Фантазия и воображение в политике. Воображение и фантазия в творчестве актера и режиссера. Как развивать у детей фантазию и воображение

  • Г) при угрозе чрезвычайной ситуации природного характера
  • Г. Кропивницкий, актерами: Г. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый,
  • Задание 1. Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т.п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного руководителя
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
  • Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Это умение называется-воображение.

    Воображение:

    Реконструкция того, чего мы не видели, что в реальности не существует, но при определенных предлагаемых обстоятельствах возможно или должно быть.

    Создает то, что есть, что бывает, что мы знаем.

    Реконструкция возможного и необходимого. (из своих же воспоминаний)

    Воображение должно быть последовательно, логично и активно. Непрерывной линией предлагаемых обстоятельств.Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится!

    Фантазия:

    Это мысленное конструирование чего-то, в реальности несуществующего или даже невозможного.

    То, чего нет, чего мы не знаем, чего не было и не будет (ковер-самолет/аэроплан)

    Конструкция невозможного.

    Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностьючеловека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

    Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, - пишет К. С. Станиславский, - это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...» 1 Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль» 2 .

    Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество 3 .

    Для того, чтобы развивать воображение, необходимо создать линию непрерывных предлагаемых обстоятельств. Оно должно быть последовательно, активно и логично.

    Необходимо задать себе вопросы: кто, когда, где, почему, для кого и как?

    Для развития воображения есть различные тренинги: вспоминать в деталях то что видел, слышал. Конкретно время суток, года, место действия, совершать мысленные путешествия по квартире, вспоминая, где стоит стул, на котором весит халат…, работа с воображаемыми предметами, Создание внутренних зрительных образов – видения внутреннего зрения.

    Воображение бывает:

    1. С инициативой (самостоятельно)

    2. Лишено инициативы, но легко схватывает то, что ему дают

    3. Выполнит задание, но не развивает

    4. Не говорит само и не схватывает то, что ему дали.

    Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия все знает и все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику. - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Надо развивать его (воображение) или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение? - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом. - (Аркадий Николаевич Торцов)


    1 | | |

    Способность рисовать в своем сознании самые причудливые и реалистичные картинки присуща далеко не каждому человеку. Равно как и умение писать невероятно захватывающие рассказы, создавать шедевры из неожиданных материалов или на удивление необычно оформлять традиционные блюда. Делать это могут лишь творческие люди, обладающие хорошо развитой фантазией и воображением. Но существует ли принципиальная разница между двумя с виду схожими понятиями? Рассмотрим подробнее, чем отличается фантазия от воображения.

    Определения

    Фантазия

    Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.


    Воображение

    Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.

    Сравнение

    На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.

    Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.

    Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.

    Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.

    Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

    На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

    Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

    Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

    Фантазия, как деятельность, созидающая образы, является необходимым условием всякого художественного творчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания и искусственного соединения элементов, они бывают лишены живости и художественной правды. Фантазия дает художнику необходимый запас образов и намечает возможные способы их сочетания, построение же целого определяется эстетическим чувством и основной идеей художественного замысла. Поэтическое творчество может принимать характер совершенно бессознательного процесса, в котором образы соединяются в художественное единство помимо всякого контроля рассудочной и вообще критической деятельности. Такое проявление поэтической фантазии характеризует собою наибольший подъем поэтического вдохновения и имеет своим внешним выражением так называемую импровизацию. Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Наибольшее применение фантазия находит при создании гипотез в эмпирических науках и вообще при исследовании причин в той или иной области явлений. Во всех подобных случаях фантазия дает богатый материал возможных догадок и предположений, из которых рассудок путем и логического анализа, и эмпирической проверки извлекает все то, что может иметь научное значение.

    Фантазия рождает идею, которая вышла за пределы окружающего локального мира. Воображение с помощью деталей превращает идею в зримый, ощущаемый образ.

    Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.

    Фантазия и воображение спонтанны и не терпят ограничения. Однако и в этом спонтанном процессе наблюдается последовательность всех фаз деятельности четырех форм психики: интуиции, мышления, ощущения и чувства. Это выглядит парадоксом. Но он кажущийся, так как в заданной последовательности форм есть безграничность оттенков, благодаря которым воображение оставляет след не только в настоящем - в своем бунте оно устремляется в будущее. Образ разрастается с участием этих четырех форм психической жизни. Интуиция обнаруживает с помощью догадок новые связи, которые мышление гармонически соединяет в целостный образ; чувство окрашивает образ эмоциональными переживаниями, а ощущение делает его зримым, осязаемым. Такое воображение является творческим и, когда оно сталкивается с реальностью, в этом столкновении рождается новое.

    Французский психолог Т. Рибо писал в своем исследовании творческого воображения: «Для творческого воображения регулятором служит внутренний мир… творческое воображение в своей совершенной форме стремится проявиться во внешнем мире, выразиться в творении, которое существовало бы не только для творца, но и для всех. …у простых мечтателей воображение остается внутри в виде смутного абриса, оно не воплощается в эстетическое или практическое создание». Творческое воображение, - полагал Рибо, - может быть разложено на несколько элементов, в число которых входят: умственный фактор, эмоциональный фактор, бессознательный фактор. Парадокс роли умственного фактора Рибо видел в том, что часть любого образа, находящегося в памяти, переходит в целое, каждый элемент стремится воспроизвести полное состояние этого образа. Но, если бы существовал только этот закон, - пишет Рибо, - то созидание было бы всегда недоступно для нас, мы не могли бы выйти за пределы повторения. Однако человек свободен в своем выборе благодаря тому, что существует диссоциация образов и возможность их новой комбинации. Рибо заметил, что роль диссоциации велика из-за того, что цельное восстановление образа в памяти препятствует творчеству. Эмоциональный фактор в воображении является необходимой составляющей, поскольку, - пишет Рибо, - нельзя найти пример такого произведения, которое было бы создано абстрактно, свободным от какого бы то ни было аффективного элемента. С бессознательным фактором Рибо связал вдохновение. Все названные им факторы объединяет принцип единства, ибо всякое творчество требует единства и синтеза.

    Фантазия необходима не только в художественном, научном и техническом творчестве, но и в игре, спорте, труде, общении - везде, где содержится творческий компонент.

    Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию.

    Чем шире пространство воображения, тем богаче и глубже внутренний мир личности и тем больше воображение способно давать жизнь явлениям скрытой реальности, в которой живет человек. Функция воображения выражает себя в различных представлениях поэтических, музыкальных, художественных образов. Но не каждый способен увидеть образ не глазами, а представить его в своем воображении и целостно нарисовать картину образа.

    Нужно ли развивать фантазию и воображения и зачем?

    Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

    Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

    В качестве творческой способности фантазию можно воспитывать и совершенствовать путем специальных упражнений (тестов), в процессе участия в самой деятельности. Развитие творческого воображения играет важную роль в познавательном процессе.

    97, lanemru = 64, mashkin_84 = 75, obi_van_ki_ro = 34, perrou = 67, tanaisie = 6, tania_al = 107, voyd_absolute = 46.

    Глядите, как жара и прочие обстоятельства проредили наши ряды... Слава тем, кто остался!

    Занятие 6 (69). Воображение и фантазия

    Как ни странно, на эту тему у нас в Изюминке не было ни одного занятия! Разве что в разговоре о сказках она упоминалась. Правда, есть главка с таким названием в НСК (кое-что важное я повторю и здесь). Так что повоображаем и пофантазируем почти с самого начала...

    Прежде всего поговорим о различии между фантазией и воображением. Ведь эти слова кажутся похожими, да и в словарях фигурируют как синонимы. Но мне они представляются очень даже разными, относящимися к четырём разным явлениям.

    Почему к четырём, а не к двум? Потому что каждое из них может относиться к способности (воображать или фантазировать), а может относиться к результату (и мы говорим: «Это только в твоём воображении» или «Это чистая фантазия»). Но вернёмся к смысловому различию.

    Воображение – это представление о том, с чем я не сталкивался, но что вполне может существовать или случиться. Это, так сказать, создание несуществующего из существующего. Наш образообразующий фонтан. Наша палитра с бесконечным количеством реалистичных красок.

    Фантазия – это представление о том, что вряд ли существует или может случиться, но мы это наделяем определённым правдоподобием (иначе будет просто выдумка-небылица). Способность соединять несоединимое, видеть невидимое и разгадывать незагаданное. Если сравнивать, то это воображение, поражающее своей невообразимостью.

    Ещё немного о различиях

    Итак, воображение и фантазия родственны, но во многом различаются. Во-ображение, как подсказывает нам само слово, – это способность к воплощению идей и мыслей не просто в слове, но в образном изображении. Фантазия (от греческого «фантасма», призрак) означает скорее способность к созданию произвольных образов.

    Наша задача – поставить фантазию на службу воображению, но ни в коем случае не отдавать воображение в рабство фантазии. Это важный творческий выбор. Когда фантазия работает на воображение, усиливаются выразительные возможности мысли. Когда воображение работает на фантазию, оно способствует развитию лишь развлекательных свойств произведения.

    Воображение – один из главных инструментов писателя, даже самого реалистического. Оно обеспечивает способность к пониманию других людей и даже других существ. На нём основано умение перевоплощаться, необходимое любому автору. Опора правды на воображение необходима и для придуманной истории (воображение даёт возможность говорить об истинном с помощью выдумки), и для взятой из жизни (воображение позволяет заглянуть в мир персонажа или восстановить скрытую основу описываемой ситуации).

    Фантазия делает другую работу: примеривает несуществующее к существующему, пытается угадывать и предвидеть, что и как может произойти. Но часто и фантазия помогает разобраться в реальности, моделируя, воспроизводя её в ином облике, то есть метафорически. Ведь иногда реальное можно лучше понять через возможное. Или даже через невозможное.

    Убедительность во что бы то ни стало

    Фантастика и фантазия не отменяют проблему убедительности. Её даже должно быть не меньше, а больше! Ведь мы же должны достоверно описать несуществующее, то есть преодолеть естественное побуждение читателя сомневаться в том, что придумано.

    Но и в чисто реалистическом произведении правдивость состоит не в старательном перечислении фактических подробностей (описать их ВСЕ – физически неосуществимо), а в искренности автора, в честном стремлении к пониманию жизни. Если я вижу, знаю, понимаю, представляю или воображаю что-то и пишу об этом искренне – это уже половина дела. Вторая половина – в том, чтобы сделать это убедительно для читателя. Чтобы он мог достаточно ярко увидеть, понять или вообразить описанное. Чтобы жизненный опыт автора, его мысль и его художественное свидетельство были достойны читательской веры (отсюда и слово «достоверность»).

    Таким образом, на достоверности придуманного нами лежит двойная ответственность – описательная и смысловая. То есть мы и описать должны убедительно, и зарядить описание нашей собственной уверенность в его смысловой наполненности. В том, что есть ради чего стараться: нам писать, а читателям – читать.

    Выдумка и образ

    Всё, на что работают наше воображение и фантазия, чтобы это не осталось просто выдумкой, должно обрести смысл, но ещё и образную силу. Образы не только украшают повествование, они одухотворяют его. Образ – это та увиденная в душе картинка, с которой читатель остаётся после завершения чтения.

    Когда мы пишем о реальном и когда придумываем то, чего не было и даже быть не могло, мы делаем, в общем-то, одну и ту же работу. Мы рисуем словами и подробностями жизни, как художник рисует красками. Различаются лишь наборы красок (хотя многие краски входят в оба набора) и технические приёмы нашей словесной живописи.

    И в живописи, и в литературе особенно удачны такие образы (такие картины или зарисовки), которые, кажется, вот-вот сойдут с холста или со страниц книги. Если это у нас получилось, то не так важно, какова мера нашего воображения и нашей фантазии в таком образе.

    Созидательность и разрушительность

    Но в то же время с воображением и фантазией нужно обращаться внимательно, соблюдать некоторые гигиенические предосторожности. Очень важная линия разделения пролегает между тем, что работает на созидание, и тем, что располагает к разрушению. Не по какой-либо механической формальной классификации, а по смыслу того, о чём речь.

    Разрушительные фантазии страшны не злобными воплями вурдалаков, отрубленными головами, чёрной магией или ожившими трупами. К бутафории такого типа быстро привыкаешь. Всё это лишь раздражает одних и щекочет нервы другим. Но страшен тот эмоциональный нравственный хаос, то разрушение этической гравитации, к которому чёрные (или даже всего лишь серые) повествования располагают человеческую душу. Страшно привыкание к тёмным ситуациям, к дозволенности всего. Различение верха и низа способствует смысловой и нравственной ориентации. Вихри хаоса, раскручивающие воображение во все стороны, эту ориентацию разрушают.

    Здесь снова стоит вспомнить тему последнего прошлогоднего занятия: «То, для чего». То, для чего по-настоящему нужно литературное творчество, и побуждает нас к вниманию, различению и гигиенической осторожности.

    Развивающие упражнения

    Не стоит думать, что достаточно понять основные принципиальные вещи, относящиеся к воображению и фантазии, - и эти писательские свойства сами по себе расцветут пышным цветом. Как и всё в природе, они нуждаются в развитии и тренировке.

    Попробую дать здесь краткий перечень конкретных возможностей, располагающих к такому развитию, - хотя бы по десять пунктов. Наверняка к ним можно добавить и другие. Может быть, даже более подходящих именно для себя самого. Пробуйте пересиленное, ищите дополнительное и сигнальте мне о найденном, чтобы и другие могли это опробовать.

    Напомню ещё раз про то, что очень полезно записывать и сохранять результаты своих упражнений. Кто знает, что из этого окажется всхожим зёрнышком, которое прорастёт в самый что ни на есть творческий текст...

    Развитие воображения

    Придумать биографию незнакомцу по его облику или по каким-то фрагментам информации. Например, когда едешь в метро или в автобусе, можно выбрать кого-то и подумать, кто он по профессии, какой у него характер, что у него было и не было в жизни.

    Покатать человека по своему воображению в машине времени. Представить, каким он был в разных прожитых возрастах, каким будет в ещё не прожитых.

    Попробовать найти наиболее подходящий художественный образ (из классики или из современной литературы) для выбранного человека. Или найти подходящий психологический тип, знак Зодиака и т.п.

    В разных ситуациях пробовать свои предсказательные способности. Не обязательно во всеуслышание, просто для тренировки навыка заглядывать в будущее, перенося туда сегодняшние возможности.

    Пытаться угадывать сюжеты литературных произведений, кинофильмов и просто рассказов из жизни, принимая во внимание и сюжетную убедительность и своеобразие мысли автора.

    Внимательное «прочитывание» сюжета живописной картины, рисунка, фотографии. Даже в школе используют упражнения «Написать рассказ по картине» или «Проанализировать стихотворение». Самому же можно придумать много увлекательных путешествий в интересные миры.

    Привычка мечтать тоже может быть не просто блаженным времяпровождением, но ещё и тренингом воображения, если выстраивать свои мечты в некоторые конкретные композиции – такие, что даже записать захочется.

    Поскольку в основе гадания по картам лежат не только мистические способности, а графология и хиромантия – не только науки, подобные упражнения тоже тесно связаны с воображением. Это не значит, что стоит заняться такими делами основательно, но поиграть можно.

    Развитию воображения может помочь и опыт сценической игры, навыки воплощения в различных персонажей, особенно если мы углубляемся в образ по-настоящему, независимо от длины роли.

    Для тех, кто любит жанр детектива, он может тоже стать школой воображения. И угадывание разворотов сюжета в книге, и приложение своего энтузиазма к угадыванию раскладов в реальной жизни – способствуют этому.

    Развитие фантазии

    Рассказывать сказки детям (впрочем, можно и взрослым), не задумываясь о том, умеешь или нет. Можно поначалу плести что угодно. С помощью детей (их внимания или участия) фантазия будет оживать и плодоносить. И очень хорошо хотя бы вкратце записать рассказанное.

    Играйте с детьми, приветствуя их фантазии и внося собственную лепту в виде разнообразный фантазийных элементов игры. Детям естественно быть фантазёрами, присоединяйтесь к ним!

    Если говорить именно о сказочной области, полезно познакомиться с картами Проппа, а лучше – с их вариацией, описанной в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».

    Быть внимательным к наиболее неожиданным разворотам своих снов. Речь не об их токовании, а именно о необычных ирреальных моментах.

    Читая фэнтези и фантастику, не забывайте пытаться предугадывать дальнейший ход событий. Может случиться, что ваша собственная альтернатива даже окажется интереснее.

    Почаще упражняйтесь в превращении встреченных предметов, явлений или событий в фантазийную тему. А наиболее удачные из таких тем – записывайте. Или даже все, на всякий случай.

    Изобразительное искусство, если оно не приковано к сугубо реальному миру, если преодолевает рационалистические границы, - лучший тренажёрный зал для фантазии.

    Декоративно-прикладное творчество тоже даёт необыкновенные возможности фантазировать и увидеть свои фантазии не только внутренним взором, но и воочию.

    Встречаясь с новинками научно-технического прогресса, старайтесь не залипать на них, а представить себе, какими будут устройства и гаджеты через десять, тридцать или пятьдесят лет. А если хватит отваги заглянуть через сто или двести лет, прорывайтесь и туда.

    Если интересоваться наукой и хоть немного следить за её открытиями, за новыми горизонтами физики и космических исследований, это тоже замечательный полигон и для фантазии, и для фантастики.

    Игра – против занудства

    В литературе воображение может проявляться разными способами. Это и выбор темы, и построение сюжета, и образы, и идеи. Воображение может проявляться и в стилистике фразы, и в самой авторской лексике.

    Реализация воображения и фантазии может происходить при обращении к мифу (когда автор по-своему воссоздаёт условно обозначенную мифом картину) или к историческому преданию (когда он даёт прошлому новую, сегодняшнюю жизнь). С их помощью создаётся игровая сторона повествования. Они позволяют выступать под той или иной необходимой маской.

    Творческая фантазия – это детская игра в сотворение миров для сопоставления их с жизнью. Необычное не даёт читателю соскучиться, тонизирует его. Да и того, кто пишет сказку, оно тоже мобилизует на разнообразие, не даёт впасть в монотонное русло.

    Воображение и фантазия спасают нас от занудства, от чрезмерной правильности, от назидательности, от многих других прямолинейных свойств. Они раскрепощают нас, как раскрепощает игра. Полезно иногда поиграть изо всех своих творческих сил!..

    Вопросы для ответов

    1. Насколько значительными для себя как пишущего человека ты считаешь воображение и/или фантазию?

    2. Что для тебя интереснее – писать о том, что бывает, или о том, чего не бывает?

    3. Как по-твоему, нужны ли воображение и фантазия для некоторых конкретных жанров или для всех?

    4. Какие пункты списка упражнений по развитию воображения и фантазии, были для тебя неожиданными? Какие кажутся наиболее важными для себя?

    ВОЗ-1
    Времени для задания в полтора раза больше, чем обычно (хотя оно и летнее). Тема занятия такая, что смешно было бы что-то заранее предписывать. Фантазируйте, начиная с темы и жанра того, что напишете. Условие одно: дайте разгуляться своим В и Ф.
    Но если приблизитесь к объёму в 7000 знаков, спохватитесь и остановитесь.

    ВОЗ-2
    Придумать афоризмы-определения для слов: МОДЕЛЬ (имитация), МОДЕЛЬ (человек), МОДЕЛЬЕР.

    ВОЗ-3
    Придумай три самых фантастических (но всё-таки общеупотребительных) слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.

    Воображением является умение воссоздавать образы возможных и невозможных объектов на основе полученного опыта. Фантазия отличается от воображения тем, что образы создаются нереальные, сказочные и невозможные, но также на основе реальных знаний. Бытует неверное мнение, что воображение или фантазия - это нечто ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. Как показывает практика, хорошо развитое, смелое и управляемое воображение является бесценным свойством оригинального и нестандартного мышления.

    Если ребенка научить фантазировать и не критиковать его за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием - только не забывайте про похвалу.

    Существует три закона развития творческого воображения: 1. Развитие творческого воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия прежнего личного опыта. Богаче опыт - богаче воображение. Нужно помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию). 2. Помочь научиться фантазировать на чужом опыте. Попробовать представлять, что сам не видел, но о чем слышал или читал. 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от чувств на момент этого процесса. Предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату.

    Существуют 9 способов развития творческого воображения:

    1. Добиться эмоционального контакта и доверия ребенка к взрослому.
    2. Нужно сформировать мотивацию! Ребенка должен заинтересовать этот вид деятельности.
    3. Нужна игра и яркие эмоции.
    4. Фантазировать должно быть интересно. Ребенок так быстрее овладеет умением фантазировать, затем умением воображать и, в итоге, рационально мыслить.
    5. Собственным примером. В раннем детстве для ребенка особенно важно поведение взрослых, которому они подражают.
    6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу в жанре фантастики: 2-6 лет - сказки, 7-14 лет - приключенческие фантастические романы, в юности и в зрелые годы - научно-фантастическая литература.
    7. Формулировать фантазию вопросами, например: "Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?"
    8. Ставьте детей в затруднительную ситуацию, где им нужно найти выход самим.
    9. Составляйте вместе рассказы, сказки с интересными сюжетами.

    Используя 12 следующих приемов, вам будет намного легче развить воображение ребенка:

    1. Увеличение-Уменьшение. Изменять можно любые свойства объектов в образах. Например, геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости и т.д. Сопровождать весь процесс можно вопросами, как "Что из этого получиться? К чему приведет?"
    2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному герою или нескольким героям образа. Здесь определяются свойства, качества, особенности и черты характера.
    3. Ожившие герои образов. Ребенок получил замечательный дар - все, что он не нарисует - оживает!
    4. Попробовать исключить некоторые качества героя образа ребенка. Попросить ребенка при этом рассказать о том, что в итоге получиться.
    5. Превращение образа героя в образ любого другого героя.
    6. Попробовать попросить наделить человеческими свойствами любые другие одушевленные и неодушевленные предметы, как, например, способностью чувствовать, дышать, мыслить, расти, радоваться, шутить, улыбаться и т.д. Это могут быть какие-то необычайные вещи, как, например, камень, который всегда светится или никогда не остывает.
    7. Использовать изменение отношений между героями сказок, использовать метафоры, давать новые названия картинам.
    8. Придумывать продолжение какой-либо интригующей фразы: "Как мне повезло, говорит подсолнух - я похож на солнце".
    9. Ускорение-Замедление. Задавать вопросы, типа: "Что произойдет, если Земля будет вращаться быстрее в 24 раза?". Используя машину времени, спрашивать о том, чтобы ребенок хотел увидеть в прошлом или будущем.
    10. Использовать технику хроноклазма, когда ребенку задаются вопросы типа: "Что было бы сейчас, если в прошлом (или в будущем) что-то произошло или, наоборот, чего-то не произошло".
    11. Придумывайте фантастические сооружения, новый вид транспорта, новые игры и т.д.
    12. Переносите свойства от одних объектов к другим. Для этого можно составить список объектов, выбранных вами или ребенком. Затем опишите их свойства и меняйте местами их. Можно добавить к реальным объектам несуществующие или свойства, невозможные для данного объекта.

    Следуя вышеуказанным не слишком сложным способам и приемам достаточно легко будет развить творческое воображение ребенка.