Как возникает чувство влюбленности. Как возникает любовь? Некоторые определения любви

Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучению которой было посвящено множество трудов: начиная от Стендаля и его кристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более ранних философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. В своей работе я хотел бы остановиться на некоторых аспектах любви как эмоции: ее месте в структуре эмоциональной жизни человека; ее определениях и типах в разных психологических направлениях; причинах ее развития у человека и ряде других.

Для начала необходимо коротко рассмотреть некоторые теории эмоций и затем определить какое место занимает любовь в них.

Общая характеристика эмоций

В каждой психологической школе эмоции по разному.

    Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. В своих трудах Фрейд предложил способ анализа механизмов функционирования личности, выделив при этом концепцию аффекта. В ее основе лежит теория инстинктивных влечений, которым свойственны: безусловность, цикличность, избирательность и заменяемость. Сам же аффект определяется в ранних работах Фрейда как единственная побудительная сила психической жизни, а в более поздних трудах аффектам дается дефиниция интрапсихических факторов, побуждающих фантазии и желания индивида. В психоаналитическом подходе выделяют 3 аспекта аффекта: энергетический, процесс разрядки и восприятие окончательной разрядки. Из более поздних направлений исследования эмоций можно выделить работы Э. Фромма, в частности его работу «Искусство любви», некоторые компоненты которой я рассмотрю ниже.

    Когнитивные теории. К ним относят теории самосознания (теории «Я»), в которых причиной эмоций являются когнитивные процессы. Центральным понятием этих теорий является Я-концепция (целостный, интегрированный феномен, возникающий при сложении восприятия и познания индивидом самого себя). Чем больше восприятие/познание человеком себя, чем больше они связанны с ядром его личности, тем больше они включают в себя чувства и эмоции. Другой группой когнитивных теорий является рассмотрение эмоций как функций (реакций), обусловленных когнитивными процессами. Так Арнольд, считает, что эмоция возникает в результате влияния определенной последовательности событий, которые описываются в терминах восприятия (как элементарное понимание) и оценок (мгновенный интуитивный акт). Другие представители когнитивного подхода (Шехтер и др.) предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, ставшей причиной этого возбуждения.

    Эмоции как результат биологических процессов. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Так Плучик, определяет эмоции как телесные реакции, связанные с определенным адаптивным биологическим процессом. Он же предложил рассматривать личностные черты как комбинацию нескольких первичных эмоций. Например любовь определяется как радость + принятие.

    Теория дифференциальных эмоций, объектом изучения которой, является отдельные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на познавательную и поведенческую сферу человека. Основой этой теории являются следующие положения: а) 10 фундаментальных эмоций (страх, смущение, печаль, радость и др.) образуют основную мотивационную систему жизни человека; б) эти фундаментальные эмоции переживаются и влияют по-разному на познание и поведение человека; в) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них. Следует заметить, что это влияние двухсторонне. Активаторами эмоций здесь делятся на 3 группы: нейронные и нервнво-мышечные; аффекторные и когнитивные. Здесь же вводиться понятие базовая эмоция, определяемая как имеющая отчетливые нервные субстраты; она проявляет себя с помощью мимики и влечет за собой отчетливое переживание, осознаваемое человеком; она оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека. Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления и др. Континуум эмоциональной сферы человека здесь выглядит следующим образом: а) рефлексы (автоматизированная реакция на стимул, осуществляющаяся без предварительной когнитивной оценки стимула и не предполагающая сознательного выбора модели поведения) - б) инстинкты - в) драйвы или survival needs (физиологические потребности, являющиеся основой для животной жизни) - г) эмоции. Определяя эмоции как то, что переживается как чувство, что мотивирует, организует и направляет восприятие, мышления и действия, мы можем сказать, что они входят практически во все сферы жизни человека, оказывая то или иное влияние на них.

    Деятельностный подход. Согласно ему к эмоциональным процессам относится большой класс процессов внутренней регуляции деятельности, выполняющих эту функцию, «отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого, эмоции являются одной из форм существования и личностного смысла, когда связь между событиями и мотивами, а также их личностный смысл проявляется возникающими эмоциональными переживаниями. Здесь проводится терминологическое различие, относящиеся к эмоциональным явлениям: оно (целостное явление) представляет собой единство двух моментов: отражаемого содержания и его эмоционального переживания. Эмоциональные явления распадаются на две группы: а) переживания, которые «окрашивают» сами предметы и превращают их в мотивы и б) явления, возникающие в процессе деятельности и выражающие определенное отношение субъекта к различным условиям, ситуациям и т.п.

Ряд других концепций и их положения будут рассмотрены ниже.

Некоторые определения любви

Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми они являются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения, присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством, характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, более комплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентнов. Изард, проводя обзор некоторх из этих компонентов пишет, что эта «часть» состоит не только из позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольстивие- радость, но и из ряда негативных - печаль, злость, гнев и др. Он также дополняет перечисленную выше классификацию любви таким типами как любовь как переживание и любовь как отношение.

Понимание причины возникновения эмоции может повлиять на протекание эмоционального процесса и тогда предметом переживания становиться эта причина. В учении Спинозы, это переключение отразилось в том, что такой аффект как любовь, служащий основой для возникновения других аффектов, определяется как удовольствие, которое сопровождается знанием внешней причины. Анализ процесас развития этих аффектов, т.е. переход переживания с непосредственных на опосредованные причины удовольствия, можно найти в работах Юма. Он четко различает объект и причину любви-ненависти. Причинные связи, описываемые в учениях Спинозы и Юма можно изобразить следующим образом: 1) предмет любви - 2) предмет удовольствия - 3) удовольствие - 4) любовь. Таким образом, любовь часто является лишь первым результатом развития эмоционального процесса, а является основой для возникновения других чувств. Когда предмет и причина любви совпадают, то это является основой для развития этого чувства и зарождения взаимного. Дальнейшее развитие этого эмоционального процесса определяется познанием ряда обстоятельств: возможность развития; намеренностью и признанием оправданности этих действий;

Э. Фромм понимает любовь как «ответ на проблему человеческого существования». Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознавая свою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. Т.е. то, что не по своей воле он рожден и не по своей умрет и т.п. Человек «стал бы безумным», если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинув ее, объединившись в той или иной форме с людьми и окружающим миром. Способ преодоления этого, по Фромму, и есть любовь. Любовь, пишет он, это «активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим». Важным аспектом является то, что не смотря на то, что Фромм и предлагает типологию видов любви, он пишет, что любовь есть направленность на все, а не на что-то одно. При этом в действенный характер любви (в отличии от симбиотического, основанного на том или ином использовании другого человека) он включает такие неотъемлемые элементы как давание (отдачу), заботу, ответственность, уважение и знание.

Э. Берн определяет любовь как - «наиболее полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность». В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когда Родитель теряет свою зоркость и настороженность, а Взрослый свою предусмотрительность. Любовь здесь это отношение Ребенок-Ребенок.

Истоки любви

Основополагающим фактором в эволюционном развитии любви, является половое размножение, при котором самец и самка вносят в процесс сотворения нового существа равное количество генов, что обеспечивает генетическую изменчивость и, следовательно, является средством необходимым для выживания группы.

Другой биологический феномен, сыгравший особую роль в эволюции эмоций - родственный отбор. Его определяют как процесс, обеспечивающий передачу определенных признаков индивида через его гены и гены его родственников. При этом, решающее для эволюции значение играют черты, представляющие особую ценность для отдельного индивида. Так существуют определенные доказательства о том, что родственный отбор оказал влияние на возникновение и развитие альтруистического поведения у человека, важным компонентом которого является способность к эмпатии. В свою очередь следует помнить и о том, что существенной частью эмпатии является эмоциональное переживание, которое входит в переживание любви.
Особенностью развития человека в онтогенезе является большой период зависимости от родителей (особенно матери), от которой требуется опека и забота об новорожденном. Защита и кормление младенца - свидетельство любви.

Последней биогенетической причиной любви у человека стали оседлый образ жизни и охота. На заре человечества охота была сложной и рискованной работой: она требовала выдержки и настойчивости, мужчины были вынуждены скитаться по несколько дней вдали от дома, прежде чем вернуться «домой» к женщинам и детям со свежей добычей. Учитывая, что это была и физически тяжелая работа, они возвращались домой не только обремененные добычей, но и изнуренные погоней и т.п. Причиной, заставлявшей их отправляться в долгий путь домой, была привязанность к их женщинам и детям.

Классификация типов любви

Существует множество классификаций любви. Остановимся коротко на некоторых из них.

В рамка теории дифференциальных эмоций выделяют следующие типы любви:

1. Материнская. Ее особенностью является ее жизненная необходимость для ребенка.

Выделяют следующие элементы материнской любви:

телесный контакт . Существует ряд экспериментальных исследований этого элемента: начиная от ставших классическим экспериментов Харлоу с новорожденными обезьянами, которым предъявлялись различные манекены матери и заканчивая наблюдениями Howard A. Moss о половых различиях в материнском внимании. Moss были выбраны 30 новорожденных первенцев, которые наблюдались в течении 3 месяцев. Результаты показали, что матери в течение первого месяца жизни детей, обращают большее количество своего внимания мальчикам:

Материнское поведение 3 недели жизни 3 месяца жизни
мальчики девочки мальчики девочки
Общее кол-во держаний на рука (хholds) 131.3 105.5 86.9 73.4
Материнский контакт (holds and attends) 171.1 134.5 158.5 133.8
Качание 35.1 20.7 20.0 23.9
Кол-во внимания (взглядов) обращенного на реб-ка 182.8 148.1 179.5 161.9
Разговоры с реб-ком 104.1 82.2 117.5 116.1
Поведение ребенка мальчики девочки мальчики девочки
Плачь 43.6 30.2 28.5 16.9
Раздражительность (плачь и возбуждение) 78.7 56.8 67.3 42.9
Бодрствание (пассивное) 190 138.6 257.8 241.1

Как видно из приведенных выше результатов наблюдения матери с определенного периода наблюдается снижение материнского внимания к мальчикам, по сравнению с увеличением к девочкам. Авторами исследования приводятся две теории, объясняющие этот факт. Первая теория объясняет это тем, что девочки активнее откликались на материнское поведение. Тот факт, что матери в начале жизни их дочерей уделяли им меньше внимания (но затем данные уравниваются), объясняет лучшую обучаемость девочек социальным реакциям (responses). Второе объяснение - вызывает формы различного подкрепления при которых мать, придерживаясь определенных культурных ожиданий, инициирует паттерн, стимулирующий мальчика быть более агрессивным, настойчивым и хуже реагирующим на социализацию.

привязанность или прочная эмоциональная связь ребенка и матери. В анализе работ по этой теме Д. Боулби выдел общую характеристику материнско-детской привязанности: устойчивость-неустойчивость. Наблюдая за реакциями ребенка в различных ситуациях, связанных с уходом и появлением матери в незнакомой обстановке, можно выделить несколько типов привязанности: избегательная, амбивалентная и устойчивая. На характер этих привязанности в основном влияют различные проблемы, возникающие в семье: напряженность в отношениях, развод, потеря работы и т.п. Результаты исследований других авторов (Matas, Arend, Sroufe, 1978) показали, что дети с устойчивым типом привязанности, обычно, лучше и успешнее адаптируются к условиям садов и др. дошкольных учреждений.

эмоциональная доступность матери, под которой подразумевают не только физическое присутствие матери, но и ее готовность отдать свою любовь ребенку.

чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность их удовлетворить.

Существует ряд специфичных эмоций, переживаемых при материнской любви. К ним относят: а) чувственный или физический аспект или т.н. физиологический драйв (вызванный частично гормональными изменениями, происходящих в организме матери); б) эмоции радости (социальной по своей природе т.к. вызывается фактом причастности к жизни, развитию ребенка); в)эмоции интереса.

2. Сиблинговая любовь . Это вид тоже является особым феноменом. Старший сиблинг становиться первым партнером ребенка в игре; он же, как правило, заботиться вместе с родителям о младшем, обеспечивая ему социальную поддержку. Здесь следует упомянуть феномен детской ревности, когда рождение младшего брата или сестры становиться испытанием для ребенка, любви и заботы, уделявшегося ему ранее.

3. Романтическая любовь . Здесь следует различать любовные переживания и любовные отношения. Первые всегда сопряжены с эмоциями радости и интереса, а вторые могут включать в себя весь спектр эмоций.

Похожая классификация существует и у Э. Фромма. Он выделяет:

Братскую любовь , которая является наиболее фундаментальным вид, составляющим основу всех других типов любви. Она основывается на чувстве, что все мы - одно, а существующие различия не в счет.

Материнскую любовь . Это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей. В противоположность братской и эротической любви, являющиеся любовь между равными, связь матери и ребенка есть, по своей сути, неравенство. Из-за своего альтруистического характера она считается высшим видом любви.

Эротическую любовь . В противоположность вышеперечисленным, стремиться к полному слиянию с близким человеком и в ней также есть предпочтительность.

Любовь к себе , которую следует отличать от эгоизма, поскольку эгоист не любит себя, а ненавидит. Чрезмерно заботясь только о себя, эгоист, в действительности, делает безуспешные попытки компенсировать свой неуспех в деле заботы о других.

Любовь к богу .

Р. Стернберг в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви (страсть, интимность и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь-обязательства. При этом идеальной считается совершенная любовь - сочетание всех трех компонентов.

З. Рубин выделил следующие факторы, являющиеся основой для классификации типов любви: привязанность, забота и интимность.

Таким образом, несмотря на то, что проблематика любви давно изучается как в психологии вообще, так и в психологии эмоций в частности, не существует четкой картины этого эмоционального переживания. Выделенные выше критерии и понятия скорее описывают отдельные стороны и проявления любви как эмоции,что может быть связано, на мой взгляд, с фундаментальностью и значимостью этой темы.

Использованная литература:

  • В.К. Вилюнас «Психология эмоциональных явлений», М., 1976
  • Э. Берн «Секс в человеческой любви», М., 1998
  • Howard A. Moss «Sex, Age and State as Determinants of Mother-Infants Interactions», из Merrill-Palmer Quarterly ‘1967, vol. 13.
  • Д. Майерс «Социальная психология», С-Пб., 1999
  • Э. Фромм «Искусство любви», Харьков, 1990
  • К. Изард «Психология эмоций», С-Пб, 1999
  • К. Холл, Г. Линдсей «Теории личности», М., 1999
  • «Психология эмоций. Тексты», М., 1984

Любовь - это одна из величайших загадок, которой насчитывается столько же лет, сколько существует человечество. Откуда возникает это чувство, почему оно привязывает людей друг к другу, заставляет испытывать блаженство, страдать и мучиться? Источник всепоглощающей страсти, как считают многие учёные, . Именно там обрабатывается вся информация, и выноситься окончательный вердикт: стоит ли влюбляться в этого человека или нет.

Подсознание в свою очередь опирается на органы чувств. Главным из них у человека является зрение. Второе место занимает слух. На третьем стоит обоняние, но оно уже давно потеряло свою значимость, так как парфюмерная промышленность свела к минимуму все природные запахи.

Рис. Как зарождается любовь?

Итак, зрение. С его помощью оцениваются внешние данные потенциального избранника. Форма носа, губ, подбородка, разрез глаз, состояние волос и кожи, телосложение. Всё это мгновенно считывается и передаётся в глубины мозга. Но в первую очередь внимание уделяется глазам, ведь любой контакт начинается с пересечения взглядов.

Наиболее красивыми считаются большие глаза, обрамлённые длинными ресницами. К ним хорошо подходят густые брови. Именно такое сочетание во все времена считалось самым притягательным. Если обосновать его с биологической точки зрения, то данный вариант указывает на хорошо развитый защитный механизм, предохраняющий органы зрения от пыли. Что касается цвета глаз, то тут нет единого мнения. Кому-то нравятся голубоглазые, а кому-то кареглазые люди.

Существует мнение, что оттенки радужной оболочки напрямую связаны с гетерозисом (увеличением жизнестойкости организма). Светлоглазым нравятся темноглазые, а темноглазым, наоборот, светлоглазые. То есть человек на подсознательном уровне подыскивает себе пару, которая состоит с ним в наиболее дальнем родстве. У мулатов и метисов, как правило, рождается более жизнестойкое потомство. Но внешние данные, указывающие на национальную принадлежность, часто играют отрицательную роль в связи с менталитетом и традициями. А вот цвет глаз вызывает в подсознании неосознанное стремление произвести на свет максимально стойкое потомство.

Если говорить об ушах, то здесь предпочтение отдаётся небольшим размерам и аккуратным формам. В отношении носа существует предположение, что он связан с темпераментом и характером. Длинный нос указывает на вспыльчивость. Мясистый и широкий подчёркивает основательность, а курносый говорит о жизнерадостности. Нос средних размеров и обычной формы присущ уравновешенным натурам. Они живут в душевной гармонии с собой и внешним миром.

Что касается губ, то некоторые физиономисты утверждают, что они имеют большее значение, чем глаза и являются подлинным зеркалом души. Ведь они никогда не обманывают в отличии от глаз. Взгляд можно сделать невинным, искренним, радостным, а губы в любом случае проявят внутреннюю сущность человека, так как способны презрительно кривиться, брезгливо опускаться, высокомерно выпячиваться. Вариантов существует великое множество. Поэтому обращать внимание следует в первую очередь на губы, так как человек их практически никогда не контролирует.

Теперь тело. В обычной жизни, когда люди одеты прерогатива отдаётся лицу. А вот на пляже, на каких-то спортивных состязаниях приоритеты смещаются. На первое место выступают мускулатура у мужчин и пропорциональное сложение у женщин. Существует мнение, что слабый пол отдаёт предпочтение мужчинам с хорошо развитой мускулатурой. Это изначально сидит в подсознании. Ведь когда-то очень давно сильный пол добывал пищу, промышляя охотой. И только физически крепкий человек мог быть настоящим добытчиком.

Но некоторые исследователи считают, что это далеко не так. Уже много тысяч лет люди живут в цивилизованных условиях. Их способность к выживанию зависит больше от умственных, а не физических данных. Поэтому мужчины, не обладающие роскошной мышечной массой, пользуются у женщин не меньшим успехом, чем культуристы. Одним словом, внешние физические данные сильного пола не играют определяющей роли в пристрастиях прекрасных созданий.

А вот внешние данные женщин, наоборот, имеют определяющее значение для мужчин. Здесь важны и форма груди, и длина ног, и объём бёдер и другие физические данные. Однако большую роль играет и умение себя подать. Многие далеко не совершенные в физическом отношении дамы создают нужный имидж и имеют гораздо больше поклонников, чем красивые, но абсолютно не способные себя правильно преподнести женщины.

Таким образом, большое и сильное чувство, именуемое любовью, возникает, когда мозг проанализировав информацию, поступившую от глаз, выносит вердикт, что вот этот человек оптимально подходит по всем параметрам. Но помимо зрения есть ещё и слух, который также играет определённую роль в выборе предмета страсти.

Потенциальный избранник может быть верхом совершенства по физическим данным, но всё испортит высокий или визгливый голос. Или, наоборот, благодаря предварительному знакомству по телефону, тембр и интонация голоса могут очень понравиться. Но при непосредственном знакомстве внешность может оказаться отталкивающей. Честно говоря, наибольшим успехом пользуются низкие голоса. В них присутствует скрытая сексуальность. На это указывает хотя бы то, что «сексом по телефону» преимущественно занимаются женщины с низкими голосами.

Как уже говорилось, обоняние играет очень незначительную роль в зарождающемся чувстве любви. У человека оно вообще развито плохо, а разнообразный парфюм уничтожает даже это малое на корню. Однако запахи нельзя совсем сбрасывать со счетов. Определённый эффект они, безусловно, дают. У каждого человека есть генетическая предрасположенность к определённым ароматам. Это чисто индивидуальные ощущения. Часто они связаны с какими-то жизненными ситуациями, которые имели место в прошлом. Если те были неприятными, то похожий запах вызовет чувство отторжения. А приятный разбудит в душе симпатию, и это может стать маленьким шажком к более близким отношением.

Теории.

Э. Фромм

По мнению Э. Фромма, любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека. По мнению Э. Фромма здесь скрыто заблуждение, состоящее в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным пребыванием в любви. Эти люди не понимают, что любовь это активность, сила духа, и считают что, главное – это найти правильный объект, а дальше все пойдет само собой. Эту установку можно сравнивать с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен дождаться правильного объекта; и когда найдет его, то будет рисовать великолепно. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Любовь – это деятельность, где главное – давать, а не получать. Именно когда человек отдает без мыслей о награде, он ощущает себя живущим. «Богат лишь тот, кто умеет отдавать» с психологической точки зрения.

Если нет в обществе любви, то такое общество – разобщенное. Отсутствие любви – вот источник чувства стыда, а также вины и тревоги.

«Помешательство» друг на друге, по мнению Э. Фромма не всегда является доказательством силы любви, скорее оно свидетельствует о степени предшествующего одиночества.

Теория любви В.И. Мустейна

По мнению автора, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:

А) чувство;

Б) установка;

В) поведение;

Г) здравый смысл.

Однако, ни один из них не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»:

А) страстная любовь;

Б) романтическая;

В) супружеская любовь.

Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь.

Теория любви А.Афанасьева («синтаксис любви»)

«Любовь – это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций. Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двух людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):

Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь – зависть – ненависть.

Филия – любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счета оказываются перед своим отражением в зеркале.

Агапе – любовь – эволюция, движущая партнеров от противоположной к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.

Существуют чистые и много переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития. «Любовь исчезает, когда перестает надеяться или бояться», - говорил Ларошфуко. Как правило, эйфория длится три года, далее происходит разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной или продолжение отношений на ином уровне. Так, познание себя и другого определяет возможности отношений между людьми.

А. В. Петровский

Любовь это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Трехкомпонентная теория любви Стернберга

Стернберг полагает, что любовь имеет три составляющих.

Первая – это интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами.

Вторая составляющая любви в теории Стернберга – страсть. Страсть приводит к половому влечению и сексуальному возбуждению.

Третья компонента – решение/обязательство. Эта составляющая имеет долговременный и кратковременный аспекты. Кратковременный аспект проявляется в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект – обязательство сохранять эту любовь. Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:

Результаты сочетания компонент любви по Стенбергу

Типы любви

Интимность

Решение/обязательство

Страстная любовь

Придуманная любовь

Романтическая любовь

Любовь-товарищество

Слепая любовь

Совершенная любовь

1. Симпатия (только интимность) – один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

2. Безрассудная любовь (только страсть) - объект любви, как правило, идеализируется;

3. Пустая (придуманная) любовь (только компонент решения/обязательства) - в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком;

4. Романтическая любовь (интимность и страсть) - любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;

5. Любовь в браке (интимность и решение / обязательства) - длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечения на стороне);

6. Бессмысленная любовь (страсть и обязательства) - «крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

7. Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства) - «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее».

8. Нелюбовь (отсутствие всех компонентов) - деловые отношения.

И.С. Кон выделяет шесть видов любви:

    эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;

    гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;

    любовь-дружбу - спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего Я и суметь принять то, что дает тебе партнер. Последнее выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать;

    прагматическую любовь - любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь». Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий существования, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта;

    бескорыстную любовь - любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от детско-родительских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли «дающего», ограничить возможности его личностного роста и самореализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей;

    любовь-манию - иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».

Супружеский уровень любви начинается с момента, когда два человека - мужчина и женщина - создают семью и принимают решение быть вместе. Особенности этого уровня: - стержнем супружеских отношений является умение дружить. Брак тем крепче, чем успешнее супругами был пройден второй этап; - супружеская верность – основа благополучного брака. Супружеская любовь предназначена только одному человеку, в то время как дружеская – всем людям. - супружеская любовь отличается от уровня дружбы готовностью отдавать больше, большей посвященностью друг другу; - особенность этого этапа – возможность постигать особенности мужской и женской природы и учиться достигать абсолютного единства, что и является целью этапа супружеской любви.

Каждый из нас не просто человек, он мужчина или женщина. Важно, чтобы человек смог реализовать себя как: _мужчина или женщина (мальчик – юноша – мужчина, девочка – девушка - женщина); _муж или жена; _отец или мать.

Одна из ответственностей мужа и жены – помочь друг другу стать счастливыми, т.е. помочь реализовать свою природу, достигнуть максимума как мужчина или как женщина. Надо понимать, что мы выражаем любовь так, как сами чувствуем, а надо узнать, что ожидает от нас супруг.

Языки любви: 1) важны слова - хвалить; - одобрять; - поддерживать; 2) конкретная работа - помогать; - находиться дома; - делать много в доме; 3) совместное времяпрепровождение - проводить много времени вместе; - общаться; - вместе что-то делать 4) подарки (в любой форме).

Не мудро любить человека как мы хотим, надо – как он хочет. Тогда он сможет почувствовать себя счастливым. Социальная психология, определяя, что такое любовь, выделяет понятия межличностного влечения, физической близости, физической привлекательности, сходства и комплементарности (дополнительности). Каждое из этих понятий тем или иным образом определяет возможность возникновения чувств, симпатий, любви между людьми.

Межличностное влечение Влечение, которое один человек испытывает к другому, зависит от многих факторов. Однако, как полагают некоторые психологи, взаимное влечение двух людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами

Физическая привлекательность Коль скоро знакомство состоялось, физически привлекательный человек чаще всего начинает восприниматься как личность, превосходящая других по честности, уму, одухотворенности. Тенденция приписывать завидные личностные качества «красивому» человеку присуща даже детям дошкольного возраста; они, например, обнаруживают склонность считать маленьких мальчиков с непривлекательной внешностью агрессивными и недружелюбными.

Сходство и комплементарностъ Комплементарность (от латинского complementum - дополнительность) в данном случае означает своеобразный тип взаимоотношений двух людей, когда индивидуальные особенности одного идеально дополняют индивидуальные особенности другого. Это, грубо говоря, отношения вилки и розетки. Или ключа с замком. Комплементарны говорун и слушатель, любитель покушать и любитель готовить, лидер и ведомый. Гармоничная пара наверняка комплементарна. Как правило, человек испытывает большее влечение к тем людям, которые сходны с ним самим по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам и взглядам. Люди, взаимное влечение которых основано на противоположных свойствах, встречаются реже. Тем не менее комплементарность потребностей оказывается важным фактором стабильности связей между людьми, которые первоначально выбрали друг друга по взаимному сходству. Таким образом, если сходство имеет важное значение для установления отношений, то для их продолжения, похоже, необходима комплементарность.

Есть вопросы, которые не меняются столетиями, и даже не очень зависят от места жительства, возраста и прочих особенностей задающего их человека. Это вопросы о смысле жизни. Любовь – одна из составляющих смысла жизни, а для многих – наиболее важная ее составляющая. Относящийся к ней вопрос часто формулируется так: а бывает ли любовь с первого взгляда?

Ответ, возможно, будет звучать несколько категорично, но скорее всего другой и не бывает. Любовь возникает именно с первого взгляда. Но только это не взгляд на какого-то другого человека, – это взгляд вовнутрь, взгляд в себя. Просто он чаще всего остается незамеченным.

Возникновение любви является откликом на некоторую потребность, и первоначально проявляется она в виде чувств. Сама потребность не очевидна, она скрыта в глубине бессознательного, и с сознанием ее связывают именно чувства. Чувства – это язык, на котором мое бессознательное разговаривает со мной, посылает сообщения моему сознанию. Вообще говоря, все мои чувства, влечения, поступки, формы и способы поведения являются проявлением какой-то моей потребности. Хорошо, когда собственно моей, да к тому же верно воспринятой моим сознанием. Хуже – когда они как бы индуцированы потребностями других людей, или когда моя потребность оказывается неверно расшифрованной. В этом случае мои чувства и действия оказываются в конфликте с моей потребностью, и я расплачиваюсь за это тревогой, болезнями и печально известным субъективным переживанием, которое именуется несчастьем...

Если в бытовой повседневности можно представить себе великое разнообразие потребностей, то с точки зрения человеческой психологии имеет смысл говорить о трех базовых потребностях:

  • Потребность в безопасности и самосохранении.
  • Потребность в отношениях близости и принятия, в отношениях, наполненных радостью, дружбой и любовью.
  • Потребность в самореализации, в достижении значимого результата, в выполнении какой-то личной миссии.

Итак, любовь возникает в качестве чувств влюбленности, нежности, влечения, которые могут оказаться проявлением каждой из этих трех базовых потребностей. При этом сама по себе любовь чувством не является. Но об этом позже.

У Анны Ахматовой есть такие строки, посвященные таинству возникновения поэзии:

Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда…

То же самое можно сказать и о чувстве влюбленности. Оно способно вырасти, возникнуть в любом месте, в любых, даже самых невероятных ситуациях, и тоже, слава Богу, не ведая стыда. Ибо стыд уместен при выборе и оценке действий, но очень опасен, токсичен, а потому абсолютно неуместен в области чувств.

К примеру, чувства влюбленности и влечения вполне могут возникнуть на основании потребности в безопасности. Это очень типичная подростковая (но и не только подростковая) ситуация. Подросток (юноша или девушка) спасается от одиночества, а родители уже не являются для него универсальной защитой, он уже вырос из скорлупы родительской опеки, а до равных близких отношений еще не дорос. Ему нужна безопасность, нужен человек, который будет рядом безусловно, в горе и в радости. Будет рядом, чтобы защищать от неприятных встреч с неприятными мыслями, чувствами и людьми. Будет рядом, чтобы готовить еду, чтобы не страшно было гулять вечером, ходить в магазины, оставаться ночью дома. Или просто будет рядом, чтобы было с кем поговорить… И когда на горизонте появляется подходящий под соответствующие ожидания человек, потребность в безопасности может проявиться в качестве чувства влюбленности.

Есть и другой вариант, когда потребность в самореализации, в высококачественном результате собственной жизни также может быть воспринята, как потребность в любви. Скажем, человек чувствует себя очень сильным и значимым, ценным, и ему необходимо кого-то опекать, защищать и воспитывать, радовать собою и всячески осчастливливать. Или он по некоторым личным причинам решил явить миру идеальную форму семьи и семейных отношений. И для того чтобы успешно реализовать эту собственную миссию, он ищет глазами вокруг, и находит кого-то, и искренне чувствует, что влюбился.

Здесь хочется еще раз сказать спасибо за подсказку Анне Ахматовой: оба приведенные выше случая оказываются вполне надежным, вполне достаточным и питательным основанием для возникновения любви. На этом, первом этапе – не менее надежным, чем, собственно, потребность в близости и отношениях.

Конечно же, наряду с этими существует и самый прямой и непосредственный путь, когда чувство влюбленности возникает именно из потребности в отношениях. А еще лучше, когда не из потребности в отношениях вообще, а из потребности в отношениях именно с вот этим конкретным человеком. И когда такое случается – это осознается и воспринимается, как счастье. Или еще есть такое старинное, но не утратившее своей энергии понятие – благодать.

Возникновение этого счастливого переживания, встреча с чувствами нежности, тревоги, влечения – это проявление особой глубинной потребности. Но это еще, собственно, не сама любовь.

Возникновение любви на этапе влюбленности – это особая встреча. Но пока еще не с реальным другим человеком, – это встреча с собственными желаниями и собственными чувствами, встреча с самим собой. И это настолько впечатляющая и волнительная для меня встреча, что я действительно могу воспринять ее, как откровение свыше. В какой-то мере она и есть откровение свыше. Способность осознавать свои потребности, желания и чувства вполне может рассматриваться, как откровение свыше. Но для настоящих отношений любви все это оказывается еще достаточно отдаленным и очень предварительным. Это предвстреча, предчувствие, предвосхищение.

Встреча с другим человеком происходит тогда, когда уже есть отношения любви, и эти отношения любви основаны на узнавании другого. Потому что отношения любви – это и есть узнавание другого. А влюбленность, как возникновение любви – это узнавание и осознавание пока еще только самого себя.

Как и некоторые другие события человеческой жизни, наиболее насыщенные энергией и смыслами, влюбленность требует внимательного и аккуратного с нею обращения. Это не только рекомендации по «технике безопасности», это в большей степени забота и предположения о наиболее эффективном и осознанном проживании…

Вот, примерно так:

1. Не спешите переводить эти волшебные чувства и переживания в действия. Просто – не спешите. Попробуйте побыть с ними, как бы прижать их к сердцу. В этих чувствах действительно много энергии, которая не столько связана с внешним объектом, сколько с вашей собственной потребностью. Присвойте ее себе. Чем больше присвоите – тем более глубокими, точными и успешными будут ваши последующие действия.

2. Очень важно и полезно бывает отличить влюбленность от восхищения, или даже зависти. Это можно проверить через свое желание – что ты хочешь по отношению к этому человеку, что хочешь сделать с ним. Приобрести его, как ценный объект имущества, вступить в престижный клуб, именуемый сообщество влюбленных – или действительно просто видеть его, слышать, быть вместе, быть рядом.

3. Прислушивайтесь к себе. Подлинное счастье и открытие состоит не в том, чтобы это проделывать, – а в том, чтобы это испытывать.

Действие второе: Отношения любви

Представлениями о любви, попытками понимания этого удивительного феномена наполнены самые различные теории, учения и верования. И эти представления отличаются кардинально: от утверждений о том, что Бог есть любовь, до утверждений о том, что любовь – это болезнь и форма психического расстройства. Для одних любовь – это только психологическая мотивация (повод, уловка) для секса, а для других секс – это подмена и избегание любви, ее разрушение. Да и в самой сексуальной революции кто-то видит самое эффективное средство для увеличения продолжительности и качества жизни, освобождения творческой и витальной энергии, а кто-то – едва ли не дьявольскую атаку на человечество со стороны каких-то темных сил.

Нет сомнений только в одном: любовь – это настолько мощное и удивительное явление в жизни человека, что учений и идей, восхвалений, подозрений и страхов вокруг нее всегда было и будет очень много.

Выше мы говорили о том, что любовь возникает в качестве ответа на глубинные человеческие потребности. Психологический подход в принципе рассматривает жизнь человека, как некоторый путь испытывания, осознавания и выбора формы осуществления своих потребностей. С точки зрения романтически настроенных критиков такой подход будто бы низводит человека до животного. Похоже, напротив, именно такой взгляд и подход позволяет человеку оставаться и быть человеком. Поскольку и его потребности, и формы их осуществления – сугубо и исключительно человеческие.

Мы действительно можем рассматривать жизнь человека и человеческий опыт как некоторый цикл. Он так и называется – цикл опыта, или цикл контакта. В этом цикле контакта выделяются четыре стадии или этапа:

  • преконтакт,
  • контактирование,
  • финальный контакт,
  • постконтакт.

Эти этапы связаны с феноменом потребности, последовательностью и способами ее проживания. На этапе преконтакта, если он успешен, потребность осознается. Это самая первая стадия, которую проходит потребность, превращаемая в человеческие чувства путем осознавания. После того, как потребность осознана, человек способен рассматривать ее в реальном контексте своей жизни, с учетом своих реальных ресурсов, своего возраста, возможностей, способностей и прочих условий. Он свою потребность как-то соразмеряет, совмещает с реальными фактами и реальными ресурсами собственной жизни, – и это вторая стадия цикла опыта, стадия контактирования.

На третьей стадии, стадии финального контакта, человек совершает выбор, принимает определенное решение по отношению к своей потребности. Здесь важно, насколько адекватно она осознана, и насколько адекватно осознаны собственные ресурсы и внешние условия. На этом этапе человек может найти какую-то приемлемую форму осуществления своей потребности, за которую он готов нести ответственность, либо может не найти таковой, и столь же ответственно отказаться пока от ее удовлетворения. И то, и другое в равной степени благоприятно.

А если финальный контакт полноценно не пройден, решение оказалось поспешным, неудовлетворяющим, либо не принятым в силу вытеснения и избегания, то человек разнообразно страдает и мучается, как известно нам из литературы и опыта собственной жизни.

Четвертая стадия – постконтакт – это стадия передышки, паузы между потребностями, когда одна потребность уже перестала быть актуальной, а новая еще не настолько сильна, чтобы начать осознаваться.

Вот такие стадии проходит человек в отношении своей потребности. Этот цикл контакта очень точно характеризует жизнь человека и отдельные ее процессы и события. Психологически вполне корректным будет определение, что человек – это существо, обладающее способностью испытывать потребности, осознавать их и принимать по отношению к ним самостоятельные и ответственные решения.

И здесь следует признать, что любовь – это не чувство. Чувства – это влюбленность, нежность. То, что ощущаются в теле, когда перехватывает горло, когда увлажняются глаза, когда учащается дыхание, – вот это все чувства. Любовь – это не чувство, это решение. Любовь – это осознанный выбор, это совершенный контакт, завершенное целостное действие по отношению к своей потребности. Это решение быть вместе и выбор своего человека.

Таким образом, любовь – это особая форма отношений. Мы же не называем отношения чувствами. Чувства, как стрелка компаса (или как волшебный клубок, кому какой образ больше нравится) приводят нас к соответствующим отношениям.

Отношения любви осуществляется, когда два человека совершили это внутреннее действие и выбрали друг друга. Именно сделали свой безусловный чувственный и нравственный выбор, а не договорились и не подписали формальный контракт.

Ведь существуют два принципиально разных типа отношений: близкие и контрактные. Близкие отношения возникают на основании чувств, желания и доверия, и они по сути своей не терпят условий и ограничений. Это когда мы вместе, потому что мы хотим этого. И еще: мы вместе целиком. Контрактные отношения возникают на основании конкретных прагматических целей, и они не терпят отсутствия четких условий и ограничений, а место доверия здесь занимает взаимно согласованный договор. Близкие отношения убивает формализация, контрактные – отсутствие формализации.

Так вот любовь – это собственно близкие отношения. Это желаемый выбор, совершенный внутри, в сознании, в душе. Желание быть вместе именно с этим человеком, узнавать его, знакомиться с ним. Желание безраздельно и беззастенчиво пользоваться этим человеком и давать ему пользоваться собой. Отношения любви не предполагают оценки. Я хочу быть с любимым человеком не «благодаря тому, что» и не «несмотря на то, что»… Именно так: не благодаря, и не несмотря на. Любовь – это смотря, слушая, знакомясь, споря. Если мне хочется этого человека, то мне хочется, в том числе, и спорить с ним. Только глупец спорит, с кем попало. Любящий человек любит и соглашаться, и спорить, только с тем, кого любит.

А это не опасно? – спросите вы. Опасно. Любовь, в принципе, опасная штука. Если вы ищете безопасности, то лучше любить растительный мир, да и то по телевизору.

Отношения любви не терпят оценки, зато выдерживают самые разные чувства. Человек, с которым я нахожусь в отношениях любви, может бесить меня, может радовать. Да я вообще могу к нему в какой-то момент не испытывать никаких чувств. Некоторые люди страшно пугаются этого состояния и думают, что любовь утрачена, что она пропала. Это тоже возможно, бывает и утрата любви, но это уже совершенно другая история.

На что следует обращать внимание, если вдруг вам так невероятно и опасно повезло, что у вас есть любимый человек, есть отношения любви?

1. Любовь имеет совершенное самостоятельное значение. Если вы любите, то это само по себе не означает, что вы обязаны создавать семью, вы даже не обязаны переходить к сексу. Замечательно, если вы захотите и сделаете и то, и другое, но жесткой обязательной причинно-следственной связи здесь нет.

Любовь, семья и секс – это самостоятельные равноправные потребности. Они могут сочетаться, могут продолжать друг друга – но не обязаны. Любовь – это не повод и не подспорье для чего-то. Это событие и отношения, имеющие особый смысл, и более того – создающие особый смысл жизни.

2. Если вы вдруг заметили, что не испытываете ярких чувств, то это ничего не значит кроме того, что вы сейчас по какой-то причине не испытываете этих чувств. И это вообще может быть не связано с любимым человеком. И от одного этого ваша любовь не должна рассыпаться или быть отменена. Правда, для этого вы должен быть не очень пугливы и способны выдерживать разные чувства, а также их временное отсутствие, не бросаясь немедленно рвать и крушить свои решения и отношения. Поскольку есть поучительные примеры очень пугливых или очень восторженных людей, которые думают, что любовь вообще не терпит неприятных запахов, не терпит неприятных чувств. Что любовь – это сплошные бабочки, ромашки и благоухания в розовых тонах. И вот первая ссора или первая скука – и человек в панике, в отчаянии или в обиде бежит. Но тогда это про любовь, которая не состоялась – ни как сознательное целостное решение, ни как действительно близкие отношения.

А в заключение – два диалога про любовь, которая состоялась.

- Ты когда-нибудь хотел ее бросить?
- Несколько раз хотел придушить… Но бросить – никогда.

Но если он так поступит, ты же не сможешь его простить?
- Боюсь, пока я его люблю – я смогу простить всё… Главное, чтобы он об этом не знал…

Действие третье: Утрата любви

Это печальное действие. Как, впрочем, и любая утрата. Правда, иногда оно просто необходимо…

Ели вы связываете себя отношениями с каким-то человеком, то вы связываете себя отношениями с потенциально свободным человеком, который, к тому же, вам не принадлежит. Свобода человека сильнее его сознания, его принципов, верований и убеждений. Я могу пытаться все что угодно контролировать и удерживать, но я не могу отменить свою свободу изменений, свободу желаний, свободу заболеть… В этом-то и состоит особая уникальность отношений, их негарантированность и случайность, которая делает их настоящей ценностью, не тиражируемой и невоспроизводимой. И если мы исходим из того, что отношения любви – это некоторая уникальная случайность, уникальная встреча, то у них всегда есть риск быть потерянными.

Но есть риск, а есть гарантированная неизбежность. Утрата любви неизбежна, если вы входите в отношения не с человеком, а с какой-то его функцией, относитесь к человеку, как к объекту, обладающему определенными качествами. К примеру, сильный и властный мужчина выбирает себе в спутницы юную восторженную девушку, отлично подходящую для того, чтобы ее воспитывать и опекать. А потом вдруг заболевает, и начинает нуждаться в том, чтобы женщина, которая рядом с ним, была достаточно самостоятельной, заботливой и, желательно, взрослой… Или девушка находит себе избранника – яркого и веселого парня, пользующегося огромной популярностью в ее компании, знающего бесконечное множество анекдотов, на зависть всем подругам… Но проходит время – и компания как-то деформируется и исчезает, подруги заняты своими делами и просто не успевают больше завидовать, а количество анекдотов оказывается конечным…

Таких примеров можно приводить сотни, и хотелось бы искренне пожелать, чтобы это были примеры не из вашей личной истории.

Риск утраты любви оказывается очень связан с изменением типа и характера отношений. Можно еще раз вернуться к тому, что отношения любви – это отношения близкие, не терпящие обусловленности и договорных ограничений, они есть проявление желания быть вместе с этим человеком. Есть другой тип отношений – контрактно-договорные. Так вот, потеря любви – это, собственно, и есть переход отношений из близких в контрактные.

Как я могу это заметить… Ну, конечно, если это не произошло помимо моей воли, если это не меня теряют, а я теряю, теряю свою любовь… Да вот так я и замечаю, что у меня пропало внутренне решение, внутренний свободный выбор быть с этим человеком. Это уже не желание, я уже не хочу с ним быть, а я некоторым образом должен, в силу определенных обязательств – и на определенных условиях. Я не хочу – я договариваюсь быть вместе. Или договариваюсь не быть.

Но это еще более-менее достойный сценарий. В ситуации утраты любви люди проявляют огромное разнообразие индивидуальной техники и прочих личных особенностей. Некоторые практически одномоментно теряют и отношения любви, и вообще всяческие отношения и обязательства…

Знаешь, извини, вчера хотелось, а сегодня уже не хочется… Прощай, зайка, ничего личного… Такой сценарий в действительности больше похож на истерику, на страх, беспомощность и потерю вменяемости перед потерей любви.

Безусловно, потеря любви – довольно страшное переживание, и этот страх заставляет либо оцепенеть, либо запускает плохо контролируемые фейерверки эмоций, чувств и поступков. Можно впасть в какое-то патологическое чувство вины, можно впасть в не менее патологическое чувство обиды, ярости, злости. Можно на то или иное время избавиться от ответственности, осмысленности и целесообразности, своих действий, что соответствует переживанию утраты одной из наиболее важных составляющих смысла жизни.

Такие реакции естественны. Это и есть способ проживания утраты. Опасны они лишь в том, что утрата любви – это тоже выбор, тоже целостное решение, затрагивающее все уровни и аспекты человеческой жизни. И важно, чтобы эти реакции, чувства и состояния не были лишь уловкой, способом избегания сделать свой выбор, принять решение. Для нравственного и психического здоровья человека последствия подобного избегания крайне опасны и разрушительны.

Тяжела, но намного более безопасна прямая встреча, глаза в глаза. Прямой разговор о том, что в отношениях что-то происходит и меняется, что форма, которую я называл любовью, как будто закончилась. Или просто почему-то не отзывается… И это, конечно, может оказаться той славной историей, когда пропадание чувства влюбленности люди склонны путать с потерей любви, а желание сделать партнеру больно (что абсолютно нормально для действительно близких отношений) путают с желанием расстаться. Если я не переживаю сейчас влюбленность, это совершенно не обязательно конец любви. Любовь вообще часто начинается там, где заканчивается влюбленность, то есть заканчиваются переживания чувств, и эти чувства приводят к соответствующему выбору и соответствующим отношениям. В которых хочется испытывать весь спектр чувств, все оттенки счастья и все оттенки боли…

Но эта славная история не единственная из возможных. Отношения любви уникальны, и они действительно могут заканчиваться. Потеря любви – это потеря этих отношений, потеря отношений с данным человеком. И здесь, при всей печальности события, есть основания для некоторого трезвого оптимизма. Потеря любви – это потеря конкретных отношений с конкретным человеком. И это не потеря любви, как способности. Способности испытывать потребность в любви, чувства влюбленности, способность переживать отношения любви. Пока человек жив, пока он цел своим телом и сознанием, он не может утратить способность к любви. Эта способность находится на достаточно надежной, достаточно безопасной для человека глубине.

И если вы переживаете утрату любви (при этом не так уж важно, когда именно произошли определенные события, переживать их можно по-разному, каждому на это требуется свое время и свои способы), то, возможно, вам будет полезно следующее.

1. Попытайтесь прислушаться к себе и проверить (осознать), что именно вы испытываете и переживаете: у вас действительно нет больше чувств близости и принятия к этому человеку – или ваши чувства задеты им, ранены. Нет больше потребности быть вместе, или есть задетые чувства – это очень разные состояния. Чем ясней они осознаны – тем точнее и аутентичней будут последующие поступки.

2. Осознавать свои желания лучше всего с помощью вопроса: что я хочу сделать с этим человеком? Хочу наказать его, хочу сделать больно – или хочу расстаться. Очень трудно и с тяжелыми последствиями переживается расставание, если в действительности вы хотели обижаться, ругаться и мстить. Неверно идентифицированная потребность грозит интоксикацией души.

3. Желание расстаться чаще всего связано с переживанием чувств вины, грусти и благодарности, а не с чувствами обиды и злости. Обида и злость – это про желание выяснять и прояснять отношения, а печальное сочетание вины, грусти и благодарности, с примесью досады и разочарования – это про желание завершать их.

4. И если у вас именно период расставания-разочарования, то попробуйте пройти его вместе. Действительно и надежно попрощаться, без скрытых ловушек и токсичных последствий, можно только через прощение, спокойно и аккуратно развязывая отношения и прикрывая дверь. Громко хлопая дверью уходить опасно – может не получиться. И «по-английски» уходить опасно – могут не понять и найти… А перейти к следующему этапу жизни можно только тогда, когда предыдущий этап полноценно и надежно завершен.

Жизнь – это долгий проект, связанный с постоянными изменениями потребностей и форм. Любовь может быть, но не обязана быть длиною в жизнь. Это сугубо личный выбор. И еще – это как кому повезет…