Егэ русский язык запятые. Алгоритм выполнения задания. Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмо

ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.

М.: 2017. - 128 с.

Издание содержит большое количество типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает: диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма, зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы.

Формат: pdf

Размер: 1,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Диагностический тест 5
Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
Вспомним теорию 11
Разберём примеры 11
Потренируемся 13
Тестовые задания... 14
Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и неоднородные определения 19
Вспомним теорию 19
Разберём примеры 20
Потренируемся 24
Тестовые задания 25
Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
Вспомним теорию 32
Разберём примеры; 33
Потренируемся 36
Тестовые задания 37
Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
Вспомним теорию 43
Разберём примеры 43
Потренируемся 44
Тестовые задания 45
Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных конструкций 51
Вспомним теорию 51
Разберём примеры 51
Потренируемся 52
Тестовые задания 53
Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и предложениях 59
Вспомним теорию 59
Разберём примеры 60
Потренируемся 63
Тестовые задания 63
Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
Вспомним теорию 69
Разберём примеры 69
Потренируемся 70
Тестовые задания 70
Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
Вспомним теорию 77
Разберём примеры 78
Потренируемся 81
Тестовые задания 82
Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
Вспомним теорию 87
Разберём примеры 88
Потренируемся 89
Тестовые задания 90
Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
Разберём примеры 97
Потренируемся 98
Тестовые задания 98
Занятие 11. Зачёт 104
Тестовые задания 104
Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
Ключи 115

Вспомним теорию
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
если оба главных члена предложения выражены именами существительными или числительными в именительном падеже;
глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
перед словами вот, это, значит.
Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, что;
если при сказуемом есть частица не;
если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
если подлежащее выражено личным местоимением.
Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое (иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
Разберём примеры
1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира

Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)

УМК любой

Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

ОТВЕТ:

2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

ОТВЕТ:

3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.

В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

ОТВЕТ:

4) Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

ОТВЕТ:

5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

ОТВЕТ:

6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

ОТВЕТ:

7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

ОТВЕТ:

8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

ОТВЕТ:

9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

ОТВЕТ:

10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

ОТВЕТ:

11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

ОТВЕТ:

12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

ОТВЕТ:

13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

ОТВЕТ:

14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

ОТВЕТ:

15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

ОТВЕТ:

16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

ОТВЕТ:

17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

ОТВЕТ:

18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

ОТВЕТ:

19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

ОТВЕТ:

20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

ОТВЕТ:

21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.

ОТВЕТ:

22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

ОТВЕТ:

23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

ОТВЕТ:

24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

ОТВЕТ:

25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

ОТВЕТ:

26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

ОТВЕТ:

27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

ОТВЕТ:

28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

ОТВЕТ:

29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

ОТВЕТ:

30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

ОТВЕТ:

31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

ОТВЕТ:

32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».

ОТВЕТ:

33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

ОТВЕТ:

34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

ОТВЕТ:

35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

ОТВЕТ:

36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

ОТВЕТ:

37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

ОТВЕТ:

38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

ОТВЕТ:

39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

ОТВЕТ:

40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

ОТВЕТ:

41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

ОТВЕТ:

42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг

ОТВЕТ:

43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Ответы:

1) 1,3,4

3 ) 3,4

4) 3,4

5) 2,3,4

6) 2.3,4

8) 1,2,3,4

9) 1,2,4

11) 1,3,4

12) 1,2,3,4

13) 1,2,3,4

14) 3,4,5

15) 3,4

17) 1,2,4

18) 1,2,3,4

19) 1,3,4

20) 1,2,3,4

21) 1,2,5

22) 1,3

23) 1,3,4

24) 1,3,4

25) 1,2,4

26) 1,2,4

27) 1,3,4

28) 1,3.4

29) 2,3,4

31) 1,3,4

32 ) 1,4

33) 1,2

34) 1,2,3,4

37) 1

38 ) 2,4

39) 1,2,3,4

Урок разработан с применением активных методов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в деятельность и сформировать коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия. Учащиеся учатся применять знания на практике, что способствует подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов.

Урок предполагает обобщение материала по теме “Синтаксис и пунктуация, анализ текста”. Проверяются навыки учащихся, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова, с определением средств выразительности, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении. Подготовиться к написанию сочинения публицистического стиля, типа речи – рассуждение, выразив свое отношение к проблеме, затронутой автором: “Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?”, что способствует воспитанию нравственных качеств. Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

  • Закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов.
  • Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова А 30, с определением средств выразительности В 8, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении А 24.
  • Способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: диск, табло, плакат, компьютер с интерактивной доской.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод наблюдения и анализа языковых средств.

Ход урока

Урок русского языка сегодня мы проведем в компьютерном классе. Тема занятия: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация, анализ текста) (на табло, заложенное в компьютере).

Записали в тетради число, классная работа, тема.

“Твои мечты прекрасны, но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”.

“Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Милосердие

Толерантность

Терпимость к чужим мнениям, верованиям

Как-то в одной книге мне встретились эти слова, и они запомнились. Это был совет, который дала гувернантка, существо наивнейшее и добрейшее, девочке из русской интеллигентной семьи. Девочка мечтала посвятить всю свою жизнь в борьбе за народное счастье и готова была, как Жанна д`Арк, взойти на костер во имя блага всех людей. “Твои мечты прекрасны, - сказала девочке ее гувернантка, - но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”. Наверное, этот совет запомнится своей простотой. Кем бы ты ни стал, чего бы ты не добился в жизни – великих побед, успехов, славы – главным все таки остается твое отношение к людям, и, прежде всего, к слабым, незащищенным.

Не обидь того, кто и так обижен. Став победителем, прояви милосердие к побежденным. А если ты поступаешь по-иному, то грош цена и смелости твоей, и уму, и таланту.

Милосердие во все времена считалось одним из главных человеческих достоинств. В этом слове соединились такие качества, как доброта, участливость, умение сострадать горю другого человека. И еще есть старинное русское слово – сердоболие.

Где научиться милосердию? У кого? У людей, у жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит пример других людей. Милосердию учит музыка, живопись, литература.

Запишите эпиграф сегодняшнего занятия: “Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Словарная работа: Вначале урока прозвучало слово милосердие.

Подберите к нему исконно русские слова – синонимы.

Терпимость, сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость, благость, сердобольность, мягкость, снисходительность, жалость, совестливость, участливость, честность, душевность, чуткость. Все эти качества можно назвать одним словом – толерантность (лат.), книжная, терпимость к чужим мнениям, верованиям.

А 30 Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

  1. Выражение сочувствия, сожаления.
  2. Человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям.
  3. Жалость к пострадавшему.
  4. Готовность помочь или простить из сострадания.

Чтение текста. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.

(3) Одного из таких чувств – чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутой нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) “Сестра милосердия”, “брат милосердия” - даже словарь дает их как “устар.”, то есть устаревшие понятия.

(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9). Что оно – не модно? (10) Не нужно?

(11) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущуем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самое добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая…

(20) Но Чернобыль, землятресения, наводнения – аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…

(23) уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

А 28 Какое утверждение не соответствует позиции автора?

  1. Разговоры о нравственности не должны носить отвлеченный характер.
  2. Не менее важно быть готовым помочь человеку в будничной, нормальной жизни.
  3. Чувство сострадания не врожденное, его необходимо воспитать.
  4. В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно атрофируется.

Определите стиль и тип речи текста.

  1. Научный стиль, описание.
  2. Публицистический стиль, рассуждение-размышление.
  3. Художественный стиль, описание.
  4. Научный стиль, рассуждение-размышление.

Ответ 2. Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

В 8 Какие средства выразительности используются в предложениях 20 – 22?

  1. Эпитеты, гипербола.
  2. Противопоставление, синонимы, однородные члены.
  3. Метафоры, эпитеты.
  4. Лексический параллелизм, синонимы.

А 24 Какую функцию выполняет тире в предложении 18?

  1. Является интонационным.
  2. Заменяет глагол-связку между главными членами предложения.
  3. Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
  4. Выделяет уточняющую (пояснительную) конструкцию.

Практическая работа

При отсутствии глагола-связки, если сказуемое выражено именем прилагательным, то тире между подлежащим и сказуемым…

  1. ставится
  2. не ставится
  3. может ставится, а может не ставится

Приведите свой пример.

Тест 2.

При отсутствии глагола-связки, если один из главных членов предложения выражен просительным местоимением, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением, тире между ними не ставится.

  1. Небо чистое.
  2. Эта книга чья?
  3. Жить - Родине служить.
  4. Не выехать немедленно – это значит опоздать на поезд.

Тест 3.

Найдите правило, которое наиболее точно объясняет постановку или отсутствие тире в предложении.

Каждый человек - кузнец своего счастья.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже.
  2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным словом, а другой- существительным в именительном падеже или личным местоимением.
  3. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
  4. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены количественными числительными.

Рассказ об основных особенностях публицистического стиля

Набоковская характеристика пошляка напоминает описание некоего биологического вида: как выглядит (“взрослый, солидный человек с практичным умом…”); в какой среде обитает (“явление всемирное”, “встречается во всех классах и нациях”); чем питается (“с жадностью поглощает всяческую информацию”, “питается запасом банальных идей”); как себя ведет (“не увлекается, не интересуется искусством”; “потребность приспособиться, приобщиться”; “обман – верный союзник”). В связи с этим в тексте неоднократно встречаются синтаксические конструкции с тире между подлежащим и сказуемым.

Позиция автора – взгляд ученого-естествоиспытателя: слегка отвлеченный и вместе с тем проницательный, оценивающий. Описать пошляка, составить его точный портрет, чтобы читатель имел полное представление об этом социальном и литературном типе – задача автора. Но этим она не исчерпывается. В заключение В. Набоков абстрагирует понятие, выводит на более высокий уровень, говоря о пошлости вообще как о негативном явлении общественной духовной жизни, требующем эстетического и нравственного суда. Пошлость там, где неискренность, фальшь, трафаретность, самодовольство, духовное убожество. “Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым”.

Пошлость опасна, “заразна” - эта мысль прямо не высказана, но угадывается (“в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность…”). В этом отношении показательно употребление в тексте эпитетов “откровенной”, “настоящей”, “истинной”. Они в сочетании со словами “обыватель”, “буржуа” не воспринимаются как антонимы определениям “неискренний”, “фальшивый”, “поддельный”.

Зачастую трудно бывает определить ту грань, где слова, поступки и даже предметы становятся вульгарными, опошляются. Вероятно, должно быть нравственное и эстетическое чутье, сформировать которое может только искусство, в частности литература. А по метафорическому определению автора, “вся природа обывателя искусству враждебно”.Тема обывательства, пошлости была заявлена немецкой литературой противоставлением филистера и романтика В русской классике она прозвучала наиболее сильно. Гоголь, Толстой, Чехов, Бунин “в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность”. Достаточно вспомнить “величественного пошляка” Чичикова, размышления Толстого об истинном и ложном в жизни, интеллигента-мечтателя в чеховских рассказах, господина из Сан – Франциско, чтобы понять всю важность темы.

В тексте В. Набокова о пошляке и пошлости нет обличительного пафоса, но проскальзывает легкая ирония. Автор как бы предлагает читателю внимательнее приглядеться к изображаемому герою: а вдруг он узнает себя.

Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

Вспомним основные особенности публистического стиля:

  1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
  4. Языковые средства:
    1. общественно-политическая лексика;
    2. эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
    3. побудительные и вопросительные предложения;
    4. риторические вопросы;
    5. распространенные обращения;
    6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Пунктуация.

Рассказ о знаках препинания (о тире).

В XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточия.

Тире ставится:

  1. Между подлежащим и сказуемым.
  2. В неполном предложении.
  3. Интонационное тире.
  4. Соединительное тире.
  5. После однородных членов предложения перед обобщающим словом.
  6. При обособленных предложениях.
  7. При вводных и вставных предложениях.
  8. В бессоюзных сложных предложениях.
  9. При прямой речи.
  10. При диалоге.

Итог урока.

Часто мы смешиваем такие понятия, как жалость, гуманность, милосердие, подменяем одно другим. Это неверно, потому что жалеть, сострадать и быть милосердным не одно и то же. И хотя автор использует в качестве синонимов слова “милость к поверженным”, “трогательная отзывчивость”, “соболезнование”, тем не менее милосердие – это активное сострадание, готовность помочь нуждающемуся из человеколюбия.

Автора как раз тревожит отсутствие деятельной помощи в повседневной жизни. Мы откликаемся на зов СМИ и помогаем потерпевшим во время катастроф, потому что это достоверно, потому что на это нам указали, но боимся подойти к лежащему на земле человеку, думая, что он просто пьян. По мнению автора, в нас все меньше того здорового любопытства, которое делает человека более внимательным к жизни другого. Если бы не эта “ложная скромность”, не сообщали бы, например, о стариках, умерших в одиночестве и пролежавших 1 – 2 недели (!) в своих квартирах, о замерзших на улице, пусть даже и пьяных.

“Всенародное милосердие” - это замечательно, но автора куда больше тревожит отсутствие “постоянной готовности помочь” другу, соседу, просто незнакомому человеку. Наверное, мы утратили чувство доверия.

Читаешь этот текст, и память воскрешает собственные примеры людского равнодушия: известный цирковой артист, “грустный клоун” Енгибаров умер от сердечного приступа на улице, потому что никто не помог.

С утверждением автора “человек рождается со способностью откликаться на чужую боль” можно и не согласиться, но то, что чувство милосердия необходимо “упражнять”, “развивать”, “воспитывать” - несомненно. И, конечно же, именно художественная классическая литература как нельзя лучше может справиться с этой ролью. Вспомним “Станционного смотрителя”, “капитанскую дочку” Пушкина, “Преступление и наказание” Достоевского, “Воскресение” Толстого. Особенно сильно тема гуманности и милосердия прозвучала в военной литературе. Но в том то и беда, что наше поколение предпочитает всему этому телевизионную и газетно-журнальную информацию, в которой с избытком хватает насилия и жестокости.

Размышления автора тревожны. Волнение за судьбу “одного из важнейших проявлений нравственности” человека чувствуется в авторских вопросах (“Что оно – не модно? Не нужно?”), в использовании таких слов, как “отторгнутый нашей жизнью”, “убыло”, “заглохло”, “оказалось запущенным”, “не употребляется”, “не упражняется”, “слабеет”, “атрофируется”. Автор не дает советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию по данному тексту.

Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?

Предложения

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
  2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
  3. Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
  4. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
  5. Лето в этом году пришло поздно и не было похоже ни на одно другое лето.


2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей.
  2. В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало.
  3. Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
  4. Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
  5. Где-то за домами раздались выстрелы и потонули в синем куполе неба.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропылённой травы.
  2. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.
  3. Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета.
  4. Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле.
  5. Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.


4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.
  2. Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями.
  3. Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.
  4. Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.
  5. Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку.
  2. Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер.
  3. Сами улицы казались то ущельями то руслами рек.
  4. Позже привык Глебка и к шорохам и к шумам лесным и к темноте.
  5. Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером.


6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью.
  2. Лида дрожала не то от холода не то от страха.
  3. Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
  4. Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
  5. На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское гулял предавался размышлениям.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
  2. Солнце опустилось в багровые тучи и несколько раз принимался накрапывать дождь.
  3. Густые кроны деревьев в господском саду тихо задумчиво лепетали и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
  4. Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
  5. Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
  2. Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
  3. Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки а из глаз бежали струйки смеха привета и чуть заметной умной хитрости.
  4. Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
  5. Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами дождями и заморозками.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы но из всех соседних посёлков.
  2. Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
  3. Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
  4. В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.
  5. Человек снял шапку сунул её под мышку вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.

(Авторы использованных для составления теста текстов: Автократов Н., Арсеньев В., Берггольц О., Борзунов С., Бражнин И., Вересаев В., Верзилин Н., Всеволжский И., Гайдар А., Голубев Г., Голявкин В., Давыдова Н., Дубов Н., Коковин Е., Крапивин В., Кубанский Г., Куприн А. Лихачёв В., Медынский Г., Мирошниченко Г., Николаев И., Осеева В., Панова В., Паустовский К., Платов Л., Рыбаков А., Рысс Е., Соколов-Микитов И., Фёдоров Е., Чесноков И., Шаталов В., Яроцкий Б.)

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта

и запечатлевается в его лирических строках.

2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.