Когда правил нерон. Гонение на христиан при Нероне. Последние годы на престоле

Чем примечателен римский император Нерон (37-68 гг.). Он прожил хоть и короткую, но бурную жизнь. Она была наполнена дворцовыми интригами, произволом, деспотией, гонением христиан, увлечением поэзией, музыкой. Этот человек стремился к абсолютной власти, что спровоцировало противостояние сената. Именно неумеренное тщеславие и неоправданная жестокость и стали причиной смерти 30-летнего правителя. Его имя постарались забыть, но уж больно колоритной и неординарной фигурой был пятый римский император. Память о нём с веками не поблекла; эта амбициозная личность и в наши дни вызывает у людей огромный интерес.

Борьба за власть

Надо сразу сказать, что сам будущий император за власть не боролся. Он был подростком и не имел ни политического веса, ни соответствующего опыта. Одеть в пурпур юношу мечтала его мать Юлия Агриппина, больше известная как Агриппина Младшая (15-59 гг.). Она приходилась родной сестрой Калигуле и являлась внучкой Тиберия.

Именно по воле деда в 28 году она вышла замуж за Гнея Домиция Агенобарба. Жениху на момент свадьбы было 45 лет, а невесте всего 13, но такой брак никого не смутил. В 37 году у пары родился сын, которого назвали Луций Домиций Агенобарб. Именно он вошёл в историю как римский император Нерон.

Римский император Нерон, правил в 54-68 годах

Император Тиберий умер 16 марта 37 года, а Луций Домиций родился 15 декабря того же года, то есть уже во время правления Калигулы. Мать мальчика с двумя своими сёстрами постоянно находилась при дворе императора, а сам малыш жил вместе с отцом на вилле под Римом.

Агриппина Младшая с ранних лет вращалась в атмосфере всеобщей подозрительности, интриг и борьбы за власть. И, родив сына, она сразу же свыклась с мыслью, что он должен стать императором. Препятствием к этой цели был родной брат Калигула, облачённый в пурпур.

В 38 году 10 июня оставила этот мир любимая сестра императора Юлия Друзилла. Умерла она в возрасте 21 года от какой-то заразной болезни. Её муж Марк Эмилий Лепид был назначен императором своим наследником ещё при жизни Друзиллы. И Агриппина Младшая решила использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.

Она взялась за организацию заговора и привлекла на свою сторону третью сестру Юлию Левиллу. Обе сестры стали любовницами Лепида, планируя сделать его императором. После этого Агриппина Младшая планировала жениться на Лепиде, а так как детей у того не было, то её сын стал бы единственным законным наследником.

Но в 39 году заговор был раскрыт. Лепида казнили, а своих неверных сестёр император Калигула сослал на Понцианские острова, находящиеся к западу от Италии. При этом всё имущество сестёр отошло в казну, а самих женщин было запрещено поить и кормить. Они оказались на островах без средств к существованию. Пришлось молодым женщинам выживать самостоятельно. Они ловили рыбу, ныряли на морское дно, собирали ракушки, губки и продавали их.

Муж Агриппины избежал гнева императора. Он продолжал жить с сыном на вилле, но в 40 году умер. Всё его имущество отошло в казну, а маленького Луция Домиция отдали на воспитание его тётке Домиции Лепиде Младшей. Однако в январе 41 года Калигулу убили, и к власти пришёл его дядя Клавдий. Новый правитель возвратил опальных сестёр из ссылки, но у Агриппины не осталось ни денег, ни имущества.

Агриппина Младшая – мать Нерона

Тогда дядя выдал Агриппину замуж за богатого римского гражданина Гая Саллюстия. Постепенно быт у женщины и её сына наладился, но эта пара вызвала неприязнь у Мессалины, жены Клавдия. Эта умная дама стала смотреть на Агриппину как на соперницу, а её сына стала считать соперником своему сыну Британнику.

В 47 году умер Гай Саллюстий, и Агриппина Младшая стала наследницей огромного состояния. Вскоре возле неё сформировался круг людей, которые были недовольны Мессалиной. А последняя завела себе любовника Гая Силия и организовала заговор против Клавдия. Он был раскрыт, а Мессалину и Гая казнили. После этого император Клавдий женился на Агриппине. Произошло это в январе 49 года. Новоявленной супруге на тот момент было 33 года.

В 50 году властитель Рима усыновил Луция Домиция, и тот получил новое имя: Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик. Теперь он стал считаться законным наследником императора и мог по праву облачить себя в пурпур. Но мать не успокоилась; она женила сына в 53 году на дочери императора Клавдии, а Британника удалила подальше от двора.

В октябре 54 года император Римской империи умер. Преторианцы тут же провозгласили новым императором 16-летнего сына Агриппины Младшей. С получением огромной власти юношу начали величать Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, а мечта его совсем ещё не старой матери наконец-то сбылась.

Правление Нерона (54-68 гг.)

Правление пятого римского императора можно разделить на два этапа: первый этап характеризуется вначале его покорностью своей матери, а затем более-менее разумным правлением. Второй этап – это тирания по отношению к своим приближённым и сумасбродство. А логическим финалом стали потеря власти и трагическая кончина совсем ещё молодого мужчины.

Взяв в руки бразды правления, Нерон по молодости лет оказался не готов к самостоятельной политической деятельности. Поэтому фактически империей управляла Агриппина Младшая. Однако её неограниченная власть вызвала недовольство среди отдельной части подданных. Эта публика начала плести интриги, пытаясь восстановить императора против матери. Однако венценосный юноша не пошёл на поводу у заговорщиков. Он отдалил их от себя, и в 55 году по приказу императора был отравлен Британник, как претендент на престол.

С 55 по 60 годы Нерон зарекомендовал себя вполне достойным правителем . Он заботился о благосостоянии простых граждан и укреплял личную власть за счёт популярности у народа. Были уменьшены налоги на 2%, отменены торговые пошлины для купцов, которые ввозили продовольствие морем. Были построены народные гимнасии и театры. Началась тотальная борьба с коррупцией.

Золотая монета с изображением Нерона и его матери Агриппины Младшей

В то же время обострилось противостояние с матерью. Император хотел самостоятельности, а Агриппина Младшая всячески старалась опекать его. Тогда сын решил отравить свою мать, но 3 попытки не увенчались успехом. После этого женщину попытались утопить, но та прекрасно плавала и ныряла. И тогда Нерон приказал зарезать мать без всяких церемоний. Её зарезали в марте 59 года подосланные убийцы, а тело тут же предали огню. Народу же объявили, что женщина сама покончила с собой.

Но убийство матери – дело личное, и на государственных делах оно никак не отразилось. Однако поведение правителя стало постепенно меняться в худшую сторону. С 62 года начался период жесточайшей деспотии и императорского произвола. В указанном году Нерон женился второй раз на Поппее Сабине, а первая жена была казнена.

После этого полетели головы политических противников в результате судебных процессов по оскорблению императорского величия. Подверглись также гонению христиане. Новую религию исповедовали в основном представители низших социальных слоёв. Им император всячески покровительствовал в первые годы своего правления, но теперь христиан лишили всякой государственной защиты.

Обвиняя в измене самых разных людей и предавая их смерти, правитель Рима забросил текущие государственные дела. Его стали интересовать только казни, зрелища и искусство. Император ударился в поэзию и спортивные состязания. Сейчас, по прошествии 2 тыс. лет, трудно сказать, был ли Нерон лучшим поэтом, музыкантом и спортсменом. Но в то время на различных поэтических, музыкальных конкурсах и спортивных состязаниях он всегда одерживал победу.

Большая трагедия случилась в Риме в ночь на 19 июля 64 года . Возник пожар, который по своим масштабам стал одним из самых крупных за всю историю «вечного города». Возгорание началось ночью в торговых лавках в юго-восточной части города. К утру огонь охватил почти весь город. В эти трагические часы императора не было в Риме; он находился на одной из своих вилл в пригороде.

В связи с этим возникла версия, что столицу империи подожгли по приказу Нерона. Якобы он решил перестроить Рим, а чтобы сделать это быстро, приказал поджечь деревянные строения. Во время пожара император находился недалеко от Рима на холме и наблюдал за страшной трагедией с безопасного расстояния.

Однако римский историк Публий Корнелий Тацит (55-120 гг.) даёт иную интерпретацию событий. Во время пожара он был 9-летним мальчиком и находился в Риме, поэтому трагедия произошла у него на глазах. Историк пишет, что, узнав о пожаре, Нерон тут же отправился в Рим, организовал спасательные команды на свои деньги, а оставшихся без крова людей разместил в собственных дворцах и снабдил продовольствием. То есть, согласно Тациту, который был очевидцем, император делал всё для спасения города и его жителей.

Пожар в Риме в 64 году

Пламя пожирало «вечный город» в течение 5 дней. Сгорело до 70% построек. Чтобы восстановить былое величие, нужны были огромные деньги. Поэтому всю империю обложили единовременной данью и быстро возвели новый прекрасный город с каменными зданиями.

Император не забыл и себя. Был заложен дворец, получивший название «Золотой дворец Нерона». Однако закончить это грандиозное строение не удалось. Стройка была заброшена в 68 году сразу же после смерти повелителя Рима. Что же касается пожара, то виновных в нём быстро нашли. В умышленном поджоге «вечного города» обвинили христиан. Их начали хватать и массово казнить. Причём сами казни были чрезвычайно изощрёнными и проходили зрелищно.

В это же время началось скрытое противостояние сената Нерону. Император отобрал у сенаторов все привилегии и лишил их реальной власти. Поэтому возник заговор, во главе которого встал богатый римский гражданин Гай Кальпурний Пизон. Но среди заговорщиков оказался предатель. Он выдал всех, и тут же прошли массовые аресты. Пизон покончил с собой, а других заговорщиков казнили.

После этого император стал крайне подозрительным. Он отстранился от государственных дел и возложил свои обязанности на временщиков. При этом по всей стране велись масштабные стройки. Даже начали рыть канал через Коринфский перешеек. Всё это требовало больших денег, а давали их провинции. Они начали нищать, и это вылилось в масштабное недовольство, ставшее для императора фатальным.

Противодействие властителю Рима началось в марте 68 года. Резкое недовольство императором выразил Гай Юлий Виндекс. Он был наместником в Галлии (Северная Франция) и поднял свои легионы против Нерона. Его поддержал наместник Испании Сервий Сульпиций Гальба. А выжидательную позицию занял наместник Верхней Германии Луций Вергиний Руф.

Легионы Гальбы соединились с галльскими легионами и двинулись на Рим. Самого Гальбу солдаты провозгласили императором. Но сенат объявил новоявленного цезаря врагом. Однако популярность последнего начала стремительно расти. На его сторону встала даже преторианская гвардия. В этой ситуации римский император Нерон бежал из своего дворца в Риме. Он решил добраться до восточных провинций, которые были верны ему, и собрать там армию.

Но правитель сумел добраться только до южной окраины «вечного города». В Сервилиевых садах (садово-дворцовый комплекс) свита покинула императора и разбежалась. Пришлось тому возвращаться в римский дворец: не мог же он ехать один в восточные провинции.

Во дворце остались только рабы, даже охрана позорно сбежала, бросив императора на произвол судьбы. Тогда развенчанный повелитель решил свести счёты с жизнью, бросившись на меч. Однако у него не хватило воли сделать это самому, а вооружённых людей, которые смогли бы помочь, рядом не было.

Слоняясь по дворцу, император, в конце концов, наткнулся на одного вольноотпущенника. Тот посоветовал уехать на загородную виллу. Нерону ничего не оставалось, как последовать этому совету. В сопровождении 3-х рабов и секретаря он добрался до виллы и приказал вырыть ему могилу.

Пока её рыли, появился курьер из сената. Он сказал, что сенаторы объявили императора врагом народа и вынесли решение публично казнить его. После этого оставалось только лишить себя жизни. Но у правителя Рима опять не хватило на это воли. Лишь когда в воротах виллы появились всадники на взмыленных конях, чтобы арестовать развенчанного императора, тот с помощью своего секретаря перерезал себе горло. При этом Нерон произнёс фразу: «Какой великий артист погибает!»

Прибывшие воины бросились к умирающему, надеясь спасти его, остановив кровотечение. Но тот прохрипел: «Вот она – верность» и умер. Так бесславно закончил свою жизнь пятый император Римской империи Нерон Клавдий Цезарь Август Германик. Случилась эта трагедия 9 июня 68 года . Вместе с гибелью этого человека прервалась династия Юлиев-Клавдиев.

А похоронили ещё совсем недавно грозного правителя только 3 женщины: любовница и две кормилицы. Больше никто не захотел связываться с телом усопшего. Его завернули в белую одежду, сожгли, а прах поместили в родовую усыпальницу Домициев на холме Пинций в Риме .

Нерон - это император Древнего Рима.

Родился Нерон в 37 году. Его отцом был Гней Домиций Агенобарб (т.е. «Рыжебородый»), который вскоре после рождения сына умер. Матерью его была Агриппина, старшая правнучка Августа. Она вторично вышла замуж за императора Клавдия, который усыновил Нерона, а затем отдал ему в жены свою дочь Октавию. Учителем Нерона был знаменитый философ Сенека.

В 54 году, когда Клавдий был убит, Нерон стал императором под именем Клавдия Цезаря Августа Германика. В первые годы своего правления, будучи очень молодым, Нерон полностью находился под влиянием Агриппины, Сенеки и Бурра. Первые годы его правления были достаточно мягкими. Нерон проявлял неумеренное влечение к выступлениям на сцене в качестве певца и на арене в качестве гладиатора. Он принуждал к участию в гладиаторских сражениях даже сенаторов и всадников. Истинными наклонностями Нерона были страсть к зрелищам и дикому разврату.

В 58 году Нерон сблизился с Поппеей Сабиной, которая в то время была замужем за Отоном, приятелем Нерона. Однако это было не помехой для императора. Он добился развода Отона и Поппеи, сам развелся с Октавией и женился на Поппее. По наущению своей новой жены Нерон приказал убить свою мать, которая чересчур активно вмешивалась в дела государства.

Нерон трижды пытался отравить Агриппину, однако это было безуспешно, потому что она принимала териак - противоядие. Он подсылал вольноотпущенника, чтобы он заколол ее и даже пытался обрушить потолок и стены ее комнаты, пока она спала. Однако ей удавалось избегать смерти. Тогда Нерон предложил ей совершить поездку на корабле, который в пути должен был разрушиться. Но Агриппина чуть ли не единственная, кому удалось спастись. Нерон был разъярен, он в открытую приказал убить ее. Агриппина, увидев солдат, поняла свою участь. Она попросила заколоть ее в живот, тем самым давая понять, что глубоко раскаивается в том, что родила такого сына.

Нерон убил и свою родную тетку, Домицию Лепиду, наследство которой его так сильно привлекало.

«Нерон мучается от угрызений совести после убийства матери», репродукция картины Джона Уильяма Уотерхауза, 1878 г.

В начале 60-хх годов поведение Нерона резко изменилось. В 62 году умер его многолетний наставник - Бурр. Император практически отстранился от управления государством. Этот период известен как период деспотии и произвола. Было большое количество казней, которые не обошли стороной бывшую жену Нерона - Октавию. Вторая жена Сабина также была убита, будучи беременной от Нерона. В том числе были казнены и старые политические противники Нерона.

В это же время в Риме начались гонения на последователей новой религии - христианства.

Нерон постепенно стал отходить от управления страной, его интересы все больше сосредотачивались на искусстве. Он любил петь песни, сочинял пьесы и стихи, наслаждался участием в соревнованиях поэтов, а также спортивных состязаниях на колесницах.

Нерон и Сенека, памятник в Кордове, Испания. Скульптор - Эдуардо Баррон

В 64 году, видимо, по приказу самого же Нерона, был подожжен Рим. Император наблюдал за пожаром с Меценатовой башни. Пламя вызывало у него неимоверное наслаждение. При этом Нерон декламировал поэму собственного сочинения «Крушение Трои». Пожар бушевал пять дней. Полностью выгорело четыре из четырнадцати районов города, а семь сильно пострадали. Людей, которые остались без крова, Нерон впустил в свои дворцы.

В память о пожаре Нероном был заложен дворец - «Золотой дворец Нерона», который так и не был достроен. Центром всего сооружения была 35-метровая статуя Нерона, называемая «Колоссом Нерона». Хотя, якобы Нерон и не был причастен к пожару, все же надо было найти крайних, на кого можно было бы свалить организацию пожара. Такими крайними стали христиане, которых и обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней.

К этому бедствию Рима добавилась еще и чума, которая унесла жизни 30 тысяч людей. Неудачной была и внешняя политика Нерона. В 61 году в Британии подняло восстание племя иценов во главе с царицей Баудиккой. В результате этого восстания были разорены римские города, погибло около 80 тысяч римлян, а также их союзников. В 62 году в Армении римское войско под командованием Цезенния Пета было окружено парфянами и разоружено. В 65 году верхушка римской аристократии во главе с Пизоном составила заговор против Нерона. Однако он был раскрыт. Все, кто участвовал в заговоре, по приказу императора должны были покончить собой. Кстати, среди них был поэт Лукан и философ Сенека. В 66 году казни подверглись новые участники заговора - Фразея Пет и Барея Соран.

В 67 году Нерон отправился в Грецию, где публично выступал в роли актера, певца и атлета, за что ему присудили множество наград. Нерон даровал Греции свободу. В 68 году император вернулся в Рим. В этот период пропретор Северной Галлии Гай Юлий Виндекс, которого возмущали жестокость и сумасбродство Нерона, стал собирать войска. Он хотел свергнуть императора и отдать власть в руки престарелого правителя Испании Гальбу. Нерон тоже стал готовиться к походу, собирая средства на войну самыми грабительскими мерами, например, он в несколько раз поднял цену на хлеб. Однако и все остальные войска вскоре подняли бунт. Солдаты перестали подчиняться императору.

Нерон вынужден был покончить собой, однако так как силы воли у него на это не хватало, он принялся искать во дворце солдата или гладиатора, чтобы тот заколол его мечом. Во дворце были только рабы. Нерон со словами: «У меня нет ни друзей, ни врагов?» ─ выскочил из дворца с мыслью броситься в Тибр. Однако он не осмелился. Нерон вернулся во дворец и нашел там своего вольноотпущенника. Тот посоветовал ему отправиться на загородную виллу в 4 милях от города. Нерон так и сделал. Вместе с ним поехали 4 верных слуги. Он приказал им выкопать для него могилу. Вскоре прибыл курьер, который сообщил Нерону о том, что Сенат объявил его врагом народа и намеревается публично его казнить. Нерон никак не мог убить себя, воля все время покидала его. Вскоре послышался стук копыт. Он понял, что это едут его арестовывать. Нерон при помощи своего секретаря перерезал себе горло. Когда всадники въехали на виллу, они увидели лежащего в крови императора. Он был все еще жив. Один из всадников попытался остановить кровь, однако было поздно. Нерон умер со словами: «Вот она - верность!».

Благодаря латинским авторам возникла легенда о Нероне как о «худшем императоре Рима». Разве не он убил свою мать и сводного брата, а еще поджег Рим и расправился с христианами? Лишь спустя два тысячелетия историки задались вопросом: а если и правда не он? Или хотя бы не все эти ужасы организовал именно Нерон? Тогда статус «худшего императора Рима» отменяется или как?

Если верить многочисленным биографам, Нерон якобы после грандиозной попойки дал команду поджечь Рим, а сам наслаждался огненным зрелищем в театральном костюме и со скрипкой (!) в руках... Образ безумца-пиромана, который в экстазе пиликает по струнам, столь ярок, что реальность с ним спорить не в силах. Да вот беда, смычковые инструменты появились в Европе лишь 15 веков спустя. А маленькая ложь, как известно, рождает большое недоверие...

Кто поджег Рим...

Чудо это или нет, но главный творец мифа «о худшем императоре Рима» -историк Тацит - эпатажное поведение императора на пожаре отвергает! По его свидетельству, Нерон немедленно вернулся в Рим (он находился в 50 километрах от города) и за свой счет организовал спасательные команды. Император также открыл дворцы для погорельцев и обеспечил их продовольствием...

Житель Рима, Тацит еще ребенком наблюдал пожар и то, как люди приветствовали Нерона. «Поджигатель» уж точно восторгов римлян не дождался бы. Да и едва ли увлеченный коллекционер Нерон стал бы устраивать пожар, рискуя тем, что пламя перекинется на его дворец, битком набитый всякими раритетами. А экзотическая версия, будто император хотел огнем очистить Рим от трущоб, вообще не выдерживает критики: больше всего пострадали как раз богатые кварталы.

Отстраивая Рим заново, Нерон установил минимальное расстояние между домами и допустимую ширину переулков; обязал строить только каменные здания с выходами на улицы, а не во дворы.

Тацит - не просто близкий сенату человек, он сам заседал в Капитолии! А император с этим госорганом долгое время пребывал в контрах, и с летописцем они оказались в идеологически разных лагерях.

По Тациту, Нерон якобы свалил вину за поджог на диаспору христиан, которых по приказу императора травили зверями, распинали на крестах «или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Но человеческие тела не могли гореть как факелы, возможно было лишь обугливание. Освещение улиц таким способом - полный бред с точки зрения законов физики. Некоторые историки вообще сомневаются в авторстве Тацита. Ведь его труды дошли до нас только через несколько веков, в виде средневековых рукописей! Как бы там ни было, хулители своего добились - почти на 2 тысячи лет восстановили церковь против Нерона. Во времена Средневековья были уничтожены или спрятаны труды позитивно относившихся к императору авторов. Так, памфлет ученого Джероламо Кардано в защиту Нерона увидел свет лишь 400 лет спустя...

Брат против брата

Британник стал братом Нерона в результате третьего брака его матери Агриппины, когда она вышла замуж за императора Клавдия, имея сына Луция (так звали Нерона в детстве); Клавдий был отцом Британника. После усыновления императором несовершеннолетнего Луция дети стали считаться братьями. У кровного сына Клавдия были все права на трон, но усилиями Агриппины императором стал ее сын. Британник же умер, не достигнув и 14лет...

Современники Нерона -Сенека, Петроний, Виндекс, Плутарх - об «убийстве» Бри-таника и словом не обмолвились. Обвинения в адрес Нерона озвучил... ну, конечно, Тацит, а вслед за ним Светоний - люди, близкие к римской элите.

Между тем Британник едва ли представлял реальную угрозу Нерону. В первую треть правления Нерона империя процветала, римляне императора боготворили. Никто не посмел бы оспаривать его право на трон.

По Тациту, «безвредное, но недостаточно остуженное, уже отведанное рабом питье передается Британнику, отвергнутое им, как чрезмерно горячее, оно разбавляется холодной водой с разведенным в ней ядом, который мгновенно проник во все его члены, так что у него разом пресеклись голос и дыхание».

Мгновенная смерть мальчика вызывает недоумение современных токсикологов, поскольку в I веке римлянам не был известен столь быстродействующий яд. Медики утверждают, что все, описанное древними авторами, похоже на аневризму сердца при эпилептическом припадке. А Британник, по некоторым сведениям, страдал падучей. Историки же вообще склонны считать описанное выдумкой с начала до конца. Если суммировать все эти «якобы да кабы» - «поджог Рима», «факелы из людей», «отравление брата», - то выходит типичный образчик черного пиара.

Кому и зачем это было надо? Исследователи среди причин называют борьбу императора с коррупцией. С 55 по 60 год некоторые должностные лица, замеченные в вымогательствах, оказались под арестом. Достаточно весомый аргумент в пользу очернительства правителя. К тому же с гибелью Нерона династия Юлиев-Клавдиев, ведущая начало от Юлия Цезаря, прервалась. Новые императоры должны были изо всех сил доказывать свою легитимность, в том числе - пороча предшественников. Вот вам и мотивы, и заказчики...

Смертельная красота Агриппины

Все происходившее с Нероном в последнюю треть его правления - это просто раздолье для психоаналитиков. Одно только сожительство с матерью чего стоит! Как свидетельствует Тацит, «подстрекаемая неистовой жаждой, во что бы то ни стало удержать за собою могущество, Агриппина дошла до того, что в разгар дня... представала перед ним разряженною и готовой к кровосмесительной связи...»

Даже видавшие виды римляне переживали шок, когда им встречались на улицах города мать и сын в объятиях друг друга на общих носилках. Тогда Сенека (философ, учитель Нерона) «решил побороть эти женские обольщения с помощью другой женщины». Он подослал к императору вольноотпущенницу Акту. Красавица донесла до сознания Нерона, что «в народе распространяются слухи о совершившемся кровосмешении, что им похваляется Агриппина, и что войска не потерпят над собой власти запятнанного нечестием принцепса». Результат не замедлил сказаться - «любящий» сын строит саморазрушающийся корабль и отправляет мать по морям, по волнам. Внезапно свинцовый потолок в ее каюте падает - впрочем, не задев Агриппины. Видя это, подученные Нероном моряки пытаются затопить судно. Но Агриппина, упав в воду, достигает берега вплавь. Тогда сын уже открыто посылает к матери убийц-профессионалов. Это преступление императора никто из историков никогда и не пытался оспаривать...

В 60 году над империей проносится зловещая комета, римляне толкуют о небесных знаках и о скором конце правления Нерона...

А он продолжает ставить задачки психологам. Например, приказывает оскопить белокурого мальчика по имени Спор, облачает его в женские наряды и велит всем звать парнишку Сабиной (в память о второй своей жене, погибшей от его же собственных побоев).

Позитивно настроенный к Нерону философ Дион Хрисостом считал этот случай началом конца: «...погубила его все-таки эта нечестивая связь с евнухом. Ведь этот евнух, рассерженный на него, рассказал о намерениях Нерона его свите, и те, отступившись от него, постарались всеми средствами от Нерона отделаться... ничто другое не помешало бы ему быть у власти и дальше, судя по тому, что еще сейчас все хотели бы, чтобы он был жив». Видимо, скопец пожаловался приближенным императора на свою участь. Ведь ему предстояло на брачной церемонии с Нероном облачиться в фату с вуалью. Рассказ привел приближенных в настоящий шок. Оно и понятно: любой безумец опасен, а безумец во власти опасен десятикратно...

Слова Диона ценнее томов других летописцев. В отличие от законопослушного Тацита, политический изгнанник Хрисостом от политзаказов не зависел. Целых 14 лет он скитался и проповедовал безо всякой цензуры. «Конечно же, ангелом император Нерон не был, - писал Хрисостом. - Но вряд ли уместно изображать его злодеем и самодуром, в сравнении с которым даже полоумный Калигула выглядит невинным младенцем... [Нерон] никак не заслуживает того, чтобы его имя стояло рядом с величайшими злодеями в истории человечества».

Так что, похоже, статус «худшего императора Рима» отменяется?

Людмила Макарова

В начале своего властвования, император Римской империи Нерон уменьшил штрафы и налоги, пытался бороться с коррупцией, увлекался стихосложением. Но больше всего Нерон прославился своей жестокостью и необычными привычками…

Жестокость

1. Император Нерон, по сообщению историка Светония, приказал умертвить свою тетку Домицию с помощью чрезмерной дозы слабительного.

2. После пожара 64 года н. э. в Риме, император Нерон возложил всю вину за произошедшее на христиан. Он устроил страшные гонения на верующих, истязал и убивал их. К методам наказания можно отнести распятие на кресте, зашивание в шкуры зверей и травля собаками.


Живые факелы Нерона.

Помимо всего этого Нерон любил «естественное освещение». Он приказывал распять человека на кресте и облить его маслом, затем масло поджигали, и человек заживо горел, освещая сады напротив дворца ярким светом пламени.

Большинство зверств ничем не подтверждены, однако историки все же сходятся в том, что Нерон был первым в мире, кто начал тотальное гонение на христианство.

3. Нерон приказал заманить свою мать Агриппину на великолепный корабль, который был построен так, что часть его должна была отвалиться и раздавить или утопить женщину. Но план не удался: Агриппина получила лишь легкую рану и была спасена.

Нерон был в отчаянии от неудачи. Но попыток избавиться от матери он не оставил. Помог случай: один из отпущенников Агриппины был арестован, под одеждой его нашли кинжал. Это послужило доказательством умысла убить императора.

Приближенный Нерона Аницет с надежными людьми отправился на виллу, где была Агриппина, ворвался в спальню и убил ее. Получив удар палкой по голове, она раскрыла тело перед занесенным на нее мечом центуриона и сказала: «Вонзай здесь».

4. Нерон решил прекратить жизнь брата, чтобы мать не передала ему сан императора. Британник, которому отрава была подана за императорским обедом, в тот же миг упал на пол и, сделав лишь несколько судорожных движений, умер.

Обедавшее общество, в том числе Агриппина и Октавия (первая жена Нерона), несколько минут смотрели в оцепенении на это ужасное происшествие. Но Нерон сказал, что смерть Британника – естественный результат падучей болезни, и пир продолжался.

Рубенс. "Смерть Сенеки"

5. Учитель Нерона Сенека умер, когда ему было около 70 лет, сохраняя твердость духа. Он мог прожить дольше, но Нерон приговорил его к смерти через самоубийство. Сенека хладнокровно вскрыл себе вены на руках и ногах.

Поскольку кровь из старческого тела вытекала медленно, он опустил ноги в теплую воду, в то время как рабы записывали последние слова философа. Он говорил до тех пор, пока смерть не унесла его.

Распутство.

6. Римский император Нерон женился на мужчине — одном из своих рабов по имени Скорус.

7. Нерон публично являлся в качестве мастера править лошадьми на скачках в цирке, ездил по улицам в фантастическом костюме и, останавливаясь, показывал народу свое искусство петь и играть на музыкальных инструментах.

Он устроил во дворце театр для игр, которые назвал ювеналиями (играми молодых людей), и подарками склонял обедневших знатных людей участвовать в этих спектаклях, то есть разделять с ним ремесло актера, по римским понятиям, позорное.

8. Имея жену, Нерон на глазах изумленной публики завел роман с плебейкой Акте и даже хотел на ней жениться.

9. Очень распространенными были пьяные оргии: Нерон одевался в звериную шкуру, потом выскакивал из клетки и по очереди насиловал привязанных к столбам голых мужчин и женщин. Поговаривали, что его половыми партнерами были не только женщины, но и юноши.

Нерон и его жена дочь Клавдия.

10. Решив в очередной раз поменять жену, Нерон казнил свою первую супругу Октавию. Он обвинил ее в прелюбодеянии. Второй официальной женой императора стала супруга его лучшего друга. Но и она не продержалась долго. Вторую жену Поппею Сабину он убил, ударив ногой, больную и беременную.

Привычки.

11. Император Нерон принимал ванны в кадке с рыбами. Это связано с тем, что рыбы были не простыми - они испускали электрические разряды, а император лечился таким образом от ревматизма.

12. Близорукому императору Нерону врачи для укрепления зрения посоветовали больше смотреть на зеленое. Нерон стал носить зеленую одежду, свою спальню украсил хризолитом, арену для гладиаторских боев засыпал малахитом, а на сами бои смотрел сквозь отшлифованный изумруд.

Портрет императора Нерона

13. Свои юбилейные даты правления римский император Нерон отмечал праздником «Квинквиналия Нерония». На фестивале можно было услышать поэтические декламации самого императора.

Расточительство.

14. Рассказывая о римском императоре Нероне, историк Светоний упоминал о чудесных особенностях его быта. В том числе и об удивительной банкетной комнате, в которой тот устраивал оргии и пышные пиршества. Мол, комната «была круглой и вращалась непрерывно день и ночь, имитируя движение небесных тел». А потолок, сделанный из слоновой кости, еще и раздвигался.

В образовавшиеся щели сыпались лепестки цветов. Или разбрызгивались благовония. По свидетельствам историка, пол в банкетной комнате был деревянным, опирался на столбы и каменные сферы. Он-то и вращался, приводимый в движение водой. Диаметр помещения составлял примерно 15 метров.

Во время раскопок Золотого дома Нерона в районе Колизея и Палатинского холма команда археологов под предводительством Марии Антониетты Томеи, похоже, обнаружила ту самую комнату. Найдены несколько опорных колонн и каменный шары.

15. Граждане осудили расточительность Нерона в постройках, и прежде всего при строительстве огромного Золотого дворца, от Палатина до самого Эсквилина.

В Золотом доме он приказал возвести собственную статую, превосходившую высотой знаменитый Родосский колосс (высота около 37 метров).

В покоях дома все было украшено золотом, драгоценными камнями и жемчужными раковинами. В банях текли соленые и серные воды. Еще император стал возводить и грандиозную купальню с каналом длиной 160 миль, чтобы можно было подъезжать туда прямо на судах.

Для производства работ он приказал направлять ссыльных со всей Италии, требуя от судов приговаривать уголовных преступников к стройке века. link

Нерон Неро́н

(Nero) (37-68), римский император с 54, из династии Юлиев - Клавдиев. Жестокий, самовлюблённый, развратный. В 59 повелел умертвить свою мать, в 62 - жену Октавию. В 64 сжёг бо́льшую часть Рима и, чтобы отвести от себя подозрения, начал преследовать христиан Рима. В дальнейшем способствовал восстановлению города. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества. Опасаясь восстаний, убежал из Рима и покончил жизнь самоубийством.

НЕРОН

НЕРО́Н (Nero) (15 декабря 37, Антий - 9 июня 68, Рим), римский император, правил в 54-68; полное имя при рождении - Луций Домиций Агенобарб (Lucius Domitius Ahenobarbus), полное имя после воцарения - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus). Два предварительных обстоятельства существенны для понимания исторической роли Нерона и общего характера его власти - его происхождение и его связь с греческой культурой.
Нерон родился в Антии, приморском городке, расположенном в 40 км к югу от Рима, от Агриппины Младшей и Гнея Домиция Агенобарба. Агриппина была дочерью Германика Цезаря и внучкой Друза Цезаря - двух членов фамилии императора Августа (см. АВГУСТ (император)) , наиболее полно воплощавших в общественном мнении Рима все традиционные добродетели древней римской аристократии. Август усыновил детей своей жены Ливии от первого брака с Клавдием Нероном - в том числе названного выше Друза, сам же был ранее усыновлен диктатором Юлием Цезарем (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий) . Дед Нерона, таким образом, соединил в себе и в своих потомках - Агриппине и Нероне - два древнейших патрицианских рода - Юлиев (см. ЮЛИИ-КЛАВДИИ) , ведших свою генеалогию от основателей Рима Энея (см. ЭНЕЙ) и Ромула (см. РОМУЛ) , и Клавдиев, на заре римской истории породнивших первых римских поселенцев с обитавшими здесь сабинянами (см. САБИНЯНЕ) (Тацит. Анналы. IV, 9). Отец Нерона, внучатный племянник Августа (внук его сестры Октавии), происходил по отцу из древнего (засвидетельствован с 4 в. до н. э.) плебейского рода Домициев; род был крайне разветвлен, представлен самыми разнообразными семейными связями, так что в числе свойственников Гнея Домиция Агенобарба обнаруживаются, в частности, носители самых громких имен среди «последних республиканцев» - Катон Младший (см. КАТОН Младший) , Брут (см. БРУТ Марк Юний) и Кассий (см. КАССИЙ) .
Для массового римского сознания древность рода и обилие в нем лиц, прославившихся подвигами во славу государства, были живой, актуальной характеристикой лица, к этому роду принадлежавшего (Тацит. Анналы. XIII, 1, 2). Семья Нерона - в полном противоречии с нравами, в ней реально царившими, и с нравственными характеристиками ее членов - в принципе и в идеале могла служить в глазах современников символом вековой преемственности патрицианских родов основателей Города, носительницей традиций народа и его вечных ценностей. Август сделал все, чтобы увековечить именно такой ее образ. Нерон сделал все, чтобы его разрушить. Он был последним императором римского патрицианского происхождения и своей деятельностью, направлением своих реформ, всем своим обликом, даже своей смертью, как бы засвидетельствовал полную исчерпанность генеалогически в нем воплощенной исконно римской морально-политической традиции. Далее могли предприниматься попытки ее возродить - продолжить ее после Нерона стало невозможно.
Эллинофильство
Нерон был первым и, в сущности, единственным принцепсом эпохи Ранней империи, для которого восточно-окрашенный эллинизм (см. ЭЛЛИНИЗМ) стал основой биографии, второй натурой и принципом государственно-политического поведения. Восточного происхождения были обе его кормилицы, осуществлявшие также его начальное воспитание; греками - оба первых наставника; подбором и интерпретацией текстов для чтения Нерона в отрочестве ведал Хэремон, грек из Египта, автор известных работ по истории египетских фараонов и жречества. Любовницей Нерона, с которой его связывало необычно сильное и длительное чувство, была гречанка-вольноотпущенница Акте.
Одиозный эпизод «брака» Нерона со жрецом Кибелы (см. КИБЕЛА) Пифагором, где Нерон выступал в качестве «жены», есть много оснований рассматривать как обряд посвящения императора в один из восточных культов. С Грецией и Востоком главным образом связана художественно-артистическая деятельность Нерона: местом своего первого сценического выступления он выбрал полугреческий Неаполь, роли исполнял в греческих трагедиях, преимущественно Еврипида (см. ЕВРИПИД) , сохранились названия только двух трагедий, им самим написанных, - одна называлась «Аттис», другая - «Вакханки». Все это не исчерпывалось бытовыми обстоятельствами или литературными вкусами, но было сознательно создаваемой идеологией, единым строем жизни и культуры, получившим в исследовательской традиции наименование «неронизма».
Отец Нерона умер в 40; в январе 49 Агриппина выходит замуж за Клавдия (см. КЛАВДИЙ (император)) , брата своего отца Германика и правящего римского императора. 25 февраля 50 Клавдий усыновляет Нерона, фактически делая его наследником в обход Британника - своего сына от предыдущего брака. В 53 Нерон женится на дочери Клавдия Октавии. 13 октября 54 Клавдий, отравленный Агриппиной, умирает; преторианцы (см. ПРЕТОРИАНЦЫ) и тут же вслед за ними сенат провозглашают Нерона принцепсом и присваивают ему все титулы и полномочия, делавшие его верховным правителем Римской империи.
Первый период правления. 54-59 гг.
Первый период правления Нерона длился с 54 до первых месяцев 59. В эти годы Нерон находился под сильным влиянием философа Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней) , которому с 49 было поручено воспитание наследника. В начале 56 Сенека обратился к Нерону с трактатом «О милосердии» («De Clementia»), где сформулировал идеологическую программу нового принципата (см. ПРИНЦИПАТ) . Суть трактата выражена в его названии: если ранее всеобщее убеждение состояло в том, что власть принцепса основывается на сосредоточении в его руках ключевых республиканских магистратур (см. МАГИСТРАТЫ (в Риме)) , так что юридически, идеологически и социально-психологически он оставался магистратом Римской республики, «первым среди равных», а отношения его с гражданами регулировались законами государства, то отныне согласно предлагаемой программе эти отношения должны были определяться лишь его clementia - милосердием, благоизволением. При этом, однако, предупреждал Сенека, власть его не становится тиранической, а остается правовой, но не в старом смысле, унаследованном от республики, а в той мере, в какой соответствует интересам всех управляемых народов и «благу» как нравственному закону Вселенной.
На этих идеях была основана программа правления, изложенная Нероном в инаугурационной речи, и влияние их можно усмотреть на протяжении первого периода его деятельности, прежде всего в отношении к сенатской традиции и в социальной политике. В сенате, власть которого как республиканского учреждения в принципе была альтернативна власти императоров и потому последними обычно всячески ограничивалась, в эти годы продолжалось обсуждение важных государственных вопросов, по которым принимались соответствующие решения. Нерон поддерживал эту атмосферу, неодобрительно относясь к чрезмерной льстивости сенаторов и обуздывая ее.
Назначение в 54 Корбулона, консулярия и отпрыска древнейшей сенаторской фамилии, главнокомандующим на парфянском театре военных действий было данью его выдающимся талантам полководца, но в то же время и явным подарком сенату. Нерон неоднократно защищал сенаторов от возводимых на них обвинений. В те же годы он принял ряд актов, облегчавших положение простого народа (многочисленные денежные раздачи, меры по ограничению доходов откупщиков, 58 г.) или таких, что соответствовали привычкам и вкусам римской толпы (увеличение числа зрелищ и их пышности; устранение из цирков воинской стражи и др.). То были действия принцепса, направленные на гармонизацию общественной атмосферы и в этом смысле вполне укладывавшиеся в программу clementia.
Доктрина clementia несла в себе, однако, и другие потенции. В условиях середины 1 в. проповедь императорского благоизволения как замены закона означала на деле освобождение власти от того созданного Августом (см. АВГУСТ (император)) сплава республиканских форм и имперских реальностей, который выполнял роль неписаной конституции Империи - бесконечно нарушавшейся, и тем не менее сохранявшей значение единственной существующей нормы. На практике clementia вела к созданию морально-политического вакуума, который мог быть заполнен любыми прихотями правителя. На протяжении первого периода правления Нерона об этих потенциях доктрины говорили лишь безнаказанные ссылки и убийства, осуществлявшиеся Агриппиной; сам Нерон в большинстве случаев держался от них в стороне.
Второй период правления. 59-66 гг.
Второй период правления Нерона охватывает 59-66 гг. Он ознаменован успешными военными действиями на границах империи. В 61 в Британии вспыхнуло грандиозное восстание местных племен под предводительством царицы племени иценов Боудикки; оно было энергично подавлено Светонием Паулином. На Востоке продолжалась борьба с Парфией (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) за власть над Арменией. Корбулон завершил ее в 63 скорее дипломатическим, нежели военным путем: верховная власть передавалась парфянскому царевичу Тиридату, но с тем, чтобы он принял ее из рук Нерона, и Армения тем самым попадала в положение вассального государства Рима. Положение на Востоке вскоре осложнилось решением наместника провинции Сирии Цестия Галла, под чьей юрисдикцией находилась также Иудея, облегчить положение местного населения, полностью обнищавшего, собрав подати не с него, а из сокровищ Иерусалимского храма, которые и состояли из налогов. Антиримски настроенные низы усмотрели в этом покушение на народную святыню и в 66 ответили войной, которая поначалу складывалась для римлян крайне неудачно, Нерон поручил руководство военными действиями Флавию Веспасиану (см. ВЕСПАСИАН) (будущему императору). Он вел их на протяжении пяти лет с переменным успехом, и только в 71 его сын Тит (см. ТИТ (император)) завершил войну взятием Иерусалима и разрушением храма.
Общая атмосфера правления и отношения Нерона с сенатом изменились после марта 59, когда по приказу Нерона была убита его мать Агриппина. Властная и бесконечно тщеславная, она стремилась контролировать управление империей и препятствовала реализации программы Нерона. «Вслед за тем, - пишет Тацит, - он безудержно предался всем заложенным в нем страстям, которые до этой поры если не подавляло, то до известной степени сдерживало уважение к матери» (Анналы. XIV, 13). Суть дела не сводилась к «страстям» - она состояла все в той же установке Нерона на создание в Риме восточно-эллинистической общественной атмосферы и на превращение власти принцепса в деспотическую - установке, которая в силу вышеобозначенных причин оборачивалась и при дворе, и в обществе безответственным эстетизмом, скандальным легкомыслием и криминальными интригами. Реализовались они в основном в трех областях - в антисенатском терроре, в популизме и в публичном (а для римских традиционных нравов и скандальном) стиле жизни и артистической деятельности самого принцепса и его окружения.
Нерон провел ряд реформ в сфере обычного судопроизводства. Судебные расходы, прежде покрывавшиеся тяжущимися сторонами, стали оплачиваться из казны; за судебную защиту установлена твердая плата; судебные дела казначейства переданы обычным гражданским судам; уточнены и улучшены правила оформления завещаний (Светоний. Нерон. 17). Процессы сенаторов, однако, продолжали, как и ранее, рассматриваться в сенате; они возбуждались чаще всего по обвинению в государственной измене или в «оскорблении величия» (прежде - величия римского народа, ныне - величия принцепса) и инициировались обычно младшими членами сената, получившими название delatores - доносчиков.
Внешние признаки судебного разбирательства сохранялись, но так как всем было ясно, что обвинители действуют по подсказке принцепса, и цель состояла в уничтожении лиц, которых он счел для себя опасными, то заканчивались такие процессы, как правило, обвинительным приговором - ссылкой, конфискацией имущества или, чаще, смертью. Кроме того, дела высших магистратов или лиц, близких к императору, рассматривались его семейным судом. Здесь уже не предполагалось никаких правовых норм, и все решалось мнением принцепса, членов его семьи и приглашенных приближенных; здесь тоже обычный исход бывал смертным. Нередки были и случаи смертного приговора, выносимого императором лично без всяких обоснований.
Начавшись в 62 году, такие процессы шли crescendo. Обнаружить в них единую направленность и общую государственно-политическую стратегию не удается. Уничтожены или сосланы были многие выходцы из старой аристократии, такие как Рубеллий Плавт или Юний Силан Торкват; наряду с ними - сенаторы, родовитостью вовсе не отличавшиеся, но увлекавшиеся стоической философией: среди них, например, сослан был Гельвидий Приск и убиты «воплощенная добродетель» (Тацит. Анналы. XVI, 21) - Тразея Пет и Барея Соран; по всему судя, совершенно произволен и не связан ни с каким разбирательством был приказ Нерона полководцу Корбулону покончить с собой, что тот и выполнил; наконец, немало было, по-видимому, и лиц вроде сенатора Антистия Ветра, просто диссонировавших своим скромным и спокойным стилем жизни с атмосферой, складывавшейся в столице и при дворе.
Как для этой атмосферы, так и для этих репрессий особенно показателен заговор Пизона, раскрытый и подавленный в 65, повлекший за собой резкое усиление террора и ставший в тот год главным событием в отношениях Нерона с сенатом и всем высшим слоем римского общества. Заговор был составлен офицерами преторианцев, предложившими Пизону стать принцепсом вместо Нерона и втянувшими в него какое-то число сенаторов и всадников, а также некоторых людей, близких Нерону, как поэт Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней) ; большинство сенаторов и магистратов, репрессированных впоследствии в связи с заговором, как Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай) , автор «Сатирикона», скорее всего отношения к нему не имели. Наиболее показательна фигура самого Луция Кальпурния Пизона. То был совершенно нероновский человек - приятель императора, участник его оргий, певец и актер-любитель, виртуоз игры в шашки; в то же время - человек родовитый, обходительный, популярный, многим оказывавший помощь, денежную и судебную. Ни его согласие возглавить заговор, ни (за незначительным исключением) дальнейшее поведение заговорщиков не указывают на наличие у них серьезной политической программы и продуманной тактики. Заговор был не столько альтернативой той атмосфере, что создавал Нерон, сколько ее порождением, свидетельством ее универсального распространения в высших слоях римского общества.
На фоне нарастающего антисенатского террора особенно рельефно выглядела время от времени забота принцепса о городском плебсе. Интересам широких слоев соответствовали проведенные Нероном упомянутые выше реформы в области судопроизводства и взимания налогов. Особенно масштабно, однако, проявилось внимание принцепса к населению Рима во время пожара 64. То был самый грандиозный пожар за всю историю города. Он уничтожил большую часть столицы и лишил крова сотни тысяч людей. Нерон тут же создал временные убежища для погорельцев и наладил их питание, из своих средств обеспечил скорейшую очистку города от завалов и пожарищ, отстроил портики, позволявшие людям скрыться от палящего солнца; казна выдавала субсидии тем, кто брался за строительство новых домов с обязательством закончить их в кратчайший срок.
Причины пожара точно не устанавливаются. Одна версия состояла в том, что первыми загорелись бесчисленные лавчонки, которые в большинстве принадлежали выходцам с Востока, и временные жилища, где они ютились. Ярость толпы обратилась прежде всего против них, а так как христианство считалось одной из восточных сект, то и против христиан, свирепые преследования которых стали по приказу Нерона в угоду народу осуществляться правительством (см. подробнее: Тацит. Анналы. XV, 44). Другая распространенная версия состоит в том, что город был подожжен по приказу Нерона.
Здесь, в свою очередь, называются две мотивировки. Согласно первой, Нерон стремился пережить небывало острое художественное наслаждение, глядя как обращается в гигантский костер миллионный город, семихолмный центр мира. Согласно второй, план его состоял в том, чтобы дать пламени уничтожить памятники, в которых жил многовековый древний Рим, дабы, навсегда покончив с прошлым, построить на его месте новый город, соответствовавший новой эпохе. Последний замысел, независимо от того, был ли он у Нерона, в значительной мере осуществился: перестройка Рима после пожара была настолько радикальной, что заслужила у историков название «римской архитектурной революции» и полностью изменила облик не только столицы, но многих городов империи. Республиканский Рим остался воспоминанием; непосредственно переживаемой многовековой историей, материализованной в архитектуре и пейзаже, он быть перестал.
Меры Нерона, направленные на помощь народу и соответствовавшие его интересам при нарастающем терроре против древних родов и сенатской аристократии, не могут рассматриваться как последовательная государственно-политическая установка, призванная изменить социальную структуру римского общества. Против этого распространенного взгляда говорит как спорадичность подобных мер, так и несвязанность их с экономическими основами народной жизни. Поддержка оказывалась в основном римскому городскому плебсу, люмпенизированному и готовому в обмен способствовать той зыбкой атмосфере легкомысленно скандального произвола, то веселого, то жуткого, которую распространял Нерон.
Атмосфера эта призвана была воплотить новую систему ценностей, которой, по замыслу Нерона, надлежало сменить традиционно римскую. Ключевыми словами последней были mos maiorum - верность нравам предков, pietas - уважение к традиции и исторически сложившейся общественной реальности, virtus - гражданская доблесть; ключевое понятие первой выражалось греческим словом «агон» - состязание. По приказу принцепса в Риме и в городах империи по нарастающей проводились состязания поэтов и актеров, певцов и музыкантов, а также конные ристания. Наиболее масштабными и пышными среди таких игр были Ювеналии (59) и Неронии (первые 60, вторые 65).
Они выполняли тройную задачу. Во-первых, участие в них - добровольное или по принуждению - сенаторов и всадников, бывших магистратов, женщин из знатных семейств, по прежним меркам непристойное и недопустимое, уничтожало нравственные нормы традиционного римского общества и превращало аристократическую элиту Рима в прихлебателей Нерона, разделяющих его пороки и от него всецело зависящих. Во-вторых, поскольку игры обычно заканчивались выступлениями самого Нерона, среди зрителей размещались группы молодых людей, обязанных обеспечить ему шумный успех.
Наиболее известной был корпус так называемых августанов (Тацит. Анналы. XIV, 15; Светоний. Нерон 20,6). Он был создан в 59 из сыновей всадников (см. ВСАДНИКИ) в количестве 500 человек и дополнен в 64 четырьмя с половиной тысячами юношей плебейского происхождения. Постепенно цели их вышли далеко за пределы клаки - специально воспитанные в духе восторженного, в сущности религиозного поклонения Нерону, в театре они следили за публикой и доносили на каждого, в ком не было заметно должного восторга, причем последствия могли быть самыми трагическими. За пределами театра, в обществе, августаны все больше образовывали центр обожествления Нерона и его власти. Наконец, третья тенденция, которую агональная реформа общества должна была реализовать, шла в том же направлении: постоянно появляясь перед бесчисленными толпами, неизменно выходя победителем из любого состязания, увенчанный всеми возможными и невозможными венками и наградами, Нерон все больше превращался в глазах народа в царя и бога, носителя власти сакральной и абсолютной.
Последняя цель могла быть достигнута лишь отчасти, и то в основном в восточных провинциях. Лишенный опоры в социально-экономической и государственно-идеологической структуре общества, агональный принцип, как ранее принцип clementia, вел лишь к упразднению старых основ общественной жизни, не заменяя их никакими прочными и серьезными новыми и воплощаясь во все более разнузданном нравственно-политическом нигилизме, пример которого являли двор и император.
Новая аксиология Нерона, не имевшая опоры ни в римской, ни, собственно, в греческой традиции, после 59 года все отчетливей становится прикрытием морального произвола принцепса. Ясное подтверждение - вся расказанная Тацитом («Анналы» XII, 45 слл.; XIV, 1.60 слл. XVI, 6-7) история любовной связи Нерона с Поппеей Сабиной, женой Сальвия Отона (будущего императора 69 года) и, в 62 году, брак с ней. Чтобы его заключить, Нерон на основе ложных обвинений принудил к разводу свою жену Октавию, которая вскоре была по его приказу убита. Показательно, что преследования Октавии вызвали волнения в Риме и протесты населения. Описание их у Тацита подтверждаются относящейся к той же эпохе трагедией «Октавия», авторство которой приписывается (скорее всего без оснований) Сенеке. Поппея умерла в 65 году при зловещих и не до конца ясных обстоятельствах.
Конец правления
Третий период правления Нерона - время пребывания принцепса в Греции; он охватывает вторую половину 66 и целиком 67 гг. В силу состояния источников наше представление о нем (как и о заключительном, четвертом, периоде) несравненно беднее, чем о двух первых: «Анналы» Тацита обрываются на середине 66, изложение в светониевой биографии Нерона становится особенно сбивчивым и хронологически неупорядоченным; восстанавливать события приходится на основании источников поздних и второстепенных (обзор их содержится в Приложении III к классическому изданию «Анналов» Г. Фюрно: Cornelii Taciti Annalium ab Excessu Divi Augusti Libri. The Annals of Tacitus edited with introduction and notes by Henry Furneaux. V. 2. B. 11-16. 2 ed. Oxford, 1907; reprint 1974, p. 473-484).
Цель поездки Нерона в Грецию состояла в утверждении образа его как любимца Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) , царя-артиста, доказывающего сакральный и абсолютный характер своей власти непрерывными победами в состязаниях. Вызывая неизменный восторг толп, он выступал на них в качестве глашатая, трагического актера, кифареда и возницы, повторяя при этом, что «конные состязания - забава царей и полководцев древности; их воспели поэты и устраивались они в честь богов» (Тацит. Анналы. XIV, 14). Править делами в Риме Нерон оставил своего вольноотпущенника Гелия, сам же прерывал ради них артистическое турне редко, неохотно и только по двум поводам. Первый состоял в продолжении антисенатского террора, который именно в эти месяцы достиг своего апогея, второй - в поисках средств для покрытия фантастических расходов по пребыванию Нерона в Греции. Большинство источников говорит об ограблении с этой целью казны греческих городов и о казни многих богатых греков с последующей конфискацией их имущества (Дион Кассий. Римская история. LXIII, 11). Отчасти для моральной компенсации ущерба, нанесенного стране и своей репутации, отчасти в порядке реализации своей идеологической программы Нерон завершил свое пребывание торжественным провозглашением Греции свободным государством.
Четвертый, заключительный, период правления Нерона охватывает время с января по июнь 68. Он представляет собой логичный итог правления Нерона: все более руководствуясь в политике идеологическими химерами, он изолировал себя от всех реальных сил общества, и в решающий момент они от него отвернулись. 19 марта Нерон в Неаполе наблюдал за упражнениями атлетов. Ему доложили о том, что в Лугдунуме (ныне Лион) состоялся съезд галльских племен, объявивший его узурпатором и предложивший императорскую власть Юлию Виндексу, наместнику одной из галльских провинций и галлу по происхождению. Виндекс предложение отклонил, но убедил принять его наместника Тарраконской Испании Сервия Гальбу, который во главе расквартированного в его провинции легиона двинулся на Рим.
Слухи о ненадежности легионов доходили также из Африки и из германских провинций. У Нерона была полная возможность, опираясь на верные ему войска, подавить начинавшийся мятеж, но именно с этого времени поведение его становится совершенно непредсказуемым - нерешительным и противоречивым. Более месяца он продолжает жить в Неаполе, выступает как кифаред, проводит время в пирах и утехах. В первых числах марта он отдает приказ убить Гальбу, но 27 марта узнает, что приказ остался невыполненным. Тогда только Нерон возвращается в Рим, отзывает войска, находившиеся в походе против кавказских племен, дабы направить их против Виндекса, формирует с той же целью новый легион - I Вспомогательный, и... объявляет о своем намерении удалиться в Египет, после чего впадает в нервный кризис и полное бездействие.
В Риме - нехватка продовольствия, напряжение и разброд; сенаторы и большая часть всадников с нетерпением ждут падения Нерона, люди из городской массы, привыкшие пользоваться щедротами Нерона, «ходят мрачные и жадно ловят слухи» (Тацит. История. I, 4). Преторианцы, которые некогда провозгласили Нерона императором и всегда были ему преданы, и их префект Офоний Тигеллин, один из самых близких Нерону людей, загадочным образом на всю весну исчезают с военно-политической арены, пока 10 июня второй префект претория Нимфидий Сабин не уговаривает их присягнуть Гальбе. В тот же день сенат решает отступиться от Нерона и признать Гальбу. Нерон уезжает из Рима и на следующий день кончает с собой. «Низвергли его не Виндекс со своей безоружной провинцией, - скажет впоследствии Гальба, - и не я с моим единственным легионом, а чудовищная его жестокость и страсть к наслаждениям; неудивительно, что Нерон - первый принцепс, чья память объявлена проклятой» (Тацит. История. I, 16).
Искусство и литература эпохи Нерона
Отражение идеологической программы, общественной атмосферы и эстетических принципов, объединяемых понятием «эпоха Нерона», представлено наиболее полно в архитектуре, в настенной живописи и в литературном стиле «серебряной латыни». Архитектурная революция 64 года изменила как планировку городов, так и тип домов. По правилам, установленным Нероном, расширены были улицы, дома ограничены собственными стенами (то есть запрещены пристройки), ограничена этажность, запрещено застраивать дворы. Тем самым была преодолена скученность и теснота, столь характерные для позднереспубликанского и раннеимператорского Рима. При этом важно учитывать, что, по данным многих источников, именно эта теснота воспринималась как свидетельство сплоченности и гражданской солидарности - одной из основных ценностей старой римской общины.
Популярность введенных правил говорило о том, что такое восприятие тесноты во многом себя изжило - реформы Нерона в данном случае подтвердили и стимулировали этот процесс. Тот же перелом в восприятии и оценке жилой среды сказался и на архитектуре дома. До 64 ее основными разновидностями были либо особняк атриумно-перистильного типа, либо многоквартирная и многоэтажная инсула (см. ИНСУЛА) , этажи которой надстраивались от случая к случаю, поддерживались подпорками, без соблюдения каких-либо правил безопасности. После 64 основной разновидностью жилого дома становится инсула, но совсем другого типа, возникшая во вкусе нероновского космополитизма из взаимодействия этрусской, карфагенской, эллинистической градостроительной практики и местных римских традиций, - отдельно стоящий кирпичный двух- или трехэтажный дом с галереей лавок по первому этажу и большими окнами. Примером старой, донероновской жилой архитектуры принято считать Помпеи (см. ПОМПЕИ) , примером новой, распространившейся после «архитектурной революции», - Остию (см. ОСТИЯ) .
Наиболее полным архитектурным воплощением «неронизма» является так называемый Золотой Дом (Domus Aurea) - дворец, который Нерон отстроил для себя сразу после пожара, правда, не успев его закончить. Он был построен в виде виллы - загородной резиденции, приспособленной к отдыху, просвещенному досугу и наслаждению природой, и окружен садами и водоемами, с небольшими беседками на двух собеседников, миниатюрными каскадами и фресками по стенам. Отделка отличалась необычайной роскошью - строения дворца тонули в позолоте, драгоценностях и перламутре. Вестибюль представлял собой квадратный двор, окруженный портиками, в центре которого возвышалась 35-метровая статуя Нерона, отличавшаяся поразительным портретным сходством. Программным было именно это сочетание пасторальной изысканности и ослепляющей роскоши, просторного сельского пейзажа и плотной исторической застройки городского центра, в которую этот пейзаж был контрастно вставлен, гедонистической атмосферы всего комплекса и сакрально грандиозного изображения обожествленного владыки. Все это настолько демонстративно противоречило римским традициям, вкусам и нравам, что после Нерона Веспасиан (см. ВЕСПАСИАН) снес большинство построек, а на месте искусственного озера выстроил Колизей (см. КОЛИЗЕЙ) и подарил его городу.
Эпохе Нерона в римской настенной живописи наиболее полно соответствует стиль, представленный помпейскими памятниками 40-х - 70-х гг. Основные его черты - сюжеты из греческой мифологии, связанные с причудливым сочетанием форм, в природе разобщенных, с метаморфозой и травестией; широкое изображение архитектуры, представленной в положениях с точки зрения жизненной реальности заведомо немыслимых (альков, нарисованный на плоскости стены, в который вписаны садовые ротонды или верхушки зданий); использование фресковых сюжетов и мотивов для перспективного «пролома» стены и создания в замкнутом объеме комнаты ощущения пространственной бесконечности (рисованные портики, уходящие в стену, рисованные двери, намекающие на ощущаемое за ними пространство, крылатые фигуры, вылетающие из плоскости стены и как бы врывающиеся в комнату извне).
Подобная эстетика противоестественного не ограничивается настенной живописью. В годы Нерона она формирует быт, прикладное искусство, даже кулинарию - изделие оклеивается материалом, выглядящим по-другому, чем тот, из которого оно реально сделано, свинина подается в виде голубя, ножка стола состоит из рельефного изображения лапы льва, переходящей в торс мальчика. В сфере литературы эта эстетика ярче всего проявилась в стилистике так называемой «серебряной латыни». К ней принадлежат авторы, именами которых прежде всего отмечена эпоха Нерона - философ Сенека, (см. СЕНЕКА Луций Анней) автор эпической поэмы «Фарсалия» Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней) , Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай) - создатель плутовского романа, отрывок которого вошел в историю литературы под названием «Сатирикон».
Все они были уничтожены Нероном по подозрению в связи с заговором Пизона, но до этого входили в ближайшее окружение принцепса. При всех их коренных отличиях друг от друга, они целиком усвоили и выразили эстетические установки, для этого окружения и этой эпохи типичные: оценка изложения прежде всего по его эффектности, придание изложению заостренного, нервно напряженного характера, построение фразы на контрастах, смешение лексических и синтаксических моделей классического литературного языка с вульгаризмами и неологизмами. «Испорченная речь нравится там, где извратились нравы», - объяснял всеобщее увлечение подобным стилем Сенека, сам отдавший ему щедрую дань (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. CXIV, 11). Важно отметить, что настенные фантастические пейзажи нередко обладают своим пряным обаянием, что серебряная латынь вошла с Сенекой и Тацитом в сокровищницу римской литературы; при Нероне, однако, они воспринимались как знамения эстетики противоестественного, выдававшей самую сущность этой эпохи.
Нерон как образ и культурно-исторический тип
Жизнь и деятельность Нерона характеризуются, с одной стороны, особой исторической ситуацией - нарастающим ощущением исчерпанности традиционного общественного уклада при отсутствии еще сколько-нибудь определившихся форм, призванных его сменить, и, с другой, - особым типом личности, не способной адекватно видеть реальность, авторитарной и произвольной в своих решениях, неуравновешенной, эксцентричной и жестокой. Сочетание подобной ситуации и подобного типа личности повторяется в истории неоднократно.
В нем обнаруживается некоторая психологическая модель власти, которая, никак не будучи реально связана с Нероном, соотнесена с ним как со своеобразным эталоном, воспринимается как его эхо. Острое ощущение устарелости существующего уклада жизни побуждает властителя заменить его отношениями и ценностями, которые представляются ему более современными, привлекательными и живыми. Но поскольку ясной, исторически созревшей и потому приемлемой для общества альтернативы существующему укладу нет, то властитель начинает чувствовать себя вправе и даже обязанным такие отношения и ценности создать и утвердить - создать, несмотря на их абстрактность, субъективность, фантастичность, утвердить вопреки принятым и еще живым нормам, опираясь на принуждение и жестокость, на абсолютный характер своей власти, в силу которого он может позволить себе любое поведение, любую эксцентричность, любой эпатаж, раздражение, нервозность, подозрительность.
В той или иной мере эта тональность за много веков до Нерона окрасила жизнь и деятельность египетского фараона Эхнатона (см. ЭХНАТОН) , много веков после него угадывается в образе Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) и Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) в России, Людвига Баварского в Германии. «Нероновская» типология абсолютной власти перечисленными именами скорее всего не исчерпывается. В культурно-исторической памяти обобщенный и эмоционально насыщенный образ Нерона преобладал, а во многом преобладает и до сих пор над рациональным объяснением его исторического смысла. Уже современники, а вслед за ними и потомки, видели в Нероне не столько исторического деятеля, сколько необычную личность - чаще всего преступную.
Этот образ сразу же утвердился у римских историков - у Тацита (см. ТАЦИТ) , Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл) , Плиния Старшего (см. ПЛИНИЙ Старший) : первый назвал Нерона «чудовищем» (Анналы. XIV, 11), третий «врагом рода человеческого» (Естественная история. VII, 6, 2), а второй характеризовал словами «наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость» (Жизнеописание двенадцати цезарей. Нерон. 26). Традиция была тут же продолжена ранними христианами: апокалиптический зверь из бездны отмечен у св. Иоанна (см. ИОАНН Богослов) числом 666, представляющим собой сумму цифровых обозначений тех букв, что образуют в древнееврейской транскрипции имя «Нерон». Позднейшие христианские авторы живо обсуждали, является ли Нерон антихристом (Коммодиан, Сульпиций Север) или только его провозвестником (Лактанций (см. ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан) , блаженный Августин (см. АВГУСТИН Блаженный) ). Традиция сохранилась и в средние века: папа Пасхалий II (1099-1118) снес родовую усыпальницу Домициев, так как народ был убежден, что окружающие ее деревья служат приютом воронам, несущим в себе частицы души Нерона.
Тот факт, что в памяти культуры сохранился в основном образ Нерона, объясняет значительный удельный вес в литературе о нем беллетристических публикаций (напр., А. В. Амфитеатров, «Зверь из бездны»; Г. Сенкевич, «Камо грядеши»; В. С. Дуров, «Нерон, или актер на троне»; М. А. Кузмин, «Смерть Нерона»; G. Walter, "Neron"; J.-C. Pichon, "Saint Neron"). Начиная с позитивистской эпохи, однако, существует также исследовательская литература, посвященная Нерону, на аналитическом уровне объясняющая многое в исторической ситуации Нерона и в его политике. В массовом культурном сознании ее выводы сосуществуют с образом императора и корректируются ими. Мысль о том, что, разрабатывая - в положительном или отрицательном аспекте - тему Нерона, мы всегда так или иначе вынуждены иметь дело с его образом, неоднократно высказывалась в связи с деятельностью созданного во Франции «Международного Общества по изучению Нерона» (Societe Internationale d"etudes neroniennes).

Энциклопедия мифологии