Холодов юным умникам и умницам. Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС) О. А. Холодова

Данное пособие представляет систему специально разработанных заданий по развитию познавательных способностей детей 6-7 лет. Оно рассчитано на программу 1 класса общеобразовательной школы. Упражнения, выполненные в определённой последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формируют нестандартное мышление. Задания, разработанные в системе, могут быть использованы на уроках математики, информатики, логики. Пособие поможет также воспитателям групп продлённого дня при организации свободного времени учащихся и педагогам дополнительного образования при составлении заданий игрового и творческого характера.

Примеры.
Постарайся запомнить услышанные слова. Теперь посмотри на нарисованные предметы и поставь крестик только возле тех предметов на рисунке, чьи названия прозвучали.

Раскрась только краны. Первый кран - красным карандашом, второй - жёлтым, третий - зелёным, четвёртый - синим.
А теперь раскрась, какого цвета вода льётся из каждого душа на утёнка.

Раскрась каждую фигуру в свой цвет. Фигуру в левом верхнем углу жёлтым цветом, в правом верхнем - зелёным, в левом нижнем - красным, в правом нижнем - синим, в центре - коричневым. Назови все фигуры. Дорисуй каждую фигуру, чтобы получился какой-либо предмет.

У кукол Ани и Инны одинакового цвета платья, у Нины и Веры бантики, а у Инны и Веры туфельки. Раскрась кукол так, как нужно.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 1, Холодова О.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 2, Холодова О.А., 2012
  • Комплексные работы по текстам, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 2, Холодова О.А., Мищенкова Л.В., 2014
  • Комплексные работы по текстам, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 1, Холодова О.А., Мищенкова Л.В., 2014
  • Комплексные работы по текстам, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 2, Холодова О.А., Мищенкова Л.В., 2012

Следующие учебники и книги.


Нацеленность на формирование творческой личности Педагогический такт Способность к сочувствию, сопереживанию Артистизм, развитое чувство юмора Умение ставить неожиданные, интересные вопросы Умение возбуждать вопросы детей Поощрение детского воображения Знание творческих способностей детей Создание проблемных ситуаций



Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время освоения предложенного курса происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.






Развитие мыслящей личности Задания не учебного характера Материал зависит от возраста и знаний детей Смена видов деятельности Усложнение задания Спиралевидное построение Интегративность Нет отметок Самооценка успехов Приобщение к творческому мышлению, радость познания Поурочное распределение материала




Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.


Развивающий аспект. Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением. Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук). Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»). Планирование составлено на основе: Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии 1758 СВАО г. Москвы) Методическое пособие для учителя (1-4 класс) Комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 1-4 класса

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 О. А. Холодова «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС) 1 класс Анализ курса

2 Введение Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Уже не первый год в сетку учебных занятий включѐн предмет по выбору. Долгое время учителя были в поиске какой же курс ввести как развивающее занятие и дополняющую программу начальной школы. Мы остановили своѐ внимание на курсе «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС), автор О.А. Холодова.

3 Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС) О. А. Холодова Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет больше эффективным при целенаправленной организованной работе. Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС) автора О.А. Холодовой представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Курс включает в себя 144 занятия: одно занятие в неделю, 36 занятий за учебный год с первого по 4 класс. Условное название курса «РПС» - развитие познавательных способностей. Занятия по РПС проводится в форме урока один раз в неделю. Достоинством такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Все занятие условно можно разбить на несколько направлений: задания на развитие внимания; задания на развитие памяти; задания на совершенствование воображения; задания на развитие логического мышления. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу); формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением, текстом; развитие интереса к предмету математика; развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; развитие сенсорной сферы; развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Яконцепцию»). Таким образом, принципиальной задачей курса РПС является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

4 Планируемые результаты: Система, представленная на занятиях по специальному курсу РПС, задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов внимания, памяти, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления. Задания на развитие внимания способствует формированию таких важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь, решая двух-трех ходовые задачи. Задания, развивающие память в результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объем зрительных и слуховых запоминаний, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладываются основы для рационального использования сил и времени. Задание на развитие и совершенствование воображения Задания, развивающие мышление в процессе таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Некоторые виды упражнений готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Тестирование, как известно, активно используется во многих развитых странах мира, так как прослеживается четкая зависимость между результатами тестов на интеллект и школьными отметками, отметками на экзаменах и, в особенности, дальнейшими успехами в обучении. Формы оценивания знаний учащихся: На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц, в которые вносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на первом и последних заданиях. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста познавательных способностей ребят. Формы контроля уровня знаний учащихся: Для контроля уровня знаний автором разработаны 5 тестов-олимпиад, уровень сложности которых каждый раз повышается. Для проведения занятий по РПС используется учебно-методический комплект, состоящий из: двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие; методического руководства для учителя; программы курса РПС.

5 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ в 1 классе Предлагаю содержание занятий в 1 классе и примеры заданий, а так же задания для контроля, которые проводятся на 1 и 36 уроках. Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и занятиям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи. На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решений. Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Поверка особенна важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают всѐ новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно). Материал каждого занятия рассчитан на минут. «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий по РПС. Исследования учѐных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объѐм памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Примеры упражнений: Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперѐд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. «Ленивые восьмѐрки» (упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмѐрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вздох и выдох. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии см, смотреть на палец в течение 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

6 РАЗМИНКА (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определѐнного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включѐнные в разминку, достаточно лѐгкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребѐнка к активной учебно-познавательной деятельности. Примеры заданий: - Сколько глаз у одной мыши? (Два.) - Какой сейчас идѐт месяц по счѐту в году? Как назывался месяц перед ним? Какой будет следующий месяц? - Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой? (Пять.) - Как звали друга Карлсона? (Малыш.) - Что в голове у Винни-Пуха? (Опилки.) - Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной? (Шесть.) - Росло 4 берѐзы. На каждой по три ветки, на каждой ветке по три маленькие, на каждой маленькой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на берѐзе не растут.) - У кого рога длинней хвоста? (У оленя, лося.) - За чем язык во рту? (За зубами.) - У птицы крыло у человека (Рука.) - Задумали число. Когда его увеличили на один, стало три. Какое число задумали? (2) - Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два.) - Закончите предложения: Самолѐтом правит (лѐтчик). Трактор водит (тракторист). Стены выкрасил (маляр). В доме свет провѐл (монтѐр). В шахте трудится (шахтѐр). В жаркой кузнице (кузнец). Кто всѐ знает? (Молодец!). и др. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 мин.). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приѐмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от задания к заданию. Примеры заданий на концентрацию внимания:

7 Примеры заданий на тренировку внимания:

8 Задания на тренировку слуховой памяти: 5. Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести их вслух в том же порядке: ДОМ, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, НЕБО; МАМА, БРАТ, ДЯДЯ, СЕСТРА, ЖЕНА; МАЙ, ЛЕТО, СРЕДА, ВЕСНА, СЕНТЯБРЬ. Какую группу слов было легче запомнить?

9 Задания на тренировку зрительной памяти: На доске первая карточка из приложения. Установка: запомните рисунок как можно точнее, а затем отобразите на бумаге. В течение 3 секунд учитель показывает первую фигуру. Дети рисуют еѐ в отведѐнной для этого рамке. Аналагично проводится работа с другими фигурами. Затем обязательно следуют проверка и исправление ошибок, если они допущены. КАРТОЧКИ:

10 Задания на поиск закономерностей: Задания на совершенствование воображения:

11 Задания на развитие логического мышления:

12 ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 мин.). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребѐнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. Примеры: - Положите правую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В тоже время левой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. - Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте утюгом. - Попробуйте правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить «к себе». -Вытяните вперѐд руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развѐрнуты. Поменяйте руки. -Пишите какое-нибудь слово и одновременно делайте круговые движения носком правой ноги. И др. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 мин.). Примеры заданий:

13 КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 мин.). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта. Примеры гимнастики: «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперѐд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно

14 приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнѐт двоиться. Повторить 6-8 раз. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. И др. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10мин.). Рисование графических фигур отличный способ разработки мышц руки ребѐнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Графические диктанты это и способ развития речи т.к. попутно ребята составляют небольшие рассказы, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. В процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируется внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности. Примеры:

15 В конце каждого занятия дети сами оценивают свою работу и раскрашивают треугольный флажок внизу страницы соответствующим цветом. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, в которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях 1 и 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят. Диагностическая работа на начало учебного года. Занятие 1. На основании полученных результатов по заданиям определяется: Показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе (по количеству зачѐркнутых фигурок за 2 минуты); Показатель яркости и силы воображения (по количеству придуманных рисунков); Показатель полноты восприятия (по точности изображѐнных и раскрашенных рисунков); Уровень развития зрительной памяти (по количеству рисунков); Показатель точности восприятия (по количеству толстых линий и линий на изображении карандаша); Показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии (точка в записи 5.); Уровень развития слуховой памяти (по количеству отмеченных предметов).

17 Затем заполняется таблица 1, которая будет служить точкой отсчѐта при дальнейшей работе по развитию познавательных и творческих способностей детей. Внимание Воображ ение Восприятие Память Мышление Задание Фамилия, имя Количество Зрит. Слухов. Способность к сравнению Кол-во зачѐркнутых фигурок за 2 мин. правильно неправильно Количество придуманных рисунков Рис. изображѐ нных точно Соответств. цветом линий толстых На карандаше Есть точка 5. Количество рисунков Отмеченнных карандашом правильно неправильно Способность к анализу правильно неправильно На последнем уроке учащимся даются задания на выявление уровня развития познавательных процессов. Задания: 1. Приготовьте красный карандаш. На рисунке подряд записаны буквы. Вы должны все буква «к» и «с» зачѐркивать, а букву «а» обводить кружком. Когда я скажу «Стоп!», вы положите карандаш. (Через 2 минуты учитель говорит «Стоп!»).

18 4.Послушай те внимательно слова, которые я вам сейчас назову. Постарайтесь их запомнить.(в момент прослушивания слов рабочая тетрадь должна быть закрыта.) Учитель читает слова с интервалом 3 сек.: СТОЛ, ПИЛА, ЧЕРВЯК, КАРАНДАШ, ШЛЯПА, РОМАШКА, ТОПОР, СТУЛ, ТЕТРАДЬ, МАШИНА. Теперь посмотрите на нарисованные предметы в задании 4 и поставьте любой знак (галочку, крестик и т.д.) только возле тех предметов на рисунке, чьи названия прозвучали. А теперь в каждой группе найди и раскрась лишний предмет.

19 Полученные результаты заносятся в таблицу 2. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий занятия 36, определяем динамику роста познавательных способностей ребят. Внимание Вообра жение Восприятие Память Мышление Задание Фамилия, имя Количество Зрит. Слухов. Способ ность к Кол-во зачѐркнутых фигурок за 2 мин. правильно неправильно Количество придуманных рисунков Рис. изображѐ нных точно Соответств. цветом линий На «лепестке» В круге Есть запятая Количество рисунков Отмеченнных картинок классиф икации правильно неправильно Способ ность к анализу правильно неправильно Способ ность рассуж дать правильно неправильно Способ ность к сравнен ию правильно неправильно


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» Чистопольского муниципального района РТ Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Логика Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных

Начальная школа детский сад 66 начальная школа детский сад 66 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе федерального государственного образовательного

Пояснительная записка. Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле. Сенека. Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и никогда

Азвитие познавательных способностей «Информатика, логика, математика» (1 класс) Пояснительная записка У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развивающий курс для младших школьников «Юным умникам и умницам» Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень

Рассмотрено на заседании МО протокол от 2015 г. «Проверено» заместитель директора по УВР Самофалова Ю.В. «Утверждаю» директор МБОУ «Лицей «МОК 2» Свердлов В.Я. Рабочая программа по внеурочной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ 3 664020, г. Иркутск, улица Ленинградская, дом 75, тел. 32-91-55, 32-91-54 gymn3.irkutsk.ru «Рассмотрено»: РСП учителей начальных

1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» составлена на основании: Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей " для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы, включая календарно-тематическое

Протокол 1 от 24.08.2015 «Проверено» «Утверждаю» заместитель директора по УВР директор МБОУ лицей «МОК 2» Самофалова Ю.В. Свердлов В.Я. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: [email protected] СОГЛАСОВАНО

МБОУ лицей 73 г. Пензы «Лицей информационных систем и технологий» Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете Председатель МО Утверждаю

МБОУ «Приморская СШ» Утверждаю: Директор школы: Зеновская Л. В. Дата: Рассмотрена на заседании методического объединения учителей Протокол Дата Рабочая программа кружка «Юные умники и умницы» 4 класс Витовская

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа» с.устье Вологодской области «Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю» на заседании кафедры Протокол педсовета 1

Конспект занятия по курсу «Умники и умницы», 3 класс Тема: «Поиск закономерностей, развитие воображения. Создание мини-проекта». Преподаватель: Галиева Альмира Фанисовна, учитель начальных классов Цель:

Дополнительная образовательная программа «Юным уникам и умницам» Срок реализации 1-4 классы Периодичность проведения занятий: 1 ч. в неделю, общее количество часов в год 34 Рабочая программа составлена

Введение Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы по развитию познавательных способностей О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». Кружок

Конспект открытого занятия кружка «Юным умникам и умницам» 3 кл. Гариповой Т.В., учителя начальных классов первой квалификационной категории МБОУ КСОШ 1 г. Краснозаводска ПРЕДМЕТ: ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «УМНИКИ

О.ХОЛОДОВА РАЗВИВАЮЩИЙ КУРС ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко» «Рассмотрено» на заседании МО протокол от «Утверждаю»

Утверждаю к использованию в образовательном процессе школы Директор школы Плотников Ю.А. 2016 г. Согласовано 2016 г. Тьютор по внеурочной деятельности / Минина В.В./ Рабочая программа рассмотрена на заседании

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 26» Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. Учитель математики Бутузова Е.Б. Здоровье это состояние полного физического, духовного и социального

Структура Программы внеурочной деятельности по курсу «Развитие познавательных способностей» включает в себя следующие элементы:. Результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2. Содержание курса внеурочной

2 3 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование

Пояснительная записка Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний

I. Пояснительная записка. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования и на основе курса по развитию познавательных

О времени и о часах (занятие кружка «Всезнайка») 2 класс Иванова В.В., учитель начальных классов Цели: закреплять знания детей о частях суток; познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 953 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК «УМНИКИ И УМНИЦЫ» ДЛЯ

Ппоминистерство образования и науки РФ Администрация Новосибирского района Новосибирской области Муниципальное казённое образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Толмачевская

Пояснительная записка Рабочая программа «Мир логики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: [email protected] СОГЛАСОВАНО

Рабочая программа по факультативному курсу «Решение задач повышенной сложности» для 2 «А» класса учитель Вишнякова Елена Борисовна Пояснительная записка Ведущей стороной умственного развития младшего школьника

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ГОРОДА МИХАЙЛОВСКА» РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол 4 от 20.02.15г 2015года

Конспект занятия кружка «Юным умникам и умницам», проведённого в 1 «А» классе Тема: Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Цель: создать условие для развития у детей познавательных

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» интеллектуальное направление для 2 класса час в неделю (всего 34 часа) 207-208 учебный год. Содержание курса. «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2

Утверждаю Директор школы: Ухина В.. МОУ «Иваново-Эсинская СОШ». Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» Учитель: Зачѐсова Галина лексеевна 2011 г. Пояснительная записка. Свои способности человек

Цель: развитие познавательных способностей у младших школьников. Задачи: Формировать интеллектуальные умения (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков), учебную мотивацию. Расширить

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж сферы услуг 10» Подразделение 4 Рассмотрено: Утверждаю: На заседании

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 8 «Чоппууска» ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПЛАНЕТА «ИНТЕЛЛЕКТИКА» РС(Я)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Умники и умницы» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной общеразвивающей программы: естественнонаучная. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Актуальность программы обусловлена ее методологической

Точечный массаж и дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые

Языканова Елена Вячеславовна учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка 1208 имени Героя Советского

Программа по внеурочной деятельности СИСТЕМА ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Автор методических рекомендаций: Буров Александр Николаевич, кандидат физикоматематических наук; директор Центра интенсивных

1 2013-2014 год ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий в первом классе I. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана для проведения коррекционно-развивающих занятий в 1 классе МБОУ «Томаровская

((cornacobaho)) Pyxoeo4nreru M.O or) abrycra 2OI3 r. r 3annecrrrenb AhpeKTopa no VBP.Qporearu) abrycra 2Ot3 r. ln o6 Cxa flp ot(PAEOTIAfl NPOTPAMMA 4 xnacc Aoruxa O. 14.O. neaarora, paapa6orabuero

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁР ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁР «Метка на стекле» Ребёнок становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне его глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3-5 мм красного