Джидду кришнамурти цитаты о любви. Джидду Кришнамурти: цитаты мастера

Из книги «Первая и последняя свобода»

Представьте, что не было ни Учителей, ни религиозных организаций, ни Будды, ни Христа и вам надо начать с начала. Как вы делали бы это?
Джидду Кришнамурти

Очень трудно общаться с другим - общаться без усилий, плодотворно, полно, действенно.

Слушать - искусство. Для того чтобы быть в состоянии по-настоящему слушать, надо оставить или отбросить все свои предвзятые мнения, заранее принятые формулировки, отложить свои дневные дела.

Мы скрываемся за ширмой своих предвзятых мнений, религиозных или духовных, психологических или научных; или за ширмой своих повседневных забот, желаний и страхов. И окружив себя этими ширмами, мы слушаем. Поэтому, мы, как звучащая раковина, слушаем свой собственный шум, а не то, что нам говорят.

Понимание приходит путем осознавания того, что есть. Точно знать то, что есть - реальность, действительность - не интерпретируя, не осуждая или оправдывая ее, вот, несомненно, начало мудрости. Лишь когда мы начинаем интерпретировать ее, переводить на язык своей обусловленности, своих предвзятых мнений - вот тогда мы упускаем истину.

Страдание царит в мире - политическое, социальное, религиозное; вся наша психологическая жизнь безнадежно запуталась, и все лидеры, политические и религиозные, не оправдали наших ожиданий; все книги потеряли свой смысл.

Вы можете обратиться к Бхагавадгите, или к Библии, или к последнему политическому или психологическому трактату, и вы убедитесь - звучание, голос истины больше не раздается в них; они стали просто словами. Вы-то сами, вы, повторяющий эти слова, вы же запутались и не уверены в себе, и простое повторение слов - это переливание из пустого в порожнее.

Слова и книги потеряли свою ценность; цитируй вы хоть Библию, хоть Маркса, хоть Бхагавадгиту - но раз вы, цитирующий и повторяющий их, сами не уверены в себе и запутались, ваше повторение становится ложью; написанное в книгах становится всего лишь пропагандой, а пропаганда - не истина.

Повторяя сказанное другими, вы перестаете понимать свое собственное состояние бытия. Вы просто прикрываете авторитетными словами свою собственную запутанность.

Мы всего лишь посторонние, наблюдатели и мы потеряли свои творческие способности. Отсюда наша жажда впитывать и разделять чужие мнения.

Когда мир охвачен беспорядком, психологическим и всяким другим, вы укрываетесь в какую-нибудь безопасную нишу, будь то банковский счет или идеология; или же вы обращаетесь к молитве, идете в храм - что на самом деле бегство от происходящего в мире. Больше и больше образуется сект, больше и больше появляется «измов» во всем мире.

Как только вы осознаете беспорядок - именно то, что есть, - вы пытаетесь бежать от него. Хуже всего те секты, которые предлагают вам систему для разрешения страдания - экономического, социального или религиозного; ибо тогда важна становится система, а не человек - религиозная система, левая или правая система.

Система становится важна, философия, идея становится важна, а не человек; и ради идеи, идеологии вы готовы пожертвовать всем родом человеческим, что как раз и происходит в мире.

Вот, являлись великие учители, Будда или Христос, принимали веру, освобождались, возможно, от беспорядка и горя. Но им так никогда и не удалось предотвратить горя, покончить с беспорядком. Беспорядок продолжается, горе продолжается.

Ожидая преобразования общества от системы, мы просто уходим от вопроса: система не в состоянии преобразовать человека; как показывает история, это человек всегда преобразует систему.

Изменение может произойти только немедленно; революция совершается теперь, а не завтра.

В конце концов, если ищешь покоя и мира, можешь очень легко найти их. Достаточно слепо предаться какому-нибудь делу, какой-нибудь идее и укрыться там. Несомненно, это не решает проблемы. Простая изоляция в замкнутой идее не освобождает от конфликта.

Я могу укрыться в иллюзию, я могу бежать от раздоров, споров, борьбы; я могу поклоняться другому; я могу ждать спасения от кого-то, кто придет и спасет меня. Но до тех пор пока я не познаю себя, до тех пор пока я не осознаю всех процессов, происходящих во мне, у меня не будет фундамента для мысли, для любви, для действия.

Если мы мелочны, завистливы, тщеславны, жадны - то же самое мы создадим и вокруг себя, таким же будет и общество, в котором мы живем.

Без познания глубин самого себя, без познания субстанции собственной мысли и откуда она приходит - ваши поиски, несомненно, будут абсолютно тщетны, а действия бессмысленны, не так ли? И не имеет при этом значения, американец ли вы или индиец или какова ваша религия.

Гоняться по всему свету за гуру и их системами, читать новейшие книги о том о сем и все прочее в этом роде представляется мне совершенно пустым, совершенно никчемным занятием - вы можете объехать вокруг Земли, но вам все равно придется вернуться к себе.

Чем больше познаешь самого себя, тем большая появляется ясность.

Вы и я как личности, используемся ли мы, управляемся ли мы, воспитываемся ли мы, контролируемся ли мы, формируемся ли мы по определенному образцу обществом и правительством, - или это общество и государство существуют ради личности? Есть ли личность цель общества или она простая марионетка, обучаемая, эксплуатируемая, используемая как пушечное мясо на войне?

Если личность - всего лишь инструмент общества, тогда общество гораздо важнее, чем личность. Если это правда, тогда мы должны отказаться от личности и работать для общества; вся наша система воспитания должна подвергнуться революционному изменению, а личность превращена в инструмент, который можно использовать, ломать и выбрасывать за ненадобностью.

Если вы зависимы от книг, левых, правых или священных книг, тогда вы просто зависимы от мнения, будь то мнение Будды, Христа, капитализма, коммунизма - кого угодно. Это идеи, а не истина.

Факт нельзя отвергать. Мнение насчет факта отвергать можно.

Какой вы, такой и мир.

Мы хотим вызвать изменения с помощью какой-нибудь системы или с помощью революции, революции идей или ценностей, основанной на системе, забывая, что это вы и я создаем общество, что это вы и я приносим беспорядок или порядок соответственно тому, как мы живем.

Так вот, посмотрите на свои занятия - они же главным образом основаны на зависти, а не просто на том, как заработать себе средства для пропитания.

Сколько бы законов мы ни издавали и какими мудрыми бы ни были эти законы, общество всегда находится в процессе упадка, потому что революция должна происходить внутри, а не только снаружи.

Вы и я стали подражателями, мы копируем - копируем внешне и внутренне.

Я перестал быть реальной личностью; психологически я стал просто машиной, повторяющей определенные реакции, обусловленные тем, что я индуист, христианин, буддист, немец или англичанин.

Для того чтобы быть творческой личностью, нужна свобода от авторитета.

Самопознание - начало мудрости, и следовательно - начало изменения или обновления.

Мы должны совершать открытия, а для совершения открытий необходимо намерение совершать их, необходим поиск, исследование.

Если я жаден, завистлив, склонен к насилию - грош цена иметь идеал ненасилия, нежадности.

Творчество может возникнуть только благодаря самопознанию. Большинство из нас - люди не творческие; мы - машины для повторения, заезженные грампластинки, проигрывающие раз за разом определенные песни опыта, определенные умозаключения и воспоминания, принадлежащие нам самим или другим.

Быть творческим человеком не означает, что мы должны рисовать картины или писать стихи и стать знаменитыми. Это не творчество - это всего лишь способность выражать идею, которой публика рукоплещет или свищет. Не надо путать способность и творчество.

Творчество не есть непрерывное состояние, оно ново каждый миг, это движение, в котором нет «я», «мое», в котором мысль не сосредоточена на каком-нибудь определенном опыте, честолюбивом замысле, достижении, цели и мотиве.

Мы все боимся быть ничем, потому что мы все хотим быть кем-то или чем-то.

Если возникает идея, тогда действие всего лишь приспосабливается к идее и, следовательно, это больше не действие, но подражание, принуждение, подстраивание под идею.

Идеи - не истина; а истина - это что-то, что должно быть непосредственно познаваемо на опыте, каждый миг.

Существует вера индуизма, христианская вера, буддийская вера - бесчисленное количество сект и национальных вер, разных политических идеологий, и все они борются друг с другом, стараясь обратить друг друга в свою веру. Можно без труда, очевидно, видеть, что вера разделяет людей, создает нетерпимость; возможно ли жить без веры?

Если вы присмотритесь, вы увидите: одной из причин желания принять веру является страх.

Если бы у нас не было образца для действия, основанного на вере - вере в Бога, или в коммунизм, или в социализм, или в империализм, или в какую-нибудь религиозную формулу, какую-нибудь догму, которой мы обусловлены, - мы почувствовали бы себя совершенно потерянными.

Чашка полезна только когда она пуста; и ум, заполненный верами, догмами, утверждениями, цитатами, - на самом деле нетворческий ум; это всего лишь повторяющийся, как попугай, ум.

Вера, религиозная или политическая, очевидно, препятствует пониманию самих себя. Она действует как ширма, сквозь которую мы смотрим на самих себя.

Если у нас не будет вер, с которыми мы идентифицировали себя, тогда ум, не идентифицируя себя ни с чем, окажется способен смотреть на себя как есть - и это-то, несомненно, и будет началом понимания самого себя.

Чем более мыслящий, сознающий, чуткий человек, тем менее это, возможно, верующий человек. Это происходит потому что вера связывает, вера изолирует.

Вы думаете, что Великий Отец Небесный наблюдает за каждым из нас. Это всего лишь проекция того, что угодно лично вам.

Посмотрите, как мы поклоняемся тем, кто обладает огромным знанием и эрудицией! Понимаете ли вы смысл этого?

Способен ли ум быть свободен от веры? Вы сможете освободиться от веры только тогда, когда поймете внутреннюю природу причин, заставляющих вас держаться за нее, не только сознательные, но и бессознательные мотивы, которые заставляют вас верить.

Ум, отягощенный знанием, просто не в состоянии понять, что такое реальность - реальность, которая безмерна.

Усилие - отвлекающий маневр от того, что есть. Как только я принимаю то, что есть, - борьбы нет. Всякая форма борьбы - показатель отвлечения от того, что есть; и такое отвлечение, то есть усилие, должно существовать то тех пор пока я, психологически, хочу преобразовать то, что есть, во что-то, что не есть.

Я хочу стать управляющим, потом собственником и так далее, и так далее, и это не только в материальном мире, но и в так называемом духовном: преподаватель хочет стать директором, священник - епископом, ученик - учителем.

Противоречие возникает только тогда, когда ум сосредотачивается на фиксированной точке желания; то есть когда ум не рассматривает всякое желание как движущееся, временное, но хватается за одно желание и превращает его в постоянное, - только тогда, когда появляются другие желания, возникает противоречие.

До тех пор пока ум ищет удовлетворения, нет большой разницы между Богом и пьянством. Возможно, пьянство - социальное зло; но внутреннее желание удовлетворения, достижения - разве оно не еще вреднее?

Усилие и борьба, заключенные в противоречии, дают нам ощущение жизненной силы. Вот почему мы так любим войны, вот почему мы находим упоение в гибельном бою.

Сама природа нашего мышления заключает в себе противоречие, потому что мы всегда мыслим в терминах прошлого или будущего; следовательно, мы никогда полностью не знаем, полностью не осознаем настоящего.

Я желаю быть защищенным, иметь внутреннюю безопасность; или я желаю иметь духовного учителя, гуру, Бога; и я обретаю опыт того, что я спроецировал; то есть, я спроецировал желание, которое приняло форму, которому я дал имя; и на которое я реагирую.

Мой сын умирает, и я верю в перевоплощение, чтобы избавить себя психологически от большего страдания; но в самом процессе веры содержится сомнение.

Жить без страха - жить без особого образца.

Я вижу - сам ум есть рамки, образец; он живет внутри привычного образца, который сам и создал для себя. Следовательно, сам ум - страх. Все, что делает ум, направлено на укрепление старого образца или создания нового. Это означает: что бы ни делал ум, чтобы освободиться от страха - вызывает страх.

Страх находит для себя разные формы бегства. Самым общепринятым способом бегства является самоидентификация, не так ли, - идентификация себя со страной, с обществом, с идеей.

Самоидентификация - процесс самозабвения.

Страх - неприятие того, что есть.

Простота - глубочайшая, подлинная простота - может появиться только изнутри; и уж затем следует внешнее выражение ее.

Когда возникает свобода от верований, возникает простота.

Когда мы ищем безопасности, мы, очевидно, находимся в состоянии страха и, следовательно, далеки от простоты.

Ум, заставляющий себя быть смиренным, больше не смиренный ум. Только когда вы имеете смирение - не культивируете смирение, - может состояться ваша встреча с самыми неотложными вопросами жизни, ибо тогда вы - не важны, вы смотрите не под воздействием своего «я» и чувства собственной значительности; вы смотрите на саму проблему - и вот тогда вы в состоянии разрешить ее.

Реальность непознаваема умом, потому что ум - результат знаемого, прошлого; следовательно, ум должен понять себя и свои функции, свою истинную суть, и только тогда появляется возможность для незнаемого - быть.

Когда я осознаю всю структуру желания, то вижу, как мой ум стал мертвым центром этой структуры, механическим процессом памяти. Устав от одного желания, я автоматически хочу осуществить себя в другом

Объекты, к которым я стремлюсь, представляют собой проекцию ума как символы, из которых он извлекает ощущения. Слово «Бог», слово «любовь», слово «коммунизм», слово «демократия», слово «национализм» - все это символы, которые дают ощущения уму, и поэтому ум цепляется за них.

В себе я вижу продолжающийся процесс желания - механический, бесконечно повторяющийся процесс, - который держит ум в тисках рутины и превращает его в мертвый центр прошлого, в нем же творческой спонтанности нет и в помине.

Таким образом, я осознаю состояние собственного ума; я вижу, что он - инструмент ощущения и желания, или, вернее, он есть ощущение и желание, и он механически втянут в их рутину.

До тех пор пока у вас есть границы - национальные, экономические, религиозные или социальные, - миру в мире не бывать, это очевидный факт.

Процесс изоляции - это процесс поисков власти; будь то поиски личной власти или власти какой-нибудь расовой или национальной группы, в основе их должна лежать изоляция, ибо само желание власти, положения есть изоляционизм.

Каждый ищет власти, а ища власти, он создаст и общество, основанное на власти - военной, промышленной, экономической и тому подобной власти, что опять-таки очевидно.

Националист - бедствие, так как самим своим националистическим, патриотическим духом он создает стену изоляции. Он настолько идентифицируется со своей страной, что строит стену против всяческого другого. Что происходит, когда вы строите стену против чего-то? Это «что-то» постоянно стучится в вашу стену.

Националист, говорящий о братстве, лжет; он живет в состоянии противоречия.

Идентификация себя с чем-то бόльшим - партией, страной, расой, религией, Богом - такая идентификация является стремлением к власти. Из-за того, что вы внутренне пусты, глупы, слабы, вам нравится идентифицировать себя с чем-то бόльшим. Желание идентифицировать себя с чем-то бόльшим - желание власти.

Мысль не разрешила наши проблемы, и я не думаю, что когда-либо разрешит. Мы положились на интеллект, который укажет нам выход из наших сложностей. Чем хитрее, отвратительнее, коварней интеллект, тем больше разнообразие систем, теорий, идей. А идеи не разрешают ни одной из наших человеческих проблем; никогда не разрешали и никогда не разрешат. Ум - не решение проблемы; путь мысли, очевидно, не выход из наших трудностей.

Умники - философы, ученые, политические лидеры - не разрешили на самом деле ни одной из наших человеческих проблем, которые заключаются во взаимоотношениях между вами и другим, между вами и мной.

Если в каждом из нас не будет существовать центра «я», с его желанием власти, положения, авторитета, с его стремлением к самосохранению и к вечному продолжению себя - с нашими проблемами, несомненно, будет покончено!

Иметь пустой ум означает для вас находиться в состоянии ступора, идиотии, и ваша инстинктивная реакция - отвергнуть это состояние. А ведь несомненно, что ум, который совершенно спокоен, ум, который не отвлекается своими собственными мыслями, ум, который открыт, - такой ум может смотреть на проблему очень прямо и очень просто. И эта способность смотреть на свои проблемы, не отвлекаясь ничем, - вот единственное решение. Для этого и должен существовать тихий, спокойный ум.

Если вы ссылаетесь на Будду, Христа или XYZ, мышление заканчивается, прекращается стремление выяснить и вести исследование. Так вот, человеку следует остерегаться этого.

Вы понимаете, что любая реакция обусловлена и что из-за обусловленности не может быть свободы либо в начале, либо в конце - а свобода всегда в начале, не в конце.

Основополагающий фактор самообмана - это постоянное желание быть кем-то в этом мире и в мире потустороннем.

Вера, убеждение, не принесет сотрудничества; напротив, она разделяет.

Переживание, опыт становится разделяющим фактором в наших человеческих взаимоотношениях.

Наша трудность в том, что каждый из нас отождествил себя с определенной верой, с определенной формой или методом достижения счастья, экономического процветания и прочего - ум наш захвачен этим, и мы не способны глубже вникнуть в проблему; поэтому нам хочется внутренне оставаться в стороне, с нашими личными способами, верованиями и переживаниями.

Человек, сознательно преследующий добродетель, добродетельным не является. Скромность не может быть достигаемой, в этом красота скромности.

Мы живем во времени, мы - результат времени. Наши умы - продукт многих вчерашних дней, и настоящее - просто переход, коридор от прошлого к будущему.

Надо прежде всего видеть необыкновенно коварную активность «я», ума, надо осознать свои идеи, веры, умозрения, и все их отбросить, так как они на самом деле обман и иллюзия.

Мы знаем путь власти - власти с помощью господства, власти с помощью дисциплины, власти с помощью принуждения. С помощью политической власти мы надеемся прийти к коренному изменению; но такая власть только порождает дальнейшую тьму, распад, зло, усиление «я».

Единственная вещь, которая может вызвать коренное изменение, творческое, психологическое освобождение - это каждодневное внимание, ежеминутное осознавание своих побуждений, сознательных, так же как бессознательных.

Творческое освобождение наступает, только когда мыслитель есть мысль.

Только когда ум пуст, появляется возможность творчества; но я не имею в виду ту поверхностную пустоту, которая знакома большинству из нас… Я говорю о пустоте, которая приходит благодаря необыкновенной вдумчивости и внимательности, когда ум видит собственную власть создавать иллюзии и выходит за свои пределы.

Творческая пустота невозможна до тех пор, пока существует мыслитель, который ожидает, наблюдает, высматривает, для того чтобы накопить опыт, для того чтобы укрепить самое себя.

Только новое может преобразовывать, не старое.

Если вы следуете старому образцу, любое изменение будет модифицированным продолжением старого; ничего нового в этом не будет, не будет ничего творческого.

Нынешний кризис по всему миру исключителен… потому, что он происходит в сфере возникновения идей. Мы спорим об идеях, мы оправдываем убийство; повсюду в мире мы оправдываем убийство как способ достижения праведной цели, что само по себе беспрецедентно. Прежде зло признавали злом, убийство - убийством, но сегодня убийство превратилось в средство достижения благородной цели. Убийство отдельного человека или группы людей оправдывается тем, что убийца или группа, которую он представляет, называет убийство способом достижения результата, который принесет пользу человечеству.

Вы не выбираете гуру, который говорит: «Положитесь на самого себя»; вы выбираете гуру в соответствии с вашими предрассудками.

Гуру существует для эксплуатации разного рода, но это не то, что нужно.

Гуру становится бесполезен, когда есть хотя бы крупица самопознания.

Человек, который постоянно защищает свое «я» с помощью знания, совершенно очевидно не ищет истину.

Что важно, так это выяснить истину этого для самого себя - не согласовывая это с каким-либо отдельным святым или с человеком, прибывшим из Индии или из какого-то другого места, чем экзотичнее, тем лучше.

Вы когда-нибудь пытались оставаться в одиночестве? Если вы попытаетесь, вы почувствуете насколько это необычайно трудно и сколь чрезвычайно разумными мы должны быть, чтобы оставаться в одиночестве, потому что ум не даст нам оставаться в одиночестве.

Человек, который хочет улучшить себя, никогда не придет к осознанию, поскольку улучшение подразумевает осуждение и достижение результата. В то время как осознание - это наблюдение без осуждения, без отказа или приятия.

Война - это зрелищная и кровавая проекция нашей повседневной жизни.

Война - всего лишь внешнее выражение нашего внутреннего состояния, наши повседневные действия в увеличенном виде.

Мы можем контролировать обстоятельства, потому что мы их создаем.

Без познания себя нет мира.

Если вам грустно - будьте грустным. Не пытайтесь найти выход из этого, потому что ваша скука имеет огромное значение, если вы способны понять ее, жить с ней.

Большинство из нас, кто ежедневно читает газеты, переполнены сплетнями, глобальными сплетнями. Все это бегство от самих себя, от нашей собственной убогости, от нашей собственной уродливости.

Мы думаем, что посредством посредственного интереса к мировым событиям мы становимся все более и более знающими, мудрыми, более способными что-то делать с нашими собственными жизнями.

Человек, отождествляющий себя с собственностью, и есть эта собственность, этот дом, эта обстановка. То же самое с идеями или с людьми; когда присутствует обладание, взаимоотношений нет. Большинство из нас стремится к обладанию чем-то, ибо помимо этого у нас ничего нет.

Если мы ничем не обладаем, не заполняем нашу жизнь обстановкой, музыкой, знаниями, тем или этим, то мы - пустые раковины. И эта раковина производит много шума, и этот шум мы называем жизнью; и этим мы удовлетворены. Если это нарушается, возникает скорбь, ибо вы внезапно видите себя таким, какой вы есть - пустой раковиной, ничего собой не представляющей.

Вера - отрицание истины, вера препятствует истине; верить в Бога - не найти Бога.

Человек, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, говорил, что Бог был с ним; те, кто летел из Англии разрушать Германию, говорили, что этот Бог был их вторым пилотом. Диктаторы, премьер-министры, генералы, президенты - все говорят о Боге, у них беспредельная вера в Бога. Служат ли они, делая жизнь человека лучше?

Люди, те, что говорят, что они верят в Бога, разрушили полмира, и мир пребывает в полной нищете и страданиях. Религиозная нетерпимость привела к разделению людей на верующих и неверующих, ведущему к религиозным войнам. Это показывает, насколько вы, ваши умы, невероятно политизированы.

Реальность есть то, чем являетесь вы, то, что вы делаете, то, что вы думаете, и ваша вера в Бога есть просто бегство от вашей монотонной, тупой и жестокой жизни.

Ваша вера в Бога реально усиливает нищету и бедствия в мире; хоть она и может принести вам временное утешение, но в действительности она приносит вам еще больше страданий и разрушений в виде войн, голода, классовых разделений и беспощадных действий разобщенных индивидов. Так что ваша вера вообще не имеет никакой ценности.

Только когда ум полностью затих, не только на верхнем уровне, но основательно, насквозь, и на поверхностном и на более глубоких уровнях сознания - только тогда неведомое может обрести бытие.

Медитация - это самопознание, и без самопознания нет медитации.

Только тогда, когда ум свободен от моей обусловленности - я понимаю.

Так как наша повседневная жизнь настолько пуста, настолько уныла, настолько бессмысленна, настолько скучна, так невыносимо глупа, мы говорим, что жизнь должна иметь более высокий смысл.

Цель жизни, от мгновения к мгновению, каждый день - уничтожить друг друга, эксплуатировать друг друга, либо индивидуально, либо коллективом человеческих существ. В нашем одиночестве, в нашем страдании мы стараемся использовать других, мы пытаемся убежать от самих себя - путем развлечений, через богов, через знание, через всяческие формы веры, через отождествление. В этом наша цель, сознательно или подсознательно, так мы сегодня живем.

Под редакцией Tannarh’a, 2013 г.



О красоте.

Знаете ли вы, что значит быть религиозным? Религиозность не имеет ничего общего ни с храмовыми колоколами, хотя их звон так приятно слушать издалека, ни с пуджей, ни с церемониями священнослужителей, ни со всей остальной ритуальной чепухой. Быть религиозным – это быть чувствительным к реальности. Ваше тотальное существо, тело, ум и сердце, обладают чувствительностью к красоте и к безобразию, – к ослу, привязанному у столба, к нищете и грязи этого города, к смеху и слезам, ко всему, что вас окружает. И из этой чувствительности ко всему существованию в целом берет начало доброта, любовь, а без нее красоты нет, хотя бы вы и обладали талантом, прекрасно одевались, разъезжали в дорогом автомобиле и отличались скрупулезной чистотой.


Ведь любовь – это нечто необыкновенное, не правда ли? Вы не сможете любить, если думаете о себе; но это и не значит, что вы должны думать о ком-то другом. Любовь есть; она не имеет объекта. Любящий ум – это подлинно религиозный ум, потому что он пребывает в движении реальности, истины, Бога; и только такой ум способен узнать, что такое красота. Ум, который не уловлен в какую-либо философию, который не заключен внутри какой-нибудь системы или веры, который не увлечен собственным честолюбием и потому обладает чувствительностью, подвижен, бдителен, – такой ум обладает красотой


опрос: Если у меня с детства имеется некоторый замысел, смогу ли я осуществить его, когда вырасту?

Кришнамурти: Детские замыслы обычно не слишком длительны, не правда ли? Маленький мальчик хо- чет быть машинистом; затем он видит проносящийся по небу реактивный самолет, и ему хочется стать пило- том; или он слышит какого-то политического оратора и хочет быть похожим на него, а затем видит саньяси и решает тоже сделаться саньяси. Девочке может хотеться иметь много детей, стать женой богатого человека и жить в большом доме; или же она может мечтать о том, чтобы заниматься живописью, писать стихи.


Итак, сбудутся ли мечты детства? И стоят ли мечты осуществления? Искать осуществления любого желания, каким бы оно ни было, всегда приносит печаль. Пожалуй, сейчас вы еще этого не заметили, но когда подрастете, увидите. Печаль это тень желания. Если мне хочется быть богатым или знаменитым человеком, я борюсь, чтобы достигнуть своей цели, отталкивая других в сторону и создавая вражду, и если мне даже удастся добиться того, что я хочу, рано или поздно неизбежно что-то происходит: или я заболеваю, или в самом процессе осуществления моего желания мне хочется чего-то большего; а тут же, за углом, всегда скрывается смерть. Честолюбие, желание и осуществление неизбежно ведут к разочарованию, к печали. Вы сами можете наблюдать за этим процессом. Изучите пожилых людей, которые окружают вас, знаменитых и великих в своей стране, которые создали себе имя и обладают властью. Посмотрите на их лица это или печальные, или жирные и напыщенные физиономии; их линии безобразны. Они не расцветают в доброте, ибо в их сердцах гнездится печаль.


Разве невозможно жить в этом мире без честолюбивых замыслов, просто оставаясь тем, что вы такое?


Если вы начнете понимать то, что вы такое, не пытаясь это изменить, тогда сама эта сущность претерпевает преображение. Я думаю, человеку можно жить в этом мире анонимно, совершенно неизвестным, не будучи знаменитым, честолюбивым, жестоким. Когда вы не придаете никакого значения своей личности, вы можете жить в этом мире очень счастливо; и такое уменье тоже является частью правильного образования и воспитания.


Весь мир поклоняется успеху. Вы слышите рассказы о том, как бедный юноша учился по ночам и в конце концов сделался судьей, как другой начал с продажи газет, а кончил многомиллионным состоянием. Вы вскормлены на прославлении успеха. Вместе с достижением большого успеха существует также и великая печаль; но мы в большинстве своем охвачены желанием достигнуть; и для нас успех гораздо более важен, чем понимание и растворение печали.


Стремясь к безопасности, человек создал в самом себе образы - религиозные, политические, личные, которые представляют собой символы, идеи, веру. Груз их довлеет над человеческим мышлением, отношениями и повседневной жизнью. Вот в чем причина наших проблем, которая разделяет людей во взаимоотношениях. Восприятие жизни человека сформировано концепциями, понятиями, существующими в его уме. Содержимое его сознания - само сознание. Содержимое это является общим для всего человечества. Индивидуальность - это имя, форма, поверхностная культура, которую воспринял человек из окружающей среды. Уникальность личности не в поверхностности, а в полной свободе от содержания сознания.

Отрывок из книги: Мэри Латьенс Жизнь и смерть Джидду Кришнамурти.


Участник беседы: Принимать вещи по мере их прихода - это правильно? - это то, что следует делать?


Кришнамурти: Буду ли я принимать вещи по мере их прихода, когда меня бросает моя жена? Когда я теряю деньги, когда теряю работу, когда меня презирают или оскорбляют - буду ли я принимать всё это?

Чтобы принимать вещи по мере их прихода, действительно, а не теоретически, человек должен быть свободен от я, от мое.


Тогда вы можете жить от момента к моменту, - бесконечно, без борьбы и без конфликта. А это и есть подлинная медитация, подлинное действие.


Полет Орла


Поймите процесс вашего мышления

Предположим, что вы никогда не прочитали ни одну книгу, религиозную или психологическую, и вы хотите найти смысл, значение жизни. Как вы приступили бы к этой задаче? Предположим, что не было никаких Мастеров, никаких религиозных организаций, никакого Будды, никакого Христа, и вам пришлось бы начать с самого начала. Как вы бы приступили к этому процессу? Сначала вам нужно было бы понять свой собственный процесс мышления, разве нет? Не проектировать себя, свои мысли в будущее и создать такого Бога, который вам нравится; это было бы слишком по-ребячески. Сначала вы должны были бы понять процесс собственного мышления. Этот единственный путь состоит в том, чтобы обнаружить что-нибудь новое, не так ли?


Когда мы говорим, что изучение или знание препятствие, помеха, мы не включаем техническое знание как водить автомобиль, как управлять машинами или профессионализм, который приносит такое знание. Мы имеем в виду совсем другое: то чувство творческого счастья, которое не принесет никакое знание или изучение. Быть творческим в самом истинном смысле слова значит, быть свободным от прошлого от мгновения к мгновению, потому что именно прошлое непрерывно затеняет настоящее. Просто цепляться за информацию, за опыт других людей, за то, что кто-то сказал, каким бы великим не было его изречение, и пытаться приблизить ваши действие ко всему этому все это и есть знание, не так ли? Но чтобы обнаружить что-нибудь новое, вы должны начать с себя. Вы должны отправиться в путешествие, полностью лишившись всего, особенно знания, потому что очень легко получить опыт через знание и веру; но такой опыт просто результат самопроектирования, и поэтому он совершенно нереален, ложен.


Вопрос: Однажды вы сказали, что нам следует спокойно сидеть и наблюдать за деятельностью своего ума; но наши мысли исчезают, едва мы начинаем сознательно наблюдать за ними. Как можем мы познать свой ум, когда ум одновременно является и познающим, и познаваемым?


Кришнамурти: Это очень сложный вопрос, охватывающий многие вещи. Итак, существует ли кто-то воспринимающий, или есть только восприятие? Пожалуйста, последите за мной внимательно. Существует ли мыслитель, или есть только мышление? Несомненно, сначала мыслитель не существует. Сперва существует одно мышление, а затем оно создает мыслителя, – и это значит, что в мышлении произошло разделение. Как раз тогда, когда имеет место подобное разделение, появляется наблюдатель, а также и то, что он наблюдает, воспринимающий и предмет восприятия. Как говорит задавший мне вопрос слушатель, если вы будете следить за своим умом, если вы станете наблюдать за мыслями, эти мысли исчезают, – и в действительности существует только восприятие, а не воспринимающий. Когда вы смотрите на цветок, когда вы просто видите его, – разве в этот момент есть какая-то индивидуальность, которая смотрит? Или есть только процесс видения? Само видение цветка заставляет вас сказать: «Какой прекрасный цветок, мне хочется его сорвать» – и таким образом, вследствие желания, страха, алчности, честолюбия, идущих за пробуждением видения, появляется и «я». Именно все это и создает «я», которое без того не существует.


Если вы углубитесь в данный вопрос во всей его целостности, вы обнаружите, что когда ум очень спокоен, совершенно тих, когда нет никакого движения мысли и поэтому нет носителя переживания, нет наблюдателя, тогда сама эта тишина обладает собственным творческим пониманием. В такой тишине ум преображен в нечто иное. Но ум не в состоянии найти эту тишину при помощи каких-либо средств, при помощи любой дисциплины, любой практики; она не придет благодаря тому, что вы будете сидеть в углу и пытаться сосредоточиться.


Эта тишина приходит, когда вы понимаете пути ума. Именно ум создал каменного идола, которому поклоняются люди; именно ум создал «Гиту», организованные религии, бесчисленные верования; и для того, чтобы выяснить, что является реальным, вы должны выйти за пределы созданий ума.


Мы, каждый из нас, несем ответственность за каждую войну, по причине агрессивности наших собственных желаний, по причине нашего национализма, нашего эгоизма, наших богов, наших предрассудков, наших идеалов, всего, что разделяет нас.

И только когда мы осознаем не интеллектуально, а фактически, - так же, как мы осознаем действительный факт или ощущение боли, - что вы и я ответственны за весь этот существующий хаос, за все страдания во всем мире, так как мы внесли в это вклад нашей повседневной жизнью, являемся частью этого чудовищного общества, с его войнами, разделением, с его уродливостью, жестокостью и жадностью - только когда мы действительно это поймем, мы будем действовать.

J. Krishnamurti


Чтобы обнаружить что-нибудь новое, мы должны начать движение сами по себе, без ничего. Мы должны начать путешествие, полностью освободившись от всего, особенно прежнего знания, потому что очень легко, через знание и веру, получить опыт; но такой опыт – просто результат самопроектирования, и поэтому он совершенно нереален, ложен. Если мы хотим сами для себя обнаружить, что такое новое, нет ничего хорошего в том, чтобы нести с собой бремя старого, особенно старого знания – знания чего-то другого, хотя бы и значительного и важного.

J. Krishnamurti


Вопрос: Почему богатые люди держатся так гордо?

Кришнамурти: Маленький мальчик спрашивает, почему богатые люди держатся так гордо. Действительно ли вы заметили, что богатые люди выказывают свою гордость? А разве не имеют гордости также и бедные?
Все мы обладаем своей особой надменностью, которую и показываем различными способами. Богатый, бедный, ученый, способный человек, святой, вождь – каждый по-своему чувствует, что он добился успеха, что он – кто-то, что он умеет что-то делать. Но тот человек, который остается просто никем, кто не желает быть кемто, кто остается всего лишь самим собой и понимает себя, – такой человек свободен от высокомерия, от гордости.


Вопрос: Почему женщины так изысканно одеваются?

Кришнамурти: А вы не спрашивали их об этом? И разве вы никогда не наблюдали за птицами? У них часто самец имеет более яркую окраску, более оживлен и весел. Быть физически привлекательным – это часть взаимоотношений полов для производства на свет потомства. Такова жизнь. То же самое бывает и с юношами: подрастая, они любят по-особому расчесывать волосы, носить красивые головные уборы, привлекательную одежду – и это то же самое. Все мы хотим как-то показать себя. Богатый человек в дорогом автомобиле, девушка, которая прихорашивается, юноша, старающийся казаться весьма красивым, – все они хотят показать, что чем-то обладают. Странный мир, не правда ли? Посмотрите, а ведь лилия или роза никогда не бывают претенциозными; их красота заключается в том, что каждая остается собой.

Вопрос: Разве при нынешней общественной системе не будет очень трудным претворить в действие то, о чем вы говорите?

Кришнамурти: Когда вы что-то очень сильно чувствуете, считаете ли вы трудным воплотить это в действие? Когда вам очень хочется играть в крикет, вы играете в него всем своим существом, не правда ли? И разве вы называете это трудным? Только тогда, когда вы не ощущаете истину чего-то глубиной своего сердца, вы говорите о том, как трудно воплотить ее в действие. Вы ее не любите. То, что вы любите, вы делаете с жаром, и в этом ощущается радость; тогда для вас не важно, что могут сказать ваши родители или общество. Но если у вас нет глубокой убежденности, если вы не чувствуете себя свободным и счастливым, делая то, что вы считаете правильным, несомненно, ваш интерес к этому делу ложен, нереален; поэтому оно становится тягостным, и вы, говорите, что его трудно претворить в действие.


И в том, что вы любите делать, конечно, будут трудности; но для вас это не важно, это часть жизни. Видите ли, мы создали философию трудностей, мы считаем добродетелью совершать усилия, бороться, противостоять.


Я не говорю о приобретению опыта благодаря усилию и борьбе; я говорю о том случае, когда человек любит что-то делать. Но если у вас нет такой любви, тогда не сражайтесь с обществом, не беритесь за разрушение мертвой традиции, потому что ваша борьба будет бессмыслицей, и вы лишь создадите больше несчастья. С другой стороны, если вы глубоко ощущаете нечто справедливым и потому можете стоять в одиночестве, тогда ваше действие, рожденное любовью, приобретет необыкновенное значение, будет иметь жизненность и красоту.


Знаете, великое рождается только в очень спокойном уме; и спокойный ум не проявляется благодаря усилию, контролю, дисциплине.


БЕСЕДА


Пожалуй, кажется абсурдным увидеть здесь в рабочий день так много людей, не так ли? В субботу, на нашей прошлой встрече, мы говорили о том, что такое любовь. Если вы были здесь, то вы должны помнить. Мы собираемся вместе, я имею в виду действительно вместе, исследовать эту проблему, которая очень-очень сложна. Если вы не возражаете, вы должны думать, а не просто соглашаться. Вы должны упражнять свой мозг, продумывать это. Итак, мы вместе собираемся погрузиться в иссле-дование вопроса, что такое любовь. Вместе. Вы и я, мы идем по одной и той же улице; вы не просто следуете за выступающим и говорите: «Да, это хорошо звучит», как и Упанишады, Гита и всю остальную чепуху.


Во-первых, человек должен сомневаться, быть скептичным к своему опыту, заключениям, мыслям. Сомневайтесь. Ставьте под вопрос, а не принимайте чего бы то ни было из какой-либо книги, включая и мою. Я – прохожий, я не важен. Мы вместе собираемся исследовать, рассмотреть, что понятно, а что – нет. Мы вместе изучаем, сомневаемся, никогда не пытаясь принять, что говорящий хочет сказать. Это не лекция в целях руководства, инструктирования, помощи; что было бы глупо. Подобная по-мощь уже оказывалась нам на протяжении поколений, и вот мы такие, какие мы есть сейчас.

Мы должны начать с того, что мы есть сейчас, а не с того, чем были в прошлом или будем в будущем. То, какими мы будем в будущем, это то, какие мы есть сейчас. Наша жадность, наша зависть, наша ревность, наши предрассудки, наше желание поклоняться кому-то – это всё то, чем мы являемся сейчас.


Итак, мы вместе идём по очень длинной улице, что требует определенной энергии, и мы собираемся углубиться в этот вопрос: «Что такое любовь?» Для того чтобы глубоко погрузиться в это, нам нужно понять, что такое энергия? Каждый сделанный вами жест основан на энергии. Когда вы слушаете говорящего, вы используете энергию. Для того чтобы построить дом, посадить дерево, сделать какое-либо действие, говорить – для всего этого требуется энергия. Карканье вороны, всходящее или садящееся солнце – всё это энергия. Крик вышедшего из матки младенца – это часть энергии. Играть на скрипке, говорить, жениться, заниматься сексом – для всего этого требуется энергия.


Итак, начнём. Что такое энергия? Это один из вопросов учёных. Они говорят: «Энергия – это материя». Это может быть материей, но, прежде всего, что есть изначальная энергия? Что яв-ляется её источником, началом? Кто создал энергию? Осторожно. Не говорите: «Бог», убегая от этого. Я не принимаю бога, у говорящего нет бога. Это ничего?


Итак, что такое энергия? Мы исследуем, не принимая того, что говорят учёные. Если вы можете, оставьте всё, что говорили древние, оставьте это на обочине дороги, и тогда мы вместе со-вершим путешествие.


Ваш мозг, являющийся материей, есть опыт, накопленный за миллионы лет; эта эволюция подразумевает энергию. И я задам вопрос себе, а вы себе: существует ли энергия, которая не со-держится, не стимулируется, не удерживается внутри поля знания, то есть, внутри поля мысли? Существует ли энергия, которая не объединена вместе мыслью?


Мысль даёт вам огромную энергию: ходить каждое утро в де-вять часов на работу, зарабатывать деньги, иметь лучший дом. Думать о прошлом, будущем, планировать настоящее, всё это даёт потрясающую энергию. Вы непрерывно работаете, чтобы разбогатеть. Мысль создаёт эту энергию. Итак, теперь мы должны исследовать природу мысли.


Мысль спланировала это общество, разделившее этот мир на коммунистов, социалистов, демократов, республиканцев, армию, флот, авиацию не только для перевозок, но и для совершения убийства. Следовательно, мысль очень важна в нашей жизни, потому что без мысли мы не можем делать ничего; всё содержится в процессе мышления.


Итак, что такое мышление? Разберитесь в этом сами, не слу-шайте меня. Говорящий много говорит об этом, не возвращайтесь к его книгам, не говорите: «Я слышал всё это раньше». Забудьте сейчас все книги, всё, что вы читали, потому что к этому мы долж-ны подходить заново.


Мышление основано на знании. А мы накопили много знаний: как продавать друг друга, как эксплуатировать друг друга, как создавать богов и храмы и т.п. Без опыта нет знания. Опыт – знание, отложенное в мозге в качестве памяти, является началом мысли. Вследствие того, что вы добавляете к опыту ещё и ещё, он всегда ограничен. Итак, опыт ограничен, знание ограничено, память ограничена. Следовательно, мысль ограничена. Те боги, которых создала мысль – ваши боги, ваше мышление – всегда будут ограничены. И из этой ограниченности мы пытаемся найти источник энергии. Вы понимаете? Мы пытаемся найти источник, начало творения.


Мысль создала страх, верно? Разве вы не боитесь того, что может произойти потом: потеря работы, неудачи на экзамене, сложность в хождении по лестнице. Вы боитесь, что не смогли исполнить что-то, что не сможете остаться один, что у вас не хватает сил. Вы всегда от кого-то зависите, и это рождает неимоверный страх.

Это один из повседневных фактов нашей жизни – мы напуганы. А страх возникает из нашего желания безопасности. Страх разрушает любовь. Любовь не может существовать там, где есть страх. Страх, сам по себе, есть огромная энергия. И у любви нет никаких отношений со страхом, они полностью отделены.


Итак, каков источник страха? Исследовать всё это – означает быть живым, понять природу любви. Мышление создало страх, мысли о будущем, о прошлом, о неспособности быстро подстроиться под окружающую обстановку, о том, что может случиться. Моя жена может бросить меня или умереть, я останусь один, что я буду делать? У меня дети, я женюсь на ком-то снова, по крайней мере, она будет смотреть за детьми и т.п. Это – думанье о будущем, основанное на настоящем. Итак, в это вовлечено мышление и время – думанье о будущем, будущем, которое будет завтра. И думанье об этом создает страх. Таким образом, время и мысль являются основными движущими факторами страха.


Итак, время и мысль являются главными движущимися силами жизни. Время – это одновременно внутрь – я есть это, и наружу – я буду тем. Время есть мысль, они оба – движение.


Теперь, какое место в моей жизни занимают смерть, боль, тревога, страдание, одиночество, отчаяние – все эти ужасные вещи, через которые я прошёл? Все эти мучительные усилия, через которые проходит человек – это вся наша жизнь? Я задаю вам вопрос: «Это вся наша жизнь?»


Это ваша жизнь. Ваше сознание, если вы изучите его очень внимательно, то вы обнаружите, что оно состоит из того, что вы думаете, вашей традиции, вашего образования, вашего знания, ваших страхов, вашего одиночества. Это то, что вы есть. То, что ваше страдание, вашу боль, вашу тревогу, ваше одиночество, ваше знание разделяет каждое человеческое существо – это факт. Каждый человек на земле проходит через печаль, боль, тревогу, ссоры, уговоры, желание того, нежелание этого. Итак, вы не индивидуальны, вы не отдельная душа, не отдельный атман. Ваше сознание, которое и есть вы – не физически, а психологически, внутренне – это сознание человечества.


Мы пытаемся разобраться, исследовать, что такое жизнь. Мы говорим, что, если есть хоть какой-то страх, другого не может существовать. Если существует хоть малейшая привязанность, другого не существует, другого, которое есть любовь.

Итак, мы собираемся увидеть, что такое мир и исследовать, что есть смерть. Почему мы все так боимся смерти? Вы знаете, что это значит – умереть? Разве вы не видели десятки убитых или раненых людей? Погружались ли вы глубоко в то, что есть смерть? Это такой же важный вопрос, как и тот, что есть жизнь. Мы сказали, что жизнь – это весь этот вздор: знание, ежедневное хождение на работу к девяти часам, борьба, не желание этого, желание того и т.д. Мы знаем, что такое жизнь, но мы никогда серьезно не исследовали, что такое умирание.


Что есть умирание? Должно быть это необычайная вещь – умереть. У вас забирают всё: ваши привязанности, ваши деньги, вашу жену, ваших детей, вашу страну, ваши суеверия, ваших гуру, ваших богов. Вы можете надеяться взять их с собой в другой мир, но вы не можете. Итак, смерть говорит вам: «Будь полностью отрешен». Это то, что случается, когда приходит смерть – у вас нет никого, на кого можно опереться. Ничего. Вы, конечно, можете верить в реинкарнацию. Это очень утешительная мысль, но это не факт.

Мы пытаемся разобраться в том, что означает умереть, пока ты жив. Не совершить самоубийство, речь не идёт об этой глупости. Я хочу для себя выяснить, что это значит умереть, то есть, могу ли я быть полностью свободен от всего, что создал человек, включая себя?

Что значит умереть? Отказаться от всего. Смерть отрезает вас от всего очень, очень, очень острой бритвой: от ваших привязан-ностей, от ваших богов, от ваших суеверий, от вашего стремления к комфорту, следующей жизни и т.п. Я собираюсь разобраться, что означает смерть, так как это так же важно, как и жизнь. Итак, как я могу, не теоретически, разобраться в том, что значит умереть? Я действительно, так же как и вы, хочу это выяснить. Я говорю для вас, поэтому – не засыпайте. Что означает – умереть? Спросите себя сами. Когда вы молодой или, когда вы старый, этот вопрос всегда рядом. Это означает быть полностью свободным, быть полностью непривязанным к тому, что человек собрал вместе, полностью свободным. Ни привязанностей, ни богов, ни будущего, ни прошлого. Вы не видите ни красоту этого, ни величие, ни необычайную силу того, чтобы жить, умирая. Вы понимаете, что это означает? Когда вы живёте, вы каждый момент умираете, то есть, на протяжении жизни вы не привязаны ни к чему. Вот, что значит смерть.


Итак, жизнь – это умирание. Вы понимаете? Жить – означает, что каждый день вы отстраняетесь от всего, к чему вы привязаны. Вы можете делать это? Очень простой факт, но он потрясающе много означает. То есть, каждый день – новый день. То есть, каждый день вы умираете и рождаетесь заново. В этом есть огромная жизненность, энергия, потому что вы ничего не боитесь. Ничто не может причинить боль. Причинение вам боли не существует.


Все те вещи, которые человек связал воедино, должны быть полностью оставлены. Вот, что значит умереть. Итак, можете ли вы сделать это? Вы попробуете сделать это? Вы будете экспериментировать с этим? Не один день, а каждый день. Нет, сэр, вы не можете этого. Ваш мозг не натренирован для этого. Ваш мозг был тяжело обусловлен вашим образованием, вашей традицией, вашими книгами, вашими профессорами. Он требует разобраться в том, что есть любовь. Любовь и смерть идут вместе. Смерть говорит: «Будь свободным, непривязанным; ты ничего не можешь унести с собой», а любовь говорит, любовь говорит& Для этого нет слов. Любовь может существовать тогда, когда есть свобода. Свобода не от вашей жены, от новой девочки или нового мужа, но чувство огромной силы, жизненности, энергии, полной свободы.

Джидду Кришнамурти (11 мая 1895 - 17 февраля 1986) - один из наиболее известных и влиятельных индийских мыслителей и философов XX века наряду с Тагором и Ганди. При этом он отрицал принадлежность к какой-либо национальности, касте, религии или философскому течению и провёл большую часть своей долгой жизни в скитаниях по миру в качестве публичного оратора. Кришнамурти был знаком с многими выдающимися деятелями и писателями прошлого столетия. Так, среди его друзей был Олдос Хаксли.

Мы отобрали десять цитат из работ философа:

1. Гоняться по всему свету за гуру и их системами, читать новейшие книги о том о сём и всё прочее в этом роде представляется мне совершенно пустым, совершенно никчемным занятием - вы можете объехать вокруг Земли, но вам всё равно придётся вернуться к себе. «Первая и последняя свобода»

2 . Замечали ли вы, что любовь - это молчание? Так бывает, когда вы держите руку любимого человека, когда вы смотрите с любовью на ребенка, когда вы вбираете в себя красоту вечера. У любви нет ни прошлого, ни будущего, точно так же необыкновенное состояние молчания находится вне времени. «Бомбейские беседы»

3 . К сожалению, большинство родителей считает, что они несут ответственность за своих детей, и чувство ответственности заставляет их говорить детям, что им следует и чего не следует делать, кем они должны и не должны быть. Родители хотят, чтобы у детей было прочное положение в обществе. То, что они называют ответственностью, является частью респектабельности, которой они поклоняются. А мне представляется, что там, где есть респектабельность, нет порядка. «Свобода от известного»

4 . Когда вы ищете истину, это всего лишь реакция, бегство от факта. Истина в том, что есть, а не реакция на то, что есть. «Бомбейские беседы»

5. Обстановка вокруг нас, наш теперешний образ жизни притупляют и изнашивают нас. Как вы можете стать чутким, если каждый день читаете об убийстве тысяч людей, видите это на фотографиях, - и это массовое убийство преподносится так, словно это какая-то удачная игра. Когда вы читаете о таком впервые, у вас, наверное, защемит сердце, но постоянное повторение отвратительной жестокости притупляет ум-сердце, вырабатывая иммунитет к безудержному варварству современного общества. Радио, журналы, кино постоянно истощают гибкость чувств; вас заставляют, запугивают, втискивают в систему, и как вы можете посреди этого шума, спешки и ложных идеалов оставаться чуткими, чтобы развивать правильное мышление? «Наблюдающий есть наблюдаемое»

6. Возможно, можно найти удовлетворение, но несомненно - вы не можете найти счастье. «Первая и последняя свобода»

7 . Настоящее и будущее разделены огромной пропастью. Жертвуя настоящим во имя будущего, мы выбираем недостойные средства ради достижения, вполне возможно, благородной цели. Но средства определяют цель. Кроме того, кто мы такие, чтобы решать, каким должен быть человек? Кто дал нам право загонять его в рамки наших собственных представлений об идеале, вычитанных из книг и рожденных нашими же амбициями, надеждами и страхами? «Образование и смысл жизни»

8 . Богатых окружает какая-то своя особая атмосфера. Как бы ни были они образованны, любезны, родовиты и изысканны, в них есть непроницаемая и надменная отчужденность, та нерушимая самоуверенность и твердость, которую трудно разрушить. Они не владельцы богатств, наоборот, богатства владеют ими, что хуже смерти. Благотворительность - их тщеславие. Они считают себя попечителями собственного богатства, они организуют благотворительные фонды, пожертвования, они - творцы, строители, дающие. Они строят церкви, храмы, но их бог - бог золота. «Комментарии к жизни»

9 . Самовыражение без самосознания приводит к агрессивному и амбициозному самоутверждению. «Образование и смысл жизни»

10 . Свободы нет, если вы ищете результат, ибо вы привязаны к этой цели. Вы можете быть свободным от прошлого, но будущее вас держит - не свобода и это. Только в свободе можно открыть что-либо: новую идею, новое чувство, новое восприятие. Любая форма дисциплины, политическая или религиозная, которая основана на принуждении, отрицает эту свободу; и пока дисциплина - то есть подчинение действию с намеченной целью - ослепляет, ум никогда не сможет быть свободным. «Первая и последняя свобода»

Дата рождения:

01.05.1895

Дата смерти:

17.02.1986

Род деятельности:

Джидду Кришнамурти - индийский философ. Был известным оратором на философские и духовные темы. В их число входили: психологическая революция, природа сознания, медитация, отношения между людьми, достижение позитивных изменений в обществе. Он неоднократно подчёркивал необходимость революции сознания каждого отдельно взятого человека и особо акцентировал на том, что подобные изменения не могут быть достигнуты с помощью внешних сил - будь то религия, политика или общество. Джидду Кришнамурти родился в колониальной Индии в строго вегетарианской брахманской семье, говорившей на языке телугу. В ранней юности, когда его семья жила в городе Мадрасе по соседству со штаб-квартирой Теософского общества, он был замечен известным оккультистом и высокопоставленным теософом Чарльзом Уэбстером Ледбитером. Ледбитер и Анни Безант, лидеры Теософского общества на то время, взяли мальчика под опеку и долгие годы растили, веря в то, что Кришнамурти - тот самый ожидаемый ими «проводник» для Мирового Учителя. Впоследствии Кришнамурти потерял веру в теософию и ликвидировал организацию, созданную для его поддержки «Орден Звезды Востока».

Понимание себя - начало мудрости.

Не ставьте себя на пьедестал - неоткуда будет падать.

Мысль не может прекратить страдание. Мысль создаёт его.

Ум, который не искалечен памятью, действительно свободен.

Не хватит никакого здоровья, чтобы приспособиться к этому глубоко больному обществу.

Наблюдение без оценивания - высшая форма мышления.

Когда вы смотрите на дерево или на луну, или на то, что вокруг вас, всегда используете слово - дерево, луна. Можете ли вы смотреть на дерево или луну не называя их, не используя слова, чтобы их выделить? Можете ли вы смотреть без слов, без смысла слов, не сопоставляя слово с предметом? Теперь, сможете ли вы посмотреть на свою жену, мужа, своих детей без слова «моя жена», без образа? О слове думают. Мысль рождена из памяти. Память мертва. Лишь из видения без слов - вы наблюдаете.

Я не пользуюсь словом БОГ. Я предпочитаю ЖИЗНЬ.

Учение – это движение из одного мгновения в другое.

Я никого ничему не учу. Я просто держу фонарь, а вы идёте на свет.

Медитация - это пламя, пылающее интенсивно, не оставляя пепла. Слово, чувство, мысль всегда оставляют пепел, и жить на пепелище - путь и образ жизни этого мира.

Смотрели ли вы хоть раз по-настоящему кому-нибудь в глаза? Что происходит в этом случае?
В большинстве своем мы опасаемся смотреть прямо в глаза другому человеку; и люди сами не хотят, чтобы мы глядели на них таким образом, потому что их это пугает. Никто не хочет раскрыть себя; мы всегда держимся настороже; мы укрыты под различными слоями горя, страдания, желания, надежды; так что есть очень немного людей, способных смотреть вам прямо в глаза и улыбаться.
А улыбаться, быть счастливым, – очень важно; видите ли, без песни в сердце жизнь человека становится весьма тусклой. Можно ходить от одного храма к другому, от одного мужа или жены к другому мужу или к другой жене, можно найти какого-то нового учителя или гуру; однако при отсутствии этой внутренней радости жизнь имеет весьма мало смысла. И отыскать эту внутреннюю радость нелегко, потому что большинство из нас ощущает только поверхностное недовольство.
Подумайте об этом.