Концепцию конфликтной модели общества создал. Основные модели конфликта. Концепции Л. Козера

1. модель Дарендорфа

2. Модель социального конфликта Л. Крисберга

3. Общая теория конфликта К. Болдинга

1. Первые работы Дарендорфа характеризуются критикой Маркса и марксизма. «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967), «Очерки про теории общества» (1968), «Конфликт и свобода» (1972), «Человек социологический» (1973).

Парсонс Дарендорф
1. каждое общество – это относительно устойчивая и стабильная структура 2. каждое общество – это хорошо интегрированная структура 3. каждый элемент общества имеет определенную функцию, вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы 4. функционирование социальной структуры основывается на ценностной консенсусе членов общества, обеспечивающим стабильность и интеграцию 1. каждое общество изменяется в каждой своей точке 2. каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом; социальный конфликт вездесущ 3. каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение 4. каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других

Если не было предшествующего согласия, то не будет и конфликта.

Под конфликтом Дарендорф понимал все структурно произведенные отношения, противоположности норм и ожиданий, институтов и групп. Главный тезис Дарендорфа – дифференциальное разделение власти неизменно становится определяющим фактором систематических социальных конфликтов. По Дарендорфу различные позиции в обществе обладают разным объемом властных полномочий, власть принадлежит не индивидам, а позициям. Так как власть легитимная, то к нарушителям установленного порядка могут быть применены санкции. Общество состоит из ряда элементов, называемых императивно-координированных ассоциации – объединение людей, которые контролируются другими, занимающими более высокое положение в иерархической структуре. Функция власти – поддержание целостности, однако порождает конфликтные интересы и ролевые ожидания.

Авторитет -общепризнанное, узаконенное или нормативное право властвовать. Авторитет и власть является дефицитными, поэтому за них идет борьба, и именно дефицит является основным источником конфликтов и изменения в организации. Неосознанные ролевые ожидания – это латентные интересы. Явные интересы – это латентные интересы, ставшие осознанными. 3 основных типов групп: а) квазигруппа – совокупность тех, кто занимает позиции с идентичными ролевыми интересами; б) группа интересов – общие модели поведения, превращающие квазигруппы в группы интересов со своими целями, намерениями и т.д.; в) конфликтные группы – группы, реально участвующие в конфликтах.



Классы – это конфликтующие социальные группировки и группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно-координированных ассоциациях.

4 причины неравенства:

1. Естественное биологическое разнообразие склонностей, интересов, характеров людей и социальных групп

2. Естественное интеллектуальное разнообразие талантов, способностей, дарований

3. Социальная дифференциация по горизонтали примерных равноценных позиций

4. Социальное расслоение по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурном фоном, проявившееся в иерархии социальных статусов.

В. В. Козловский

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

1. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта. Типы и уровни конфликтов
2. Диалектическая модель конфликта: Маркс, ДарендорфИгровая модель конфликта: Рапопорт
3. Функционалистская модель конфликта: Зиммель, Парсонс, Козер.
4. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: Боулдинг. Концепция согласия и насилия Гальтунга
5. Методы исследования конфликта. Диагностика и экспертиза конфликта

Динамика социального конфликта (Лекции)

6. Структура, функции и детерминация социального конфликта
7. Модели развития социального конфликта на разных уровнях
8. Основные подходы, стили и способы разрешения конфликта

Конфликты в разных сферах (семинары)

9. Конфликты в сфере культуры
10. Этнические конфликты
11. Социология экономических конфликтов
12. Социология политических конфликтов
13. Юридические конфликты
14. Организационные конфликты
15. Социальный протест
16. Конфликты в условиях кризисного развития российского общества

РАЗДЕЛ I.
Концептуальные основы и методы исследования конфликта

1. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта

Предмет социологии конфликта. Соотношение с конфликтологией
Основные понятия социологии конфликта
Критерии выделения типов и уровней конфликтов

1. Предмет социологии конфликта - система социальных взаимодействий, характеризующихся столкновением сторон или субъектов. Философская трактовка конфликта как стадии диалектического противоречия. Соотношение социологии конфликта с конфликтологией и другими отраслями исследования конфликта. Междисциплинарный подход к изучению конфликта. Практическое назначение и применение конфликта.

2. Категориальная схема описания конфликта. Теоретико-аналитические и эмпирические категории. Основные понятия социологии конфликта характеризуют процесс взаимного действия и воздействия друг на друга социальных групп, ценностей, установок, интересов, идей. Конфликт может быть представлен как развертывание противоречия: тождество, различие, противоположность, конфликт. Общие теоретико-аналитические понятия отражают взаимодействие социальных групп и индивидов: интересы: соперничество, конкуренция, столкновение, напряженность, протест, борьба, согласие. Эмпирические понятия социологии конфликта фиксируют причины, состояние и степень интенсивности, т. е. социальную напряженность, конструктивность и деструктивность, а также раскрывают способы регуляции и использования конфликта: переговоры, договор, принуждение, согласие, компромисс и др. Операционализация основных понятий социологии конфликта.

3. Критерии выделения конфликтов: а) по сфере действия: социальный, экономический, политический, культурный и т.п. конфликт; б) по характеру субъектности? внутриличностный, межличностный, межгрупповой, межнациональный, межгосударственный конфликт; в) по степени напряженности? слабый, средний, сильный конфликт; г) по способу поведения или характеру протекания? пассивный, активный конфликт.

2. Диалектическая модель конфликта: Маркс, Дарендорф

Концепция социально-классового конфликта К. Маркса
Диалектическая концепция конфликта Р. Дарендорфа
Игровая модель конфликта

1. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил. Возникает конфликт. Отсюда и объективная потребность в разрешении данного противоречия. Решение содержится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: "На известной ступени своего развития, производительные материальные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы. Теория Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта.

2. Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа следует, казалось бы, в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Конфликтная модель общества строится на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют управляющие и подчиненные. Для обозначения этих организаций Дарендорф использует веберовское понятие "императивно-координированной ассоциации" (ИКА), представляющую собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта в ИКА направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество, с пересекающими интересами, а значит с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках предприятия. Термин "регулирование" относительно конфликта гораздо точнее, чем термин "разрешение". Понятие "разрешение конфликта" вводит в заблуждение, ибо оно "отражает социологически ошибочную идеологию, согласно которой полное устранение конфликта возможно и желательно". Для успешного регулирования конфликта, по мнению Дарендорфа, важны три обстоятельства 1) признание различных точек зрения; 2) высокая организованность конфликтующих сторон; 3) наличие правил игры. Дарендорф рассматривает действительность на языке институциализированных образцов, используя понятие ИКА. Авторитет и конфликт служат функциональными реквизитами, где первый служит для интеграции системы, а второй - для социальных изменений.

3. Модель конфликта Анатоля Рапопорта, теория игр и математический аппарат. Сценарное описание конфликта. Конфликт как игра в концепциях Хейзинги, Эрика Берна, а также в направлении психодрамы. Педагогический и психологический аспект игровой модели конфликта. Театрализация и карнавализация конфликта.

3. Функционалистская модель конфликта

Функционалистское объяснение конфликта. Позитивная роль конфликта
Проблема конфликта в системно-структурном анализе
Концепция конфликта Льюиса Козера

1. Функционалистское объяснение конфликта Георга Зиммеля. Позитивная функция конфликта. Интегративная роль конфликта в формировании общественных структур и в обновлении культуры. Спор как выражение свободного обмена позициями и способ

2. Проблема конфликта в системно-структурном анализе не получила своего оптимального решения. Общество, согласно Талкотту Парсонсу, находится в равновесии, если ролевые ожидания ясны и выполняются. Однако могут возникнуть отклонения и ролевые конфликты. Конфликты преодолеваются благодаря социальному контролю, основывающемуся как на положительных, так и на негативных санкциях. Таким образом, конфликт в структурно-функционалистской теории Парсонса трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы. Данная теория не могла удовлетворительно объяснить социальные изменения и конфликты, начавшиеся в конце 60-е годов ХХ столетия. Вместе с тем системный подход к исследованию и использованию конфликта является в настоящее время одним из наиболее влиятельных. Преимущества междисциплинарного подхода к конфликту как к системе.

3. Модель позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера преодолевает отрицательное отношение структурного функционализма к конфликту. Он считает, что "социальный конфликт? это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника". Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтов. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений, и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Козер выделяет следующие функции конфликта: 1) разрядка напряженности, т. е. конфликт служит "выхлопным клапаном" напряжения; 2) коммуникативно-информационная, т. е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил; 3) созидание, т. е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту; 4) интеграция социальной структуры, т. е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее; 5) нормотворчество, т. е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

4. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг

Микросоциология конфликта
Поведенческая (бихевиористская) модель конфликта
Концепция согласия и насилия Иоханна Гальтунга

1. Микросоциология конфликта стала развиваться лишь 70-80 гг. нашего столетия. Важнейший источник продуцирования социальных конфликтов, разворачивающихся в сфере повседневности (на микроуровне), заключается в кризисе системы ценностей на уровне всей общественной системы (на макроуровне). Подсистемой социального конфликта является организационный конфликт, т.к. первый локализован в обществе, а второй - в организации, являющейся ячейкой этого общества. Структура и развитие конфликта на микросоциологическом уровне имеют свои особенности и представляют в настоящее время наибольший интерес из-за возможности действенно влиять (регулировать и разрешать) именно такого рода микросоциальные конфликты.

2. Конфликт в качестве поведения рассматривается в концепции К. Боулдинга. Причина социальных конфликтов, по Боулдингу, лежит в раздвоенности человеческого сознания. Таким образом, Боулдинг выделает два элемента: "явный, открытый элемент, который он осознает по отношению к себе и миру, и скрытый элемент, который прячет. Этот последний подразделяется на две части: сознательно скрываемую и бессознательно скрываемую". Боулдинг считает, что всякая общественная борьба это всего лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Например, Боулдинг видел причину индустриального конфликта (между рабочими и буржуазией) в противоположности идейно-психологических установок. Именно эта противоположность нравственно-психологических установок служит причиной индустриального конфликта. Решением последнего служит установление взаимопонимания.

3. Концепция согласия и структурного насилия Иоханна Гальтунга. Он проводит шесть различий между различными видами насилия. Важнейшие из различий - это между персональным и структурным насилием. Тип насилия, в котором есть действующее лицо, он обозначает как персональное, или прямое насилие, а насилие без действующего лица - как структурное, или непрямое. Средства персонального и структурного насилия. Типология персонального и структурного насилия с точки зрения используемых инструментов. Расширенное понимание насилия приводит к расширенному пониманию согласия: согласие понимается как отсутствие персонального насилия и отсутствие структурного насилия.

5. Методы исследования конфликта. диагностика и экспертиза конфликта

Общие и специальные методы исследования конфликта
Специфика социологического изучения конфликта
Комплексная диагностика социального конфликта
Экспертиза социального конфликта

1. Принципы, методы и методики исследования конфликтов. Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликтологическая диагностика и экспертиза, ситуационный метод. Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно.

2. Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня.

3. Комплексная диагностика социального конфликта включает в себя следующие моменты: а) возможно более полное описание условий конфликта, его участников; б) непосредственный повод конфликта; в) симптомы его проявления и содержание; г) предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая. Производится также сравнительный анализ схожих случаев и дается их характеристика. Методики диагностики социального конфликта строятся по общей схеме, но всякий раз применительно к конкретному явлению.

4. Экспертиза социального конфликта состоит в оценке достоверности полученной информации и данных о конфликте, в анализе причин и оснований конфликта, возможных направлений протекания и последствий конфликта, способов регулирования и разрешения конфликта. Имеются различные процедуры экспертизы конфликта. Например, разработаны социальные экспертные шкалы, по десятибалльной шкале оценивается значимость последствий конфликта и их вероятность.

РАЗДЕЛ II.
Динамика социального конфликта

6. Источники, основания и причины социального конфликта

Внешние и внутренние условия социального конфликта
Источник, основания, причины и движущие силы конфликта
Фазы развития конфликта

1. К необходимым условиям социального конфликта следует отнести социальную позицию, экономическое положение людей, а также степень идентификации человека с конкретной группой, культурную зрелость. Именно социальная позиция (положение) обеспечивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Последние воздействуют на формирование соответствующих реалистических желаний и устремлений. Положение, запечатленное в желаниях, чувствах и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности? в интересы, которые и выступают в качестве основного мотива социального поведения. Противоречие же социальных интересов является главной причиной конфликтов.

2. Формулу социального конфликта можно представить как единую трихотомическую систему "субъекты? интересы? действия". Таким образом, социальная причинность конфликта определяется такими социологическими категориями как потребности, интересы и ценности. Именно они являются внутренними побудителями активности, т.е. общее между потребностями, интересами и ценностями состоит в том, что во всех случаях мы имеем дело со стремлением людей, воздействующим на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые жизненно необходимы, то интересы и ценности стимулируют действия, исходящие из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса и ценности? это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социальной группы, которые обеспечивают получение этого блага. А поскольку эти позиции не равны, постольку интересы и ценности в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Следовательно, интересы и ценности связаны с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставленных действующему лицу обществом.

3. Конфликт имеет определенный набор элементов и стадий развития, которые характеризуют различного рода конфликтные взаимодействия как на уровне личности, так и между субъектами. С одной стороны, это стадии развертывания социального противоречия, а с другой? собственная динамика социального конфликта.

7. Формы выражения, структура и функции социального конфликта

Структура конфликта
Функции конфликта
Формы выражения социального конфликта

1. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

  1. противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);
  2. люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);
  3. объект конфликта (скрытые нужды) ? блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт;
  4. предмет конфликта (открытые нужды) ? материальные образования с ним связанные;
  5. столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит "противоречие в действии".

Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать "недоразвитым" в силу его остановки своего развития на стадии противоречия.

2. Функции конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: а) интегративная; б) коммуникативная; в) мобилизационная; г) деструктивная; д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта.

3. Формы выражения социального конфликта имеют различные модификации. Они резко отличаются в зависимости от уровня субъектности. Внутриличностный конфликт представлен многообразно. В частности, такие формы как эмоционально-психическая напряженность (тревога, страх, фрустрация), столкновение противоположных норм, ценностей, оценок, переживаний, настроений и стереотипов поведения свидетельствуют о внутреннем разладе, выражаемом вовне в неакдекватных действиях. Межличностный конфликт всегда представляет собой непосредственные формы очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества, столкновения и поиска согласия. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт, как правило, вначале аморфен (случайные коллизии), но по ходу его развертывания структурируется и воплощается в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей. На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило, оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты. Конфликты в организациях? это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.

8. Модели развития социального конфликта на разных уровнях

Динамика внутри- и межличностного конфликта
Динамика межгруппового конфликта
Динамика социального конфликта

1. Внутри- и межличностный конфликт включает в себя не только чисто психологические, социально-психологические характеристики, но и такие процессы как конфликт мотивов, ценностей, деперсонализацию, самоотчуждение, интериоризацию социальной напряженности, агрессию, и др., показывающие инверсию (превращение) внешнего конфликта в структуру ценностей и поведения личности.

2. Межгрупповой конфликт отличается насыщенностью, напряженностью и разнообразием интерсубъективных связей. При этом формируется особая микросоциальная среда, где индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя с своей группой и противопоставляют чужой. Феномен "мы" и "они". Сочетание групповой сплоченности, эмоциально-действенной идентификации и групповой враждебности. Конфликт индивидуальности и типичности в случае слитности с группой.

3. Динамика социального конфликта включает в себя следующие элементы и фазы: 1). Причина конфликта: несовпадение интересов (объективное противоречие); 2). Факторы, влияющие на возможность разрастания, причины конфликта (обострение объективного противоречия); 3). Осознание субъектами конфликт противоречивости интересов (конфликтная ситуация); 4). Инцидент (повод) для конфликта; 5). Реакция субъектов на конфликт. 6а). Пассивная (конфликт не происходит); 6б). Активная (конфликт происходит): деструктивный уровень - конструктивный уровень; 7). Управление конфликтом; 8а). Происходит; 8б). Не происходит; 9а). Функциональные (позитивные) последствия; 9б). Дисфункциональные (негативные) последствия; 10). Регулирование и разрешение конфликта.

9. Основные подходы и стили разрешения конфликта

Подходы к разрешению конфликта в разных социальных системах
Многообразие стилей разрешения конфликта
Управление конфликтом

1. Разрешение конфликтов зависит от общих принципов социально-экономического и политического порядка, принятых в конкретном обществе. Социальные системы могут быть тоталитарными, авторитарными и демократическими. Для анализа применимости разных подходов к разрешению конфликта применяется дифференцированное рассмотрение по критериям социальной значимости (ценность), пригодности (польза) и эффективности (продуктивность).

2. Различные стили, проявляющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установлений, поощряющих, безразличных или запрещающих тот или иной стиль поведения при разрешении конфликта. См. материалы к семинару № 3: таблица стилей и подходов разрешения конфликта.

3. Продуктивность конфликта является необходимым условием для налаживания переговорного процесса между сторонами. На фоне конструктивности возникает следующая стадия конфликта как процесса? это управление. Управление конфликтом? это прежде всего анализ структуры данного конфликта (выделение субъектов, причин, объекта конфликта и т. д.); определение стадии, на которой находится конфликт; прогнозирование дальнейшего развития конфликта и разработка и применение методов его разрешения. Управление конфликтом подразумевает посредника (медиатора), который будет непосредственно решать поставленные задачи.

10. Способы регулирования и разрешения конфликта

Способы разрешения конфликта
Виды принуждения и протеста
Виды компромисса
Модели поведения в конфликтных ситуациях

1. Технологии разрешения любого конфликта строятся на применении различных способов: а) насильственные (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения); б) ненасильственные или мирные (переговоры, соглашение, компромиссы); в) протестные (митинг, забастовка, стачка, гражданское неповиновение).

2. Насильственные способы разрешения конфликта, по сути, ведут к упразднению, или подавлению одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психических до физических. Интересен способ переноса вины и ответственности на слабейшую сторону и применения по отношению к ней принудительных санкций. Таким образом, устраняется подлинная причина конфликта интересов и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля.

3. Главный момент динамики мирного разрешения конфликта? это нахождение пунктов согласия (компромисса), введение его в конструктивные рамки и налаживание переговорного процесса. Надо отметить, что на современном этапе развития российского общества именно конструктивный диалог и техника ведения переговоров являются самым слабым местом на всех уровнях. Переход к рыночно регулируемой экономике, демократическому правовому государству немыслим без установления баланса интересов и соответственно без переговоров. Они? его важнейшая составная часть процесса разрешения разного рода конфликтов.

4. Модели поведения в конфликтных ситуациях. Культурные и социально-психологические предпосылки типа поведения в конфликтных ситуациях. Репертуар ролей при выборе поступка и действия. Игровые модели включения в конфликт и выхода из него. Соционический подход в разрешении конфликтных ситуаций.

РАЗДЕЛ III.
Конфликты в разных сферах

Конфликты в сфере культуры
Внутри- и межкультурный конфликт
Пределы совместимости и различий субкультур. Маргинализация и плюрализм культуры как фактор индивидуализации 2. 2. Контркультура

1. Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных начал общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами, например, поколенческими, территориальными, принадлежащими одной общей культуре.

2. Пересечение разных национальных культур в регионах проживания ведет к их постоянному соприкосновению и улаживанию взаимной экспансии. Взаимопроникновение культурных ценностей имеет свои границы, свой предел проницаемости, за чертой которых начинается насильственное вторжение в ее ткань, что ведет к закрытому или открытому конфликту. Маргинализация культуры свидетельствует не только о вытеснении на периферию отдельных социокультурных групп, но и об умножении (плюрализации) культурного поля. Конфликтологический подход позволяет найти адекватные решения для поддержания мультикультурного состояния общества.

3. Контркультура является очевидным выражением конфликта культуры общества между поколениями и социальными группами, отвергающими общепринятые ценности и нормы. Конфликт субкультур дает шанс и для обнаружения оригинальных самобытных проявлений, и, соответственно, для подавления или поддержки оппозиционных ориентаций. Следовательно, в области культуры есть механизмы конфликтного самообновления, культурного протеста против господствующих ценностей, не представляющих более интересов нонконформистских групп.

12. Социология экономических конфликтов

Конкуренция за ресурсы, условия производства, новые технологии и потребителя. Конкуренция за рабочие места
Социальные аспекты экономического конфликта
Конфликт в системе отношений собственности

1. Конфликт в экономической сфере проявляется, прежде всего, как конкуренция за ресурсы, условия производства, новые технологии и сбыт продукции. Это также соперничество за рабочие места, конкуренция за возможность трудиться. Потенциал конфликта в хозяйственной сфере чрезвычайно велик, но в современной экономике он достаточно регулируется политически, юридически, морально на различных уровнях. Примеры торговых войн, жесткой конкуренции за получение заказов, протекционисткой политики и др. свидетельствуют о конфликтогенности в сфере экономики. Конфликтное поведение и многообразие форм конкурентного действия.

2. Социальные аспекты экономического конфликта затрагивают важнейшие стороны общественной жизни. Это и борьба за экономическое господство, и за справедливое распределение национального богатства, и за поддержание необходимого уровня занятости, и конфликты по поводу условий и оплаты труда. Экономический конфликт постоянно воспроизводится практически в любом современном обществе в разных формах борьбы капитала и труда и регулируется на уровне чисто экономического компромисса, либо за счет государственного вмешательства.

3. Экономический конфликт прямо или косвенно покоится на доминирующих отношениях собственности конкретного общества. Собственность есть не что иное, как распределение экономического господства и власти в обществе. Следовательно, социальная и политико-правовая борьба за легитимацию того или другого вида собственности составляет ядро конфликтности в обществе. Конфликт интересов собственников и несобственников создает поле социального напряжения, поэтому в обществе формируются механизмы сохранения легитимного характера собственности и как имущества, и как присущих ей социально-экономических функций.

13. Социология политических конфликтов

Конфликты в сфере политики. Бюрократизация конфликта
Власть и господство? предмет конфликта. Конкуренция политических элит
Политизация социальных конфликтов. Этнополитические конфликты

1. Конфликты в сфере политики весьма многообразны, так как именно здесь наиболее открыто разные общественные группы и представляющие их политические элиты ведут борьбу за завоевание и использование политических институтов, инструментов политического руководства, каналов государственного управления разными областями общественной жизни. Это взаимодействие групп интересов по поводу политического влияния на характер основных устоев общества. В отличие от конфликта в сфере политики политический конфликт представляет собой борьбу элит за власть. Рационализация политического процесса хотя и приводит к бюрократизации системы управления и власти, но лишь видоизменяет характер борьбы за политическое господство. На уровне политических структур конфликт сосредоточен вокруг собственно политических институтов, направленности их деятельности и базируется либо на оппозиции элит, стремящихся к государственной власти, либо на отстаивании политических интересов больших социальных групп.

2. Предмет политического конфликта - это распределение власти и господства в обществе между политическими элитами. Возможен конфликт между разными сегментами власти. Во-первых, между законодательной, исполнительной и судебной властями. Во-вторых, между властями разного уровня, например, центральной, региональной и коммунальной. Тип общественной системы накладывает отпечаток на протекание конфликта в сфере политики, превращая эту борьбу либо в уничтожение политического противника, тем самым искусственно снимая почву для властного конфликта, либо формируя процесс демократической смены и циркуляции носителей политической власти. По этой причине наименьшие издержки для общества имеет проводимая по установленным законам конкуренция политических элит за обладание инструментами власти.

3. Поскольку реальные общественные проблемы и конфликты требуют, как правило, политического вмешательства, постольку большинство из них приобретают не присущую им политическую окраску. Политические решения благодаря институтам государственной власти захватывают все большее пространство социокультурной жизни, подменяя собой возможность самостоятельного гражданского разрешения социальных проблем. Поэтому политизация конфликта опасна для стабильности общества. С этой точки зрения, этнополитические конфликты представляют собой образец чрезмерной политизации действительных межкультурных и межнациональных противоречий. Процесс центробежного раскачивания государства и общества на основе этнополитического конфликта свидетельствует в то же время о необходимости политического компромиссного разрешения. Наиболее непродуктивным и затратным вариантом разрешения данного конфликта является военный способ.

14. Организационные конфликты

Специфика организационного конфликта
Конфликт формальных и неформальных структур организации
Способы разрешения и управления конфликтом в организациях и между ними

1. Основной ячейкой структуры современного общества является организация. Специфика общественных отношений такова, что люди не могут быть не включены в те или иные организации. Типология организаций включает в себя следующие группы: I ? ?кономические организации (производственные, коммерческие, финансовые); II ? ?олитические, правовые и государственные организации (политические партии, органы государственного управления, министерства, органы безопасности и внутренних дел, армия, правозащитные организации); III ? ?рганизации по распространению информации (органы средств массовой информации, а также научные учреждения, культурные учреждения, клубы); IV ? ?рганизации культурной и социальной сферы: культурные учреждения, система образования (дошкольные учреждения, школы, специальные и высшие учебные заведения), охрана здоровья и спорт (поликлиники, больницы, санаторные учреждения, спортивные заведения); V ? ?бщественные объединения различного типа (партии, общественные движения. профсоюзы, творческие объединения). Конфликты в данных организациях как внутри, так и извне развертываются по своей особой логике, связанной со структурой, задачами, профессиональным и социальным составом организации.

2. Поскольку любая организация имеет формальную и неформальную структуры, постольку они ведут к взаимному столкновению и должны быть согласованы. Во-первых, формальная структура организации может прийти в противоречие с требованиями, предъявляемыми к ней, и потому необходимо внутри организации выработать механизмы совершенствования формальной структуры. Во-вторых, возможен конфликт формальной и неформальной структур. Например, наличие неформального лидерства, неформальных групп, могут привести к социальной напряженности в организации.

3. Способы разрешения и управления конфликтом в организациях и между ними покоятся на начальных принципах, которые исповедует руководство, т. е. формальные лидеры организации, и влиянии, которое оказывают неформальные структуры (лидеры) на протекание и разрешение конфликта.

15. Конфликты в условиях переходного кризисного развития российского общества

Системный конфликт как показатель трансформации российского общества
Социальная база конфликтов в российском обществе
Способы и перспективы разрешения социальных конфликтов

1. Кризисное развитие российского общества сопровождается множеством локальных социальных конфликтов на разных уровнях и в разных сферах. Поэтому можно утверждать, что налицо системный конфликт, охватывающий большинство ключевых сегментов общественной жизни. Этот конфликт цикличен, не сводим к каким-либо частным коллизиям и развертывается как цепная реакция. Данные свойства конфликтной трансформации российского общества показывают, с одной стороны, мощный заряд конфликтогенности, а, с другой - потенциал возможного перевода социальной напряженности в содержание новых мобильных структур рыночной экономики, политической мобилизации населения для осуществления собственных интересов и т. д.

2. Социальная база конфликтов в российском обществе. Реформы 90-х годов привели к сильной дифференциации и поляризации населения по доходам, собственности, по реальному уровню и качеству жизни. Социально-психологическая готовность большинства населения к преобразованиям советского народного хозяйства и государства в направлении экономической и политической свободы обернулась для многих личным разочарованием в ее результатах. Таким образом, зыбкая почва для идентификации своих ориентаций с декларируемым реформистским курсом оказалась утраченной и, наоборот, окрепло основание для открытого конфликта с этим курсом и провозглашения своих личных и групповых требований в качестве законных. В частности, социальная база конфликтности была резко увеличена прошедшей в обществе приватизацией народного хозяйства, либерализацией и жесткой финансовой политикой правительства.

3. Перспективы разрешения социальных конфликтов связаны как с демократическими процедурами легализации результатов проводимых преобразований в российском обществе, так и с легитимацией демократичных способов смены носителей политической власти (элит). Гражданское общество в России нуждается в стабильном политическом и правовом порядке, поддерживающем принципы справедливого распределения национального богатства и поощряющем одновременно высокую эффективность в экономической сфере. Социально ориентированная экономика и культурное правовое государство вместе механизмами поиска социального компромисса на разных уровнях - это минимальные условия перспектив снижения остроты общественных конфликтов в России и превращения их негативной энергии в конструктивное созидание собственной жизни.

Первыми исследователями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изучению агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации агрессии. Начало этим разработкам было положено серией исследований, выполненных в 30-50-х годах группой специалистов Йельского университета (Дж.Доллард, Л.Дуб, Н.Миллер, А.Бандураи др.). Рассмотрение понятия конфликт представляет интерес с позиции двух подходов: социологического и социально-психологического. Принципиальное различие этих подходов заключается в том, что первый ориентирован на анализ общественных конфликтов и их роли в социальной жизни; второй - на взаимодействия, межличностные отношения.

Социологический подход к исследованиям конфликта представлен взглядами Т.Парсонса, Г.3иммеля, Л.Козера, Р. Дарендорфа, К.Маркс, Э.Мэйо, Р.Мертон и др.

Т. Парсоснс - основоположник функциональной («равновесной») модели общества - рассматривал общество как единую, стабильную систему, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элементов. Автор развивал идею гармонизации в социальной структуре общества. С точки зрения Т.Парсонса, конфликт - это социальная болезнь, которую необходимо лечить. Решающая роль в стабилизации социальной системы принадлежит социальным институтам (правовым, религиозным и т.д.), которые осуществляют регуляцию в обществе через социальный контроль, ограничения, запреты. Таким образом, для Т.Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Нормой же, с его точки зрения, является бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Идее «социального равенства» была противопоставлена идея «социального изменения». Г. Зиммель утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, что у людей существует изначальная потребность во враждебности, которая оказывается специфической формой или основой человеческих отношений, и личность не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию. Исходя из этих утверждений, конфликт понимается не как столкновение идей, а как выражение враждебности в отношениях между людьми. Он говорит о том, что наряду с симпатией существует «естественная враждебность между человеком и человеком», которая является «основой человеческих отношений» (1994, с. 116). По мнению Г.Зиммеля, в мире постоянно происходит борьба, и часто в самых разрушительных её проявлениях.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф, развивая идеи Г.Зиммеля, определяет социальный конфликт как «любое соотношение элементов, которому присущи объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности. Конфликт называется социальным, если его можно вывести из структуры социальных единиц, то есть если он не индивидуален (1974). Р. Дарендорф считал, что конфликты всегда были и будут присущи любому обществу в силу неизбежного различия интересов, которые вырастают из противоречий, возникающих в обществе.

Идеи Г.Зиммеля нашли удачное воплощение в теории позитивно-функционального конфликта, разработанной американским ученым Л.Козе-ром. Критикуя подход ХПарсонса, он отмечает, что конфликты являются продуктом внутренних изменений в обществе, результатом взаимодействия различных элементов социальной системы. Конфликт, по его мнению, не препятствует стабильности. Идее «социального равенства» Л.Ко-зер противопоставил идею динамических социальных изменений, изобилующих конфликтами. Конфликт возникает из-за стремления отдельных членов общества ли групп повысить свою долю вознаграждения. Социальный конфликт Л.Козер определяет как борьбу из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы. В этой борьбе целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Успех Л.Козера, по мнению Н.В.Гришиной, не в попытках противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка (2000, с. 29). Он признает конфликт в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений.

Социально-психологический подход предполагает рассмотрение конфликта как «конкурентного типа взаимодействия, заключающегося в реализации разной направленности ценностно-мотивационных ориентаций субъектов путем их противодействия и формирования негативного отношения друг к другу. Проблема конфликта решается здесь в рамках мотивационного подхода. Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными мотивами - оно может породить новые и погасить старые.

Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии общую дескриптивную модель конфликта предпринимались А.А.Ершовым (1973), Л.А.Петровской (1977), Б.И.Хасаном (1996), Н.В.Гришиной (2000), Н.И.Леоновым (2002). Эти работы послужили хорошим основанием для разработки типологии стратегий и поэлементного анализа формальных моделей конфликтных ситуаций. Исследования В.А.Соснина(1979), Т.А.-Полозовой(1980), Н.И.Фрыгиной(1980), А.И.Донцова(1984), А.Я.Анцу-пова (2001) позволили отечественным прикладным психологам выполнить значительное количество Гфактико-ориентированных разработок.

Большой вклад в исследование межличностных конфликтов внес М.Дойч. В его теории конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов. Он выделяет два типа взаимодействия: конкуренция и кооперация. Конфликтным, по мнению М. Дойча, является конкурентное взаимодействие, т.к. достижение целей одной стороны мешает достижению целей другой стороны. Соперничество вызывает использование тактики угрозы и хитрости; ограничение коммуникации; минимизацию осознания сходства в ценностях и увеличение чувствительности к противоположным интересам и т.д. Кооперация, напротив, является наиболее эффективным типом взаимодействия. Её отличает: открытость в коммуникации, усиление восприимчивости участников сходству и общности интересов, увеличение желания помогать другим и т.д.

Конфликт, как считает М.Дойч, может быть конструктивным или деструктивным. Конфликт является конструктивным, если его участники удовлетворены результатом конфликта. Конструктивная функция конфликта заключается в том, что он способствует личностному и социальному движению вперед; в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение; конфликт может приводить к формированию новых отношений и способствовать росту сплоченности группы. Признаками деструктивного конфликта являются: расширение и эскалация, т.е. конфликт становится независимым от исходных причин, и в случае устранения причин конфликт продолжается. В целом, продуктивное развитие конфликта М.Дойч видит в совместном усилии сторон для решения проблемы и сравнивает с решением творческих задач.

Теорию межгругшового конфликта более детально сформулировал Д.Кемпбелл: реальный конфликт интересов между группами обуславливает отношения конкуренции и ожидает реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза обуславливает: враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; увеличение внутригрупповой солидарности; полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемости границ группового членства; уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы (1979). Итак, в рамках мотивационной концепции были сформулированы основные представления о функциях, типологии конфликта, способах его регуляции.

Наряду с мотивационным подходом к изучению конфликтов широкое распространение получил ситуационный подход - как концепция, утверждающая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Неопределенность внешней среды - функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.

Ситуационный подход создает методологическую предпосылку для объективного психологического исследования личности в деятельности, в развитии; дает возможность моделировать характеристики конфликтной ситуации в динамике, в структурных и функциональных трансформациях, обусловленных меняющимся ситуационным контекстом жизнедеятельности или профессиональной деятельности.

Ситуационный подход, исходя из развиваемого им понимания природы социальных, в том числе и конфликтных ситуаций и их влияния на поведение, предлагает иную возможность - изменение ситуации за счет модификации тех или иных её базисных черт. Конструирование соответствующих структурных компонентов конфликта влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей (М.Аргайл, Н.В.Гришина, КШ.Емельянов). Допускается возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изменение ситуации.

Такой подход, акцентирующий внимание на изучении ситуации взаимодействия, получил наибольшее выражение в области исследования межгрупповых конфликтов в работах М.Шерифа. Исследователь видел проблемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредственного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстроил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и кооперации. В своей теории М.Шериф выдвинул положения о причинности межгрупповых конфликтов (1967).

Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и, в большей степени, акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористкой традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М.Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных сторон.

Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, подстройки её под существующие условия. K.Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980). К.Левин выводил конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Ценность теории конфликтов К.Левина заключается в том, что он связывает внутриличностный конфликт и поведение.

Определяющее значение для возникновения межличностных конфликтов имеют факторы ситуации. В конкурентной ситуации, например, будучи в отношениях соперничества с партнером, либо просто сталкиваясь с его конкурентным поведением, человек оказывается перед необходимостью ответного реагирования. Он будет реагировать выбором конкурентного или кооперативного ответа (либо уходом от взаимодействия) главным образом в зависимости от различных факторов ситуации (характера проблемы, партнера и т.д.), которые могут быть наблюдаемы и описаны.

Ситуационный стиль взаимодействия учителя и ученика, по мнению Абрамовой Г.С., характеризуется тремя разновидностями: ситуационный (ситуативный), операциональный, ценностный. Ситуативный проявляется в том, что ученик воспринимается учителем, как средство решения педагогической задачи. Стиль по типу: «делай то, что делаю я». Операциональный стиль характеризуется принципом «делай таким же образом, как я», т.е. учит ребенка строить свою деятельность с учетом условий действия. Ценностный стиль взаимоотношений в общем виде может быть выражен так «человек - мера всего». Это обоснование действий не только с позиции их объективного строения, но и с позиции взаимозависимости в плане человеческой деятельности (1988).

В рамках управленческих процессов интересны исследования С.И.Ериной по изучению ролевого конфликта управленца первичной производственной группы. Ролевой конфликт понимается ею как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнению. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посредством которой группа контролирует деятельность своих членов (2000).

Построение практики коррекционных воздействий также имеет свои особенности. Так, в дискуссионных рабочих группах Р.Ликкерта психолог-консультант «способствует процессу групповых взаимодействий, обеспечивает разработку групповых норм для конструктивного обсуждения и разрешения групповых конфликтов, выступает как источник социально-психологических знаний членов группы» (R.Likkert, 1961). Здесь явно чувствуется предпочтение так называемой стратегии «сглаживания» или, еще лучше, недопускания конфликта. По сути эта идея является ведущей в осуществляемой нами тренинтовой практике, где происходит персональное или оснащение способами-навыками эффективного поведения в уже случившемся конфликте или лучшего (с меньшими затратами) переживания самого факта столкновения или его последствий.

Начало пересмотра однозначно деструктивной функции конфликта и, следовательно, обнаружение потребности в рассмотрении этого явления в другом психологическом ракурсе, можно связать с работами М.Фоллет (1942), азатем А.Филлей (1979), Н.В.Гришиной(1983), А.И.Донцова(1984), А.-Н.Перре-Клермон(1986),Д.Дена(1994),Б.Й.Хасана(1996),А.Я.Анцу-пова (2001), Н.И.Леонова (2002). Прикладное значение разработок проблем конфликта четко выразилось в двух областях: 1) методическое оснащение исследователей и преподавателей; 2) коррекция в практических ситуациях, социально-психологический тренинг, ориентированный на развитие специальных умений.

Конфликт с точки зрения социологии - это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.

Идея неизбежности социальных конфликтов имеет давние корни: она присутствовала в философских и социологических теориях Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Гумпловича и многих других мыслителей. Например, Н. Михайловский, Ж. Тард, Г. Лебон, Ч. Кули рассматривали социальный конфликт как проявление естественного закона борьбы за существование. Социологи М. Вебер, В. Парето, Г. Моска большое внимание уделяли политическим аспектам социальных конфликтов и считали их следствием борьбы различных социальных групп за власть.

Основные социологические теории социального конфликта. Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США).

Концепция социального конфликта по Л. Козеру

Американский социолог Льюис Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» определял конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в обладании ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Козер подчеркивал, что любой конфликт имеет идейную природу, то есть различие интересов и взглядов людей.

Конфликты могут выполнять не только конструктивные, но и негативные функции, которые имеют место в обществах, где существуют «враждебные классы» и где революционное насилие может разрушить социальные связи и саму социальную систему. Позитивные же функции конфликтов состоят в том, что они способствуют укреплению социальной системы, установление границ и сохранению солидарности внутри социальных групп, социализации и адаптации индивидов, поддержанию баланса сил, стимулированию нормотворчества и социального контроля, и в целом - развитию механизмов управления социальными процессами.

Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.

Социальный конфликт, по Козеру, это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Это наиболее распространенное определение конфликта в западной политологии.

Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага («предателя»), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к “уклоняющимся” членам.

Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с «равновесно-интегральной» теорией и консенсусным принципом структурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго.

Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу

Ральф Дарендорф в середине 1960-х гг. выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, известной как конфликтная модель общества. Его работа “Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе” (Dahrendorf R. Classes and Class Conflict Society. 1965) получила широкое признание.

Суть его концепции в следующем: любое общество постоянно подвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент общество переживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения, антагонизмы и как результат структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.

Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. Поэтому и в демократическом обществе конфликты имеют место, но рациональные методы регулирования делают их невзрывоопасными. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания в регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории, - пишет Р. Дарендорф - Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники» Функции конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: а) интегративная; б) коммуникативная; в) мобилизационная; г) деструктивная; д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта.

Формы выражения социального конфликта имеют различные модификации. Они резко отличаются в зависимости от уровня субъектности. Внутриличностный конфликт представлен многообразно. В частности, такие формы как эмоционально-психическая напряженность (тревога, страх, фрустрация), столкновение противоположных норм, ценностей, оценок, переживаний, настроений и стереотипов поведения свидетельствуют о внутреннем разладе, выражаемом вовне в неадекватных действиях. Межличностный конфликт всегда представляет собой непосредственные формы очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества, столкновения и поиска согласия. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт, как правило, вначале аморфен (случайные коллизии), но по ходу его развертывания структурируется и воплощается в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей. На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило, оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты. Конфликты в организациях - это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.

Cлайд 1

Cлайд 2

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА Р. Даррендорф создал теорию конфликтной модели общества. По его мнению, общество постоянно подвержено социальным изменениям, т.е. всегда испытывает социальный конфликт. Социальное неравенство членов общества и порожденные им социальные противоречия создают социальную напряженность и конфликт. На конфликт влияют интересы субъектов. Даррендорф выделяет среди них интересы: объективные (латентные); субъективные (явные).

Cлайд 3

Этапы модели: выявление сторон конфликта - формирование интересов группы и направленности на их защиту; осознание скрытых (латентных) интересов субъектов и организация групп, имеющих общие интересы; столкновение групп (классов, наций, партий и т.д.).

Cлайд 4

уровни, на которых может происходить конфликт: между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль; между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно; внутригрупповые конфликты; между социальными группами; конфликты на уровне общества в целом; межгосударственные конфликты.

Cлайд 5

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия – от микро- до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным и постиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту и значимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений в обществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Cлайд 6

ТЕОРИЯ ПОЗИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Л. Козер обосновал данную теорию. По его мнению, конфликт - "борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника". Считается, что в закрытом обществе конфликты разрушают социальные связи, приводят его к революции. В открытом обществе конфликтам дается выход, и они могут способствовать развитию общества. Позитивные функции конфликта: разрядка психологической напряженности; коммуникативно-связующая функция; консолидирующая функция (в процессе конфликта появляется интерес к сотрудничеству).

Cлайд 7

Причины конфликтов: Дефицит каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей. Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. По разному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Cлайд 8

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию. Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества. Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Cлайд 9

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию. Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества. Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта.

Cлайд 10

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ Конфликты классифицируются по сферам жизни (социальный конфликт, национальный конфликт и т. п.), а также в зависимости от субъектов и зон разногласий: личностный - конфликт на уровне сознания личности; межличностный конфликт - разногласия между людьми; межгрупповой - конфликт между социальными группами и общностями; конфликт принадлежности - когда индивиды имеют двойную принадлежность (например, входят в конкурирующие, но преследующие одну цель группы); конфликт с внешней средой - давление со стороны административных, экономических норм и предписаний, конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы.