кажется, исчерпан, и вы, не обдумав и не «испросив совета», несетесь в спортзал в надежде скинуть лишние полкило. Но вдруг, через час, как вы начали свои физкультурные упражнения, вы получаете сообщение секретаря, что вас приглашают на ответственную встречу, и вы, не имея возможности отказаться, в поту и в мыле, вымотавшийся, в растрепанных чувствах, голодный, несетесь на другой конец города обратно в офис. Итог? Всю беседу вы думаете, прилично ли вы выглядите и не попахивает ли от вас потом, у вас ноет от голода желудок, и поэтому содержание разговора уплывает и решение принимается опрометчивое. Поступи вы по-другому, посиди-подумай лишние пять минут, вы бы поняли или вам бы «подсказали», что вот сегодня можно было бы просмотреть еще раз все бумаги по планируемому договору, запросить дополнительную информацию, да хоть просто отдохнуть или сходить в ресторан пообедать, а заодно все еще разок обмозговать, глядишь, и договор был бы подписан на более выгодных для вас условиях. А стоило-то всего не торопиться и задать элементарный вопрос: «Что теперь делать?» И так во всем и всегда. Просто? По-нашему, гениально.

По мере освоения этих методик и переорганизации вашей жизни, ваш дневной график будет постепенно совершенствоваться в сторону экономии времени и сил, т.е. их будет становиться все больше и больше, следовательно, все чаще и чаще вы будете оказываться в ситуации, описанной выше. И каждый раз, когда вы уперлись в освободившееся временное пространство, старайтесь успокоиться, расслабиться и задать самому себе вопрос «А чем мне сейчас заняться?», и через несколько минут ваш мозг (можете называть это назвать пока «моя интуиция», хотя сразу скажем, что это не она) предоставит вам необходимую информацию и обозначит поле деятельности. Так потихоньку сначала решатся все ваши насущные материальные и бытовые проблемы, а следом откроются возможности для самосовершенствования по всем трем составляющим, телу, душе, разуму: появится время и обстоятельства для спорта, полноценного отдыха, чтения, обучения, разговоров, общения и т.д.

А как, спросите вы, поступать в случаях, когда ответ на вопрос, поступивший из внешнего мира, требуется в считанные секунды, а ты стоишь в растерянности и не в состоянии молниеносно принять решение? Если есть возможность, лучше всего попросить отсрочки, типа «утро вечера мудренее», оттянуть время, насколько это возможно, и постараться дождаться (или додуматься) четкого недвусмысленного ответа, когда вы будете твердо уверены, что так и только так. Повторяем: любое действие рекомендуется совершать только при условии абсолютной уверенности в его необходимости и правильности для вас в данный момент времени. Если же действительно нужна мгновенная реакция, доверьтесь своему первому чувству или телу. В случае реальной опасности, психомоторика должна проявить себя, тело обязательно среагирует. К сожалению, в ранее определенных, ставших уже фатальными, случаях помочь вам будет чрезвычайно трудно, хотя и не невозможно. Попробуйте начать учиться, может, если выпадет случай, достигнете возможностей влиять на события не только настоящие и будущие, но и на прошлые.

Если нет мгновенного ответа на вопрос, «ничего не делать» совсем не значит отодвинуть проблему в сторону, как небезызвестная Скарлетт («Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра».), и забыть о ней. Важно, продолжать о ней думать, проводить анализ, искать выход и пытаться определиться в решении. Только при условии вашей неуспокоенности оно, может, и «озарит» вас в конце концов. И опять же: начинать реальные действия лучше всего, когда вы наверняка убедитесь в правильности озарившего решения, т.е. опять все проанализируете от начала и до конца.

— Резюмирую положение, — сказал Остап жизнерадостно. — Пассив: ни гроша денег, три стула уезжают вниз по реке, ночевать негде и ни одного значка деткомиссии. Актив: путеводитель по Волге издания тысяча девятьсот двадцать шестого года (пришлось позаимствовать у мосье Симбиевича в каюте). Бездефицитный баланс подвести очень трудно. Ночевать придется на пристани. …Положение гораздо серьезнее, чем я предполагал. Выколотить из васюкинцев деньги представляется мне пока что неразрешимой задачей. А денег нам нужно не менее тридцати рублей. Во-первых, нам нужно питаться и, во-вторых, обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше, в Сталинграде.

Ипполит Матвеевич свернулся, как старый худой кот после стычки с молодым соперником — кипучим владетелем крыш, чердаков и слуховых окон.

Остап разгуливал вдоль лавок, соображая и комбинируя. К часу ночи великолепный план был готов. Бендер улегся рядом с компаньоном и заснул. (3)

И как вы наверняка догадались, одна из самых опасных фраз в нашей жизни — вопрос «Как бы убить время?». Если вы относитесь к касте «убийц времени», к тем, кто часто задается этим вопросом, то можем с уверенностью констатировать, что в вашей жизни нет Темы, нет Идеи, нет стратегического смысла, которому подчинена вся ваша ежедневная тактика. Ведь внутреннее стремление к цели гарантирует постоянную занятость, пусть даже и не касающуюся конкретной реализации проектов, но направленную на расширение своих знаний и умений по выбранной теме, т.е. на самообразование и самовоспитание. У поистине целеустремленных людей дни расписаны по минутам, а у достигших на своем поприще солидных результатов и сделавших серьезную карьеру часто нет времени даже на положенный и заслуженный отпуск. Мало того, они вынуждены уделять повышенное внимание одной определенной составляющей триединства, ведущей в их деятельности, подчас в ущерб двум другим.

— У нас очень мало денег.

— Ты постоянно об этом твердишь.

— Может быть, пора устроиться на работу?

— Я не собираюсь работать. У меня уже есть хорошая работа, и я не могу позволить себе тратить время на зарабатывание денег. (4)

Вы не знаете, чем занять свободное время? Зато это прекрасно знают другие. Они не преминут подсказать, куда вам вложить свои время и деньги, а подчас и здоровье. Смотрите, не попадитесь на удочку. «Фильтруйте базар», т.е. осмысливайте то, что вам предлагают многочисленные выполняющие чей-то заказ СМИ, работающие на чужой (не на ваш!) карман развлекательные компании, заботящиеся о своих амбициях секты и тому подобные организации. Мы ни в коем случае не отговариваем вас от отдыха и развлечений, просто призываем быть более осмотрительными.

В городе несчастным людям жить лучше. В городе человек может прожить сто лет и не хватиться того, что он давно умер и сгнил. Разбираться с самим собой некогда, все занято. Дела, общественные отношения, здоровье, искусства, здоровье детей, их воспитанье. То надо принимать тех и этих, ехать к тем и этим; то надо посмотреть эту, послушать этого или эту. Ведь в городе во всякий данный момент есть одна, а то сразу две, три знаменитости, которые нельзя никак пропустить. То надо лечить себя, того или этого, то учителя, репетиторы, гувернантки, а жизнь пустым-пустешенька. Ну, так мы и жили и меньше чувствовали боль от сожития. (5)

Осталось добавить, что трата времени, сил и внимания на дела, не продиктованные истинной необходимостью вашей жизни и не подтвержденные непоколебимой уверенностью, — занятие не только не благодарное, но и откровенно порочное. Вы расходуете не по назначению свои драгоценные жизненную энергию, здоровье и интеллектуальные богатства, которые могли бы быть сэкономлены и истрачены на вещи более актуальные не только для вас, но и для ваших близких. Мало того, отвлекаясь подобным образом, вы рискуете пропустить действительно важную информацию и пройти мимо действительно важных дел, от которых будет зависеть ваша жизнь в целом. Так что, будьте предельно внимательны в выборе, когда вы «не знаете, что делать». Избегайте ненужных знаний!

Федяшев прикрыл глаза и печально вздохнул.

Ипохондрией мается, — пояснила тетушка.

— Вижу! — сказал доктор и снова налил рюмку. — Ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении… Тут медицина знает разные средства… Вот, к примеру, это… — Он поднял наполненную рюмку.

Не принимает! — вздохнула тетушка.

— Стало быть, запустили болезнь, — покачал головой доктор и выпил. — Есть еще другой способ: закаливание души путем опускания тела в прорубь…

— Мудро! — одобрила тетушка. — Но только ведь лето сейчас стоит — где ж прорубь взять?

— То-то и оно, — вздохнул доктор. — Тогда остается третий способ — беседа. Слово лечит, разговор мысль отгоняет. Хотите беседовать, сударь? — Доктор насытился и закурил трубку. (6)

Необходимо предупредить, что данная методика является лишь одним из многочисленных следствий основополагающего принципа Учения СП – Принципа Твердого Да (Лекция № 2.1.2.1.), но познакомиться с ней можно и до изучения самого Принципа для того, чтобы а) вы подошли к самому Принципу уже более подготовленными, ибо понять целое часто бывает гораздо легче, когда освоишься в частном; б) за это время у вас накопится основательная база собственных экспериментов; в) несмотря на ее видимую простоту и банальность, методика настолько важна, что любая отсрочка может дорогого стоить; г) она напрямую связана с темой лекции «О целях и задачах неофита» (№ 1.2.1.) и поможет вам справиться с неопределенностью, если вы еще не определились в выборе, а также позволит избежать суеты.

Примечания:

  1. В.Ирвинг.
  2. Д.Лихачев. Заметки и наблюдения. — Л.: Сов. писатель, 1989, стр. 316.
  3. И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев. //И.Ильф, Е.Петров. Собрание сочинений. — М.: Худ.лит., 1961, Т.1, стр. 312.
  4. Диалог из х/ф «Полное затмение» («Total Eclipse»), реж. А.Холланд, 1997.
  5. Л.Толстой. Крейцерова соната. //Л.Толстой. Собр. соч. — М.: Худ. лит., 1964., Т. 12, стр. 176.
  6. Г.Горин. Формула любви. //Антология Сатиры и Юмора России ХХ века: Г.Горин. — М.: Эксмо-Пресс, 2000, стр. 345.

Тезисы:

¨ «Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям».

¨ Методика «Если не знаешь, ЧТО делать, лучше НИЧЕГО не делать» — одно из следствий Принципа Твердого Да.

¨ Во всех случаях и ситуациях, когда нет четких информации, указаний, приказов, знаний, ЧТО конкретно надо делать в данную историческую минуту, каким образом нужно поступить, задача состоит в том, чтобы, по возможности, элементарно не делать ничего, т.е. не совершать никаких лишних тело- и мыследвижений.

¨ Если человек уверен в необходимости и правильности задачи, он обязан выложиться на все сто, довести дело до конца, чего бы ему это ни стоило.

¨ Если человек живет согласно Стратегии своей жизни и в согласии с собственной Совестью, ему некогда скучать и маяться от безделья.

¨ Не поддавайтесь искушению выдумывать лишние дела.

¨ Каждый раз, когда образовалось свободное время, постарайтесь успокоиться, расслабиться и задать самому себе вопрос «А чем мне сейчас заняться?», и через несколько минут ваш мозг предоставит необходимую информацию и обозначит поле деятельности.

¨ Если нужна мгновенная реакция, а вы не знаете, как поступить, доверьтесь своему первому чувству или телу.

¨ Нельзя отодвигать проблему в дальний угол, важно продолжать о ней думать.

¨ Одна из самых опасных фраз в жизни — вопрос «Как бы убить время?».

¨ Стремление к цели гарантирует постоянную занятость, пусть даже и не касающуюся конкретной реализации проектов, но направленную на расширение своих знаний и умений по выбранной теме, т.е. на самообразование и самовоспитание.

¨ При выборе способов отдыха необходимо быть так же очень осмотрительным.

¨ Трата времени, сил и внимания на дела, не продиктованные истинной необходимостью жизни и не подтвержденные непоколебимой уверенностью, — занятие не только не благодарное, но и откровенно порочное.

¨ Избегайте ненужных знаний!

Даже отличники, не поднимающие глаз от книг, опасаются экзаменов. Перед событием они ходят с и пугают всех, кто попадется, своим собственным страхом перед экзаменом. И менее академически успешные личности начинают паниковать: если уж «ботаники» волнуются, то что будет с ними? И даже хорошисты иногда мучаются вопросом, если ничего не знаешь. Ведь всем известно, что бывают испытания, к которым не хочется готовиться, или, возможно, вы очень сильно устали от предыдущего экзамена. Что же делать? Учимся сдавать экзамены!

Стрелочка за стрелочкой

Советы вам помогут, только если у вас есть хотя бы немного времени. Если вы еще дома, берете учебники (конспекты) и листик бумаги, читаете бегло учебник и выписываете ключевые слова, соединяя их стрелочкой. Эти микрошпаргалки вам пригодятся не в своей исходной форме, брать их с собой на экзамен не советую. Но пока вы их будете делать, информация в голове структурируется, и вы не будете бояться хотя бы терминов. Преподаватель обычно очень хорошо видит, что студент знаком или не знаком с основными понятиями. Большинству преподов совершенно не хочется заниматься пересдачами, поэтому на удовлетворительную оценку они тянут, если только студент хотя бы чуть-чуть знает предмет. Так что ваших поверхностных и буквально надерганных таким образом знаний будет достаточно на зачетную оценку.

Между строк

Как сдать экзамен по билетам, если времени почти нет? Стоит распечатать вопросы, чтобы они были на отдельном листике. Если они у вас в формате Word, откройте документ в текстовом редакторе и увеличьте промежутки между линейками, а уж потом отправляйте на печать. В этих пространствах вы будете писать краткий план своего ответа. То есть когда вы готовитесь быстро, просматривая учебник, пишите по каждому пункту билета план из 3-4 пунктов. Этот совет пригодится не только желающим узнать, как сдать экзамен, если ничего не знаешь, но и вполне привычным к большим объемам работы отличникам.

О пользе хорошо подвешенного языка

Если предстоящий экзамен - по гуманитарным предметам, а преподаватель не имеет привычки цепляться к словам, разрешая объяснять «по-своему», то можно понадеяться на общую эрудицию и попытаться «выплыть» за счет логического мышления. Но перед самим испытанием желательно все же просмотреть учебники, чтобы не перепутать Гегеля с Гоголем.

Перед стартом

Если ничего не знаешь? Когда вы уже под дверью, развесьте уши и впитывайте все, о чем говорят между собой «ботаники». Они часто волнуются и задают каверзные вопросы друг другу, на которые обычно коллективным разумом находятся ответы. Можете потихоньку их записывать. Очень часто бывает, что человеку попадается именно тот вопрос, который только что обсуждался под дверью. Так что не ходите пить кофе и меньше жалуйтесь, а больше слушайте.

Как сдать экзамен, если ничего не знаешь? Ознакомиться с учебником или конспектом и внимательно слушать под дверью. И еще сделать выводы на будущее и не доводить ситуацию до крайности, а просто больше учиться в семестре. И тогда не придется сталкиваться с ситуацией «я ничего не знаю» перед экзаменом.