Как распознать манипулятора и защититься от манипуляций. Манипуляция людьми. Признаки того, что вами манипулируют

Манипуляция - это психологический прием, скрытое управление собеседником против его воли. Манипулируя, человека вынуждают к каким-то действиям, и он совершает их вопреки собственным интересам. Как отличить искренность в общении от манипуляции?

Основная характеристика манипуляции в общении - ее скрытность. Ведь как только мы понимаем, что собеседник манипулирует нами, у него не остается шансов добиться своего таким путем.

Анализируя общение с тем или иным человеком, обратите внимание на ряд характерных признаков манипулятивного поведения.

1. Запугивание и провоцирование чувства вины

Манипулятор всегда действует так, чтобы задеть эмоциональные струны у собеседника, обращается к самым важным его потребностям.

Коллега говорит: «Если ты не поучаствуешь в этом мероприятии, тебя могут уволить!», прекрасно зная, что этого не произойдет, а лишь достигая своей цели - собрать больше участников.

Приятель говорит: «Если ты не приедешь и не поможешь мне, я попаду в больницу из-за тебя».

2. Игра на чувстве собственного достоинства

Помните, как подростки подталкивают друг друга на рискованные действия: «Что, испугался? Да ты просто трус». И подросток идет, например, на кражу, выгодную вовсе не ему, а его компании.

Желание признания и уважения - сильный мотиватор. Начальники часто используют другой вариант этого приема, говоря: «Никто лучше тебя не справится, сделай этот отчет». И сотрудник, движимый таким признанием, остается до ночи делать отчет, даже забыв, что имеет право на оплату сверхурочной работы.

3. Безличные формулировки

Манипулятор часто избегает прямых просьб и снимает с себя ответственность. Он скорее скажет не «Я прошу тебя об услуге», а «Ты же знаешь, что это надо сделать, потому что…». Он скорее скажет подчиненному, что вышестоящий руководитель якобы недоволен его показателями, чем прямо заявит, что недоволен он сам. Муж скажет жене: «Говорят, такие платья старомодны», если ему самому не нравится ее платье.

4. Демонстрация собственной беспомощности

«Ты же знаешь, без тебя я не справлюсь, я ничего в этом не понимаю», — говорит манипулятор. Показывая себя слабым, а собеседника сильным, он добивается своего. Обычно люди с трудом признают свои слабости, манипулятор же не боится назвать себя непроходимым тупицей, лишь бы вы пришли и починили ему компьютер или составили вместо него деловое письмо. Все те вещи, которые он либо мог сделать сам, приложив чуть больше усилий, или просто-напросто заказать соответствующую услугу за деньги.

5. Противоречивые и неадекватные эмоции

Хороший индикатор - собственные эмоции. Как уже говорилось, манипуляция всегда основана на вовлечении эмоций собеседника. Если, к примеру, идет рядовой разговор про предстоящую поездку на корпоратив, а вы ощущаете одновременно целый букет эмоций - и гордость, и вину, и страх, и воодушевление - стоит насторожиться.

Манипулятор так строит разговор, что возникают сразу несколько противоречивых эмоций. Он даже хвалит так, что почему-то кроме гордости испытываешь стыд.

Собственные эмоции - лучший индикатор. Если внешне разговор самый обычный, но вы начинаете злиться на собеседника или раздражаться, остановитесь, задумайтесь, насколько собеседник искренен с вами.

Существует множество приемов борьбы с манипуляциями. Но самый лучший способ - показать собеседнику, что вам понятен его тайный мотив, сделать этот мотив явным. Обозначьте его прямым текстом «Ты хочешь, чтобы я…». Дальше либо взаимодействие просто прекратится, либо собеседник будет вынужден перейти к прямому и честному обсуждению вопроса.


Встречается сплошь и рядом в нашей повседневной жизни. Мы или нами манипулируют на работе, дома, в магазине, в общем, практически в каждой области нашей жизни. Такие психологические маневры, очень вредны на самом деле, но одновременно и выгодны, естественно для тех, кто их совершает.

Разделяется на две группы - директивная и скрытая.
Директивная группа манипуляции - осуществляется людьми, которые жаждут власти, и одновременно основаны на опасениях. Скрытая манипуляция - применяется в форме воздействия на подсознание. Обе техники манипуляции очень схожи, но одновременно - кардинально разные.

Интересно: Психология скрытого управления

Вот некоторые примеры, самые распространенные:

Очевидное предложение

Фраза: «На следующей паре, когда вы придете — мы решим, кому ставить оценку автоматом».
Собеседник акцентирует свое внимание на второй части предложения, а то, что он таки придет на пару - это факт, поскольку это в его интересах. Вот это и есть манипуляция.

Связующие слова

Диалог:
- Этот крем слишком жирный.
- Да, но при этом он отлично увлажняет и питает вашу кожу. Это позволит вам избежать недостатка влаги.
Такие связующие слова, как — следовательно, отсюда следует, да, потому что, и при этом, именно поэтому и так далее, очень часто используются не в нашу пользу.

Сила тройного согласия

Фраза: «Мы собрались в этом зале заседаний (да, собрались), для того, чтобы обсудить проблемные вопросы профсоюза (да, обсудим), а так же спланировать дальнейшую работу (да, спланируем), поэтому давайте назначим ответственного руководителя профсоюза».

В самом начале, оглашаются неоспоримые факты, констатирующие происходящее, а затем, говорится конкретное требование, с которым в основном, соглашаются по инерции.

Предоставление выбора, без возможности выбора

Такая манипуляция людьми, производится таким образом - перед человеком ставят два варианта решения проблемы, первый - цель самой манипуляции, а второй вариант обычно неосуществимый, или довольно таки не приятный. Соответственно, человек склоняется к выбору первого варианта.

Интересно: Методы манипуляции сознанием 7 простых и 7 сложных приемов

Обоснование

Если звучит просьба или обращение к человеку, то намного эффективнее будет обосновать ее. Фраза «Будьте добры, помогите мне разобраться с этими документами, а то за целый день у компьютера, уже глаза совсем ничего не видят», будет звучать намного эффективнее, нежели - «Помогите мне пожалуйста разобраться с этими документами». Данным обоснованием, вы придаете некую значимость своей просьбе, а человеку будет намного приятнее вам помочь.

Это самые простые примеры манипулирования, которые применяются людьми даже на подсознательном уровне. Но так же, манипуляция людьми применяется в самых корыстных целях самих манипуляторов, поэтому, будьте внимательны и осторожны!

Для защиты от манипуляторов очень эффективно работают ряд правил поведения с ним. Самое главное признаться себе, что возможно вами манипулируют, когда чувство дискомфорта от общения с определенным человеком, увеличивается до срыва, появляется страх, подавленность и чувство долга, обязанности просто давит.

Защита предусматривает вывести манипулятора из равновесия любыми способами или избавиться от его присутствия, уйти. А если такие действия постоянны, нужно провести встречный удар, неожиданный вопрос, смех или изучить методы воздействия и ответить тем же.

Лучшие варианты защиты - это не рассказывать о себе лишнего, не показывать слабостей, не приглашать к себе в дом, уметь твердо говорить нет, быть непредсказуемым и знать слова — ловушки, которые побуждают к действию, независимо от желания.

______________________

Профессор МГИМО, специалист по медиа-манипулированию Валерий Дмитриевич Соловей рассказывает о методах и принципах ведения информационной войны.


Манипуляция – это способ управления людьми, основанный на воздействии на эмоции, чувства, мышление. Этот акт влияния также называют скрытым управлением. Манипулирование является жестоким и нечестным воздействием. Чтобы его избежать, необходимо знать механизмы и способы этого процесса.

Признак манипуляции

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на эмоции, чувства партнера с целью получения выгоды для автора манипуляции. Иногда манипуляторы настолько тонко воздействуют на сознание, что распознать эту попытку управления очень сложно. Чтобы научиться отслеживать манипуляции, необходимо рассмотреть три важнейших составляющих этого определения.

  • Скрытое психологическое воздействие. Манипуляции – это тонкое влияние, в котором манипулятор скрывает выгодный для себя смысл.
  • Воздействие и использование эмоций, чувств, состояний партнера. Это основа манипуляции, так как в природе человека заложено желание достигать и удерживать приятные эмоции и избегать негативных переживаний.
  • Выгода для манипулятора. Она может быть не только материальной, но и психологической, когда собственный статус может быть поднят за счет публичного унижения другого человека.

Принцип манипулирования

Хороший манипулятор способен быстро найти в любом человеке те струнки, игра на которых приведет к нужному ему результату.

Чтобы добиться выявления уязвимых мест, манипулятор сначала выводит жертву из равновесия. Для этого, например, используются провокационные и поддразнивающие высказывания, атакующие чувство собственного достоинства: «Тебя так легко вывести из себя?», «Куда тебе! Ты не сможешь договориться с этим клиентом!».

Когда манипулятор найдет уязвимое место, он сможет руководить вами с помощью одного из следующих инструментов:

  • жалости
  • самолюбия
  • страха
  • честолюбия
  • жадности

Способы манипулирования

Молчание

Этот способ манипуляции часто используют женщины, если хотят добиться чего-либо от своих мужчин. Чем дольше женщина молчит, тем больше мужчина нервничает и ищет способ исправить ситуацию.

Этим способом манипулирования, как и любым другим, нельзя злоупотреблять – со временем он просто перестанет работать.

Повышенное внимание

Психология человека устроена так, что он стремиться отвечать взаимностью на любое отношение. Вы замечали, как сложно уйти без покупки, если продавец отнесся к вам с максимальным вниманием? Стараясь достичь консенсуса, вы сделаете то, чего от вас и ждут.

Слезы

Другой распространенный способ манипулирования. Этот агрессивный метод особенно предпочитают женщины и дети, а применяется он чаще всего в быту. К этому же методу можно отнести и чувство жалости , вызываемое специально.

Игра на неуверенности

Это мужской способ манипулирования конкурентами или соперниками. Часто достаточно вызвать у собеседника сомнение в правоте, чтобы он начал совершать ошибки.

Повторение «истин»

Индивидуальная «болевая точка

Это тот травматический опыт, который пришлось пережить конкретному человеку на его жизненном пути. Считается, что давить на такие точки может лишь опытный манипулятор, который способен быстро их рассмотреть. Это отчасти так, но главными игроками в данном случае, как это ни печально, являются именно близкие люди, знающие характер и события жизни того, на кого воздействуют.

Тревога и страх

Манипулятор представляет ситуацию так, как будто его оппоненту грозит опасность, и тут же предлагает способ, чтобы этого избежать. В повседневной жизни встречается часто.

Чувство вины

Это один из главнейших «рычагов» манипулятора. И основной способ манипулировать чувством вины – это демонстративная обида.

Чувство сострадания, жалости

Эти чувства прививаются с детства: родители , детский сад, школа активно развивают возможность проявления подобных ощущений. И хотя эти чувства, действительно, нужны, они являются мишенью для манипуляторов любого масштаба.

Выгода, экономия

В этом случае речь даже не всегда идет о жадности – скорее, о желании быть более экономным или получить хотя бы небольшую прибыль. Это могут быть совместные предложения знакомых вложиться в какое-то чрезвычайно выгодное дело, которое выгодно знакомым, а для вас хорошо, если просто пройдет без потерь.

Стыд, угрызения совести

Чувства стыда прививается с детства, взращивается и воспитательными разговорами, и обсуждением детских книг и мультфильмов. Каждого ребенка учат тому, в каких именно ситуациях нужно испытывать стыд, говоря: «Тебе должно быть стыдно! Ни стыда, ни совести!». Стыд – это ощущение некой неполноценности себя или совершенного поступка, настолько сильное, что в этот момент хочется скрыться от чужих глаз, хочется, чтобы никто не узнал о позоре. Это дает простор для манипуляций для «знающих».

Кто подвержен?

Кстати, чем больше у человека слабостей и чем ниже у человека самооценка , чем сильнее он зависит от мнения других людей, тем легче им манипулировать.

Как защищаться от манипуляторов?

Вот несколько примеров защиты от манипуляторов:

Обращение к вашей жалости, чувству вины или долга. Конечно, вы должны уделять внимание мужу и помогать коллегам, но не в ущерб своим интересам, планам и своему свободному времени. Попробуйте отклонить очередную просьбу, сославшись на безотлагательные дела. Объясните просящему, когда вы будете свободны или в каком объеме можете помочь сейчас.

Самоуничижение. К этому способу манипулирования прибегает множество людей. Открыто говоря о своих недостатках или неумении что-либо сделать, они перекладывают все обязанности на другого человека. Если у вас есть такие знакомые, пользующиеся вашей чрезмерной добротой, опять-таки поспешите сбить их с толку. Например, когда манипулятор вновь захочет свалить на ваши плечи все дела и обязанности, начните его хвалить. К примеру, коллеге можно сказать, что вы рады бы самостоятельно организовать корпоратив, но с ее воображением и фантазией не сравнится ни один организатор. Наверняка, вы поставите ее в неудобное положение таким ответом.

Интриги. Часто люди склонны врать, плести интриги, чтобы использовать вашу реакцию в своих целях. К примеру, муж с помощью выдуманных сплетен ссорит вас с подругой, чтобы вы все свободное время посвящали ему.

В этом случае, чтобы избежать недоразумений, не бойтесь задавать уточняющие вопросы, которые способны раскрыть правду. Обычно, интриганы не продумывают основательно детали и не придают значения мелочам. Поэтому ложь легко раскрыть.

Манипуляция людьми – это психологический прием, скрывающий управление собеседником против его воли.

Манипулируя, человека вынуждают к каким-то действиям, и он совершает их вопреки собственным интересам. Как отличить искренность в общении от манипуляции? Основная характеристика манипуляции в общении – ее скрытность. Общаясь с тем или иным человеком, обратите внимание на ряд характерных признаков манипулятивного поведения. А поможет нам в этом замечательная мудрая сказка о Золушке.

1. Синдром «мачехи», или провоцирование чувства вины с помощью эмоционального запугивания

Манипулятор действует так, чтобы задеть эмоциональные струны у собеседника , обращаясь к его самым важным потребностям и сторонам жизни. Например, ваш приятель или знакомая говорит: «Мне больше не на кого рассчитывать, кроме тебя. Ведь ты же мне друг? Если ты не займешь мне этих денег, я не смогу оплатить свою страховку». Или сосед говорит: «Если вы не взвалите на себя общественную работу по организации парковочных мест, то вам точно негде будет парковаться».

Этим методом успешно пользовалась злая мачеха в сказке о Золушке, запугивая её тем, что расправится со своим мужем, отцом Золушки, если та не поможет ей и её дочерям. Манипуляция удалась. Но это только начало сказки.

2. Синдром «Золушки», или игра на чувстве собственного достоинства

Желание признания и уважения – сильный мотиватор. В детстве эти ситуации выглядят так: «Ну что, слабо тебе спрыгнуть с крыши сарая?». На работе этот же метод используется в другом варианте, когда ваш босс говорит, что никто кроме вас не сделает эту работу лучше и быстрее, нужно только поработать в выходные или вечером сверхурочно.

Вспоминая Золушку, мы вновь видим успешное применение этого метода: никто, кроме Золушки, не в состоянии сделать весь объём работы по дому, и мачеха этого не скрывает, действуя в своих интересах. Манипуляция под девизом «у тебя же золотые руки, Золушка» работает. Но сказка продолжается.

3. Синдром «несчастного короля», или манипуляция собственной беспомощностью – прибеднение

«Ты же знаешь, без тебя я не справлюсь, я ничего в этом не понимаю», - говорит манипулятор. Показывая себя слабым, а собеседника сильным , он добивается своего. Обычно люди с трудом признают свои слабости, манипулятор же не боится назвать себя непроходимым тупицей, лишь бы вы пришли и починили ему компьютер или составили вместо него деловое письмо. Все те вещи, которые он либо мог сделать сам, приложив чуть больше усилий, или просто-напросто заказать соответствующую услугу за деньги.

Что касается нашей любимой сказки, то таким поведением в ней отличается Король: вместо того, чтобы решать проблему, он впадает в самоуничижение, срывая с себя корону и притворяясь беспомощным.

4. Синдром «принца», или избегание любых личных просьб или претензий, использование безличных формулировок

Манипулятор часто избегает прямых просьб и снимает с себя ответственность. Он скорее скажет не «Я прошу тебя об услуге», а «Ты же знаешь, что это надо сделать, потому что…». Жена говорит мужу: «Обычно на юбилей всем женщинам мужья дарят шубу или брильянтовое колье».

В сказке о Золушке этим синдромом страдает Принц, который, вместо того, чтобы прямо выразить свои чувства и своё отношение, почти всё время впадает в иносказательность и ложно понятую «воспитанность».

5. Синдром отца Золушки - Ваши собственные противоречивые эмоции

Лучший показатель – ваши собственные эмоции при общении. Как уже говорилось, манипуляция всегда основана на вовлечении эмоций собеседника. Манипулятор так строит разговор, что возникают сразу несколько противоречивых эмоций. Если внешне разговор самый обычный, но вы начинаете злиться на собеседника или раздражаться , задумайтесь, насколько собеседник искренен с вами. Если бы отец Золушки понял, в чем причина его колебаний и не дал бы манипулировать собой… то и мудрой сказки не было бы в помине!

Существует множество приемов борьбы с манипуляциями. Но самый лучший способ – показать собеседнику, что вам понятен его тайный мотив, сделать этот мотив явным. Обозначьте его прямым текстом «Ты хочешь, чтобы я…». Посмотрите, что будет дальше: либо взаимодействие просто прекратится, либо собеседник будет вынужден перейти к прямому и честному обсуждению вопроса. Ведь как только мы понимаем, что собеседник манипулирует нами, у него не остается шансов добиться своего таким путем.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Термин «манипулирование», или «манипуляция», произошло от латинского слова «manipulare» и в своем первоначальном значении означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание. Наиболее полное, определение манипуляции дал Е.Л.Доценко в статье «Манипуляция: психологическое определение понятия»: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий».

Приведем высказывание доктора философии В.М.Герасимова: «Манипулирование общественным мнением - один их специальных методов социально-психологического контроля». Основным признаком наличия манипулирования является ситуация, когда один субъект рассматривает другого как средство или помеху своей деятельности. С высоты собственного эго манипулятор превращает другого субъекта в послушное орудие, низводя его до уровня вещей, подвластных контролю и управлению. Это суждение точно отражает ситуацию, сложившуюся в рекламе, иначе не так бы интересовали рекламодателя (манипулятора) данные о продающей силе рекламы, называемой эффективностью.

Манипулирование востребовано сегодня как никогда, так как конфликт между интересами рекламодателя-манипулятора (навязать свое) и потребителя (купить лучшее) обостряется вследствие обострения конкурентной борьбы. Манипуляция же по природе своей призвана сглаживать этот конфликт, создавая иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом. Более того, можно говорить о том, что манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни. Это значит, что во всех сферах жизни присутствует эго манипулятора, навязывающего свою систему ценностей тайно, из-за невозможности делать это явно.

В духовной сфере пропагандируются духовные ценности через приоритеты воспитания, через образование, искусство и литературу.

В политической сфере пропагандируются имиджи и привлекательные, с точки зрения манипулятора (в данном случае, политической системы), носители политических идей посредством PR-средств, политической рекламы и средств массовой информации.

В социальной сфере пропагандируются социальные идеи (как, например, идеи «свободы, равенства, братства»). Это происходит через выстраивание системы социальных мифов (например, «Сталин - отец») и социально значимых ритуалов (например, воинское приветствие).

И, наконец, в материальной сфере пропагандируется приоритет материальных ценностей. Любовь к вещам как таковым выгодна для манипулятора, так как облегчает его работу. Делается это с помощью коммерческой рекламы.

С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых признаков манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие», игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. В политике, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).

Таким образом, манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. То есть, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» (1964), где дает такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено».

Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.

Все мы хотя бы раз в жизни сталкивались с людьми, пытающимися повлиять на нас ради достижения собственных целей. Играя на наших чувствах, они манипулируют нами, добиваясь желаемого. Такие люди – манипуляторы. Как их распознать и как им противостоять?

Человек манипулятор - кто он

Проанализируйте поведение своих знакомых, возможно среди них есть такие, кто беззастенчиво пользуется вами в своих корыстных целях. Всего существует несколько типов манипуляторов:

  • Диктаторы стремятся повлиять на свою жертву приказами, доминированием. Они часто цитируют высказывания известных людей, чтобы с помощью чужого авторитета добиться подчинения.
  • Противоположность диктаторам составляют тряпки. Такие люди склонны добиваться своего демонстрацией личной гиперчувствительности. Они часто забывают, предпочитают не слышать замечания и пассивно молчать.
  • Манипулятор-калькулятор стремится всех держать под контролем. При этом сам он не гнушается обманывать и увиливать. В силу своей склонности к обману, он и других подозревает во лжи и все время перепроверяет.
  • Прилипала – это человек, предпочитающий находится в зависимом положении. Он хочет, чтобы его окружали заботой и вниманием.
  • Хулиган демонстрирует свою агрессию, угрожает, поступает жестоко с другими и тем добивается желаемого.
  • Антиподом хулигана считается славный парень. Он предпочитает действовать демонстрацией преувеличенной заботы и внимания. Славный парень просто душит своей любовью.
  • Манипулятор-судья предпочитает всех обвинять, никого , он всегда полон негодования.
  • Противоположными методами действует манипулятор-защитник. Он всегда снисходительно относится к ошибкам других и подчеркнуто поддерживает каждого.

Как распознать манипулятора

Определить, что вами хотят воспользоваться, не так просто. Ведь манипулятор всегда стремится скрыть свой корыстный умысел. Он будет плести вокруг своей жертвы паутину до тех пор, пока она сама не преподнесет ему желаемое. Открыто действовать – не в характере манипулятора. Но все же есть несколько характерных черт, по которым можно их распознать.

Такие люди всегда последовательны. Они придерживаются правила, что раз человек что-то пообещал, то должен выполнить. При этом в расчет не берутся изменившиеся обстоятельства и прочие аргументы. Манипуляторы часто пользуются информацией о желаниях и потребностях своей жертвы, которая позволяет им добиваться желаемого. Например, намекнув человеку на то, что у него есть возможность осуществить давнее желание жертвы, потом забросать его своими просьбами. Человек начинает чувствовать себя обязанным и выполняет желания манипулятора, расплачиваясь за обещанные блага.

Манипуляторы очень любят эксплуатировать такие положительные черты человека как порядочность и честность, добросовестность и принципиальность. Особенно любимый манипуляторами прием – обмен любезностями. Сделав для своей жертвы какую-то мелочь, например, купив пирожки на обед, манипулятор обязательно попросит об ответной услуге. При этом это ответное действие будет обязательно большего масштаба, чем купленные пирожки. Например, просьба подежурить вместо него.

Признаки манипуляций

Психологическое давление, которое на вас оказывает манипулятор, заметить очень сложно. Вы должны прислушаться к своим ощущениям. Самым верным признаком манипуляции является чувство вины. Вы знаете, что ничего плохого не делаете, но все чувствуете себя виноватым при общении с человеком. Это ощущение и есть первый признак манипуляции. Будьте осторожны, вас пытаются обмануть!

Другой верный признак расставляемой ловушки – чувство тревоги. Вы подспудно ощущаете опасность при разговоре с, казалось бы, милым собеседником. Эти два чувства порождают ответственность. Вы начинаете осознавать свою зависимость от манипулятора, потерять его расположение. В итоге вы выполняете все его требования, стараясь ему угодить, подчас вопреки своим желаниям и выгоде.

Защита от манипуляций

После осознания того факта, что вами пытаются манипулировать, постарайтесь предпринять ответные меры, защищающие ваши интересы. Для начала разорвите контакт с манипулятором. Можно просто прервать общение, уйдя таким образом от неудобного разговора.

Другой способ – притворится непонимающим. Тем самым вы вынудите манипулятора более ясно объяснить мотивы своих действий. Этого же эффекта вы добьетесь, прямо спросив манипулятора о его желании. Как вариант, можно самому озвучить это желание, если вы его раскусили. Например, задать такой вопрос: «Я правильно понимаю, вы хотите добиться от меня…?»

Если от вас требуют немедленного принятия решения, ни в коем случае этого не делайте. Просто примите к сведению информацию и отложите решение на потом. Не идите на поводу своего , всегда держите в поле зрения свои собственные желания, держитесь подальше от слишком любезных предложений.

Хороший способ защититься от манипуляции – отказ без объяснения причин. Не вступайте в споры с манипулятором и не объясняйте ему мотивы своего отказа. Так вы дадите ему поле для деятельности, и он сумеет опутать вас своей паутиной.