Детские сады для детей инвалидов. Бесплатное обучение и воспитание детей-инвалидов в государственных дошкольных учреждениях (детских садах). Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Вопрос: Здравствуйте! Проживаю в МО. Моя дочь, по мнению официальной медицины, психически нездорова — аутизм. Да, она не такая как все. Однако, она не умственно отсталая, аутичных черт в ней очень-очень мало. Она прекрасно общается с младшей и старшей сестрой, взрослыми, сверстниками. Ей почти 6 лет, скоро в школу, а она еще и в детском саду не была.

По специфике заболевания, для социальной адаптации нам нужен какой-то особый детский сад. В МО, г. … (отредактировано) есть сад № … компенсирующего 7-го вида. Но мне отказали сразу, как только я упомянула в телефонном разговоре, что ребенок-инвалид. Такое решение вытекает из Устава учреждения.

Выходит, водить ребенка придется по совету районного психиатра в один из московских садов — Митино или Строгино (20-25 км по пробкам).

Ладно бы одно это. В московские детские сады ребенка тоже не берут, ссылаясь на отсутствие мест, предлагают только лекотеку.

Сейчас у меня есть машина, но завтра я могу пересесть на общественный транспорт, и тогда три-четыре часа в дороге, начиная, например, с 7-ми утра, «положительно» скажутся на ребенке в драгоценный час общения с педагогом.

Вопрос в следующем: правомерен ли отказ администрации детского сада № … принять моего ребенка, насколько мне известно, отдавать или не отдавать ребенка в коррекционное учреждение — мое право.

P.S. Я все равно записалась на ПМПК, работающую в этом саду. На какие нормативно-правовые акты могу ссылаться в разговоре с администрацией учреждения?

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Здравствуйте, вопрос о правомерности отказа ДОУ некорректен, так как этот отказ был устным по телефону, да и решение о выдаче путевки в ДОУ принимает как правило учредитель, а не ДОУ. Социальный статус ребенка-инвалида не отражен в действующем законодательстве как признак воспитанника ДОУ, поэтому этот правовой критерий по закону не влияет на его зачисление в ДОУ.

Однако по-простому говоря, почти все зависит от ПМПК (см. Приказ Минобра РФ от 24 марта 2009 г. № 95), которая согласно пп. «б» п. 7 этого Приказа готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций, а также оказывает содействие ФГУ МСЭк в разработке ИПР ребенка-инвалида. То есть, ПМПК может рекомендовать (с учетом Вашего мнения) зачислить Вашу дочь в ДОУ № …. С этой рекомендацией нужно напрямую обращаться к учредителю ДОУ (муниципалитет), который обязан будет выдать Вам путевку.

Также следует добавить, что наличие в Уставе ДОУ компенсирующего вида каких-либо ограничений для детей-инвалидов нарушает права ребенка-инвалида и таковое можно смело обжаловать (на практике лучше всего написать заявление о нарушении прав в прокуратуру).

Подытоживая, – согласно пунктам 4 и 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666):

  • ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
  • дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

То есть ДОУ может и не проводить реабилитацию детей-инвалидов (осуществлять обычный процесс воспитания и образования) в отношении отдельного ребенка-инвалида при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК, путевки учредителя и Вашего заявления.

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются школы и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями :

Законодательными документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
  3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов .

Можно выделить следующие учреждения:

В таких учреждениях занятия организовываются на основании специализированных методик, разработанных для устранения каждого нарушения по отдельности.

Отличия имеет и педагогический состав . В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами :

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы , которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Она включает в себя следующие виды сопровождения :

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Реабилитационная программа разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям . К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы :

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

В настоящее время распространение инклюзивного обучения стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе «Доступная среда»

Какие лекарства предоставляются инвалидам бесплатно от государства

Кто относится к категории граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

Разделы

Бесплатная консультация юриста

Москва и область

Санкт Петербург и область

Copyright 2016. Posobie-Help — помощь и консультации по всем видам пособий и льгот

Публикация и копирование материалов без письменного согласия автора запрещена.

Уважаемые родители!

Доводим до вашего сведения, что семьям, имеющим ребенка-инвалида (детей-инвалидов), ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛЬГОТА ("Федеральная" льгота):

бесплатное обучение и воспитание детей-инвалидов в государственных дошкольных учреждениях (детских садах)

(Основание: ст. 18 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ")

Выписка из Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ"

Постановление Правительства РФ от 18.06.96 № 861 (с изм. на 01.02.05г.)

Поскольку данная льгота установлена федеральным законом, она распространяется на все субъекты РФ. Однако финансирование данной льготы осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, о чем напрямую сказано в законе. Таким образом, каждый субъект РФ в своем бюджете обязан запланировать средства на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных учреждениях в данном регионе. При этом для родителей (опекунов, воспитателей) обучение и воспитание их детей-инвалидов в дошкольных учреждениях будет бесплатным.

Кроме того, федеральный закон предусматривает возможность обучения детей-инвалидов на дому, а также в негосударственных образовательных учреждениях.

Порядок предоставления этих услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 861 (с изменениями от 01.02.05г.). Текст данного Постановления приводится в разделе "Нормативные документы" к данной льготе.

ВНИМАНИЕ! Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 "О Типовом Положении дошкольного образовательного учреждения", для приема детей-инвалидов в дошкольное учреждение (детский сад любого типа) требуется, помимо других документов, заключение районной психолого-медико-педагогической комиссии. Однако, в некоторых регионах такое заключение заменяется справкой КЭК районной поликлиники по месту жительства ребенка-инвалида согласно региональным документам по комплектованию детских садов (на основании Постановления Правительства РФ).

Необходимые документы для зачисления ребенка-инвалида (детей-инвалидов) дошкольного возраста:

1.Свидетельство о рождении ребенка (детей)

2.Справка об инвалидности ребенка (детей), выданная бюро МСЭ

3.Медицинская карта на ребенка по форме 026/у-2000

4.Заключение территориальной (окружной) психолого-медико-педагогической комиссии (только по требованию)

5.Паспорт одного из родителей

6.Заявление о приеме (зачислении) ребенка(детей) в дошкольное учреждение

Порядок действий

  • Подготовить оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка (детей)-инвалидов дошкольного возраста, которым оформляют поступление в дошкольное учреждение
  • Подготовить оригинал и копию справки бюро медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) об инвалидности ребенка (детей)
  • Оформить в поликлинике по месту жительства медицинскую карту по форме 026/у-2000 о состоянии здоровья ребенка
  • При необходимости - представить заключение территориальной (по месту жительства) психолого-медико-педагогической комиссии об уровне развития, социальной адаптации и здоровья ребенка
  • Представить паспорт родителя (усыновителя, опекуна), подающего заявление о зачислении ребенка в дошкольное учреждение (оригинал и копию)
  • Обратиться в комиссию по комплектованию детских дошкольных учреждений (по месту жительства) и написать заявление о приеме ребенка - инвалида в дошкольное учреждение с приложением всех собранных документов в копиях).

Сроки предоставления документов для зачисления

  • Свидетельство о рождении ребенка (детей) — в установленном порядке рабочие
  • Справка об инвалидности ребенка (детей), выданная бюро МСЭ — в установленном порядке рабочие
  • Медицинская карта на ребенка по форме 026/у-2000 — в установленном порядке рабочие
  • Заключение территориальной (окружной) психолого-медико-педагогической комиссии (только по требованию) — в установленном порядке рабочие
  • Паспорт одного из родителей — в установленном порядке рабочие
  • Заявление о приеме (зачислении) ребенка(детей) в дошкольное учреждение — в день обращения 1 рабочий день

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о до* школьном образовательном учреждении), к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
- детский сад;
- детский сад для детей раннего возраста;
- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад компенсирующего вида;
- детский сад комбинированного вида;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников;
- центр развития ребенка - детский сад. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые Условия для организации коррекционной работы.
На основании заявления родителей и экспертноГо заключения ребенок принимается в тот или иной детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. С детьми, посещающими детский сад ежедневно занимаются воспитатели и специалисты: инструктор лечебной физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (подготовка к обучению в школе), музыкальный руководитель, руководитель театральной студии, воспитатель по изобразительной деятельности и другие.
В крупных городах, в частности в Москве и Санкт- Петербурге, создана целая сеть детских дошкольных учреждений для детей с патологией речи, слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с недостатками умственного развития, а также для детей с общими заболеваниями. В маленьких городах, поселках городского типа и иных небольших населенных пунктах специализированные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов, как правило, не создаются. Детям-инвалидам приходится посещать детские сады общего типа или ездить в областной центр.
В детских садах создаются особые условия для обучения и воспитания детей-инвалидов: спортивные и тренажерные залы, бассейны, изостудии, театральные студии, музыкальные залы, фитобары и т. п. При необходимости дети получают усиленное питание и массаж, а также находятся под постоянным контролем логопеда или дефектолога.
Образовательный процесс для детей-инвалидов может осуществляться по специальным программам. Например, в московском Дошкольном образовательном учреждении № 1790 с целью оздоровления детей с патологиями двигательного аппарата проводятся заналивание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла), массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж, фитотерапия, кислородный коктейль, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, сеансы с использованием люстры Чижевского, сеансы «Маремед». Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М. Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.
Педагоги и родители неоднозначно относятся к идее обучать всех детей-инвалидов в одном учреждении. С одной стороны, многие говорят о том, что их ребенок чувствует себя некомфортно в одной группе со здоровыми детьми. С другой стороны, есть примеры, доказывающие, что не всегда уместно проводить черту между здоровым ребенком и инвалидом.20 Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от состояния здоровья малыша. Ведь дети, которые имеЮт серьезные проблемы со здоровьем, например, дети с пороками сердца, сахарным диабетом или бронхиальной астмой, несомненно, нуждаются в особом уходе, а педагоги, работающие с такими детьми, должны ооладать специальными знаниями.
Законом РФ «Об образовании» определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольное образования, по общему правилу могут устанавливать плату за содержание ребенка в указанных учреждени. ях, если иное не установлено федеральными законами Однако за содержание детей с отклонениями в развитии, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Остальной перечень льгот устанавливается на уровне субъектов РФ. Во многих субъектах РФ льготная плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях или бесплатное содержание детей предусмотрена в том случае, если оба родителя инвалиды I или II группы, если семья ребенка-инвалида является многодетной, если семья ребенка относится к категории семей военнослужащих и сотрудников органов МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Полное или частичное освобождение от платы за детский сад, как правило, осуществляется на основании заявления родителя такого ребенка, к которому прилагается справка с места жительства о составе семьи, копия свидетельства о рождении ребенка и иные подтверждающие документы.

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В дошкольных образовательных организациях обеспечиваются доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется индивидуально ориентированный подход к побору и разработке образовательного маршрута каждому ребенку, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья; расширяется и обновляется спектр образовательных услуг; все участники образовательного процесса обеспечиваются высококвалифицированной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью.

В соответствии с Законом об образовании РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются специальные образовательные условия. Рекомендации по созданию специальных условий, необходимых для образования каждого конкретного ребенка с ОВЗ в городе Москве дает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия . на основе особых образовательных потребностей ребенка. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 74).

Родителю ребенка с ОВЗ необходимо передать рекомендации, сформулированные в Заключении ПМПК, руководителю образовательной организации. На основании этого документа руководитель образовательной организации обеспечит создание специальных условий, требуемых ребенку с ОВЗ.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 79): понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в Москве большинство детских садов функционируют в форме дошкольных структурных подразделений крупных образовательных организаций. В рамках дошкольных подразделений функционируют группы комбинированного и компенсирующего вида, полного дня и кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, различными заболеваниями. В связи с серьезными структурными изменениями в системе образования города, в настоящее время у родителей существуют объективные трудности с поиском информации о наличии необходимых групп и условий в каждой конкретной образовательной организации. На переходный период специалисты предлагают осуществлять поиск информации об образовательной организации на сайте Департамента образования города Москвы , после выбора ближайших к месту проживания образовательных организаций, рекомендуют связаться с руководителем дошкольных структурных подразделений (через сайт организации или по телефону), получить точную информацию об имеющихся группах, условиях поступления.

Запись детей в группы дошкольных структурных подразделений осуществляется

Помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать детский сад, может быть обеспечена в дошкольном структурном подразделении в группе кратковременного пребывания "Лекотека". Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Видеоматериал:

Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования. Фильм является наглядным пособием для родителей, педагогов и специалистов, работающих в области инклюзивного образования. Режиссер: Владимир Герчиков. Фильм снят студией "Телемост" по заказу РООИ Перспектива. Благодарим за участие в создание фильма: Центральное Окружное Управление Образования г.Москвы, Центры Образования (общеобразовательные школы) №1429,1447, 518, школу здоровья №1321 "Ковчег", Детский сад №288, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Тверской" , РООИ "Перспектива", Москва, 2010г.