Формирование речевых умений у детей младшего дошкольного возраста. Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

Психологическая школа Л.С. Выготского рассматривает языковую способность, как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условно-рефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А.А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммутативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений:

1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме,
2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении,
3) умение излагать свои мысли в письменной речи,
4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Речь как средство общения между людьми в целях обмена информацией и организации совместных действий проходит ряд этапов. Прежде всего ребенку необходимо овладеть умением понимать содержание речи, обращенной на него со стороны других людей. Такое умение предполагает овладение ребенком такими функциями речи, как функции указания, функции замещения и фиксации значения, функции установления отношений между значениями (грамматика) и др.

На основе понимания содержания речевых высказываний у ребенка формируется функция подчинять свои действия и поступки (поведение) речевым указаниям взрослых. Без достаточного развития этой функции речи у ребенка не формируется множество других важнейших для человека умений и способностей: от умения подчиняться правилам до умений овладевать новыми действиями и знаниями на основе только речевых описаний и объяснений.

Формирование у ребенка способностей, обеспечивающих активное использование речи, ведет к развитию функции, которая заключается в умении организовывать с помощью речи поведение других людей. Непонимание взрослыми необходимости формирования у ребенка таких способностей может впоследствии вести ко многим недостаткам в познавательном и личностном развитии. Недостатки развития этой функции речи ведут, например, к недостаткам в формировании способностей к саморегуляции поведения и деятельности, а также к недостаткам в развитии волевых качеств.

Итак, у ребенка возникают две разные способности: способность подчиняться речевым воздействиям, направленным на него со стороны других людей, и способность самостоятельно порождать речевые воздействия, направленные на организацию определенных элементов поведения у окружающих его людей. Организующая поведение функция речи при этом оказывается разделенной с другими людьми. Следующий этап развития заключается в том, что обе эти функции координируются в одну, и формируется способность самостоятельно порождать организующие свое собственное поведение речевые указания (цели, планы, а также программы их достижения) и самостоятельно им подчиняться. Речь превращается в средство саморегуляции поведения. У ребенка формируется способность произвольно регулировать свое поведение, а позднее и свою познавательную активность. Такая способность лежит в основе последующего развития волевых способностей.

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей мы занимаемся не один год. Учителя – дефектологи, учителя –логопеды и воспитатели детского дома «Ручеёк» реализует комплексную образовательную программу развития детей от трех до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие речевых способностей на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной про-граммы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

У детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения речи:

Нарушение фонетической стороны речи:

* Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений.
*Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок.
*Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков.
*Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем.
* Нарушения звуко–слоговой структуры слова.
* Нарушения просодической стороны речи.
* Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса.

Нарушение лексико-грамматической стороны речи:

*Бедность словарного запаса.
* Неточность употребления слов, парафразии по семантическому сходству.
* Трудности актуализации словаря.
* Значительное преобладание пассивного словаря над активным.
* Несформитрованность структуры значения слова.
*Нарушения процесса организации семантических полей, лексической сис-темности.
*Аграмматизмы в речи.
*Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования.
* Искажение структуры предложения.

Нарушения связной речи

* Замедление темпа развития связной речи.
* Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний.
* Трудности овладения контекстной формой речи.
* Недостаточная сформированность диалогической речи.
*Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности.
*В монологической речи(пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на ос-нове случайных ассоциаций происходит добавление событий, отсутствующих в тексте.
* Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.

Работа с детьми имеет свою специфику, которая заключается в учете особенностей протекания психических процессов у детей. И направлена: на коррекцию фонетической стороны речи, на коррекцию нарушений лексико-грамматической стороны речи и профилактику письменной речи.

Большое внимание должно уделяться в учреждениях для детей сирот формированию коммуникативных функций речи.

Зная закономерности формирования коммуникативных функций речи, педагогам следует:

Обращать внимание на развитие у ребенка умений выполнять действия по речевым указаниям; при этом стремиться: а) к постепенному расширению таких умений у ребенка на различные сферы его поведения и деятельности; б) к постепенному увеличению сложности и количества действий, задаваемых в речевых инструкциях, в соответствии с которыми организуются поведение и деятельность ребенка.
Включать в общение с ребенком такие ситуации (игровые и повседневные), где он имел бы возможность организовывать, планировать и распределять выполнение каких-либо совместных действий.
Как можно чаще (но не навязчиво!) создавать такие ситуации, где, прежде чем что-нибудь начинать делать, ребенку приходилось бы в речевой форме проговаривать, как он собирается достичь определенной им же самим цели.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Учитывая возрастные особенности и особенности познавательной деятельности, особое внимание в нашем учреждении уделяется использованию дидактических игр в коррекционной работе.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работы по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его всестороннее развитие.

Использованная литература:

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной редакцией И.Ю.Левченко.-М.: Книголюб, 2008.-96 с.
2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭКС», 2001г. – 160с.

по обобщению педагогического опыта инновационной

деятельности воспитателя

МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида»

Мануховой Галины Николаевны

«Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Практическая деятельность по теме «Развитие речевых способностей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность» ведётся с 2011 года. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к развитию личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности .

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоение выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребёнка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определённые задачи развития речи, а ребёнок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребёнку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя, как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, в работе с детьми используются и лучшие образцы народной педагогики – это применение сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особенность сказки.

Актуальность работы заключается и в том, что с каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики , лексики, грамматики. Чистая и правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея овладеть родным языком как средством и способом общения и познания.

Опыт работы направлен на развитие речи детей дошкольного возраста. Главная цель - это формирование функций речи, побуждающих ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению формирования речи, диалога и, как, следствие этого, монолога. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

· освоения языка как средства общения;

· уважение к личности каждого ребёнка;

· проявление инициативы в высказываниях;

· формирование бережного отношения к родному языку;

· обобщение имеющегося личного опыта в форме устного высказывания;

· овладение средствами и способами построения развёрнутого текста;

· закрепление и развитие у детей е навыков речевого общения, речевой коммуникации;

· формирование навыков построения связных монологических высказываний;

· развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

· целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).

Основными условиями для успешного развития речи дошкольника являются:

Интересно организовывать жизнь ребёнка;

Побуждать постоянно ребёнка говорить;

Создавать соответствующую обстановку, среду (у хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети);

Не забывать про одарённых детей, речью мы определяем судьбу ребёнка, из всех талантов самый главный талант - общение;

Давать детям одинаковые стартовые возможности.

Развитие речи охватывает следующие блоки.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

5. Поручения и задания. Существует ещё один методический приём, тоже связанный с разговором, которому придается большое воспитательное значение, это методически продуманные поручения, которые даются детям.

Ребёнку даётся определённое поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребёнком осознаваемое значение. При этом он должен:

1) внимательно выслушать, что ему говорят;

3) запомнить сказанное;

4) выполнить поручение;

5) дать словесный ответ о выполненном;

6) в итоге оказать помощь.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь.

Поручение старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно усложняться и по возможности завершаться точным речевым отчётом.

6. Чтение . На определённой ступени художественное чтение как таковое отмежевывается от рассказа и выступает как самостоятельный фактор в деле освоения ребенком живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушенной целости.

7. Дидактические игры . Взаимоотношение между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Дидактическая игра – это формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Она формирует психическое новообразование, учебную деятельность, общеучебные умения, навыки самостоятельной учебной работы.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Настольно печатные;

Словесные.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

8. Использование информационно-коммуникативных технологий . Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникативной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Наш детский сад подключен к сети интернет. Это позволяет использовать образовательные ресурсы интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, конспектов НОД и другие.

9. Заучивание стихотворений. Ребёнок с рождения начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, рано проявлять выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, отборе всегда производят впечатление на детей.

Хорошее стихотворение – та же музыка. Самые маленькие дети постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания.

10. Индивидуальная работа. Учитывая уровень достижения детей, педагог определяет содержание работы с ним. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В тоже время, детям высокого уровня развития может быть предложен материал с усложнением, а детям более низкого уровня развития – упрощённый материал. Для них планируется повторяемость операций, большое внимание уделяется закреплению пройденного материала.

Анализ результативности.

Сравнивая результаты практической деятельности на основе диагностики детей можно сказать, что проводимая работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течение последних двух лет произошли качественные изменения. Результаты диагностики показали, что в начале учебного года (сентябрь 2011 год) 38% детей имели низкий уровень по всем четырём направлениям, 42% - средний уровень и только 20% - высокий. К концу следующего года обучения (май 2013 год) диагностические срезы показали следующее: 36% - высокий уровень, 56% - средний и 8% - низкий.

Таким образом, судя по показателям, развития речевого творчества через познавательное развитие имеет огромное значение в обучении детей дошкольного возраста. В процессе образовательной деятельности и свободной речевой деятельности у детей развивается нестандартность мышления, свобода, раскрепощённость, индивидуальность, у дошкольников формируется любовь к родному русскому языку, рождается чувство уважения к своему народу, к своей Родине.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Прежде чем приступить к работе над вышеназванной темой, была проведена диагностика, которая включала обследование, как воспитанников, так и родителей. Результаты показали отсутствие системы речевого развития, низкий уровень знаний, недостаточность материально-технической и методической базы. Дети детского сада имели достаточно низкий уровень словарного запаса, грамматики, даже звуковая культура не соответствовала норме на данном этапе. Большинство современных семей при анкетировании и беседе имеют низкий уровень по составлению творческих рассказов, язык очень беден, а средство выразительности вообще отсутствуют. Предложения в рассказе примитивные.

Основные трудности в использовании данного опыта заключаются в том, что родители почти не занимаются с детьми, мало читают, не пересказывают, поэтому речевое творчество у детей отсутствует.

Опыт по «Развитию речевых способностей детей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность». перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений.

В этой статье:

Развитие речи у детей является важнейшим показателем того, что физическое и психическое состояние соответствует возрастной норме. Существует многочисленные методы улучшения речевых способностей, но главное условие благополучного развития крохи - родительское общение с ним с первых дней жизни.

Важно знать основные вехи становления речи у малыша и контролировать их своевременность.

Почему развитие речи так важно?

Речь - высшая корковая функция, форма общения людей с помощью звуков и знаков.

Речь формируется параллельно с мышлением, нарушение ее становления сказывается на общем развитии человека, в том числе, на следующих моментах:

  • познавательные способности;
  • психическое развитие;
  • особенности поведения и характера;
  • успешность коммуникаций.

С развитием моторной и сенсорной речи тесно связаны формирующиеся функции письма и чтения.

От чего зависит развитие речи

Нарушения речевого развития могут быть обусловлены следующими факторами:

  • патология беременности и родов;
  • родовая травма с повреждением головного мозга;
  • аномалии строения ротовой полости, дыхательной системы, органов слуха;
  • отставание в психофизическом развитии;
  • хронический стресс из-за плохих взаимоотношений в семье;
  • частые заболевания;
  • многоязычная социальная среда;
  • отсутствие в семье полноценного речевого общения с малышом.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от социальной адаптации. Посещение детского сада, различных развивающих кружков, активное общение со сверстниками, интерес к чтению книжек способствуют нормальному развитию малыша.

Главным условием адекватного речевого развития является ежедневное языковое общение родителей с ребенком любого возраста.

Стадии развития речи

Речевое развитие ребенка проходит несколько важных периодов.

Первый период - подготовительный

Длится с момента рождения до достижения малышом возраста одного года. Именно в это время начинается формирование словесной речи.

Первые звуки лишены функции речи. Хныканье кроха издает уже сразу после рождения. Является типичным крик грудничка в ответ на негативные внешние раздражители и внутренний дискомфорт. Звуки окружающего мира и собственный плач важны для грудничков, так как при этом развивается слуховая зона коры головного мозга.

Развитие речи у новорожденных с двух до трех месяцев имеет следующие особенности:

  • младенец произносит гласные звуки (а-а-а, ы-ы-ы);
  • появляются сочетания гласных и согласных звуков (бу-у, ге-е).

Все звуковые сочетания произносятся только на выдохе. Для детей это является тренировкой дыхательного аппарата.

С трех до пяти месяцев начинается активное речевое развитие младенца. Услышав голос, он ищет глазами говорящего, поворачивая голову в сторону звука. Часто дети бессознательно подражают интонации и ритмике, обращенной к ним речи взрослых.

Этап лепета начинается в возрасте пяти месяцев. Речь ребенка в это время содержит гласные и согласные звуки, соединенные в короткие слоговые цепочки (ма-ма, ба-ба). В семь-девять месяцев количество произносимых слогов увеличивается.

Ребенок в 10 месяцев лучше понимает обращенную речь. Что должен говорить ребенок в 10 месяцев? Если развитие младенца протекает нормально, он откликается на имя, имитирует звуки, которые слышит от взрослых.

Сколько слов говорит ребенок в 1 год? При нормальном развитии малыш произносит от пяти до десяти слов. Для детей 1 года жизни характерно удвоение слогов с ударением на первом (ма-ма, ду-ду). При попытках произнести разнослоговые слова ребенок в 1 год пропускает или меняет некоторые звуки. Это объясняется несовершенством артикуляционного аппарата и слуховых реакций у годовалого малыша. Детьми в этом возрасте легко выполняются простые инструкции (иди ко мне), используются жесты и звуки для привлечения внимания взрослых.

Второй период - первоначальное овладение языком

Длится до достижения трехлетнего возраста. Особенности периода:

  • слова всегда связаны с определенными действиями, предметами;
  • при произношении слова ребенок пропускает звуки или слоги, меняет их местами;
  • одним словом называет разные вещи;
  • предложение включает в себя одно слово, чаще существительное;
  • нет абстрактных понятий;
  • знает и показывает разные части тела на себе и куклах.

Эти особенности относятся к первой части второго периода, когда ребенок использует слова-предложения.

Ближе к трем годам предложения, произносимые детками, состоят уже из двух-трех слов, которые используются в разных падежах, числах, в речи появляются наречия и местоимения, предлоги и союзы. Количество произносимых слов достигает 200-300. Малыши называют домашние предметы, узнают различных животных на картинках и при просмотре телевизионных передач.

Развитие речи ребенка в 3 года предполагает постепенное овладение произношением свистящих и шипящих звуков, букв «р» и «л», появляются попытки сказать о том, что не связано с текущим моментом.

Третий период - совершенствование речевой практики

Длится с трехлетнего возраста до поступления малыша в первый класс. Здесь речь развивается в процессе речевого общения, а не в связи с конкретной ситуацией, эмоцией, действием, и способствует развитию интеллекта малыша.

У детей дошкольного возраста речевое развитие включает умение произносить длинные фразы. Постепенно увеличивается количество используемых слов и совершенствуется грамматика. Характерно преобладание пассивного словаря над активным, то есть знает больше слов, чем может произнести и не всегда правильно понимает их значение. Речевое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от семьи, окружающих взрослых.

Четвертый период - овладение письменной речью

Происходит дальнейшее расширение словарного запаса и углубление языковых знаний. До школы малыши овладевают речью в процессе практики, вступая в диалоги со взрослыми. Поступив в школу, они начинают изучать язык, речь становится более осознанной. Развивается письменная речь, способствующая развитию устной.

Как развивается речь в домашних условиях

Развитие речевой деятельности ребенка происходит постепенно и только в процессе общения. Специалисты подскажут, какие простые методы помогут улучшить речевые навыки в разных возрастных группах.

С рождения до года

Развитие речи ребенка до года должно контролироваться родителями, наблюдающим педиатром и детским неврологом.

У младенца развитие речи определяется окружающей средой, информацией, которую он воспринимает на слух: погремушки, звуки музыки, природы, голоса родных людей. Важно, чтобы мама словесно комментировала все свои действия - кормление, пеленание. Родители должны показывать и называть имена близких людей, игрушки и предметы.

Развитие речи грудничка будет проходить быстрее при ласковом обращении, свободном пеленании, проведении легкого массажа и гимнастики. Развитие речи можно стимулировать, называя новые продукты, вводимые в рацион: творожок, кашка, сок. Параллельно мама должна рассказывать, что молочко дает коровка, говорящая «МУ» и поедающая зеленую травку. Это расширяет познания малыша об окружающем мире.

Как научить ребенка говорить в 9 месяцев? Нужно стимулировать желание малыша произнести что-либо. На десятом месяце будут полезны такие игры, как «сорока», «ладушки», «в прятки».

С года до двух лет

Как научить ребенка говорить в 1 год? Речевое развитие ребенка в год будет проходить быстрее, если ежедневно читать ему интересные книжки с яркими картинками, вместе петь, повторять слова.

Что должен говорить ребенок в 1 год? В этом возрасте малыш знает названия многих окружающих предметов и частей тела, произносит отдельные слова-предложения. Развитие речи у ребенка в 1 год можно стимулировать частыми прогулками, посещением цирка, зоопарка. Обязательны подвижные игры и развитие мелкой моторики (массаж кистей, пальчиковые игры). Необходимо постепенно и тактично заменять упрощенные слова в лексиконе малыша на правильное обозначение предметов («гав-гав» на «собака»).

С двух до трех лет

Речевое развитие детей раннего возраста можно стимулировать, вырабатывая у них навыки самообслуживания: приучить мыть свою чашку, регулярно чистить зубки, самостоятельно застегивать пуговицы и молнии на одежде, зашнуровывать ботинки и кеды.

Малыша, говорящего короткими предложениями, нужно ласково поправлять, способствуя обогащению его речи новыми словами. Обязателен взаимный контакт между родителями и ребенком: на любой вопрос малыша нужно обязательно ответить и всегда выслушать его ответ на заданный вопрос.

В дошкольном возрасте

Логопед советует научить малыша последовательно выполнять инструкции: сходи на кухню и позови бабушку. За правильно выполненное задание его обязательно нужно похвалить.

У детей дошкольного возраста развитие речи тесно связано с получением новой информации, а не только с собственным опытом. Поэтому методика развития речи детей дошкольного возраста включает следующие мероприятия:

  • активное общение с ребенком;
  • чтение сказок, детских книжек и их обсуждение;
  • приучить рассказывать о своих впечатлениях, событиях прошедшего дня.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит путем не только воспроизведения уже известных слов, но и быстрого усвоения и повторения того, что они слышат от взрослых. Поэтому нужно, чтобы окружающие говорили грамотно, четко, не допуская нецензурных слов.

В дошкольном возрасте речевое развитие детей по ФГОС подразумевает свободное владение языком, как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Что делать при нарушении развития?

Ребенок любой возрастной категории развивается своими темпами, это касается и формирования речи.

Если ребенок не заговорил к двум-трем годам, необходимо пройти полное обследование у педиатра и узких специалистов. Затем малыш должен быть осмотрен логопедом и дефектологом. Если у детей диагностировано нарушение речевого развития, специалист подберет оптимальную методику формирования речевых навыков.

Занятия по развитию языка нужно проводить с первых дней жизни. Стихи для грудничков для развития речи должны быть короткие и ритмичные. Маме нужно декламировать их с ласковой интонацией, поглаживая ребеночка, сопровождая стихами купание, кормление.

Как развивать речь ребенка в 1 год? Занятия по развитию речи у детей 1 года включают несколько простых приемов:

  • побуждать повторять слова, произнесенные мамой;
  • просить договорить выученный стишок;
  • называть увиденные предметы, игрушки;
  • вместе с мамой перебирать мелкие предметы (горох, крупа).

Занятия с ребенком для развития речи должны сопровождаться зрительным контактом с ним, говорить с маленьким человечком следует всегда ясно и четко, не упрощая слова. Упражнения для развития речи у детей включают различные техники для развития подвижности языка и улучшения артикуляции. Любые развивающие методики эффективны только при их регулярном выполнении.

Методы развития речи детей дошкольного возраста направлены на усложнение фраз, формирование правильного произношения и появления абстрактных понятий. Эффективно развитие речи детей через театрализованную деятельность: разыгрывание сценок с игрушками, чтение стихов и басен с выражением, монологов. Нужно поощрять театральную «практику» малыша, так как это способствует развитию эмоциональности речи, учит сопереживанию.

Методика развития речи детей дошкольного возраста подразумевает не только увеличение словарного запаса, но и улучшение дикции. Поэтому широко применяются скороговорки для развития речи для детей. Прекрасные средства развития речи детей дошкольного возраста - лепка, конструирование, рисование, составление аппликаций и гербариев. В процессе обучения ребенка каким-либо навыкам, нельзя ругать его за ошибки, неточности.

Раннее речевое развитие ребенка более вероятно, если родители хвалят малыша за любую попытку что-то сказать, приветствуют его желание общаться.

Диагностика речевого развития

Диагностика речевого развития детей различается в зависимости от возраста пациента. Применению логопедических методов диагностики развития речи должно предшествовать тщательное изучение особенностей состояния здоровья ребенка. Это важно, так как любые расстройства соматической, неврологической и психической сфер могут быть причиной речевых проблем.

У детей грудного и раннего возраста крайне важно выявить малейшее нарушение органов речи. Для этого логопед определяет подвижность языка и мягкого неба, наличие аномалий строения и пороков развития органов слуха и зрения. Также производится оценка голосовых реакций: эмоциональная окраска плача, лепета, ее изменчивость в зависимости от ситуации.

Все методы обследования имеют одну цель - выявить, умеет ли ребенок пользоваться речью. Для этого логопед должен сделать следующее:

  • установить контакт с маленьким пациентом;
  • попросить назвать предметы, изображения на рисунках;
  • сочинить короткий рассказ по предложенной картинке или рассказать о чем-то интересном.

Для анализа звукопроизношения врач-логопед предлагает маленькому пациенту повторить фразу, содержащую много звуков. Например, «Черный щенок сидел на цепи возле будки»; «Старая бабушка вязала шерстяные чулки».

Адекватное развитие речи детей раннего возраста предполагает выполнение следующих моментов:

  • показать на себе или на кукле предметы одежды, части тела;
  • ответить, что из одежды нужно надевать на ножки, что на голову;
  • выполнить то, что сказала мама (принеси чашку, дай ручку);
  • отличить большой предмет от маленького;
  • ориентироваться во временных и пространственных соотношениях (сегодня или вчера, справа или слева).

Логопед определяет развитие речи детей до трех лет, анализируя понимание ребенком обращенных к нему слов, правильность его ответов на заданные вопросы и выполнение данных малышу заданий. Для этого разработаны разнообразные методы логопедических и дефектологических обследований.

Признаки в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

  • не плачет, испытывая дискомфорт;
  • после трех месяцев отсутствует гуление;
  • в 5-7 месяцев не реагирует на музыку, интонации, голоса родных людей;
  • в 9 месяцев нет лепета;
  • в 12 месяцев не произносит ни одного слова и не понимает обращенной к нему речи;
  • в 2 года не может выполнить простейшие задания, не узнает близких людей;
  • в 3 года не может пересказать короткие сказки, прочитать стихи.

Правильное развитие речи детей младшего дошкольного возраста предполагает понимание сложных предложений и правильное выполнение многоступенчатых заданий. Ребенок начальных классов должен понимать метафоры, пословицы и уметь истолковать их смысл, написать названия предметов или короткий рассказик.

Речевое развитие ребенка является важным показателем его здоровья. Как любую функцию, речь можно тренировать и этим нужно заниматься ежедневно. Специалистами для разных возрастов разработаны многочисленные методы, способствующие овладению речевыми навыками. Выбрать подходящий способ поможет логопед после консультации педиатра и невролога. Нужно выполнять рекомендации врача и терпеливо заниматься с малышом. Тогда ребенок будет разговаривать и нормально развиваться, доставляя радость близким.

Полезное видео про игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Паспорт проекта:

  • Тип проекта: длительный, творческий
  • Сроки реализации: 5 месяцев
  • Участники: дети подготовительных групп
  • Руководитель: учитель-логопед Хрищатая Г. П.

Цель: Развивать устную речь и предпосылки одарённости в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речевого развития

Задачи:

  1. Составить план по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  2. Выявить уровень развития творческих потенциалов у детей
  3. Познакомить родителей с приёмами развития творческих способностей у детей
  4. Составить перспективный план по развитию речевой моторики с помощью логосказки
  5. Оформить рукописную книгу со сказками и стихами детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Предполагаемый результат: Умения детей пересказывать и сочинять сказки и короткие стихи

Перспектива реализации результатов: Составление рукописных книг детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Актуальность: Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:

  • снижение мотивации в деятельности
  • снижение познавательных интересов
  • бедный запас общих сведений об окружающем
  • несформированность операционных процессов
  • сложность в создании воображаемой ситуации
  • недостаточная точность предметных образов – представлений
  • непрочность связей между зрительной и вербальной сферами

Их представления о предметах оказываются иногда неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Детям с речевыми нарушениями оказываются недоступны творческие задания: воспроизведение рассказа педагога; составление рассказа о событиях из личного опыта; понимание метафор, пословиц. Поэтому у детей с проблемами в речи надо развивать параллельно устную речь и творчество, выявлять предпосылки одарённости в той или иной области.

Творческая реализация проекта:

  1. Диагностика творческих способностей детей: Методика «Как спасти зайца» , «Солнце в комнате» авторы: (В. Синельников, В. Кудрявцев)
  2. Тест (с родителями)
  3. Составление и реализация плана по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  4. Консультации для родителей «Приёмы развития творческих способностей детей» , «Как развивать речь ребёнка с помощью чистоговорки»
  5. Сочинение сказок и стихов с детьми с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности (совместно с родителями)
  6. Оформление рукописной книги «Мои первые сказки»

Начиналась реализация проекта с диагностики творческих способностей детей. Для этого использовалась методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев, (гистограммы 1 и 2) .

Гистограмма 1.

Гистограмма 2.

Из гистограмм 1 и 2 видно, что большее количество баллов получили менее 50% детей. Это подтверждает то, что у детей с нарушением речи творческие способности имеют свои особенности и слабо развиты.

К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести тест со своими детьми, на выявления: имеет ли ребёнок творческие задатки в литературно-речевой деятельности? (Гистограмма 3.)

Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка»

Вы уже не раз задавались вопросом, имеет ли Ваш малыш творческие задатки? Пройдите наш интересный тест и узнайте, каков творческий потенциал Вашего ребенка.

Помните, когда вы с малышом прочитали первую книгу?

  1. Ребёнок интересуется энциклопедиями книгами из серии «Хочу всё знать»
  2. У моего ребёнка нет тяги к книгам

Какие книги стоят на полке в его детской?

  1. Много книг: энциклопедии, словари, художественная литература
  2. На полках в детской мало книг

Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?

  1. Да, он постоянно что-то придумывает, пересказывает
  2. Не помню такого

Воображает ли он себя персонажем сказок?

  1. Да, он представляет себя разными героями

Рисует ли Ваш ребёнок после прочтения книг?

  1. Да, часто

Плакал ли он над грустным фильмом или книгой?

  1. Да, никогда не забуду
  2. Нет, он плачет, когда не покупают игрушки, сладости

Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору или играет в компьютерные игры то он:

  1. Знает наперёд все ответы
  2. Не смотрит такие передачи

Перечитывает ли Ваш малыш свои любимые книги?

  1. Конечно, он даже говорит цитатами из своих книг

Когда малыш Вам что-то рассказывает, он:

  1. Он эмоционален и артистичен
  2. Он предпочитает слушать, не очень эмоционален

Гистограмма 3.

После проведения теста, можно сказать, что дети с проблемами в речи мало эмоциональны, не поддерживают интерес к книгам, не умеют выдумывать истории, слабо пересказывают тексты. (Положительных ответов под номером 1- менее 50%)

В дальнейшей работе был составлен план развития творческих способностей у детей, письменные и устные консультации, практикумы для родителей.

Перспективный план работы:

  1. Артикуляционные упражнения по логосказкам и игровым тренингам (план по месяцам)
  2. Составление творческих рассказов (О. С. Ушаковой серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят» , демонстрационный материал Т.Ю. Бардышева. Е.Н. Моносова)
  3. Пересказ и составление сказок с помощью театра (настольного, пальчикового, фланелеграфа:
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Три медведя»
  • «Гуси-лебеди» и др.

4. Составление рифмы по лексическим темам

5. Составление рассказов описания по лексическим темам (по плану)

6. Составление сказок и заучивание стихотворений с помощью:

  • Речевых тренажёров (Истории про колобка)
  • Мнемотехники (чистоговорка «Колобок» , «Ну и лошадка» «Платок» , «Две руки» , «Ромашки» , «Пирог» и др., сказки «Репка» , рассказы о временах года, по темам
  • Живая мнемотехника (видео)
  • «Сказка-малышка» (по кубикам)

7. Заучивание стихотворений в сочетании речи и движения (по темам)

8. Разгадывание кроссвордов и загадок по сказкам и лексическим темам (по плану)

9. Компьютерные игры на составление рассказов и сказок:

  • «Составь описание»
  • Составь рассказ по картинкам: «Летом» , «На реке» , «Ёжики» , «Гроза»
  • Перескажи сказку о букве («Буквенные сказки» )
  • «Радуга» (по картинкам)
  • «Рифмованные миниатюры»

10. Составление сказок по любимым мультфимам:

  • Истории про «Смешариков»
  • Истории про «Машу и медведя»
  • Истории про «Лунтика»

11. Составления сказок о героях – помощниках:

  • Интерактивная собачка «Шонни»
  • Змейка «Нила»
  • «Каркуша»
  • «Незнайка»
  • Клоун «Стёпа»

12. Игры и упражнения: «Салат из сказок» , «Попробуй угадать конец фразы» , «Добавь слова» , «Слова перепутались» , «Оживим картинку» , «Видеоскоп» , «Мысленное путешествие по картинке» и др.

В результате проведённой работы дети стали более эмоциональны, у них лучше сформировалась связная речь, могли сочинять сказки и короткие стихи, которые записывались в сборниках, оформлялись в виде рукописной книги.

учитель-логопед высшей категории

Хрищатая Галина Петровна

МДОУ №12 «Сказка» , г. Оленегорск,

Мурманской обл.

Литература:

  1. Шорохова О. А. Играем в сказку. М., изд.: ТЦ Сфера, 2006
  2. И. Л. Лебедевой Трудный звук, ты наш друг! М., изд.: Вентана-Граф, 2008
  3. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки. Ж Логопед № 2, 2008
  4. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., Изд.: ГНОМ, 2012
  5. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. Изд.: Детство-Пресс, СПб, 2011
  6. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М, изд.: Линка-Пресс, 2008
  7. Юрова Р. А. Формирование связной речи у детей - ринолаликов дошкольного возраста. Ж. Дефектология № 2 1996
  8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М. Изд.: ГНОМ, 2004
  9. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! СПб. Изд. Дом Литера, 2009
  10. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. М., 2006

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческо

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческой ориентации дошкольников “Цветик-Семицветик” Дворца творчества детей и молодежи г.Йошкар-Олы. Центр реализует комплексную образовательную программу развития детей от полутора до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие способностей по семи направлениям на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной программы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

  • Функция замещения
  • : знаки речи используются вместо явления или предмета – замещают их, превращаясь в материальные носители значений.
  • Коммуникативная функция
  • : речь используется в целях обмена значениями и смыслами в процессах присвоения и выработки новых значений.
  • Регулятивная функция
  • : с помощью речи распределяются действия, организуется и регулируется поведение людей в совместной деятельности.
  • Познавательные функции
  • :

а) фиксирование значений – с помощью речи сохраняется и передается общественно-исторический опыт;

б) средство организации мышления – с помощью речи ребенок осуществляет оперирование представлениями и значениями объектов, предметов, явлений, а также осуществляет преобразование значений во внутреннем плане сознания;

в) построение “второй реальности”, “образа мира” – с опорой на речь происходит выстраивание системы моделей, позволяющих ориентироваться ребенку в окружающем мире;

г) речь выступает и как средство организации рефлексивного контроля за протеканием внешних предметных, познавательных, речевых и внутренних – умственных действий.

  • Функции саморегуляции
  • :

а) речь является средством планирования и организации ребенком своих действий, деятельности и перспектив своей жизни;

б) средством развития, управления и контроля за протеканием своих психических процессов;

в) средством саморазвития и самовоспитания (А.Р.Лурия, Л.С.Выготский).

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Мониторинг образовательной деятельности с детьми 5-7 лет осуществляется на занятиях (со всеми детьми или индивидуально). Для диагностики мы используем таблицу, которая может служить достаточно эффективным средством анализа развития функций речи у детей дошкольного возраста, предложенную Сергеем Владимировичем Малановым, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Марийского Государственного университета.

Речевое развитие

Фонематические и грамматические умения.

уровень развития способности

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

выделяет и произносит отдельные звуки речи

выделяет и произносит все звуки речи

свободно ориентируется в звуковом составе речи

Умение согласовывать слова в предложениях.

имеются нарушения в согласовании

свободно владеет простыми грамматическими конструкциями

согласовывает слова в сложных грамматических конструкциях

Умение устанавливать значение слов.

выделяет слова, обозначающие предметы и действия

выделяет слова, обозначающие свойства, качества, признаки

выделяет вспомогательные слова

Регулятивные функции речи.

уровень развития способности

Выполнение действий по словесной инструкции.

простые действия

Организация действий другого человека с помощью речи.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Выполнение действий на основе самост. речевого

планирования.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Умение подчиняться правилам и

следить за этим.

непродолжительное время после речевого указания

длительное время при заинтересованности

самостоятельно и продолжительное время

Коммуникативные функции речи.

уровень развития способности

Речевое описание каких либо

предметов.

Умение передавать содержание какого либо впечатления, события, сказки.

с опорой на дополнительные вопросы

самостоятельно, без подробностей

самостоятельно, последовательно, обстоятельно

Совместное планирование действий в речевом

ориентируется на планирование

элементарное

совместное

планирование

совместное планирование и распределение нескольких действий

Понимание смысла сообщений.

умение пересказать услышанное своими словами

умение пересказать и выделить общий смысл сообщения

умение дать оценку услышанному сделать вывод и объяснить

Коммуникативно-личностные функции речи.

уровень развития способности

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Умение рассказать о переживаниях другого и

объяснить их.

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

В качестве диагностических процедур, которые позволяют судить об уровнях развития определенных способностей или умений у ребенка, может служить выполнение следующих предлагаемых ребенку заданий.

1. Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Описание: Предъявляется набор изображений. Состав слов, обозначающих изображения: короткие слова (жук, флаг), двусложные с ударениями на разных слогах (жираф, звезда), трехсложные слова (мельница, снеговик), слова содержащие более трех слогов (Чебурашка) и т.д. При подборе слов должен учитываться их звуковой состав и положение ударного слога.

Задания: Произнести названия изображенных предметов.

Произнести слова с указанным количеством слогов.

Найти слова с указанным звуком (фонемой).

Подобрать слова, имеющие в своем составе такой же звук (фонему).

2. Умение согласовывать слова в предложении.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за речью ребенка: а) допускаются ли ошибки согласования слов в простых грамматических конструкциях; б) включаются ли в активную речь сложные грамматические конструкции (сочинительные, подчинительные, дистантные), испытывает ли при этом ребенок затруднения и допускаются ли при этом ошибки согласования слов.

3. Умение устанавливать (осознавать) значение слов.

Описание: Последовательно предъявляется ряд предложений, возрастающий по сложности грамматических конструкций: от предложений включающих предмет и действие (простых) к предложениям, включающим предметы, действия, их признаки и вспомогательные слова (предлоги, союзы):

“Мальчик бежит”; “Вкусный арбуз”; “Девочка пьет сок”; “Веселая мама готовит обед”; “На столе стоит корзина с яблоками” и т.д.

Задание: Сколько слов в предложении, назови их по отдельности.

4. Выполнение действия по словесной инструкции.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за действиями ребенка, выполняемыми после речевой инструкции взрослого: а) без затруднений справляется с последовательностями из 3-4 новых простых действий; б) правильно выполняет последовательности из простых 5-8 простых действий; в) справляется с последовательностями действий, которые разведены в пространстве и времени (последовательность действий распространяется на различные ситуации и связывает их).

Можно опираться на результаты наблюдений за тем, как ребенок соблюдает правила при знакомстве с новой игрой. Правила игры сообщаются ребенку впервые перед началом ее организации.

5. Организация действий другого человека с помощью речи.

Описание: Предложить ребенку научить другого правильному выполнению каких либо известных ему действий: правильно составить из кубиков пирамиду, собрать игрушки и разложить их в определенном порядке и т.д.

Предложить ребенку организовать известную ему игру и распределить роли.

6. Выполнение действия на основе самостоятельного речевого планирования.

Описание: Предложить ребенку подробно рассказать, как он будет выполнять определенное задание (рассказать последовательность действий, которые необходимо выполнить), а затем посмотреть, как он реализует свой замысел.

Задание: Расскажи, как ты будешь рисовать доктора Айболита и Бармалея... Нарисуй!

Расскажи, как ты расставишь эти игрушки? Теперь расставь их.

7. Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Описание: Организация педагогом сюжетно-ролевой игры или игры с правилами и наблюдение за тем, как дети подчиняются правилам (исполняют взятые на себя роли) и как контролируют исполнение правил другими детьми.

8. Речевое описание предметов, явлений, событий или их изображений.

Описание: Ребенку предлагается составить описательный рассказ о предметах или предложенных изображениях.

9. Умение передавать содержание впечатления, события, сказки.

Описание: Предложить ребенку рассказать о сюжете мультфильма, сказки, пережитом событии.

10. Совместное планирование действий в речевом общении.

Описание: Инсценировка игр-драматизаций по мотивам сказок и басен (“Теремок”, “Телефон”, “Стрекоза и муравей”), где дети самостоятельно распределяют роли.

Совместное планирование и выполнение детьми задачи, поставленной педагогом: совместный рисунок на листе большого формата, подготовка помещения к сюжетной игре и т.д.

11. Понимание смысла сообщений.

Описание: Объяснить смысл пословицы, поговорки, метафоры.

После прослушивания басни (сказки) ребенку предлагается пересказать ее содержание и попытаться объяснить ее смысл.

12. Умение рассказать о поведении другого и объяснить его возможные причины.

Описание: Ребенку предлагается рассказать о поведении одного из персонажей мультфильма, сказки и объяснить, почему он так себя ведет.

Рассказать о поведении кого-либо в реальной жизненной ситуации и указать причины такого поведения.

13. Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их причины.

Описание: После знакомства с какой либо эмоционально значимой ситуацией (положительной, отрицательной) в которую попадают персонажи мультфильма, сказки, организованной сюжетно-ролевой игры и т.д. ребенку предлагается рассказать о том, что, по его мнению, в этой ситуации переживает указанный персонаж и почему.

14. Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Описание: Ребенку предлагается описать свое поведение и свои переживания в какой-либо значимой для него ситуации и объяснить, почему такие переживания возникают, и почему он так себя ведет (беседа должна быть безоценочной и проходить на положительном эмоциональном фоне!).

Диагностируемые речевые умения развиваются на занятиях с помощью различных упражнений. Предлагаем вам некоторые их них.

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Упражнение 1.

Игра “Кто в домике живет”.

Раздаются карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляются картинки. В чердачное окошко вставляется определенная буква.

Задание: необходимо найти домик, где в названии картинки имеется определенный звук, обозначенный буквой.

Умение согласовывать слова в предложениях.

Упражнение 1.

Совместный с детьми рассказ или сочинение какой либо сказочной истории, когда педагог “руководит” логикой изложения, произнося первые слова каждого предложения. Дети при этом должны завершать предложения, в соответствии с основной сюжетной линией.

Умение устанавливать значение слов.

Упражнение 1.

Педагог произносит слова и предлагает детям назвать слова с противоположным значением. При этом запрещается называть слова, начинающиеся на "не-". В упражнение включаются слова, обозначающие предметы, явления и события (смех - плач, шум - тишина); обозначающие действия (говорить - молчать, нагревать - охлаждать,); обозначающие признаки предметов, явлений и действий (старый - молодой, злой - добрый, красиво – безобразно); обозначающие различные отношения (над - под, справа - слева, перед - за, далеко – близко).

Упражнение 2.

Подобрать слова-признаки к предложенным словам, обозначающим явления, предметы, действия. Например: зима – холодная; бежит – быстро.

Подобрать слова-действия к предложенным словам. Например: снег – тает; птица – летит.

Выполнение действий по словесной инструкции.

Упражнение 1.

Детям предлагается последовательно разложить (классифицировать) множество каких-либо разнообразных мелких предметов в соответствии с речевой инструкцией. Например: сначала предлагается разделить все предметы на светлые и темные (по цвету), затем полученные множества светлых и темных предметов в свою очередь предлагается разделить на легкие и тяжелые и т.д.

Организация действий другого человека с помощью речи.

Упражнение 1.

Игра: “Зеркало движений”.

Из числа детей выбирается “зеркало”; остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает “зеркалу” (отражается в зеркале) какое либо упражнение или ряд действий. Вслед за этим дети открывают глаза, а “зеркало” в речевой форме подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. В том случае если более половины группы детей не могут правильно выполнить действия по полученному “отражению”, выбирается новое “зеркало”.

В роли “отражающихся в зеркале” могут по очереди выступать и сами дети.

Выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования.

Упражнение 1.

Детям предлагается подробно рассказать друг другу о том, что они будут рисовать (строить, расставлять и т.д.), и запомнить такие рассказы. Вслед за этим дети выполняют рисунки (строят, расставляют) в соответствие со своими рассказами и указывают друг другу, что они забыли изобразить (построить, расставить).

Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Упражнение 1.

Детям предлагается организовать совместную, известную им настольную игру, ролевую игру или игру по правилам, самостоятельно распределить роли и установить очередность их исполнения, договориться о правилах. Вслед за этим педагог предлагает детям рассказать о тех правилах, которые требуется соблюдать в игре.

Речевое описание различных предметов, явлений, событий или их изображений.

Упражнение 1.

Дидактическая игра "Магазин игрушек".

Дети располагаются возле стола с различными игрушками. Выбирается продавец. Он "продает" игрушку, если "покупатель" хорошо о ней рассказал.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: "У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете "купить", если выполните такое условие: нужно описывать игрушку, но не говорить ее название".

Упражнение 2.

Развивающая игра "Чудесный мешочек".

Ребенок находит на ощупь в "чудесном мешочке" какой-либо предмет. После этого ребенок должен рассказать как можно более подробно о свойствах и качествах предмета, не называя его. По его рассказу дети должны догадаться, что это за предмет.

Например: "Я почувствовал что-то твердое, на ощупь это прохладное, гладкое; по форме это небольшой шар, к которому прикреплена тонкая ручка". Педагог в случае затруднений помогает детям наводящими вопросами: "Какая у предмета форма?; Какой он величины?; Какой он на ощупь?; Может ли он издавать звуки? и т.д.".

Умение передавать содержание какого-либо впечатления, события.

Упражнение 1.

Педагог предлагает детям составить последовательный рассказ по сюжетным картинкам (картинок должно быть не менее четырех). На основе рассказа детям предлагается разложить картинки в правильной последовательности.

Упражнение 2.

Игра "А что было потом?".

Педагог предлагает детям придумать продолжение известных сказок ("Колобок", "Золушка", "Красная шапочка").

Упражнение 3.

Сказки "наизнанку".

Педагог предлагает детям придумать сказку, где характеры героев изменены (например, колобок злой, лиса добрая). Дети должны вообразить, что может произойти в такой сказке.

Упражнение 4.

"Салат из сказок".

Педагог предлагает детям выбрать сюжеты и героев из разных сказок и придумать новую сказку, где встречаются выбранные герои.

Упражнение 5.

"Бином фантазии".

Педагог предлагает детям сочинить сказку, используя два слова, обозначающих предметы или явления, которые дети должны связать единым сюжетом. Например: лопата и солнце, кактус и очки.

Совместное планирование действий в речевом общении.

Упражнение 1.

Детям предлагается всем вместе построить “город”, нарисовать какую либо сказку и т.п. Но перед этим дается задание договориться между собой о том, кто и что будет при этом делать. Важно, чтобы каждый ребенок после обсуждения уяснил, что он должен сделать и какое место результат его действий будет занимать в общем результате. Прежде чем приступить к выполнению своих действий каждый участник обсуждения рассказывает всем, что именно он будет делать, почему, как и для чего.

Понимание смысла сообщений.

Упражнение 1.

В игровые ситуации педагог вводит всевозможные метафоры, пословицы и поговорки, предлагая детям объяснить их смысл. В случае затруднений педагог ищет “открывает” такой смысл вместе с детьми. Пословицы и поговорки желательно включать в ситуации в тот момент, когда их смысл соответствует ситуации.

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Упражнение 1.

Детям дается ряд карточек-картинок, на которых изображено последовательное развертывание какого-либо события или смена событий во времени. В событиях задействованы персонажи. Предлагается расположить карточки в правильном порядке. Вслед за этим дети рассказывают, что происходит с каждым из персонажей и почему он именно так что-то делает или именно так себя ведет.

Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их (развитие эмпатии).

Упражнение 1.

Чтение педагогом сказки, басни и т.д. (К.И. Чуковский, Г.Х. Андерсен, Эзоп, русские народные сказки).

а) Ребенок выбирает персонажа, о переживаниях которого ему хочется рассказать.

б) Ребенок "пишет письмо" (рассказывает от своего имени) выбранному герою или организуется "телефонный разговор" с выбранным персонажем сказки. От лица персонажа выступает педагог, который акцентирует обсуждение эмоциональных состояний и переживаний, вводя их названия.

в) Ребенку предлагается рассказать о том, что бы он сам чувствовал на месте указанного героя.

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Упражнение 1.

После экскурсии в лес, парк, музей детям предлагается друг другу рассказать о том, что им запомнилось и какие переживания (удивление, страх, радость и т.д.) у них вызвали те или иные события, явления, объекты и объяснить, почему такие переживания возникли.

Важным условием развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, так и у их родителей. Занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме.

Литература.

Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 160 с. (Серия “Библиотека педагога-практика”).