Как возвести произведение и частное в степень. Возведение в степень: правила, примеры. Степень с отрицательным основанием

Основная цель

Ознакомить учащихся со свойствами степеней с натуральными показателями и научить выполнять действия со степенями.

Тема “ Степень и её свойства ” включает три вопроса:

  • Определение степени с натуральным показателем.
  • Умножение и деление степеней.
  • Возведение в степень произведения и степени.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте определение степени с натуральным показателем, большим 1. Приведите пример.
  2. Сформулируйте определение степени с показателем 1. Приведите пример.
  3. Каков порядок выполнения действий при вычислении значения выражения, содержащего степени?
  4. Сформулируйте основное свойство степени. Приведите пример.
  5. Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями. Приведите пример.
  6. Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями. Приведите пример.
  7. Сформулируйте правило возведения в степень произведения. Приведите пример. Докажите тождество (ab) n = a n b n .
  8. Сформулируйте правило возведения степени в степень. Приведите пример. Докажите тождество (а m) n = а m n .

Определение степени.

Степенью числа a с натуральным показателем n , большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен а . Степенью числа а с показателем 1 называется само число а .

Степень с основанием а и показателем n записывается так: а n . Читается “ а в степени n ”; “ n- я степень числа а ”.

По определению степени:

а 4 = а а а а

. . . . . . . . . . . .

Нахождение значения степени называют возведением в степень .

1. Примеры возведения в степень:

3 3 = 3 3 3 = 27

0 4 = 0 0 0 0 = 0

(-5) 3 = (-5) (-5) (-5) = -125

25 ; 0,09 ;

25 = 5 2 ; 0,09 = (0,3) 2 ; .

27 ; 0,001 ; 8 .

27 = 3 3 ; 0,001 = (0,1) 3 ; 8 = 2 3 .

4. Найти значения выражений:

а) 3 10 3 = 3 10 10 10 = 3 1000 = 3000

б) -2 4 + (-3) 2 = 7
2 4 = 16
(-3) 2 = 9
-16 + 9 = 7

Вариант 1

а) 0,3 0,3 0,3

в) b b b b b b b

г) (-х) (-х) (-х) (-х)

д) (ab) (ab) (ab)

2. Представьте в виде квадрата числа:

3. Представьте в виде куба числа:

4. Найти значения выражений:

в) -1 4 + (-2) 3

г) -4 3 + (-3) 2

д) 100 - 5 2 4

Умножение степеней.

Для любого числа а и произвольных чисел m и n выполняется:

a m a n = a m + n .

Доказательство:

Правило : При умножении степеней с одинаковыми основаниями основания оставляют прежним, а показатели степеней складывают.

a m a n a k = a m + n a k = a (m + n) + k = a m + n + k

а) х 5 х 4 = х 5 + 4 = х 9

б) y y 6 = y 1 y 6 = y 1 + 6 = y 7

в) b 2 b 5 b 4 = b 2 + 5 + 4 = b 11

г) 3 4 9 = 3 4 3 2 = 3 6

д) 0,01 0,1 3 = 0,1 2 0,1 3 = 0,1 5

а) 2 3 2 = 2 4 = 16

б) 3 2 3 5 = 3 7 = 2187

Вариант 1

1. Представить в виде степени:

а) х 3 х 4 е) х 2 х 3 х 4

б) а 6 а 2 ж) 3 3 9

в) у 4 у з) 7 4 49

г) а а 8 и) 16 2 7

д) 2 3 2 4 к) 0,3 3 0,09

2. Представить в виде степени и найти значение по таблице:

а) 2 2 2 3 в) 8 2 5

б) 3 4 3 2 г) 27 243

Деление степеней.

Для любого числа а0 и произвольных натуральных чисел m и n, таких, что m>n выполняется:

a m: a n = a m - n

Доказательство:

a m - n a n = a (m - n) + n = a m - n + n = a m

по определению частного:

a m: a n = a m - n .

Правило : При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

Определение: Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна единице :

т.к. а n: a n = 1 при а0 .

а) х 4:х 2 = х 4 - 2 = х 2

б) у 8:у 3 = у 8 - 3 = у 5

в) а 7:а = а 7:а 1 = а 7 - 1 = а 6

г) с 5:с 0 = с 5:1 = с 5

а) 5 7:5 5 = 5 2 = 25

б) 10 20:10 17 = 10 3 = 1000

в)

г)

д)

Вариант 1

1. Представьте в виде степени частное:

2. Найдите значения выражений:

Возведение в степень произведения.

Для любых а и b и произвольного натурального числа n:

(ab) n = a n b n

Доказательство:

По определению степени

(ab) n =

Сгруппировав отдельно множители а и множители b, получим:

=

Доказанное свойство степени произведения распространяется на степень произведения трех и более множителей.

Например:

(a b c) n = a n b n c n ;

(a b c d) n = a n b n c n d n .

Правило : При возведении в степень произведения возводят в эту степень каждый множитель и результат перемножают.

1. Возвести в степень:

а) (a b) 4 = a 4 b 4

б) (2 х у) 3 =2 3 х 3 у 3 = 8 х 3 у 3

в) (3 а) 4 = 3 4 а 4 = 81 а 4

г) (-5 у) 3 = (-5) 3 у 3 = -125 у 3

д) (-0,2 х у) 2 = (-0,2) 2 х 2 у 2 = 0,04 х 2 у 2

е) (-3 a b c) 4 = (-3) 4 a 4 b 4 c 4 = 81 a 4 b 4 c 4

2. Найти значение выражения:

а) (2 10) 4 = 2 4 10 4 = 16 1000 = 16000

б) (3 5 20) 2 = 3 2 100 2 = 9 10000= 90000

в) 2 4 5 4 = (2 5) 4 = 10 4 = 10000

г) 0,25 11 4 11 = (0,25 4) 11 = 1 11 = 1

д)

Вариант 1

1. Возвести в степень:

б) (2 а с) 4

д) (-0,1 х у) 3

2. Найти значение выражения:

б) (5 7 20) 2

Возведение в степень степени.

Для любого числа а и произвольных натуральных чисел m и n:

(а m) n = а m n

Доказательство:

По определению степени

(а m) n =

Правило: При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают .

1. Возвести в степень:

(а 3) 2 = а 6 (х 5) 4 = х 20

(у 5) 2 = у 10 (b 3) 3 = b 9

2. Упростите выражения:

а) а 3 (а 2) 5 = а 3 а 10 = а 13

б) (b 3) 2 b 7 = b 6 b 7 = b 13

в) (х 3) 2 (х 2) 4 = х 6 х 8 = х 14

г) (у у 7) 3 = (у 8) 3 = у 24

а)

б)

Вариант 1

1. Возвести в степень:

а) (а 4) 2 б) (х 4) 5

в) (у 3) 2 г) (b 4) 4

2. Упростите выражения:

а) а 4 (а 3) 2

б) (b 4) 3 b 5+

в) (х 2) 4 (х 4) 3

г) (у у 9) 2

3. Найдите значение выражений:

Приложение

Определение степени.

Вариант 2

1ю Запишите произведение в виде степени:

а) 0,4 0,4 0,4

в) а а а а а а а а

г) (-у) (-у) (-у) (-у)

д) (bс) (bс) (bс)

2. Представьте в виде квадрата числа:

3. Представьте в виде куба числа:

4. Найти значения выражений:

в) -1 3 + (-2) 4

г) -6 2 + (-3) 2

д) 4 5 2 – 100

Вариант 3

1. Запишите произведение в виде степени:

а) 0,5 0,5 0,5

в) с с с с с с с с с

г) (-х) (-х) (-х) (-х)

д) (ab) (ab) (ab)

2. Представьте в виде квадрата числа: 100 ; 0,49 ; .

3. Представьте в виде куба числа:

4. Найти значения выражений:

в) -1 5 + (-3) 2

г) -5 3 + (-4) 2

д) 5 4 2 - 100

Вариант 4

1. Запишите произведение в виде степени:

а) 0,7 0,7 0,7

в) х х х х х х

г) (-а) (-а) (-а)

д) (bс) (bс) (bс) (bc)

2. Представьте в виде квадрата числа:

3. Представьте в виде куба числа:

4. Найти значения выражений:

в) -1 4 + (-3) 3

г) -3 4 + (-5) 2

д) 100 - 3 2 5

Умножение степеней.

Вариант 2

1. Представить в виде степени:

а) х 4 x 5 е) х 3 х 4 х 5

б) а 7 а 3 ж) 2 3 4

в) у 5 у з) 4 3 16

г) а а 7 и) 4 2 5

д) 2 2 2 5 к) 0,2 3 0,04

2. Представить в виде степени и найти значение по таблице:

а) 3 2 3 3 в) 16 2 3

б) 2 4 2 5 г) 9 81

Вариант 3

1. Представить в виде степени:

а) а 3 а 5 е) у 2 у 4 у 6

б) х 4 х 7 ж) 3 5 9

в) b 6 b з) 5 3 25

г) у у 8 и) 49 7 4

д) 2 3 2 6 к) 0,3 4 0,27

2. Представить в виде степени и найти значение по таблице:

а) 3 3 3 4 в) 27 3 4

б) 2 4 2 6 г) 16 64

Вариант 4

1. Представить в виде степени:

а) а 6 а 2 е) х 4 х х 6

б) х 7 х 8 ж) 3 4 27

в) у 6 у з) 4 3 16

г) х х 10 и) 36 6 3

д) 2 4 2 5 к) 0,2 2 0,008

2. Представить в виде степени и найти значение по таблице:

а) 2 6 2 3 в) 64 2 4

б) 3 5 3 2 г) 81 27

Деление степеней.

Вариант 2

1. Представьте в виде степени частное:

2. Найдите значения выражений:

Формулы степеней используют в процессе сокращения и упрощения сложных выражений, в решении уравнений и неравенств.

Число c является n -ной степенью числа a когда:

Операции со степенями.

1. Умножая степени с одинаковым основанием их показатели складываются:

a m ·a n = a m + n .

2. В делении степеней с одинаковым основанием их показатели вычитаются:

3. Степень произведения 2-х либо большего числа множителей равняется произведению степеней этих сомножителей:

(abc…) n = a n · b n · c n …

4. Степень дроби равняется отношению степеней делимого и делителя:

(a/b) n = a n /b n .

5. Возводя степень в степень, показатели степеней перемножают:

(a m) n = a m n .

Каждая вышеприведенная формула верна в направлениях слева направо и наоборот.

Например . (2·3·5/15)² = 2²·3²·5²/15² = 900/225 = 4 .

Операции с корнями.

1. Корень из произведения нескольких сомножителей равняется произведению корней из этих сомножителей:

2. Корень из отношения равен отношению делимого и делителя корней:

3. При возведении корня в степень довольно возвести в эту степень подкоренное число:

4. Если увеличить степень корня в n раз и в тоже время возвести в n -ую степень подкоренное число, то значение корня не поменяется:

5. Если уменьшить степень корня в n раз и в тоже время извлечь корень n -ой степени из подкоренного числа, то значение корня не поменяется:

Степень с отрицательным показателем. Степень некоторого числа с неположительным (целым) показателем определяют как единицу, деленную на степень того же числа с показателем, равным абсолютной величине неположительного показателя:

Формулу a m :a n =a m - n можно использовать не только при m > n , но и при m < n .

Например . a 4:a 7 = a 4 - 7 = a -3 .

Чтобы формула a m :a n =a m - n стала справедливой при m=n , нужно присутствие нулевой степени.

Степень с нулевым показателем. Степень всякого числа, не равного нулю, с нулевым показателем равняется единице.

Например . 2 0 = 1,(-5) 0 = 1,(-3/5) 0 = 1.

Степень с дробным показателем. Чтобы возвести действительное число а в степень m/n , необходимо извлечь корень n -ой степени из m -ой степени этого числа а .

Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов.

Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, которые позволяют упрощать вычисления в примерах со степенями.

Свойство № 1
Произведение степеней

Запомните!

При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а показатели степеней складываются.

a m · a n = a m + n , где «a » — любое число, а «m », «n » — любые натуральные числа.

Данное свойство степеней также действует на произведение трёх и более степеней.

  • Упростить выражение.
    b · b 2 · b 3 · b 4 · b 5 = b 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = b 15
  • Представить в виде степени.
    6 15 · 36 = 6 15 · 6 2 = 6 15 · 6 2 = 6 17
  • Представить в виде степени.
    (0,8) 3 · (0,8) 12 = (0,8) 3 + 12 = (0,8) 15

Важно!

Обратите внимание, что в указанном свойстве речь шла только об умножении степеней с одинаковыми основаниями . Оно не относится к их сложению.

Нельзя заменять сумму (3 3 + 3 2) на 3 5 . Это понятно, если
посчитать (3 3 + 3 2) = (27 + 9) = 36 , а 3 5 = 243

Свойство № 2
Частное степеней

Запомните!

При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

= 11 3 − 2 · 4 2 − 1 = 11 · 4 = 44
  • Пример. Решить уравнение. Используем свойство частного степеней.
    3 8: t = 3 4

    T = 3 8 − 4

    Ответ: t = 3 4 = 81
  • Пользуясь свойствами № 1 и № 2, можно легко упрощать выражения и производить вычисления.

    • Пример. Упростить выражение.
      4 5m + 6 · 4 m + 2: 4 4m + 3 = 4 5m + 6 + m + 2: 4 4m + 3 = 4 6m + 8 − 4m − 3 = 4 2m + 5
    • Пример. Найти значение выражения, используя свойства степени.
      = = = 2 9 + 2
      2 5
      = 2 11
      2 5
      = 2 11 − 5 = 2 6 = 64

      Важно!

      Обратите внимание, что в свойстве 2 речь шла только о делении степеней с одинаковыми основаниями.

      Нельзя заменять разность (4 3 −4 2) на 4 1 . Это понятно, если посчитать (4 3 −4 2) = (64 − 16) = 48 , а 4 1 = 4

      Будьте внимательны!

      Свойство № 3
      Возведение степени в степень

      Запомните!

      При возведении степени в степень основание степени остаётся без изменения, а показатели степеней перемножаются.

      (a n) m = a n · m , где «a » — любое число, а «m », «n » — любые натуральные числа.


      Свойства 4
      Степень произведения

      Запомните!

      При возведении в степень произведения каждый из множителей возводится в степень. Затем полученные результаты перемножаются.

      (a · b) n = a n · b n , где «a », «b » — любые рациональные числа; «n » — любое натуральное число.

      • Пример 1.
        (6 · a 2 · b 3 · c) 2 = 6 2 · a 2 · 2 · b 3 · 2 · с 1 · 2 = 36 a 4 · b 6 · с 2
      • Пример 2.
        (−x 2 · y) 6 = ((−1) 6 · x 2 · 6 · y 1 · 6) = x 12 · y 6

      Важно!

      Обратите внимание, что свойство № 4, как и другие свойства степеней, применяют и в обратном порядке.

      (a n · b n)= (a · b) n

      То есть, чтобы перемножить степени с одинаковыми показателями можно перемножить основания, а показатель степени оставить неизменным.

      • Пример. Вычислить.
        2 4 · 5 4 = (2 · 5) 4 = 10 4 = 10 000
      • Пример. Вычислить.
        0,5 16 · 2 16 = (0,5 · 2) 16 = 1

      В более сложных примерах могут встретиться случаи, когда умножение и деление надо выполнить над степенями с разными основаниями и разными показателями. В этом случае советуем поступать следующим образом.

      Например, 4 5 · 3 2 = 4 3 · 4 2 · 3 2 = 4 3 · (4 · 3) 2 = 64 · 12 2 = 64 · 144 = 9216

      Пример возведения в степень десятичной дроби.

      4 21 · (−0,25) 20 = 4 · 4 20 · (−0,25) 20 = 4 · (4 · (−0,25)) 20 = 4 · (−1) 20 = 4 · 1 = 4

      Свойства 5
      Степень частного (дроби)

      Запомните!

      Чтобы возвести в степень частное, можно возвести в эту степень отдельно делимое и делитель, и первый результат разделить на второй.

      (a: b) n = a n: b n , где «a », «b » — любые рациональные числа, b ≠ 0, n — любое натуральное число.

      • Пример. Представить выражение в виде частного степеней.
        (5: 3) 12 = 5 12: 3 12

      Напоминаем, что частное можно представить в виде дроби. Поэтому на теме возведение дроби в степень мы остановимся более подробно на следующей странице.

    Обращаем ваше внимание, что в данном разделе разбирается понятие степени только с натуральным показателем и нулём.

    Понятие и свойства степеней с рациональными показателями (с отрицательным и дробным) будут рассмотрены в уроках для 8 класса.

    Итак, разберёмся, что такое степень числа. Для записи произведения числа самого на себя несколько раз применяют сокращённое обозначение.

    Вместо произведения шести одинаковых множителей 4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 пишут 4 6 и произносят «четыре в шестой степени».

    4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 = 4 6

    Выражение 4 6 называют степенью числа, где:

    • 4 — основание степени ;
    • 6 — показатель степени .

    В общем виде степень с основанием «a » и показателем «n » записывается с помощью выражения:


    Запомните!

    Степенью числа «a » с натуральным показателем «n », бóльшим 1 , называется произведение «n » одинаковых множителей, каждый из которых равен числу «a ».

    Запись «a n » читается так: «а в степени n » или «n -ая степень числа a ».

    Исключение составляют записи:

    • a 2 — её можно произносить как «а в квадрате»;
    • a 3 — её можно произносить как «а в кубе».
    • a 2 — «а во второй степени»;
    • a 3 — «а в третьей степени».

    Особые случаи возникают, если показатель степени равен единице или нулю (n = 1; n = 0) .

    Запомните!

    Степенью числа «а » с показателем n = 1 является само это число:
    a 1 = a

    Любое число в нулевой степени равно единице.
    a 0 = 1

    Ноль в любой натуральной степени равен нулю.
    0 n = 0

    Единица в любой степени равна 1.
    1 n = 1

    Выражение 0 0 (ноль в нулевой степени ) считают лишённым смысла.

    • (−32) 0 = 1
    • 0 253 = 0
    • 1 4 = 1

    При решении примеров нужно помнить, что возведением в степень называется нахождение числового или буквенного значения после его возведения в степень.

    Пример. Возвести в степень.

    • 5 3 = 5 · 5 · 5 = 125
    • 2,5 2 = 2,5 · 2,5 = 6,25
    • ( · = = 81
      256

    Возведение в степень отрицательного числа

    Основание степени (число, которое возводят в степень) может быть любым числом — положительным, отрицательным или нулём.

    Запомните!

    При возведении в степень положительного числа получается положительное число.

    При возведении нуля в натуральную степень получается ноль.

    При возведении в степень отрицательного числа в результате может получиться как положительное число, так и отрицательное число. Это зависит от того чётным или нечётным числом был показатель степени.

    Рассмотрим примеры возведения в степень отрицательных чисел.


    Из рассмотренных примеров видно, что если отрицательное число возводится в нечётную степень, то получается отрицательное число. Так как произведение нечётного количество отрицательных сомножителей отрицательно.

    Если же отрицательное число возводится в чётную степень, то получается положительное число. Так как произведение чётного количество отрицательных сомножителей положительно.

    Запомните!

    Отрицательное число, возведённое в чётную степень, есть число положительное .

    Отрицательное число, возведённое в нечётную степень, — число отрицательное .

    Квадрат любого числа есть положительное число или нуль, то есть:

    a 2 ≥ 0 при любом a .

    • 2 · (−3) 2 = 2 · (−3) · (−3) = 2 · 9 = 18
    • −5 · (−2) 3 = −5 · (−8) = 40

    Обратите внимание!

    При решении примеров на возведение в степень часто делают ошибки, забывая, что записи (−5) 4 и −5 4 это разные выражения. Результаты возведения в степень данных выражений будут разные.

    Вычислить (−5) 4 означает найти значение четвёртой степени отрицательного числа.

    (−5) 4 = (−5) · (−5) · (−5) · (−5) = 625

    В то время как найти «−5 4 » означает, что пример нужно решать в 2 действия:

    1. Возвести в четвёртую степень положительное число 5 .
      5 4 = 5 · 5 · 5 · 5 = 625
    2. Поставить перед полученным результатом знак «минус» (то есть выполнить действие вычитание).
      −5 4 = −625

    Пример. Вычислить: −6 2 − (−1) 4

    −6 2 − (−1) 4 = −37
    1. 6 2 = 6 · 6 = 36
    2. −6 2 = −36
    3. (−1) 4 = (−1) · (−1) · (−1) · (−1) = 1
    4. −(−1) 4 = −1
    5. −36 − 1 = −37

    Порядок действий в примерах со степенями

    Вычисление значения называется действием возведения в степень. Это действие третьей ступени.

    Запомните!

    В выражениях со степенями, не содержащими скобки, сначала выполняют вовзведение в степень , затем умножение и деление , а в конце сложение и вычитание .

    Если в выражении есть скобки, то сначала в указанном выше порядке выполняют действия в скобках, а потом оставшиеся действия в том же порядке слева направо.

    Пример. Вычислить:


    Для облегчения решения примеров полезно знать и пользоваться таблицей степеней , которую вы можете бесплатно скачать на нашем сайте.

    Для проверки своих результатов вы можете воспользоваться на нашем сайте калькулятором «

    Тема урока: Возведение в степень произведения, частного и степени

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

    Формируемые результаты:

      Предметные. Закрепить навыки применения свойств степени с натуральным показателем

      Личностные. Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием

      Метапредметные. Развивать понимание сущности алгебраических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

    Планируемые результаты: Учащиеся научится применять свойства степени с натуральным показателем для вычисления значения выражений и преобразование выражений, содержащих степени.

    Оборудование: карточки, мультимедийный проектор, сигнальные карточки для рефлексии.

    Организационная структура урока:

    1 . Организационный момент.

    Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Начнем урок математики

    Какие трудности были при выполнении д/з?

    Рефлексия.

    Перед каждым учеником лежат кружки трёх цветов: красный, зеленый, синий.

    Расскажите мне о своём настроении с помощью цветных кружочков (красный – радостное, я уверен, что на уроке узнаю много нового, уверен в своих знаниях.

    Зелёный – спокойное; я уверен в своих знаниях.

    Синий – тревожное; я не уверен в себе).

    Я немного подниму вам настроение словами Пуассона: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием».

    Давайте украшать нашу жизнь!

    2. Сообщение темы и цели урока.

      Сегодня мы продолжим изучение темы: «Возведение в степень произведения частного и степени»,

      закрепим все изученные действия со степенями,

      будем учиться рассуждать, логически мыслить и доказывать свою точку зрения.

    3. Блиц-опрос по правилам темы.

      Как перемножить степени с одинаковыми основаниями? Приведите примеры.

      Как поделить степени с одинаковыми основаниями?

      Чему равна степень числа а, не равного 0, с нулевым показателем?

      Как возвести в степень произведение?

      Как возвести степень в степень?

    4. Устный счет.

    Кому принадлежат эти слова?

    «Среди всех наук, открывающих человеку путь к познанию законов природы, самая могущественная, самая великая наука – математика».

    /Софья Васильевна Ковалевская/

    Первая женщина – ученый-математик.

    Вы узнаете, выполнив задания устного счета.

    К – Чему равна сторона квадрата, если его площадь равна 49см 2 . (7см)

    О – Квадрат какого числа равен ? ()

    В – х 3 х 4 (х 7 )

    А – х 6 : х 2 (х 4 )

    Л – (х 3 ) 3 (х 9 )

    Е -
    (m 3 )

    В -
    (m 8 )

    С -
    (m 10 )

    К – (- 2) 3 (-8)

    А - - 2 2 (-4)

    Я - 2 0 (1)

    5. Закрепление изученного.

    Мы повторили правила возведения произведения в степень и степени в степень.

    Теперь закрепим на практических заданиях.

    Несколько человек займутся исследованием. (Слайд)

    Работа в парах.

    1) Докажите, что квадраты противоположных чисел равны.

    2) Докажите, что кубы противоположных чисел противоположны.

    3) Как изменится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 2 раза; в 3 раза; в 10 раз; в n раз?

    4) Как изменится объём куба, если его ребро увеличить в 2 раза; в 3 раза; в 10 раз; в n раз?

    6. Рефлексия: покажите мне своё настроение.

    7. Физминутка: «Согласен – не согласен»

    Качните головой, если согласны со мной или нет.

    1) (у 2 ) 3 = у 5 (нет)

    2) (-3) 3 = -27 (да)

    3) (-х) 2 = -х 2 (нет)

    4) График функции у = 1,3х проходит через начало координат. (да)

    8.

    3 · () 2 – 0,5 2

    а) -1; б) - 1; в) -1; г) 1

    2) Упростите выражение:

    а) m 10 ; б)m 4 ; в) m 2 ; г) m 8 .

    3) Вычислите:

    А) 3; б) 9; в) : г)

    4) Какое выражение надо подставить вместо (*), чтобы получилось тождество:

    Х 8 : (*) = х 4

    А) х 4 ; б) х 2 ; в) х 8 ; г) х 12

    Проверка теста по слайду:

    9. Поиграем «Найди ошибку!»

    1) а 15 : а 3 = а 5

    2) –z · z 5 · z 0 = - z 6 - верно

    3)
    =

    4)(у 4 у) 2 = у 10 - верно

    Выпишите неверные задания и решите верно.

    10. Итог урока.

    Чему научились на уроке?

    11. Д/з

    № 458, 457 (слайд)

    Доклады о С.В. Ковалевской.

    12. Рефлексия.

    Покажите, с какими чувствами вы уходите с урока?

    Слайд: Удачи!

    ФИ:

    Самостоятельная работа. (тест)

    1) Найдите значение выражения:

    3· () 2 – 0,5 2

    а) -1; б) - 1; в) -1; г) 1

    2) Упростите выражение:

    а) m 10 ; б)m 4 ; в) m 2 ; г) m 8 .

    3) Вычислите:

    а) 3; б) 9; в) : г)

    4) Какое выражение надо подставить вместо (*), чтобы получилось тождество:

    х 8 : (*) = х 4

    а) х 4 ; б) х 2 ; в) х 8 ; г) х 12

    Оценка:

    Самостоятельная работа. (тест)

    1) Найдите значение выражения:

    3· () 2 – 0,5 2

    а) -1; б) - 1; в) -1; г) 1

    2) Упростите выражение: