Дмитрий Веневитинов. Биография. Дмитрий Владимирович Веневитинов: биография Дмитрий веневитинов биография

ВЕНЕВИТИНОВ, Дмитрий Владимирович - русский поэт, критик. Родился в старинной дворянской семье. Получил отличное домашнее образование. Серьёзно занимался музыкой и живописью.

В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. Сдав экзамены в униаерситете в 1824, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. В октябре 1826 переведён на дипломатическую службу в Петербург, где и умер. Необычайная одарённость Веневитинова проявилась очень рано и поражала современников своей глубиной и разносторонностью. Веневитинов был одним из инициаторов «Общества любомудрия» (основано в 1823), занимавшегося изучением философии, главным образом немецкой (Ф. Шеллинг, Л. Окен и др.). В 1826 Веневитинов разработал план литературно-философского журнала нового типа, частично реализованный в журнале «Московский вестник»; вместе с А. С. Пушкиным он был одним из участников первого номера (1827). Небольшое по объёму литературное наследие Веневитинова выделяется среди романтической поэзии 20-х годов своей философской направленностью и социальной значительностью. По характеристике В. Г. Белинского, «в его стихах просвечивается действительно идеальное, а не мечтательно идеальное направление; в них видно содержание, которое заключало в себе самодеятельную силу развития». В поэзии Веневитинова отразились вольнолюбивые идеи эпохи декабристов (, , , «Смерть Байрона» ). Тема древней новгородской вольницы отражена в стихотворении , дважды запрещавшемся цензурой. Цикл стихов посвящён культу дружбы - чувству, которое Веневитиноа возвышал до всеобъемлющей любви к людям-братьям. Высокому назначению поэзии и поэта посвящены многие стихи и теоретические высказывания Веневитинова в его статьях. Философские мотивы лирики Веневитинова получили дальнейшее развитие в поэзии Е. А. Баратынского , М. Ю. Лермонтова , Ф. И. Тютчева . Веневитинову принадлежат переводы в стихах и прозе с латинского (Вергилий), французского (Ж. Б. Грессе, Ш. Мильвуа), немецкого языков (Э. Т. А. Гофман и др.). Лучшими являются переводы Веневитинова из В. Гёте (отрывки из «Фауста», из трагедии «Эгмонт», драмы в стихах «Земная участь художника» и «Апофеоза художника»). Среди литературно-критических статей Веневитинова выделяется «Разбор статьи о „Евгении Онегине“ », высоко оценённый А. С. Пушкиным . Веневитинов писал также о живописи, музыке. В эстетике он выдвигал идею исторического усложнения форм искусства, противостоя нормативности эстетики классицизма. Выступая за народность и самобытность искусства, он призывал поэта к гражданскому служению (статья «Ответ г. Полевому» и др.). В философских статьях («О состоянии просвещения в России», опубликованных под названием «Несколько мыслей в план журнала», 1831) Веневитинов оперирует диалектическими категориями, видя в борьбе противоречий источник движения и развития. Ранняя смерть Веневитинова, «задушенного», по словам А. И. Герцена, «грубыми тисками русской жизни», вызвала поэтические эпитафии А. А. Дельвига , А. В. Кольцова , А. И. Одоевского , Лермонтова и других. Н. Г. Чернышевский писал о нём: «Проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу…».

Соч.: Полн. собр. соч., под ред. и с примеч. Б. В. Смиренского. Вступ. ст. Д. Д. Благого, [М. - Л.], 1934; Избранное. Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б. В. Смиренского, М., 1956; Стихотворения. Статьи, ред. и примеч. М. Аронсона и И. Сергиевского, [Л.], 1937; Стихотворения. Вступ. ст., ред. и примеч. В. Л. Комаровича, Л., 1940; Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст., подготовка текста и примеч. Б. В. Неймана, Л., 1960.

Лит.: История рус. лит-ры, т. 6, М. - Л., 1953; Пятковский А. П., Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901; Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма, т. 1, М., 1913; Фатов Н., Любовь и смерть Д. В. Веневитинова, «Рус. филологич. вестник», Варшава, 1914, № 3-4; Оксман Ю., Цензурные материалы о Д. В. Веневитинове, «Лит. музеум», 1, П., [б. г.], с. 340-47; Стратен В. [В.], Д. В. Веневитинов и «Моск. вестник», «Изв. ОРЯС АН СССР», Л., 1925, т. 29; Мордовченко Н. И., Рус. критика первой четверти XIX века, М. - Л., 1959.

Б. В. Смиренский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1962

В своих теоретических высказываниях Веневитинов - убеждённый проповедник изучения немецкой литературы, в частности Гёте, противопоставляемого им «условным оковам и невежественной самоуверенности французов», и первый в России теоретик «философского романтизма». Однако воплотить эти начала в своём поэтическом творчестве Веневитинову удалось в слабой степени: полного расцвета на русской почве они достигают значительно позднее в философской лирике Тютчева . Культ дружбы, страстной любви, поэзии и поэта, противопоставляемого «толпе бездушной и пустой», - таковы наиболее типичные мотивы стихов Веневитинова, по своим чисто стиховым качествам весьма примечательных для двадцатилетнего поэта, но в общем не выделяющих его из общего русла поэзии 20-х гг. Не остался Веневитинов чужд и вольнолюбивым тенденциям эпохи декабристов в окраске зачаточного славянофильства (стихотворение ), однако они также не получили в его творчестве значительного развития. Обстоятельства личной жизни - безнадёжная влюблённость, обаяние, которое оказывал он на своих друзей писателей, безвременная смерть - всё это окружило его особым романтическим ореолом, сделало живой легендой русской литературы. Этому, а также тем обещаниям, которые подавал высокоодарённый юноша, больше чем осуществлениям, обязан он широкой известностью, какою пользовались его имя и его поэзия.

Библиография: I. Полн. собр. сочин., под ред. Пятковского, СПБ., 1862 (лучшее из имеющихся изданий). Неизданные стихи Веневитинова опубликованы в газ. «День», СПБ., 1913 (приложение к № 219) и журн. «Солнце России», № 26/177, СПБ., 1913 и «Русская старина», апрель, СПБ., 1914.

II. Кошелев А. И., Литературные записки, Берлин, 1884; Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина, СПБ., 1888-1899 (см. по указателю при последнем XXII т.); Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд., СПБ., 1901; Бобров Е., Литература и просвещение в России XIX в., т. I, Казань, 1901; Котляревский Н., Старинные портреты, СПБ., 1907; Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1, СПБ., 1910; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. I, M., 1913; Шпицер С., Материалы для биографии Веневитинова, «Голос минувшего», № 1, 1914; Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове, «Литературный музеум», I, П., 1921; Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX, Л., 1924.

Д. Благой

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Дмитрий Владимирович Веневитинов прожил короткую, стремительную жизнь. Для воспитания будущего поэта были приглашены лучшие учителя, раскрывшие перед ним ясный, гармоничный, величественный мир античности и тайны древних языков. Знал Веневитинов и современные европейские языки: французский, немецкий, английский, итальянский. Отечественную словесность ему преподавал А. Ф. Мерзляков - известный в то время теоретик, критик и поэт, автор песни «Среди долины ровныя…». Музыку - композитор и пианист Геништа. Живопись - художник Лаперш… То, чего не успели или не смогли дать Веневитинову учителя, восполнило самообразование: с семнадцати лет он посещал в качестве вольнослушателя лекции в Московском университете.

Полнота знания о культуре минувшего стала почвой для самостоятельного творчества; к 1824 году, когда Веневитинов поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел и вошёл в круг «архивных юношей» (выражение Пушкина ), он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.

В его ранних стихах запечатлён путь, обычный для начинающего поэта тех лет. От дружеских посланий (, ), пронизанных привычными мотивами «служения муз», поклонения свободе и радости, «занятий сладостных и мирных», он легко переходит к поэме (1824), скроенной по образцу шотландских «Поэм Оссиана» (автором их был гениальный мистификатор XVIII века Дж. Макферсон). Рядом с шотландским эпосом - и русская старина (), и кристаллически-строгая западноевропейская форма сонета…

Ко времени создания «Сонетов» (1825) окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта Дмитрия Веневитинова. Это мир, где слово освобождено от груза конкретности, а события жизни действительной перенесены в пространство человеческой мысли. Элегический словарь, достаточно традиционный, преобразуется, наполняясь философским смыслом.

Веневитинов создаёт и несколько оригинальных философских сочинений в прозе, среди которых выделяется диалог «Анаксагор», где по воле автора собеседниками оказываются жившие в разные эпохи древнегреческие философы Анаксагор и Платон. Молодому поэту неважно, когда жили «настоящие» Платон и Анаксагор и могли ли они обмениваться суждениями. Главное, что оба они любили мудрость больше всех земных наслаждений и что в седой древности их волновал тот же вопрос о возможности торжества гармонического «золотого века», который в XIX столетии занимает и любомудра Веневитинова.

К 1823 году в Москве образовался кружок любителей мудрости - любомудров, куда, помимо Веневитинова, вошли прозаик В. Ф. Одоевский, критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Эти молодые тогда писатели бросили вызов философским вкусам эпохи. Они обратили свой умственный взор на труды мыслителей «Германии туманной» - Шеллинга, Фихте, отчасти Канта. Формально кружок распался в 1825 году, но духовное единство продолжало ещё какое-то время сохраняться.

На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин . Он создал стихотворение «Три ключа» , явственно перекликающееся своими размышлениями о трёх эпохах человеческой жизни с веневитиновскими (1826), (1826 или 1827). Пушкин даже стал инициатором издания журнала любомудров «Московский вестник» (Веневитинов автор его программы). Но «поэту действительности» была чужда некоторая умозрительность, свойственная Веневитинову, который так обращался (1826 или 1827):

Когда б ты знал, что эти звуки, Когда бы тайный их язык Ты чувством пламенным проник, - …Тогда б ты не желал блеснуть Личиной страсти принужденной, Но ты б в углу, уединенный, Таил вселюбящую грудь. Ты б тайно слёзы проливал И к ним горячие объятья, Как друг вселенной, простирал.

Всё характерно в этом стихотворении. И желание не просто переживать строй музыки, но знать её «тайный язык». И стилизованное под «немецкий синтаксис» строение фразы: «в углу… Таил вселюбящую грудь». И выражение «друг вселенной», гораздо более «туманное» и романтически всеобщее, чем пришедшее в русский культурный обиход из Франции «друг человечества»… Ведь даже драматическое чувство безответной любви к княгине Зинаиде Волконской - хозяйке одного из лучших литературных салонов Москвы, - становясь темой лирики, обретало у Веневитинова возвышенное и философическое звучание (, , оба - 1826 или 1827).

На зыбком фундаменте этого очень выразительного сочетания драматизма ощущений и ясности мысли покоится веневитиновское представление о роли художника в мире, о его небесном призвании и положении в земном обществе. Не случайно поэт, блистательно переведший фрагмент «Фауста» И.-В. Гете, выбрал для вольного перевода и две другие сцены гениального немецкого писателя, ставшие одним из лучших поэтических его переложений. Первая сцена - «Земная участь художника» (1826 или 1827) - показывает утро из жизни прекрасного живописца, вынужденного ради пропитания писать портрет «толстой, дурной собою кокетки» и лишь урывками между заказными работами имеющего возможность трудиться над изображением Венеры-Урании. Муза утешает отчаявшегося мастера: «Тебя живой восторг, художник, награждает. …И честью ты богат, хотя ты и не знатен». Знакомые по литературе романтизма конфликты гения и толпы, праведности и богатства, творчества и хлеба насущного. Здесь они обретают завершённое, классически точное воплощение. Но вот проходят годы и годы, и разворачиваются события, показанные в сцене «Апофеоза Художника». Юный ученик копирует в галерее картину, когда вносят сюда купленное на деньги князя-мецената полотно, изображающее Венеру-Уранию. «Потолок открывается. Муза, держа художника за руку, является на облаке». Но великий живописец при этом почему-то не радуется; напротив, он с горечью вопрошает:

Пусть славят все мои творенья! Но в жизни славу знал ли я? Скажи, небесная моя, Что мне теперь за утешенье, Что златом платят за меня?

И, разрушая романтический стереотип, взывает к Музе, «указывая на ученика»: «Венок ему на небе уготовь, Но здесь подай сосуд очарованья, Без яда, слёз, без примеси страданья!»

Сам Веневитинов не знал бедности, не был обойдён славой, но жизнь внесла в эти его строки очень личный и непоправимо трагический подтекст.

При въезде в Петербург поэт, и без того не отличавшийся здоровьем, был по недоразумению арестован, допрошен и день-два продержан на сырой гауптвахте. В дальнейшем он, при всей увлечённости новой службой в Азиатском департаменте, страдал от гнилого северного климата. Зимой 1827 года он простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач предупредил собравшихся в квартире больного друзей, что жить Веневитинову осталось несколько часов. Сообщить ему страшную весть выпало А. С. Хомякову . Хомяков подошёл к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы, или в день смерти…

Из жизни ушёл двадцатидвухлетний юноша, прекрасный собою, подававший надежды, заявивший о себе на самых разных поприщах. Элегические формулы его поэзии наполнились вдруг зловещим смыслом прорицанья: «Сбылись пророчества поэта, И друг в слезах с началом лета Его могилу посетил. Как знал он жизнь! как мало жил!» Смысл этот был «закреплён» многочисленными эпитафиями и стихотворными откликами на смерть поэта (Дельвиг и Туманский, Хомяков и 3. Волконская, Лермонтов и Кольцов …). Так родилась и окончательно оформилась легенда о гениальном юноше-певце Дмитрии Веневитинове, легенда, которая стала не менее значимым фактом истории русской культуры, нежели его замечательные стихи.

А. Архангельский

Биография

Веневетинов Д. В. (1805-1827) - поэт-философ. Род. в Москве, в богатой дворянской семье; дом его матери славился в Москве как артистический салон. Первыми опытами В. являются переводы из Вергилия и Горация. Более зрелые произведения относятся к 1822. Тогда же В. стал посещать Московский ун-т. В 1825 он поступил в Московский архив коллегии иностранных дел, откуда в конце 1826 перевелся в Петербург. Преждевременная смерть не дала В. возможности развернуть своих способностей, и его наследие заключает лишь несколько десятков оригинальных и переводных поэтических произведений и несколько философских набросков и критических статей. Значение В. в том, что он явился представителем философского течения в рус. поэзии, как Боратынский, позднее Ф. И. Тютчев и В. С. Соловьев. Будучи приверженцем философского идеализма Шеллинга, В. должен быть признан первым поэтом «философского романтизма» на русской почве. Наряду с темами романтической грусти и русской старины, значительное место в поэзии В., а тем более в его философских рассуждениях, занимают проблемы «золотого века», к которому «стремится история человечества», взаимоотношений философии и искусства и, в особенности, тема поэтического призвания и служения. В стороне от этого круга стоит тема безнадежной любви и преждевременной смерти, вызванная в творчестве В. обстоятельствами его личной жизни и получившая в его стихах модную в то время байроническую окраску. Фактура стиха (преимущественно четырехстопного ямба) у В. не очень богата и мало чем выделяет его из общего ряда поэтов 20-х гг.

Придерживаясь в области политических взглядов неопределенного либерализма (тема «свободы» подчас мелькает в стихах В.) и отдавши дань общественному порыву в преддекабрьские дни 1825, В. и его друзья («архивные юноши») - кн. В. Ф. Одоевский, H. M. Рожалин, И. В. Киреевский и другие - преимущественно интересовались проблемами философскими, разрешая их в духе Шеллинга и ставя во главу угла «самопознание». В. был вдохновителем содружества «любомудров», повлиявшего, по мнению некоторых исследователей, на миросозерцание Пушкина; в кружке этом формировались мнения, легшие в основу учения славянофилов. Когда славянофильская группа в 1826 затеяла издание журнала «Московский Вестник», В. принял в нем самое деятельное участие. Крупнопоместный дворянин по происхождению, воспитанию и общественной среде, В. отобразил в своих теоретических взглядах и творчестве настроения и идеологию московского культурного барства, переходившего, после крушения декабризма, к романтическому прекраснодушию и славянофильскому национализму.

Веневитинов Дмитрий Владимирович - поэт-философ. Родился 14 сентября (26 сентября) 1805 года в Москве, в богатой семье дворянского происхождения. Начальное образование он получал дома. Прекрасно изучил французский, латинский и немецкие языки. Его мама строго следила за образованием своего чада.

В 1822 году поступает в Московский университет. Знание немецкого языка положило интерес к немецкой философии. В университете он активно занимается переводом Вергилия и Горацио. В 1825 г. Веневитинов начал свою службу в Московском архиве коллегии иностранных дел. В 1826 г. по своему желанию переводится в Петербург, где продолжает свою деятельность в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. В этом же году его арестовывают за подозрение в причастности к заговору декабристов. Под арестом Веневитинов провел всего лишь три дня, но постоянные допросы очень сильно повлияли на его дальнейшее психологическое самочувствие.

Веневитинов прожил очень мало - не полных 22 года, но за свою короткую жизнь он стал представителем философского течения русской поэзии, перевел десятки произведений, написал несколько критических и философских статей.

Дмитрий Владимирович всегда придерживался либеральных точек зрения в политике, за что многие его почитали. Свобода отражалась в его стихах. В 1826 году группа славянофилов начинает работу над созданием журнала "Московский вестник". Веневитонов принимал в этом самое активное участие.

2 марта 1927 Дмитрий Владимирович сильно простудился. И 15 марта (27 марта) 1927 скончался от пневмонии в Петербурге. Похороны проходили в Москве, куда отдать последнюю дань памяти молодому таланту приехали А. Пушкин и А. Мицкевич.

русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве , в старинной и богатой дворянской семье, его дальним родственником (четвероюродным братом) был А. С. Пушкин . Получил классическое домашнее образование, которым руководила мать (княжна Анна Николаевна Оболенская), изучил французский, немецкий, латынь и греческий. Увлекся немецкой философией и романтической поэзией. Слушал отдельные лекции в Московском университете, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера . Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина.

В 1825 г. Веневитинов поступил на службу в московский архив коллегии иностранных дел («архивны юноши» - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»).

Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский , А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков , М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга , И. Канта , Ф. Шлегеля и других.

Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что обострило его болезнь легких. После этого, в марте, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.

Поэт умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневетинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич . Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова-- судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Веневитинов Дмитрий Владимирович , поэт, родился 14(26).IX.1805 г. в Москве в старинной дворянской семье.

Первоначальное образование получил дома под руководством опытных московских и иностранных учителей. С детства Дмитрий Владимирович овладел древними (латинским и греческим) и новыми (французским и немецким) языками. Впоследствии изучал английский и итальянский. Занятия иностранными языками способствовали возникновению глубокого интереса к античной и западноевропейской литературе и философии. В детские годы много занимался музыкой и живописью. Рано проявилось его поэтическое дарование.

Первыми литературными произведениями Веневитинова, которые, к сожалению, не сохранились, были, по свидетельству современников, переводы отрывков из «Прометея» Эсхила (1818) и Горация (1819). Необычайная одаренность и прекрасное образование Дмитрия Владимировича вызывали глубокое уважение знавших его людей. Внешне его жизнь была небогата событиями.

В 1822 он поступил вольнослушателем в Московский университет и через два года сдал выпускной экзамен.

Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел.

Осенью 1826 переехал на службу в Петербург, где вскоре скончался.

В университетские годы Веневитинов усиленно изучает литературу и философию. Он слушает лекции А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раич, И. И. Давыдова и М. Г. Павлова. В 1823 совместно с В. Ф. Одоевским поэт основал кружок, получивший название «Общество любомудрия». В нем изучалась немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес). Наибольший интерес пробудила в любомудрах философия Шеллинга, ранние произведения которого вызвали настороженность властей. Дмитрий Владимирович и его друзья увлекались идеями всеобщей связи и единства природы, которые развивал Шеллинг. Эти идеи противоречили церковным догмам и христианскому учению, которое, судя по воспоминаниям члена общества А. И. Кошелева, не вызывало у любомудров особого энтузиазма. Веневитинов в учении Шеллинга привлекла мысль о человеке как средстве познания, приведшая его к идеям самопознания и самоусовершенствования. Эти идеи отразились в произведениях Дмитрия Владимировича

«Анаксагор. Беседы Платона»,

«Письмо к графине N»,

«О состоянии просвещения в России»,

в незаконченном романе:

«Владимир Паренский».

От Шеллинга и немецких романтиков Веневитинов воспринял идею о поэте - «сыне богов», «любимце муз и вдохновенья», способном стать вождем всего человечества. В представлении Веневитинова, поэт - избранник небес, отмеченный «печатью власти на челе». Дар вдохновения возвышает его над толпой непосвященных. Мысли об искусстве и назначении поэта всегда составляли предмет поэтических и философских раздумий поэта. Они выразились во многих его стихотворениях и статьях:

«Скульптура, живопись и музыка»,

«Несколько мыслей в план журнала».

В своих философских и эстетических идеях Дмитрий Владимирович оставался самостоятельным и оригинальным мыслителем. В отличие от Шеллинга он видел в искусстве источник любви к человечеству. Поэт мечтал связать философию с наукой и искусством.

Изучение философии Дмитрий Владимирович Веневитинов сочетал с поэтической и критической деятельностью. Служба в архиве сблизила его с талантливой молодежью, которая собиралась у него по вторникам.

Первое печатное произведение Веневитинова - «Разбор статьи о «Евгении Онегине» («Сын Отечества», 1825, ч. 100, № 8, март).

Есть сведения, что Пушкин прочитал его статью «с любовью и вниманием». Трагические события, связанные с восстанием декабристов, тяжело отразились на духовном самочувствии поэта. Хотя он и не принадлежал к тайному обществу, но, по словам А. И. Герцена, «был полон мечтаний и идей 1825 года».

В конце октября 1826 г. Веневитинов выехал из Москвы в Петербург вместе с французом Воше, библиотекарем гр. Лаваля, дочь которого Е. Трубецкую Веневитинов незадолго перед этим проводил в Сибирь к мужу-декабристу. При въезде в столицу Дмитрий Владимирович и Воше были арестованы. Допрос и пребывание Веневитинова на гауптвахте, хотя и кратковременные, тяжело отразились на его здоровье.

Острое чувство растерянности и подавленности - мрачное следствие наступившей реакции - не покидало его. Он пытался обрести душевное спокойствие и найти применение своим способностям, участвуя в издании журнала «Московский вестник». Поэт размышлял о направлении журнала, стремился противопоставить «Московский вестник» продажной и низкопробной журналистике булгаринского толка, привлекал к сотрудничеству в журнале видных литераторов.

Переезд в Петербург осенью 1826 углубил душевный кризис поэта, испытавшего гнетущую тоску «среди холодного, бездушного общества». Поэта все чаще посещали мысли о смерти и самоубийстве. Дмитрий Владимирович хотел вырваться из официального Петербурга на чужбину, где надеялся найти силы для творчества и жизни.

В 1827 незадолго до смерти, в альманахе А. Дельвига «Северные цветы» и в журнале М. Погодина «Московский вестник» были впервые напечатаны его стихотворения.

Как поэт Веневитинов Дмитрий Владимирович сформировался в переходную эпоху. В стихотворениях, написанных до декабря 1825, то есть в период подъема дворянской революционности, преобладают свободолюбивые мотивы.

После декабрьской катастрофы в творчестве Веневитинова заметно усиливается философское начало.

Поэзия и философия Веневитинова обнаруживают связь с декабристским общественным и литературным движением. Юноша поэт славит «пророка свободы» - Байрона, откликается на греческое восстание («Песнь грека», 1825, опубликовано в 1827). Декабристская проблематика проникает в поэму «Освобождение скальда» (1823 или 1824, опубликовано в 1914). Веневитиновский «поэт» предстает поэтом-пророком «с глаголом неба на земле», его миссия - зажечь людские сердца, объединить людей.

Свободолюбивым настроениям Дмитрий Владимирович не изменил и после 1825. В согласии с декабристской поэтической традицией он прославил новгородскую вольницу («Новгород»). Поэт пишет о дружбе и любви, об искусстве, о смысле жизни.

Дружба в его лирике противопоставлена холодным и бездушным отношениям, господствующим в светском обществе. Традиционные жанры элегии и послания наполняются новым содержанием, осложняясь философскими размышлениями. Поэта не трогают ни пирушки за дружеским столом, ни «легкие забавы», о которых обычно вспоминалось в посланиях. Он мечтает вести с другом серьезные споры о философии и об искусстве («Послание к Рожалину», 1826, опубликовано в 1829).

Поэзия Веневитинова Дмитрия Владимировича складывалась под несомненным влиянием пушкинского творчества. Поэт выступал за содержательность лирики, за точность поэтического слова. Вместе с тем он подготовил возникновение гражданской поэзии Лермонтова с ее трагическими и напряженными раздумьями и рядом с Баратынским и Тютчевым явился одним из зачинателей русской философской лирики. «В его стихах,- писал В. Г. Белинский ,- просвечивает действительно-идеальное, а не мечтательно- идеальное направление...».

Недолгая творческая деятельность Веневитинова Д.В.- важное звено в истории русской лирики.