Егэ русский язык запятые. Алгоритм выполнения задания. Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмо
ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.
М.: 2017. - 128 с.
Издание содержит большое количество
типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает:
диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные
и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма,
зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие
позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться
к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена
учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся
средней школы.
Формат: pdf
Размер: 1,5 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
Диагностический тест 5
Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
Вспомним теорию 11
Разберём примеры 11
Потренируемся 13
Тестовые задания... 14
Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и
неоднородные определения 19
Вспомним теорию 19
Разберём примеры 20
Потренируемся 24
Тестовые задания 25
Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
Вспомним теорию 32
Разберём примеры; 33
Потренируемся 36
Тестовые задания 37
Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
Вспомним теорию 43
Разберём примеры 43
Потренируемся 44
Тестовые задания 45
Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных
конструкций 51
Вспомним теорию 51
Разберём примеры 51
Потренируемся 52
Тестовые задания 53
Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и
предложениях 59
Вспомним теорию 59
Разберём примеры 60
Потренируемся 63
Тестовые задания 63
Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
Вспомним теорию 69
Разберём примеры 69
Потренируемся 70
Тестовые задания 70
Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
Вспомним теорию 77
Разберём примеры 78
Потренируемся 81
Тестовые задания 82
Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
Вспомним теорию 87
Разберём примеры 88
Потренируемся 89
Тестовые задания 90
Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
Разберём примеры 97
Потренируемся 98
Тестовые задания 98
Занятие 11. Зачёт 104
Тестовые задания 104
Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
Ключи 115
Вспомним теорию
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
если оба главных члена предложения выражены именами существительными или
числительными в именительном падеже;
глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным
падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
перед словами вот, это, значит.
Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто,
как будто, словно, что;
если при сказуемом есть частица не;
если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
если подлежащее выражено личным местоимением.
Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое
(иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно
восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
Разберём примеры
1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены
существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и
сказуемым ставится тире.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира
Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)
УМК любой
Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
ОТВЕТ:
2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.
ОТВЕТ:
3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.
В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.
ОТВЕТ:
4)
Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.
ОТВЕТ:
5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.
ОТВЕТ:
6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.
ОТВЕТ:
7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.
ОТВЕТ:
8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
ОТВЕТ:
9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
ОТВЕТ:
10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.
ОТВЕТ:
11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
ОТВЕТ:
12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
ОТВЕТ:
13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
ОТВЕТ:
14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
ОТВЕТ:
15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
ОТВЕТ:
16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
ОТВЕТ:
17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.
ОТВЕТ:
18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
ОТВЕТ:
19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
ОТВЕТ:
20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
ОТВЕТ:
21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.
ОТВЕТ:
22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.
ОТВЕТ:
23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.
ОТВЕТ:
24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
ОТВЕТ:
25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
ОТВЕТ:
26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
ОТВЕТ:
27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
ОТВЕТ:
28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
ОТВЕТ:
29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
ОТВЕТ:
30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
ОТВЕТ:
31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.
ОТВЕТ:
32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».
ОТВЕТ:
33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
ОТВЕТ:
34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
ОТВЕТ:
35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
ОТВЕТ:
36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
ОТВЕТ:
37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
ОТВЕТ:
38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
ОТВЕТ:
39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
ОТВЕТ:
40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
ОТВЕТ:
41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.
ОТВЕТ:
42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг
ОТВЕТ:
43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Ответы:
1) 1,3,4
3 ) 3,4
4) 3,4
5) 2,3,4
6) 2.3,4
8) 1,2,3,4
9) 1,2,4
11) 1,3,4
12) 1,2,3,4
13) 1,2,3,4
14) 3,4,5
15) 3,4
17) 1,2,4
18) 1,2,3,4
19) 1,3,4
20) 1,2,3,4
21) 1,2,5
22) 1,3
23) 1,3,4
24) 1,3,4
25) 1,2,4
26) 1,2,4
27) 1,3,4
28) 1,3.4
29) 2,3,4
31) 1,3,4
32 ) 1,4
33) 1,2
34) 1,2,3,4
37) 1
38 ) 2,4
39) 1,2,3,4
Урок разработан с применением активных методов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в деятельность и сформировать коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия. Учащиеся учатся применять знания на практике, что способствует подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов.
Урок предполагает обобщение материала по теме “Синтаксис и пунктуация, анализ текста”. Проверяются навыки учащихся, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова, с определением средств выразительности, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении. Подготовиться к написанию сочинения публицистического стиля, типа речи – рассуждение, выразив свое отношение к проблеме, затронутой автором: “Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?”, что способствует воспитанию нравственных качеств. Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
- Закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов.
- Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.
- Разобрать задания ЕГЭ, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова А 30, с определением средств выразительности В 8, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении А 24.
- Способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств.
Оборудование: диск, табло, плакат, компьютер с интерактивной доской.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод наблюдения и анализа языковых средств.
Ход урока
Урок русского языка сегодня мы проведем в компьютерном классе. Тема занятия: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация, анализ текста) (на табло, заложенное в компьютере).
Записали в тетради число, классная работа, тема.
“Твои мечты прекрасны, но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”.
“Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.
Милосердие
Толерантность
Терпимость к чужим мнениям, верованиям
Как-то в одной книге мне встретились эти слова, и они запомнились. Это был совет, который дала гувернантка, существо наивнейшее и добрейшее, девочке из русской интеллигентной семьи. Девочка мечтала посвятить всю свою жизнь в борьбе за народное счастье и готова была, как Жанна д`Арк, взойти на костер во имя блага всех людей. “Твои мечты прекрасны, - сказала девочке ее гувернантка, - но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”. Наверное, этот совет запомнится своей простотой. Кем бы ты ни стал, чего бы ты не добился в жизни – великих побед, успехов, славы – главным все таки остается твое отношение к людям, и, прежде всего, к слабым, незащищенным.
Не обидь того, кто и так обижен. Став победителем, прояви милосердие к побежденным. А если ты поступаешь по-иному, то грош цена и смелости твоей, и уму, и таланту.
Милосердие во все времена считалось одним из главных человеческих достоинств. В этом слове соединились такие качества, как доброта, участливость, умение сострадать горю другого человека. И еще есть старинное русское слово – сердоболие.
Где научиться милосердию? У кого? У людей, у жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит пример других людей. Милосердию учит музыка, живопись, литература.
Запишите эпиграф сегодняшнего занятия: “Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.
Словарная работа: Вначале урока прозвучало слово милосердие.
Подберите к нему исконно русские слова – синонимы.
Терпимость, сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость, благость, сердобольность, мягкость, снисходительность, жалость, совестливость, участливость, честность, душевность, чуткость. Все эти качества можно назвать одним словом – толерантность (лат.), книжная, терпимость к чужим мнениям, верованиям.
А 30 Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.
- Выражение сочувствия, сожаления.
- Человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям.
- Жалость к пострадавшему.
- Готовность помочь или простить из сострадания.
Чтение текста. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.
(3) Одного из таких чувств – чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутой нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) “Сестра милосердия”, “брат милосердия” - даже словарь дает их как “устар.”, то есть устаревшие понятия.
(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9). Что оно – не модно? (10) Не нужно?
(11) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущуем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…
(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самое добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая…
(20) Но Чернобыль, землятресения, наводнения – аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…
(23) уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
А 28 Какое утверждение не соответствует позиции автора?
- Разговоры о нравственности не должны носить отвлеченный характер.
- Не менее важно быть готовым помочь человеку в будничной, нормальной жизни.
- Чувство сострадания не врожденное, его необходимо воспитать.
- В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно атрофируется.
Определите стиль и тип речи текста.
- Научный стиль, описание.
- Публицистический стиль, рассуждение-размышление.
- Художественный стиль, описание.
- Научный стиль, рассуждение-размышление.
Ответ 2. Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.
В 8 Какие средства выразительности используются в предложениях 20 – 22?
- Эпитеты, гипербола.
- Противопоставление, синонимы, однородные члены.
- Метафоры, эпитеты.
- Лексический параллелизм, синонимы.
А 24 Какую функцию выполняет тире в предложении 18?
- Является интонационным.
- Заменяет глагол-связку между главными членами предложения.
- Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
- Выделяет уточняющую (пояснительную) конструкцию.
Практическая работа
При отсутствии глагола-связки, если сказуемое выражено именем прилагательным, то тире между подлежащим и сказуемым…
- ставится
- не ставится
- может ставится, а может не ставится
Приведите свой пример.
Тест 2.
При отсутствии глагола-связки, если один из главных членов предложения выражен просительным местоимением, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением, тире между ними не ставится.
- Небо чистое.
- Эта книга чья?
- Жить - Родине служить.
- Не выехать немедленно – это значит опоздать на поезд.
Тест 3.
Найдите правило, которое наиболее точно объясняет постановку или отсутствие тире в предложении.
Каждый человек - кузнец своего счастья.
- Тире между подлежащим и сказуемым ставится при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже.
- Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным словом, а другой- существительным в именительном падеже или личным местоимением.
- Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
- Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены количественными числительными.
Рассказ об основных особенностях публицистического стиля
Набоковская характеристика пошляка напоминает описание некоего биологического вида: как выглядит (“взрослый, солидный человек с практичным умом…”); в какой среде обитает (“явление всемирное”, “встречается во всех классах и нациях”); чем питается (“с жадностью поглощает всяческую информацию”, “питается запасом банальных идей”); как себя ведет (“не увлекается, не интересуется искусством”; “потребность приспособиться, приобщиться”; “обман – верный союзник”). В связи с этим в тексте неоднократно встречаются синтаксические конструкции с тире между подлежащим и сказуемым.
Позиция автора – взгляд ученого-естествоиспытателя: слегка отвлеченный и вместе с тем проницательный, оценивающий. Описать пошляка, составить его точный портрет, чтобы читатель имел полное представление об этом социальном и литературном типе – задача автора. Но этим она не исчерпывается. В заключение В. Набоков абстрагирует понятие, выводит на более высокий уровень, говоря о пошлости вообще как о негативном явлении общественной духовной жизни, требующем эстетического и нравственного суда. Пошлость там, где неискренность, фальшь, трафаретность, самодовольство, духовное убожество. “Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым”.
Пошлость опасна, “заразна” - эта мысль прямо не высказана, но угадывается (“в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность…”). В этом отношении показательно употребление в тексте эпитетов “откровенной”, “настоящей”, “истинной”. Они в сочетании со словами “обыватель”, “буржуа” не воспринимаются как антонимы определениям “неискренний”, “фальшивый”, “поддельный”.
Зачастую трудно бывает определить ту грань, где слова, поступки и даже предметы становятся вульгарными, опошляются. Вероятно, должно быть нравственное и эстетическое чутье, сформировать которое может только искусство, в частности литература. А по метафорическому определению автора, “вся природа обывателя искусству враждебно”.Тема обывательства, пошлости была заявлена немецкой литературой противоставлением филистера и романтика В русской классике она прозвучала наиболее сильно. Гоголь, Толстой, Чехов, Бунин “в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность”. Достаточно вспомнить “величественного пошляка” Чичикова, размышления Толстого об истинном и ложном в жизни, интеллигента-мечтателя в чеховских рассказах, господина из Сан – Франциско, чтобы понять всю важность темы.
В тексте В. Набокова о пошляке и пошлости нет обличительного пафоса, но проскальзывает легкая ирония. Автор как бы предлагает читателю внимательнее приглядеться к изображаемому герою: а вдруг он узнает себя.
Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.
Вспомним основные особенности публистического стиля:
- Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
- Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
- Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
- Языковые средства:
- общественно-политическая лексика;
- эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
- побудительные и вопросительные предложения;
- риторические вопросы;
- распространенные обращения;
- вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Пунктуация.
Рассказ о знаках препинания (о тире).
В XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточия.
Тире ставится:
- Между подлежащим и сказуемым.
- В неполном предложении.
- Интонационное тире.
- Соединительное тире.
- После однородных членов предложения перед обобщающим словом.
- При обособленных предложениях.
- При вводных и вставных предложениях.
- В бессоюзных сложных предложениях.
- При прямой речи.
- При диалоге.
Итог урока.
Часто мы смешиваем такие понятия, как жалость, гуманность, милосердие, подменяем одно другим. Это неверно, потому что жалеть, сострадать и быть милосердным не одно и то же. И хотя автор использует в качестве синонимов слова “милость к поверженным”, “трогательная отзывчивость”, “соболезнование”, тем не менее милосердие – это активное сострадание, готовность помочь нуждающемуся из человеколюбия.
Автора как раз тревожит отсутствие деятельной помощи в повседневной жизни. Мы откликаемся на зов СМИ и помогаем потерпевшим во время катастроф, потому что это достоверно, потому что на это нам указали, но боимся подойти к лежащему на земле человеку, думая, что он просто пьян. По мнению автора, в нас все меньше того здорового любопытства, которое делает человека более внимательным к жизни другого. Если бы не эта “ложная скромность”, не сообщали бы, например, о стариках, умерших в одиночестве и пролежавших 1 – 2 недели (!) в своих квартирах, о замерзших на улице, пусть даже и пьяных.
“Всенародное милосердие” - это замечательно, но автора куда больше тревожит отсутствие “постоянной готовности помочь” другу, соседу, просто незнакомому человеку. Наверное, мы утратили чувство доверия.
Читаешь этот текст, и память воскрешает собственные примеры людского равнодушия: известный цирковой артист, “грустный клоун” Енгибаров умер от сердечного приступа на улице, потому что никто не помог.
С утверждением автора “человек рождается со способностью откликаться на чужую боль” можно и не согласиться, но то, что чувство милосердия необходимо “упражнять”, “развивать”, “воспитывать” - несомненно. И, конечно же, именно художественная классическая литература как нельзя лучше может справиться с этой ролью. Вспомним “Станционного смотрителя”, “капитанскую дочку” Пушкина, “Преступление и наказание” Достоевского, “Воскресение” Толстого. Особенно сильно тема гуманности и милосердия прозвучала в военной литературе. Но в том то и беда, что наше поколение предпочитает всему этому телевизионную и газетно-журнальную информацию, в которой с избытком хватает насилия и жестокости.
Размышления автора тревожны. Волнение за судьбу “одного из важнейших проявлений нравственности” человека чувствуется в авторских вопросах (“Что оно – не модно? Не нужно?”), в использовании таких слов, как “отторгнутый нашей жизнью”, “убыло”, “заглохло”, “оказалось запущенным”, “не употребляется”, “не упражняется”, “слабеет”, “атрофируется”. Автор не дает советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию по данному тексту.
Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?
Предложения