Эмпирическая социология в социальной работе. Шпаргалка: Эмпирическая социология. Методы эмпирического социального исследования

В первой половине XX столетия на Западе, прежде всего в Европе и Америке, быстро развивалась эмпирическая социология. Она представляет собой современное проявление социологического позитивизма, начало которому положили О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Однако в отличие от своих предшественников представители современной эмпирической социологии отказались от исследования фундаментальных проблем социальной философии, в том числе от изучения общества как целостного социального организма, законов его развития. Они сосредоточили свое внимание на отдельных явлениях общественной жизни. Четко прослеживается установка на то, чтобы превратить социологию в точную и по сути прикладную научную дисциплину.

Развитие прикладной эмпирической социологии привело к появлению ее отдельных отраслей, таких, как: социология города, социология села, социология труда, инженерная социология, социология образования, социология семьи, социология молодежи и т. д. Все эти отрасли социологии имеют явно выраженную практическую направленность. Проводимые в них исследования отличаются невысоким уровнем научных обобщений и направлены главным образом на выработку практических рекомендаций.

Это относится, например, к тем эмпирическим исследованиям, которые проводились и проводятся на промышленных предприятиях, на селе, в армии, в области науки, образования, семьи, молодежи и т. д. Основанные на данных исследованиях практические рекомендации могут касаться улучшения организации труда и морально-психологического климата в производственном или армейском коллективе, более полного учета потребностей и интересов определенных социальных групп, улучшения функционирования тех или иных социальных институтов.

Эмпирическая социология базируется на определенных теоретических и методологических подходах. Начало их разработке было положено в работе американских социологов У. Томаса (1863-1947) и Ф. Знанецкого (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке». В ней исследовались проблемы «разложения форм общественной жизни» и распада семей в польской деревне в ходе массовой миграции крестьянства из Польши в Америку, а также способы и формы их адаптации в США. В дальнейшем теоретические и методологические основы эмпирической социологии разрабатывались в работах американских социологов Д. Ландберга (1895-1966). П. Лазарсфелъда (1901-1976). Дж. Морено (1892-1974) и других социологов.

Дж. Морено вошел в ряды видных теоретиков эмпирической социологии в связи с разработкой им так называемой социометрии – науки об измерениях общественных отношений. По его словам, социометрия означает «всякое измерение всех социальных отношений», и в силу этого она «исследует и трактует законы социального развития и социальных отношений». Однако социометрия Дж. Морено, по сути, не касается объективной стороны социальных отношений и концентрирует внимание на их субъективной, прежде всего психологической, стороне.


В эмоционально-психических отношениях он пытался найти объяснения всех сторон общественной жизни: экономической, политической, нравственной и т. д. Он стремился выявить связи между «макроструктурой» социального коллектива (его делением на представителей разных профессий и видов деятельности, на руководителей и подчиненных) и его «микроструктурой», элементами которой выступают чувства и ценностные ориентации людей, прежде всего чувства симпатии и антипатии, дружбы и вражды, а также ориентации на сотрудничество или же, напротив, на прекращение доверительных отношений и т. д. В несоответствии макро– и микроструктуры коллектива (производственного, научного, военного и др.) Дж. Морено усматривал возможности противоречий и конфликтов. Найти способы обнаружения и устранения такого несоответствия – важная задача социолога.

Вышеупомянутые социологи указывали на необходимость использования количественных методов в социологии, в том числе математических методов обработки данных. Их работы используются современными социологами.

Видное место в современной социальной философии занимает так называемый структурно-функциональный анализ. Среди его многочисленных представителей выделяются американские социологи Т. Парсонс (1902-1979) и Р. Мертон (р. 1910). Оба они признают важную роль социально-философской теории в объяснении общественных явлений. Р. Мертон разработал «теорию среднего ранга (или уровня)». Последняя выступает как совокупность некоторых теоретических обобщений на основе эмпирических данных. Обобщенным выражением теорий среднего уровня могла бы стать, по Мертону, общая социальная теория функционирования общества.

Представители структурно-функционального анализа, подобно О. Конту и Г. Спенсеру, рассматривают общество как целостный социальный организм, части которого функционально связаны друг с другом и со всем обществом. Важно понять эти связи и воздействовать на них таким образом, чтобы упрочить общество, обеспечить его равновесие и стабильное функционирование. Они анализируют общество с помощью таких понятий, как «система», «элементы», «структура», «функция», «дисфункция», «равновесие», «стабильность», «гармония» и т. п.

В рамках структурно-функционального анализа явлений общественной жизни исследуются как факторы, способствующие равновесию и стабильности общества, так и те, которые мешают этому. В ряду других ставятся вопросы о нормах и ценностях, способствующих функционированию общества, а также об отклонениях от них, характеризуемых как «дисфункции».

Широко исследуется «отклоняющееся поведение» как противоречащее принятым социальным нормам, в том числе нравственным и правовым. К такому поведению относятся преступность, наркомания, алкоголизм и т. д. Дисфункциональной может оказаться деятельность тех или иных социально-политических институтов, если она нарушает стабильность общества, ведет к деформации и разрушениям. Все это является предметом внимания социологии структурно-функционального анализа.

Попытку создания теории функционирования общества как целостной социальной системы предпринял Т. Парсонс. В одном из своих основных трудов – «Структура социального действия» он выступил за «аналитический реализм» в исследовании общества. Это означает, что система теоретических понятий должна более или менее правильно отражать «черты реального мира» или происходящие в обществе процессы.

Парсонс создает «функциональную теорию социальной организации», в рамках которой выделяет четыре уровня организации социальных систем. Первый уровень – это отдельные человеческие индивиды, взаимодействующие друг с другом в соответствии со своими социальными ролями. Здесь Парсонс вслед за М. Вебером развивает «теорию социального действия», которая составляет основное содержание его учения об обществе. Второй уровень – коллективы, в которые организуются индивиды опять-таки в соответствии со своими социальными ролями. Третий уровень – социальные институты, к которым можно отнести, скажем, системы образования, политики, права, искусства и т. д. Наконец, четвертый уровень – это общество как целостная система, создающаяся в процессе взаимодействия индивидов, коллективов и социальных институтов на основе определенной системы ценностей.

Парсонс исследует происходящие в обществе процессы во всех его сферах, в том числе условия обеспечения равновесия в экономической сфере, отчего, по его словам, зависит равновесие и устойчивость всего общества. Он пишет о недопущении чрезмерно резкой «классовой дифференциации», ставит вопрос о нахождении механизмов разрешения противоречий в политической сфере, о соблюдении «фундаментальных условий стабильности систем».

Парсонс высоко оценивал значение общей социальной теории, с позиции которой он был готов объяснять процессы, происходящие в отдельных сферах общественной жизни. Его стремление идти от анализа деятельности людей к рассмотрению общественных отношений между ними и функционирования социальных институтов способствовало более глубокому исследованию общества именно как целостной социальной системы.

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании.

Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира.

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества.

Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс "прагматизацаи" социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими и социальными явлениями и процессами.

В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип понимания" вытесняется "принципом объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального действия" Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социология;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

Структурный функционализм

К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлении или их классов, увеличивая численность "дискретных теорий". Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс (1902-0979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу "Структура социального действии".

Структурный функционализм - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.

В том или ином виде функциональный подход существовал во всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идея были в у Платона и Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственно социологии как науки шло с XIX в. параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсер в "Основаниях социологии" доказывает, что общество есть организм, наличие в нем структурной дифференциации говорит о "правильном понимании" функций как "несходных частей" политического тела и живого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения: "Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений - отвлекаясь от их последствий то выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует".

Т.Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30-с гг., отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить "исчерпывающие эмпирические обобщения", как в еще более ранние попытки установить значение различных "факторов" в определении социальных явлений. Он подчеркивал, по факторные теории (например, теория общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки изучение фактов только специфических для нее явления.

Цель теоретической деятельности Т.Парсонса - усидеть внимание к пренебрегаемым ранее "социальным элементам" социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться "адекватного" описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы "на все относящиеся к делу научно важные вопросы". А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщеаной концептуальной схемы.

Ценности (образцы) Т.Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы - как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения.

Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество социальная система, достигшая по отношению к окружающей Среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точки зрения Т.Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-с гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К.Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К.Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Уже в конце XIX в. центр прикладной социологии перемещается в Америку. Впервые вопрос о прикладной социологии в США возник в 1895 г. Обществоведы активно обсуждали предназначение социологии и роль в ней научной теории. Что является конечной целью социологии – создавать новое знание или помогать решать конкретные социальные проблемы? Окончательного решения так и не было найдено, ибо с того времени берут начало две основные ориентации социологии: базисная социология, ориентированная на профессионалов и получение нового знания и прикладная социология, ориентированная на заказчика и решение практических задач. Последнее направление было представлено группой учёных – социологов, собравшихся на факультете социологии Чикагского университета. Целью исследований Чикагской школы эмпирической социологии являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учёными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения они одними из первых стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. Вследствие этого возникла потребность интерпретировать собранный фактический материал. Среди лидеров Чикагской школы обычно называют А.Смолла, Дж.Винсента, Ч.Хендерсона, У.Томаса. свой вклад внесли в её становление также Л.Уорд, У.Самнер, Ф.Гиддингс, Э.Росс, Ч.Кули. в рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей: первое - А.Смолл, У.Томас, Ф.Знанецкий, Э.Гиддингс, Ч.Кули; второе – Р.Парк, Э.Бёрджес; третье – У.Огборн, С.Стауффер, Э.Шилз; четвёртое – Г.Блумер, М.Яновиц и др.

Отличительные черты творчества её представителей – органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов, выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.

В период с 1940-х по 1960 гг. чикагцы придумали особую технику эмпирического исследования – включённое наблюдение, и успешно ею пользовались. В основе чикагского варианта включённого наблюдения лежали три принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации; 2) обследовать их методом прямого взаимодействия с ними; 3) достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы. Характерные объекты исследовательского интереса чикагских социологов - это жизнеописание польского эмигранта, ставшее классическим образцом «истории жизни»; положение негров в Чикаго; бродяги – сезонные рабочие, мигрирующие на Запад; самоубийства; еврейское гетто; социально-территориальная стратификация города; забастовка; община русских молокан и т. д.

Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой, историки называют особый жанр – детальное изучение реальных жизненных ситуаций, получивший название case study – исследование случая. Чикагцы первыми использовали его при описании городского сообщества. case study напоминало сенсационное журналистское расследование.

Первая половина и середина ХХ в. в США проходят под знаком рассвета академической социологии, престиж которой в тот период был неизмеримо выше, чем прикладной. Социология изо всех сил стремилась заявить о себе как точная и рафинированная дисциплина.

Именно чикагцам удаётся связать социологию с экологией и географией, историей и экономическими дисциплинами. Укреплением этих связей в целях уточнения представлений о собственном предметном поле непосредственно занимался коллега У.Томаса Роберт Парк. Придя к оригинальным выводам, он предложил новое название науки – “социальная экология” или “экология человека”. Идея экологичности социологии были представлены в первом официальном учебнике по социологии, изданном в Чикаго.

Конец золотого века Чикагской школы большинство исследователей относят к середине 30-х годов, годам естественного ухода с научной сцены блестящей плеяды социологов – У.Томаса, Р.Парка, Дж.Мида, их сверстников и ближайших сподвижников. В течение 40 лет профессора и студенты социологического отделения работали в едином порыве, объединённые стремлением очертить предметное поле своей науки, предложить систему эффективных методов его исследования, способных обеспечить надёжность выводов и плодотворность рекомендаций. История социологии зафиксировала успех в реализации стремлений, американская социология обрела свои эвристические возможности в Чикаго.

Чикагская школа представляла собой идейный союз профессоров и студентов. Идеи зарождались в общении со студентами, проходили теоретическую и практическую апробацию в союзе с ними. Популярность Парка, по воспоминаниям его учеников, была очень велика. Он в своей деятельности воплощал идеальные представления о коллегиальных отношениях между учителями и учениками. Курсом “Экология человека” он достигал многих исследовательских и педагогических целей. во-первых, он убеждал молодых социологов в том, что методология в социологии может быть принята или опровергнута лишь операциональной её верификацией. Во-вторых, обращая внимание студентов на наличие в обществе неких неизменных структур, которые должны быть социологами вычленены, типологизированы и формализованы. В-третьих, разъяснял, насколько важно для социолога увидеть структуру взаимодействия реальных индивидов и обнаружить его законы.

В первой четверти ХХ века американская социология складывалась в оригинальную национальную школу и нуждалась в подходе, который бы обнаружил её возможности. Социальная реальность менялась быстрыми темпами, что диктовало динамику развития и науки, призванной её системно отражать. Качественные методы могли дать эффективные результаты в апробации различных методологических идей и осмыслении тенденций в модернизации общественной жизни.

В 30-е гг.ХХ века в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление . Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида . Поведение индивида понималось как его реакция на поведение других людей. В своей работе “Сознание, индивид и общество” (1934) ведущий социолог Чикагского университета Джордж Мид предложил рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальных интеракций (взаимодействие). По его мнению, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида.

Важным направлением в эмпирической социологии является психологическое , которое объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания. Основоположником психологического направления в социологии был Габриэль Тард (1843-1904). Он полагал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание , посредством которого один человек берёт пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.

В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Одной из них является теория инстинктов , которую развил Мак-Дугалл (1871-1938). Он объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как “наследуемую или врождённую психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определённого рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определённым образом на него реагирует”.

Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд (1856-1939). Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу – полового влечения (либидо). Половое влечение, которое является основой человеческой психики и поведения, должно быть удовлетворено и, если этого не случается, вызывает ряд разнообразнейших явлений, принимая разные формы, посредством которых расходует свою энергию и тем самым косвенным образом удовлетворяется. Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т.д., или, напротив, вызывает различные болезненные состояния. Столь сильное половое влечение определяет и социальное поведение человека. Зигмунд Фрейд полагал, что половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей.

Эмпирическое социальное исследование и его методы

Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются с. факты опытным путем.

Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Исследовательский процесс вне зависимости от используемых методов исследования имеет логическую систему последовательности действий и состоит из девяти нижеследующих шагов:

1. Разработка проблематики.

2. Определение круга вопросов.

3. Определение методов исследования.

4. Структура инструментария сбора данных.

5. Проверка и окончательное определение инструментария сбора данных.

6. Подготовка и планирование сбора данных.

7. Построение выборки.

8. Проведение сбора данных.

9. Обработка и анализ собранных данных.

Последовательность действий вышеописанного процесса может варьироваться в зависимости от проблематики и выбранных методов исследования.

Применение эмпирических социальных исследований постоянно возрастает в коммерческих целях в экономических и маркетинговых исследованиях, в опросах общественного мнения.

Проблема сбора и анализа данных в эмпирических социальных исследованиях очень восприимчива к методологическим проблемам, и результаты исследования следует перепроверять, наряду со статическим следует использовать логический анализ, следует избегать неоднозначных формулировок вопросов в анкете, искать и анализировать латентные переменные, комбинировать методы исследования.

Методы эмпирического социального исследования

Предмет любой науки неизбежно определяет характер ее методов исследования.

Особенности социальных феноменов как предмет социальных наук требует для них эмпирических методов исследования, такие как метод наблюдения и система методов сбора данных, чтобы анализировать предметную область научно и независимо от индивидуального повседневного опыта. В отличие от естественных наук, в которых методы обсуждаются с этической точки зрения, методы в социальных науках неоспоримы с точки зрения их научной работоспособности. В оценку работоспособности методов входит принципиальная методологическая дискуссия о том, что возможно ли вообще социально-научное (социологическое) познание. В дискуссиях о методах явно прослеживается основная проблема противоречивой оценки качественных и количественных методов в социологии.

Качественные и количественные методы отличаются по характеру сбора и обработки данных.

Количественные методы добиваются стандартизированного и контролируемого измерения и использования на базе квантифицированных данных статистически-математических методов. В центре внимания качественных методов находится смысловой и содержательный анализ, процесс сбора данных менее структурирован методами и исходными рабочими гипотезами, а также существует возможность углублять и расширять постановку вопросов во время процесса сбора данных. Качественные методы применяются на предварительной (начальной) фазе исследовательского проекта, чтобы расширять необходимую предметную область для формирования проблемы исследования и для формулирования рабочих гипотез; в этом смысле использование качественных методов есть предварительная фаза первоначального исследовательского процесса.

Однако, в последние годы и десятилетия усиливались старания приписать качественным методам самостоятельное значение и пропагандировать их как альтернативу качественным методам.

Эти усилия основываются, с одной стороны, на критике работоспособности количественных методов, к которой нужно серьезно отнестись, и, с другой стороны, на факте, что количественные методы не могут быть использовано универсально. Под пропагандой качественной альтернативы понимают, конечно, также основополагающую методологическую гипотезу о том, что в социальных науках (особенно в их объекте), возможно, не существует определенной последовательности образа действий научного познания, и социальные науки ориентируются на пример естественных наук как в случае количественных методов.

Дискуссии о преимуществах и недостатках качественных и количественных методов будут продолжаться и впредь противоречить друг другу. Очевидно лишь одно: количественные и качественные методы могут взаимно дополнять друг друга и почти каждый отдельный метод эмпирического социального исследования может использоваться в качественном или количественном проявлении.

В данную статью “Методы эмпирического социального исследования” вошли подразделы:

Обработка данных;

Наблюдение;

Эксперимент;

Akfionsforschung (исследование выступлений, акций);

Групповая дискуссия;

Социометрия;

Биографический метод;

вторичный анализ;

Панель исследования;

Статистика.

Мне показались наиболее интересными два подраздела:

· групповая дискуссия;

· биографический метод.

Список литературы

Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Со-циально-психологический цент, 1996.

Исследование рынка. Выбор главного направления. - М.: Дело, 1996.

Журавлев В.Д. Интервью в качественном социологическом исследовании. Дис-сертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М.: МГУ, 1994.

Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1991.

Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1988.

Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. - М.: МГУ, 1994.

Р. Мертон, М. Фиске, П. Кензалл. Фокусированное интервью. - М.: Институт мо-лодежи, 1991.

Ноэль Э. Массовые опросы. - М.: АВА-Экстра, 1993.

Руденский Е.В. Социальная психология. - М.-Новосибирск: НГАЭ и У, 1997.

Значение термина «эмпирическая социология»

Термин «эмпирическая социология» имеет два значения:

  • Первоначально он применялся по отношению к одному из направлений западной (в первую очередь американской) социологии;
  • В дальнейшем значение термина расширилось на доминирующую тенденцию в социологии ХХ века и настоящего времени, которая служит выражением популярного подхода, противопоставляющего «эмпирическую социологию» (социологические исследования, проводимые с помощью эмпирических методов) социологии теоретической. Последняя при таком понимании разумеется как собственно социологическая наука, ориентированная на разработку методико-методологических и теоретико-концептуальных принципов исследования социальных явлений и процессов.

Так понимаемая теоретическая социология особое развитие получила в XIX веке.

Формирование эмпирического подхода в социологии

Замечание 1

Формирование эмпирического подхода в социологических исследованиях связывают с растущим недовольством обществоведов тем выраженным "метафизическим" характером, который со временем явственно обретает научная (теоретическая) социология, неспособностью и нежеланием ее представителей оперативно откликаться на насущные социальные проблемы и предлагать выверенные, научно обоснованные и практичные варианты решения этих проблем..

Вторым важным фактором, обусловившим формирование и развитие эмпирической социологии, стала ускоренная динамика роста подобных проблем общественной жизни - и, соответственно, возрастающая актуальность перенесения акцента на стоящие перед обществом практические задачи, оптимизацию управления социальными процессами, механизмов социального регулирования и контроля.

Первый этап развития эмпирической социологии

Эта тенденция наметилась уже в ряде европейских социологических школ XIX столетия – в работах Адольфа Кетле, Фредерика Ле Пле, Георга Зиммеля. В определенной мере она была характерна и для школы Эмиля Дюркгейма. Однако основной массив авторов, заложивших фундамент эмпирической социологии, - авторы американские. Албион Смолл, основавший в 1895 году «Американский журнал социологии», тогда же уже говорил о необходимости для социологов широко использовать эмпирические методы в своих исследованиях. Время деятельности А. Смолла называют первым этапом развития эмпирической социологии (хронологические рамки - с 1885 по 1920-е гг.

Второй этап развития эмпирической социологии

Второй этап относят к 1920-1950 гг. В 20-х годах прошлого столетия Уильям Томас и Флориан Знанецкий издают фундаментальный труд «Польский крестьянин в Европе и Америке», в котором, проведя скрупулезный анализ более семисот имеющихся у них документов (дневники, автобиографические заметки, личная переписка и т.д.), авторы исследовали широкий круг проблем, встающих перед польскими эмигрантами в Соединенных Штатах.

Замечание 2

Особо выделяется в рамках второго этапа работа представителей т.н. «Чикагской школы социологии» (или, как сами они себя называли, «Чикагской школы человеческой экологии»), сформировавшейся на базе Чикагского университета и изучавшей социальные проблемы современного мегаполиса.

Основные черты эмпирической социологии

  • практическая, утилитаристская направленность;
  • ориентация на избавление социологии от оценочных подходов, требование ее «ценностной нейтральности»;
  • «позитивизация» социологии, убежденность в необходимости ее построения на «позитивном" эмпирическом знании;
  • отказ от сложных теоретических «метафизических» построений в отражении и воспроизведении социальной реальности.