Как определить готов ли ребенок к школе. Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность - ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Как определить, можно ли в школу чаду? Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка - это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность - это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент - сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все "за" и "против".

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский - известный на всю Россию педиатр - утверждает, что 6,5-7 лет - это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок - личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: "Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?"

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу - это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый - это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие "пробелы". Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

Многие родители шестилеток очень переживают за своих детей, которые должны идти в школу. Они задают себе вопросы: Смогут ли дети учиться? Готов ли ребенок к обучению в школе? Справиться ли ребенок со школьными нагрузками.

Раздел нашего сайта «Подготовка детей к школе» предназначен для определения готовности ребёнка к школе. Использовать его могут как специалисты, так и родители. Кроме того вы найдете материалы для подготовки детей к обучению в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим направлениям:

1. Ориентация в окружающем мире — определяется уровень знаний об окружающем мире, ориентированность ребёнка в жизненных ситуациях.

2. Развитие графического навыка — определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения графической деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

3. Развитие восприятия сенсорных эталонов — определяется степень усвоения общепринятых образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических фигур как эталонов формы). Задания позволяют определить, умеет ли ребёнок сравнивать воспринимаемый объект с этими эталонами.

4. Развитие восприятия пространства — определяется степень сформированности понятий «высоко» — «низко», «далеко» — «близко», «впереди» — «сзади», «прямо», «сбоку», «слева» — «справа».

5. Развитие памяти — определяется степень сформированности слуховой, зрительной наглядно-образной и словесно-логической памяти.

6. Уровень развития внимания — определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Задания также позволяют анализировать развитие волевой сферы. Дети, у которых не сформирована волевая сфера, не принимают задание, постоянно отвлекаются, делают много ошибок уже в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.

7. Уровень развития мышления — выявляется степень сформированности словесно-логического мышления.

8. Развитие речи — выявляется умение выполнять словесные поручения, понимание грамматической конструкции предложения, наличия в речи глаголов, прилагательных, развитие умения подбирать антонимы, наличие умения изменять существительные по числам.

9. Развитие эмоциональной сферы — выявляется степень развития умений определять эмоциональные состояния другого человека, адекватно передавать свои чувства и настроения, наличие знаний о нормах социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Занятия с детьми лучше проводить в первой половине дня. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20 мин. При выполнении заданий не следует торопить ребёнка. Необходимо научить его работать спокойно, аккуратно, тщательно выполняя все задания. Следует объяснить трудное для него задание несколько раз. Все задания надо читать не торопясь, чётко проговаривая слова.

Для занятий у ребёнка должны быть простой карандаш, цветные карандаши, шариковая ручка. Все графические задания желательно выполнять карандашом. Нужно следить за положением тетради, ручки, посадкой ребёнка. Следует проверить, удобно ли ребёнку сидеть за столом, правильно ли падает свет (у праворукого ребёнка свет должен падать слева, у леворукого — справа).

В жизни каждой семьи наступает время, когда любимому чаду пора в школу. Как определить, когда это время пришло? В 6, 7 или 8 лет? Чтобы принять правильное решение, необходимо определить готовность ребенка к школе.

Критерии готовности ребенка к школе:

  • физическая готовность;
  • социальная готовность;
  • психологическая готовность;

Физическая готовность ребенка к школе

Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.

Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.

Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками.

Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться в специальных образовательных учреждениях или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии направления от медико-педагогической комиссии.

Перед тем, как отдавать ребенка в школу, следует вспомнить, что уроки в первом классе всегда проводятся в первую смену. И если ваш ребенок не посещал детский сад и не приучен к режиму, то первое время все его силы будут уходить на то, чтобы не уснуть на уроке.

Чтобы приучить ребенка вставать рано , постепенно сдвигайте время пробуждения и отхода ко сну на 10-20 минут в день. Нужно добиться, чтобы ребенок укладывался спать в 9 часов, а вставал в 7.

Приучать к режиму нужно заблаговременно, а придерживаться его постоянно. Чем раньше начнете, тем лучше. Иначе недосыпание скажется на ребенке сильнейшим стрессом. А ведь первокласснику итак очень тяжело адаптироваться: новые знания, новое общение, новый образ жизни.

После уроков ребенку необходимо устроить сончас, погулять на свежем воздухе и поиграть в подвижные игры, чтобы привести в норму уставшие мышцы и немного прийти в себя от непривычно большого количества новой информации.

Кстати, на период адаптации ребенка к школе (а у многих детей он занимает до полугода и более), не рекомендуется его записывать ни в какие кружки, секции, художественные и музыкальные школы, чтобы избежать еще большего стресса.

Социальная и психологическая готовность

Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.

Критерии социальной готовности:

  • умение вести себя сдержанно на уроке;
  • умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
  • умение взаимодействовать со сверстниками;
  • позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».

Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»

Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.

Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:

  • адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
  • соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.

Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми.

Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.

Подготовка к школе: что должен знать и уметь ребенок

  • Знать имена всех членов семьи и, конечно, свое. Уметь рассказать о себе, своих интересах.
  • Иметь представление о времени: утро, день, вечер, час, минута, неделя, месяц, год. Знать названия дней недели и месяцев, времен года. Уметь объяснять, чем одно время года отличается от другого.
  • Ребенок должен уметь классифифцировать предметы, объединять их по общему признаку: стул, стол, шкаф — это мебель; голубь, ворона, утка — это птицы и т.п.
  • Уметь обслуживать себя: одеваться, застегивать пуговицы и замки, завязывать шнурки.
  • Знать и различать цвета.
  • Уметь вести себя в общественных местах, проявлять внимательность и усидчивость на уроке.
  • Понимать значение слов «Где?», «Когда?», «Почему?».
  • Уметь общаться со старшими и сверстниками.

Подготовка к письму

  • развитие мелкой моторики;
  • умение ориентироваться в тетрадной клетке и линейке;
  • умение держать правильно ручку.

Подготовка к чтению и развитию речи

  • умение узнавать и выделять звук в слове на слух;
  • умение понимать прочитанное;
  • умение отвечать на вопросы к тексту;
  • умение выражать свои мысли.

Подготовка к математике

  • владение счетом в пределах 10;
  • развитие пространственного восприятия (вверх — вниз, слева — справа, больше — меньше, горизонтальный — вертикальный и т.п.);
  • умение находить лишний предмет, объединять предметы в группы по какому-либо признаку.
  1. Проводите .
  2. Не используйте принуждение и наказание, если ребенок не хочет заниматься. Постарайтесь вызвать интерес и чувство радости от получения новых знаний.
  3. С 5-6 лет в качестве можно проводить мини-уроки, если ваш ребенок психологически к этому готов (проявляет интерес и усидчивость. Занятие не должно длиться более 10-15 минут. Между занятиями активный отдых в течение 20 минут.
  4. Не переходите к новым знаниям, пока ребенок не усвоил предыдущее.
  5. Используйте яркие, красочные учебные материалы, красиво иллюстрированные. Сказки, тексты и задания должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрасту.

Что еще нужно знать родителям

Закон «Об образовании» гласит:

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (Ст. 5 п.1)

Это значит, что ваш ребенок имеет право обучаться в школе, независимо от его подготовки и способностей.

Независимо от того некоторые школы устраивают «отборочные туры» при поступлении детей, мотивируя это тем, что у них углубленное изучение каких-либо предметов, и неподготовленному ребенку будет трудно у них обучаться. На самом деле, тестирование учеников можно проводить уже после поступления ребенка в школу с целью планирования индивидуальной работы.

Родители, в свою очередь, не должны забывать о своих обязанностях обеспечить ребенку условия обучения. Они должны подготовить средства обучения, спортивную и школьную форму (если это оговорено в Уставе школы). Школа со своей стороны должна предоставить учебники и учебные пособия.

Подведем итог. Умение читать еще не значит, что ребенок готов к школе. Наиболее важной здесь является психологическая готовность. Чем более психологически ребенок готов к школе, тем легче протекает адаптационный период. У неподготовленных детей зачастую появляются трудности с обучением или дисциплиной.

Отдавая ребенка в школу раньше времени, вы подвергаете его стрессу. Дайте побыть ему еще малышом, каким бы гением он вам не казался. Если ребенок намного младше одноклассников, то у него может не сложиться общение, что может вызвать нежелание ходить в школу и негатив.

С другой стороны, задерживать поступление без весомой причины тоже не следует. Нужно понимать, что ребенок взрослеет и перестать относиться к нему как к маленькому.

Для многих родителей большой проблемой является момент, когда их чадо готовится к началу школьного обучения. Этот этап важен для семьи, поэтому психологи рекомендуют начинать получение фундаментального образования только тогда, когда малыш полностью для этого созреет. Полная готовность поможет пережить жизненные изменения легче. Узнать, готов ли ребенок к школе, можно при помощи комплексного тестирования. Его проводят педагоги и психологи. Сам родитель может провести диагностику, но результаты ее будут не точны. Домашнее прохождение тестов поможет лишь найти слабые стороны в подготовке малыша, определить, на что лучше всего обратить внимание.

Несколько лет назад для поступления первоклассникам было достаточно физической готовности. Она заключается в достижении возраста 6.5 – 7 лет. Будущий школьник должен соответствовать параметрам:

  • наличие 2 и более постоянных зубов;
  • соответствие веса и роста возрасту;
  • снижение числа респираторных заболеваний за последний год;
  • хронические заболевания отсутствуют или длительно не проявляли себя;
  • отсутствие функциональных и психических отклонений (или они незначительны);
  • группы здоровья с 1 по 3;
  • до 1 – 2 незначительных логопедических дефектов.

Перечисленные признаки физического созревания до сих пор актуальны. Точно установить, соответствует ли физическое развитие фактическому возрасту, можно при помощи всесторонней диагностики. Она проводится у всех детей, которые посещают дошкольные учреждения. Если малыш не садовский, то родителям нужно заблаговременно пройти специалистов. Состав обследования:

  • посещение врачей узкой специализации: ЛОР, офтальмолог, уролог (или гинеколог), хирург, ортопед, стоматолог, дерматолог, невролог, психолог;
  • дополнительные консультации с узкими специалистами (если есть проблемы – логопедические, психиатрические отклонения);
  • исследования крови (на сахар, биохимическое определение состава, развернутый анализ);
  • исследования мочи и кала;
  • осмотр педиатра.

Участковый врач подводит итог всех исследований, он проводит замеры роста, веса, объема головы и грудной клетки. По необходимости могут быть назначены дополнительные исследования. Все данные заносятся в карту, для школьных медицинских работников.

Начинать проходить врачей необходимо еще весной, чтобы до начала учебного года посетить дополнительные консультации.

Интеллектуальная готовность

Для определения интеллектуальной готовности проводят тест Керна Йерасека. Он состоит из 3 частей:

  • создание рисунка по описанию;
  • копирование фразы, написанной строчными буквами;
  • повторение рисунка из точек.

Самостоятельное определение готовности ребенка к школе с помощью представленного теста возможно, но результат будет нечетким. Педагоги-психологи, изучая результаты, замечают самые незначительные отклонения, а родители склонны идеализировать творчество своего чада.

Тест Йерасека относится к категории сложных, но его применяют практически во всех школах. Интересно то, что оценка результата проходит по обратной пятибалльной шкале, то есть «5» — худший результат, а «1» — лучший.

Разберемся, как определить готовность ребенка к школе самостоятельно. В качестве тренировки предложите пройти малышу такой тест:

  1. Рисунок человека женского пола. Четко прорисованная фигура, лицо, детали одежды оцениваются в 1 балл, 4-ку ставят за схематичный рисунок, 5-ку за каракули. Промежуточные баллы малыш получает за отсутствие деталей, нечеткую прорисовку.
  2. Напишите на листе фразу из трех слов. Если ребенок повторит ее аккуратно, не отклонит строку больше чем на 30 градусов и не увеличит буквы в несколько раз, то поставьте ему 1 балл. Градация остальных оценок проводится аналогично первому заданию.
  3. Нанесите на лист 10 точек небольшой группой, попросите дошкольника повторить ее. Если он хорошо повторил образец, то поставьте ему 1 балл. Отказ от выполнения задания – 5 баллов.

Считается отличным результатом получение дошкольником от 3 до 5 баллов. Допустимым от 6 до 9. Оценка свыше 10 баллов означает, что малыша еще рано отдавать в школу. Необходимо дополнительно заниматься с ним, пройти тщательное обследование у логопеда, психолога, невролога и психиатра. Если во всех трех заданиях были получены «пятерки», то это тревожный сигнал, скорее всего малышу требуется помощи специалиста.

Это не единственный тест на интеллект, который придется пройти дошкольнику. Во время собеседования при зачислении в первый класс всегда ставятся дополнительные задачи:

  1. Проверка обобщения. Перед ребёнком ставится задача одним словом назвать изображения на картинке: деревья, фрукты, овощи и прочие. Родители могут самостоятельно сделать карточки с такими картинками для занятий.
  2. Графические диктанты помогают определить, насколько хорошо кроха ориентируется в пространстве.
  3. Тест на внимание. Будущий школьник должен уметь сосредотачиваться, иначе он не сможет справиться с учебной нагрузкой. Простейший способ проверки внимания – просьба определить, какое слово длиннее.
  4. Умение составить рассказ по картинкам, способность ориентироваться во времени. Для этого способа диагностики также потребуется распечатать или вырезать из детской книжки картинки, которые будут поэтапно иллюстрировать рассказ. Родитель или педагог читает историю, а потом просит чадо разложить картинки правильно. Одновременно с этим проверьте память, попросите кроху пересказать историю.

Дополнительные баллы на проверке знаний получают те дети, которые знают азы чтения и умеют решать простейшие примеры. Родителям следует чаще разговаривать с чадом, чтобы он мог строить развернутые фразы. При подготовке к тестам старайтесь избегать оценок, не говорите дошкольнику вслух, что он не справился.

Психологи считают готовность ребенка как личности одним из немаловажных факторов. Во время вступительных испытаний проверяют степень подготовки ребенка путем собеседования. У детей 6 лет часто не пройден этап личностного роста. Если спросить их о желании пойти в школу, то большинство отвечает отрицательно. Это свидетельствует о важном упущении со стороны родителей. В качестве подготовки взрослые должны регулярно проводить беседы, рассказывать о школе и особенностях обучения в ней.

Старайтесь сформировать положительный образ учебного заведения в глазах ребенка. При этом он не должен быть утопическим. Многие малыши считают школу подобием детского сада. Они не понимают, что им придется менять образ жизни.

Еще один важный аспект личностной готовности – изменение поведения ребенка. Если раньше большую часть дня его занимала игра, то к 7 годам он должен вести познавательную деятельность. Он становится более самостоятельным, учится контролировать свои действия, осваивает навыки моторного развития.

Важно до школы успеть пройти стадию социализации: научиться общению, построению взаимоотношений, самообслуживанию. Некоторые родители сознательно ограждают ребенка от детского коллектива. В дошкольном учреждении он получает навыки послушания, учиться разговаривать с другими детьми, решать конфликтные ситуации, договариваться.

Мотивация и особенности подготовки дошкольника

Формирование мотивационной готовности – обязанность родителей. Она напрямую связана с созреванием дошкольника как личности. Некоторые дети до 7 лет не готовы менять свою жизнь, они берут с собой на занятия игрушки и отвлекаются на них в течение урока. Это типичный признак не готовности к школе. Если вы не хотите, чтобы ваше чадо осталось в первом классе на второй год, то стоит заранее понаблюдать за ним.

Попробуйте организовать занятия дома в виде урока. Поиграйте с малышом «в школу», посмотрите: как он будет реагировать на необходимость достать карандаши, отвечать на вопросы, слушать разъяснения. Дополнительно необходимо посещать детский сад, группы кратковременного пребывания.

Если вы забрали ребенка из дошкольного учреждения по причине частых болезней, стоит изменить свое решение. С 3 до 7 лет формируется иммунитет, если ограждать кроху от недугов, то болеть он начнет в начальной школе. Это приведет к повышенным нагрузкам и отставанию в программе.

Беседуйте на тему ожиданий от школы, обсуждайте главный вопрос – почему малыш хочет учиться. В 7 лет на него возможны разные ответы. Стоит тревожиться, если ожидания сводятся к новому ранцу или красивым тетрадям. Мягко мотивируйте получить образование, чтобы стать врачом, поваром или другим специалистом. Приводите в пример кумиров ребенка, которые отучились в школе, чтобы достичь профессиональных высот. К 7 годам кроха все чаще задумывается о будущей профессии, он может часто менять предпочтения, но стоит в разговоре обязательно упоминать необходимость сначала окончить школу. Это поможет ребенку осознать необходимость фундаментального образования для дальнейшей самореализации в жизни.

Особенности адаптации в школе у неподготовленных детей

Родители должны заниматься подготовкой ребенка и понимать, что перемены затронут жизнь всей семьи.

Семилетнего ребенка невозможно оставить дома на дополнительный год, по стандартам образования ему необходимо посещать школу. Основной проблемой ребенка, который не полностью готов к новому этапу обучения, является изменение режима дня. Внедрить новшества необходимо заранее, чтобы кроха адаптировался до 1 сентября. Распорядок дня не должен выглядеть как строгое расписание, укажите по часам, что должен делать кроха, но оформите список ярко и красочно. Можно взять за основу готовые шаблоны с любимыми мультипликационными героями малыша.

Тем, кто посещал детский сад, сложно отказаться от дневного сна. Разрешите малышу отдыхать, но подгадаете время так, чтобы это не мешало обучению и выполнению домашних заданий. Сократите время сна, если это необходимо. По мере взросления младший школьник самостоятельно откажется от минут отдыха.

Если ребенок не смог осилить тест Йерасека, то необходимо заняться мелкой моторикой. Родители допускают серьезную ошибку во время обучения навыкам письма – заставляют ребенка часами писать однообразные крючки или буквы. Вместо этого необходимо использовать упражнения на развитие мелкой моторики. Простейшей игрой является сборка моделей из мелких деталей конструктора.

Психологи одной из основных проблем считают личностную незрелость будущих школьников. Бороться с этим нужно совместными усилиями учителей и родителей. Если кроха робок и застенчив, скажите об этом педагогу. Он поможет наладить ему отношения с одноклассниками при помощи игр.

Такого ребенка обязательно нужно хвалить и привлекать к выполнению домашних обязанностей. Даже за попытку справиться с любым заданием поощряйте чадо. В первом классе редко используют традиционную оценочную систему, так как критические замечания могут ранить младшего школьника. Замечайте только положительные попытки, приободряйте ребенка при неудачах.